Семинарские занятия и самостоятельная работа

Составители: к. полит. н., доцент Галеев З.Г.

К. ф. н., доцент Назарова А.Ш.

асс. Сиразиева Л.Р.

асс. Гавва С.В.

 

Рецензенты: к. ф. н., доцент Рябов Н.П.

к. с. н., ст. преп. Чистяков В.А.

 

Обсуждена на заседании кафедры философии и социологии КГФЭИ, протокол № 5 от 23. 02. 2009г.

 

Контроль качества:

методист: доцент Пайгунова Ю.В.

ст. методист: доцент Калинина Т.Н.

начальник

отд. УККО: доцент Андреева Р.Н.

Введение

Совершенствование методологической подготовки выпускников КГФЭИ предполагает изучение культурологических проблем и их взаимосвязь с экономическими проблемами. Дисциплина «Культурология» является федеральным компонентом цикла гуманитарных и социально-экономических наук. Изучение культурологии связано с историей экономических учений, со становлением культуры менеджмента, маркетинга. Вместе с тем, она способствует углубленному изучению философии, социологии, этики, религиоведения и других учебных дисциплин.

Методологическая разработка составлена в соответствии с программой курса и утвержденным календарно-тематическим планом дисциплины. В методическую разработку включены темы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы. К каждой теме семинарского занятия предложен подробный список рекомендуемой литературы.

Приобретение опыта анализа проблемных культурных ситуаций, овладение мировоззренческими, методологическими критериями анализа многомерности социокультурных процессов осуществляется в ходе выполнения студентами контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы во внеурочное время.

Контроль освоения полученных знаний студентами преподавателем реализуется на семинарских занятиях.

Работа над рефератами, тематика которых представлена в программе дисциплины, также способствует выработке практических навыков у студентов самостоятельной работы с содержанием первоисточников.

Семинарские занятия и самостоятельная работа

Тема 1. Культурология как наука (2 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Что изучает культурология.

2. Структура культурологии.

3. Функции культурологии и культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Объект и предмет культурологии.

2. Каковы цели и задачи культурологии?

3. Культурная картина мира, ее особенности.

55 стр., 27202 слов

Самостоятельная работа по экономике решение. Методические рекомендации ...

... ответить на вопросы самоконтроля. Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: Уровень освоения студентов учебного материала; Умения студента использовать ... доходности. В методических рекомендациях приведены требования к формируемым умениям и полученным знаниям. методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы включают: ...

4. Какова специфика культурологического знания?

5. Историзм в культурологии.

6. Единство и многомерность культуры.

7. Каково взаимодействие культурологии с социологией культуры?

8. Каково взаимодействие культурологии с культурной антропологией?

9. Каково взаимодействие культурологии с философией культуры?

10. Назовите основные функции культурологии и культуры.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте понятие «культура».

2. Составьте таблицу сравнительного анализа основных элементов культурологического знания.

3. Раскройте функции культуры, приводя собственные примеры.

Тесты

1. Как называется философское учение, пользовавшееся большой популярностью в античности, которое делает счастье высшей этической ценностью:

а) эскализм;

б) эвдемонизм;

в) эпикуреизм;

г) эгалитаризм?

2. Как в археологической культуре называется слой земли, который содержит остатки деятельности человека, древних сооружений, хозяйственный и строительный мусор:

а) страта;

б) формация;

в) сруб;

г) культурный слой?

3. Назовите представителя эволюционной школы в культурологии:

а) Э. Тайлор;

б) Г. Спенсер;

в) Дж. Фрезер;

г) Л.Морган.

4. Как называются мифы, рассказывающие о происхождении человека и представляющие космогонические взгляды о сотворении мира:

а) героические;

б) антропологические;

в) этнологические;

г) религиозные?

5. Как называется фиксируемый общественным сознанием простейший элемент культурного процесса, несущий какой-либо смысл или образ культуры:

а) культурный индивид;

б) культурный человек;

в) культурная единица;

г) культурное начало?

6. Какие периоды в эволюции культуры выделили Э. Тайлор и Л. Морган:

а) рабовладение, феодализм, капитализм;

б) первобытное общество, рабовладение, феодализм;

в) рабовладение, феодализм, социализм;

г) дикость, варварство, цивилизация?

7. Если кратко определить культурологию, это:

а) филологическая наука;

б) интегративное знание;

в) описательная наука;

г) эмпирическое знание.

8. Кому принадлежит одно из первых определений культуры:

а) П. Чаадаеву;

б) Н. Карамзину;

в) В. Далю;

г) А. Пушкину?

9. Что современные исследователи духовных сфер жизни отождествляют с совокупностью форм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе:

а) цивилизацию;

б) искусство;

в) этику;

г) культуру?

10. Кто из русских историков конца XIX — начала XX в. разработал широкую программу исследований по истории быта русского народа и внес в нее значительный вклад своими работами и тем самым способствовал развитию отечественной культурологии:

а) В. Ключевский;

б) И. Забелин;

в) В. Вернадский;

г) Н. Кареев?

 

Рекомендуемая литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник.- М.: Высшая школа, 2007.- С. 32-33, 38, 52, 57, 139.

2. Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. – Казань: Издательство КГФЭИ, 1998.

