1. Значение самостоятельных занятий физическими упражнениями

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИКА

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.

Ребенок еще не родился, а его будущее развитие уже взаимосвязано с двигательной активностью. Потребность в движении является характерной особенностью растущего организма.

К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений.

Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира в тканях.

Огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильными, ловкими, выносливыми, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Занятия физической культурой — это как бы компенсация за то, что мы лишены таких естественных физических действий, как бег, прыжки, плавание, ходьба и т. д.

Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил.

1. Значение самостоятельных занятий физическими упражнениями

Значение самостоятельных занятий физическими упражнениями рассмотрим на примере студентов. В современных условиях необходимость усвоения все возрастающего потока научно-технической информации требует от студентов большого умственного напряжения и повышенной затраты физических сил.

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

1.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИХ МЕХАНИЗМЫ. Физические упражнения - это естественные и специально подобранные движения, применяемые в лечебной физкультуре и физическом воспитании, направленные на укрепление здоровья, восстановление нарушенных функций или физическое совершенствование человека. В лечебной физкультуре они используются дозировано в соответствии с особенностями заболевания, исходным ...

Данные врачебного контроля свидетельствуют о том, что работоспособность студентов к «старшим курсам» понижается. Одним из основных факторов понижения работоспособности является недостаток физической деятельности.

Механизм снижения работоспособности организма человека можно проиллюстрировать следующим примером. Малоподвижный образ жизни приводит к ослаблению сердечной мышцы и мышечной системы человека. А так как сердечная мышца ослаблена, то она и слабее перекачивает кровь во все органы и мышцы, а значит, ухудшается питание всех клеток организма. Особенно сильно недостаток питания отражается на головном мозге. Это проявляется в снижении памяти и быстрой утомляемости. Кроме того, замедленное кровообращение ухудшает функционирование других органов и систем организма, и в итоге может привести к развитию хронических заболеваний.

Наличие в учебной программе вузов двухразовых занятий в неделю по физической культуре при относительно малом объеме нагрузки, а также длительные перерывы в учебном процессе, связанные с зимними и летними каникулами, экзаменационными сессиями, не создают должных условий для последовательного функционального совершенствования нервно-мышечного аппарата человека и энергетического обеспечения функций организма.

Следовательно, возникает острая необходимость в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, что ускоряет процесс физического совершенствования и увеличивает работоспособность организма.

1.1. Цели, задачи и структура самостоятельных занятий

В зависимости от уровня подготовленности, состояния здоровья студентов, цели самостоятельных занятий могут быть следующими:

лечебная (восстановление здоровья и отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате перенесенных заболеваний);.

7 стр., 3492 слов

Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кушетка, полотенце, тестер биологически активных точек, электростимулятор. В основе лечебного действия точечного самомассажа лежат три фактора: Непосредственное воздействие на биологически активные точки приводит к более правильному перераспределению энергии в организме; Усилению защитных функций того или иного органа, системы или всего организма, в целом отвлекается ...

оздоровительная (для последующего рабочего восстановления и укрепления здоровья в выходные дни, в период экзаменационной сессии и каникул);

развивающая/тренирующая (для увеличения уровня физической подготовленности и повышения спортивной квалификации в избранном виде спорта).

Студент совместно с преподавателем определяет конкретные задачи самостоятельных занятий на семестр, экзаменационную сессию, каникулы и учебный год в целом.

Для достижения поставленной цели и задач подготовки под руководством преподавателя составляется индивидуальный план самостоятельных занятий. В его содержание входят: средства тренировочных занятий (гимнастические упражнения, легкая атлетика, спортивные игры и т. п.), объем (количество занятий в месяц и время, затраченное на них) и интенсивность (частота сердечных сокращений за 10 с или в 1 мин.).

Каждое самостоятельное тренировочное занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть (разминка) делится на две части: общеразвивающую и специальную.

