Глава I Психолого-педагогические основы семейного микроклимата

Семья — ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействий между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Глава I Психолого-педагогические основы семейного микроклимата

1.1.Понятие семейного микроклимата

Семейный микроклимат —  своеобразная атмосфера отношений, сложившихся в семье между её членами. Понятия «благополучная», «не совсем благополучная», «неблагополучная семья» характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат прежде всего отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.).

Сложность межличностных отношений в том, что каждый из супругов должен приспосабливаться к привычкам, желаниям, интересам и потребностям другого, в то время как до брака они удовлетворялись автономно или в зависимости от родителей. Возможны и объяснимы разные оттенки в поведении одного человека с разными людьми. В семейной жизни эти отношения строятся с одним человеком — брачным партнёром. В основе этих отношений лежат индивидуальность и неповторимость каждого, а также достоинство гражданина и человека. Семейная жизнь — это способность супругов согласованно действовать во всех сферах: в языковом общении, в интимных отношениях, в хозяйственной и воспитательной деятельности, в процессе отдыха и т. д. В большинстве сфер внутрисемейной деятельности только муж от жены и жена от мужа могут получить оценку, признание и подтверждение своих притязаний. В неумении мужа и жены взаимно тонко и тактично оценивать друг друга кроются причины не только взаимных упрёков, но и постепенного охлаждения семейного микроклимата. В семейной жизни недопустимы общие характеристики негативного типа .Они воспринимаются как оскорбления, отравляют микроклимат семьи, разрушают её устои. В доме, где царят недопонимание, взаимные упрёки и оскорбления, неуютно чувствуют себя взрослые и дети.

12 стр., 5965 слов

Проблемы межэтнических отношений в современном китайском обществе

Содержание Введение Глава 1. Межэтнические отношения. Отношения внутри государства 1.1 Понятие межэтнических отношений 1.2 Отношение ханьцев к своей и другим нациям Глава 2. Особенности и проблемы развития национальных меньшинств в Китае 2.1 Национальная автономия в Китае 2.2 Национальные меньшинства в Китае 2.3 Проблемы национальных меньшинств Заключение Список источников и литературы Введение ...

Поэтому лучше оценивать друг друга по конкретным поступкам, при этом сохраняя у мужа или жены веру в возможность дальнейшего исправления, перемен к лучшему. Важное значение для поддержания нормального семейного микроклимата имеют морально-психологические качества супругов — терпимость, внимательность, доброта, сострадание, создающие благоприятный фон для доброжелательных отношений в семье. И наоборот, высокомерие, злоба, нетерпимость и равнодушие становятся причиной различных семейных конфликтов. Говорят: милые бранятся — только тешатся. Нет, неправда: всякая ссора необратима. След, оставленный ею, не зарастает никогда. Тем более, что в основе ссор чаще всего лежат пустячные, несерьёзные причины. Затеять ссору несложно, гораздо сложнее из неё выйти. В бесплодной борьбе самолюбии, столкновений характеров, «войне миров» не бывает победителей — все побеждённые. Нужно набраться смелости и, не щадя себя, дойти до истока семейной ссоры, затянувшегося конфликта, ставших причиной слез, огорчений, надолго отравивших климат в семье.        Что же лежит в основе благополучного семейного микроклимата?

12 стр., 5894 слов

Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития

... себе и своих делах. Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет ... жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа. Если в семье проживает бабушка, особенно по линии ...

В эстетике семейных отношений нет строгих правил, здесь требуется творческое начало каждого. С точки зрения человеческих норм наиболее оправданы и предпочтительны равенство между супругами (мужчиной и женщиной), взаимное уважение, долг перед семьёй и обществом. Микроклимат в значительной степени зависит от общей культуры человека, его знаний жизни, представлений о красоте, доброте, межличностных отношениях. В основе хороших отношений лежит уступчивость супругов. В счастливых семьях это правило обычно выполняется неукоснительно. Иногда им распоряжаются осознанно, а чаще инстинктивно: срабатывает единственный в природе» вечный двигатель — механизм взаимного притяжения, доверия. Свой неповторимый стиль отношений присущ каждой семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд.

