5
Аудитория СМК
Аудитория- социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.
Аудитория в массовой коммуникации- специфическая динамическая социокультурная общность, члены которой объединены практикой обращения к конкретному медиатексту (напр., книге, статье в газете, кинофильму, телепрограмме, радиопередаче и т. п.), либо к конкретному СМК, напр., к телеканалу, радиостанции, газете, журналу, интернет-сайту и т. п., либо к типу СМК (телевидению, радио, газетам, журналам, Интернету и др.).
Слушатели радио и зрители телепередач, читатели газет, то есть аудитория СМК, в отличие от публичной аудитории, имеет свою специфику. Так, аудитория СМК не является реальной группой: ее члены могут быть разделены не только пространством, но и временем (при трансляции передач на разные регионы или при повторе передач).
Выделяются следующие типы аудитории СМК:
а) непосредственная аудитория (люди, которые в данный момент времени слушают или смотрят данный выпуск данной передачи);
б) постоянная аудитория (круг людей, которые обычно слушают или смотрят данную передачу);
в) потенциальная аудитория (те люди, которые, по замыслу авторов передачи, будут заинтересованы в ней).
Также целесообразно классифицировать аудиторию СМК на первичную ивторичную.
Первичная аудитория– совокупность непосредственных реципиентов массовой коммуникации.
В случае, когда информация, полученная первичной аудиторией, или то или иное ее осмысление транслируется более широкому кругу лиц, возникает вторичная аудитория, которая получает сообщение СМК в несколько трансформированном (а иногда и искаженном виде).
Воздействие первичного сообщения на вторичную аудиторию осуществляется без непосредственного ознакомления с ним, а в ходе коммуникации с членами первичной аудитории. Закономерности такого воздействия изучал П. Лазарсфельд, обобщив в его двуступенчатой схеме массовой коммуникации.
Характеристики аудитория СМК:
- огромная, массовая;
- стихийная, неорганизованная;
- разнообразная по составу;
- непостоянная (в любой момент реципиенты могут подключиться к каналу или отключиться от него);
- анонимная для коммуникатора;
- разобщенная в момент восприятия сообщений на множество небольших групп или отдельных лиц;
- Цикличность аудитории. Аудитория не имеет четких границ, но обладает определенным ритмом. Ее состав и размеры как бы «пульсируют» в зависимости от времени суток, недели, месяцев и времен года.
Итак, аудиторию СМК составляет множество людей с разнообразными характеристиками, входящих в различные социальные группы. Но при анализе аудитории СМК важнейшую роль играют типические устойчивые групповые характеристики аудитории, поскольку массовая коммуникация – это коммуникация социальных групп. Объектом исследования аудитории СМК выступает не отдельная личность, а группа.
Массовые коммуникации как способ управления массами
... книги и печатного станка; ) многоканальную, начинающуюся в современный момент. Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудитивный, ... информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.). Условия функционирования массовой коммуникации: массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы ...
А.Г. Качкаева полагает, что аудитория может изучаться по следующим группам характеристик:
- демографическим (возраст, национально-этническая принадлежность, уровень образования, уровень доходов и пр.);
- психографическим (психологические параметры, описывающие внутренний мир аудитории – стиль жизни, формы жизненной активности, мнения, жизненные интересы, ценности – «психограммы»).
Это так называемые VALS-исследования (Values – ценности, Аttituds – отношения, Life Styles – стили жизни);
- геодемографическим (демографические и психологические характеристики с учетом географических особенностей регионов и территориальных кластеров);
- в зависимости от потребностей: NEW NeedScope – исследовательская система для измерения потребностей аудитории в качественном и количественном уровне, сегментации рынка на основе этих потребностей и понимания того, как позиционировать бренд, чтобы эти потребности удовлетворить. Исходят из уровней потребностей и проявлении эмоций при выборе марки; учитывается модель психологии зрителей и выявляются сегменты телеаудитории – «любители развлечений», «любители острых ощущений», «ориентированные на семью и общество», «принимающие решения», «ценители гармонии», «знатоки». На основе таких исследований можно, к примеру, вычислить нишу для нового канала или скорректировать аудиторию старого– в зависимости от имиджа и восприятия каналов. Выявляются составляющие имиджа (персонифицированный и визуальный), ассоциации и образы по поводу канала/программы в восприятии аудитории, тестирование имиджеобразующих программ, выстраивание идеального профиля канала исходя из представлений аудитории.
