Государственное образовательное учреждение
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий
РЕФЕРАТ
По специальной педагогике
Тема: Социально-трудовая реабилитация лиц
с ограниченными возможностями здоровья
Выполнил:
студентка 2 курса ДО-131
Клюева Е.А.
Проверил:
Кандидат п. наук, асс. Ланина Е.М.
Кемерово 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………3Глава 1. Оккупациональная терапия: современные задачи и принципы…….4
1.1 Задачи оккупациональной терапии………………………………………………………..4
1.2 Принципы оккупациональной терапии……………………………………………..5
1.3 Категории людей, которым требуется оккупационная терапия……………6
Глава 2. Этапы оккупационной терапии…………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………………….14
Введение
Принципы организации и задачи службы медицины
... сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих ... 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. ... завхоз) и 5 звеньев по 4 человека; во главе каждого из них стоит командир звена, назначаемый из ...
В повседневной жизни мало кто из нас обращает внимание или не обращает вообще на то, как мы выполняем различные действия. Привычные дела выполняются машинально, как само собой разумеющиеся. Никто не задумывается о том, что, чтобы вымыть посуду, приготовить еду и взять ложку со стола нужно тоже выполнять действия руками, а тем более никто не задумывается о том, какая группа мышц, какие суставы задействованы при выполнении повседневной работы. Все меняется, когда функции утрачиваются или нарушаются. Это происходит в результате перенесенного заболевания или полученной травмы, которые, как правило, происходят внезапно и существенно меняют жизнь человека. Кроме того, у лиц с патологиями появляется экзистенциальный страх (страх одиночества, страх смерти).
В связи с этим реабилитационной наукой вводится понятие оккупационная терапия.
Оккупациональная терапия предусматривает деятельность, направленную на реабилитацию лиц, нуждающихся в уходе за собой; организацию досуговой деятельности, отвечающей культурным и духовным потребностям, выполнение трудовой деятельности. Применяются различные технологии, направленные на восстановление трудовых навыков: вышивание, вязание на спицах и крючком, декупаж (тканевая аппликация), изготовление мягкой игрушки, изодеятельность (рисование), картонажные работы, папье-маше, пластилинопластика, работа с природным и бросовым материалом, роспись по стеклу (витраж), работа с оргстеклом, пластиком, тестопластика, флористика, икебана, выжигание по дереву, плетение сетей, резьба по дереву, штамповка гипсовых фигур, оригами, бисероплетение, уход за декоративными птицами, рыбками, подшивание газет, реставрация книг, мелкий ремонт одежды, ремонт мебели, инвентаря, обуви, инвалидных колясок, уход за растениями, озеленение учреждения и многое другое. Главной задачей оккупациональной терапии является достижение максимально возможной самостоятельности каждого с ограниченными возможностями, обеспечение успешного и независимого выполнения оккупациональных действий.
Глава 1. Оккупациональная терапия: современные задачи и принципы 1.1 Задачи оккупациональной терапии
Термин оккупациональная терапия происходит от англ. occupatinal therapy — лечение занятием. Оккупациональная терапия (ОТ) предусматривает деятельность, направленную на реабилитацию лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи при уходе за собой, провождении досуга и выполнении трудовой деятельности. Все эти виды занятий объединяются в понятие оккупациональной деятельности. Работа специалистов по ОТ направлена на помощь лицам, чья оккупациональная деятельность страдает вследствие травмы или заболевания, психических или эмоциональных нарушений, врожденных или приобретенных заболеваний, либо в результате возрастных изменений. Целью ОТ является:
* расширение независимости и автономности человека в плане перечисленных занятий;
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
* обеспечение успешного и независимого выполнения оккупациональных действий. [1]
Объектом ОТ являются люди, нуждающиеся в восстановлении и нормализации оккупациональной деятельности. При этом проявление клинических нарушений рассматривается только с учетом взаимосвязи с оккупациональной деятельностью. Медицина накапливает информацию о признаках и симптомах заболеваний, нарушений или травм и разрабатывает способы лечения. ОТ собирает информацию о самообслуживании, проведении досуга и трудовой деятельности пациентов и осуществляет стратегию, направленную на восстановление и нормализацию оккупациональной деятельности.[4]
В процессе реабилитации ОТ оценивает также психологические, социальные и экологические факторы, которые оказывают влияние на оккупациональную деятельность. Следует отметить, что не все болезни и не во всех случаях приводят к нарушению оккупациональной деятельности пациентов. Например, перелом ноги или простуда ухудшает состояние здоровья, но не приводят к стойкому нарушению оккупациональной деятельности. Отклонения в состоянии здоровья могут быть весьма существенны, но не вызывать нарушений тех функций, которые определяют оккупациональную деятельность человека. Так, пациент, перенесший ампутацию нижней конечности выше коленного сустава, может продолжать работу учителя, поскольку этот род деятельности не требует значительней мобильности. В случае, когда профессия требует высокой подвижности, необходимо помочь этому человеку адаптироваться, чтобы он мог справиться с работой. Имеется много заболеваний, которые носят хронический характер и слабо поддаются лечению. [1]
