Истоки музыки

Музыка как вид искусства.

Русское слово «музыка» — греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Дать одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны — кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) — явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.

Форма музыки — это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов — интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) — составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б.Асафьев).

Музыка — это искусство. Здесь мы выходим в контекст социальной жизни. Музыка — особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Однако результаты искусства (в частности музыкального) с точки зрения «здравого смысла» и пользы — не имеют утилитарной материальной ценности, как бы бесполезны. Искусство — это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного. Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и есть преобразование духовной жизни общества и человека по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных (способ духовного производства).

15 стр., 7007 слов

Восприятие музыки человеком

... Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки. Объект: человек в момент воздействия на него музыки. Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком. Задачи: Рассмотрение основных подходов в ... 5.7 Чувство ритма Выводы Список литературы ВВЕДЕНИЕ Уже давно музыка используется в терапевтической практике. Человек - глубоко музыкальное существо, поэтому ему свойственно попадать ...

Спор о природе и содержании искусства вообще между сторонниками материалистической и идеалистической эстетик особенно затруднителен по отношению к музыке, т.к. музыка из всех искусств, быть может, самое эфемерное создание. Смысл и содержание музыкального творения больше, чем «чистая форма», но творение это и не сводимо к жизненным проявлениям, аналогам жизненных ситуаций, к человеческим эмоциям, хотя опосредованно связано с действительностью.

За имманентно-музыкальной специфичностью закрепился термин «художественное содержание». Последнее — основа всех искусств, включая понятийные (литература, театр, кино).

Однако музыкальная содержательность несводима к содержательности других видов искусства, и не может быть адекватно передана каким-либо способом. Музыкальное содержание связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами того или иного времени, а также с личностью создателя. Специфика музыкального познания и мышления носит не конкретный, не понятийный характер. В музыке проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. И потому смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность. Неслучайно многие умы связывают природу музыки с природой абсолютного духа.

Однако в музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации содержания. Прежде всего, в т.н. синтетических жанрах (опера, балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем.

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы, такие как: пение птиц (некоторые композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц — он содержал их у себя дома); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» — это прежде всего Н.Римский-Корсаков, К.Дебюсси, М.Равель, А.Руссель); бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Б.Чайковского).

23 стр., 11251 слов

Формирование знаний дошкольника о музыкальных инструментах при ...

... них принадлежит занятиям, связанным с музыкальным искусством. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Искусство - одна из важнейших форм ... Актуальность исследования состоит в том, что музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, ...

Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского и Испанский час М.Равеля), работу механизмов, движение поезда (симфонический эпизод «Завод» А.Мосолова, симфоническая поэма Пасифик 231 А.Онеггера).Глава

Музыка (греч. – муза).

Музыка – вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живопись, скульптуру, архитектуру) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам.

Одно из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.

Что бы «понять» музыку – совет один: больше знать о музыкально искусстве, его историю, особенности музыкального языка, законы, по которым строиться музыкальное творчество и постоянно слушать много хорошей серьёзной музыки.

II. Пм Кто изобрел музыку?

Индийская мифология.

«Нареда сидел однажды погруженный в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые легким дуновение ветерка, прельстили его слух; они все продолжали расти, становясь все прекраснее и разнообразнее». Так древние индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда из «ничего», от легкого дуновения возникла первая музыка. Бога Нареда индусы считали главным богом музыки.

Греческая мифология.

Аполлон и Артемида. Артемида пустила стрелу из лука, и первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из «мужеубийственного» оружия очаровательные звуки.

Опровержения, что сначала появились музы, а потом уже их сводные брат и сестра – Аполлон и Артемида.

Мифы Древней Греции рассказывают о девяти музах, покровительницах искусств: Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Полигимния – муза священных гимнов, Каллиопа – муза эпической поэзии, Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии.

Все музы – сестры, дочери Зевса – громовержца и Мнемосины – богини памяти.

С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают пение существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос – не гром, а злой дух Тор, рассердился на людей и посылает на землю свои раскаты-проклятья; в журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поет русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан…

Это лишь легенды. На самом деле – в древности человек встречался с музыкой природы – пением птиц, рёвом животных, раскатом грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Люди подражали им. зыки

15 стр., 7357 слов

Теоретические основы воздействия музыки на организм человека

... с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие болезни – это музыка. Целенаправленное лечебное применение музыки (музыкальная терапия, лечение музыкой) выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке ... процессы. Но, к сожалению, в наше время мало людей знает о целебных свойствах музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о ...

Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки — мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и явствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах.

На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма (К.Валлашек).

Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звукоинтонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г.Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Более современные авторы (К.Штумпф, В.Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь — в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов (М.Харлап).

10 стр., 4932 слов

Духовное развитие школьников на уроках музыки

... умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще художественного образования: положение о базовом характере церковного ... признаемся, что в школе до настоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, ...

Факторы, которые дали жизнь искусству звука:

1. Подражание звукам природы. Общение с природой – один из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая древними людьми музыка.

