Кулигина И. Г

Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского

Учебно-психологическая программа для подготовки сотрудника ФСБ

Выполнила:

Белова А. В. ФП – 413

Проверила:

Кулигина И. Г.

Калуга, 2012 год.

Цель: создание условий для повышения эффективности работы будущих сотрудников ФСБ.

Задачи:

  1. Создать условия для развития теоретических знаний будущих сотрудников ФСБ в области психологии (память, стрессоустойчивость).
  2. Диагностировать уровень стрессоустойчивости сотрудников ФСБ.
  3. Создать условия для формирования повышения уровня стрессоустойчивости будущих сотрудников ФСБ.
  4. Профилактика возникновения негативных психических состояний в стрессовых ситуациях.
  5. Создать условия для тренировки и увеличения объема памяти сотрудников ФСБ.

Содержание программы Теоретический компонент

Необходимые дисциплины для сотрудника ФСБ:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности;
  2. Экономика;
  3. Физическая культура;
  4. Начальная военная подготовка;
  5. Психология: общая психология, зоопсихология, психология поведения;
  6. Юридическая психология;
  7. Правоведение;

Лабораторный практикум

Тренировка памяти

Память — это психический процесс, включающий в себя:

а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д. ;

11 стр., 5257 слов

Вклад когнитивной психологии в проблему изучения памяти человека

Содержание Введение . Научное изучение памяти .1 Краткий исторический экскурс и теоретико-экспериментальные подходы к исследованию памяти .2 Память как психический процесс . Закономерности и механизмы памяти .1 Виды и типы памяти .2 Проблема развития памяти Заключение Список использованной литературы Введение Тема курсовой работы является актуальной, так как исследование памяти занимает одно из ...

б) сохранение в памяти того, что было запомнено;

в) воспроизведение запомненного;

г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте.

Обычно различаются четыре вида памяти.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Двигательная память зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

17 стр., 8065 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

... , и он должен "опознать" их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле. Запоминание логически связанного материала Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте ... Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Таки х уровней 3: 1) память воспроизво дящая, 2) память опознающая, 3) память облегчающая. Например, человек заучил стихотворение ...

Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Кратковременная память удерживает информацию в виде неполного отражения событий. Это происходит, например, при взгляде на скопление каких-либо объектов, лиц, цифровых знаков и т. д. Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть.

1.Тренировка запоминания логически не связанного текста.

 Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

    1.Украинец  11.Масло     2.Экономка  12.Бумага     3.Каша   13.Сладости     4.Татуировка  14.Логика     5.Нейрон   15.Социализм     6.Любовь   16.Глагол     7.Ножницы  17.Прорыв     8.Совесть   18.Дезертир     9.Словарь   19.Свеча     10. Глина   20. Вишня

    Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100 , получаем % эффективного запоминания.

  2.Запоминание чисел.     За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

1. 43   11. 37   2. 57   12. 38   3. 12   13. 86   4. 33   14. 56   5. 81   15. 47   6. 72   16. 6   7. 15   17. 78   8. 44   18. 61   9. 96   19. 83   10. 7   20. 73

    Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле: Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

  3.Запоминание лиц с именами и фамилиями.     Запомнить предлагается несколько фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен «опознать» их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле.

   4.Запоминание логически связанного материала.     Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке).

Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.     «РОБОТЫ, КОТОРЫМ ДОСТУПНЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), СОЗДАВАЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2).

ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)? ДЕОНТОЛОГИЯ ИЛИ ЛОГИКА НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5).

СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6).

ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ПОДОБНЫХ НОРМ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9).

ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10).»

Эффективность запоминания в % выражается формулой: Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае  4).

Тренинговая работа с резервом

Минимизация стрессоустойчивости.

Психодиагностический этап

  1. Методика определения стрессоустойчивости Холмса и Раге

Инструкция к тесту: внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте – среднее количество баллов в 1 год).

Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Тестовый материал

Жизненные события

Баллы

1.

Смерть супруга (супруги).

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

65

4.

Тюремное заключение.

63

5.

Смерть близкого члена семьи»

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

31

21.

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидают дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание обучениямучебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

36.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15

40.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

11

Интерпретация результатов теста

150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Итоговая сумма определяет одновременно степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение – она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Степень сопротивляемости стрессу

150-199 баллов – высокая;

200-299 баллов – пороговая;

300 и более баллов – низкая (ранимость).

