Управленческая психология 2

Введение в курс «Управленческая психология».

Понятие УПРАВЛЕНИЕ прочно вошло в нашу жизнь, и мы уже не задумываемся над его точным значением. Мы говорим, что президенты и монархи управляют государством, директор – организацией, автомобилист – своей машиной. Какой-то человек, с нашей точки зрения, УПРАВЛЯЕМ, другой – нет. Но в любом случае речь идёт об определённой функции, с помощью которой система (биологическая, социальная, техническая) поддерживает своё существование, добивается поставленных целей.

Когда речь идёт об управлении людьми, объединёнными в какую-либо организацию, то ко многим аспектам управленческой деятельности присоединяется ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Организационная психология важна для управленцев, так как облегчает нахождение путей решения управленческих задач.

Управление – универсальное явление. Все живые системы управляются бессознательно. Например, управление поведением атома или солнечной системы, клетки, обычно говорят или о действии некоторых жизненных сил, или функциях, или управление приписывается духам, богам. Религия приписывает управление в этом случае ангелам или богу. Известно, что Луна иногда приближается к земле и отдаляется. Эти колебания свидетельствуют о том, что происходит управление, так как иначе с нарушением равновесия это тело, сойдя с орбиты, улетело бы в космос. Однако астрофизика или астрономия этого вопроса, в отличие от религии, даже не ставят. Живая клетка живет именно потому, что в ней протекают процессы управления обменом. Мы считаем, что это управление происходит на бессознательном уровне. Многоклеточное должно быть в состоянии управлять жизнью всех клеток и иметь дело со средой и другими многоклеточными. На определенном этапе самосовершенствования это управление становится сознательным.

Психология имеет дело с управлением в системе высшей организации жизни. Управление поведением в жизни человека еще более многообразнее и значимей. Оно включает как бессознательное, так и сознательное управление. Управление поведением функциональных систем организма происходит частично сознательно, частично бессознательно.

Можно говорить об управлении мышлением, об управлении чувствами, эмоциями, об управлении пищеварением. По-видимому, мы должны признать, что число видов управления определяется числом видов поведений, которые управляются.

9 стр., 4372 слов

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

... Харбедия К.О. Москва: 2009. 238 с.  Содержание Введение 1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях 2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям 3. ... к действиям в экстремальных ситуациях. При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку ...

В управлении предприятием, или государством принимаются во внимание и поведения и процессы. Управление процессами осуществляется только через управление поведением. Спецификой психологических факторов совместной деятельности занимается психология управления. Психика, психическая деятельность нужна животным от самых низших до человека, чтобы приспособляться к внешнему миру, сохранить своё существование, обеспечит продолжение рода. Это главная функция психики. Психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.

Функции психики:

  1. Отражение действительности, кратковременные акты назовём психическими явлениями, более устойчивые – психическими состояниями. Системы действий, разворачивающихся во времени, назовём психическими процессами.
  2. Регуляторная функция. (Акты, действия, поведение).

Психика – совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но, прежде всего, головного мозга. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мышление, реакция. Психика появляется на определённой ступени биологической эволюции. Существует психика индивидов и общественных групп. Высшая форма психической деятельности – сознание присуща только нормальному развитому человеку.

ИНСТИНКТЫ, присущие животным, отражают только самые жёсткие устойчивые законы реальности. Поэтому инстинкт перелёта птиц остаётся безошибочным. А если бы после лета сразу наступила зима? Тогда этот инстинкт стал бы бессмысленным, а его обладатели погибли бы в борьбе за существование.

НАВЫК, в отличие от инстинкта, позволяет приспособляться уже к более изменчивым связям, которые встречаются лишь в опыте данного организма.

ИНТЕЛЛЕКТ позволяет обнародовать такие связи, которые создаются самой деятельностью индивида. У человека отражать отношения и связи реальности, не ограниченные ни его личным опытом, ни его личным пространством.

