Раздел 3 Инженерно-психологические основы проектирования систем «Человек-машина»

17

Тема 3.1 Проектирование средств отображения информации

3.1.1 Классификация и общие инженерно-психологические требования к средствам отображения информации

3.1.1.1 Классификация средств отображения информации

С помощью средств отображения информации (СОИ) человек-оператор получает информацию о состоянии объекта управления. Конкретные типы СОИ, их количество и способы взаимного размещения выбираются с учетом особенностей работы анализато­ров человека (прежде всего зрительного), закономернос­тей формирования оперативного образа объекта управ­ления, характера функций оператора в системе «Человек – машина», последовательности и степени важности выпол­няемых операций, требуемой скорости и точности работы. СОИ классифицируются по ряду признаков (рис. 14.1).

/Pict 14-01/

Рис. 14.1 Классификация средств отображения информации

По модальности сигнала СОИ делятся на визуальные, акустические и тактильные.

По функции выдаваемой информации СОИ делятся на командные (целевые) и ситуационные. Командные СОИ отображают цель управления («конечную точку», которая должна быть достигнута) и дают сведения о необходимых действиях. Такими СОИ являются, например, командные табло («Идите», «Стойте», «Ждите» и т.п.).

Ситуационные СОИ дают не только информацию об отношении хода управляемого процесса к заданной программе, но и обрисовывают ситуацию. Примером СОИ такого типа может служить индикатор температуры, давления или счетчик числа оборотов двигателя.

По способу использования показаний СОИ разделяются на три группы:

  1. Для контрольного (проверочного) чтения. С помощью таких СОИ оператор решает задачу типа «да–нет»: работает машина или нет, в норме или нет какие-либо параметры и т.д.
  2. Для качественного чтения. Такие СОИ дают информацию о направлении изменения управляемого параметра. Например, возрастает он или понижается; если отклоняется, то в какую сторону, и т.д.
  3. Для количественного чтения. Такие СОИ передают информацию в виде численных значений (в аналоговой или цифровой форме).

    11 стр., 5345 слов

    Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания

    ... 3. Методы коррекции развития личности. В общепризнанной классификации, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания ... и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Использование метода внушения способствует переживанию детьми ... использования. Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) – совокупность ...

    К этой группе относится абсолютное большинство используемых СОИ .

По форме сигнала СОИ делятся на абстрактные и изобразительные. В первом случае сигналы передаются в виде абстрактных символов (цифры, буквы, геометрические фигуры и др.), отображающих в закодированном виде состояние объекта. Выбор символов определяется из со­ображений обеспечения оптимальной эффективности кодирования. Во втором случае передача сигналов осу­ществляется в виде изображений. В этом случае качест­во передачи информации определяется полнотой изображения – сте­пенью схематизации, детализации и количеством воспро­изводимых свойств.

По степени детализации информации СОИ могут быть интегральными и детальными. На интегральных СОИ информация выдается оператору в обобщенном виде. Детальные СОИ выдают конкретную информацию.

3.1.1.2 Общие инженерно-психологические требования к средствам отображения информации

  1. Для адекватного отображения состояния отдельных объектов контроля необходимо использовать разнообразные элементы индикации. Каждый элемент индикации должен наиболее адекватно отображать определенные характеристики управляемого объекта.

Для отображения сообщения, словесной инструкции, последовательности операций наиболее подходят сигнальные табло (транспаранты).

Для отображения количественных показателей необходимы устройства типа счетчика, когда видна только одна цифра (число).

В этих случаях лучше использовать цифровые индикаторы.

Для анализа работы оборудования рекомендуется применять дисплеи, так как с их помощью можно показать связь между многими параметрами.

С помощью рассмотренных элементов создаются разнообразные системы отображения информации. Они могут быть выполнены в виде табло, мнемосхем, приборных панелей.

  1. Другим важным требованием, предъявляемым к СОИ, является соответствие скорости выдаваемой информации пропускной способности оператора. Организация потоков информации должна исключать как перегрузку, так и недогрузку оператора.

Перегрузка оператора приводит к психологической напряженности и увеличению количества ошибок. Для уменьшения перегрузки необходимо:

– предоставлять информацию оператору с необходимым упреждением к началу исполнения;

– сократить поток информации до необходимого минимума;

– предусмотреть возможность фильтрации информации, что позволяет оператору отбирать данные, соответствующие его возможностям и условиям работы;

– разработать рациональную схему деятельности оператора;

6 стр., 2733 слов

Б. Передать информацию в сокращенном виде.