ОТ оказывает помощь людям, страдающим такими заболеваниями, несмотря на их состояние здоровья. ОТ может пользоваться различными методами, чтобы помочь пациенту восстановить независимый образ жизни. Это могут быть и медицинская реабилитация, и социальная адаптация, и восстановление деятельности за счет использования вспомогательных приспособлений. Таким образом, ОТ исходит из представления о том, что состояние здоровья человека определяется рядом факторов, которые лежат за границами понятий о болезни или патологическом состоянии. Наличие болезни является важным, но не единственным фактором в определении оккупационального здоровья. Как правило, пациент, оккупациональная деятельность которого ограничена по состоянию здоровья, будет хорошо поддаваться терапии, которая сочетает медикаментозное лечение и компенсаторные приемы оккупациональной терапии.[4]
1.2 Принципы оккупациональной терапии
ОТ руководствуется следующими принципами:
* Участие в оккупациональной деятельности жизненно необходимо. Такое участие позволяет человеку удовлетворять природные потребности, приобретать навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем, достигая чувства удовлетворенности и значимости.
* Участие в оккупациональной деятельности является важным компонентом социальной адаптации человека. Оккупациональная деятельность людей осуществляется в определенной социальной и культурной среде. Нарушение оккупациональной деятельности может повлиять на способность человека исполнять социальные обязанности.
* Участие человека в оккупациональной деятельности зависит от воздействия ряда факторов, которые включают индивидуальные особенности, характер и смысл оккупациональной деятельности, социальную и окружающую среду, на фоне которых осуществляется эта деятельность. Представление об индивидуальной оккупациональной деятельности складывается на основании тщательной оценки всех этих факторов и взаимоотношений между ними.
Многообразие деятельности человека
... процесса труда получается результат, который раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально.Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное ... том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем.Нюх не приводит человека к продуктам питания, механический навык не побуждает ...
* Каждый пациент активно вовлекается в процесс ОТ. Взаимоотношения между пациентом и специалистом по ОТ носят характер сотрудничества. И тот, и другой вносят в этот процесс свои знания, умения и опыт, участвуют в разработке и осуществлении приемов ОТ.
* Каждый человек имеет возможности для своего развития и совершенствования. Хотя возможности и способности могут быть ограничены по разным причинам, человек всегда имеет потенциал к развитию и совершенствованию. Люди, страдающие недееспособностью, все же располагают резервами для удовлетворительной оккупационадьной деятельности.
* Между элементами, составляющими занятия, должен быть баланс, который необходим для обеспечения здорового и благоприятного образа жизни. Уход за собой, досуг и трудовая деятельность образуют определенную структуру в повседневной жизни человека. Возможность деятельности в каждой из трех областей обеспечивает удовлетворение потребностей человека в занятиях. Например, человек, у которого уход за собой занимает слишком много времени, не сможет участвовать в трудовой деятельности и, следовательно, удовлетворять потребность в значимой социальной сфере или достичь экономической независимости.
* Оккупациональные занятия, а также требования и обязательства, связанные с оккупациональной деятельностью, изменяются на протяжении жизни и должны рассматриваются в перспективе развития. Специалисту по ОТ необходимо учитывать возрастные особенности пациента.
* Вовлечение пациента в оккупациональную деятельность считается нормальным и социально оправданным. Она может проводиться в той форме, которая позволяет пациенту интегрироваться в социальную жизнь. Поэтому во внимание должны приниматься как возможности пациента, так и особенности окружающей обстановки.
* Оккупациональная деятельность используется в качестве терапии. Оккупациональные занятия позволяют развивать способности и навыки пациентов, которые могут быть использованы в повседневной жизни. Они позволяют пациентам адаптироваться к окружающей обстановке. На основании изложенного можно сказать, что оккупациональная терапия состоит из комплекса знании, умений и навыков, которые помогают лицам с ограниченными возможностями сохранять здоровье, уменьшать последствия инвалидности и вести независимый образ жизни.[1]
1.3 Категории людей, которым требуется оккупационная терапия
Ключевой элемент оккупационной терапии — выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи — жизненно важная цель лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей индивида в контексте его окружения — сущность оккупационной терапии. Для кого предназначена оккупационная терапия? Оккупационная терапия (ОТ) необходима младенцам и детям с проблемами, которые вызваны следующими диагнозами:
Обучение учащихся умениям и навыкам
... целостного действия требует для своего осуществления специфических умений и навыков. Решение проблемы обучения умениям и навыкам связано со знанием психологической структуры человеческих действий. Любое предметное ... действия не ограничивается овладением способами выполнения определенной системы движений. Оно необходимо включает в себя освоение способов сенсорного контроля и корректировки движений в ...