Уровни адаптивного поведения:

  1. Адаптированное поведение – поведение, которое уже заранее приспособлено к внешнему миру, как у насекомых и птиц.
  2. Адаптирующееся поведение (обучаемое) проявляется на основе опыта приспособляться к новым для организма связям внешнего мира.
  3. Адаптирующее поведение (интеллектуальное) когда не только происходит приспособление к внешнему миру, но и активное приспособление мира к себе, создание новых, полезных для индивида связей и отношений.

С этой точки зрения, психика может рассматриваться как устройство для извлечения, хранения и использования информации о реальности, имеющей значение для выживания индивида и индивида (смысловая или семантическая фильтрация сигналов).

Чем изменчивее среда, тем больше связей в ней обнаруживается и тем более важным становится способность их учитывать. Закономерные связи проявляются всегда, когда есть соответствующие условия (чаще).

Случайные совпадения встречаются сравнительно редко. Такой способ отличия закономерных связей от случайных, основанный на оценке вероятности будущего повторения этих связей по их наблюдавшейся частоте, применяется в матстатистике. Психика животных и человека использует аналогичные механизмы. Условный рефлекс требует для своего образования несколько подкреплений. Чтобы отразить в поведении соответствующую связь, мозг должен раньше убедиться, что она повторяется, то есть, является не случайной. Следовательно, в процессе отражения психикой сигналов о связях реальности проходят не только семантическую, но и статистическую фильтрации. Анализ раздражителей нервной системой может рассматриваться как процесс формирования психикой алфавита сигналов, отражающих отдельные повторяющиеся свойства вещей и отношений действительности. Сами вещи и явления сами по себе не имеют смысла. Они приобретают смысл только в структуре потребностей деятельности животного и человека. Мозг должен помнить те связи раздражителей, которые обнаруживаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Если встретившаяся связь не повторяется, то она не закрепляется мозгом как значимая. Однако, если закрепившиеся связи не повторяются в новых условиях, то они не закрепляются как значимые и постепенно угасают. Значит, мозг умеет не только запоминать, но и забывать. На разных стадиях переработки информации требуются разные виды памяти и забывания. На первом этапе требуется кратковременная память, затем, при частоте повторений связи в опыте требуется более длительное сохранение. Здесь требуется средняя или промежуточная память. На третьем этапе, когда связи закрепляются и становятся значимыми, нужна долговременная память. Важная связь может со временем также потерять значение и целесообразно, когда мозг затормозит эту связь до лучших времён, когда она может пригодиться, в(ременное забывание).

5 стр., 2460 слов

Производят известные изменения в самой психике индивидов (педагогическое, ...

... она требует для нормального и здорового развития характера еще другой, притязательной, правовой психики. Без такого дополнения, или, правильнее, без такого (императивно-атрибутивного) фундамента нет здоровой ...

Психическая деятельность включает в себя:

  1. Анализ существующих раздражителей и формирование алфавита простых сигналов о свойствах объектов реальности.
  2. Синтез этих раздражителей и формирование словаря сложных сигналов о структуре объектов реальности.
  3. Семантическую фильтрацию этих сигналов по их значению для индивида.
  4. Статистическую фильтрацию этих сигналов во важности и устойчивости их значения.
  5. Классификацию объектов реальности по устойчивым и значимым для индивида свойствам.
  6. Ступенчатое перекодирование сигналов, выделяющее инварианты информации предыдущего уровня.
  7. Фиксирование инвариант, выделенных на предыдущем этапе кодирования, и отсеивание варьирующих элементов.
  8. Опережающее отражение назревающих событий на этой основе и реагирование на них.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 157 с.

Жинкин Н. И. Грамматика и смысл. — М., 1970.

Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. — М.: Лабиринт, 1998. — 366 с.

Например, при чтении текста человек не только получает новую информацию, но и извлекает из глубин памяти уже имеющуюся.