... для того, чтобы: А. Выделить в тексте самое необходимое. Б. Передать информацию в сокращенном виде. В. Сохранить основное содержание прочитанного текста.   Тест 24. Точная выдержка ... в) способность быстро выполнять задание г) способность практически действовать на основе усвоенной информации д) совокупность жизненного или профессионального опыта Правильный ответ б) адекватное представление о ...

– позволить оператору использовать для принятия решения максимальное время (в пределах общего времени, отведенного на выполнение задачи);

– сохранять на индикаторе информацию по желанию оператора на необходимое время.

Недогрузка оператора вызывает ослабление внима­ния, что приводит в конечном итоге к потере ритма в работе и ошиб­кам. Для уменьшения недогрузок необходимо:

– сократить до минимума время от запроса до воспроизведения информации, а также время формирования изображения;

– обеспечить достаточную интенсивность потока информации (при интенсивности потока 1–10 сигналов в час уже может наблюдаться заметное ослабление внимания);

– принять меры к повышению «заметности» вновь появляющейся информации (мерцанием, яркостью, громкостью);

– ограничить площадь размещения информации;

– обеспечить оператору возможность контроля за правильностью своих действий.

Количественная оценка потоков информации при проектировании СОИ проводится с помощью математических методов теории массового обслуживания и теории информации. В процессе испытаний оценка уточняется экспериментальным путем.

  1. Еще одним требованием, предъявляемым к СОИ, является соответствие их характеристик возможностям оператора по приему и переработке поступающих сигналов. Для выполнения этого требования прежде всего должны учитываться характеристики зрительного и других анализаторов.

При построении системы отображения информации очень важно соблюдать последовательность организации внимания: расположение элементов должно соответствовать наиболее вероятной последовательности изменений состояний управляемых объектов. Следует стремиться также к максимальной разгрузке оперативной памяти оператора.

3.1.2 Инженерно-психологические требования к отдельным видам визуальной индикации

В абстрактных СОИ, представляющих оператору информацию в виде сигналов, используются три основные формы визуальной индикации: стрелочная, знаковая и графическая. К каждой из них предъявляются специфические инженерно-психологические требования.

Стрелочная индикация. На считывание показаний большое влияние оказывают отдельные элементы стре­лочного прибора: шкалы, стрелки, оцифровка, отметки.

Точность и скорость считывания показаний со шкалы прибора зависят от ее вида, формы и размера, расстояния наблюдения, интервала между отметками. При коротких экспозициях (менее 0,5с) точнее считываются показания прибора с подвижной шкалой и неподвижной стрелкой. При увеличении времени экспозиции предпочтительнее приборы с подвижной стрелкой и неподвижной шкалой.

На качество отсчетов влияет и форма шкалы. Лучшие результаты дает круглая шкала, за ней следует полукруг­лая и прямолинейная горизонтальная; худшие – верти­кальная шкала. Однако это положение в отдельных слу­чаях может не выполняться. Например, для приборов, с помощью которых контролируются параметры глуби­ны, высоты, температуры, лучшими являются все же вер­тикальные шкалы.

При выбранной форме шкалы точность отсчетов зави­сит от того, с какого участка шкалы ведется считывание. Круглые шкалы дают лучшие результаты при считыва­нии показаний с центрального верхнего сектора, горизон­тальные – с центральной части шкалы. По мере же при­ближения к концам этих шкал точность и скорость счи­тывания значительно падают.

4 стр., 1625 слов

Качество информации и методы её определения

... на производственную деятельность ЭИС, выступая в роли элемента технологического процесса обработки экономической информации ТПОЭИ. Так, подготовка информации для решения задач на ЭВМ является составной ... за счет потерь , которые образуются в производстве от несвоевременного получения информации, причем размер потерь тем больше, чем позже получены результаты.Рассмотрим другие, наиболее часто ...

Оптимальный угловой размер шкалы составляет 2,5–5° (40 – 60 мм при дистанции наблюдения 750 – 900 мм).