- недоношенность;
- церебральный паралич или мускульная дистрофия;
- отклонения в развитии, включая умственную отсталость, spina bifida, врожденные аномалии;
- педиатрические заболевания, например детский ревматический артрит;
- трудности в обучении, школьная неуспеваемость;
- эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм, фобии.
Ранняя ОТ для детей с этими и другими подобными проблемами позволяет:
- облегчить нормальное развитие и стимулировать раннее обучение;
- развить двигательные навыки, понимание себя, эмоциональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию;
- достичь самостоятельности в жизненных навыках, включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию.
ОТ необходима подросткам и молодым людям, испытывающим проблемы, связанные со следующими факторами:
- семейной и социальной адаптацией;
- алкогольной или наркотической зависимостью, патологическим социальным поведением, расстройствами аппетита;
- неврологической недостаточностью на почве травм, ранений головного и спинного мозга;
- ортопедическими ограничениями на почве несчастного случая или заболевания;
- нервно-психическими расстройствами и трудностями в обучении.
ОТ для подростков и молодых людей с этими и другими подобными проблемами позволяет:
- улучшить сенсорные и моторные функции;
- увеличить мобильность, силу и выносливость;
- облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование;
- стимулировать здоровые, продуктивные взаимоотношения;
- получить предпрофессиональные и профессиональные навыки.
ОТ необходима взрослым, испытывающим проблемы, обусловленные следующими причинами:
- профессиональными травмами, включая ампутации, повреждение руки, ожоги;
- сердечно — сосудистыми заболеваниями, включая инфаркт миокарда, и периферийными сосудистыми заболеваниями;
- психическими заболеваниями и угрозой психическому здоровью, включая реакции на стресс, алкогольную и наркотическую зависимость, депрессию и шизофрению;
- неврологической дисфункцией, включая опухоли мозга, склероз.[8]
ОТ для индивидов с этими и другими подобными проблемами позволяет:
- увеличить возможности для самостоятельного функционирования в ежедневных занятиях, требующих применения физических, социальных и когнитивных навыков;
- расширить функции с использованием терапевтической деятельности или реабилитационных технологий, включая протезирование;
- помочь в поддержании и развитии выносливости с применением техники консервации энергии и упрощения работы;
- обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность функций;
- развить приемлемые навыки решения проблем и управления жизненными ситуациями.[5]
ОТ требуется пожилым людям с проблемами, связанными со следующими факторами:
Практикум 2. Развитие личности в обучении и воспитании. Семинарское ...
... nbsp; Практикум 2. Развитие личности в обучении и воспитании. Семинарское занятие. Темы для обсуждения и выступлений студентов. I. Методики раннего ... состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, ... По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что ...
- утратой физических функций в результате артрита, сердечных заболеваний, рака, цереброваскулярной травмы, болезни Паркинсона;
- ослаблением когнитивного функционирования по причине болезни Альцгеймера, органического поражения мозга, артериального склероза или депрессии.
ОТ для пожилых людей с этими и другими подобными проблемами позволяет:
- затормозить или предупредить дегенеративные эффекты старения или функциональных затруднений;
- увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанные с ней навыки самообслуживания;
- предоставить объективную оценку когнитивного функционирования в связи с важнейшими жизненными навыками, скажем, такими как обращение с деньгами, планирование питания и приготовление пищи;
- обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы поддержать или усилить функциональную независимость;
- оценить жизненную среду в аспекте архитектурных или инвайро-ментальных барьеров;
- справиться с изменениями и утратами, сопутствующими пожилому возрасту;
- найти ресурсы в социальном окружении;
- распознать и оказать сопротивление депрессии.[5, 10]
Оккупационный терапевт может также обучить необходимым навыкам и тех, кто ухаживает за больным, престарелым или инвалидом, например:
- технике снятия физического и эмоционального стресса, возникающего при уходе за кем-либо;
- способам определения и усиления возможностей человека для самостоятельной жизни;
- технике передвижения и позиции, позволяющим уменьшить затрату усилий того, кто оказывает уход;
- умению найти занятия, значимые и интересные для человека;
- умению подобрать адаптирующие механизмы, протезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным;
- способам нахождения и применения ресурсов окружения — таких как временная няня или доставка обеда на дом;[10]
К способам оборудования домашней среды для безопасности и мобильности. Оккупационная терапия в различных странах мира представляет собой интегральную часть основного комплекса услуг здравоохранения и социальной защиты, которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок. В негосударственном секторе социально-медицинского обслуживания, широко представленном в США, существует система фондов крупных корпораций, которые занимаются страхованием.[5]
Оккупационная терапия выгодна с социально-экономической точки зрения, так как позволяет:
Занятие 10. Ноотропы и средства, улучшающие кровообращение мозга
... перенесенных нейроинфекций,Цереброваскулярная болезнь, состояния после перенесенных нарушений мозгового кровообращения 3)При обучении. Пиридитол 1) Уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. ... Редко — артралгии, плоский лишай, пемфигоидные кожные реакции, алопеция. У пациентов с ревматоидным артритом и другими хроническими заболеваниями суставов — протеинурия, ...
