Тема 2. Основные этапы развития управленческой мысли

24

1. Развитие управленческой мысли в донаучный период.

2. Становление социологии управления как специфической отрасли научного знания в конце XIX – начале XX вв.

3. Современные теории организации и управления.

1. Развитие управленческой мысли в донаучный период.

В широком смысле управление является неотъемле­мым атрибутом любой системы — биологической, техниче­ской, социальной, который обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение структуры, достижение целей. Формирование специфической отрасли научных знаний об управлении началось в конце XIX — начале XX в. Однако, прежде чем она выделилась в самостоятельную отрасль зна­ний, человечество на протяжении тысячелетий накапливало опыт организации совместного труда, обмена продуктами материальной и духовной деятельности, что невозможно без управленческих действий, пусть самых примитивных и простых.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядо­чения и организации совместного труда существовали еще на стадии первобытнообщинного строя, когда управление осуществлялось сообща всеми членами рода, племени и общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетво­ряли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов.

Примерно 10-8 тыс. лет до нашей эры в ряде мест Ближнего Востока (Сев. Ирак, Палестина) произошел пере­ход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новым формам получения продуктов путем их производства (так называемой производящей эко­номике), стали формироваться древнейшие цивилизации. Этот первый экономический переворот в истории челове­чества известный английский археолог Гордон В. Чайлд назвал «неолитической революцией». В течение этого дли­тельного процесса, охватившего несколько столетий и даже тысячелетий, сформировались крупные и могущественные по тем временам деспотические государства, которые не мыслили себя без достаточно хорошо развитой управлен­ческой деятельности. Построенные в Ш-П вв. до н.э. зна­менитые египетские пирамиды — гигантские гробницы фараонов — являются памятниками не только представителям могущественных династий, но и многим тысячам строителей, а также искусству многих людей, умевших применять методы управления. Очевидно, что для возведе­ния, например, пирамиды Хеопса в Гизе (высота 146,6м) понадобилось не только большое количество строительных материалов, рабочей силы, но и сложные инженерные рас­четы, механизмы, а также далеко не примитивное планиро­вание, организация и контроль выполнения работ.

6 стр., 2509 слов

Психологические особенности реализации функции организации в управлении

... чрезмерной централизации управления. Чрезмерная централизация управления может оказаться результатом сложившейся традиции в организации, но чаще ... методы предназначены для создания организационной основы совместной деятельности. С их помощью осуществляется распределение ... работника, порядок использования им средств труда, взаимодействия со средствами управления и индикации. Методическая инструкция ...

Из школьного курса истории хорошо известны доста­точно теоретически разработанные принципы управления, сформулированные в «законах Хаммурапи», правившего Древней Вавилонией в 1792-1750 гг. до н.э. Мощные госу­дарства существовали в ту эпоху и в Древнем Китае, где в период эпохи Чжоу (Х1-Ш вв. до н.э.) осуществлено соору­жение Великой китайской стены — грандиозного памятника архитектуры и организации строительных работ (длина по­сле завершения составила примерно 5 тысяч км., а высота на отдельных участках достигла 10 м.).

Первые трактаты, в которых сформулированы некото­рые исходные понятия об управлении, появились в Древнем Китае и Древней Индии, на Ближнем Востоке в V-IV вв. до н.э. Однако наибольшее влияние на становление управ­ленческой мысли оказало творчество величайших древне­греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. По свидетельству современников, Сократ, считавший, что ос­новой управления является знание и умение навязать свое мнение другому человеку, анализировал различные формы правления. Его идеи получили дальнейшее развитие в трак­татах Платона и Аристотеля, обстоятельно описавших три формы правления — монархию, аристократию и демокра­тию. С теологических позиций рассматривались проблемы управления в трудах средневековых мыслителей Аврелием Августином (Блаженным) и Фомой Аквинским, которые разделяли «Божий град» и «Земной град», отдавая несо­мненный приоритет первому, выводя из него идеи управле­ния миром и людьми.

