Рабочая программа дисциплины деловая этика

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

 

 

«Утверждаю»

Ректор

 

___________________ А. М. Елохов

 

«___»________________2011 г.

 

Рабочая программа дисциплины

 

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

 

Направление подготовки080200 «Менеджмент»

Профиль подготовки «Управление малым бизнесом», «Управление человеческими ресурсами», «Государственное и муниципальное управление»

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Заочная

 

 

Пермь 2011

Содержание

1. Цель и задачи освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

3. Компетенции обучающихся студентов, формируемые в результате освоения дисциплины.

4. Структура и содержание дисциплины.

5. Образовательные технологии.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Цель, задачи и место курса в системе дисциплин

Цель курса «Деловая этика» – развитие у студентов интереса к самостоятельному и творческому мышлению, овладению основами этических управленческих знаний и ценностей, способности и умения оценивать явления и проблемы в современном менеджменте с позиций делового общения.

Задачи курса:

— выработка понимания особенностей этического мышления, освоение навыков обобщения, умения логично формулировать, излагать, аргументировано, корректно отстаивать свою позицию и признавать правоту оппонента в деловом общении;

— формирование устойчивых представлений о содержании основных этапов развития мировой и отечественной общечеловеческой и деловой этики в контексте развития культурно-исторических процессов российского и международного уровней;

— освоение современных знаний об этических проблемах современного менеджмента, принципах деловой этики в условиях многообразия этических и научных школ и направлений;

9 стр., 4425 слов

2. Дисциплина бжд. Объекты и цели

... Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла. БЖД решает три взаимосвязанные задачи: ... – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Эта научная дисциплина базируется на достижениях таких наук как психология, физиология труда, эргономика, юриспруденция, ...

— формирование навыков самостоятельного делового общения: публичных выступлений, переговоров, деловой переписки и т.д.;

— развитие устойчивых этических ценностей, практическое использование их в деловом общении и при принятии управленческих решений;

— формирование навыков самостоятельного делового общения: публичных выступлений, переговоров, деловой переписки и т.д.

Задачи курса: — выработка понимания особенностей этического мышления, освоение навыков… — формирование устойчивых представлений о содержании основных этапов развития мировой и отечественной…

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Деловая этика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономиче­ских дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профес­сионального образо­вания (ОК-1-14) и представляет его вариативную часть, дисциплину по выбору.

«Деловая этика» состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретическом разделе студенты знакомятся с выраже­нием в этических проблемах характера и закономерностей культурно-исторических эпох развития человечества, получают представление об особенностях развития и становления этики как науки, актуальности и специфике деловой этики на современном этапе.

Практичес­кий раздел включает в себя основные проблемы служебной деонтологии, морального выбора и нравственного конфликта, а также особенности делового общения, профессиональной компетентности и профессионально-нравственной деформации и др. Освоение курса «Деловой этики» происходит неразрывно с курсами философии, всеобщей и отечественной истории, культурологии и управленческих решений.

«Деловая этика» состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретическом разделе студенты знакомятся с выраже­нием в этических… Практичес­кий раздел включает в себя основные проблемы служебной деонтологии,…

Компетенции обучающихся студентов, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Изучение дисциплины «Деловая этика» должно способствовать формированию следующих обще­культурных компетенций (ОК):

  • способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловую переписку, проведение совещаний, электронные коммуникации (ОК-19);
  • способен придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).

Дипломированный специалист в области профессиональной управленческой этики должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

В результате изу­чения дис­цип­лины обу­чаю­щийся дол­жен знать:

— основные этические понятия и категории, принципы и закономерности их применения в деловой этике.

В результате изу­чения дис­цип­лины обу­чаю­щийся дол­жен уметь:

— применять по­нятийно-кате­го­риальный ап­па­рат, основные этические понятия и категории в профессиональ­ной деятельно­сти;

-анализировать процессы и яв­ления в профессиональной деятельности с позиций деловой этики.

В результате изу­чения дис­цип­лины обу­чаю­щийся дол­жен владеть:

— навыками цело­стного подхода к ана­лизу про­блем общества.

 

Изучение дисциплины «Деловая этика» должно способствовать формированию следующих обще­культурных компетенций (ОК): способен осуществлять… Дипломированный специалист в области профессиональной управленческой этики… В результате изу­чения дис­цип­лины обу­чаю­щийся дол­жен знать:

Структура и содержание дисциплины

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

(в соответствии с годами обучения)

Виды учебной работы Шифр
5 лет 3,5 года 3 года
Общая трудоемкость      
Аудиторные занятия    
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Форма отчетности Зачет/ Кол. Зачет/ Кол. Зачет/ Кол.