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

1.2. Типы отношений в семье

Во многом счастье семьи и ее нравственный климат зависят от того, царит ли в семье доверительная, полная любви атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Некоторым может показаться странным, но для воспитания нравственной личности совершенно небезразлично: растет ли ребенок у любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей, или же он растет в семье, где родителей держит под семейной крышей лишь «родительский долг». Как бы тщательно ни скрывалось от детей отсутствие любви и взаимного уважения, оно непременно сказывается, привнося в микроклимат семьи дух лжи, неестественности в отношениях, что обязательно отражается на формировании подрастающей личности. Педагоги отмечают, что любовь родителей друг к другу зачастую становится главным воспитательным фактором.

6 стр., 2941 слов

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

Содержание 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье 2. Общий двигательный режим 3. Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом 4. Помощь ребенку в преодолении указанных нарушений. Коррекция сосательных движений Библиографический список 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится ...

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. Конечно, вряд ли найдется много счастливых семей, где бы не испытывали тех или иных трудностей в общении со своими детьми. Недаром народная мудрость гласит: маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. Но и взрослеющие дети тоже далеко не всегда бывают удовлетворены сложившейся в семье системой отношений с родителями.

Известный советский психолог А. В. Петровский выделяет пять типов отношений: диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество Даже неискушенный в вопросах педагогики, казалось бы, «проголосует» за сотрудничество, а не за конфронтацию. Но в реальной жизни сотрудничество удается далеко не всем. Рассмотрим типы отношений подробней:

 «Диктат» в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом, лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности».В самом деле, ведь приказать, заставить ребенка что-то сделать проще, чем убедить в необходимости поступить именно так, как считают необходимым родители. И если с подростками родителям не всегда удается прибегнуть к прямому нажиму, то с малышами они зачастую не церемонятся. Между тем система отношений родителей и детей складывается постепенно, от нее зависят черты личности растущего ребенка. Если в детстве он был лишен возможности свободного выбора линии своего поведения, если с ним постоянно общались с позиции силы, вряд ли в отрочестве можно будет ожидать от него самостоятельных решений, волевых усилий. Подобные отношения нередко способствуют воспитанию в человеке качеств лицемера, агрессора.Вместе с тем, разумеется, есть ситуации, когда не в чем убеждать, когда родительская правота очевидна всем, кроме маленького упрямца. Неужели и тогда нельзя прибегнуть к «волевому решению»? Все родители знают, что воспитать ребенка, не произнося слова «нельзя», невозможно. Но истинно мудрые родители умеют каждое «нельзя» уравновешивать «можно». «Трогать чайник нельзя, горячий, обожжешься, будет больно, вот попробуй, горячо? Посмотри, а вот ложки, давай-ка накроем стол к чаю».Умелое соблюдение равновесия между «нельзя» и «можно» зачастую позволяет избежать конфликта.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью ... столкнулись приемные семьи; – исследовать индивидуальные особенности приемных детей (самоотношение, отношения с другими людьми, видение ребенком своей семьи); – исследовать отношение к ребенку и к семье в целом ...

«Опека» в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.Опека, как ни странно, сродни диктату. Только действуют здесь не «таской», а «лаской». Однако результаты ее во многом схожи с теми, что и при диктате: дети лишены самостоятельности, инициативы, они не решают ни вопросов, касающихся их лично, ни тем более всей семьи. Опека создает тепличные условия, при которых ребенок не может развиваться нормально. Неумейки чаще всего родом из семей, где принято детей постоянно опекать.

«Конфронтация» обычно привносит в семейную атмосферу напряженность, раздражение членов семейного коллектива накапливается и нет-нет, да и прорывается то в злорадстве по поводу неудачи кого-то, то в шумном и некрасивом конфликте, в который втягиваются все. В проигрыше в этой ситуации оказываются и родители и дети, и победителя здесь нет и быть не может.

«Невмешательство» — это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей.  «Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным» — отмечает А. В. Петровский. При этом родители уклоняются от выполнения воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет радости и трудности родных и близких. В случае необходимости ребенок оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы. Невмешательство или мирное сосуществование царит в отношениях между родителями в семьях, которые называют «дом-гостиница» Здесь взрослые живут своей жизнью, а дети — своей. Здесь нет семейного очага, нет притяжения, эмоционального магнита. Взрослые считают, что дети их растут самостоятельными, а тем не очень-то уютно в таком доме. В подобных семьях часто встречаются черствость, равнодушие к беде, да и просто заботам близкого.