В коре головного мозга сливаются как бы два потока информации: внешней и внутренней. Как же происходит их последующая обработка? Мы уже знаем, что в основе работы головного мозга лежит взаимодействие различных структур коры больших полушарий, — правого и левого. Мозг фильтрует информацию, сжимает ее, освобождая от излишней.

Хотя этот механизм еще не до конца изучен, уже сейчас можно предположить, что в мозге человека есть специальный алгоритмический фильтр, который при чтении текста пропускает для дальнейшей обработки только осмысленные словосочетания. Эта закономерность работы мозга была установлена проф. Н. И. Жинкиным, наблюдавшим со своими коллегами случаи расстройства речи ребенка.

13 стр., 6391 слов

Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

... двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга. У человека имеется свой рано ... головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией. Причины детского церебрального ...

(Статья. Опубликована в Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. – М. , 1998.).

Однажды в клинику поступила девочка Алла С. 9 лет с диагнозом: расстройство речи. Алла хорошо понимала значение отдельных слов, но когда ее просили оценить смысл простых предложений, она терялась и путала простейшие грамматические конструкции. Например, ее спрашивали, можно ли сказать: “Суп из гороха”? Она отвечала: “Можно”. Но и на вопрос о том, можно ли сказать “Чулки из камня, суп из чулок, чулки из супа” и т. п. она тоже ответила утвердительно, явно не понимая бессмысленности этих предложений. Как установили, у Аллы возникло заболевание, которое называется “грамматическая афазия”, или “смысловая глухота”. Выражаясь образно, у нее в смысловом фильтре образовались большие дыры, через которые проникали бессмысленные словосочетания. Алла не воспринимала смысла слов и поэтому понимала обращенную к ней речь пассивно, механически. Слова не привлекали ее внимания. Для нее все равно — чулки из ниток или чулки из супа. При этом она хорошо знает, что означают отдельные слова “нитки”, “чулки”, “суп”. Она органически не могла конструировать смысловые ряды — пары значимых слов.

После выяснения природы заболевания девочка была успешно излечена, а анализ заболевания дал интересный материал для разработки проблемы “грамматика и смысл”. Как установил Н. И. Жинкин в ходе этого исследования, на стадии обработки поступающей информации в человеческом мозге есть специальный функциональный алгоритмический фильтр, который не пропускает для дальнейшей обработки бессмысленные словосочетания. Пока никто еще не измерил эффективности использования этого тонкого механизма в человеческом мышлении. Однако есть основания полагать, что потенциальные возможности этого фильтра большинство людей использует очень слабо. При чтении человек должен мгновенно оценить смысловую сторону сообщения и наметить пути дальнейшей его обработки. Причем характерно, что формальная грамматика текста данного языка не имеет существенного значения для восприятия смысла. Так, если составить бессмысленную фразу, хотя грамматически и правильную, то она не будет обрабатываться. Например: “Зеленые идеи яростно спят”. И наоборот, словосочетание, даже построенное с нарушением грамматических норм, но легко поддающееся осмыслению, мозгом воспринимается и обрабатывается успешно. Например: “Моя твоя не понимай”.

Это обстоятельство было отмечено и выдающимся советским психологом Л. С. Выготским, который говорил, что необходимо уметь различать законы развития смысловой стороны речи и ее внешнего физического оформления, выражающегося в правилах построения предложений, правил грамматики и т. п.

То, что с точки зрения грамматики языка является ошибкой, “может иметь психологическую ценность на уровне мышления”. В доказательство этого он приводил пушкинские строки:

11 стр., 5388 слов

Управление агрессией в организациях

... агрессии и менеджмента. Поскольку первой важной задачей в организациях является обучение и развитие менеджеров, целесообразна проверка ... отмечал, что это позволяло убирать затруднения в эффективном управлении. Mellinger (1978) использовал "эмоциональное обучение" для фасилитации ... может быть легко применимо к поведению хорошо приспособленных людей или групп, которые регрессируют перед лицом давления ...

