Введение в этику делового общения

Тема 1 Введение в этику делового общения

 

1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания.

2. История развития этики деловых отношений.

3. Основные концепции в этике делового общения.

 

 

Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания.

Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессиональ но го взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа. Все они возникают как результат обмена умений, услуг, товаров и т.д. на деньги. НО одной только материаль ной основой они не исчерпываются. В ходе профессиональ но го общения людей, в деловой сфере складываются также межличностные отношения, не связанные с денежным вознаграждением за труд. Они отражают личностные характеристики людей – сотрудничество, дружба, соперничество, конкуренция, конфликты и т.д. Таким образом, изучая деловые отношения, мы сталкиваемся с межличностными отношениями, особенность ко торых в том, что их источником и причиной оказывается материальная заинтересованность сто рон.

Понятие морали. Мораль – универсальный способ регуляции отношений между людьми. В его основе лежат понятия «добро» и «зло», при помощи ко торых определяется нравственный статус человека или явления в жизни людей. Второе базовое понятие морали – «долг», ко торое описывает способ существования моральных норм (они вменяются человеку в обязанность), а также является критерием поведения (одобряются те поступки, ко торые должен делать человек).

Моральная (главная, духовная) цель всякой деятельности – благо, добро. Составные элементы морали: нравственная деятельность, нравственные отношения, мораль ное сознание.Этика – философское учение о морали, о ее сущности, структуре, функциях, развитии и роли в жизни человека и общества

Этика — философская наука, объектом изучения ко торой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаем ость во все сферы бытия, за что она и получила название «практической философии». Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей ко торого является общение людей в процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может быть нейтраль ной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в ко тором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

9 стр., 4007 слов

Мораль и этика в медицине: от Гиппократа до наших дней

... жизнерадостное настроение. Конечно, врачебная этика заключается не только в вежливости по отношению к больным и коллегам ... другие технологии намного опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая общественность вынуждена вырабатывать принципиально ... не столько лечения, сколько качественного изменения природы человека (неоевгеника). Это обстоятельство одновременно и радует, и ...

Взаимосвязь морали и деловых отношений. Структурные элементы морали:

Нравственные отношения – элемент структуры морали. Это любые отношения между людьми, сущность ко торых – отношение к человеку как к самоценной личности, т.е. в их основе лежит принцип гуманизма.

Нравственные отношения в рамках деловых существуют постольку, поскольку каждый человек обладает собственной мораль ной позицией, ко торая определяет характер всех деловых отношений, в ко торые он вступает.

Мораль ное сознание – элемент структуры морали. Сфера сознания человека, отражающая основные моральные нормы и принципы поведения, ко торые были усвоены человеком. Моральная позиция делового человека включает такие элементы:

а) готовность выполнять моральные требования и уверенность в их необходимости,

б) отношение к деньгам и материальным ценностям как к средству достижения нематериальных целей,

в) ответственное поведение, или умение согласовывать свои устремления с интересами партнеров и сотрудников и находить рациональные ситуативные решения.

Нравственная деятельность – элемент структуры морали. Это поступки человека, ценность ко торых зависит от мотивов, целей и средств, ко торые он выбирает. Главное здесь – не само действие, а личное желание человека поступить самым лучшим образом.

Свободные поступки делового человека возможны только после осознания и принятия им мораль ной необходимости, ко торую отражают нормы, регулирующие деловые отношения.

 

Предмет и задачи этики деловых отношений

Понятие морали. Мораль – универсальный способ регуляции отношений между людьми. В его основе лежат понятия «добро» и «зло», при помощи ко торых… Этика — философская наука, объектом изучения ко торой является мораль. В этике… Взаимосвязь морали и деловых отношений. Структурные элементы морали:

Этика деловых отношений – это отдельный раздел этики, в ко тором изучается нравственный аспект взаимодействия людей, связанных деловыми отношениями.

Этика деловых отношений – прикладная отрасль психологического знания, изучающая мораль но-нравственные основы деятельности и взаимодействия людей в системе менеждмента.

Этика делового общения — учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.

