1. музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью;

Сегодня остро стоит проблема воспитания творческого потенциала подрастающего поколения, его художественного вкуса, жизненных ориентиров. Развитие активного, творческого, самостоятельного мышления, как об этом прекрасно знают все педагоги-практики, является труднейшей задачей, стоящей перед преподавателем и его учеником.

Цель обучения детей в музыкальных учебных заведениях – подготовка в большинстве своём музыкантов — любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения.

Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в музыкальных учебных заведениях понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того, без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на музицирование и творчество не остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения — это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами).

Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями — популярной классикой, современными, отечественными и зарубежными шлягерами. Тема моего реферата «Развитие музыкального мышления» выбрана не случайно. Столкнувшись в секторе педагогической практики с неумением детей осмысленно работать над музыкальным текстом, я не смогла пройти стороной столь важный аспект в музыкальном развитии ученика.

Выход из создавшейся ситуации вижу в том, чтобы научить самостоятельно мыслить, а значит, самостоятельно действовать.

«Творчеству научить нельзя, но можно научить творчески работать».

Л.А. Баренбойм.

Глава 1

Каждый педагог, как и каждый исполнитель, по-своему решает стоящие перед ним задачи. В своей работе я опираюсь на два основных положения:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. ... "божественное наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество ...

1.мышление пианиста-исполнителя понимается в соответствии с определением мышления, получившим распространение в специальной литературе как целесообразная и внутренне организованная деятельность сознания, направленная на решение определенной задачи;

2.мышление пианиста-исполнителя рассматривается на примере работы над конкретным музыкальным произведением.

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII века) различные психологи, а также представители разных наук понимали его по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт).

В конце XIX века под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления. Имея это в виду, я все же попытаюсь определить, что такое мышление человека в его современном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы – психологии и физиологии.

Психологи до сих пор полемизируют вокруг художественно-образного мышления, эмоционального и рационального в механизмах творческой деятельности. И вряд ли возможно создать законченную модель музыкального мышления. И все же можно хотя бы вкратце охарактеризовать то, что выражается понятием «мышление в музыке».

9 стр., 4498 слов

5.Формирование мышления и речи в процессе онтогенез

... и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего ... фаза – внутреннее проговаривание, которое представляет собой иннервацию органов артикуляции в процессе речемыслительной деятельности (иногда эту фазу называют внутренним проговариванием). Если при слушании ...

Музыкальное мышление представляет собой реальную психическую деятельность, с помощью которой личность приобщается к высотам музыкального искусства, постигает смысл заключенных в нем духовных ценностей. При этом можно выделить ряд самостоятельных проблем:

1. музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью;

2. музыкальное мышление как способ мышления человека при его соприкосновении с музыкой как видом искусства;

3. музыкальное мышление как один из способов общения человека с Миром, Вселенной через музыку.

Формирование и развитие музыкального интеллекта осуществляется, как и во всякой другой области, в процессе обучения, по мере приобретения учащимся определенной суммы знаний.

Музыкальное мышление — это процесс моделирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Оно возникает в процессе и как результат активного, эстетически окрашенного взаимодействия со звуковой реальностью. Эстетически окрашенным может быть отношение ко всему окружающему миру (природа, быт).

Однако, для формирования музыкального мышления, первостепенную роль играет звуковая реальность, уже несущая в себе эстетическую организацию. Это музыкальное искусство.

Искусство в целом – это сложнейшая система. Между тем, конкретному человеку оно является через конкретные музыкальные произведения, и личность осваивает их с помощью конкретных, выработанных способов практической музыкальной деятельности. Поэтому практика музыкальной деятельности тоже важна.

Два фактора — музыкальное произведение и практическая музыкальная деятельность — и определяют, в конечном счете, основные черты музыкального мышления личности. Музыкальное произведение играет роль многоуровневой информационной структуры, а практическое музицирование выступает как конкретный механизм обработки этой информации. Информационное содержание произведения и передает те новые данные, которые обрабатывает музыкальное мышление на основе прошлого опыта личности.

Глава 2

Развитие музыкального мышления рассмотрено мною на примере пьесы «Элегия» украинского композитора Н.Лысенко.

Процесс мышления проходит определенные стадии и этапы. В общей психологии принято выделять такие этапы, как: акт принятия мыслительной

задачи, исследование элементов, выдвижение гипотезы, проверка найденного решения.

Первый этап — начало мышления — акт принятия мыслительной задачи. А.В. Брушлинский указывает на строгую обусловленность этого момента: «…мышление … всегда вызывается какими-то потребностями, побуждениями, мотивами, познавательными или чисто практическими интересами и т.д.». Удовлетворение этих интересов или потребностей и является конечной целью, итогом мыслительного процесса. И если итогом музыкального мышления является познание художественного смысла, то акт принятия музыкальной задачи нужно трактовать как желание понять смысл данного произведения.