Виды учебной работы Шифр 5 лет 3,5 года 3 года Общая трудоемкость   …

Распределение часов по темам и видам учебной работы

5 лет обучения

Темы Всего часов Виды учебных занятий
Всего аудиторных Лекции Практ. Самост. работа
Культура управления как социально-экономический феномен в контексте деловой этики
Формирование и развитие деловой этики и культуры менеджмента организации в условиях переходного периода
Нормативный и преобразующий характер принципов и ценностей деловой этики в культуре управления
Критерии оценки уровня этики деловых отношений
Соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние культуры, управления и власти
Основные категории этики. Профессионализм, профессиональный долг и профкомпетентность менеджера
Этика в управлении. Культура поведения и коммуникативного общения
Этические нормы и правила деловой беседы
  ИТОГО:

Года обучения

Темы Всего часов Виды учебных занятий
Всего аудиторных Лекции Практ. Самост. работа
Культура управления как социально-экономический феномен в контексте деловой этики
Формирование и развитие деловой этики и культуры менеджмента организации в условиях переходного периода
Нормативный и преобразующий характер принципов и ценностей деловой этики в культуре управления
Критерии оценки уровня этики деловых отношений
Соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние культуры, управления и власти
Основные категории этики. Профессионализм, профессиональный долг и профкомпетентность менеджера
Этика в управлении. Культура поведения и коммуникативного общения
Этические нормы и правила деловой беседы
  ИТОГО:
Темы Всего часов Виды учебных занятий
Всего аудиторных Лекции Практ. Самост. работа
Культура управления как социально-экономический феномен в контексте деловой этики
Формирование и развитие деловой этики и культуры менеджмента организации в условиях переходного периода
Нормативный и преобразующий характер принципов и ценностей деловой этики в культуре управления
Критерии оценки уровня этики деловых отношений
Соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние культуры, управления и власти
Основные категории этики. Профессионализм, профессиональный долг и профкомпетентность менеджера
Этика в управлении. Культура поведения и коммуникативного общения
Этические нормы и правила деловой беседы
  ИТОГО:

 

 

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Культура управления как социально-экономический феномен

Многообразие трактовок понятия «культура», отражающих глубину и неизмеримость человеческого бытия. Свойства и характерные черты деловой этики и культуры управления: социальность, традиционность, изменчивость, познаваемость, многообразие методов воздействия на работников организаций. Основные категории культуры управления и деловой этики. Внутренняя и внешняя стороны культуры управления.

Структура управления. Многофункциональное назначение культуры управления.

Субкультурные образования в культуре управления. Причины и необходимость контркультурного размежевания в условиях развития современных отечественных организаций.

Философско-антропологический, философско-исторический, социологический, гуманистически-аксиологический и другие подходы к определению культуры управления.

Общие категории культуры управления. Конвергенция различных культур управления.

Тема 2. Формирование и развитие культуры менеджмента организации
в условиях переходного периода

Переходный период (этап развития) как особая историческая система, законности его функционирования, методы регулирования. Содержание и структура переходного периода. Основные причины корректирующих воздействий в условиях переходного периода. Общие принципы преобразования деловой этики и культуры управления в условиях переходного периода. Методы реализации изменений. Мотивации при изменениях.

Рынок и культура управления: тождество и различие. Факторы формирования и развития деловой этики и культуры управления в условиях переходного периода.

Управление изменениями в культуре в системно-логической последовательности.

Управление изменениями с точки зрения структурно-технологических схем реализации нововведений. Внешние и внутренние факторы формирования и развития культуры управления в условиях переходного периода.

Структура управления. Многофункциональное назначение культуры управления. Субкультурные образования в культуре управления. Причины и необходимость… Философско-антропологический, философско-исторический, социологический, гуманистически-аксиологический и другие…

Тема 3. Нормативный и преобразующий характер ценностей и принципов в культуре управления

Понятие ценности, разработка теорий ценностей. Технология ценностей: ценности терминальные и ценности инструментальные. Научные представления о трех формах существования ценности. Ценностные ориентации, их основные функции. Принципы управления и деловой этики, основанные на иерархии ценностей. Управленческие традиции, приоритеты. Культура управления и ценности личности, общества.

 

Тема 4. Критерии оценки уровня этики деловых отношений

Оценка уровня этики деловых отношений в зависимости от стиля руководства. Классификация разновидностей стилей управления. Современные взгляды на позитивные стили руководства в организациях: эффективный лидер, лидер-кризисник, реформатор, социальный архитектор, специалист по командообразованию.

Классификация негативных стилей руководства: «патриарх», «птица страус», «индивидуалист», «прилежный бобер», «педант», «примерный политик», «посредник», «кабан», «прилипала», «жучок» и т.д.

