Виды мышления 2

Федеральное агентство высшего образования РФ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Башкирская Академия комплексной безопасности предпринимательства

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

По предмету: Психология и педагогика

На тему «Виды мышления»

Выполнила: студент группы

ЭУКЗУ 01-07

Проверил:

Уфа-2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1.Общее понятие о мышлении…………………………………………………………4

2.Виды мышления………………………………………………………………………5

3.Теории мышления в психологии……………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………………18

Введение

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4 стр., 1888 слов

7. Характеристика мышления виды, исследования, теории

... теоретического мышления синтез приобретает форму обобщения. Обобщение может быть двух видов – генерализация (осуществляется на первосигнальной системе) и понятийное обобщение (выделение общих свойств ... осуществляет сознательный поиск решения задачи. * Мыслительный акт – выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи. По Зельцу, интеллектуальные операции - это дополнение ...

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).

Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

1. Общее понятие о мышлении

Прежде всего, мышление является высшим познавательным про­цессом. Оно представляет собой порождение нового знания, актив­ную форму творческого отражения и преобразования человеком дей­ствительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблем­ной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изме­нением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расши­ряет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информа­ции делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, ко­торые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... мышление — это опосредованное отражение действительности. В мышлении действительность отражается посредством понятий/знаков, символов. Именно они позволяют оторваться от наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление ...

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познаватель­ных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное от­ражение класса предметов в их наиболее общих и существенных осо­бенностях.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение изучаются формальной логикой.

2. Виды мышления

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научных теоретических иссле­дований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­реть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосу­ществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятий­ное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое об­разное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и бога­тым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

19 стр., 9332 слов

Социальная психология в системе научного знания. Предмет, объект, ...

... постепенное разделение социально-психологических знаний на теоретические и практические. В философских воззрениях социально- ... и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Непосредственными «родителями» социальной психологии ... партия, общественное движение, социальный слой и т.д.). Задачи исследований социально-психологических феноменов: 1. Изучение содержания, ...

Отличительная особенность следующего вида мышления — наг­ляднообразного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окру­жающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковре­менной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоре­тического образного мышления извлекаются из долговременной па­мяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представ­лена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взро­слых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мыш­ления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблю­дая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразова­тельную деятельность, осуществляемую человеком с реальными пред­метами. Основным условием решения задачи в данном случае явля­ются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одно­временно и как уровни его развития. Теоретическое мышление счи­тается более совершенным, чем практическое, а понятийное пред­ставляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С од­ной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и об­разное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее разви­тую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих нагляд­но-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совер­шенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого. Эту мысль хорошо подметил Б. М. Теплов.

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... значение имеет комплекс вопро­сов, который относится к механизмам принятия решения в дея­тельности человека и в биологических системах. Данные, накопленные нейрофизиологией (и биологией ... в разработке проблемы принятия решения. Столь же существенная роль принадлежит исследова­ниям коллективных решений, процессов и механизмов принятия решений группами людей, объединенных совместимой деятель­ностью. ...

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…,»тогда как ра­бота теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практи­ческого мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум высту­пает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в ко­нечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъяв­ляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соот­ветствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мыш­ления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тож­дество и различие вещей. Результатом сравнения,- кроме того, мо­жет стать классификация. Нередко она выступает как первичная фор­ма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это рас­членение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез,— писал С. Л. Рубинштейн,— «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относят­ся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному позна­нию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выра­жается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Теоретический, практический, образный и абстракт­ный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения. Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не су­ществуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко высту­пает формирование понятий.

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

... данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления. С точки зрения психологии Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; ... мурлыканье вашей кошки или рёв медведя. Принято считать, что на наше решение при встрече с медведем или кошкой опосредованно влияют ассоциативные поля лобной доли. ...

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и дей­ствия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстра­гирование) и связывание его с классом предметов и явлений. По­нятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение — это высказывание, со­держащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего сужде­ния из частных.

Хотя логические операции органически входят в состав мышле­ния, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль на­чинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъек­тивным чувством, а не с объективной реальностью…, следует «прин­ципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»… Эмоциональ­ное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулиро­вать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настой­чивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос толь­ко в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты на­хождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фик­сации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что из­бранный ход направления мысли ошибочен.

При нахождении принципа решения или при возникновении ин­туитивного ощущения приближения к нему у человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной ак­тивации выступает как некоторый неспецифический сигнал «останов­ки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как не конкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения).