Если, к примеру, сумма баллов – свыше 300, это означает реальную опасность, т.е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Тест на стрессоустойчивость №2

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______

3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.4 Напряжение или дрожание мышц ______

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____

5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года?

(отметьте V ).

Значительно уменьшился

Незначительно уменьшился

Не изменился

Незначительно возрос

Значительно увеличился

-20 -10 0 +10 +50

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста:

Устойчивость к стрессу

Норма

Повышенная чувствительность к стрессу

Менее 35 баллов

От 35 до 85 баллов

Более 86 баллов

Интерпретация по отдельным шкалам:

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели– от 15 до 30 баллов.

Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.

Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов.

Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов

Термин «стресс» (англ. stress: давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации.

Для повышение уровня стрессоустойчивости необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, самоконтроль, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Для сотрудников с низкими показателями стрессоустойчивости в качестве коррекции может быть выбрано использование идеомоторных методов . Идеомоторика – это наш внутренний механизм, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами.

В качестве идеомоторного упражнения, выбрано упражнение – «Подъема (всплытия) рук», данное упражнение выполняется на ниже перечисленных положениях:

  1. Сотрудники четко представляют и кратно описывают предстоящий идеомоторный акт. В нашем случае — движений рук снизу вверх.
  2. Принимают тренировочную позу, в которой выполняется предстоящее идеомоторное движение: стоя с опущенными вдоль туловища руками, или сидя с положенными на бедра кистями, ладонями вниз.
  3. Движение выполняется 3-5 раз, по возможности точнее, чтобы отрефлексировать, и отложить в памяти движение. Упражнение следует делать плавно и молча, с открытыми глазами.
  4. После повторить проделанное движение 2-3 раза, с открытыми глазами, сопровождая его поэтапными опережающими словесными командами: «Кисти зашевелились! Руки оторвались от туловища… плавно, сами, поднимаются вверх!» Цель этого упражнения — наладить прочную идеомоторную связь между двумя системами — программирующей (мозг) и исполняющей (руки).
  5. Необходимо освободить мозг от посторонних мыслей. Закрыв глаза и никуда не отвлекаясь, следует максимально сосредоточить свое внимание на сильном образе — желании начала задуманного идеомоторного движения, повторяя мысленно поэтапные самокоманды: мысленные самоприказы на плавный отрыв и «всплытие» рук. При этом, желая всплытия, наблюдать как идеомоторное мышечно-суставное чувство, автоматически, само, производит плавный отрыв и «всплытие» рук вверх.
  6. Повторить предыдущее упражнение 2-3 раза без слов, на чистом образе-желании. При этом не думать о конечном результате, а сосредоточить все свое внимание-желание на начальном образе и самом процессе идеомоторного движения. Надо сосредоточить внимание-желание на образе начального отрыва рук от бедер и процессе их дальнейшего движения вверх.
  7. Если занимающийся (испытуемый) начинает сомневаться в своих личностных способностях и отказывается проделывать упражнения, необходимо сделать небольшую передышку.

Также для снятия стрессовых состояний предложен ряд рекомендаций по избеганию стрессовых состояний, которые включают в себя следующее:

  • Аутогенная тренировка.
  • Больше движения (бег, аэробика).
  • Не затягивать с разрешением любых конфликтов.
  • Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.
  • Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.
  • Научиться говорить людям «нет».
  • Не перегружаться.
  • Не злоупотреблять кофе, алкоголем.
  • В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с друзьями. Переключить внимание на приятную тему.
  • Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.
  • При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более страшный «сценарий».
  • Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
  • Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
  • Синий и зеленый цвета успокаивают.
  • Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».
  • Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.
  • Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.
  • Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.
  • Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.
  • Душ, теплая ванна.
  • Полноценный глубокий сон.
  • Делайте что-нибудь с настроением Хобби — то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.
  • Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.

Имеет место индивидуальная беседа с сотрудниками, стессоустойчивость которых находится на очень низком уровне.

Оценка эффективности программы

Данная учебно-психологическая программа полностью выполняет поставленные перед ней задачи. Она носит информационный, развивающий, диагностический и коррекционный характер. Что позволяет нам судить о высокой эффективности данной учебно-психологической программы.