Оценочные критерии и показатели социально-экономической эффективности влияния культуры на взаимоотношения персонала.

Причины сопротивления персонала.

 

Классификация негативных стилей руководства: «патриарх», «птица страус», «индивидуалист», «прилежный бобер», «педант», «примерный политик»,… Оценочные критерии и показатели социально-экономической эффективности влияния… Причины сопротивления персонала.

Тема 5. Соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние культуры, управления и власти

Подразумеваемые идеи культуры, управления и власти. Ценностный и ментальный слой в культуре управления. Власть как особый способ осуществления социального взаимодействия, воспроизводства политической жизни общества.

Характеристика и основные функции власти. Концепции власти. Власть и ресурсы. Использование ресурсов власти, ее этапы: господство, руководство, управление, контроль.

Глубинные связи между культурой, управлением и властью. Культура, управление и власть как системные социокультурные явления. Культура делегирования властных полномочий.

 

Характеристика и основные функции власти. Концепции власти. Власть и ресурсы. Использование ресурсов власти, ее этапы: господство, руководство,… Глубинные связи между культурой, управлением и властью. Культура, управление …  

Тема 6. Основные категории этики

Этимология и история понятий «этика», «мораль», «нравственность». Особенности и парадоксы морали. Этика как самосознающий моральный опыт. Деловая этика как раздел этической науки.

Профессионализм, профессиональный долг и профкомпетентность в современном менеджменте.

 

Этика в управлении. Культура поведения и коммуникативного общения

Сущность и принципы профессиональной этики. Основы поведения персонала и роль руководителя в формировании культуры управления.

Проявление личностных качеств, их влияние на эффективность функционирования организации. Приемы влияния на поведение работников.

Понятие коммуникативного общения в деловой этике. Основополагающие принципы коммуникативного общения. Коммуникативная компетентность менеджера. Культура дискуссии. Искусство делового письма, бизнес-переписки. Этические нормы телефонного разговора.

Общечеловеческие этические принципы общения: альтруизм, толерантность, равенство-неравенство, свобода-несвобода, обязанность договора, человеческая ценность, отождествление себя с другим. Способы искусственного повышения статуса.

 

Проявление личностных качеств, их влияние на эффективность функционирования организации. Приемы влияния на поведение работников. Понятие коммуникативного общения в деловой этике. Основополагающие принципы … Общечеловеческие этические принципы общения: альтруизм, толерантность, равенство-неравенство, свобода-несвобода,…

Тема 8. Этические нормы и правила деловой беседы

Цели деловой беседы. Деловая беседа в процессе отбора персонала: функции нового сотрудника, описание должности, требования к кандидату. Беседы для получения важной информации, методы их проведения. Выбор времени и места проведения беседы. Размещение участников беседы в рабочем кабинете. Основные принципы ведения деловых бесед: привлечение внимания, пробуждение заинтересованности, детальное обоснование, выявление интересов и устранение сомнений, преобразование интересов собеседника в окончательное решение. Предлоги прекращения беседы.

Статус остроты и анекдота в разговоре. Житейская история как фрагмент беседы. Требования и рекомендации к культуре деловой беседы.

Проблемы, связанные с применением инвективы.

 

Статус остроты и анекдота в разговоре. Житейская история как фрагмент беседы. Требования и рекомендации к культуре деловой беседы. Проблемы, связанные с применением инвективы.  

Планы практических занятий

Тема 5. Соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние культуры, управления и власти

 

1. Организация как множество лиц и коалиций, множество индивидуальных и групповых культур, преследующих свои собственные цели.

2. Власть: формы, функции, правила поведения.

3. Процесс управления, власть и культура: системный подход.

Контрольные вопросы:

1. Почему власть и культура всеобъемлющи, уникальны и одновременно самоорганизованы?

2. Почему руководители организаций часто пользуются старой культурой управления, нанося зачастую непоправимый ущерб персоналу?

3. Каковы причины маргинализации новых менеджеров в отечественной системе управления?

4. Что является следствием правового нигилизма в отечественных организациях?

5. Какие исследования, касающиеся вопросов соотношения культуры, управления
и власти, Вам известны?

6. При каких обстоятельствах борьба за получение ресурсов становится борьбой
за власть?

7. Почему власть там, где она легитимна и признана, управление там, где оно профессионально?

8. Какие варианты использования властных полномочий предлагались в истории человеческой цивилизации?

9. Можно ли рассматривать власть только как господство и подчинение, или существуют и другие отношения субъектов?

10. Критерии эффективности управления?

11. Каким образом использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по этапам: господство, руководство, управление, контроль?

12. Какие глубинные связи присутствуют между культурой, управлением и властью?

Задания:

1. Определите подразумеваемые идеи культуры и власти.