12 стр., 5733 слов

Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи, детей и молодежи

26 Курсовая работа Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и молодежи Содержание ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. Социальное сиротство как социально педагогическое явление 1.1 Определение понятий явления социального сиротства 1.2 Причины и условия, провоцирующие явление социального сиротства Раздел 2. Профилактика социального сиротства как направление деятельности в ...

«Сотрудничество» как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованностъ межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, в которой преобладающим типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность «диктату», «опеке» и «невмешательству». Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства. Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье педагоги и психологи считают сотрудничество. Оно зиждется, прежде всего, на глубоком взаимном уважении взрослых и детей. Причем родители здесь не играют в демократию и уважение со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких личностями, заслуживающими уважения.

В таких семьях большинство вопросов решается коллегиально, на семейном совете, где дети имеют право совещательного голоса, к их мнению прислушиваются и стараются его учитывать. Дети здесь полноправные члены коллектива. У них свои постоянные трудовые поручения, они участвуют в решении финансовых проблем, а главное, каждый день и час учатся сопереживать, сочувствовать всему происходящему в доме, соучаствуют в жизни родителей. Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед, рождающихся в совместной деятельности. Именно в эти минуты, часы общения рождается взаимопонимание, дети «раскрываются» перед родителями, а те — перед детьми.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

В семьях, где умеют ценить общение, возникает зачастую, скажем так, свое, традиционное время общения. У одних — это вечерний чай, за которым собирается все семейство, у других — время для общей трапезы и беседы находится раз в неделю, по воскресеньям, пусть реже, но оно свято для каждого члена семьи.

Каждой семье присущ свой ритм, свой стиль жизни. Традиция совместных семейных обедов может оказаться совершенно не приемлемой для работающих посменно, для тех, кто учится по вечерам или занят общественной работой. И, тем не менее, час семейного общения, время неторопливого разговора, когда ты знаешь, что все настроены тебя выслушать и тебе самому интересно послушать других, должен быть в любой семье.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды. Это не значит, что они избавлены от конфликтов, периодов взаимного недовольства и отчуждения, но здесь непреходящей нравственной ценностью считаются добрые отношения. И при выяснении недоразумений, при выяснении конфликтов всегда помнят о том, что не так уж важно доказать неправому его неправоту, куда важнее сохранить добрые чувства друг к другу. А уверенность в том, что мир и лад в доме — высшая ценность, помогает сдержать гнев и готовый сорваться с губ упрек. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что еще никто никогда криком не смог ничего доказать. Крик рождает только видимость решения проблемы, вызывает ответную резкость.

Каждая семьясоздает свои традиции, однако строится молодаясемьяне на пустом месте. Супруги привносят в нее свои представления о том, какой должна бытьсемья. Они начинают строить собственную семью, уже имея за плечами опыт родительских семей, семей родных и близких, друзей. Иные традиции передаются из поколения в поколение.

С первых дней существования молодая семья, опираясь на все лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей, создать прочную семью, сохранить свою любовь на долгие годы, вырастить счастливых детей. Пусть взаимоуважение и взаимопонимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.          Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение – отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара.

Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок – «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом – внутренней потребности.          Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.          Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом.

Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.          Обратите внимание на то, что сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка – сухой и строгой матери… В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

1.3.Статусно-ролевая структура семьи

Статусно-ролевая структура семьи – это такая структура семейных отношений, которые определяются характером и содержанием семейных ролей и статусов.

     Основные  положения статусно-ролевой теории были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом и антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

      Статус  понимается как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся  определенной совокупностью прав и  обязанностей, которые он получает, благодаря своему положению. Каждый человек в социальной системе обладает множеством статусов, но в этом статусном наборе обязательно существует главный. Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Разновидностями социального статуса выступают: приписываемый – статус, в котором человек рожден, навязанный обществом независимо от усилий и заслуг личности, и достигаемый – определяется усилиями самого человека.

      Роль  определяется Р. Линтоном как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Человек вынужден корректировать свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями тех, кто функционально связан с данным статусом. Если роль не исполняется должным образом, то к человеку применяются санкции. Таким образом, роль является основным средством обеспечения эффективного функционирования социальной системы, ее институтов.