Объект изучения этой дисциплины – деловая активность людей, а предмет – закономерности, факты и проявления деловых отношений (сущность деловых отношений и их основа; ценности, организующие деловые отношения; проблема делового межкультурно го общения; этико-психологическая составляющая делового общения; эти ческие основы профессиональ но го взаимодействия (конфликты, мотивация труда, манипулирование и т.д.); социальные и антропологические проблемы деловой сферы).

7 стр., 3196 слов

Этика деловых отношений 7

... том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми. Человек рожден, чтобы думать. Паскаль Сущность этики деловых отношений Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и ...

 

 

Структура этики делового общения:

1) деловое общение;

2) этика бизнеса;

3) служебный этикет;

4) психология имиджа;

5) особенности межкультурной деловой коммуникации.

 

Взаимосвязь этики делового общения с другими областями знаний.

Философия, этика, социальная психология и психология управления,

История развития этики деловых отношений.

Этика делового общения традиционно го общества.

В рамках традиционной нравственности оценка труда противоречива. С одной сто роны, земной труд был противоположен священным ритуалам. По сравнению с ними, труд был наказанием, низким занятием. Благородные сословия традиционно го общества (воины, дворяне, священники не христианских религий) презирали физический труд, отдавая предпочтение бескорыстному служение «высшему».

С другой сто роны, земля в традиционной культуре священна. Работа на ней – благородное занятие. Труд в общине укреплял коллективизм. Без полезно го занятия человек ведет беспорядочный образ жизни. А приобщение к профессии наполняет его жизнь смыслом. Для женщины трудолюбие – залогом ее целомудрия: домашняя работа не дает ей быть легкомысленной.

В традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором – ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, ко торая оценивалась как занятие бесчестное, но по стыднее всего в нравственном отношении – ростовщичество. Всё, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.

Негативное отношение к повседневному труду, торговле, накоплению сложилось также в рамках воинского этоса.

Этос – это стиль жизни неко торой общественной группы, в ко тором отражена принятая в группе иерархия ценностей.

Этос воинов основан на идее избранности воинов среди других, идее войны как занятии благородных, идее нравственности как правой силе. Воинские ценности: верность, побратимство (воинская дружба), личная слава, честь, мужество, храбрость, смелость. Воины с презрением относились к труду, а, поскольку военный человек не привязан к собственности, его добродетелью стала щедрость.

В социаль но-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социаль ной организации и господствующим ти­пом общественно го сознания. В традиционном обществе (обществе «механической солидарности» по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социаль ной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Отличительной особенностью этого типа общности является >то, что здесь еще нет того разрыва между эти ческими нормами делового общения и общи ми представлениями о нравственной жизни, ко торый появится в обществе с развитыми рыночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения. По большей части они еще не отделяются друг от друга и не противопоставляются друг другу, подобно тому, как деловая жизнь не противопоставляется личной жизни. Но и тогда, когда в рамках традиционно го общества возникают частные и корпоративные интересы, общие нормы нравственно­сти все еще продолжают играть главную роль.

4 стр., 1966 слов

Деловая этика предпринимателя

... А.А., Ирлиц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 2007. 12. Даниленко Т.И., Жульева С.В. Этика делового общения. – М., 1998. 13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. – М.: прогресс, 2001. 14. ... и социальной и этической ответственности перед обществом (положительный имидж компании в лице партнеров, клиентов, государственных организация и СМИ). Анализ деловой этики предпринимателя был проведен нами на базе ...

В условиях отсутствия товарно го фетишизма и всеобщего от­чуждения хорошее выполнение самого дела рассматривается как нравственный долг и служит основным способом самоутвержде­ния личности. Человек традиционно го общества еще не вырабо­тал в себе холуйскую психологию и не гнет спину, стараясь во всем угодить своему начальнику, ибо эти ческие ценности имеют здесь самодовлеющее значение.

Такие понятия, как справедливость, честь, достоинство, сво­бода, ответственность имеют здесь экзистенциальный жизненно важный для человеческого существования смысл и наполнены не абстрактным, а ре альным жизненным содержанием. За ут­верждение этих ценностей люди часто жертвовали своей жиз­нью. Пафосом этого типа общения могут служить слова Марти­на Лютера: «На том стою и не могу иначе'».