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Знаменитое чеховское предложение: “Подъезжая к сией станции… у меня слетела шляпа”, — также дает пример такого психологически понятного, но грамматически неправильного предложения.

Из сказанного следует, что для развитого взрослого человека естественно использовать более информативный язык, хотя иногда и в ущерб строгим грамматическим правилам. Однако это последнее утверждение вовсе не отрицает необходимости самого глубокого изучения грамматики. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что линейность внешней речи, фиксируемой в текстах, не доказывает линейного восприятия текста по принципу “слева направо” и элемент за элементом. Как убедительно доказали Д. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам, “для того, чтобы ребенок обучился всем правилам этой грамматической последовательности … он должен был бы выслушать приблизительно 3020 предложений в секунду, для того чтобы воспринять всю информацию, необходимую для формирования грамотного предложения”[2]

Рассмотренная закономерность работы мозга объясняет и тот факт, что человек в любом, даже, казалось бы, в самом бессмысленном, выражении: пытается отыскать смысл. Здесь можно напомнить читателям об известном психологическом эксперименте академика Л. Щербы. На одной из лекций по языкознанию он предложил студентам изложить содержание следующей фразы: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”.

Несмотря на кажущуюся бессмысленность этого предложения, большинство студентов нашли, что в этой фразе говорится о том, что какое-то существо женского пола “наподдало” другому существу мужского пола и продолжает те же действия по отношению к его детенышу. Мы также повторили этот опыт. В одном из наших экспериментов предложили испытуемым следующую фразу: “Швыдкая чурла незденко сигла по донку и одвырла чурта с чурятами”.

И в этом случае большинство испытуемых правильно осмыслили структуру этого текста.

Еще более интересный факт приводит проф. А. А. Реформатский в одной из последних своих работ, которая называется — “Компрессивно-аллегровая речь”: “Мы заметили, что часто, выйдя из нашего домика, Ф. И. Шаляпин… громким раскатистым басом что-то кричал на всю улицу. Слов мы понять не могли, и нам слышалось лишь:

— В-о-о!

После этого странною возгласа со всех концов съезжались таратайки…” Далее А. А. Реформатский пишет: “Как же извозчик в этом „В-о-о!” смог опознать слово „извозчик”? Ведь тут и слоговость не та, и нет ни головы, ни хвоста, да еще такого „характерного” для русского языка, как ,,-щик”… остался только один ударный двухфонемный слог, и это не корень, не основа. А все-таки извозчик приехал. Он услышал и понял. “ … ” В этом, собственно, и содержится секрет компрессивно-аллегровой речи. А понял извозчик потому, что этого возгласа, где остальное „компрессировано”, достаточно для речевого общения благодаря известности ситуации речи.

В самом общем случае можно сказать, что живой язык стремится свести к минимуму усилия акта коммуникации: пишем четыре, а говорим “четые”, пишем “пожалуйста”, а говорим “пожалста”. Этот принцип реализуется не только в речи, но и при чтении — это необходимо знать и уметь использовать при быстром чтении.

9 стр., 4040 слов

Управление в организации 2

... управленческой терминологии. Лояльность Вебер понимал как готовность членов организации разделять цели организации и направлять все усилия на их достижение. Лояльность основана на целерациональном типе поведения - когда деятельность людей ... типологию организаций; .Изучить социальное управление в организации; .Рассматривать данную организацию магазин «Мир посуды» с позиции управления ею. ...

[1] Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М. Педагогика, 1982 г. 176 с.

[2] Миллер Д. К., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структуры поведения. — М.: Мир, 1965, с. 158—159

Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:

  • значение внешней среды для управления;
  • определение внешней среды;
  • взаимосвязь факторов внешней среды;
  • сложность внешней среды;
  • подвижность внешней среды;
  • неопределенность внешней среды;
  • среда прямого воздействия;
  • среда косвенного воздействия;
  • международное окружение.

Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

 Управленческая психология.

Современная психология – это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом актуальность и востребованность этих психологических отраслей сегодня связана с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества.

Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Предмет психологии управления – это деятельность управленцев (менеджеров), возглавляющих коллективы, а психология управления – сложная система знаний, касающаяся различных сторон управленческой деятельности. Психологическая природа управленческих процессов, эффективное решение проблемы подбора кадров, анализ психологического климата в коллективе.

А именно:

  • Психологических факторов, обеспечивающих успешную деятельность менеджера
  • Психологии мотивации людей в процессе их деятельности
  • Особенностей группового поведения и межличностных отношений
  • Психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений
  • Психологии власти в организации
  • Психологического климата в коллективе
  • Психологии конфликта

Спецификой психологических факторов совместной деятельности занимается психология управления. Психология управления в какой-то мере пересекается с психологией труда. Но психология труда занимается проблемами профессионального отбора – соответствует ли человек требованиям той или иной профессии, то управленческая психология рассматривает соответствие человека конкретной организации с теми ценностями, целями, задачами, стилем управления, которые в ней сложились.

9 стр., 4088 слов

Эволюция развития методов эффективного управления организацией

... деятельности. Основными составляющими эффективности управления организации являются : . практическая реализация управленческих решений; .результативность и эффективность организации; . необходимость ситуационного подхода; .производительность; .выживание организации; .обобщение; Обобщающим показателем эффективности управления можно считать стоимость бизнеса ...

Психология управления стремится не только облегчить труд менеджеров, но и сделать его более эффективным с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях психики, её функциональном, изменчивом характере.

Самую активную часть жизни люди проводят на работе.

Почему люди ходят на работу, выполняют указания начальников, а иногда даже сами ставят перед собой сложные и труднореализуемые цели, тратят усилия и энергию для их достижения, ревностно охраняют свои успехи? Ответов будет множество.

  1. Люди работают, чтобы зарабатывать деньги.
  2. Нравится то, чем они занимаются на работе, и для них не так важна зарплата, а важен успех в достижении целей.
  3. Им нравится власть, отдавать команды и следить за их выполнением, именно это делает их работу привлекательной.
  4. Возможно, у людей развито чувство общественного долга: их воодушевляет то, что они служат обществу, выполняют общественное служение.

Много будет мотиваций к работе, но у них всех есть нечто общее – устойчивые и повторяющиеся процессы (закономерности).

Если ДА, то мы имеем дело с наукой, так как поиск закономерностей в многообразии – это путь, которым следует любая наука. В данном случае, мы имеем дело с организационной психологией как одной из важных дисциплин подготовки менеджера, которая снабжает его необходимым инструментом повседневного управления.

Что это за инструменты управленческой психологии? Это технологии управления, которые позволяют менеджеру стать лидером. Лидер – это тот, кто обладает видением будущего, кто умеет обозначить главную цель и сделать её привлекательной. Лидер сплачивает, воодушевляет и вдохновляет людей. Люди верят лидеру и следуют за ним. Главное для лидера – быть тонким психологом, чувствовать незначительные изменения в настроении людей, уметь поддерживать желательные и подавлять нежелательные тенденции.

Считается, что темперамент и такие качества личности как упорство и настойчивость в достижении целей, желание властвовать могут быт врождёнными. Но более важно не столько обладать врождёнными качествами лидера, а владеть знаниями, техниками, методами лидерского управления.

Для этого надо знать людей, понимать причины, механизмы их поведения в организации, научиться управлять эмоциями, желаниями и даже страстями. Научиться всему этому помогает организационная психология.

Перечислим основные функции менеджеров и посмотрим, что может дать организационная психология, чтобы улучшить их выполнение.