8 стр., 3905 слов

Задания для самостоятельной работы. Вопросы для обсуждения

... самостоятельной работы: Написать эссе на одну из следующих тем: «Идеал педагога, к которому я стремлюсь», «Мой любимый учитель», «Учитель и современность». Ответить письменно на следующие вопросы. ... Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 3 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2002. 4. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – ...

3. Гуревич П.С. Культурология: учебник.- М.: Гардарики, 2007.- С. 47-50.

4. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 10-11, 19-30, 95-111.

5. Кармин А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы// Вопросы философии.- 2006.- № 2.- С. 52-60.

6. Кравченко А.И. Культурология: учебник.- М.: Проспект, 2006.- С. 5-10.

7. Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 7-19, 24-28.

8. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры.- СПб.: Питер, 2007.

9. Назарова А.Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности. – Казань: Школа, 2004.

10. Столяренко Л.Д. Культурология: учебное пособие.- М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006.

11. Хоруженко К.М. Культурология: тесты.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

12. Шишов М.Ю. Перспективы построения ноосферной философии культуры// Вестник МГУ.- 2003.- №4.

 

Занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. История культуры как раздел культурологии.

2. Аксиология и культурология.

3. Этнография и культурология.

4. Динамика культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Культурология и история культуры.

2. Какова роль достижений археологии в формировании теории культуры?

3. Миф и первобытная культура.

4. Особенности архаичной культуры.

5. Искусство первобытного человека.

6. Как Вами понимается социальное равенство как ценность современной культуры?

7. Концепции циклического развития культуры.

8. Эволюционизм и революционизм как этапы развития культуры.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте динамику развития современной российской культуры.

2. Сформулируйте понятия: «этнос», «народность», «народ», «нация».

3. Выделите основные подходы к определению понятия «ценность».

Тесты

1. Кто из выдающихся личностей исследовал особенности византийской культуры:

а) А. Блок;

б) А. Белый;

в) С.Аверинцев;

г) М. Бахтин?

2. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов:

а) культурные аспекты;

б) культурный императив;

в) культурные различия;

г) универсалии культурные?

3. Как называется обряд посвящения (через который проходят все члены племени, достигшие определенного возраста), представляющий собой комплекс религиозных церемоний и физических испытаний, в ходе которых посвящаемый становится полноправным членом племени:

а) адаптация;

б) инициация;

в) конфирмация;

г) инкультурация?

4. Назовите основных представителей культурной антропологии:

а) К. Ясперс, М. Хайдеггер;

б) М. Ландман, Э. Ротхакер;

в) К.Маркс, Ф. Энгельс;

г) Г. Виндельбанд, В. Риккерт.

7 стр., 3488 слов

Культурология_Вопросы к ТЕСТАМ по темам

... реализации культурных программ развитие теоретических представлений о культуре процессы адаптации человека к окружающей культурной среде 19. Процесс взаимоотношения человека и культуры рассматривает следующая отрасль культурологического знания: социология культуры антропология культуры прикладная культурология ...

5. Как называется культура национальной совокупности людей, живущих на определенной территории или ее части, окруженной со всех сторон территорией одного или нескольких государств:

а) культура андеграунда;

б) культура этноса;

в) культура анклава;

г) культура региона?

6. Какой из нижеприведенных терминов фиксирует скрытую возможность, способность культуры проявить свою мощь при определенных социальных условиях:

а) культура социальная;

б) культура потенциальная;

в) культура префигуративная;

г) культура будущего?

7. Какой из перечисленных ниже терминов употребляется в культурологии при объяснении некоторых культурных феноменов, происходящих в периоды больших социальных потрясений:

а) корреляция;

б) систематизация;

в) симплификация;

г) адаптация?

8. В рамках какого научного направления проводятся теоретические исследования природы человека и его сущности:

а) физическая антропология;

б) философская антропология;

в) социальная антропология;

г) прикладная антропология?

9. Как называется неспецифическая сфера культуры, проявления которой в обыденной действительности люди чаще всего не замечают; она реализуется в обычных поступках людей, в их конкретной повседневной деятельности и ведущую роль в ней играют традиции, нормы, обычаи, нравы, стереотипы, установки и т. п.:

а) первобытно-общинная культура;

б) обыденная культура;

в) стереотипная культура;

г) народная культура?

10. Как называется устойчивая этническая общность, возникшая на основе языковой, территориальной, социально-экономической, культурной общности, особенностей психического склада в процессе образования внутреннего рынка:

а) народность;

б) национальность;

в) народ;

г) нация?

11. Кто из ученых в первой своей работе «Исследования в области древней истории человечества» (1856) отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации:

а) Ч. Дарвин;

б) Г. Спенсер;

в) Э. Тайлор;

г) А. Лэнг?

12. Какая из моделей социокультурной динамики исторически является первой:

а) линейная;

б) циклическая;

в) спиралевидная;

г) волновая?

Рекомендуемая литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник.- М.: Высшая школа, 2007.-С. 32-33, 81-102.

2. Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. – Казань: Издательство КГФЭИ, 1998.

3. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 132-141.

4. Кузнецова З. Как защитить национальную культуру// Свободная мысль — XXI.- 2006.- № 1/ 2.- С. 14-27.

5. Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 102-113.