Общеразвивающая часть включает ходьбу (2−3 мин.), медленный бег (6−8 мин.) и упражнения на все группы мышц. Рекомендуется начинать с упражнений на группы мышц рук и плечевого пояса, а затем переходить на упражнения для более крупных мышц туловища и заканчивать упражнениями для ног.

Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной части занятия те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно-координационную и психологическую настройку на выполнение запланированных упражнений. Например, перед выполнением прыжков необходимо проделать несколько упражнений для мышц ног, имитирующих прыжки.

В основной части осуществляется развитие физических и волевых качеств. Наиболее целесообразно сразу же после разминки выполнять упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники движений, затем — на развитие быстроты, силы и в конце основной части занятия — упражнения на развитие выносливости, после чего измеряется ЧСС за 10 с.

5 стр., 2121 слов

Упражнения для самостоятельной работы

Задания к семинарским занятиям по предмету «Психология и педагогика» для групп 41А, 41Б, 41В, 41Г, 41Д, 41Е, 41Н доцент кафедры «Связи с общественностью, сервис и туризм» (а.4-516) Слижевская Анастасия Николаевна Багринцева Любовь Георгиевна Семинар 1. Существующие психологические концепции Фрейдизм, психоанализ. Бихевиоризм. Когнитивный подход Гуманистические теории личности. Аналитическая ...

В заключительной части выполняется медленный бег (3−8 мин.), переходящий в ходьбу (2−6 мин.), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

2. Методика самостоятельных занятий

Определив цель и задачи, а также уровень физического состояния, можно переходить к определению содержания и методики самостоятельных занятий. В содержание самостоятельных занятий входит набор различных физических упражнений и методов развития физических качеств, а в методику — последовательность их использования в отдельном тренировочном занятии, неделе, месяце и т. д.

Определение содержания, методики и дозировки упражнений необходимо выполнять под руководством преподавателя, но главным при этом является правильное сочетание физической нагрузки и отдыха.

Из основных методов рационального сочетания нагрузок и отдыха наиболее популярны: равномерный, переменный, повторный и интервальный.

Равномерный метод. Иначе его называют методом «постепенного втягивания», который обеспечивает непрерывное выполнение упражнений с умеренными скоростями и интенсивностью, с постепенным увеличением продолжительности движений. В организме возникает так называемое «истинное устойчивое состояние» потребляемого и поглощаемого кислорода. Этот метод наиболее эффективен в занятиях на повышение выносливости, а также на начальных этапах подготовки для укрепления организма.

Переменный метод. Это непрерывность выполнения упражнений с меняющейся интенсивностью. Физическая нагрузка при таком методе повышается путем определенного увеличения продолжительности интенсивной работы и соответствующим уменьшением продолжительности работы с малой интенсивностью. Примером может служить чередование бега со средней или высокой скоростью с медленным бегом. Возможность переключения с одного режима занятий на другой позволяет одновременно совершенствовать и физические (двигательные) качества и технику выполнения отдельных комплексов движений. Ценность этого метода в том, что в центральной нервной системе возникает смена процессов возбуждения и торможения, обеспечивающая высокую работоспособность организма.

4 стр., 1914 слов

Тематика семинарских занятий по педагогике

Тема 1.Сущность целостного педагогического процесса. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс как сложная социальная система. Основные функции педагогического процесса. Структура педагогического процесса. Задания для самостоятельной работы - Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках. - Дайте характеристику ...

Повторный метод. Это повторение одних и тех же упражнений с достаточно длительным интервалом отдыха между ними. При его применении создаются благоприятные условия для сохранения физических сил. В первый период занятий физическую нагрузку можно увеличить за счет увеличения объема работы, а позднее — за счет повышения интенсивности выполнения упражнений. Длительность отдыха при этом может несколько сокращаться. Так достигается адаптация организма к новым, повышенным нагрузкам в соответствии с возрастающими функциональными возможностями занимающихся. Этот метод наиболее подходит для развития быстроты, силы, общей и специальной выносливости.