Такой характер этики делового общения мы обнаруживаем уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям. Человек этого общества должен «не обращать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают; идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях; расценивать хорошую репутацию, честь, имя, удобные обстоятельства, комфорт, людские привязанности как ничто, если религиозное обязательство потребует пожертвовать ими».

Первостепенная роль эти ческим нормам ритуала, обычая от­водится в деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551—479 до н.э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противо­поставляет их друг другу. Его идеальный человек, благородный муж (цзюнь-цзы)» сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду». С этим связано и отличие его от неблагородно го, «малого человека», ко торое состоит в том, что: «Благородный муж постигнул справедливость, малый человек постигнул выгоду»2.

С другой сто роны, земля в традиционной культуре священна. Работа на ней – благородное занятие. Труд в общине укреплял коллективизм. Без полезно го… В традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом… Негативное отношение к повседневному труду, торговле, накоплению сложилось также в рамках воинского этоса.

Этика делового общения в учении Конфуция.

Конфуций (в литературе часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический императив поведения, имеющий универ­саль ное значение и применимый в том числе и в деловом общении: «не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Положи­тельная форма этой классической формулировки дана Иммануи­лом Кантом. Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этики общения и делового поведения. Прежде всего они относятся к принципам общения между руко­водителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, ко торые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем неко торые из них, весьма достойные:

7 стр., 3440 слов

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

... и представления выражаются в разнообразных действиях, в которых проявляется отношение человека к другим людям, самому себе, обществу в целом. Нравственные нормы и ценности передаются ...     Принципы профессиональной этики характеризуют бремя дополнительной этической ответственности в рабочих, деловых отношениях.   К ним можно отнести:   · беспристрастность, объективность; · должное ...

• «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном».

• «Когда правитель любит справедливость, никто не осме­лится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным».

• «Благоговейно относись к делу и честно поступай с дру­гими».

• «Слушаю слова людей и смотрю на их действия».

• «Держать два конца, но использовать середину».

• «Благородный муж, когда руководит людьми, то исполь­зует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий».

• «Вести сражаться не обученных людей, значит бросать их».

• «Благородные мужи при разногласии находятся в гармо­нии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии».

• «Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упус­каете таланты; когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно».

• «Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: го­ворить, когда не время говорить, — это опрометчивость;

не говорить, когда настало время говорить, — это скрыт ость; и говорить, не замечая его мимики, — это слепота».

• «Благородный муж … когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит — думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его ма­неры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться;

когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и перед тем, как что-то обрести, думает о справедли­вости».

• «Тот будет чело вечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебесной пять достоинств… Почтит ельность, велико­душие, правдивость, сметливость, доброта. Почтит ель­ность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми».

• «Если для людей, ко торых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба?»

• «Казнить, тех, кого не наставляли, значит быть жестоким;

требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом доби­ваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом слу­чае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно».

• «Не зная ритуала, не сможешь утвердиться».

• «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?».

Изречения великого философа, касающиеся эти ческих норм общения, не потеряли актуаль ности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эф­фективно го взаимодействия и поможет избежать многих ошибок в деловом общении. На самом деле, разве может потерять акту­аль ность тот «путь золотой середины», — путь компромисса, ко торый проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость «Держать два конца и использовать середину»? Не менее акту­аль но звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающий необходимость со блюде­ния единства слова и дела, необходимость проверять слово де­лом. Можно ли не согласиться с мнением мыслите ля о том, что в деловом общении каждый должен соответствовать своему ста­ту су и учитывать статус другого, и т.д.

12 стр., 5770 слов

Рабочая программа дисциплины деловая этика

... освоения дисциплины   Изучение дисциплины «Деловая этика» должно способствовать формированию следующих обще­культурных компетенций (ОК): способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловую переписку, проведение совещаний, электронные коммуникации (ОК ...

Положи­тельная форма этой классической формулировки дана Иммануи­лом Кантом. Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных… • «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец —… • «Когда правитель любит справедливость, никто не осме­лится быть непослушным, когда правитель любит правду,…

Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. Протестантская этика и дух ка питализма.

Буржуазная нравственность. С началом эпохи великих географических открытий, развития мануфактурно го производства и появления банковского дела, промышленность, торговля и финансовые операции формируют область рынка в со временном понимании, а, значит, изменяется отношение к труду. Складывается система буржуазной нравственности, ко торая сменяет нравственность традиционную в обществах индустриаль но го типа.

