Семинарские занятия и самостоятельная работа по курсу «психология», 1 курс, pr

Семинарской занятие 1. Психология как наука

  1. Основные отрасли психологических знаний: общая психология, социальная психология, возрастная психология, медицинская психология, юридическая психология, клиническая психология, организационная психология,

  2. Этапы развития науки. Связь психологии с другими науками.
  3. Основные методы психологического исследования:
  • Эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий).
  • Наблюдение, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения.
  • Опрос, тестирование.
  • Терапевтические методы (индивидуальное консультирование, тренинги, арт-терепия, гипноз и др.)

Семинарской занятие 2. Психические процессы

1. Познавательные психические процессы: определение, свойства

1.1. Ощущение. Определение, свойства, виды

1.2. Восприятие. Определение, свойства, виды

1.3. Внимание. Определение, свойства, виды

1.4. Память. Определение, свойства, виды

1.5. Мышление и речь.

1.6. Эмоции. Свойства. Формы эмоций

1.7. Воля. Волевой акт. Волевые свойства личности

Семинарской занятие 3. Темперамент, характер и способности человека.

1. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента

2. Характеристика основных типов темперамента (Гиппократ, Э. Кречмер, И.П. Павлов)

3. Понятие характера. Основные отличия от темперамента.

4. Акцентуации характера (по Личко)

5. Способности, виды способностей.

Семинарской занятие 4. Психология общения в малой группе.

1. Понятие общения, функции общения.

2. Три стороны общения:

— коммуникативная,

— перцептивная,

— интерактивная

3. Вербальные и невербальные средства общения. Язык жестов и мимики.

4. Затрудненное общение, коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

5 стр., 2074 слов

46-Понятие о внимании функции, свойства, виды. Развитие внимания

Вопрос № 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания. Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством ...

5. Эффекты межличностного восприятия в группе: «эффект ореола», «новизны» и «первичности».

Семинарской занятие 5. Группа как объект психологического исследования. Малая группа

  1. Типы и виды групп. Функции группы. Размер группы (диады, триады и др.)
  2. Малая группа: виды, структура, признаки (1. совместная деятельность; 2. ЦОЕ. 3. эмоциональные контакты между членами и др.), признаки. Причины вхождения человека в группу
  3. Социально-психологическая характеристика малой группы.
  4. Групповая динамика.
  5. Проблема лидерства и руководства группой.
  6. Уровни развития малых групп.

.

Семинарской занятие 6. Группа как объект психологического исследования. Большие группы

  1. Групповые процессы или эффеты: давление, конформизм, нонконформизм, идеосинкретический кредит, социальная фасилитация и др.; принятие группового решения. Групповая сплоченность
  2. Большие группы: виды, структура
  3. Устойчивые большие группы: социальные классы, этнические группы.
  4. Стихийные большие группы: толпа, масса, публика, социальные движения.
  5. Способы воздействия в больших стихийных группах.

Семинарской занятие 7. Факторы социализации личности.

  1. Личность, индивид, человек, индивидуальность – сходства /различия понятий.
  2. Структура личности.
  3. Содержание процесса социализации. Факторы, институты, условия социализации человека
  4. Психологические механизмы поведения личности.
  5. Мотивация, направленность, интересы личности
  6. Социальная идентичность личности.
  7. Индивидные свойства (по Б.Г. Ананьеву) – биологическое и социальное в человеке

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и социальная педагогика» Обеспеченность основной литературой

Приложение 1 Название ВУЗа_КГУ им. К.Э. Циолковского_ Факультет__Институт социальных отношений Выпускающая кафедра__Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью № п/п Наименование дисциплины Наименование изданий Количество экземпляров Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента) ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ Базовая часть М1.Б.1 Философия образования и науки ...

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
  4. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
  5. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Спб., 2000.
  8. Ильин Е.П. Психология воли. СПб. 2002.
  9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002.
  11. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск. М., 2000.
  12. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004
  13. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, А.В. Ярошевского. М., 1995.
  14. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша. Межличностное общение. СПб., 2001.
  15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. Т.2 / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.1983.
  16. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1997.
  17. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.
  18. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.
  19. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов., 1996.
  20. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
  21. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.
  22. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др.. М.: «МаРТ». 2004
  23. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.
  24. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.
  25. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.
  26. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.
  27. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.,1977.
  28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер», 1997.
  29. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб. 2003.