Шкалы приборов градуируются штриховыми отмет­ками, которые подразделяются на основные, средние и малые. Точность считывания зависит от размеров отме­ток и расстояния между ними. Рекомендуются следующие минимальные размеры отметок (длина и толщина соответственно): основные 25΄ и 5΄, средние 20΄ и 3΄, малые 12΄ и 1΄. Увеличение числа мелких отметок приводит к снижению скорости и точности считывания. При необходимости интерполяции (стрелка останавливается между делениями) лучшие результаты наблюдаются тогда, когда оператор должен мысленно делить отмеченный интервал не более чем на 5 частей.

Наиболее эффективными являются шкалы с ценой деления 1, 5, 10 и соответствующей оцифровкой. Цифры наносятся только у основных отметок. Точность считы­вания цифр зависит от их высоты, формата, толщины обводки, расстояния между соседними цифрами. Здесь должны быть выполнены основные требования, которые предъявляются к знаковой индикации.

Важное значение при считывании показаний со шкал имеет форма и расположение стрелок и указателей (рис. 14.2) и (рис. 14.3).

/Pict 14-02/ и /Pict 14-03/. Наибольшее преимущество перед остальными имеет клино­видная стрелка. Толщина ее острия должна быть не более ширины самой малой отметки шкалы. Кроме того, оператор быстрее и точнее ориентируется в показаниях прибора, если кончик стрелки не заслоняет цифру и не касается делений шкалы, а находится от них на расстоянии 0,4–1,5 мм. Стрелка должна находиться как можно ближе к плоскости циферблата, чтобы свести к минимуму параллакс.

Рис. 14.2 Рекомендуемые (а) и нерекомендуемые (б) формы концов стрелок и зазоров

Рис. 14.3 Примеры неправильного и правильного оформления шкал измерительных приборов

Разработан также ряд требований по расположению приборов на информационной панели:

– стрелочные инди­каторы следует устанавливать в плоскости, перпендику­лярной линии взора;

– для шкал, установленных на одной панели, необходимо выбирать одинаковую систему делений и одинаковые цифры;

– фон шкалы должен быть мато­вым, а расположение прибора должно быть таким, что­бы на его лицевой поверхности не было бликов;

– поверхность шкалы не должна быть темнее панели.

Знаковая индикация. В абстрактных СОИ используют различные виды знаков: буквы и цифры, абстрактные фигуры, условные символы. В последнем случае для формирования знака используют правила мнемоники.

19 стр., 9286 слов

1. ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 4

... ИССЛЕДОВАНИЙ 33 9.1. Программа социологического исследования. 33 9.2. Методы сбора первичной информации. 33 9.2.1. Прямое наблюдение. 33 9.2.2. Изучение документов. 34 9.2.3. ... коэффициент меньше, чем расчетный. После этого определяется среднеарифметическое значение исследуемых элементов трудового процесса. 3. Психофизиологические основы трудовой деятельности 3.1. Работоспособность человека ...

На практике используют два способа построения условных символов: индуктивный и дедуктивный.

При индуктивном способе в качестве основы берется изображение обозначаемого объекта и затем путем упрощения одних элементов и усиления других оно преобразуется в услов­ный символ. При дедуктивном способе в качестве основы берутся абстрактные геометри­ческие фигуры, в которые вводятся дополнительные эле­менты (буквы, цифры, штрихи и т.д.).

Главную роль в опознании знака играет его контур. Количество дополнительных элементов знака должно соответствовать количеству признаков или свойств отображаемого объекта. В случае избыточности элемен­тов наблюдается неоднозначность приема информации: оператор приписывает объектам несуществующие призна­ки. При недостаточности элементов снижается надеж­ность приема информации: при декодировании оператор путает одни знаки с другими.

Сложность знака оценивается по числу входящих в него элементов. Знак, состоящий только из контура (на­пример, геометрические фигуры), считается простым. Знак, включающий кроме контура один дополнительный элемент (внешняя или внутренняя деталь, буква, цифра), является средним по сложности. Знак, включающий несколько до­полнительных элементов, называется сложным.

В условиях неограниченного времени наблюдения угло­вой размер простого знака должен быть не менее 15–18′, сложного знака – 35–40′. Размер наименьшего допол­нительного элемента сложного знака должен быть не ме­нее 8′. При коротких экспозициях (до 50 мс) размер кон­тура знака должен быть не менее 1°, дополнительных деталей – 30–40′. В общем случае при расчетах минималь­ного размера знака нужно исходить из величин, характе­ризующих различение и опознание его наименьших деталей.