6. Назарова А.Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности. – Казань: Школа, 2004.- С. 15-29.

7. Столяренко Л.Д. Культурология: учебное пособие.- М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006.

8. Трубникова Н.Н., Главева Д.Г. Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия// Вопросы философии.- 2005.- № 4.

9. Шахов М.О. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания// Вопросы философии.- 2007.- № 10.

 

Тема 2. Теоретическая и прикладная культурология (1 занятие)

7 стр., 3425 слов

Культурология 17

... такое культурология как наука? 1.Наука о культурах древнего мира; 2.Наука о наиболее общих закономерностях культуры; 3.Наука о культуре поведения; 4.Наука о культуре; 5.Наука о культурных ... возможностей и способностей называется ...... 1.Гуманизм; 2.Ментальность; 3.Конкретизм; 4.Разум; 5.Мышление. 1 В каком порядке исторически развивалась система ценностей, выработанная культурой? 1.Религия, миф, ...

Вопросы для обсуждения

1. Основные современные теории культуры.

2. Характеристика теоретической культурологии.

3. Характеристика прикладной культурологии и ее основные черты.

Контрольные вопросы

1. Культура как система ценностей, смыслов и образцов действия.

2. Эгейское искусство. Крито-Микенская культура.

3. Искусство передней Азии (Вавилон, Ассирия).

4. Культура Древней Греции.

5. Культура Древнего Рима.

6. «Золотой век» римской поэзии и философии (27г. до н.э. – Vв. н.э.).

7. Влияние хозяйственной деятельности Древнего Египта на развитие математики, архитектуры, астрономии.

8. Изобразительно-орнаментальное значение китайской письменности. Особенности китайской архитектуры.

9. Социодинамика культуры. Саморазвитие культуры.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры взаимодействия элементов прикладной культурологии на современном этапе развития российской культуры.

2. Определите систему источников, на которых базируется как теоретическая, так и прикладная культурология.

Тесты

1. Как называются многоплановые коммуникативные отношения, в результате которых происходит обмен опытом материальными и духовными ценностями между этническими, государственными и цивилизационными образованиями:

а) культурное отношение;

б) культурный обмен;

в) культурные контакты;

г) культурная аккумуляция?

2. Назовите ученого – создателя аналитической теории культуры:

а) З.Фрейд;

б) К. Юнг;

в) М. Мид;

г) Э. Фромм?

3. Как называл О.Шпенглер западноевропейскую культуру, характеризующуюся деятельным существованием, непрерывным становлением, устремленностью в будущее, острым переживанием времени, историзмом:

а) дионисийская;

б) рыцарская;

в) аполлоновская;

г) фаустовская?

4. Как П. Сорокин называл тип культуры, ценности которой ориентированы на улучшение материальных условий жизни:

а) культура сенситивная;

б) культура гражданская;

в) культура утилитарная;

г) культура соционормативная?

5. Кто из современных мыслителей ввел в научный оборот понятие «дегуманизация искусства»:

а) М. Фуко;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) К. Леви-Строс;

г) П. Тейяр де Шарден?

6. Как называется основной труд Й. Хейзинги, в котором ученый изложил собственную теорию культуры:

а) «Древнее общество»;

б) «Человек играющий»;

в) «Золотая ветвь»;

г) «Закат Европы»?

7. Кому из культурологов принадлежит следующее высказывание: «Я вижу на месте монотонной картины однолинейной мировой истории феномен множества мощных культур, каждая из которых придает своему материалу, т.е. человеческой природе, свою собственную форму; каждая из которых обладает своей собственной идеей, своими собственными страстями, своей собственной жизнью, волей, манерой воспринимать вещи и своей собственной смертью»:

а) Г. Шпету;

б) О. Шпенглеру;

в) А. Шопенгауэру;

г) Ф. Шеллингу?

8. К какому из направлений в исследовании культуры можно отнести идею американского ученого М. Херсковица о том, что нельзя определять, какая из культур того или иного народа лучше или хуже, более или менее развита, — такая оценка всегда будет субъективна или относительна:

11 стр., 5212 слов

Культурология Программа курса

... состояния к культурному (анимизм, фетишизм, тотемизм, мифологизм). Основные вехи исторического развития культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные проявления архаичной культуры. Раздел 3. Основные понятия культурологии. Тема 3.1. Культура и цивилизация. ...

а) культурный скептицизм;

б) культурный релятивизм;

в) культурная оппозиция;

г) культурный субъективизм?

9. Как называется культурологическое понятие для обозначения однородной по своему составу культуры:

а) культурная гомогенность;

б) культурная дихотомия;

в) культурная аккумуляция;

г) культурная независимость?

10. В рамках какого научного направления изучаются примитивные и традиционные общества с учетом этнических особенностей культур:

а) прикладная антропология;

б) философская антропология;

в) психологическая антропология;

г) социальная антропология?

11. Назовите представителей эволюционной школы в культурологии:

а) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

б) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский;

в) К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида;

г) Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Л.Морган, Г. Спенсер?

12. Одна из разновидностей философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующаяся на построение теории человека как носителя культуры. Найдите правильный ответ:

а) культурантропология;

б) педагогическая антропология;

в) антропоморфизм;

г) антропософия.