Интервальный метод. Характеризуется четкой дозировкой продолжительности ускорения — не более 1 мин; выполнением этого ускорения в диапазоне скорости около 90 от максимальной для данного отрезка; точным планированием продолжительности интервала отдыха от 45 с до 1,5 мин. между ускорениями и 4−5 мин. между сериями отрезков. Таким образом, наибольшее тренировочное воздействие на организм (в данном случае на сердце) происходит не в момент интенсивной работы, а в начале интервала отдыха между ускорениями, поэтому точный выбор скорости — важный фактор в интервальном методе. Этот метод наиболее сложен, его применение в самостоятельных занятиях должно быть ограничено.

2.1. Формы самостоятельных занятий

Самостоятельные занятия могут быть организованы в следующих формах:

утренняя гигиеническая гимнастика;

занятия в течение учебного дня;

тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна быть обязательным атрибутом в режиме дня каждого студента. Ее целесообразно проводить по 10−15 мин. с использованием 6−9 упражнений. Количество повторений зависит от степени сложности упражнений и варьируется в пределах от 6 до 12 раз.

12 стр., 5990 слов

Подвижные игры на занятиях гимнастикой

... Подвижные игры широко используются на занятиях гимнастикой для обучения гимнастическим упражнениям. Гимнастические упражнения, с одной стороны характеризуются избирательным ... игр в занятиях гимнастикой. Объект, предмет и цель нашей работы обусловили постановку следующих задач: 1 ... На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. ...

При построении комплекса следует исходить из следующих рекомендаций.

1. Последовательность выполнения:

ходьба на месте или в движении;

упражнения на потягивание;

упражнения с наклонами вперед, в стороны, с поворотами туловища вправо и влево;

упражнения на силу мышц рук (сгибание и разгибание рук в упоре или висе);

упражнения на растягивание, махи ногами в различных направлениях;

упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (поднимание ног, туловища из положения лежа на спине или сидя на полу, стуле);

упражнения для развития мышц ног (подскоки то на одной, то на другой ноге, прыжки на месте на обеих ногах, приседания).

2. При наклонах, приседаниях и других упражнениях, сопровождающихся силовым напряжением и сужением грудной клетки, делают выдох, при расширении (выпрямлении) — вдох.

3. Упражнения следует выполнять с постепенным нарастанием нагрузки.

4. Необходимо сочетать силовые упражнения с упражнениями на растягивание и расслабление.

5. После выполнения комплекса применяются водные процедуры.

6. Через каждые 2 недели комплекс следует менять.

2.2. Занятия в течение дня

В комплекс занятий в течение дня относятся следующие формы организации физических упражнений: вводная гимнастика, физкультурные пауза и минутка.

Вводная гимнастика. Работоспособность человека в процессе труда не бывает постоянной. Когда человек приступает к работе, то лишь через 30−90 мин. достигается уровень устойчивой работоспособности. Для более быстрого «втягивания» в работу применяется вводная гимнастика. Комплекс состоит из 8−9 упражнений и должен разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно активизировать сердечную деятельность; не утомлять и не перевозбуждать; положительно влиять на осанку; состоять из знакомых упражнений; вызывать эмоциональный подъем. Со второй половины комплекса нагрузка постепенно снижается и заканчивается легкими, спокойными упражнениями. Комплекс меняется 1 раз в месяц.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Желательно реализовать к/з цикл: комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6 ... , и наоборот; разводя в разные стороны. Упражнение "Алфавит восьмерками" Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом: симметричные, т. е. одинаковые ...

Физкультпауза и физкультминутка. Учебные занятия студентов связаны с длительным сидением за столом в определенном положении, часто в довольно напряженном состоянии (во время письма).