Своеобразные концепции управления сформулирова­ны в эпоху Нового времени в социальных утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также в знаменитых трудах Н. Макиавелли «Государь», «Искусство войны» и др., который подчеркивал, что общество развивается и управляется не по воле Бога, а благодаря управленческому искусству, а для этого необхо­димо сильное государство во главе с мудрым и жестким го­сударем. Важные социальные идеи о естественном праве и его роли в развитии государства содержались в учении английского философа XVII в. Т. Гоббса, а также в тру­дах французских просветителей XVIII в. Ш. Монтескье, М. Вольтера, Д. Дидро и др., русского мыслителя XVIII в. Н.А. Радищева, сосланного Екатериной II за вольнодумство в Сибирь. Н.А. Радищев дал обстоятельный анализ необхо­димости твердого управления в сфере бумажноденежного обращения, показал негативные последствия выпуска бу­мажных денег в количестве, превышающем товарное обра­щение.

Одним из первых в явной форме вопрос о научном управлении сложными системами поставил французский ученый-естествоиспытатель Андре Мари Ампер (1775-1836).

При построении классификации всевозможных, в том числе и несуществующих тогда наук («Опыт о философии наук, или аналитическое изложение классификации всех человеческих знаний») он выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой. При этом он не только обозначил место кибернетики в ряду других наук, но и подчеркнул ее основные системные особенности.

6 стр., 2594 слов

Мотивация труда в коммерческих организациях

... Каждый сотрудник должен ясно понимать общие цели и предназначение организации, основные принципы ее существования, управления и взаимоотношений в коллективе. Создание корпоративного духа. Данное направление ... с помощью таких элементов, как плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, формы собственности и ...

Польский ученый Б. Трентовский в своем труде «Отношение философии к кибернетике как к искусству управления народом» (1843) высказал ряд идей об управлении. В числе наиболее значимых следует отметить следующие:

— управление должно быть научным, опираться на научные знания;

— действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления;

— главная сложность осуществления управленческого воздействия связана со сложностью поведения людей;

— общество, группы людей, отдельный индивид – это системы, представляющие собой единство противоречий, разрешение которых и есть развитие. Поэтому управленческий работник (кибернет) должен уметь, исходя из общего блага, одни противоречия примирять, другие обострять, направляя развитие событий у нужной цели.

В XIX — начале XX вв. не только практическими, но и теоретическими проблемами управления занима­лись видные российские реформаторы ММ. Сперанский, Н.С. Мордвинов, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, в начале 20-х годов XX столетия — А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Гастев.

2. Становление социологии управления как специфической отрасли научного знания в конце XIX – начале XX вв

Становление социологии управления как самостоятельной науки начинается в конце XIX – начале XX вв. На этот процесс повлияли следующие факторы:

— развитие социологии как таковой;

— появление системы научной организации труда;

— развитие массового индустриального производства (конвейерное производство);

— урбанизация, концентрация больших масс людей в городах;

— различного рода экономические и социальные кризисы, требующие урегулирования (безработица, трудовые конфликты, движение за гражданские права);

— распространение политических партий, организаций и другие.

Родоначальником научных основ управления считается выдающийся амери­канский инженер, исследователь и организатор производ­ства Фредерик Тэйлор (1856-1915).

На его надгробном камне начертано: «Отец научного менеджмента». Начав трудовую деятельность с ученика модельщика и токаря на неболь­шом насосном заводе в Филадельфии, он последовательно проработал станочником, мастером, старшим мастером, инженером, главным инженером завода, независимым кон­сультантом по вопросам управления предприятиями. Основные направления его деятельности:

1. Разработка методов научной организации труда, осно­ванных на изучении движений рабочего с помощью хроно­метража, стандартизации приемов и орудий труда.

2. Обоснование 4 научных принципов управления: 1) внедрение экономных методов работы; 2) профессиональный подбор и обучение кадров; 3) рациональная расстановка кадров; 4) со­трудничество администрации и работников. Их внедрение позволяет в 2-3 раза повысить производительность труда.

13 стр., 6051 слов

Способы и приемы управления мотивацией труда

... целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, побуждающих людей к работе с полной отдачей сил в интересах организации. И ... могут использоваться в современных условиях. Актуальность исследования «Способы и приемы мотивации труда работников» определяется тем, что она относительно недавно получила свое развитие. И современные ...