  • Прогнозирование и планирование. Эта наука разрабатывает методы коллективного (группового) принятия решений. При планировании и принятии решений используют метод «мозгового штурма». Очень важны открытия организационной психологии, что группа принимает всегда более рискованные решения, или же, что неправильная организация работы в группе может полностью подавлять творческое мышление отдельных её членов, и наоборот.
  • Организация. Как выстроить наилучшую структуру организации? Менеджеры всегда обращаются к выводам организационной психологии. Например, учтут такие, выявленные наукой закономерности, что если «строить» слишком высокую многоуровневую структуру, возникнут проблемы с продвижением информации снизу вверх и обратно. Значительная часть информации будет теряться, искажаться. Управление будет пробуксовывать. Или примут во внимание тот факт, что сфера контроля (оптимальное количество подчинённых у одного менеджера) зависит от ряда открытых наукой факторов, например, от степени стандартности, обыденности задач, которые выполняют подчинённые или от быстроты реакции руководителя на меняющиеся обстоятельства.
  • Мотивация. Вся эта сфера процессов внутри организации отдана на откуп психологии. Менеджерам представлены технологии, инструменты, методы управления мотивацией.
  • Контроль. Известно, что группа может отлично выполнят функции контролёра по отношению к отдельным своим членам.

Мы видим, что ни одна функция менеджера не обходится без открытий организационной психологии. Организации состоят из людей, а как ведут себя люди в организации и как изменить их поведение в нужную сторону – это знает управленческая психология. Конечно, можно подумать, что организационная психология уже решила все проблемы поведения людей, но наоборот, именно сейчас интерес к ней повышен. Почему повышен интерес к управленческой психологии?

11 стр., 5491 слов

V. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

...     V. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ   Понятие личности в психологии. Факторы формирования личности. Понятие воли в психологии. Волевые качества руководителя. Личностные, ... в организации. Структура персонала. Понятие персонала организации. Профессионально-квалификационная модель должности. Понятие персонала организации. Численность персонала. Этапы управления персоналом в организации. ...

  • Быстро развиваются процессы глобализации. Бизнесу тесно в границах национальных экономик. В одном проекте могут участвовать представители разных культур. Культуры поведения, общения, ведения переговоров, да и просто организация повседневной работы, могут сильно отличаться. Эти отличия могут создавать непреодолимые преграды для общения. Психология даёт советы как себя вести, преодолевать напряжённость и стресс, неизбежные при таких межкультурных контактах, как выиграть переговоры.
  • Меняется положение и значение рабочей силы в организации. Даже сам термин «рабочая сила» звучит архаично. Например, собственно, рабочих в США осталось меньше одной пятой от числа занятых в народном хозяйстве. У нас больше, но тенденция та же. Новой, образованной рабочей силой управлять труднее: надо больше знать о разнообразных потребностях, различающихся стимулах к труду, мотивации, удовлетворения от работы. Какими методами стимулировать производительную работу современного персонала?
  • Управленческих знаний, полученных в университете, хватит на 2-3 года. Дальше нужно учиться обновлять свои знания, чтобы не отстать от технологического прогресса.
  • Мы живём во взаимозависимом мире. Где все участники рынка и государственные структуры, которые регулируют рыночное пространство, опутаны веб паутиной, а огромные расстояния перестали быть преградой для контактов делового взаимодействия.

Квалифицированный менеджер должен владеть хотя бы основами управленческой психологии.

В современной России смысл данного требования многократно возрастает.

  • Во-первых, возрастает сложность системных связей среды, в которой действуют организации (как государственные, так и все остальные) и взаимозависимостью различных сфер общественной жизни – экономической, политической, идеологической.
  • Во-вторых, спецификой проблем, текущих и стратегических задач современного российского общества (развитие гражданского общества, самоуправления, реформирование всех сторон общественной жизни).
  • В-третьих, интересы развития бизнеса также связаны с рассмотрением психологических факторов деятельности фирм и организаций.