- значительно сократить пребывание человека в больнице;
- уменьшить нужду в госпитализации и институциализации (содержании в учреждении);
- обеспечить скорейшее возвращение на работу;
- сократить число услуг и время ухода, необходимые после выписки из больницы;
- предотвратить осложнения и последующую инвалидность;
- облегчить возвращение человека в общество.[7]
В ряде стран оккупационные терапевты и ассистенты по ОТ работают в разнообразных учреждениях и организациях, например:
- отделениях скорой помощи;
- центрах детского здоровья, детских поликлиниках;
- реабилитационных центрах;
- психиатрических больницах;
- общежитиях и центрах «на полпути» (half-way) для людей, возвращающихся к нормальной жизни;
- центрах психического здоровья, психиатрических диспансерах;
- государственных и частных школах;
- поликлиниках и больницах;
- центрах дневного ухода за детьми, детских садах;
- центрах для людей с нарушениями развития;
- в частной практике;
- центрах лечения ожогов;
- клиниках, специализирующихся на реабилитации рук;
- учебных центрах микрорайонов;
- неонатальных центрах интенсивной терапии;
- ортопедических клиниках;
- домах престарелых.[9]
Итак, оккупационная терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и потому нуждающимся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.[3]
Глава 2. Этапы оккупационной терапии
Процесс обучения компенсаторным приёмам складывается из нескольких последовательных этапов:
1) Оценка возможностей. Специалист по оккупациональной терапии должен определить требования пациента к обучению, принимая во внимание факторы, которые могут мешать и помогать в обучении; влияние окружающей среды.
2) Составление плана обучения. В план занятий входят: постановка целей (ожидаемый результат); этапы проведения занятий (инструктаж); использование специальных приемов обучения, способов и методов, облегчающих преподавание; характерные особенности условий обучения; способы поощрения и награждения; меры, обеспечивающие закрепление полученных данных.
3) Проведение занятий (инструктаж).
Занятия проводятся с одним или группой пациентов в соответствии с учебным планом, с внесением в него, по мере необходимости, дополнения и изменения. Обучение предусматривает выполнение внеклассных практических заданий, которые должны способствовать закреплению усвоенного материала.
Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы
... В.И. Селиверстова. - М., 1997. Семинарское занятие №2 Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха. Классификация нарушений ... Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.,1981. Запорожец А.В. Значение ранних ... Реабилитация детей . страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. - М., 1989. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики : Развитие, воспитание и обучение ...
4) Заключительный этап. Необходимо убедиться, что полученные знания и приобретенные навыки пациент успешно использует в повседневной жизни.[2]
Так же процесс обучения компенсаторным способностям складывается из нескольких стадий обучения:
— Определение степени овладения пациентом в процессе обучения навыками или понятиями весьма важно. Регулярная оценка уровня подготовленности пациента будет определять тактику для облегчения обучения. — Готовность к обучению. Этот этап предшествует проведению занятий (инструктажу).