Дополнительная литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

  2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М. Просвещение, 1987.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2000.
  4. Годфруа Ж.Что такое психология? М., 1992.
  5. Голубева Э.А. Способности и склонности. М., 1989.
  6. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1998.
  7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.
  8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  9. Климов Е.А. Психология. М. 1996.
  10. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.
  11. Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. Ростов-на-Дону, 1997.
  12. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  13. Малашкина М.м. Популярная история психологии. М., 2002.
  14. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.,1989.
  15. Максименко С.Д. Общая психология. 1999.
  16. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // хрестоматия по психологии. М.Просвещение, 1987.
  17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001.
  18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. 2 т. Ростов н/Д., 1996.
  19. Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990.
  20. Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А. М., 1997.
  21. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология. Ростов-н/Д. 1995.
  22. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.
  23. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
  24. Филатов. Общая психология. 2001.
  25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  26. Шадриков В.Д. Способности человека. М., Воронеж, 1997.
  27. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М. Знание,1971.
  28. Журналы: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология», «Детский психолог» и др.

в) Интернет-ресурсы

http://www.nucleus‑system.com/index.php?page=list&target=reklama

http://www.stroika.name/odno.php?id=3643&f=800&raz=12

http://www.egomarket.narod.ru

http://www.zdes‑i‑teper.ru

http://www.naritsyn.ru http://nlp.mpn.ru/

http://www.englishmax.ru

http://www.simoron.ru/

http://www.nlpcenter.ru

http://www.syntone.ru

http://www.nlp‑dhe.ru

http://www.psycho.ru

http://www.citycat.ru/iq/

http://www.komanda.ru

http://azaryan.narod.ru

http://rusdrakon.narod.ru/

http://www.kulichki.com/wushu/

http://www.herpes.ru/psycho

http://www.career.ru/ushakov

http://trening.narod.ru

http://psi.webzone.ru/

http://www.nlp.ru

http://www.trainings.ru

www.profy.ru

www.humans.ru

Самостоятельная работа по курсу блок заданий 1

Предлагаемый блок вопросов рассчитан на контроль по всем темам курса. Вопросы имеют разный уровень сложности и, соответственно, — разную функциональную нагрузку, но в комплексе предполагают разностороннюю проверку усвоения материала курса.

Задание 1. Заполнение таблицы

Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии).

Ф.И.О. ученого

(годы жизни)

Научные взгляды, разработанные понятия, теории

Основные научные труды

(название произведений, год написания)

И.П. Павлов

Л.С. Выготский

С.Л. Рубинштейн

А.Н. Леонтьев

А.В. Петровский

Задание 2. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

1. В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пус­тили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в доро­ге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую по­требность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся в его клетке.

2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение |8 меся­цев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выво­дили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и ста­ла для него своего рода эмиссаром реального мира.

3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от дру­га, как это может показаться по их поведению. Лидерство мате­ри-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ран­ней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к ос­тальному стаду, довольный, когда толкает других…

Задание 3. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще использу­ют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходи­мость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встреча­лись и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего раз­говора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодви­гался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того как их приняли в клуб, женщины стали жало­ваться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчани­на, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба по­чувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотно­сти населения, чем горожане, имеют и более просторное личност­ное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» про­тянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Блок заданий 2

Задание 1. Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений отечественных и зарубежных авторов.

Постарайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли фор­мы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?

1. пример: Меналк спустился по лестнице, открыл дверь на улицу и мгновенно закрыл ее: он заметил, что до сих пор не снял ночной колпак, что чулки его спущены ниже колен и рубашка не заправ­лена в штаны. Все еще являясь самим собой, а не кем-либо другим, Меналк входит в церковь и, приняв стоящего у дверей слепого ни­щего за колонну, а его кружку — за чашу со святой водой, опускает в кружку руку и подносит ладонь ко лбу. Внезапно услышав исхо­дящий от колонны голос, Меналк начинает молиться на нее. (Да Брюйер).

2. пример:

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —

«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил:

Все видел, высмотрел; от удивленья,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа старовата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!» —

«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!

Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —

«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

(И. А. Крылов)

3. пример. Жил человек рассеянный На улице Бассейной… Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать. В рукава просунул руки, Оказалось, это брюки. Вместо шляпы на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки… Стал натягивать гамаши, Говорят ему: «Не ваши…».

(С. Я. Маршак)

4. пример Известный композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин как-то принимал в своем доме гостей. Утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в прихожую. В другой раз А. П. Бородин отправился с женой за границу. При проверке паспортов на погра­ничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. А. П. Боро­дин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чинов­ник посмотрел на него подозрительно. В это время подошла его жена, Екатерина Сергеевна, и А. П. Бородин бросился к ней: «Катя! Ради Бога, как тебя зовут?».

Задание 3. Образное и нестандартное мышление. Попробуйте представить себе, как выглядит черная дыра, и нарисуйте ее. Как выглядит «совесть», «трусость», «смелость», «нежность», «доброта»? Нарисуйте на одном и том же листе справа – «хорошо», а слева – «плохо», а в центре нарисуйте свое настроение.

Задание 4. Эмоции и чувства

«Проверьте алгеброй гармонию», попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный на­строй. Выделите ключевые слова, создающие настроение — ка­кое?

1. Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд

И волны. — И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут

Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.

Пылали кубышки с полуночным дегтем.

И было волною обглодано дно.

У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.

Казалось, покамест птенец не накормлен,

И самки скорей умертвят, чем умрут,

Рулады в крикливом, искривленном горле.

(Б. Пастернак)

2. Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим…

И, наконец, — чтоб было всем известно! —

Что ты любим! любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной.

(М. Цветаева)

3….И в яму, в бородавчатую темь

скольжу к обледенелой водокачке

и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

и разлетаются грачи в горячке,

и я за ними ахаю, крича,

в какой-то мерзлый, деревянный короб…

(О. Мандельштам)

4. …Сегодня чувствую в сердце неясную дрожь созвездий, но глохнут в душе тумана моя тропинка и песня. Свет мои крылья ломает, и боль печали и знанья в чистом источнике мысли полощет воспоминанья…

(Ф. Гарсии Лорка)

5.До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

(С. Есепип)

Задание 5. Проанализируйте приведенные отрывки. В каких из них (и почему) можно рассматривать альтруизм как черту ха­рактера?

1. Ф. М. Достоевский никогда не выходил из дому без мелких де­нег для раздачи нищим, что, однако, не всегда одобряла его жена Анна Григорьевна, на плечи которой была возложена забота о бюд­жете и благополучии семьи.

2. Известный американский психотерапевт Э. Шостром сознает­ся, что он как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом переживает глубокий душевный конфликт, связан­ный с физической невозможностью оказать помощь всем нуждаю­щимся.

Блок заданий 3

Задание 1. Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии, психологии PR, ).

Название метода

Основное описание

Положительные/отрицательные стороны

Массовые коммуникации

Коммуникации

Информационное общество

Информационная культура

Профессиональный имидж

Персональный имидж

Масса

Толпа

Задание 2. Составьте активный словарь терминов PR-деятельности используемых из психологических источников

Термин

определение

Область PR и психологии

Шкала оценки знаний: Каждый блок заданий оценивается в 10 баллов. 100-90% выполненных заданий соответствуют оценке «отлично» (30-25 баллов); 80-70% выполненных заданий соответствуют оценке «хорошо» (25-20 баллов); 60-50% выполненных заданий соответствуют оценке «удовлетворительно» (20-15 % баллов).

45-30% выполненных заданий соответствуют оценке «неудовлетворительно» (10 и менее баллов).

Вопросы к экзамену вопросы к экзамену по курсу

  1. История возникновения психологической науки. Предмет исследования.
  2. Современная психология, ее задачи и место в системе наук.
  3. Основные отрасли современной психологической науки.
  4. Общая характеристика методов психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тест.
  5. Современные направления психологии: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология.
  6. Отечественная психологическая наука (И.П. Павлов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
  7. Сознания: происхождение, структура и функции.
  8. Понятие и строение человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности. Навык.
  9. Ощущение как элементарный сенсорный процесс. Свойства, виды ощущений.
  10. Общая характеристика восприятия. Свойства, классификация видов восприятия.
  11. Психологическая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
  12. Психологическая характеристика мышления. Виды мышления.
  13. Мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез и др.)
  14. Мышление и речь.
  15. Психологическая характеристика памяти. Свойства, процессы, виды памяти.
  16. Психологическая характеристика эмоций и чувств.
  17. Классификации эмоций. Формы эмоций: стресс, аффект, чувства (виды).
  18. Понятие о способностях. Структура способностей. Задатки.
  19. Основные теории типологии темперамента (Гиппократ, Э. Кречмер, И.П. Павлов).
  20. Темперамент. Свойства темперамента.
  21. Понятие о характере. Акцентуации характера по А.Е. Личко.
  22. Понятие о воле. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности.
  23. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность»..
  24. Структура личности. Направленность, потребности, мотивы, интересы личности
  25. Общая характеристика трех сторон общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная
  26. Взаимосвязь психологи и современных дисциплин научного знания на примере «Реклама и связи с общественностью в отрасли»
  27. Понятие общения в психологии и его функции.
  28. Виды общения. Структура общения.
  29. Механизмы восприятия человека человеком.
  30. Социально-психологические характеристики личности.
  31. Понятие социализации и адаптации. Психологические механизмы поведения личности.
  32. Содержание процесса социализации.
  33. Социальная идентичность личности.
  34. Группа как социально-психологический феномен.
  35. Классификация групп.
  36. Устойчивые большие группы: социальные классы, этнические группы.
  37. Стихийные большие группы: толпа, масса, публика, социальные движения.
  38. Социально-психологическая характеристика малой группы.
  39. Групповая динамика. Уровни развития малых групп.
  40. Проблема лидерства и руководства группой.