6 стр., 2972 слов

ДОКЛАД Музыкальное мышление(1)

... Одним из свойств музыкального мышления является музыкальная логика. Музыкальное мышление развивается в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная информация получается и передается посредством музыкального языка, которым возможно овладеть, непосредственно занимаясь музыкальной деятельностью. Музыкальный язык характеризуется определенным ...

Интерес к определенному произведению способен превратить последующий процесс его изучения в процесс творческого, духовного освоения.

Любому преподавателю хорошо известно, что при анализе музыкального произведения, исторических фактов, связанных с его созданием, духовный опыт ученика обогащается. Основной задачей преподавателя считается создание такой творческой атмосферы, которая могла бы способствовать обострению интереса ученика к работе над произведением. Здесь в качестве конкретных рекомендаций следует предложить использование разного рода совместных докладов по данному вопросу, а также материалов смежных искусств. Поэтому я думаю, работу над музыкальным произведением необходимо начинать с осмысления его названия. В данном случае учащийся должен знать, что такое «элегия».

Элегия – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение; это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека… Жанр элегии занимает важное место в русской музыке, что подтверждается её многочисленными образцами в XIX и XX веках.

На следующем этапе ученик изучает элементы той задачи или ситуации, которая стала предметом размышления. Рассматриваются как свойства отдельных элементов, так и наиболее очевидные связи между ними. Исследование не имеет четкой направленности: от основных элементов к второстепенным, затем к их отношениям, или наоборот. Оно может быть и планомерным, и хаотичным, возможен и целостный охват всех наиболее существенных элементов и отношений.

В музыкальном мышлении этот этап предстает в виде исследования в комплексе элементов музыкального языка, задействованных в данном произведении. Для этого необходимо не только тонкое, дифференцированное слышание, но и немалые теоретические знания. В этом смысле элементарную теорию музыки можно считать залогом успешного протекания данного этапа. Педагог побуждает ученика перерабатывать материал, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда этого не делается. Он должен всего достигнуть сам.

Ощущение музыкальной интонации – сигнал к любым музыкально-мыслительным действиям.

Истоки музыкального мышления восходят к ощущению — переживанию интонации. «Музыка – интонация», – гласит лаконичная формула Б.В. Асафьева. Понимая широко, интонация есть главный проводник

музыкальной содержательности, музыкальной мысли, носительница художественной информации, эмоционального заряда, душевного движения.

8 стр., 3786 слов

Многообразие музыкальных направлений зарубежной музыки первой половины XX века

... Предмет же - это непосредственно величайшие музыкальные произведения, дошедние до наших времён и определившие судьбу развития музыки в целом. Для изучения многообразия музыкальных направлений автор прибегнул к помощи специальной ...

Средства музыкального языка, выявляющие комплекс инвариантных черт жанра музыкальной элегии, группируются в соответствии с характерными для жанра эмоциональными состояниями. Подчеркивается важнейшая особенность музыкальной элегии – эстетизация печали. Ведь музыкальные средства, используемые для передачи эмоционального состояния, определяются спецификой эмоциональных процессов человека. По мнению В. Медушевского, «одновременно с рождением эмоций в организме происходит комплекс изменений – повышается или понижается скорость психологических и физиологических процессов, меняется тонус, степень напряжения». Эти процессы и отражает музыка. Следовательно, определенные эмоциональные состояния в их связи с комплексом выразительных средств и будут представлены далее. Состояние уныния, сожаления в элегии выражается, главным образом, в преобладании нисходящих интонаций, которые передают подавленное состояние человека.

Так напряженная, ниспадающая интонация стала основой мелодии «Элегии» Лысенко. Ощущение преодоления скорби обостряется за счет того, что отдельные мотивы противоречат общему движению. Вместе с тем, декламационность и характер патетической речи мелодия приобретает именно благодаря этим мотивам.

Как и в других произведениях подобного жанра, трагическая кульминация достигается постепенно. С физиологической реакцией на скорбь связаны и нисходящие секундовые интонации, называемые часто «мотивами вздохов», которые олицетворяют характерное элегическое сожаление. Нередко они звучат в окончаниях фраз, передавая бессилие. Кроме того, подобные мотивы неразрывно связаны и с гармонической основой, так как чаще они являются задержаниями. Применяются целые сцепления «мотивов вздохов», создающих эффект преодоления движения.

Боль утраты передают нисходящие малые секунды, которые звучат в басовом голосе инструментальной партии.