Широко распространенным видом знаковой индикации являются буквы и цифры. Для их качественного чтения должны быть соблюдены определенные требования. Допустимый размер букв и цифр при учете только точности считывания составляет 18–20′. При одновременном учете точности и скорости опознания их оптимальный размер составляет 35–40′. Формат знака (отношение ширины к высоте) рекомендуется брать 2/3, 3/5 или 5/7.

Во многих типах СОИ буквы и цифры формируются из отдельных дискретных элементов: линий (сегментов), точек, отрезков, строчек телевизионного растра. На качество воспроизведения знаков влияет число элементов, служащих для формирования алфавита знаков. Установлено, что для качественного считывания цифро-буквенного алфавита число сегментов должно лежать в пределах 8–16 (при функциональном способе формирования знаков).

При растровом способе оптимальное число строк растра, приходящееся на один знак, равно 10. При матричном способе формирования знаков оптимальной считается матрица 5 х 7 или 6 х 9.

Графическая индикация. Наиболее распространен­ными видами графической индикации являются графики и диаграммы.

График (графическое изображение функциональных зависимостей) целесообразно применять в тех случаях, когда оператору для принятия решения важна общая фор­ма отображаемой функции, а в процессе принятия решения необхо­димы интерполяция и экстраполяция данных. Основными элементами, используемыми при построении графика, являются линия и позиция.

7 стр., 3412 слов

Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...

... т.д., второй - трансформация образа, отражающего показания приборов. Воспринимая сигналы, поступающие от средств отображения информации, человек - оператор оценивает текущее состояние объекта управления, сличает ее с образом ... задач: просмотр расписания, наблюдение за экраном радиолокатора, запросы и т.д. Элемент деятельности, направленной на выполнение простой текущей задачи, в психологии принято ...

Для определения позиции (координат) точки на гра­фике используют координатные оси. Они делятся на отрезки штрихами, интервалы между которыми соответствуют единицам измерения отображаемых в графике величин. При оцифровке делений на осях координат и при выборе размеров интервалов и штрихов следует руководство­ваться рекомендациями, разработанными для шкал стрелочных приборов.

Диаграмма используется для отображения соотноше­ний между величинами. Ее удобство состоит в том, что она позволяет заменить вычисления глазомерным сопо­ставлением площадей. Основными элементами диаграммы являются линии и площадь. При компоновке диа­грамм следует руководствоваться следующими положе­ниями:

– площадь, занимаемая диаграммой, не должна превышать размер оперативного поля зрения;

– число элементов диаграммы (столбиков или секторов) не должно превышать объема зрительного восприятия;

– масштаб должен определяться в соответствии с оперативными порогами глазомера;

– при построении диаграммы следует использовать цветовое, цифровое и буквенное кодирование, а также координатные сетки, облегчающие глазомерное сравнение ее элементов.

Используются также и такие виды графической индикации, как чертежи и схемы. Рекомендации по их выполнению приводятся в специальной литературе (ГОСТ, ЕСКД и др.).

3.1.3 Кодирование информации

При построении абстрактных СОИ возникает проблема оптимального кодирования информации. Термин «кодиро­вание» в данном случае взят из теории информации. Он означает преобразование сообщения в сигнал, удобный для передачи по каналу связи. Применительно к деятель­ности оператора кодированием называется способ пред­ставления информации оператору, соответствующий осо­бенностям восприятия, памяти и мышления.

Проблема оптимального кодирования заключается, прежде всего, в правильном выборе категории кода, длины алфавита сигналов и компоновки кодового знака.

Категорией кода (видом алфавита) называется любой самостоятельный способ кодирования информации. Не­которые из них показаны на рис. 14.4 и рис. 14.5. /Pict 14-04/ и /Pict 14-05/ Помимо них используются такие способы кодирования, как кодирование яркостью, частотой мельканий и др.

Рис. 14.4 Способы кодирования знаковой информации

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... лучше использовать для передачи информации о назначении объекта, цифры – для информации о его количественных характеристиках, геометрические фигуры (мнемознаки) – для кодирования информации в тех случаях, когда оператору необходима наглядная картина ...

Рис. 14.5 Пять абстрактных способов кодирования информации

Выбор категории кода зависит от ряда факторов. Прежде всего, он определяется характером решаемой задачи: та категория кода, которая эффективна при решении одной задачи, может быть неэффективной при решении другой.