По данным Strategic Management Journal, эффективные технологии нематериального стимулирования позволяют в рамках того же фонда заработной платы увеличить производительность труда до 20% и сократить до минимума не запланированную руководством текучесть персонала. Многочисленные исследования подтвердили тот факт, что попытки повышения эффективности организации без одновременных попыток соответствующего изменения психологического климата в организации оказываются, как правило, безуспешными. Ключом к успеху бывает именно учёт требований управленческой психологии.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

... управления деятельностью 2.1 Характеристика детского сада 2.2 Качество основных видов деятельности 2.3 Качество результатов деятельности 2.4 Инновационная деятельность ДОУ Заключение Список литературы Приложения Введение « Кто-то сказал: «Человек, ... образовательных учреждений; - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Рассмотрим данное понятие как совокупность ...

Социальное управление.

Управление социальными процессами во всем их многообразии. В управлении, как рациональном способе организации любого социального процесса, нуждаются все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура, трудовая деятельность, быт и др. Поэтому управление представляет объект изучения многих наук и учебных дисциплин: экономической теории, политологии, социальной психологии. Специфика социологического похода к управлению состоит в том, что оно рассматривается как общественное явление, пронизывающее собой все стороны деятельности человека, его интересы, поведение, взаимодействие социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства и подчинения.

1. Предмет социального управления и его объективные предпосылки

Управление как организационное упорядочение определенной социальной системы, процесса жизнедеятельности людей было внутренне присуще человеческому обществу с самых ранних ступеней его развития. Без управляющего воздействия на людей не могла осуществляться их совместная жизнь в родах и племенах, коллективная охота, добывание продуктов питания, защита от внешних нападений. Управленческое начало придавало жизни людей организованный характер. Оно всегда имело всеобщий характер, ибо вытекает из системной природы общества, из коллективного труда людей и необходимости обмена между ними продуктами их материальной и духовной деятельности. Без управления, без установления и поддержания определенного порядка и организованности трудовая деятельность и социальная жизнь людей была бы невозможной.

Управленческая психология — Стр 2

Общественная практика управления уже в Древнем мире послужила основой для возникновения и развития социально-управленческой мысли. Древние философы, создавая свои философские системы, уделяли внимание и управленческой деятельности людей, стремились вскрыть её закономерности, принципы, особенности в различных сферах тогдашней общественной жизни. Постепенно, с переходом от одной исторической эпохи к другой накапливался опыт управления хозяйственной, культурной, военной деятельностью. Это давало пищу для развития управленческой мысли. Однако на протяжении многих веков эта мысль была разрозненной, каждый учёный излагал свои взгляды на управленческую деятельность, исходя из условий, в которых он жил, и своего отношения к субъектам управления (правителям, вождям, полководцам).

Управленческая теория стала складываться в конце XVIII-начале XIX веков. Её объективной основой явились промышленная революция, потребности общественной практики, связанные с возникновением крупных производственных предприятий и формированием на них многочисленных трудовых коллективов. Возникла необходимость разработки некоторых общих правил, методов воздействия на большие массы работников с целью их организационного сплочения, подчинения их совместной трудовой деятельности решению задачи развития производства, роста количества и качества выпускаемой продукции. Это обеспечивало прибыль владельцев средств производства. Поэтому они щедро финансировали исследования управленческих процессов, получая от учёных практические рекомендации по повышению эффективности управления.

К концу XIX века в странах Запада, прежде всего в США, сложилась классическая теория управления. В её основе лежали жёсткие методы воздействия руководителя на подчиненных. Разрабатывался алгоритм производственного процесса, определялось время на выполнение различных операций на индивидуальных рабочих местах. От работников требовалось неукоснительное выполнение своих обязанностей. Они, как правило, не участвовали в выработке управленческих решений. Руководители подбирались чаще всего по личностным параметрам — волевые, с твёрдым характером, требовательные, бескомпромиссные. Считалось, что такой руководитель может обеспечить эффективное управление предприятием.