3. Разработка концепций «достигающего рабочего» и «достигающего руководителя». Согласно концепции «достигающего рабочего» человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума уси­лий, но не вредило здоровью. После того как он освоил про­стой урок, ему следует поручать более сложное задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творче­ских возможностей. Трудолюбивых и инициативных переводят на более интересную работу. Тейлор классифицировал вес виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические ха­рактеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессионального обучения.

Она состояла из системы педагогических приемов: обучение навыкам, расширение знаний, тренировка и самостоятельное изучение своей работы. В обучении людей требовалась посте­пенность. Мастер должен быть настолько квалифицированным, чтобы сам мог встать к станку и продемонстрировать наилуч­шие приемы труда. Если многочисленные уроки не помогали, то начинала действовать штрафная система санкций. Она тоже применялась постепенно — от самых легких наказании (выго­вор) до самых сильных (штраф, а затем — увольнение).

Такова дисциплинарная, или штрафная, система, которая дополнила дифференциальную систему оплаты труда Тейлора. Она основана на принципе индивидуального вклада: больше выработал — выше заработная плата.

Согласно концепции «достигающего руководителя» одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заменяла «функциональная администрация», состоявшая из восьми узкоспециализирован­ных (выполнявших какую-то одну функцию) инструкторов. Ес­ли раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь админи­страция заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен был стать не только техническим специалистом, но и со­циальным инженером: знать личные качества подчиненных, решать конфликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор считал; прежде чем администрация потребует от подчиненных хорошей работы, она сама должна трудиться в два раза лучше.

Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности.

В конце XIX — начале XX вв. проблема научного управления перешагнула с аме­риканского континента на европейский. Здесь самой яркой фигурой был Анри Файоль (1841-1925).

Предприниматель, организатор, ученый — все это сочетал в себе один человек. В течение многих лет он являлся директором распорядителем крупного горнопромышленного и металлургического комбината, руководство которым принял на грани банкротства и сделал его одним из самых процветающих предприятий Франции. Обобщая свои многолетние наблюдения, А. Файоль создал «теорию адми­нистрации». Первая статья на эту тему вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление»- в 1916г. Выйдя в отставку в 1918 г., А. Файоль возглавил созданный им Центр административных исследований. Если Ф. Тейлор рассматривал преимущественно цеховое и заводское управ­ление, то А. Файоль — высшее административное. Открытые им принципы управления применимы не только в экономи­ке, но и в правительственных службах и учреждениях, в ар­мии и на флоте, т.е. носят универсальный характер.

8 стр., 3669 слов

Хирургическая операция. Основные принципы

... полости выявляется, что стадия патологического процесса не позволяет выполнить необходимый объем операции. Операции, выполняемые с лечебной целью, в зависимости от объема делятся на ... обследование для выяснения причины заболевания и подготовить больного к предстоящей операции. Отсроченные операции выполняются при механической желтухе, хронической обтурационной кишечной непроходимости. Показания к ...

А. Файоль считал, что эффективное управление мо­жет быть осуществлено при выделении шести основных операций, присущих как небольшим, так и крупным пред­приятиям. Они таковы:

• технические операции (производство, выделка, обработка);

• коммерческие операции (покупка, продажа, обмен);

• финансовые операции (привлечение средств, рас­поряжение ими);

• страховые операции (страхование и охрана иму­щества лиц);

• учетные операции (бухгалтерия, учет, статистика и т.д.);

• административные операции (предвидение, орга­низация, распорядительство, координирование и контроль).

Его теория состоит из двух частей — функций управления и принципов управления. Функций всего пять: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль. Они до сих пор считаются основными в менедж­менте.

Файоль выделил 14 принципов управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; по­рядок; справедливость; постоянство состава персо­нала; инициатива; единение персонала.