Исследования аудитории СМК, на наш взгляд, необходимо рассматривать также как коммуникационный феномен, элемент обратной связи, от которой непосредственно зависит эффективность коммуникации. Однако получение научных данных о характеристиках аудитории очень часто связано, опять же, с реализацией интересов лишь одного субъекта коммуникации.
Исследования аудитории в западных странах и в нашей стране связаны как с решением задач политического и идеологического влияния, так и с решением коммерческих задач. Однако если на Западе стремились решать обе задачи, то в отсутствие в СССР одних социальных институтов (рекламный рынок) и преобладания других (партийная организация, система пропаганды) исследования аудитории телевидения проводились в трех направлениях:
ГЛАВА 35. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ...
... задач (дидактических, коррекционно-развивающих). Конкретизация и реализация главной цели воспитания в социально-психологическом аспекте является первостепенной задачей теории воспитания вообще и теории ... деятельности (ее положительной мотивации, критичности и самокритичности, самостоятельности). Рассматривая основания для выделения коррекционных целей учебно-воспитательного процесса в обобщенно ...
- в рамках исследований массовой коммуникации, целью которых чаще всего было повышение эффективности пропагандистской деятельности СМИ;
- в рамках исследований образа жизни и бюджетов времени — с целью выявления индивидуального потребления информации, что чаще всего также рассматривалось в контексте повышения эффективности идеологического воздействия СМИ;
- для количественной оценки аудитории программ, выявления отношения аудитории к этим программам — с целью планирования и совершенствования программного наполнения телевизионных станций.
Выделяются следующие основные возможности использования данных исследований аудитории СМК в индустрии:
- привлечение рекламодателей;
- определение стратегических направлений по программированию, пакетированию, покупке,
- продвижению каналов и пр.;
- конкурентный анализ;
- выявление и учет социально-демографического профиля аудитории;
- ценообразование;
- дистрибуция каналов;
- медиапланирование.
Типология аудиторий СМК
Типологии аудитории СМИ различаются в разных странах, в разное время, различны типологии аудитории различных каналов СМИ. Типологии строятся с целью решения конкретных исследовательских, практических (коммерческих, политических задач).
Существует множество оснований для классификации аудитории СМК.
А.В. Шариков (Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.) выделяет основания типологизации, используемые в различных науках и сферах применения медиалогические, социально-демографические, психологические (включая социально-психологические), политологические, маркетологические и др.
Медиалогические основания. Выделяют виды аудиторий, участвующие в массово-коммуникационных процессах, в результате включенности людей в коммуникацию лишь с одним видом СМК. Этоаудитория телевидения, радио, прессы, Интернета.
Более дробная классификация связана с выделением аудитории конкретного издания: аудитория конкретных печатных изданий, радио или телевизионных каналов, конкретных сайтов. Можно «углубляться» еще дальше, говоря даже об аудитории отдельных передач, статей или рубрик.
Социально-демографические основания: типология аудитории по признакам пола, возраста, уровня образования, уровня дохода, социального статуса, занятости, типа населенного пункта, где проживает представитель аудитории. В сложных исследованиях рассматривают до 20 социально-демографических параметров.
Социально-психологические методы исследования
... Классификация методов социально-психологического исследования Существуют различные классификации социально-психологических методов. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходит ... место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук ... диагностики - на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления. 3. Методы обработки и ...
Психологические (психографические) основанияпредполагают выделение типа аудитории по личностно-психологическим и социально-психологическим признакам. Это характеристики экстра- и интровертированности, лидерские качества, склонность к инновациям, эгоистические и альтруистические черты личности, адекватность/неадекватность восприятия информации, когнитивные качества и др.
Политологические основания: классификация осуществляется по приверженности тем или иным политическим взглядам, электоральным намерениям, отношению к политическим лидерам и др.
Маркетологические основания. В данном случае типологизация аудитории называется сегментацией. Для выделения аудиторных групп используют такие признаки, как приверженность той или иной товарной группе, марке, тому или иному виду товаров, бренду.
Методы изучения аудитории СМК
Классифицировать методы изучения аудитории СМК можно как
- качественные;
- количественные.