Это вызывает нежелательные (застойные) явления в организме: застойные явления крови в ногах, в области таза, живота, изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Для снятия такого утомления применяют физкультурную паузу и физкультминутку, которые содействуют выпрямлению позвоночника, активизируют кратковременный отдых. После 2−2,5 часов работы начинает ощущаться усталость. В это время необходима пауза в работе. Для борьбы с утомлением следует выполнять комплекс упражнений, снижающих утомление и восстанавливающий работоспособность всех органов и систем (так называемая физкультпауза).

Комплекс состоит из 5−6 упражнений (преимущественно на расслабление).

Упражнения выполняются в течение 5 мин. Менять комплекс 1 раз в 2−3 недели.

Комплекс упражнений физкультминутки выполняется непосредственно на рабочем месте для снятия локального утомления. Состоит из 3−4 упражнений. Продолжительность 1−1,5 мин.

2.3. Тренировочные занятия

Одной из основных форм самостоятельных занятий являются тренировочные занятия. Они являются главным путем к надежному здоровью человека. Средствами для самостоятельных занятий, относительно легко поддающимся нормированию нагрузки, являются бег, гимнастика, силовые упражнения.

Бег — это мощное неспецифическое средство, направленное не на определенный орган или ткань, а на оздоровление всего организма. Бег совершенствует и укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Развивает общую выносливость, скоростную выносливость. Начинать бегать надо с «легкого» бега (трусцой).

Период первичной адаптации 6−8 недель тренировок при 3−4 разовых пробежках в неделю. На занятиях в первую неделю бегают 2−5 мин. При этом чередуют ходьбу в ускоренном и быстром темпе с легким бегом, меняя эти упражнения 2−3 раза. Общая продолжительность занятия до 30 мин. Постепенно от занятия к занятию увеличивают дистанцию бега и сокращают ходьбу.

Если бег вызывает одышку, необходимо переходить на ходьбу. Надо помнить, что бег — это работа, требующая упорства, постепенности и систематичности. Бег должен быть удовольствием, а не тяжелым трудом. Дозировка должна быть разная, в зависимости от состояния здоровья, прошлого двигательного опыта и рода занятий.

Спустя полгода можно бегать 4 раза в неделю по 30 мин. и этого будет достаточно, для того чтобы чувствовать себя здоровым и бодрым. Увеличивать время бега желательно не более чем на 10 в неделю. В течение 2 недель удерживать эту нагрузку, затем снова увеличивать и т. д. Если пропущено несколько тренировочных дней, то необходимо начинать бег с несколько меньшей нагрузкой. После 6 мес. тренировок равномерный метод тренировок можно дополнять переменным, интервальным или повторным в зависимости от поставленных целей и задач подготовки. Всегда бег начинайте медленно в равномерном темпе, примерно 5 мин., затем темп увеличивают по тренировочной программе. За 5 мин. до конца бега необходимо уменьшать скорость и переходить на ходьбу.

В отличие от многих других физических упражнений, бег позволяет довольно точно дозировать нагрузку, ориентируясь на частоту пульса. Варьируя продолжительность и темп бега, нетрудно держаться в рамках оптимальной зоны:

в 20 лет — от 140 до 170 уд./мин.;

в 25 лет — от 137 до 166 уд./мин.,

при исходном пульсе 65−80 уд./мин.

Если пульс бега ниже границы благоприятной зоны, значит сердечная мышца почти не тренируется. Если выше — возможен срыв. В одном и том же возрасте состояние сердца и сосудов у людей различно, поэтому нагрузку можно контролировать и по реакции восстановления ЧСС.

Если спустя 10 мин. после бега ЧСС будет равна 88−96 уд./мин., значит нагрузка соответствует функциональной возможности сосудов сердца, если пульс больше, чем исходный на 20−25 уд./мин., то нагрузка была чрезмерной.

Прежде чем начинать бегать, необходимо выполнить 15−20-минутную разминку, обращая особое внимание на подготовку суставов и мышц ног.