Рекомендуемая литература

1. Альгина М. Управление качеством культуры организации// Стандарты и качество.- 2005.- № 5.- С. 66-71.

2. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник.- М.: Высшая школа, 2007.- С. 54-55.

3. Бутова Т.Г. Музейная инфраструктура как инструмент маркетинга// Маркетинг.- 2005.- № 1.- С. 76-79.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Известия, 2003.

5. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 31-63.

6. История. Культура. Общество. Междисциплинарные подходы. — М.: Аспект Пресс, 2003.

7. Кравченко А.И. Культурология: учебник.- М.: Проспект, 2006.

8. Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 182.

9. Маркова А.Н. Культурология: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10. Хоруженко К.М. Культурология: тесты.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

11. Шекова Е.Л. Особенности трудовых ресурсов учреждений культуры// Менеджмент в России и за рубежом.- 2005.- № 2.- С. 109-115.

 

 

Тема 3. Методология и методы культурологии (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Методы и источники изучения культуры.

2. Общенаучные и эмпирические методы.

3. Системный подход.

Контрольные вопросы

1. Герменевтический метод в исследовании культурных явлений.

2. Основы структурно-функционального метода.

3. Понятия «метод», «подход», «методология» в культурологии.

4. Отличительные особенности светского и религиозного экзистенциализма.

5. Диалоговый метод в методологии культуры постмодернизма.

6. Основатель структурализма К. Леви-Строс.

7. Отечественная философия культуры об основах системного подхода.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Применяя критерии системного подхода, выявите элемент-доминанту в социокультурном процессе формирования личности российского общества на современном этапе.

Тесты

1. Как называют науку, изучающую быт и культуру древних народов по сохранившимся памятникам:

а) археография;

3 стр., 1303 слов

Культурология. СЕМИНАРЫ 1 часть

... Курс лекций. М., 1998. Кондаков И. Введение в историю русской культуры. Гл. 2. М., 1997. Культурология в вопросах и ответах. (Под ред. Драча Г.В.) Ростов-на-Дону, 1999. Разд. ... Китч или торжество пошлости. М.,1977. Кукаркин А.Б. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М., 1987. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 1999. – с. 75-76, ...

б) археология;

в) антропология;

г) антропософия?

2. Как называется направление в западной философии, которое обозначает использование культуры в ее философских аспектах средства и методами философии:

а) культурфилософия;

б) культурология;

в) культурантропология;

г) культуртрегерство?

3. Назовите австрийского историка этнографа, который в своей культурологической концепции все формы культуры выводил из трудовой деятельности человека и считал, что культурное развитие человеческого общества имеет общие закономерности:

а) Т. Ванц;

б) А. Бастиан;

в) Ю. Липперт;

г) Ф. Гребнер?

4. Кто из ученых в процессе изучения культур применил «метод пережитков», под которым он понимал «живое свидетельство или памятник прошлого»:

а) Б. Малиновский;

б) С. Пуфендорф;

в) Э. Тайлор;

г) А. Эванс?

5. Кто из ученых одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого Завета в сравнении с мифологией других народов:

а) Дж. Фрезер;

б) Л. Морган;

в) М. Мид;

г) Ч. Дарвин?

6. Как называется трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения и их мысленным аналогом:

а) апокриф;

б) апофегма;

в) априори;

г) апория?

7. Назовите понятие, описывающие изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве:

а) культурная ориентация;

б) культурный прогресс;

в) культурная динамика;

г) культурная аккумуляция.

8. Назовите представителей функционализма:

а) Ю. Лотман, М. Бахтин, М. Каган;

б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Л. Морган;

в) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

г) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский, П. Савицкий.

9. Как называется одно из направлений неоавангардистского искусства, предпринявшего попытку так называемой «дематериализации» искусства, что находит свое выражение в поисках самодостаточности и самоценности нереализуемых в материале художественных идей:

а) массовое искусство;

б) кинетическое искусство;

в) интернациональное искусство;

г) концептуальное искусство?

10. Известная исследовательница-антрополог Р. Бенедикт дала следующее определение культуры: «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей». К какому из нижеперечисленных определений относится ее определение:

а) историческому;

б) структурному;

в) психологическому;

г) генетическому?

11. В работах какого из нижеперечисленных отечественных философов неизменно проводился принцип универсализации, который требует взаимосвязанного осмысления всех явлений культуры – философских, научных, художественных, религиозных и др.:

а) И. Фролов;

б) А. Лосев;

в) Э. Ильенков;

г) П. Флоренский?

12. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценности ее содержания:

а) структурологический;

б) диалогический;

в) коммуникативный;

г) аксиологический?

Рекомендуемая литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник.- М.: Высшая школа, 2007.- С. 46-52.

7 стр., 3349 слов

Ответы на 172 экзаменационных вопроса

... этих предметов. 14)Дайте определение положительных и отрицательных понятий?- Положительными понятиями называются те понятия,в которых отражается наличие у предметов мысли и каких ... категорическое высказывание. 54)Дайте определение большой и меньшей посылок?- Меньшим термином называется субъект  заключения,Большитм термином именуется предикат заключения. 55)Что такое фигуры категорического ...

2. Вебер М. Аграрная история Древнего мира.- М.: Канон – Пресс — Ц, 2001.