А. Файоль подробно рассматривая каждый из этих принципов, подчеркивая, что «без принципов мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры, даже с наилучшими принципами, мы тоже в трудном положении. Принцип — это маяк, помо­гающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает путь в порт1. Следует особо подчеркнуть, что Файоль значительное внимание уделял социальному аспекту управления. Об этом свидетельствует тот факт, что из его 14 управленческих принципов почти половина носит социальный характер. Он требовал от руководящего персо­нала проявления большой тактичности к подчиненным и полагал, что начальство должно уметь приносить иногда в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение инициативе подчиненных, чтобы обеспечить повышение эффективно­сти управленческой деятельности.

К заслугам А. Файоля можно отнести и то, что одним из условий эффективного менеджмента он считает решающую роль администратора и ставит вопрос об организован­ной профессиональной подготовке кадров. По его мнению, менеджер должен обладать набором таких качеств, как ин­теллектуальные и организаторские способности, хорошее общее образование, высокая компетентность в своей облас­ти, искусство обращения с людьми. Сюда следует добавить личностные качества: энергичность, самостоятельность, настойчивость, чувство долга и др. Файоль написал специ­альные рекомендации, где каждая из перечисленных харак­теристик нашла свое практическое обоснование.

2 стр., 978 слов

Теория функц. систем Анохина

... индивида нужно изучать не функции отдельных органов или структур мозга, а организацию целостных взаимоотношений организма и среды. При этом компоненты координируют свою активность ... активирующих влияний подкорковых структур и особенно ее интегративных структур - РФ, лимбической системы, аминоспецифических систем мозга. 2-й этап – формирование программы действия. В результате взаимодействия ...

Обобщая все сказанное, мы имеем полное основание для утверждения, согласно которому А. Файоль является основателем «административной школы управления».

Примерно в то же время в России развивал своеобраз­ную управленческую теорию известный философ, социолог и экономист Богданов А.А. (настоящая фамилия — Малинов­ский).

Он сконструировал «всеобщую организационную науку» тектологию (от греч. tektonike — строительное ис­кусство).

В ее основе лежит идея «единства опыта», причем применительно к «социальным системам» (этот термин впервые в России применил именно А.А. Богданов) ре­шающую роль играет опыт организационный. Общество, согласно его точке зрения, представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов как внешних (окружающая природная среда- климат, флора, фауна, а также взаимодействие с другими обществами), так и внут­ренних, специфически общественных: государства, народы и т.д. Среди внутренних элементов общества главенствую­щую роль играют группы, выполняющие функции управле­ния. Общество как система, считал А.А. Богданов, демонст­рирует состояние равновесия. Но чтобы такое равновесие сохранялось, в обществе должен существовать организаци­онный порядок, рождающийся из хаоса именно благодаря активности социальных групп, осуществляющих управлен­ческие функции. В силу этого тектология как таковая, по замыслу ее создателя, — это наука, объединяющая органи­зационный опыт человечества, это теория органи­зационных систем, изучающая каждую из них с точки зрения отношений между ее частями, а также отношения системы как целого с внешней средой. Наиболее фундаментальные достижения А.А. Богданова состоят в том, что он выделил классы регулируемых (организуемых) и саморегулируемых (самоорганизующихся) систем, а также выделил идею био­регулятора — механизма прямого и обратного регулирую­щего воздействия на систему. Он также сумел связать ор­ганизационную (организующую) деятельность с понятием «интереса» (цели), раскрыть динамику организационных структур с формированием цели организации, которая осу­ществляется органом управления. Задача же тектологии как управленческой науки заключается в том, чтобы превратить мир не просто в целостность, а в единое организованное целое, «каким он реально не был», но может и должен стать благодаря распространению в массах трудящихся органи­зационного опыта и вовлечения их благодаря этому в осу­ществление процессов управления обществом.

Значительным приращением в развитии управленче­ской теоретической мысли стал разработанный одним из классиков социологии М. Вебером «идеальный тип» адми­нистративного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». Основные характеристики этого «идеального типа» таковы.

1. Деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации.

19 стр., 9133 слов

Социально-психологические и организационные основы разработки ...

... достижения общих целей. При работе над общими целями организации возникает необходимость управления организацией, вопросы, требующие от руководителей принятия управленческих решений. Решение в принципе - это выбор ... города Волгограда". Методическая основа. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования, оценки и развития ...

2. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управ­ляемой системы специалистов — экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

3. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий управляю­щий или каждое подразделение подчиняются вышестоя­щему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчинен­ных ему лиц.

4. Служба в системе управления, согласно М. Веберу, основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ог­раждены от произвольного увольнения. Служба в организации неотделима от карьеры, поэтому должна существовать система «продвижения» в соответствии со старшинством или успешной деятельностью или тем и другим. Наем организа­цией сотрудников, особенно на управленческие должности, основывается на профессиональных качествах кандидатов, причем должностные лица не выбираются, а назначаются, завися, таким образом, от вышестоящих начальников, а не от какой-либо группы избирающих. Всей деятельностью организации руководит специальный административный штат, управленческий персонал, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования, в осо­бенности функционирования ее каналов коммуникаций, ориентированных на достижение целей, поставленных пе­ред организацией.

3. Современные теории организация и управления

Придав первостепенное значение формально органи­зуемым аспектам управления, М. Вебер в то же самое вре­мя оставил вне поля зрения неформальные отношения. Од­нако такие отношения жизненно важны, ибо, как доказали на основе эмпирических социологических исследований П. Блау, Ч. Бернард, Э. Мэйо, Р. Мертон и другие социоло­ги, именно неформальные отношения способны сыграть важную роль в повышении эффективности управленческой деятельности. Особенно отчетливо проявилось это в школе «человеческих отношений», основателем и самым крупным авторитетом в развитии которой является американский социолог и психолог Э. Мэйо (1880-1949).

Суть концепции Э. Мэйо состоит в том, что сама ра­бота, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение в производстве. Отсюда он делает вывод, что все проблемы производства и управления должны рассмат­риваться с позиции человеческих отношений. Эти выводы сформулированы им на основании обобщения материалов знаменитой серии Хоуторнских экспериментов, проведен­ных под его руководством в 1924-1932 гг. на предприятиях компании «Уэстерн электрик» в Хоуторне, близ Чикаго. Эти эксперименты показали, что производительность труда рабочего определяется скорее групповыми неписаными правилами и нормами, действующими в группе, чем их фи­зическими возможностями и жесткими предписаниями ру­ководства. Поэтому всякое управленческое действие долж­но учитывать особенности самовосприятия и самооценки рабочих и, опираясь на этот социально-психологический механизм, влиять на отношения, складывающиеся между ними, на их солидарность как членов единой социальной группы. Следовательно, управление может быть эффек­тивным только в том случае, когда менеджеры учитывают неформальные отношения и неформальные организации, возникающие в рабочей среде, ту социальную ситуацию, которая складывается в управляемом цехе, предприятии и т.д. Поэтому жесткая иерархия подчиненности отнюдь не всегда уместна, поскольку она может оказаться несовмес­тимой с природой человека и его свободой.

11 стр., 5132 слов

Этические проблемы управления в современной организации

... ломка существующих стереотипов управленческого мышления. Все усложняющиеся социально-экономические проблемы невозможно эффективно решать без постижения теории и практики современного управления – менеджмента. Более ... жизнь, обязанность не быть причиной страданий, обязанность подчиняться справедливым правилам организации. При этических подходах, которые мы только что обсудили, представляют ...

Главный итог теоретического осмысления результа­тов Хоуторнских экспериментов и других исследований, изложенный в книге Э. Мэйо «Человеческие проблемы ин­дустриальной цивилизации», сводится к утверждению, что решающее влияние на рост производительности труда ра­бочего оказывают главным образом социальные и психоло­гические факторы. А это означает, что основная задача сис­темы управления заключается в том, чтобы поставить себе на службу социальные и психологические мотивы деятель­ности, способности работников к «групповому чувству, сплоченности и совместным действиям». Поэтому руково­дители предприятий должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, а это обеспечивает удовлетворенность индивида своей работой и социальную стабильность общества.