Ритмическая гимнастика. Последнее время широко применяется ритмическая гимнастика. Она, бесспорно, наиболее эмоциональный вид оздоровительной физкультуры, причем эту эмоциональность можно дозировать и регулировать, подбирая соответствующее музыкальное сопровождение.

По сути дела, ритмическая гимнастика — это обычная зарядка, выполняемая под музыку в танцевальных ритмах. Этот музыкальный стиль характеризуется ударными ритмами (120−140 уд./мин.; 130 уд./мин. — при выполнении основных упражнений; 140 уд./мин. — бег, прыжки; 120 уд./мин. — в конце занятия).

Ритмической гимнастикой можно заниматься всей семьей, используя телевизор, магнитофон, пластинки, которые выпускаются с описанием упражнений ритмической гимнастики.

При занятиях надо соблюдать следующие правила:

температура воздуха не должна превышать 26 С;

если пульс превышает возрастную норму, темп надо снизить или пропустить несколько движений;

время и насыщенность упражнений определяется примерно так же, как и при занятиях бегом. Заниматься ритмической гимнастикой надо не менее 2 ч в неделю. 5−6 раз в неделю — короткая программа по 20 мин. и один раз по полной программе — 40 мин. Каждое упражнение повторять по 8 раз, затем число повторений увеличивать на 2, пока не сможете делать по 20−25 раз каждое упражнение.

Силовые упражнения. Наиболее популярной из них в последнее время является атлетическая гимнастика (атлетизм).

Одна из привлекательных сторон атлетизма в том, что наряду с приобретением силы, выносливости, здоровья Вы создаете себе совершенно новую фигуру, избавляетесь от всех недостатков телосложения (узкие плечи становятся широкими, впалая грудь — выпуклой, руки и ноги «обрастают» мышцами, живот — словно каменный. Достоинством атлетизма является также и то, что он доступен людям любого возраста, а еще возможностью заниматься не только в секциях, но и в домашних условиях.

Инвентарь. Прежде всего разборные гантели от 5 до 25 кг, штанга не более 50 кг, перекладина, скамейка. В дальнейшем, примерно через год, вес снарядов надо будет увеличивать.

Занятия с отягощениями следует начинать с разминки. Она может состоять из тех же упражнений, которые вы делали во время утренней зарядки. В разминку должны входить легкий бег на месте в течение 3−5 мин; различные вращательные движения головой, руками, туловищем, бедрами, ногами. Разминка необходима, для того чтобы весь организм как можно легче вошел в тренировочный процесс.

Заканчивать упражнения также следует упражнениями без отягощения, чтобы снять напряжение в суставах, связках, позвоночнике. Можно включить висы на перекладине, гимнастической стенке, упражнения на расслабление.

В работе с отягощениями не проявляйте поспешность: не занимайтесь, особенно поначалу, дольше положенного времени, не поднимайте отягощений большего веса.

Тренировки с отягощениями следует проводить через день. Самое лучшее время занятий — вторая половина дня. Утром с отягощениями заниматься нежелательно. Приступать к тренировкам следует не раньше чем через 2 ч после еды и не позже чем за 1,5 ч до приема пищи, а также не позже чем за 2 ч до сна.

Во время тренировок дышите свободно, не задерживайте дыхания при наклоне, а там, где нужно напрягаться, делайте выдох.

Начинайте выполнять упражнения с одного подхода. Это значит, что закончив одно упражнение, Вы переходите к другому. Через 2 недели, если не появится никаких неприятных ощущений, переходите на 2 подхода, т. е. проделав упражнение, отдохните 1−2 мин. и выполните его вновь. Еще через 2 недели можно делать количество подходов, указанное в комплексе для каждого упражнения. Примерный комплекс упражнений прилагается ниже.