2. Участие в коллективных трудовых процессах. Первые музыкальные инструменты похожи на орудия труда. Происхождение явно «рабочее». Это видно по форме и манере игры на них: ступа (толкли зерно) – глиняный горшок, обтянутый кожей – ударные инструменты; подражание луку – струнные; сигнал на более далекие расстояния, крик в раковину или тростниковую трубку – духовые.

3. Врожденное чувство ритма. Первостепенно важные занятия – охота, рыбная ловля, валка деревьев – неотъемлемые условия коллективного труда. Залог успеха – слаженность. Поэтому в основе совместных действий лежал ритм. Первобытный человек использовал для этой цели ритмичное постукивание по каким-либо предметам – прообраз музыкальных инструментов. Из ритмических покрикиваний, облегчавшую совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Из хоровых танцев (коллективная сплоченность, согласованность действий) — родилась мелодия (вождь запевала – остальные подражали ему).

4. Художественный чутье. Ритмические процессы свойственны многим живым существам. И даже инстинктивный мелодический дар присущ не только человеку. Наиболее тонко он развит у птиц. Однако лишь человек оказался способным стать творцом музыки. Это произошло благодаря целому комплексу условий. Три из них мы уже назвали. Но было и четвертое, без которого музыка никогда бы не стала искусством – художественный дар человека.

Стадии развития музыки.

В своем развитии музыка, как и поэзия, имела три качественно отличные стадии, которые следует понимать скорее как различные типы (системы) музыки, нежели хронологически сменяемые этапы ее развития.

1. Первая стадия определяется чаще всего термином «фольклорная». В европейской культуре понятие «музыкальный фольклор» часто используют как синоним к понятиям «народная», «примитивная», «этническая» или «музыкальная культура нецивилизованных народов». Стадия фольклора отличается такой коммуникацией, когда слушатель и исполнитель не разделены — все являются соучастниками музыкального действа и включены в некий ритуал.

Музыкальный фольклор неотрывен от быта (охота, рождение ребенка, свадьба, похороны), трудового процесса, календарных праздников, обрядов, игр. Он синкретичен по своей природе, в нем пение, звучание музыкальных инструментов соседствуют. В первобытных обществах он был неотделим от слов и телодвижений. Наряду с крестьянским музыкальным фольклором, хорошо сохранившимся в культуре России, существует городской музыкальный фольклор (в странах Европы).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Это уже «профессиональное народное искусство», которое появляется лишь в развитых сообществах. Для фольклорной стадии характерна устная форма трансляции музыкальных «текстов», отсутствие форм письменной их фиксации и неразвитость музыкально-теоретических понятий, специальных музыкальных учений.

2. Вторая стадия, определяется по-разному, как «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». В ней музыкант-профессионал отделен от слушателей. Его отличает стремление к фиксации музыкального «текста», чаще всего с помощью слова, но не в процессе распевания безымянных народных стихов, а специально сочиненных литературных текстов, часто — с помощью письменного поэтического текста. Искусность, техническая сторона в создании музыки выступают здесь на первый план, что ведет к появлению запоминаемых канонизированных структур, музыкальных моделей в виде особых метров и ладов. Ярким примером этого типа музыки служит музыка в Древней Греции («мусическое искусство» — синкретическое явление, объединявшее поэзию, музыку и танец), исламская музыка (средневековая музыка арабов и персов).

На этой стадии формируются первые учения о музыке, пишутся музыкальные трактаты.

3. На третьей стадии — «профессиональной» — устная форма общения заменяется письменной и появляются три участника процесса музыкальной коммуникации: композитор-исполнитель-слушатель. Такой взгляд определяет традиционно-европейское понимание музыки в наши дни. Взгляд этот ограничен рамками европейской культуры, где произошло расслоение процесса музыкальной коммуникации на трех участников. Именно в Западной Европе на рубеже 16-17 вв. возникло авторское, композиторское музыкальное творчество. Музыка стала записываться в стабильном нотном тексте и появилась необходимость исполнения записанного и отделенного от создателя «нотного текста». Музыкальное сочинение (композиция, опус) приобрело возможность самостоятельного существования, что было вызвано появлением нотописи и развитием инструментальных форм музыки. Неслучайным стало употребление европейцами термина «чистая музыка», подчеркивающего независимость музыки от словесного текста (музыка — невербальная форма искусства), а также — и от танца.

На данной стадии стало выделяться исполнительское музыкальное искусство — одна из самых значимых сфер реализации музыки во всех культурах и на всех стадиях ее существования. Однако в западноевропейской культуре, где исполнение отделено от сочинительства (благодаря формам нотной записи музыки), оно выделено в самостоятельную область музыкальной деятельности. При этом возникает ярко выраженная потребность в индивидуальной трактовке, варьировании, аранжировке одного и того же фиксированного в нотном тексте музыкального произведения.

Функции музыки:

1. Мировоззренческая или воспитательная. В первобытном строе это была сердцевиной, ядром других функций. Мировоззрение усваивалось не как совокупность понятий и слов, а как совокупность реальных переживаний, неизгладимых их памяти эмоций, как мощный заряд волевой энергии. Волевой элемент был определяющим и организующим воспитательное воздействие музыки. С этим и было связано господство ритма, направленность эмоционального возбуждения, элемент внушения и даже гипноза, отмечаемый в первобытной музыки.