      Семейная роль  — один из видов социальных ролей человека  в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида  в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра, старший, младший).

     Выделяют  роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне семьи. Он включает в себя роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями (свекор, теща, невестка, зять и др.) и роли, обусловленные кровным родством (бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.).

     В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит  альтернативный характер ролей. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет мера согласованности роли с личностью  исполнителя (в этой связи говорят о возможностях усвоения, внутреннего принятия роли), чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.

     Статусно-ролевая структура при выполнении определенных семейных функций может характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. При совместном исполнении ролей в рамках данной функции исполнители роли имеют согласованное и определенное представление о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером, и о своем месте и месте других членов семьи в ролевой структуре. При наличии способности данного члена семейной группы к усвоению роли, складывается отношение  ролевого согласия.

     Ролевой конфликт  чаще всего проявляется следующим образом. Конфликт  ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи. В этом случае представления, например, супругов о том, каковы их права и обязанности  в рамках семьи. Их модели ролевого поведения в значительной мере противоположны, особенно модели своего и места других членов семьи.

      Межролевой конфликт,  при котором противоречие  кроется в сложности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода сложности, в частности, наблюдаются в многопоколенных семьях,  где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли.

     Внутриролевой конфликт,  при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли.

     Особое  место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности усвоения роли, обусловленные, как правило,  такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость,  неподготовленность к исполнению супружеских и особенно родительских ролей.  

     Оценка  состояния современной семьи  позволяет говорить о существовании  целого ряда противоречий между ролями и статусами носителей этих ролей.

     Особенно  ярко статусно-ролевой конфликт виден на примере российских женщин. Женщина в современной российской семье исполняет роль хозяйки, матери, жены. Её обязанности перед семьёй трактуются весьма широко: ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, профессиональная деятельность и многое другое. Женщина несет на себе двойную нагрузку, выполняя традиционные женские роли в семье и современную роль, предполагающую обеспечение семьи материальными средствами наравне с мужчинами. Препятствие профессиональной деятельности к осуществлению основных биологической и социальной обязанностей женщины, которые состоят в продолжении рода, является причиной демографического кризиса. Стране нужна не столько женщина-личность, сколько женщина-мать. Совмещение же этих двух ролей в одну без ущерба для той или другой фактически невозможно. В подобных ситуациях особенно возрастают требования к гибкости ролевого переключения, что затрудняет формирование целостного ролевого образа женщины.

     В связи с этим мужчины в современной эгалитарной семье постепенно перенимают некоторые функции женщин – хозяйственная, воспитательная, уход за детьми и другие.  Здесь возможно возникновение внутриролевого конфликта. Роль воспитателя требует от мужчины, например, твёрдости и последовательности и, вместе с тем, терпения и снисходительности к воспитуемому. Совмещать противоположные, по сути, подходы сложно. В результате зачастую роль выполняется не качественно.

     Еще одна из причин возникновения конфликта — наложение ролей друг на друга. Супружеская и родительская роли пересекаются, так как эмоциональная поддержка необходима супругам как по отношению друг к другу, так и по отношении к детям. Мужчина чаще любит в женщине жену, а не мать, тогда как женщина, прежде всего, ценит в нём отцовские качества, а затем супружеские.

     Как отмечает М.К. Горшков, социально-экономические реформы повлияли на семью не только с позиций переоценки супружеских ролей и статусов. Сформировался новый стиль во взаимоотношениях взрослых и детей. Так, родители 90-х лет предоставляют всё больше свободы и самостоятельности детям. Дети всё раньше выходят из пол родительской опёки. Между двумя поколениями возникает дистанция. И как следствие всё шире распространяется такие явления, как одиночество престарелых и сиротство детей. Карцева отмечает, что “это приводит к возникновению новых ролевых ожиданий: они чаще носят негативный характер”.

     Выделяют  следующие факторы, влияющие на статусно-ролевые позиции в семье: этнополитический, экономический, территориальный, культурологический, социально-психологический, но главным все же остаётся социально-экономический.