В русле развития доктрины «человеческих отноше­ний в 40-60-х гг. XX в. были разработаны несколько кон­цепций мотивации деятельности, учет которых позволяет повысить эффективность управления. Одна из наиболее из­вестных среди них — теория мотивации, разработанная аме­риканским психологом А. Маслоу, Он считал, что в про­цессе управленческого воздействия на людей необходимо учитывать классификацию потребностей человека, которая

имеет вид следующей иерархии:

Первичные (низшие или врожденные):

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности своего существова­ния.

3. Вторичные (высшие и приобретенные):

4. Социальные потребности.

5. Престижные потребности или потребности в уважении.

6. Потребность в самовыражении, полном исполь­зовании своих возможностей.

Согласно А. Маслоу, каждый человек удовлетворяет свои потребности, начиная с первичных и поднимаясь по ступеням иерархической лестницы к более высокой группе вторичных, приоритетной в социальной сфере потребно­стей.

В русле доктрины «человеческих отношений» разра­ботана и концепция человеческих ресурсов, предложенная американским социальным психологом Д. Мак-Грегором (1906-1964).

Он предложил в теории и практике управления учитывать принципиальное различие двух дихотомических теорий-«X» и «У».

Теория «X», по мнению автора, отражает традицион­ный подход к управлению как административно-командному процессу. Такой подход основан на следующем понимании психолого-социальных факторов.

1. Обычному человеку свойственно внутреннее не­приятие труда и он стремится избежать его любым путем.

2. Обыкновенный человек предпочитает быть кон­тролируемым, стремится избежать ответственности.

11 стр., 5497 слов

Личность как субъект управления. Сущность и теории лидерства

... учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих отношений. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть ... субъекта управления; дать характеристику руководителя как субъекта управления на современном предприятии и основные требования к профессиональной компетенции менеджеров; рассмотреть сущность и теории ...

3. Обыкновенный человек не имеет амбиций, ему свойственна потребность в защите.

При таком восприятии работающего человека ме­неджер должен, с одной стороны, прибегать к принужде­нию и контролю, а с другой — осуществить определенные меры по поддержанию хорошего состояния работающего.

Противовесом такой управленческой теории должна стать, согласно Мак-Грегору, теория «У». В ее основе ле­жит восприятие работника как человека, обладающего ин­теллектуальными способностями. Исходные положения теории «У» таковы:

1. Люди не являются от природы пассивными, они становятся такими в результате работы организации, кото­рая плохо управляется.

2. Затраты физических и интеллектуальных сил че­ловеку в труде совершенно естественны, также, как игры на отдыхе, поэтому принуждение к труду, угроза наказания не являются единственным средством достижения цели.

3. Человек в процессе деятельности осуществляет самоуправление и самоконтроль.

4. Обычный человек при соответствующих услови­ях не только способен научиться принимать на себя ответ­ственность, но и ищет возможности проявить свои способ­ности.

Соответственно менеджмент в теории «У» играет каче­ственно иную роль: его задача — интегрировать (объединять), создавать комплекс условий, соответствующих развитию интеллектуальных способностей человека. При таких усло­виях есть гарантия эффективности его труда.

Существенный вклад в развитие науки об управлении внесли разработчики теории иерархичных многоуровневых систем Н. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. Опираясь на принципы системного подхода, согласно которому ни одно действие не осуществляется в изоляции от других, они выде­лили три основных уровня функционирования управляющих систем. Эти уровни таковы: 1) одноуровневые и одноцелевые управляющие системы; 2) одноуровневые многоцелевые; 3) многоуровневые многоцелевые управляющие системы. Из них наиболее сложными являются последние. Многоуровне­вые и многоцелевые системы представляют из себя иерархи-ческие управленческие системы, каждая из которых включает ряд или множество структурных компонентов и соответст­вующих уровней управления. Такая система (например, крупная фирма, корпорация и т.п.) обычно имеет настолько большой объем управленческой деятельности, что она должна быть распределена как по содержанию, так и по уровням управления. Одна из форм распределения управ­ленческой деятельности носит горизонтальный характер, при котором осуществляется расстановка конкретных руко­водителей во главе отдельных подразделений. Например, во главе крупной фирмы действует президент, а ему подчинены директор по производству, директор по маркетингу, финансо­вый директор и т.п., каждый из которых осуществляет различ­ные по содержанию управленческие функции, но на одном уровне (по объему прав, ответственности, средствам распоря­дительности и т.п.) управления. Однако для успешного функ­ционирования крупного предприятия, фирмы горизонтальная управленческая деятельность должна быть дополнена вер­тикальной дифференциацией. Сущность ее заключается в том, что некоторым руководителям высшего управленческо­го уровня приходится координировать работу других руко­водителей, находящихся на более низких уровнях управле­ния, тем — руководителей еще более низкого иерархического уровня управления, пока, наконец, распределение управлен­ческих функций не дойдет до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — испол­нителей, людей, физически производящих определенную продукцию; рабочих: литейщиков, станочников, ремонтни­ков и т.д. Такое вертикальное разветвление управленческого труда образует определенную, иногда весьма сложную иерархизированную систему уровней управления в сложных многоуровневых и многоцелевых социальных системах.