3. Кононенко Б.И. Основы культурологии: курс лекций. — М.: Вече, 2002.

4. Культурология: учебное пособие/ Под ред. Шаповалова А.И. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

5. Назарова А.Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности. – Казань: Школа, 2004.- С. 39-53.

6. Оганесян А.А. Культурология: конспект лекций.- М.: Приор, 2002.

7. Хоруженко К.М. Культурология: тесты.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

 

 

Тема 4. Основные понятия культурологии (1занятие)

Вопрос для обсуждения

1. Культура и цивилизация.

2. Язык и символы культуры.

3. Культурные ценности и нормы.

4. Культурные обычаи и традиции.

5. Культурная самоидентичность.

 

Контрольные вопросы

1. Знаковая природа культуры.

2. Роль религии в жизни и культуре человечества.

3. Духовные, культурно-социальные, психологические предпосылки возникновения христианства.

4. Возникновение церковной архитектуры. Храм Святой Софии в Константинополе.

5. Соотношение религиозных и национальных начал в исламской культуре. Поэзия.

6. Индуизм и индийская культура. «Махабхарата» и «Рамаяна», «Бхагавадгита».

7. Буддийский канон. Буддийская этика и догматика. Философия буддизма.

8. Конфуцианство и китайская культура.

9. Традиционная японская культура. Синтоизм.

10. Культурные универсалии.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте кроссворд по теме: «Основные культурологические категории».

Тесты

1. Кто из известных западных ученых рассматривал цивилизацию как «самостоятельные дискретные единицы, на которые распадается историческое существование человечества»:

а) Т. Карлейль;

б) М. Блок;

в) Б. Кроче;

г) А. Тойнби?

2. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, общество, — продукт культуры:

а) архаизм;

б) артефакт;

в) архе;

г) архетип?

3. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого произошло название культурология:

а) культура;

б) агрокультура;

в) вспашка;

г) обработка, возделывание?

4. Как называется понятие, введенное в теорию онтогенеза Л. Гумилевым и обозначающее страстную, неуемную жажду деятельности, способность к сверхнапряжениям, отличающие как некоторых отдельных людей, так и некоторые человеческие объединения:

а) экспрессивность;

б) пассионарность;

в) пассеизм;

г) парадоксальность?

5. Как называется попытка обращения к традициям предшествующей цивилизации; термин ввел А. Тойнби:

а) эпигонство;

б) эволюция;

в) экивок;

г) эвокация?

6. Кто из известных культурологов и мыслителей противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация»:

а) М. Бахтин и С. Аверинцев;

б) Э. Тайлор и Т. Парсонс;

в) О. Шпенглер и Н. Бердяев;

г) Г. Зиммель и П. Сорокин?

7. Назовите термин, обозначающий одну из сфер культуры, охватывающий весь спектр поведенческих норм: право, мораль, нравственные предписания религии, этикет и т. д.:

3 стр., 1191 слов

Вопрос. МЕСТО КУЛЬТУРОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

... а также: - история культурологических учений; - социология культуры; - культурная антропология. ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ Культурология изучает культурные феномены, к числу которых относятся язык, ... хранения, передачи, переработки и распространения информации. щд3 вопрос. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ: Объектомкультурологии выступает культура как целостная, динамичная и открытая система, а ...

а) культура нормативная;

б) культура предметная;

в) культура общения;

г) культура правовая?

8. Что такое архетипы:

а) типы отношений между природой и обществом;

б) типология религиозных образов;

в) прообразы коллективного бессознательного;

г) типы археологической культуры?

9. Кто из культурологов ввел в научный оборот термин «префигуративная культура»:

а) Л. Фробениус;

б) М. Мид;

в) Ф. Боас;

г) Л. Уайт?

10. Кто из мыслителей исследовал феномен языка в работах «Язык и философия культуры», «Язык культуры», считая, что начала сравнительного языкознания взаимосвязаны с философией языка и культуры:

а) А. Шахматов;

б) Б. де Куртенэ;

в) В. Гумбольдт;

г) А. Потебня?

11. Назовите культуролога – автора термина «адаптивная культура», обозначающего нематериальную культуру, включающую социальные, политические институты, систему ценностей:

а) М. Фуко;

б) К. Юнг;

в) У. Огборн;

г) З. Фрейд?

 

Рекомендуемая литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник.- М.: Высшая школа, 2007.- С. 186-195.

2. Викторов В.В. Культурология: учебник. — М.: Экзамен, 2007.- С. 22-30, 42.

3. Гуревич П.С. Культурология: учебник. — М.: Гардарики, 2007.- С. 48, 54-72, 225.

4. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 123, 125-128, 413-435.

5. Кармадонов О.А. Глобализация и символическая власть// Вопросы философии.- 2005.- № 5.

6. Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 134 — 140, 167-176.

7. Нестерова О.А. Культурология: задачи по курсу.- М.: УРАО, 2002.

8. Оруджев З.М. Культура и цивилизация// Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия.- 2005.- № 2. С. 82-102.

9. Розин В.М. Культурология: учебник. — М.: Гардарики, 2004.

10. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях// Вопросы философии.- 2004.- № 7.

 

Тема 5. Типология культур (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Основные подходы и принципы типологии культуры.

2. Общая характеристика типов культур.

3. Типология культуры на примере культуры России XVIII-XXI вв.