Появление повторяющейся фигурации, создающей эффект мерного покачивания, раскрывает перед нами трагическую ситуацию. Она словно завораживает своим ровным движением, вводя в транс, состояние забвения. Ощущение недосказанности, неоднозначности проявляется в тональной неопределенности. Мы словно находимся на грани света и тени. Создается ситуация ожидания минора, но появляется мажор. Возникает ощущение трепета и взволнованности, будто видны лишь неясные очертания образа, окутанного дымкой. Такая зыбкость сохраняется и дальше благодаря пульсации аккомпанемента. Вероятно, подобное состояние привлекает именно своей таинственностью, некоторой интригой.

Появление светлого раздела также обусловлено эстетизацией печали. По словам В.Медушевского, для музыки характерно «преобразование чувств через гедонистическую эмоцию». Так для элегии свойственно любование грустью. Отсюда и типичная для неё красота, гибкость, пластичность мелодики, использование украшений. Б. Асафьев называл среди главных качеств элегического романса распевность, плавность. Распевность он считал «эмоционально отзывчивым, привлекающим к себе слух важнейшим качеством русского лиризма» Именно поэтому в XX веке элегия стала восприниматься как своеобразный символ печальной красоты.

7 стр., 3224 слов

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших ...

... В работе были использованы иметодические находки учителя музыки СШ № 18 ДежиковойЛюдмилы Геннадьевны. Метод изучения музыкального произведения – такой способ работы с музыкальнымпроизведением, в ... стороны методистов, психологов, учителей. Поэтомутемой исследования мы выбрали методы изучения музыкальных произведений крупнойформы в старших классах средней образовательной школы. Таким образом, ...

Важная особенность музыкального произведения заключается в том, что полное определение значения каждого элемента не является непременным условием постижения смысла всего музыкального текста. Элементы настолько спаяны друг с другом, что непонимание одного интуитивно заполняется, домысливается за счет понимания других, «соседних» элементов.

Следующий этап — появление творческой гипотезы – некоторые исследователи считают самым загадочным. Гипотеза возникает в результате инсайда — озарения, внезапно вспыхнувшей догадки. Долгое время он считался неожиданным, ничем не подготовленным актом вдохновения. Однако последние исследования физиологических показателей – таких, как пульс, дыхание, глазодвигательная активность, – показывают, что ему предшествует период внутреннего созревания, проходящий на неосознаваемом уровне.

В музыкальном мышлении инсайдом можно считать постижение смысла всего музыкального произведения. Ощущения радостного подъема,

вдохновения, необыкновенной ясности, сопровождающие осознание смысла звучащей музыки, знакомы каждому музыкально развитому человеку. Инсайд музыкальный продолжительный. Процессуальность развертывания музыкального текста как бы «растягивают» его на время звучания всего произведения или целого построения. Возможно, поэтому музыка считается одним из тех видов деятельности, которые особенно требуют вдохновения, и в то же время особенно развивают его. За время «растянутого» инсайда к чувственному переживанию успевает подключиться сознание и зафиксировать глубину одного из самых возвышенных состояний человеческой психики.

Я сталкивалась с подобным явлением в секторе педагогической практики. Мой ученик Роман Агаев, учащийся 6 класса, работая над «Элегией», глубоко прочувствовал художественный образ и так увлёкся им, что сыграл очень эмоционально, ярко и убедительно. Ранее ему не было это свойственно. Я уверена, подобное исполнение стало результатом правильно выстроенной работы и поставленных задач перед учащимся. Мой

педагог–консультант Гавриш Л. А. и я целенаправленно развивали активность и самостоятельность мышления, а также творческую инициативу учащегося.

Заключение

Развитие профессионального музыкального интеллекта основывается на способности учащегося самостоятельно, без посторонней помощи добывать необходимые ему знания и умения. Психолого – дидактическими исследованиями доказано, что именно самостоятельность мыслительных операций – одна из главных психологических предпосылок успешного овладения знаниями, умениями, иначе говоря, фактор, обеспечивающий неуклонное, стабильное развитие интеллекта обучающегося.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... и шумную сумятицу повседневных событий; их содержание не «существует» в общепринятом смысле— психологическое понятие «интеллект» не отличается в этом от концепций физики. В качестве довода в ... Интеллект — научное понятие, такое же, как гравитация, эфир, электричество, химические связи, — все они не «существуют» в этом смысле, что, однако, не делает их менее ценными в качестве ...

В результате развития мышления, в том числе и музыкального, ученик получает знания о самом себе, своей душе, то есть он осознает в себе нечто такое, что раньше было тайной для него самого. И задача педагога – помочь ученику найти ниточку к своей душе, научить своего воспитанника понимать язык музыки.