В последние годы в теории управления наряду с сис­темным подходом используется ситуативный подход. В его разработку существенный вклад внесли Д. Вудворд, Ф. Лутанс, П. Лоуренс и др. В основе этого подхода находится концепция, утверждающая, что оптимальное и эффективное управление организацией возможно только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: учет стоящей перед организаций задачи, технического оснащения, внутренних переменных (потребности персонала) и внешних переменных (внешнее окружение).

Управление должно осуществляться с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находится данная система в данное время. Таким образом, в ней речь идет об управлении, осуществляемом в конкретной ситуации, поскольку общие принципы управления должны применяться по-разному в различных организациях и только тогда они будут способствовать более эффективному дости­жению целей организации.

Новейшие управленческие концепции — системная и ситуационная представляют собой по существу вместо преж­них претензий найти самый эффективный, пригодный для всех случаев жизни способ управления, попытку интегриро­вать отдельные, более эффективно действующие компоненты исторически предшествующих школ управления путем соче­тания определенных приемов с учетом изменяющихся обстоя­тельств. Нет одного самого лучшего способа планирования, нет одного самого лучшего способа руководства, нет одного самого лучшего способа организации группы для совместных действий, нет им одного самого лучшего способа контроля за деятельностью организации. Чтобы эффективно управлять, желательно знать все (по крайней мере — большинство) сущест­вующие способы, уметь применять каждый из них в совершен­но конкретном месте и в совершенно конкретной ситуации. Наилучшие методы управления можно выбрать и осуществить только после того, как ознакомишься с конкретными обстоя­тельствами, в которых придется действовать.

Контрольные вопросы

  1. В чем особенности донаучного этапа развития управленческой мысли?
  2. Каких представителей донаучного этапа развития управленческой мысли вы знаете?
  3. Охарактеризуйте теоретические предпосылки и исторические условия возникновения научной школы управления?
  4. Кто является отцом «научного менеджмента»?
  5. В суть концепций «достигающего рабочего» и «достигающего руководителя» Ф. Тэйлора?
  6. Какие принципы управления предложил А. Файоль?
  7. Каковы особенности «идеального типа бюрократии» М Вебера?
  8. В чем заключается важность выводов Э Мэйо?
  9. Какую роль играет теория потребностей А. Маслоу в управлении?
  10. Чем отличаются стили управления, выделенные Д. Макгрегором?
  11. В чем достоинства системного и ситуативного подходов к управлению?

Литература:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998. Гл.32. Социальное управление.

2. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. М., 1985.

3. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная нау­ка. М., 1989. Кн. 1 и 2.

4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М., 2001. Глава 1.

5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Изд-во МГТУ, 1998. – 331 с.

6. История менеджмента. Учебное пособие. / Под ред. Д.В. Валового. М, 1997.

7. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М., 1999. Глава 1.

8. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуативный анализ управленческих функций. М., 1981. Т. 1, 2.

9. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмен­та. М., 1992. Гл. 2. Эволюция управленческой мысли.

11. Тэйлор Ф. Научная организация труда. // Управление- это наука и искусство. М., 1992.

12. Файоль А. Общее и промышленное управление // Там же.

1Файоль А. Общее и промышленное управление // Управление – это наука и искусство. – М., 1992. – С. 42.

24