Качественные методы изучения аудитории
- тесты;
- семантический дифференциал;
- наблюдение;
- эксперимент.
Количественные методы исследования аудитории СМИ
Величина (объем) аудитории — показатель социальной значимости и масштабов влияния определенного источника информации. Поэтому огромную роль играют количественные методы исследования СМИ.
Количественные методы изучения аудитории СМК:
- Автоматизированные
- Опросные (неавтоматизированные).
Автоматизированныеметоды разработаны лишь для электронных СМК — телевидения, радио, Интернет и др. Измерения такого рода ведутся непрерывно.
Данная группа методов делится на 2 категории:
- измерение количества включенных приборов;
- измерение количества потребителей.
Существуют разные технические способы регистрации включения теле- и радиоприемников, компьютеров, заходов на сайты, связанные с техническими методами доставки сигнала к потребителям. Напр., телеканалы могут приниматься через эфирную трансляцию, через спутниковую связь, через кабельные сети, через Интернет. Уже в нач. 1930-х гг. Р. Элдер и Л. Вудрафф (США) разработали метод регистрации включения стационарных радиоприемников во временной развертке с фиксацией частоты настройки. Специальный прибор, названный «аудиметр», записывал на бумажную ленту кривую включения приемника. В 1940-е гг. аналогичный принцип был применен А. Нильсеном для регистрации телесмотрения. Прибор получил название «сет-метр». Измерение аудитории Интернета также осуществляется с помощью автоматизированных систем, однако здесь происходит тотальный замер всей генеральной совокупности пользователей. Специальные счетчики фиксируют число повторяющихся и не повторяющихся заходов на отдельные элементы сайта через идентификацию IP-адресов, с к-рых осуществлялся заход. Типичным заблуждением является интерпретация отдельных заходов с одного IP-адреса как заходов одного и того же пользователя. На самом деле нередки случаи, когда с одного IP-адреса на сайт заходят многочисл. сотрудники целой организации, за к-рой закреплен данный IP-адрес. При появлении цифровых приемников был разработан метод RPD (Return Path Data), позволяющий фиксировать число настроенных на опр. теле- или радиостанцию цифровых приемников/декодеров. Здесь также меряется не выборочная, а генеральная совокупность настроенных приборов, а не потребителей. Попытка решить проблему подсчета количества человек, обращающихся к СМИ, а не количества включений привела к разработке второй ветви автоматизированных систем измерения электронных СМК. Данный тип приборов нередко обобщенно называют «пиплметр» (people meter).
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... трансформируется в систему операциональных норм, обеспечивающих ʼʼподведениеʼʼ, ᴛ.е. соединение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – крайне важное условие правильности метода. Классификация методов исследования. Одной из ...
Первые пиплметры появились в конце 1970-х гг. в Великобритании и США благодаря изобретению пультов дистанционного управления и использовались для измерения аудитории телевидения. Прибор, во-первых, фиксировал факт включения телевизора и канал, на к-рый был настроен телеприемник. Во-вторых, для каждого телевизора предоставлялся специальный пульт дистанционного управления, на к-ром имелись т. наз. «кнопки идентификации» — за каждым членом семьи, участвовавшем в исследовании, закреплялась опр. кнопка. Кроме того, предусматривались «гостевые кнопки» на случай, если в дом придут гости. Участники исследования брали на себя обязательства нажимать кнопки идентификации всякий раз, когда начинали смотреть телевизор и когда заканчивали просмотр (даже если остальные члены семьи продолжали смотреть).
Метод позволил анализировать не только общее количество людей, но и социально-демографическую структуру аудитории. Эти системы получили наибольшее распространение во всем мире на уровне национ. систем измерения. В России такая система существует с сентября 1996 г. и предоставляет данные непрерывно за каждую минуту телесмотрения. Оператор TNS Gallup Media. С конца 1980-х гг. начались эксперименты с пиплметрами, предназначенными для измерения аудитории радио. К 2008 г. в мире имеется неск. разработок, среди к-рых наиболее известны две: система «Радиоконтроль» (Radiocontrol), разработанная в Швейцарии и внедренная там же в 2000-м; вторая — система «Арбитрон» (Arbitron), разработанная в США фирмой «Арбитрон», получившая распространение в ряде стран Европы и Северной Америки (Бельгия, Дания, Канада, Норвегия, и др.).