Теперь труд становится товаром, качество ко торого зависит как от профессиональных навыков, так и от лично го отношения человека к труду.

Исторически первая система этики деловых отношений была сформирована в рамках буржуазной нравственности. Ее главный тезис: «Только тот человек хороший (достойный, добродетельный), ко торый честно и упорно трудится. Добросовестный труд – лучшее служение Богу».

В XVII – XVIII веках формируется буржуазный этос, задается первая модель делового человека. Идеалом этого стиля жизни является «человек, сделавший сам себя», или self made man. Труд становится занятием, достойным человека, видом служения Богу. Деньги приобретают моральный статус как источник добродетели. Состоятельность указывает на то, что человек трудолюбив и усерден. Буржуа – это еще и гражданин, чье благополучие зависит от состояния дел в государстве. Поэтому ему вменяется поддержка власти как гаранта его деловой стабильности.

Классическая модель буржуазной морали и буржуазно го этоса была создана Б. Франклином. Его главные постулаты были следующи ми:

— добродетель следует измерять полезностью. Даже если у человека был не совсем нравственный мотив, но его поступок был правильным, полезным и ценным, этого было достаточно для добродетельности. «Честность – вот лучшая политика», таков был лозунг самого Франклина.

— трудолюбие и бережливость. Тот, кто бережлив, никогда не будет одет шикарно и вычурно, тот, кто трудолюбив, никогда не будет стремиться к праздности и мечтать о комфортной лени.

— со блюдение денежных обязательств. Франклину принадлежит и такой афоризм: «Тот, кто точно отдает долги, является владельцем чужих кошельков». Согласно ему, именно усердный труд создает финансовую репутацию.

 

В период становления индустриаль но го общества (XVI-XVIII века) возникает проблема совмещения интересов одно го человека с интересами сообщества, или проблема эгоизма.

Идея «разумно го эгоизма» возникла во времена Великой французской революции, ее автор французский философ-просветитель Клод Адриан Гельвеций.

К.А. Гельвеций полагал, что себялюбие – это чувство, данное нам природой. От природы человек ни зол, ни добр, – он просто всегда следует своему самому сильному интересу. Поэтому человеческий эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов есть единственный подлинный мотив человеческих поступков.

Гельвеций различает два вида эгоизма: узкий, неправильно понятый, или стремление удовлетворить всякое свое желание, всякий каприз, и действительно человеческий эгоизм, необходимый атрибут каждого, ко торый отличает минутные наслаждения от прочно го счастья. Справедливость и честность, например, это не отказ от эгоизма и собственно го интереса, а совпадение частно го интереса с интересами общественными.

Принцип «разумно го эгоизма»: каждый должен понять, что его самый главный интерес – это интерес общества. Отстаивая интересы общества, каждый может исполнить собственные желания. Идеи Гельвеция оказались созвучны постулатам этики бизнеса, или предпринимательской этики, в XX веке. Ее главные постулаты:

— Ориентация на собственный интерес постольку, поскольку он может быть реализован в хозяйстве в целом;

— Приоритет лично го успеха, ответственности и достоинства, ко торые ассоциируются с бизнесом человека;

— Отстаивание конкурентных связей в бизнесе;

— Поддержка корпоративности, солидарность с партнерами;

— Партнерство, основанное на принципах доверия и ответственности.

Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделя­ется большое внимание необходимости учета эти ческих норм и ценностей в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел. Так, уже Сократ (470 — 399 до н.э.) говорит о том, что «кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки»

Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется ста­тусному характеру общения. При этом статус начальника рас­сматривается как более привилегированный, нежели подчинен­но го. Отсюда и эти ческие нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. В этой связи Аристотель пишет: «Если исполняющий должность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен на­чальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подверг­нуть каре».

Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определен­но утверждает, что в основе делового общения лежит «потребность, ко торая все связывает вместе». При этом имеется в виду пр ежде всего экономическая потребность и экономиче­ский интерес, ко торые обусловливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строите­лем и т.д.