2. Дайте характеристику ценностного и ментального слоев культуры управления.

3. Приведите примеры профессиональной некомпетентности в культуре управления.

4. Приведите негативные примеры борьбы за власть.

5. Докажите, что жесткое управленческое воздействие порождает самоцентристский стиль руководства.

6. Сформулируйте свою позицию: почему власть строит правила поведения в расчете на идеальную ситуацию, а многие люди игнорируют эту логику власти, попадая в реальные условия жизни. Что может быть следствием подобных аберраций?

7. Дайте обоснование утверждения: чем власть культурнее, образованнее, тем в меньшей мере она прибегает к администрированию, опоре на силу приказа, распоряжения, хотя приказ – важнейший инструмент властвования.

8. Приведите классификацию ресурсов власти.

9. Почему управление шире, чем власть, которая является только элементом управления?

10. Культура, управление и власть – системные социокультурные явления. Приведите аргументы.

11. Выскажите свою позицию: как в современных отечественных условиях возможна гуманизация власти и где пределы ее приватизации?

 

1. Организация как множество лиц и коалиций, множество индивидуальных и групповых культур, преследующих свои собственные цели. 2. Власть: формы, функции, правила поведения. 3. Процесс управления, власть и культура: системный подход.

Тема 7. Этика в управлении. Культура поведения и коммуникативного общения

1. Право и обязанность быть корректным – мировой стандарт этики.

  1. Манипуляции в управлении, основные причины и типы.
  2. Основные этические нормы делового общения и требования коммуникативной компетентности.
  3. Задания по группам – ролевые игры (провести совещание, организовать деловую беседу, написать деловое письмо, провести один из этапов деловых переговоров).

 

Контрольные вопросы:

1. Соотношение понятий «мораль», «нравственность», «этика» и «деловая этика»?

2. Какой общий источник имеют мораль и право?

3. Почему в деятельности управленцев часто применяются манипулятивные

технологии?

4. Как влияют экстремальные условия на поведение людей, в чем проявляется

влияние психологических закономерностей?

  1. Проявление личностных качеств, их влияние на эффективность функционирования организации. Приемы влияния на поведение работников.
  2. Основополагающие принципы коммуникативного общения
  3. В чем заключается коммуникативная компетентность менеджера?
  4. Какова специфика делового письма и бизнес-переписки?
  5. Какие основные правила проведения деловых совещаний Вам известны?
  6. Правила подготовки публичного выступления?
  7. Правила подготовки и проведения деловой беседы?
  8. Правила проведения собеседования?
  9. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами?
  10. Правила конструктивной критики.

 

  Контрольные вопросы: 1. Соотношение понятий «мораль», «нравственность», «этика» и «деловая этика»?

Образовательные технологии

В Западно-уральском институте экономики и права имеется необходимое оборудование для активизации работы студентов на лек­циях, семинарах, экзамене и в межсессионный период – компьютерная база, мультимедиа-проекторы и др.

Лекции носят проблемный характер. На лекционных занятиях используются презентации, эвристические технологии, опорные таблицы, схемы и другие средства активизации познавательной деятельности.

Важное место в освоении дисциплины, в развитии исследовательских и коммуникативных уме­ний и навыков занимают практические занятия, нацеленные на формирование компетенций. Они, исходя из заявленных тем (см. п. 5 Рабочей программы) проходят в активных формах (ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия, защита выступлений по проблемным вопросам, устные ответы с эле­мен­тами дискуссии и т.д.).

Практическое занятие по теме 7. «Этика в управлении. Культура поведения и коммуникативного общения» предполагает задания по группам в форме ролевых игр: провести совещание, организовать деловую беседу, написать деловое письмо, организовать один из этапов деловых переговоров (задания прописываются и готовятся заранее каждой из творческих групп).

При этом студенты выступают в качестве экспертов и оценивают практические навыки выполнения заданий с позиций достоинств и возможностей улучшения выполнения задания. При этом отрабатываются умения работать в команде с коллегами, готовности к кооперации, вести дискуссию и др.

Кроме того, с целью отработки компетентностных навыков делового общения студентам предлагаются практические задания на основе конкретных практических рекомендаций. К примеру, задание по подготовке публичного выступления на 2-3 мин. Выполняется на основе рекомендаций по следующей структуре выступления:

— вступление (идея доклада);

— краткая история рассматриваемого вопроса;

— тенденции развития проблемы;

— накопленный опыт;

— предложение по решению проблемы;

— заключение (выводы, предложения).