Выбор категории кода зависит от формы объекта, о котором передается информация оператору. В большинстве случаев скорость и точность различения и опознания тем выше, чем более похож отображаемый символ на реальный объект.

При выборе категории кода нужно учитывать также и привычные ассоциации человека, его жизненный и про­фессиональный опыт. Так, например, размеры отобража­емого символа хорошо ассоциируются с размерами реаль­ного объекта и его важностью (значением).

То же самое относится и к яркости символа: ее величина также хорошо ассоциируется с размерами и значением объекта.

Пространственная ориентация символа может исполь­зоваться для отображения направления движения. Для привлечения внимания оператора целесообразно исполь­зовать кодирование частотой мельканий информационного сигнала. Необходимо учитывать и привычные ассоциации, которые сложились у человека по отноше­нию к различным цветам: красный обычно ассоциируется с опасностью, желтый – с необходимостью получения предупреждения, зеленый – со спокойной обстановкой. Буквы лучше всего использовать для передачи информа­ции о названии объекта, цифры – для информации о количественных характеристиках объекта. Кодирование формой применяют для обозначения вида и класса объекта.

И, наконец, выбирая ту или иную категорию кода, не­обходимо обеспечить условие, согласно которому зритель­ные сигналы должны быть различимы по своим физичес­ким параметрам. Для этого величины яркости, контраста, размеров знаков, а также их расположение и характеристики цвета должны находится в допустимых пределах.

Длиной алфавита сигналов называется возможное количество различных элементов (уровней) внутри данной категории кода. Требование оптимальной различимости сигналов ограничивает возможную длину их алфавита. Оптимальные условия различения сигналов создаются лишь в том случае, если различие меж­ду парой одномерных сигналов превышает пороговую величину в несколько раз. Кроме того, допустимая длина алфавита ограничена способностью человека точно иден­тифицировать возрастающее число одномерных сигналов и возможностями его оперативной памяти.

Поэтому число абсолютно различимых градаций одно­мерного сигнала колеблется в пределах от 4 до16 в зависи­мости от выбранной категории кода (табл. 14.1).

/Pict 14-06/ Исключение составляет лишь буквенно-цифровое кодирование, при котором могут использоваться практически все цифры и буквы из известных оператору алфавитов (например, русского, латинского, греческого и др.), а также кодирование формой символов по их ассоциации (подобию) с реальными объектами.

Таблица 14.1 Длина алфавита сигналов для различных категорий кодов

4 стр., 1825 слов

Понятие информации и ее основные свойства

... действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к ...

Длина алфавита сигналов может быть увеличена за счет использования многомерного кодирования, то есть за счет увеличения числа значимых и меняющихся парамет­ров сигнала. При этом параметры объекта кодируются в одном знаке объединением нескольких признаков. Их количество определяет мерность кода (уровень кодирова­ния).

Обычно мерность кода выбирается в пределах от 1 до 4 путем сочетания кодовых категорий формы, цвета, размера и пространственной ориентации сигнала. Применение многомерных кодов приводит к не­которому снижению точности и скорости декодирования информации, но позволяет существенно увеличить ско­рость переработки информации оператором.

Компоновка кодового знака также влияет на эффективность кодирования. При разработке знаков следует руководствоваться следующими положениями:

– знак должен быть хорошо различим, то есть иметь достаточный угловой размер, яркость и контраст;

– в состав знака должны входить основные и дополнительные элементы, причем последние не должны пересекать или искажать контур знака (исклю­чение составляют знаки, выражающие отмену информа­ции, запрещение или окончание каких-либо действий и т. п.);

– предпочтение следует отдавать внутренним элементам знака перед наружными;

– в ка­честве опознавательных признаков знака в пределах одного алфавита не рекомендуется использовать число элементов в знаке, отличие знаков по признаку «негатив – позитив», отличие знаков по признаку прямого зеркального отражения (использование этих признаков целесообразно лишь в особых случаях).