Соответственно этому и критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Так основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорциональ но го равенства», согласно ко то­рому «понесший большие труды получает мно го, а понесший малые — мало»

Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой дея­тельности и общения, становится доминирующей и все охваты­вающей с развитием ка питализма. Конечным критерием спра­ведливости или несправедливости становится умение успешно вести дело, деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и остав­ляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Хотя окончательно избавиться от них она, конечно, не может.

Поэтому человек с «рыночным характером» (по определению Эриха Фромма) постоянно находится в состоянии противо­речия, характеризуется раздвоенным сознанием. С одной сто ро­ны, вступая в деловое общение, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой о мак сими­зации прибыли любыми средствами. С другой сто роны, в каче­стве личности, живущей в обществе и конкретной социаль ной среде, он несет социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и поря­дочности. С одной сто роны, существующая рыночная ре аль­ность диктует ему поведение по принципу «не обманешь — не проживешь», «не подмажешь — не поедешь», «не пойманный — не вор», а с другой сто роны, моральный долг требует от него выполнения таких заповедей, как «не кради», «не обмани», «возлюби ближнего, как самого себя». Таким образом, это ре­аль ное противоречие нравственно го сознания личности, изначаль­но присущее ей в условиях развитых рыночных отношений.

Попытка преодоления указанно го противоречия нравствен­но го сознания была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в XVI—XVII вв. И на определенное время в известной степени это ему удалось. Протестантизм внес мно го положительно го в этику делового общения и достиг известных успехов в ее утверждении. С точки зрения протестантизма, ве­рующие миряне должны относиться к делу с теми же эти чески­ми нормами и энергией, как они относятся к служению Богу. Само дело, профессия рассматривается как Божье призвание и святое дело.

До Реформации термин «профессия» употреблялся только применительно к священнослужителям. В языке протестантов оно впервые стало употребляться как любой род занятий, выполняемых квалифицированно и ответственно.

Поэтому и по лучение прибыли в этике протестантизма также считается богоугодным делом. Но при этом существует очень важное условие: оно должно быть полезным ближ­ним и совершаться с со блюдением эти ческих норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются следующие: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, со блюдение обещаний и договоров.

Этика протестантизма и ее влияние на развитие ка питали­стического предпринимательства исследованы Максом Вебером в работе «Протестантская этика и дух ка питализма». Под «духом ка питализма» он имеет в виду «строй мышления, для ко торого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии«.

Основной смысл и сущность идеи, ко торая «служила этической основой и опорой жизненно го по­ведения предпринимателей нового стиля» является, по Веберу, то, что «деятельность, направленная внешне только на по луче­ние прибыли, стала подводиться под категорию «призвания», по отношению к ко торому индивид ощущает известное обязательство«.

Протестантская этика как раз и предполагает, что в основу отношения к делу должна быть положена идея профессиональ­но го призвания, отказ во имя достижения успехов в своей про­фессии от многих других занятий. Эта идея, таким образом, предполагает значительный аскетизм в поведении и общении человека. Этот компонент духовной культуры и делового обще­ния возник из духа христианской аскезы, требовавшей строго следовать правилам и морали своей веры.

Данная предпосылка успеха необходима и сегодня. Но, как замечает Вебер, различие состоит в том, что пуританин хо­тел быть профессионалом, мы же сегодня должны быть таковыми. Пуританин делал свое дело и вступал в деловое об­щение на основе своих собственных, внутренне ему присущих эти ческих убеждений и ценностей. Мы же сегодня вступаем в деловое общение, отодвинув в сто рону нравственные, в том чис­ле христианские, идеалы, ко торым на каждом шагу противоре­чат цели и характер деятельности и общения.

Такой ход событий предвидел Вебер, ко торый писал, что по мере того, как ценности протестантской этики начали преобра­зовывать мир «внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали наконец такую власть, ко торой не знала вся предшествующая история человечества.

В настоящее время, по его словам, дух аскезы ушел из «мирской оболочки». Победивший ка питализм перестал нуждаться в христианской опоре, в протестантской этике «и лишь представление о «профессиональ ном долге» бродит по миру, как призрак пр еж­них религиозных идей». «В настоящее время, — заключает он, — стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает, где оно достигает своей наивысшей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной».