При отработке блока «Этика проведения деловых совещаний» предлагается задание – предложить классификацию (виды) совещаний на основе принципа целевой направленности с указанием основных специфических признаков в табличной форме. Предварительные общие положения с требованиями к проведению совещаний сообщаются одним из студентов (минизадание) и сводятся к следующему:

Служебные совещания является одним из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений. Пренебрежение совещаниями является характерной ошибкой руководителя. Однако в вопросе организации служебных совещаний следует остерегаться другой крайности — их чрезмерного количества и длительности.

Организаторы совещаний должны:

— четко определить целевую направленность и предмет совещания;

— выбрать его оптимальный регламент (тематика, время, состав, ответственные);

— не сводить совещание к решению частных вопросов, которые можно решить «в рабочем порядке».

Итогом работы будет такой теоретический блок, как: по своей общей целевой направленности совещания могут быть инструктивными, оперативными, проблемными:

 

  Виды совещаний Специфические признаки Примеры
  Инструктивное направлено на доведение до его участников какой-либо информации, постановку и уточнение возникающих по поводу этой информации задач  
  Оперативное посвящено выяснению текущего состояния дел в организации, краткому обмену мнениями. Оно может быть направлено на выработку общей практики действий различных звеньев организационной структуры    
  Проблемное считается наиболее сложным видом. В процессе такого совещания вырабатывается коллективное решение по комплексным вопросам.    

 

Завершающий этап занятия предполагает:

1. Обсуждение таких практически значимых проблемных вопросов, как:

— подготовьте проблематику для различных видов совещаний по общей целевой направленности;

— разработайте регламент проведения совещания по конкретной целевой направленности;

— определите, каковы этические нормы выбора времени и места совещания?

2. Деловую игру «Совещание». Какие существуют способы обеспечения активности участников совещания? Используйте их при проведении игры.

Практическое задание:

1. Используя тестирование, предложенное преподавателем, определите, ваше отношение к критике.

2. Подготовьте план и вопросы к проведению собеседования. Проводится в форме деловой игры «Собеседование в фирме» по микрогруппам.

3. При оформлении на работу вам необходимо написать резюме. Составьте резюме.

4. Подготовьте письмо-отказ в приеме на работу.

5. Заполните таблицу 4.

«Характеристика стадий и этапов деловых переговоров»

Лекции носят проблемный характер. На лекционных занятиях используются презентации, эвристические технологии, опорные таблицы, схемы и другие… Важное место в освоении дисциплины, в развитии исследовательских и… Практическое занятие по теме 7. «Этика в управлении. Культура поведения и коммуникативного общения» предполагает …

Таблица

Стадии переговоров Этапы переговоров
1. Подготовка переговоров 1.1. Выбор средств ведения переговоров. 1.2. Установление контакта между сторонами. 1.3. 1.4. 1.5.
2. 2.1. Начало переговорного процесса. 2.2. 2.3. 2.4. Разработка вариантов. предложений для договоренности.
3. Достижение согласия 3.1. 3.2.Окончательное обсуждение вариантов решений. 3.3.

 

При самостоятельной работе студенты используют имеющиеся в библиотеке учебники; учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями института; другую рекомендуе­мую научную, учебно-методическую литературу и ресурсы Интернета. Студенты имеют возможность заниматься в читальном зале и компьютерных классах, использовать базы электронных изданий, имеющиеся в библиотеке и на учебном портале института, а также получить консультацию препода­вателя через институтский портал.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

И учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Вопросы к зачету

1. История понятий «мораль», «нравственность», «этика» и их соотношение.

2. Проблема происхождения морали. Основные концепции происхождения морали.

3. Специфические черты морали.

4. Функции морали.

5. Структура морали.

6. Мораль как способ постижения окружающей действительности.

7. Характеристика основных этапов исторического развития морали от «правила талиона» к «золотому правилу нравственности»; от ЗПН к этике ненасилия.

8. Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.

9. Этические учения эпохи эллинизма. Эпикур, стоики.

10. Этика эпохи Средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский.

11. Этические учения Нового Времени. Кант, Гегель, Фейербах.

12. Русская этика. Марксистская этика.

13. Этические категории и их место в структуре этической науки.

14. Добро как этическая категория. Понятие абсолютного добра.

15. Зло как этическая категория. Понятие абсолютного зла.

16. Совесть как этическая категория.

17. Эмоционально-психологический механизм самоконтроля совести.

18. Долг как этическая категория.

19. Особенности механизма самоконтроля совести и долга.

20. Честь как этическая категория.

21. Достоинство как этическая категория.

22. Справедливость как этическая категория.

23. Этическое понятие идеала, его функции и формы.

24. Этическое понятие счастья.

25. Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей.

26. Такт и этикет.

27. Профессиональная управленческая этика как раздел этической науки. Предмет и задачи профессиональной этики.

28. Понятие управленческой профессиональной морали. Уровни существования морали.