3.1.4 Инженерно-психологические требования к акустическим индикаторам

Большая часть информации (около 90 %) поступает к оператору в виде зрительно воспринимаемых сигналов. Однако в некоторых случаях более целесообразным явля­ется применение для передачи информации оператору акустических сигналов. Акустические индикаторы целесо­образно применять в следующих случаях:

– если информация, подлежащая обработке, простая, краткая и требует немедленной реакции;

– если применение визуальной индикации ограничивается информационной перегрузкой оператора или условиями его работы (очень большая освещенность, необходимость постоянного перемещения оператора, вуализирующее действие примесей, находящихся в воздухе: дым, туман, водные пары и т. п.);

– если нужно предупредить оператора о поступлении последующего сигнала;

– если необходима или желательна голосовая связь.

Акустические сигналы могут передаваться или в форме определенных звуков, являющихся кодом, или в речевой форме.

Звуковые сигналы служат для предупреждения оператора о грозящей опасности, для предупреждения его о возможности перехода управляемой системы в критическое состояние, для напоминания о необходимости предпринять какие-либо действия, для привлечения внимания оператора.

К источникам звуковых сигналов относятся звуковые генераторы, звонки, зуммеры, гудки, сирены и т.п. Они используются для подачи аварийных, предупреждающих и уведомляющих сигналов. Их основные характеристики следующие: для аварийных сигналов – частота 800–5000 Гц и уровень звукового давления в месте приема сиг­нала 90 – 100 дБ; для предупреждающих сигналов – 200 – 800 Гц и 80 – 90 дБ; для уведомляющих сигналов – 200 – 400 Гц и 30–80 дБ.

6 стр., 2852 слов

Психологические основы обучения операторов

... оператора определяются типом СЧМС и способом переработки информации. Способ переработки информации может быть дедуктивным, абдуктивным и индуктивным. При дедуктивном способе переработка информации заключается в образовании выходного сигнала ... путей и механизмов повышения эффективности подготовки идёт постоянно. Применение новых методов подготовки и совершенствование существующих можно рассматривать в ...

Длительность отдельных сигналов и интервалов между ними должна быть не менее 0,2с. При изменении длитель­ности звуковых сигналов шаг изменения должен быть не менее 25 % по отношению к исходной длительности. Дли­тельность звучания интенсивных звуковых сигналов не должна превышать 10 с.

Модуляцию сигналов следует производить изменением амплитуды и частоты. При амплитудной модуляции ее глу­бина должна быть не менее 12 %, при частотной модуля­ции – не менее 3 % по отношению к несущей частоте.

В условиях маскировки шумом используют звуковые сигналы, частота которых как можно больше отличается от наиболее интенсивных частот шума. При этом необходимо обеспечить превышение уровня звукового давления над уровнем шума не менее чем на 10–16 дБ.

Речевые сигналы имеют предпочтение перед звуковыми в тех случаях, когда:

– сообщение сложное;

– слушатель (оператор) специально не подготовлен понимать значение закодированных сигналов;

– необходим быстрый дву­сторонний обмен информацией;

– сообщение относится к будущему времени и требует подготовительных операций;

– возможны ситуации большой психической напряженности, в которых нельзя поручиться за точность и своевремен­ность декодирования сигналов оператором.

Речевые сигналы часто используются в качестве сигналов предупреждения. Однако они могут использоваться и для представления различной информации оператору.

Основные требования к речевым сигналам заключаются в следующем:

– уровень рече­вых сигналов должен быть на 10 – 20 дБ выше уровня по­мех в месте расположения оператора, принимающего этот сигнал;

– голос, используемый для воспроизведения речевых сигналов, должен быть хорошо понятным;

– сообщения должны произноситься беспристрастным и спокойным голосом;

– слова в сообщении должны быть разборчивыми, соответствующими смыслу ситуации и краткими.

3.1.5 Перспективные средства отображения информации

С ростом сложности СЧМ неуклонно увеличивается число параметров, контролируемых оператором. Примене­ние в этом случае индивидуальных индикаторов неизбежно ведет к увеличению размеров информационной панели, затрудняет работу оператора по приему и анализу посту­пающей информации. Все это отрицательно сказывается на качестве работы оператора. Поэтому используются следующие перспективные виды СОИ:

– многофункциональные (многошкальные);

– полимодальные (полисенсорные);

– объемные (трехмерные);

– групповые (на одной шкале попеременно показываются значения разных сигналов);

– дисплейные (одновременно показывается несколько разных сигналов);

– адаптивные (информация меняется в зависимости от условий деятельности оператора; разновидностью являются индикаторы с предсказанием);

– диалоговые (работающие в режиме запросов и ответов).