В системе «Радиоконтроль» прибор изготовлен в виде часов. В нем имеется микрофон, непрерывно записывающий все звуки вокруг участника панели. Параллельно исследовательский центр, проводящий измерения, записывает весь эфир измеряемых радиостанций. Далее идет процедура сопоставления электронного сигнала, записанного с эфира, с электронным сигналом, записанным на микрофон в часах. При совпадении этих сигналов считается, что данный человек слушал данную радиостанцию в данном интервале времени. Эта система позволяет также фиксировать и телепросмотры по аудиокомпоненте телевизионного сигнала. Система «Арбитрон» предполагает специальное кодирование аудиосигнала, транслируемого станцией. Сигнал лежит выше частотного порога слухового восприятия человека, но фиксируется прибором, к-рый выдается участникам исследования. Каждая станция имеет свой код, по к-рому и осуществляется идентификация станции. Система «Арбитрон» также позволяет измерять как аудиторию радио, так и аудиторию телевидения. Подобные измерения проводят и в Интернет. Сочетание измерений с помощью счетчиков и специального программного обеспечения позволяет, во-первых, определять аудиторию в заданных географических границах (при простом использовании счетчиков не всегда удается корректно определить географическое распределение посещений), а во-вторых, определить социально-демографическую структуру аудитории сайтов.
Система и классификация методов управления
... выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации. Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона ( ... наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Административные методы управления включают: * систему законодательных актов страны и региона; * систему нормативных и методических (обязательных к применению) ...
Опросныеметоды измерения аудитории СМК: К опросным методам относят личное интервьюирование, телефонное интервьюирование, анкетирование (самозаполнение) и метод дневниковой панели. Анкетирование может осуществляться через прямую раздачу анкет для самозаполнения, с помощью почтовой рассылки (почтовый опрос), по электронной почте, а также на сайте Интернета (онлайновый опрос).
Метод дневниковой панели предполагает, что в течение нек-рого времени одни и те же люди (постоянная выборка) регулярно отвечают на одни и те же вопросы. Стандартизация параметров достигается, с одн. стор., стандартизацией требований к выборке, ее размеру и структуре, а с др. стор., стандартизацией вопросов, задаваемых респондентам, а также стандартизацией процедур ввода и алгоритмов обработки собранной информации. Все опросные методы несут в себе погрешность, обусловленную, во-первых, статистической природой выборочного опроса и, во-вторых, специфической погрешностью каждого метода. Так, метод личного интервьюирования предполагает вопрос о том, что конкретно читал (слушал, смотрел) респондент в течение последних суток (последних 7 дней, последних 30 дней).
Такая постановка вопроса апеллирует к памяти респондента, к-рый, за редким исключением, не может вспомнить все свои обращения к СМК. Кроме того, он не всегда может идентифицировать то, что читал, слышал, смотрел (напр., включив радио, он мог найти подходящую для него музыку и не обратить внимания, на какой станции транслировалась эта музыка; станцию, скорее всего, он назовет наугад).
Др. техника опроса, обычно в виде телефонного интервьюирования, предполагает выявление обращения к СМК в момент опроса. Но здесь возникают иные ограничения, порождающие погрешность метода: во-первых, ограничение во времени (ночью проводить такой опрос невозможно), во-вторых, ограничение в локализации респондентов (обычно звонят на домашний телефон, а обращение к СМК возможно не только дома; попытки же позвонить на мобильный телефон чаще всего вызывают недовольство респондентов).
Тем не менее, эти методы остаются актуальными и достаточно широко используются в практике СМК. Более того, только эти методы на данном этапе развития применимы для измерения аудитории печатных СМК. В зависимости от потребностей и от финансовых возможностей конкретного медиарынка опросные методы применяют либо в режиме «ad hoc» (лат. «к случаю», имеется в виду разовый опрос), либо волнами, либо в ежедневном непрерывном режиме. Минимальный размер волны для электронных СМК одна неделя, для печатных СМК — один месяц.
Методы психолого-педагогической диагностики содержание
... общее, типичное. Необходимо отметить то, что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности. Существенной особенностью диагностики является ... русло, вести записи получаемой информации. Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, лич