29. Понятие деонтологии. Профессиональный долг, его содержание, особенности и противоречия.

30. Моральные требования профессиональной этики управленца.

31. Основные факторы, специфика и функции профессионально-нравственного общения.

32. Психологический контакт и психологические барьеры.

33. Нравственные особенности установления психологического контакта.

34. Понятие, природа и особенности нравственного конфликта.

35. Внешние и внутренние нравственные конфликты.

36. Понятие, природа и структура морального выбора.

37. Особенности поведения человека в ситуации морального выбора.

38. Проблема соотношения цели и средств в ситуации морального выбора.

39. Проблема моральной ответственности в ситуации морального выбора.

40. Понятие профессионально-нравственной деформации. Особенности профессионально-нравственной деформации в системе власти.

41. Показатели профессионально-нравственной деформации.

42. Внутренние причины профессионально-нравственной деформации.

43. Внешние причины профессионально-нравственной деформации.

44. Преступные традиции, «законы» и иные неформальные нормы поведения как регуляторы отношений в преступной среде.

45. Объективные и субъективные источники возникновения и сохранения преступных традиций и «законов».

 

Варианты вопросов для самоконтроля:

1. Как отличаются этические стандарты на рабочем месте от общепринятыхэтических стандартов? 2. В чем состоит сложность решения этических проблем на работе? 3. Какие меры используются организациями для повышения этическогоуровня руководства и сотрудников? Варианты заданий для практических занятий на зачете: Вариант 1 1. Опишите ситуацию делового общения, в которой есть этическаяпроблема. 2. Опишите, в чем состоит проблема. 3. Решите проблему. Принятое решение оцените, используя одну измоделей принятия решений, модели взяты из книги И.П. Гуровой. Вариант 1. Модель принятия решений на основе утилитаризма Утилитаризм получил широкое распространение в хозяйственной этике.Модель принятия решений на основе утилитаризма состоит из следующихшагов: 1. Определить все заинтересованные стороны. 2. Определить альтернативные стратегии. 3. Оценить затраты и результаты в рамках каждой стратегии для каждогоучастника. 4. Выбрать наилучшее решение, т. е. то, которое обеспечивает наибольшееблаго для наибольшего числа участников. Этическая теория утилитаризма имеет определенные преимущества.Прежде всего она ориентирована на оптимальные решения, используетрациональный, а не интуитивный анализ: на основе сопоставления затрат ирезультата. Поскольку этическая теория утилитаризма имеет телеологический характер и ориентирована на оценку определенной цели, она удобна для принятия и обоснования правильности управленческих решений. Кроме того, она позволяет учитывать интересы всех заинтересованных лиц, их удовольствия и страдания. Однако утилитаризм имеет некоторые ограничения и недостатки. Главнымнедостатком является то, что этот этический принцип ориентирован накраткосрочные результаты и не может проследить последствия поведения или принятого решения в долгосрочном периоде. Кроме того, утилитаризм может нарушать интересы меньшинства, игнорируя такие важные понятия, как права человека и справедливость. Могут возникнуть также проблемы с подсчетами, если принятое решение оказывает воздействие на очень большое число людей. Готовность соблюдать права других опирается на рационалистическую природу человека, осознающего, что его права будут соблюдаться другими, если он будет соблюдать их права. Вариант 2 . Модель принятия решений на основе теории прав С точки зрения теории прав процедура принятия управленческого решениявыглядит следующим образом: 1. Выявить все заинтересованные стороны. 2. Определить права каждого участника. 3. Определить обязанности по отношению к разным сторонам. 4. Установить приоритетность обязательств. 5. Принять решение на основе приоритетности обязательств отношению кзаинтересованным лицам. Теория прав имеет ряд преимуществ. Прежде всего это простотаприменения. Теория прав придает процессу принятия решений определенность, так как опирается на абсолютные принципы и, кроме того, исключает возможность давления большинства на меньшинство. Однако в конфликтных ситуациях теория прав не дает ответа на вопрос о том, чьи права являются правильными, а чьи – неправильными. К недостаткам теории относится нерешенность вопроса о пределах прав, а также возможность оправдания эгоистического поведения индивида. Философские теории предлагают взаимоисключающие подходы кморальным проблемам и решению этических дилемм, что создает серьезныетрудности для управляющих, работников и всех, кто желает учитыватьэтические аспекты при принятии хозяйственных решений. Тем не менее опора на философию морали при принятии решений в хозяйственной деятельности позволяет, во-первых, всесторонне и критически анализировать конкретные ситуации, во-вторых, находить обоснованные решения этических дилемм на основе определенных моральных принципов.Вариант 3. Модель принятия решения с опорой на философию моралиразработана известным специалистом в области хозяйственной этикиМ. Веласкесом. Она включает следующие этапы: 1. Выявить все относящиеся к данному вопросу факты. На этом этапенеобходимо собрать всю фактическую информацию о политике организации,самой организации и поступке, который подвергается этическому анализу.Здесь важно отделить факты от предпосылок и возможных интерпретаций,выявляя критический подход к источникам информации. 2. Определить этический аспект проблемы. На этом этапеидентифицируется проблема или ситуация, требующая от индивида илиорганизации конкретного решения, которое может быть расценено как плохое или хорошее, этичное или неэтичное (например, конфликт интересов,несправедливость, дискриминация, взятка).