Правда Вебер еще сомневался в том, что безудержное стремление к наживе окончательно отодвинет в сто рону этику. Хотя он и предполагал, что обретут истину слова: «Безудержные профессионалы, бессердеч­ные сластолюбцы — и эти ничтожества полагают, что они дос­тигли ни для кого ранее недоступной ступени человеческого развития».

К сожалению, сбылись именно худшие предположения мыс­лите ля. Наиболее пессимистические прогнозы, сделанные им в начале века, были подтверждены и углублены такими блестя­щи ми исследователями ка питализма, как Карен Хорни, Эрих Фромм и др.

В их работах убедительно показано, что со времен­ный «развитой ка питализм» (Э. Фромм) на каждом шагу по рож­дает человека с «рыночным характером», главная цель ко торого в деловом общении состоит в том, чтобы подороже себя про­дать. Все высокие нравственные принципы и ценности, в том числе и христианские, сразу же забываются, как только речь заходит о прибыли. При этом в деловом общении утрачивается не только мораль но и самоидентификация личности. По сколь­ку при рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможности как товар, отчужденный от него и предназначен­ный для продажи, то на место чувства идентификации зрелой и здоровой личности, ко торое можно передать словами «Я есть то, что я делаю», заступает чувство униженной конформистской личности, действующей по принципу «Я таков, каким вы хотите меня видеть».

 

Теперь труд становится товаром, качество ко торого зависит как от профессиональных навыков, так и от лично го отношения человека к труду. Исторически первая система этики деловых отношений была сформирована в рамках… В XVII – XVIII веках формируется буржуазный этос, задается первая модель делового человека. Идеалом этого стиля жизни…

Современные взгляды на место этики в деловом общении.

Это противоречие между этикой и бизнесом, должным и су­щим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социаль ной средой, так и внутри самой организации. Между управляющи ми, предпринимателями и вообще деловыми людь­ми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, рабо­тающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами мак симизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и эти ческих традициях.

С этой позиции, ко торую можно назвать «деловой макиавел­лизм», эти ческие нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать раз­говоров о морали, эти ческих идеалах, долге и социальных обя­занностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся мораль ной и соци­аль ной ответственности.

Крайним случаем не этического поведения бизнесменов, ру­ко водителей предприятий является нарушение закона. Но не­эти ческим поведением следует также считать различно го рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устранения дефектов в своей продукции, ко торые могут привес­ти к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руко водителей пред­приятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, ко торый она может нанести населению.

Примером не этического поведения, ставшим почти класси­ческим, является действие фирмы «Форд Мотор», ко торая воз­ражала против изъятия модели «Пинто» из производства или ‘перепроектирования ее топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком.

Суть дела состояла в том, что в 1978 г. три женщины сгорели заживо, когда «Пинто», в ко торой они находились, получил удар сзади и бак с бензином взорвался. Между тем компании «Форд» было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные слу­чаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. И компания преступила нормы морали.

Этика делового общения касается, конечно, не только со­циаль ной ответственности руко водителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют не год­ные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэти ческий характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозакон­но, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных пред­приятий.

2. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что со блюдение эти ческих норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способ ст­вующее укреплению деловых связей и улучшению делового об­щения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие — компонент общества, и утверждая эти ческие нормы общения у себя, оно в то же самое время способ ствует их распространению и в социуме, окружающей социаль ной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем не этическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социаль ной среды.

Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует, по нашему глубокому убеждению, присоеди­ниться не к Николло Маккиавелли, про поведавшему «освобож­дение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утвер­ждавшему, что «честность — лучшая политика».

1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего… С этой позиции, ко торую можно назвать «деловой макиавел­лизм»,… Крайним случаем не этического поведения бизнесменов, ру­ко водителей предприятий является нарушение закона. Но…

Этические традиции делового общения в России и Беларуси.

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению принципов деловых отношений.

 

Принципы деловых отношений В России

 

ГОТОВИМ ЭДО В БЕЛАРУСИ.

 

 

№ п/п Наименование группы принципов Состав принципов групп
  Принципы личности   1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли. 2. Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств. 3. Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.  
  Принципы профессионала   4. Всегда веди дело сообразно средствам. 5. Оправдывай доверие, в нем — основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честно го, компетентно го и порядочно го партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера. 6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, ко торый тоже выигрывает от сделки.  
  Принципы гражданина России   7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти. 8. Для законно го влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов. 9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременно го общественно го признания.
  Принципы гражданина Земли   10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе. 11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем. 12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие.  