12 стр., 5720 слов

Музыкальное воспитание дошкольников

... совсем верно. Неспособность к музыке нельзя путать с амузиями (патологическими нарушениями психических функций) и с музыкальной неразвитостью, вызванной отсутствием воспитательного музыкального воздействия. Неспособность - характеристика человека, которому прежде всего ...

2. Коммуникативно — организующая. Вовлекая всех в единое музыкальное действие, музыка устанавливала между людьми устойчивую связь (коммуникацию).

И это не была связь случайно встретившихся и оказавшихся рядом людей, как на современном концерте или даже на современных танцах. Это была коммуникация, строго организованная в пространстве и во времени. В пространстве, так как речь шла не о совместном прослушивании или параллельном движении в танце под одну и ту же музыку, а о совместном музицировании, подлинном сотворчестве, не знающем пассивных наблюдателей и изолированных мелких группах. Во времени, ибо это сложившееся в совместном музицировании единстве людей не распалось, а развивалось. Музыка служила мощным средством направленного совершенствования первобытного коллектива. В первобытном хоре за художественно-творческим единством явственно ощущалось и мировоззренческое, и трудовое, и племенное, родовое единство. Поэтому пение в таком хоре было всеобщей школой нравственности. Духовно объединяя, совместное творчество в то же время и дисциплинировало. Внутренняя потребность совпадала с долгом, индивидуальное – с родом.

3. Компенсативная. Наивно было бы считать жизнь первобытного человека счастливой и удовлетворенной. Животные инстинкты на этом этапе ещё далеко не полностью переплавились в социальные чувства и настроения. В своей повседневной жизни человек зависел не только от многочисленных природных стихий, но и от консервативных обычаев, которые нужно было соблюдать, как бы они не расходились с вновь приобретаемым опытом. Физическая слабость или уродство, недостаток хитрости и ловкости, неудача на охоте или в состязании могли сформировать целый комплекс антисоциальной энергии, готовой взорваться в любую минуту. В этих условиях музыка выполняла ещё одну функцию, прошедшую через века.

Песня, танец, игра на музыкальных инструментах позволяли слабому компенсировать свои физические недостатки, неудачнику вернуть интерес женской половины племени, восстановить свой родовой авторитет. Компенсация за слабость перед природными силами становилась магия звуков и телодвижений. Кроме того, огромную роль играла сама возможность «выпеть» горе и неудачу, «выплясать» накопившееся раздражение, расслабиться и душевно освободиться.

Виды музыки.

В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи и технического воспроизведения музыки, возникновение электромузыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, продажа аудиовизуальной продукции, использование Интернета и др.); признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе.

В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки. Появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:

9 стр., 4459 слов

О программе и учебниках Музыка Т.И.Баклановой

... «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка, и др.), а ...

Классическая (или серьезная) — профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16-17 вв.) и в средние века;

Популярная — массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская) — музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации (Запада).

Этническая (и традиционная) — фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

Эстрадная (или легкая) — музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз — подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок — музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь — гитар.

Авангардная (экспериментальная) — общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.

Альтернативная — новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки.

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, кино-музыка и т.д. А также — по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард — в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул — в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж — в рок-музыке и т.п.системе культур

Звуковая основа и эмоциональная природа музыки.

«Музыка – величайшая сила, способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать» (древнегреческие философы).

Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Дать одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны — кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) — явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

12 стр., 5810 слов

Анализ парциальных программ музыкального развития

... общая характеристика музыкального воспитания; определение задач и содержания музыкального воспитания; виды музыкальной деятельности; развитие музыкальности у ребенка; формы организации музыкальной деятельности детей; музыкальные занятия; самостоятельная музыкальная деятельность детей; музыка в повседневной ...

Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.

Форма музыки — это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов — интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) — составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б.Асафьев).

Музыка — это искусство. Здесь мы выходим в контекст социальной жизни. Музыка — особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Искусство — это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного. Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и есть преобразование духовной жизни общества и человека по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных (способ духовного производства).

За музыкальной специфичностью закрепился термин «художественное содержание». Музыкальная содержательность несводима к содержательности других видов искусства, и не может быть адекватно передана каким-либо способом. Музыкальное содержание связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами того или иного времени, а также с личностью создателя. Специфика музыкального познания и мышления носит не конкретный, не понятийный характер. В музыке проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. И потому смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален (священный предмет, священный обряд, таинство, мистерия) и представляет собой иную реальность. Неслучайно многие умы связывают природу музыки с природой абсолютного духа.

Истоки музыки — Стр 2

Однако в музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации содержания. Прежде всего, в т.н. синтетических жанрах (опера, балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем.

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы, такие как: пение птиц (некоторые композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц — он содержал их у себя дома); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» — это прежде всего Н.Римский-Корсаков, К.Дебюсси, М.Равель, А.Руссель); бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Б.Чайковского).

Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского и Испанский час М.Равеля), работу механизмов, движение поезда (симфонический эпизод «Завод» А.Мосолова, симфоническая поэма Пасифик 231 А.Онеггера).