Это эмоциональ­ное предвосхищение принципиального решения задачи… пережива­ется как «чувство близости решения».

Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к пра­вильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников)’, а также у тех, кто зани­мает пограничное положение между нормой и патологией или нахо­дится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлю­цинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Известный исследователь этого вида мышления Э. Блейлер писал по поводу его: «Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления, … свои особые законы мышления… Мы наблюдаем действие этих механизмов… и в обычном сновидении…, в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира». Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому, основные виды и операции которого нами были рассмотрены раньше. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соот­ветствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач перед аутистическим мышлением не стоит, его направленность — удовлетворение потребности, снятие вызванного ею эмоционального напряжения. Аутистическое мышле­ние продолжает иллюзии, а не истины.

Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и пре­обладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством. Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощу­щение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересу­ется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно,— вот его жизненное кредо.

3. Теории мышления в психологии

Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяю­щихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способ­ностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и разви­ваются прижизненно.

Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышле­ния. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь (развиваясь) по мере взросления организма.

Эта идея априорно существующих интеллектуальных способнос­тей — задатков — характерна для многих работ в области мышле­ния, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детермини­рованной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, назы­вают схемой.

Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Мысль без схемы обыч­но называют аутичной мыслью, ее особенности уже были нами рассмотрены. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвое­ния логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превра­щается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.

Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость, и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.

Своеобразные концепции мышления представлены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъ­ективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспектив­ной по основному методу; в гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только отрицанием элементности психических про­цессов и признанием доминирования их целостности над составом этих элементов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умст­венное) ; в психоанализе, который мышление, как и все другие процессы, подчинил мотивации.

Активные психологические исследования мышления ведутся, на­чиная с XVII в. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим (неправильно потому, что логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном).

Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышле­ние, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интел­лектуальных способностей в то время относили созерцание (некото­рый аналог современного абстрактного мышления), логические рас­суждения и рефлексия (самопознание).

Созерцание, кроме того, по­нималось как умение оперировать образами (в нашей классифи­кации — теоретическое образное мышление), логические рассужде­ния — как способность рассуждать и делать умозаключения, а реф­лексия — как умение заниматься самоанализом. Операциями мышле­ния в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравне­ние и классификация.

Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Активность мыш­ления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого как объявить умственные творческие способности априорными, Не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума. В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс фор­мирования сложных связей между стимулами и реакциями, становле­ния практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение Искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.

Нельзя сказать, что оба последних направления в психологии не дали ничего полезного для понимания мышления. Благодаря бихевиоризму в сферу психологических исследований вошло практи­ческое мышление, а в русле гештальттеории стали обращать особое внимание на моменты интуиции и творчества в мышлении.

Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимос­ти мышления от мотивов и потребностей человека. В качестве своеобразных форм мышления у человека можно рассматривать уже обсуждавшиеся нами защитные механизмы, которые также впервые начали специально изучаться в психоанализе.

В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории де­ятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследования открылась новая, ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправ­ленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнооб­разных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредствен­ного наблюдения ее стороны.

А. Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им спосо­бов мыслительной деятельности: логических, математических и т. п. действий и операций… Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой. Им была предложена концепция мышления, согласно которой между струк­турами внешней, составляющей поведение, и внутренней, состав­ляющей мышление, деятельности существуют отношения аналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность не только является произ­водной от внешней, практической, но имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в. практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия, операции. При этом внеш­ние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаме­няемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутрен­ние, мыслительные операции и действия.

Деятельностная теория мышления способствовала решению мно­гих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П. Я Гальперина, теория Л. В. Занкова, теория В. В. Да­выдова.

В последние несколько десятилетий на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических, языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационно-кибернетической теории мышле­ния. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и инфор­мации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение вторых ведет к решению задачи; второе касается отдельного дейст­вия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи. Оказалось, что многие специальные операции, которые применяются в программах машинной обработки информации и в процессе решения задач на ЭВМ, похожи на те, которыми в мышле­нии пользуется человек. Это открывает возможность изучения опе­раций человеческого мышления на ЭВМ и построения машинных моделей интеллекта.

Заключение

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

В связи с этим мы видим, что предмет психологии является очень важной наукой для человечества. При помощи психологии мы может узнать все тайны человеческой души и его поведения в различных ситуациях.

Список использованной литературы

1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 688с.

2. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 2000. – 256с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 672с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512с.

5. Мананикова Е.Н., Основы психологии. Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2006. – 368 с.