Однако вскоре было замечено, что в ряде случаев, особенно при управлении большими трудовыми коллективами, одних личных качеств руководителя недостаточно. Необходимо вооружить его знанием некоторых научных принципов управления, отражающих закономерности объективного процесса управленческой деятельности, взаимосвязи объекта и субъекта управления. В начале XX века американским инженером — изобретателем Ф. Тейлором (1856 — 1915) было положено начало разработки теории научной организации труда. Он доказал, что научная организация и управление производством не изобретение людей, а результат развития и потребности самого производства. Оно подошло к такой черте, когда вопросы управления стали более важными, чем инженерная, техническая сторона производства. Человек-организатор должен быть заменён системой научной организации и управления. Основными принципами этой системы Тейлор считал:

1) Обладание всей совокупностью знаний о данном виде работы и выбор её оптимального варианта;

2) Ориентацию всей системы образования на подготовку конкретных специалистов как инженерно-технических, так и рабочих кадров;

3) Чёткое разделение функций работников по выполнению трудовых операций, полную синхронность работы человека и машины (Тейлор рассматривал работника как продолжение машины).

Психофизиологическая сторона труда Тейлора не интересовала. Это было недостатком его теории.

В 1930-е годы в теории управления возникло новое направление — школа человеческих отношений. Её содержание основывалось на достижениях к тому времени в социологической науке и психологии. Исследования в области этих наук показывали, что работника интересует не только материальное вознаграждение за его труд, но и социально-психологический климат в рабочем коллективе, характер взаимоотношений с предпринимателями, состояние предприятия в целом. Развитию этих интересов способствовало то, что многие рядовые рабочие стали владельцами акций предприятий и тем самым участвовали в получение доходов от их прибыли. Основатель школы человеческих отношений в управлении американский социолог Э. Мэйо (1880-1949) обращал внимание предпринимателей на необходимость установления в трудовых коллективах доброжелательных отношений между работниками, между ними и администрацией. Это будет способствовать повышению производительности труда, а значит, росту прибыли.

В России управленческая мысль получила развитие с возникновением мануфактур и других производственных предприятий, на которых собирались большие массы работников. Ими надо было управлять, в том числе со стороны государства. Важное место в развитии методов и способов управления в нашей стране занимают реформы Петра I . Он создал новую систему государственного управления, в его указах была зафиксирована жёсткая иерархия в построении аппарата государственной власти. Совершенствование управления Россией, отдельными сферами общественной жизни продолжалось в эпоху Екатерины II . Было издано «Учреждение для управлений губерний Российской Империи». В области российской управленческой теории работали крупные реформаты: М.М. Сперанский (1772-1832),С.Ю. Витте (1849-1915), П.А. Столыпин (1862-1911), А.А. Богданов (1873-1928) и другие.

После 1917 года в стране происходила перестройка системы государственного руководства, а также местного самоуправления и управления предприятиями. Оно строилось на основе революционной сознательности и дисциплины. Ставилась задача разработки вопросов научной организации труда с использованием идей НОТ западных специалистов: Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Форда. В 20-е годы в стране работали такие видные учёные в области управления, как А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке и многие другие. На их трудах формировалась новая, советская школа научного управления. В начале 30-х годов эти исследования были прерваны в связи с утверждением в стране волюнтаристических методов управления в рамках партийно-государственной командно-административной системы. Они были возобновлены в 60-е годы. В течение 70 — 80-х годов получили развитие основные стороны управленческой науки: общая теория социального управления; государственное управление; управление предприятиями. Был издан целый ряд монографий и учебных пособий по вопросам управленческой деятельности. В специализированных высших учебных заведениях и на факультетах стали готовиться кадры управленцев для государственной системы власти и для народного хозяйства.