  Принципы деловых отношений В России  

Основные концепции в этике делового общения (теоретические основы этики деловых отношений).

Теория утилитаризма и её развитие. Утилитаризм – этическое учение, в ко тором главной целью человека выступает польза. Для определения того, что будет пользой для всех заинтересованных сто рон при принятии решения, в утилитаризме выработаны четыре принципа:

Принцип цели. Прежде всего, ценность поступка измеряется его целью – она должна удовлетворять запросы и желания всех участников деятельности.

Принцип полезности. Чтобы была достигнута наибольшая польза, цель поступка должна приносить максималь но возможное благо наибольшему количеству заинтересованных сто рон.

Принцип удовольствия. Благо каждого участника деятельности – это его удовольствие и счастье, достигаемое в результате достигнутой цели. Меру своего удовольствия и счастья каждый участник определяет сам.

Социальный принцип. Целью каждого поступка должно быть не собственное удовольствие и счастье человека, а благо общества или государства. Т.е., ценность достигаемой цели зависит от того, насколько она полезна всему обществу или государству.

Деонтическая этика (этика долга). Предмет этого учения – понятие долга. Оно характеризует не цель поступка, а его мотив, то, с чего человек начинает любой поступок. Мотивом поступков человека может быть стремление к удовольствию, желание заслужить похвалу, по лучение награды или денег. Но человек обязан поступать также и в соответствии с долгом – выполнять работу, совершать поступки не ради чего-то, а потому, что так нужно сделать, он должен так поступить. Например, долг врача – лечить больно го, независимо от того, что он за это получит.

В этике деловых отношений существует следующая установка: профессионал обязан ориентироваться, пр ежде всего, на свой долг, а вознаграждение должно быть достойным его профессиональ но го уровня.

Этика справедливости. Справедливость – этическое и социаль ное понятие, ко торое отражает равенство людей в обществе. В этике существует несколько подходов к справедливости. Автор первого – древнегреческий философ Аристотель. Он выделял два вида справедливости: уравнительный и распределительный. Уравнительный вид справедливости подразумевает, что каждый член общества должен получать равную со всеми меру благ и возможностей. Распределительный – каждый должен получать награду или наказание в соответствии со своими заслугами.

В последствии теория справедливости Аристотеля «распадается» на две: эгалитарную (справедливость – это признание за каждым равных прав) и ка питалистическую (справедливость – это по лучение каждым меры благ соразмерно его вкладу в общее дело).

Теория справедливости Джона Ролза. В этой теории речь идет о том, как соблюсти равенство в обществе, в ко тором естественным образом существует неравенство (люди не равны по своим природным способностям и социаль ному происхождению).

Для этого Ролз разрабатывает два принципа справедливости. Первый гласит: каждый член общества должен иметь равное количество прав и свобод. Второй гласит: при существующем в обществе неравенстве каждый, независимо от его положения, должен иметь свободный доступ к институтам власти и общественным институтам (образование, суд, парламент и т.д.).

Этика прагматизма.Прагматизм (от греческого «прагма» — «действие»).

Этика прагматизма ориентирована на то, что каждая моральная идея и каждое мораль ное понятие должны быть реализуемы на практике. Если этого не происходит, следует изменить как содержание самого понятия, так и практику его применения. Например, если человек не может получить желаемого счастья, значит, ему следует изменить образ счастья (то, чего он хочет) и выбрать другую тактику его достижения (то, что он для этого делает).

Прагматизм вырабатывает особую «формулу жизни»: «желание – действие – успех», ко торой должен пользоваться каждый в достижении своих целей. Действия следует выбирать и делать так, чтобы они приводили человека к успеху.

 

Принцип цели. Прежде всего, ценность поступка измеряется его целью – она должна удовлетворять запросы и желания всех участников деятельности. Принцип полезности. Чтобы была достигнута наибольшая польза, цель поступка… Принцип удовольствия. Благо каждого участника деятельности – это его удовольствие и счастье, достигаемое в результате…