3. Определить основные заинтересованные стороны. Из всего спискаиндивидов и групп, на которых принимаемое решение может оказать влияние, выделяются ключевые участники. 4. Выявить возможные альтернативные решения. На этом этаперазрабатываются все возможные действия без учета этических аспектов ихпоследствий. 5. Определить этические аспекты альтернативных решений. Проводитсяэтический анализ альтернативных решений на основе известных этическихтеорий (утилитаризм, теория прав, теория справедливости) с целью выявления решения, приемлемого с точки зрения морали. 6. Выявить практические ограничения, т. е. определить те факторы,которые могут затормозить реализацию решения. 7. Определить практические меры. На этом этапе выносится моральноесуждение о правильности или неправильности решения, отбирается иисполняется избранный вариант.Вариант 4. Модели решения этических дилемм. Личные интересы и эгоизм Личный этический кодекс необходим каждому человеку, чтобысогласовывать свое поведение с интересами, правами и ответственностьюдругих людей. Однако довольно часто эгоистические устремления берут верх и индивиды нарушают свои собственные моральные принципы, потому что вконкретных ситуациях они приходят в противоречие с эгоистическиминтересом и нежеланием индивида жертвовать какими-то сиюминутнымиудовольствиями или краткосрочными выгодами. Более того, далеко не всегдаиндивид испытывает муки совести в случае нарушения личного этическогокодекса; существуют способы оправдания неэтичного поведения: «Ладно,только один раз…», «Никто никогда не узнает», «Дело сделано, а какой ценой – не имеет значения», «Все так делают», «Это можно скрыть», «Это никому не причинит вреда», «Это не противоречит закону», «Если не мы это сделаем, то сделает кто-то другой», «Сама система несправедлива» и т.д. 2. Проблема происхождения морали. Основные концепции происхождения морали. 3. Специфические черты морали. 4. Функции морали.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Ботавина, Р.Н. Этика менеджмента: учебник / Р.Н. Ботавина ; М. Финансы и статистика, 2001. 192 с.1. Кибанов А.Я. Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. 2-е изд.; исправ. и доп. / под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010. 423с. 2. Де Джордж, Деловая этика : в 2 т. / Де Джордж ; пер. с англ.Р.И. Столпера ; СПб. : Экономическая школа; М. : Изд. группа «Прогресс», 2001. 496 с.3. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учеб. пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов ; М. : Дело, 2000. 280 с.4. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко; М.: ЮНИТИ-ЛАНА, 2001.5. Соловьев, Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э.Я.Соловьев; М : Ось-89, 2001. 208 с.6. Ткаченко, И.Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений / И.Н. Ткаченко; Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2001. 309 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аристотель. Никомахова этика // Собр. соч. В 4 т. М., 1984. Т.4.
  2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.
  3. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. 2-е изд. М., 2001.
  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 2008.
  5. Деловой этикет. М., 2008.
  6. Демидов Н.В., Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет. М., 2009.
  7. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учеб. пособие. Минск, 2008
  8. Кузин, Ф.А. Культура делового общения : практ. пособие для бизнесменов / Ф.А. Кузин ; М. : Ось-89, 1999. 240 с.
  9. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин ; СПб. : ИГУП, 1999. 592 с.
  10. Харский, К.В. Благонадежность и лояльность персонала / К.В. Харский; СПб.: Питер, 2003. 496 с.
  11. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании : учеб. пособие в 2 ч. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии /Н.И. Шевандрин ; М. : ВЛАДОС, 1995. 554 с.
  12. Демидов Н.В., Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет. — М., 1992.
  13. Логинова А. Деловой этикет. На официальном, торжественном обеде // Управление персоналом. — 1999.
  14. Логинова А. Деловой этикет. Протокольные вопросы приема иностранной делегации // Управление персоналом. — №6. — С. 52-57.
  15. Минченкова С. Одежда делового человека // Управление персоналом. — 2000. — №2. — С.37-40.
  16. Митин А.Н. Культура власти и управления. Екатеринбург, 2001.
  17. Митин А.Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург, 2001.
  18. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 2006.
  19. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие. М., 2008.
  20. Рюттингер Р. Культура предпринимательства / пер. с нем. М., 2009.
  21. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1981.
  22. Чернышова М.А. Этика деловых отношений. Л., 1988.
  23. Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. М., 2007.
  24. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить в мире бизнеса. М., 2004.
  25. Язык жестов / пер. с англ. Н.Е. Котляра. Минск, 1995.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