Пациент, готовый к восприятию новой информации и освоению новых навыков, осознает необходимость получения новых знаний и заинтересован в повышении уровня своей подготовки. Пациент, который не достиг такого уровня, извлекает мало пользы в процессе обучения, поскольку он не осознает необходимости приобретения новых знаний и умений, не готов к обучению или использованию этих знаний в повседневной жизни. — Овладение знаниями и умениями. На этом этапе, используя инструктаж, пациент овладевает знанием или умением. Он должен продемонстрировать владение материалом, усвоенным за период обучения. Например, пациент с нарушением движений показывает свое умение перемещаться из инвалидного кресла на сидение автомобиля. Или же пациент с проблемой социальной адаптации во время занятий показывает свое умение общаться при совершении покупок. Опыт, приобретенный на этом этапе, показывает, что терапевт и пациент должны будут адаптировать и изменять проведение занятий с учетом потребностей пациента. [6]
— Закрепление полученных знаний и навыков. На этом этапе пациент практически использует знания и навыки, приобретенные во время занятий, в повседневной жизни. Пациент, который освоил способы перемещения, использует это умение в различных реальных ситуациях повседневной жизни без участия терапевта. Пациент с проблемами социальной адаптации будет использовать свое умение при совершении реальных покупок в магазине. Если у пациента возникают трудности с практическим использованием приобретенных знаний и навыков, то тактика обучения должна быть сфокусирована на механизмах улучшения закрепления.[6]
В центре внимания ОТ стоят занятия, которые включают в себя три области:
- самообслуживание или уход за собой;
- трудовую деятельность;
- проведение досуга и отдыха.
На характер действий по уходу за собой, проведению досуга и трудовой деятельности оказывают влияние социальные и культурные факторы. Действия, которые в одних условиях считаются типичными и уместными, могут оказаться неприемлемыми в других. Специалист по ОТ должен учитывать эти различия в своей практической деятельности. Хотя занятия и подразделяют на три области, включающие уход за собой, досуг и трудовую деятельность, в повседневной жизни их невозможно отделить одну от другой, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, например, человек, имеющий престижную работу, может занимать свою должность, только если он в состоянии следить за собой, соблюдать правила гигиены, выполнять другие действия по уходу за собой. Некоторые виды трудовой деятельности, такие как родительские обязанности или ведение домашнего хозяйства, не имеют временных границ и поэтому эти занятия могут совпадать с проведением досуга. Следует отметить, что отдельные виды активности различными людьми понимаются по-разному. Одинокий человек рассматривает приготовление пищи как уход за собой; а семейный человек считает это трудовой деятельностью. Если оно связано с приемом гостей, то его можно рассматривать как досуг.[2]
Стресс в жизни и деятельности человека
... у более, чем 5000 пациентов и пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основе своего исследования ... соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. 2.Конфликт ролей. Конфликт ролей ...
Заключение
Оккупациональная терапия значительно отличается от других медицинских специальностей.
Объектом оккупациональная терапия являются занятия, восстановление и нормализация оккупациональной деятельности. В оккупациональной терапии проявление клинических нарушений рассматривается только с учетом взаимосвязи с оккупациональной деятельностью. Все виды оккупационной терапии очень важны, и имеют большой реабилитационный потенциал. Задача состоит в том, чтобы профессионально обучить применению средств оккупациональной терапии, различных приспособлений, технических средств реабилитации: головодержателей, корректоров осанки, горизонтальных чашек для питья лежа, бандажа, повязок, корсета, устройств для застегивания пуговиц, палки для одевания и других.
Значение ОТ очень велико как для человека с ОВЗ, так и для его семьи. Способность к самообслуживанию намного облегчает жизнь и помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, а сами занятия ОТ отвлекают от недуга. Оккупационная терапия помогает социализироваться и безболезненно влиться в общество, по возможности даже участвовать в его жизни.
Осваивая элементы ухода шаг за шагом, человек расширяет свое жизненное пространство и повышает качество жизни. Каждая, даже самая маленькая победа над недугом, когда человек может сам принимать пищу, чистить зубы, умыться и т.д., приносит ему чувство удовлетворенности и радости.
Список литературы
1. Сухова Л.С. Основы медико-социальной реабилитации/ Л.С. Сухова.- М.: 2001, 80 с.
2.Козырева О.В., Иванов А.А. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия: учебный словарь-справочник/ О.В. Козырева, — М., 2010, 280 с.
3. Бастрыкина А. В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями/ А.В. Бастрыкина, — М., 1999, 132 с.
4. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан/ А.А. Дыскин, — М.: Логос. — 1996, 224 с.
5. Корюхин Э. В. Уход за престарелыми на домy/ Э.В. Корюхин, — М., 1998. — 113 с.
6. Крупа Т., Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности/ Т. Крупа, — 1996, 223 с.
7. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов/ Л.П. Храпылина, — М.: Экзамен.- 2006, 415 с.
8. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, — Спб.: Питер., 2004, 316 с.
9. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида/ М.М. Айшервуд, -М. 1991, 86 с.
10. Кучинский С.С., Шевчук С.П., Шамес И.А. Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов/ Кучинский С.С. //Социологические исследования. 1993. № 5, С. 87-91.
16