4. Тенденции культурной универсализации в современном мире.

 

Контрольные вопросы

1. Формы культуры. Элитарная, народная и массовая культуры.

2. Проблемы типологии культурных образований.

3. Культура и контркультура.

4. Влияние византийской культуры на культуру Руси.

5. Культура России XV – XVII веков.

6. Русская культура XVIII века. «Золотой век» Екатерины II.

7. «Серебряный век» русской культуры.

8. Советская и постсоветская художественная культура.

9. Художественная культура Великой Отечественной Войны.

10. Тоталитаризм в художественной культуре XX века.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите характерные черты типологии культуры с позиций О. Шпенглера, А. Тойнби и Н.Я. Данилевского.

2. Составьте кроссворд на тему «Типология культуры».

Тесты

1. Кто из современных мыслителей выдвинул концепцию «осевого времени», обозначающего период, когда «возникли предпосылки, позволяющие человека стать таким, как он есть»:

а) С. де Бовуар;

б) К. Ясперс;

в) М. Хайдеггер;

г) Ж.-П. Сартр?

2. Как по классификации П. Сорокина называется тип культуры, который базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственный реальности и ценности:

а) идеациональный;

б) материальный;

в) духовный;

г) идеалистический?

3. Как называется работа отечественного историка Л. Гумилева, в которой культура рассматривается как «кристаллизованная пассионарность»:

а) «Письма для поощрения гуманности»;

б) «Этногенез и биосфера Земли»;

в) «Сущность христианства»;

г) «Элементы человеческой культуры»?

4. Какой термин использовал русский ученый К. Леонтьев для обозначения науки, связанной в западной культуре с индивидуализмом с тем «обожанием прав и достоинств человека, которое воцарилось в Европе с конца XVIII века»:

а) антропософия;

б) антропогенез;

в) антропометрия;

г) антпороцентризм?

5. Как называется труд французского мыслителя П. Тейяра де Шардена, в котором развиваются идеи о рефлексии и ноосфере:

а) «Древнее общество»;

б) «Феномен человека»;

в) «Первобытное общество»;

г) «Золотая ветвь»?

6. Кому из нижеперечисленных мыслителей принадлежит концепция «природной антикультурности»:

а) Д. Писареву;

б) В. Розанову;

в) Ф. Ницше;

г) Ж.-Ж. Руссо?

7. Кому из мыслителей принадлежит идея создания так называемой «универсальной вселенской церкви» — носителя религии будущего:

а) С. Булгакову;

б) Ж. Маритену;

в) А. Тойнби;

г) П. Сорокину?

8. Кто из отечественных культурологов внес значительный вклад в разработку «смеховой культуры» и известен своей работой «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»:

а) Ю. Лотман;

б) С. Аверинцев;

в) М. Бахтин;

г) Г. Ганчев?

9. Кто в современной культурологии является основоположником концепции «культурного детерминизма»:

а) Н. Бердяев;

б) М. Вебер;

в) Ф. Ницше;

г) М. Бахтин?

10. Как называется общество, понятие которого используется для характеристики культур незападных обществ:

а) индустриальное;

б) закрытое;

в) постиндустриальное;

г) традиционное?

11. Как называется историко-культурная концепция, отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию:

а) европоцентризм;

б) славянофильство;

в) европеизм;

г) западничество?

12. Кому из культурологов принадлежит приоритет в создании теории «локальных культур»:

а) К. Леотьеву;

б) О. Шпенглеру;

в) А. Тойнби;

г) А. Веберу?

 

Рекомендуемая литература

1. Викторов В.В. Культурология: учебник. — М.: Экзамен, 2007.- С. 260.

2. Гуревич П.С. Культурология: учебник. — М.: Гардарики, 2007.- С. 222.

3. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 141-151, 556-564.

4. Культурология XX век. Энциклопедия. — СПб.: Университетская книга, 1998.

5. Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 78, 96, 123.

6. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Гуманистическое агентство «Академический проект», 2002.

7. Малюга Ю.Я. Культурология: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Низовский А.Ю. Величайшие чудеса света: энциклопедический справочник.- М.: Вече, 2006.

9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. — М.: Харвест, 2003.

10. Розин В.М. Культурология: учебник. — М.: Гардарики, 2004.

11. Фрейд З.Психоанализ и культура. — М.: Алетейя, 2000.

12. Хоруженко К.М. Культурология: тесты.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

13. Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы?// Вопросы философии.- 2007.- № 4.- С. 158-170.

 

Тема 6. Культурная модернизация (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Что такое культурная модернизация.

2. Культурная модернизация на примере культуры Возрождения, эпохи Просвещения, Нового времени.

3. Культурная модернизация в России как форма «культурной революции».

 

Контрольные вопросы

1. Художественная культура Византии.

2. Культура романского и готического периодов.

3. Художественная культура эпохи Возрождения.

4. Система искусств итальянского Возрождения.

5. Художественная культура «века барокко» и эпохи Просвещения.

6. Романтизм в художественной культуре XIX века.

7. Культура критического реализма.

8. Импрессионизм, постимпрессионизм.

9. Научно-техническая революция и ведущие философские концепции.

10. Авангард и искусство социалистического реализма.

11. Модерн и его характерные особенности.