Деловой этикет

Семинар в Петербурге «Деловой протокол и бизнес этикет»

www.mbs-seminar.ru

 

Этика деловых отношений

Валерия Коновалова, Дмитрий Захаров, Ардальон Кибанов,

www.kniga.ru Россия

 

Этика деловых отношений. Учебник

Борисов В.К., Панина Е.М., Панов М.И,

www.biblion.ru Россия

 

ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙУчебное электронное текстовое издание Светлана Георгиевна Ермолаева Информационный портал ГОУ ВПО УГТУ-УПИ http://www.ustu.ru

Сайт с полными текстами статей и книг по гуманитарной проблематике «Наследие, искусство, величие». – http://culture.niv.ru/

Электронная гуманитарная библиотека. – http://www.gumfak.ru/kultur.shtml www.kniga.ru Россия   Этика деловых отношений. Учебник

Материально-техническое обеспечение дисциплины

С целью реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по дисцип­лине «Деловая этика» институт располагает соответствующими аудито­риями для проведения лекций и семинаров; аудиториями, читальными залами и компьютерными классами для проведения самостоя­тельной работы студентов, работы в Интернете, аудио- и интернет-консультаций, зачетов.

Аудитории приспособлены для демонстрации кино-видео-филь­мов и ис­пользования проекци­онной, в том числе мультимедийной техники. Библиотека располагает копировальным и множитель­ным оборудованием, необходимым для выполнения рефератов и иных письменных работ.

Площадь на одного студента соответствует санитарным и противопожарным нормам.

 

9. СЛОВАРЬ 1. Абсолютизм (этический ) – методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности, подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но, с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновала представление об ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.2. Волюнтаризм – субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.3. Оценка (моральная ) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.4. Поведение (моральное ) – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.5. Поступок-элемент нравственной деятельности – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.6. Принципы (моральные ) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие «моральные качества» характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.7. Профессиональная этика (мораль) – подразумеваемый или конкретный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.8. Релятивизм (этический ) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл.9. Плюрализм – 1) философское учение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе бытия лежит множество независимых начал (сравним также дуализм); 2) один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества; 3) множественность, многообразие чего-либо, например мнений, взглядов, форм собственности.10. Фидуциарная ответственность – лица, несущие фидуциарную ответственность, занимают должности, требующие доверия другого лица, в данном случае – организации. Фидуциар должен осуществлять все права и полномочия, принадлежащие организации, во благо этой организации11. Метод единоначалия – процесс, в котором полнота прав в принятии решений, необходимых для управления, совмещается с персональной ответственностью за приятое решение и его исполнение.12. Методы воспитания – совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на сотрудников в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач.13. Объекты воспитания – различные категории сотрудников, трудовые группы и коллективы.14. Поощрение – метод воспитания, представляющий собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников.15. Приемы воспитания – частные, соответствующие конкретной педагогической ситуации, способы использования средств воспитания.16. Пример – метод воспитания, представляющий собой целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитуемого системой положительных (отрицательных) образцов для подражания или самовоспитания.17. Принуждение – метод воспитания, представляющий собой систему средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить к добросовестному исполнению профессионального долга.18. Принципы воспитания – научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации воспитательного процесса.19. Стиль руководства – совокупность устойчивых и эффективных методов, применяемых руководителем.20. Субъекты воспитания – начальники, отделы (отделения) кадров и отделения воспитательной работы, коллективы сотрудников, общественные организации.21. Упражнение – метод воспитания, представляющий собой систему организации повседневной жизни (процесса обучения, профессиональной деятельности), позволяющую накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать нравственные качества, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением.22. Цель воспитания – формирование сознания в единстве с поведением, активизация самосовершенствования и выработка личностных и профессиональных качеств.

Автор программы – кандидат философских наук Р.И.Щукина.

 

Программа рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры философии, истории и гуманитарных дисциплин … сентября 2011 г., протокол № .

 

Аудитории приспособлены для демонстрации кино-видео-филь­мов и ис­пользования проекци­онной, в том числе мультимедийной техники. Библиотека… Площадь на одного студента соответствует санитарным и противопожарным…   9. СЛОВАРЬ1. Абсолютизм (этический) – методологический принцип истолкования природы нравственности, в…