Прежде чем познакомиться с комплексом упражнений, необходимо правильно подбирать вес штанги и гантелей. Например, в упражнении «жим штанги, лежа на спине» указано, что надо сделать 4 подхода по 8 повторений. Так вот, вес штанги должен быть таким, чтобы два последних повторения в каждом подходе давались Вам со значительным напряжением. Первый подход выполняйте с более легким весом, делая 12−15 повторений для разогрева мышц.

Долгие месяцы занятий, конечно, не прошли для Вас даром — ваши мышцы налились силой, изменился и внешний вид. Но не увлекайтесь только «накачиванием» мускулатуры, добивайтесь гармоничного развития. А для этого по-прежнему бегайте, плавайте, играйте в спортивные игры. Вы должны добиваться не только силы, но и выносливости, ловкости. Тренируйтесь с удовольствием, с азартом, постоянно настраивайте себя на победу над самим собой. Занятия, как всегда, проводите 3 раза в неделю. Каждую тренировку, как и раньше, начинайте с упражнений для брюшного пресса.

Плаванием занимаются в летние перио­ды в открытых водоемах, а в остальное время — в закры­тых или открытых бассейнах с подогревом воды.

В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания в воде от 10—15 до 30—45 мин и добиваться того, чтобы преодолевать за это время без остановок в первые пять дней 600−700 м, во вторые — 700−800, а затем 1000−1200 м. Для тех, кто плава­ет плохо, сначала следует проплывать дистанцию 25, 50 или 100 м, но повторять ее 8—10 раз. По мере овладения техникой плавания и вос­питания выносливости переходить к преодолению указанных дистан­ций. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. Частота сердечных сокращений сразу после проплывания дистанции для возраста 17—30 лет должна быть в пределах 120—150 удар/мин.

Индивидуальные самостоятельные заня­тия можно проводить на стадионах или в парках в черте насе­ленных пунктов. Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Минимальное количество занятий, которое дает оздоровитель­ный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неде­лю по 1—1,5 ч и более при умеренной интенсивности. ЧСС подсчитывается в течение 10 с сразу после окончания занятия или после прохождения отрезка дистанции с определенной интенсивностью и переводится на число ударов в 1 мин.

Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических уп­ражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Рит­мичное вращение педалей увеличивает и одновремен­но облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.

Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние.

3. Заключение

Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания — солнце, свежий воздух.

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе — это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.

Литература

  1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
  2. Куколевский Г. М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: Физкультура и спорт, 1975.
  3. Медицинский справочник тренера. М.: Физкультура и спорт, 1976.
  4. Половников П.В. Организация занятий студентов по дисциплине «Физическая культура»: Учеб. пособие / СПбГТУ. СПб, 1996.
  5. Волков В.Ю. и др. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учеб. пособие / СПбГТУ. СПб, 1996.
  6. Агаджанян Н.А. Познай себя, человек! — Москва — Астрахань: АГМА, 1995.
  7. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. — М.: Знание, 1990.
  8. Волович В.Г. Академия выживания. — М.: Толк. 1995.
  9. Уэстон Т. Анатомический атлас. — М.: Маршалл Кэвендиш, 1998.
  10. Коваленко Е. А., Гуровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980, 320 с.
  11. Мак Роберт С. Думай-2. Нью-Йорк: Калчурал Ишьюс, 1998.
  12. Озолин Н.Г., Травин Ю.Г. Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям: Учеб. пос. для студентов — М.: РГАФК, 1998. — 80 с.
  13. Лукьяненко В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1999, № 1, с. 18−25.
  14. «Хочешь быть сильным?» Рекомендации по самостоятельным занятиям. «Физкультура в школе» № 5/2001.
  • Шаминов, К. С. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий на полигоне геологической практики студентов ИГНД ТПУ в Хакасии / К. С. Шаминов // Воспитание в условиях вузовского социума: Материалы III региональной межвузовской научно-практической конференции, 2−3 декабря 2002, г. Томск / Томский политехнический университет. — Томск, 2002. — С. 183−184.