Задания для самостоятельной работы

1. Каково влияние культуры постмодернизма на современную российскую культуру?

Тесты

1. Как называются качественные достижения и широта достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи и включающих в себя все виды, формы и уровни общественного сознания:

а) мировая культура;

б) классическая культура;

в) духовная культура;

г) материальная культура?

2. Назовите разновидность культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя»:

а) потребительская культура;

б) массовая культура;

в) коммерческая культура;

г) популярная культура?

3. Кто из западных социологов полагал, что культурная революция 50-х гг. XX в. была обусловлена кризисом политического радикализма западной интеллигенции и ее протестом против буржуазных ценностей сосредоточился в культурной сфере:

а) Т. Парсонс;

б) Г. Маркузе;

в) Д. Белл;

г) А. Тоффлер?

4. Как называют одну из разновидностей элитарной культуры, основу которой составляют системы учений и практик, предназначенных для узкого круга посвященных:

а) бытовая культура;

б) контркультура;

в) эзотерическая культура;

г) нетрадиционная культура?

5. Назовите американского ученого, выдвинувшего гипотезу о том, что в современном мире грядет противоборство цивилизаций:

а) А. Кребер;

б) П. Сорокин;

в) Э. Хантингтон;

г) Ф. Боас?

6. Кто из перечисленных ниже культурологов успешно работал над проблемами социодинамики культуры:

а) А. Риль;

б) А. Моль;

в) Дж. Милль;

г) В. Даль?

7. Кто из русских теоретиков символизма, автор известной работы «Символизм как миропонимание», видел сущность культуры в творческом преобразовании действительности, в «пересоздании человечества», трансформировании его в новое качество:

а) В. Брюсов;

б) А. Белый;

в) А. Блок;

г) А. Богданов?

8. Как называются технологические перевороты, культурные сдвиги в жизни общества:

а) культурные изменения;

б) культурные мутации;

в) культурные преобразования;

г) культурные перемещения?

9. Какой идеологический термин эксплуатировали в СССР для обозначения коренного переворота в культуре:

а) массовая культура;

б) интернациональная культура;

в) народная культура;

г) культурная революция?

10. Какое из отношений к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:

«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: вы красоты палачи!

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»:

а) нигилистическое;

б) новаторское;

в) консервативное;

г) традиционное?

 

Рекомендуемая литература

1. Горелов А.А. Культурология: учебное пособие. — М.: Юрайт, 2002.

2. Гуревич П.С. Культурология: учебник. — М.: Гардарики, 2007.- С. 178.

3. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 234-332.

4. Желнова А.М. Философский путь Жана Бодрийяра: между эстетическим и эпистемическим// Вопросы философии.- 2007.- № 10.- С. 151-158.

5. Запесоцкий А.С., Михайлов А.А. Петербург как культурный феномен российской истории// Вопросы философии.- 2007.- № 9.- С. 96-107.

6. Фишман Л.Г. Постмодерн как возврат к Просвещению// Вопросы философии.- 2006.- № 10.- С. 69-80.

7. Хоруженко К.М. Культурология: структурно-логические схемы. — М.: Высшее образование, 2003.

8. Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы?// Вопросы философии.- 2007.- № 4.- С. 158-170

 

Тема 7. Культура и личность (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Культура и личность в современном мире.

2. Культура личности: Запад и Восток.

3. Личность и проблема сохранения культуры.

4. Культура и экономика.

 

Контрольные вопросы

1. Культура труда и производства.

2. Традиции культурного взаимодействия народов Поволжья.

3. Понятия «инкультурация», «аккультурация», «социальное развитие личности».

4. Понятие «культурный нигилизм».

5. Культурные традиции и инновации.

6. Личность и массовая культура.

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите эссе на тему: «Вопрошание есть благочестие мысли»

2. Назовите характерные черты российского менталитета.

3. Каково влияние культуры постмодернизма на российскую культуру? Приведите примеры.

Тесты

1. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой? Она выступает как:

а) носитель культурных ценностей;

б) субъект культурного творчества;

в) творец культурного процесса;

г) субъект культурного воздействия?

2. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

а) сознание;

б) игра;

в) труд;

г) деятельность?

3. Как называется культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников:

а) адаптивная;

б) профессиональная;

в) конфигуративная;

г) гражданская?

4. Кто из ученых, развивая тезис об аналогии культур и организма, подразделял культуры на «мужские» и «женские»:

а) Ф. Гребнер;

б) А. Лэнг;

в) Л. Фробениус;

г) Л. Уайт?

5. Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени:

а) обычай;

б) ритуал;

в) обряд;

г) традиция?

6. Каким термином культурологи обозначают процесс вхождения индивида в общество и культуру, освоение им социокультурного пространства:

а) антропогенез;

б) инкультурация;

в) интенсификация;

г) адаптация?

7. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:

а) антропопатизм;

б) антропосоциогенез;

в) антропоморфизм;

г) антропогенез?

8. Кому из мыслителей принадлежит авторство книги «Человек играющий»:

а) Ф. Ницше;

б) Ж.-П. Сартру;

в) К. Ясперсу;

г) Й. Хейзинге?

9. Какое стремление преобладало в русском культурном архетипе:

а) жить среди людей;

б) быть, как все;

в) быть не хуже других;

г) быть личностью?