     Распределение ролей супругов зависит от их экономического статуса: чем он выше, тем шире объём  их прав, тем масштабнее сфера лидерства. В семьях, где мужчины сумели реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал, главенство принадлежит им. В тех семьях, где высокие заработки — удел женщины, они руководят семьёй.  Распределение власти в российской семье начала XXI века в меньшей степени зависит от традиционных установок в обществе и в большей от статуса, так как уровень доходов одного либо обоих супругов определяет их совместное материальное благополучие.

     Кроме социально-экономического очень важным является территориальный аспект. Модели семейной власти напрямую связаны с тем, к какой нации принадлежит семья и в каком регионе она функционирует. В регионах восточного менталитета высокий статус мужчины не подлежит сомнению, как и подчинённое положение детей по отношению к взрослым. Если же речь идёт о смешанных в расовом, конфессиональном и национальном отношениях семьях, то более высоким будет статус тех отцов семейства, которые принадлежат к титульной расе или нации, и более низким статус мужчин, не относящихся к данной категории людей. Например, в национальных территориальных образованиях цена жениха или невесты, мужа или жены некоренной национальности ниже, чем их партнёра титульной нации. Так проявляется влияние этнополитического фактора.

     Ещё один фактор, влияющий на статусно-ролевые позиции в семье — социально — психологический. В числе особенностей взаимодействия людей в семье — разделяемые ими нормы и ценности, взгляды и убеждения, представление о себе и других, об окружающей социальной и природной среде, проявление характера и темперамента, самооценка.  Статус в семье тем выше, чем выше интеллект его носителя, общий и социальный, более адекватна самооценка, гибче социальные установки, многообразие представлений об окружающем мире. Следовательно, определить лидерский потенциал мужа или жены, можно лишь в том случае, если будут учтены все вышеназванные характеристики.

     Современные модели семьи, возникшие во второй половине ХХ века. С. И. Голод называет детоцентрическими либо супружескими. В детоцентрической семье дети становятся смыслом существования. В супружеской семье в центре оказываются отношения между брачными партнёрами, их интимность, автономия, личное взаимодействие, индивидуализация, взаимная ответственность ввиду интенсивной вовлечённости женщин в профессиональную деятельность и их социально-нравственная эмансипация.

Выводы по I главе

Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. С первых мгновений жизни ребенка семья играет исключительно важную роль, он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд. Роль и статус являются не менее важными характеристиками структуры семьи, которые в первую очередь необходимо учитывать при анализе семейных отношений в целом. Можно констатировать, что основное отличие семьи наших дней состоит в большей демократизации, эгалитаризации внутрисемейных отношений, повлиявшей на социальные установки и ролевые ожидания людей. Статусы не только мужчины и женщины, но и взрослых детей тяготеют к выравниванию ввиду усиливающейся тенденции к женской эмансипации. И главным фактором, определяющим статусно-ролевые позиции в семье, является материальный.

Глава II Исследование проблем микроклимата в современной семье

2.1 Методики для психодиагностики семейных взаимоотношений

В настоящее время существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных супружеских отношений. И, тем не менее, одной из острых проблем семейного консультирования является получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации конкретного человека. От этой информации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. Для измерения феноменов семейных отношений можно использовать следующие методики:

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Эйдемиллер, В.Юстицкий) предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований

Тест-опросник удовлетворенности браком (В.Столина, Т.Л. Романова, Т.Бутенко) Назначение методики — определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком.

Методика  «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи». В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями;  б) вопросы, связанные с воспитанием детей;  в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий;  д) ситуации рассогласования норм поведения;  е) проявление доминирования супругами;  ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.

Методика «Диагностика родительского отношения» (А.Я.Варга и В.В. Столина) позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал:  1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) «Маленький неудачник». Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок  представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта. Методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл.) Предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), а также изучение детско-родительских отношений.

2.2.Изучение отношений родителей к разным сторонам семейной жизни

Для проведения исследования мной была выбрана методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл.), предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), а также изучения различных аспектов детско-родительских отношений.

В проведенном мной исследовании приняло участие 10 женщин-матерей в возрасте от 20 до 40 лет. Каждая из них ответила на 115 вопросов, время на выполение-20 минут. В результате исследования получили следующие данные по шкалам:

1.Предоставление ребенку возможности высказаться, вербализация-все опрошенные набрали максимально возможный балл.