10. Кто из ученых-этнографов является автором широкоизвестной книги «Культура и мир детства»:

а) М. Мид;

б) А. Дистервег;

в) Я. Корчак;

г) Я. Коменский?

 

Рекомендуемая литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник.- М.: Высшая школа, 2007.- С. 361-380.

2. Быховская И.М. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против»// Вопросы философии.- 2004.- № 8.

3. Власов Ф. Культурно-нравственный капитал (показатели, оценка и роль в экономике)// Человек и труд.- 2005.- № 9.- С. 44-47.

4. Галачиева С.В. Сегментация рынка культурного досуга молодежи// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.- № 5.- С. 121-128.

5. Гуревич П.С. Культурология: учебник. — М.: Гардарики, 2007.- С. 187, 202.

6. Девятова С.В. Культура, образование и демократия// Социально-гуманитарные знания.- 2005.- № 1.- С. 74-89.

7. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 564.

8. Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального// Социально-гуманитарные знания.- 2003.- № 12.

9. Мамонтов С.П. Культурология: учебник. — М.: Олимп, 2005.

10. Поляков В.Ф. Гражданская эстетика Высоцкого// Вопросы философии.- 2004.- № 7.

11. Хачатуров А.Е. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом.- 2005.- № 1.- С. 124-134.

Тема 8. Культура и природа (1занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Взаимосвязь культуры, общества и природы.

2. Культура и проблема охраны природы.

3. Роль культуры в решении глобальных проблем современности.

 

Контрольные вопросы

1. Взаимодействие природы и культуры – одна из ключевых тем культурологии.

2. Правовые акты – как фундамент отношения человека к природе.

3. Понятие коэволюции.

4. Отношение к природе в восточной культуре.

5. Влияние культуры Запада на природу. Назовите положительные и отрицательные черты.

6. Социокультурные особенности формирования экологической культуры в российском обществе на современном этапе.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите эссе на тему: «Человек появился, как червяк в плоде, как моль в клубке шерсти, и выгрыз себе место обитания, выделяя из себя теории, чтобы оправдать свои действия».

2. Каково влияние мировой экономики и политики в разрешении экологических проблем человечества? Выявите основные тенденции данного процесса.

3. Определите содержание понятия «экологическая культура».

Тесты

1. Кто из философов употребил выражение: «Человек по природе – животное общественное»:

а) Эпикур;

б) Протагор;

в) Аристотель;

г) Платон?

2. Кому из мыслителей принадлежит призыв: «Мир – через культуру»:

а) Н. Бердяеву;

б) Н. Рериху;

в) Ф. Достоевскому;

г) Ф. Ницше?

3. Как называется в культурологии резкий поворот в истории, знаменовавшим собой переход от древних культур к духовному историческому прорыву:

а) парадигма;

б) культурная революция;

в) культурный перелом;

г) «осевое время»?

4. Кто из известных ученых дал следующее определение культуры: «Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира, и служить двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми»:

а) З. Фрейд;

б) Л. Фробениус;

в) П. Флоренский;

г) С. Франк?

5. Кто из отечественных социологов XIX в. полагал, что всю историю человечества можно разделить на три цивилизации: речную, средиземноморскую и океаническую:

а) Н. Данилевский;

б) Л. Гумилев;

в) Л. Менчиков;

г) К. Леонтьев?

6. Кому принадлежит следующее определение культуры: «Культура – это созданная человеком «вторая природа»:

а) К. Марксу;

б) Г. Гегелю;

в) И. Канту;

г) В. Ленину?

7. Какую эпоху в формировании культуры называют революцией, связанной с началом развития скотоводства и земледелия:

а) палеолит;

б) мезолит;

в) неолит;

г) энеолит?

8. Кто из известных естествоиспытателей и теоретиков философии определил культуру как механизм переработки природной «сырой» энергии в энергию, потребляемую человеком:

а) Н. Умов;

б) Д. Менделеев;

в) В. Оствальд;

г) А. Чижевский?

9. Что такое конформизм? Найдите правильное суждение:

а) религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созидательное отношение к миру, полное подчинение Божественной воле, пассивность;

б) склад ума, мироощущение, мировосприятие, психология;

в) способ понимания природы и общества, возникающий на ранних стадиях исторического развития;

г) некритическое принятие и следование господствующим в обществе мнениям, стандартам, традициям, авторитетным принципам и пропагандистским клише.

10. Кто из известных социологов XX в. считал, что культура есть «надприродное» явление:

а) П. Сорокин;

б) Ф. Теннис;

в) А. Вебер;

г) Т. Парсонс?

Рекомендуемая литература

1. Бехман Г. Современное общество как общество риска// Вопросы философии.- 2007.- № 1.

2. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.- М.: Институт ДИ-ДИК, 1998.

3. Гуревич П.С. Культурология: учебник. — М.: Гардарики, 2007.- С. 32-36.

4. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- С. 543-555.

5. Культурология: 100 экзаменационных ответов: учебное пособие. — Ростов н/Д.: МарТ, 2003.

6. Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации// Государство и право.- 2005. — № 4.- С. 9-17.

7. Хоруженко К.М. Культурология: структурно-логические схемы. — М.: Высшее образование, 2003.