2.Чрезмерная забота, оберегание ребенка от трудностей — на среднем уровне.

3.Зависимость от семьи — на среднем уровне.

4.Подапвление воли — уровень чуть выше среднего.

5.Ощущение самопожертвования — уровень ниже среднего.

6.Опасение обидеть, причинить вред ребенку — уровень чуть выше среднего.

7.Семейные конфликты — уровень ниже среднего.

8.Раздражительность — средний уровень.

9.Излишняя строгость — уровень ниже среднего.

10.Исключение внутрисемейных влияний — средний уровень.

11.Сверхавторитет родителей — высокий уровень.

12.Подавление агрессивности — уровень выше среднего.

13.Неудовлетворенность ролью хозяйки — средний уровень.

14.Партнерские отношения — средний уровень.

15.Развитие активности ребенка — низкий уровень.

16.Уклонение от конфликта — низкий уровень.

17.Безучастность мужа — низкий уровень.

18.Подавление сексуальности — уровень ниже среднего.

19.Доминирование матери — уровень выше среднего.

20.Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка — низкий уровень.

21.Уравненные отношения — низкий уровень.

22.Стремление ускорить развитие ребенка — уровень ниже среднего.

23.Несамостоятельность матери — уровень выше среднего.

Можно вычленить отдельные аспекты отношений:

  • Хозяйственно – бытовые, организация быта семьи находятся на среднем уровне.
  • Межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера – находятся на низком уровне.
  • Отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» находятся на среднем уровне.
  • Отношения к семейной роли – ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье не наблюдается; нет ощущения самопожертвования; семейные конфликты очень редки; присутствует сверхавторитет родителей, доминирование матери, зависимость и несамостоятельность матери.
  • Отношения родителей к ребенку — присутствует вербализация, раздражительность, вспыльчивость, преодоление сопротивления, подавление воли; не наблюдается развитие активности ребенка, излишней строгости, уклонения от контакта с ребенком, чрезмерного вмешательства в мир ребенка, стремления ускорить развитие ребенка.

Данные проведенного исследования представлены в усредненном виде.

Выводы по II главе

Для диагностики семейного микроклимата как отечественными, так и зарубежными учеными разработано множество методик, позволяющих выявить тип и характер взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений. Диагностика на ранней стадии позволяет успешнее планировать и проводить коррекционные мероприятия, в зависимости от проблемы конкретной семьи, отдельного ее члена. В результате проведенного исследования сделан следующий вывод: как супружеские, так и детско-родительские отношения играют крайне важную роль в развитии личности ребенка, его психическом благополучии, развитии личностных качеств. Ведь родители для ребенка – не что иное, как образцы для подражания. Он копирует не только поведение родителей, но усваивает взаимоотношения родителей, их отношение к ребенку, манеру воспитания и т.д. В будущем ребенку придется строить свою семью, образцом создания которой будет являться его собственная.

Заключение

Каждая семья отличается индивидуально   организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический  микроклимат семьи играет большую  роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.

Состав  семьи и межличностные отношения  ее членов, умение в процессе становления  семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям — все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи.

Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений, убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее, чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно — в браке не состоять».

Мера душевного состояния семьи, добрая и непринужденная атмосфера представляют собой эмоциональный склад семьи. Семья при всех хлопотах, возможных несчастьях должна в итоге приносить человеку радость.

Список используемой литературы:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов – М.,1972.

2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы.- М.: «Ар. Факты».- 1993.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,1991.

4. Голод С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм //

Человек. 2006. № 6. С. 69-81.

5. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.,1996.

7.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.,1999.

8.Общая психология: Учеб. пособие/ Под ред. А.В.Петровского.- М.:Академия,1996.

9.Основы педагогики: Учеб. пособие/ Под ред. Е.А.Коновальчик, А.И.Жук, О.Л.Жук.- М.:Минкс, Аверсэв, 2003.

10. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. А.М.Столяренко.- М.ЮНИТИ-ДАНА,2001.

11.Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие.- Новосибирск: СибУПК,2006.

12.Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей.2-е изд.- М.:Академия,1997.

13.Эйдимиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- 3-е изд.- СПб.: Питер,2001.

3