«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
-
-
-
-
-
УТВЕРЖДАЮ
Ректор (Первый проректор) учреждения образования
«Барановичский государственный университет»
________________________________________
«_____» ____________________ 20______ года
Регистрационный № УД — __________ /____ гос.
-
-
-
-
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Программа государственного экзамена для студентов специальностей:
1-01 01 02 Дошкольное образование.
Дополнительная специальность:
1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология;
1-01 01 02 Дошкольное образование.
Дополнительная специальность:
1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)
Барановичи
РИО БарГУ
2013
С О С Т А В И Т Е Л И:
С. В. Кондратюк — старший преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»;
Н. Г. Кузьменкова — преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»;
В. А. Кулинкович — преподаватель кафедры психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Н. А. Бужинская, заведующий ГУСО «Специальный детский сад № 45 г. Барановичи»;
И. Е. Валитова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития учреждения образования «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина».
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой дошкольного образования (протокол № 4 от 23 ноября 2012 г.);
научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет» (протокол № _____ от _________________ 2013 г.).
Ответственный за редакцию Н. Г. Дубешко
Ответственный за выпуск Е. Г. Хохол
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………… |
4 |
|
|
1 Требования к компетенциям выпускников…………………………….……………… |
5 |
|
|
2 Содержание учебного материала…………………………………………………… |
7 |
Часть 1 «Дошкольная педагогика»………………………………………………. |
7 |
Часть 2 «Детская психология»…………………………………………………… |
21 |
|
|
3 Информационно-методическая часть…….……………………………………….. |
32 |
3.1. Список источников…………………………………………………………… |
32 |
3.2 Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов по дисциплинам государственного экзамена «Дошкольная педагогика и детская психология»…………………………………………………………………………………. |
36 |
3.3 Примерный перечень вопросов к государственному экзамену «Дошкольная педагогика и детская психология»………………………………………………… |
38 |
|
Пояснительная записка
- Цель и задачи государственного экзамена
Государственный экзамен включает дисциплину «Дошкольная педагогика» и раздел «Детская психология» дисциплины «Возрастная и педагогическая психология». Программа состоит из пояснительной записки, содержания учебного материала, который представлен в двух частях, в соответствии с дисциплинами, включёнными в государственный экзамен, списка литературы. Программа предназначена для организации и проведения итогового контроля знаний студентов выпускных курсов факультета педагогики и психологии дневной и заочной форм получения высшего образования специальностей 1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность: 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология;1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность: 1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский).
С целью системного изложения теоретического материала по названным дисциплинам был структурирован учебный материал для систематизации и уточнению знаний в процессе подготовки к государственному экзамену, определены учебные и методические пособия.
Цель экзамена — установить соответствие знаний по дошкольной педагогике и разделу «Детская психология» дисциплины «Возрастная и педагогическая психология» требованиям образовательного стандарта ОСРБ 1-01 01 02 — 2008.
Задачи:
- определить степень сформированности владения научно-теоретическими знаниями по дисциплинам;
- выявить усвоение базовых педагогических и психологических понятий и категорий;
- выявить степень владения системой методических знаний организации практической деятельности;
- определить сформированность социально-личностных компетенций значимых в профессиональной деятельности.
Государственный экзамен проводится в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным в установленном порядке. Экзамен принимается комиссией в составе председателя и членов экзаменационной комиссии — ведущих преподавателей. Ответы студентов оцениваются в соответствии с критериями оценивания результатов государственного экзамена.
Структура билета государственного экзамена
Билет включает два вопроса по разным дисциплинам — дошкольная педагогика и детская психология
1 Требования к компетенциям выпускников
На экзамене студент должен показать следующие академические (АК), социально-личностные (СЛК) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные в нормативном документе ОСРБ 1-01 01 02 — 2008 Образовательный стандарт. Высшее образование.
АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Уметь работать самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень.
АК-7. Уметь соотносить понятийный аппарат изучаемой дисциплины с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности.
СЛК-1. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-2. Уметь работать в коллективе.
СЛК-3. Обладать способностью саморазвития и самосовершенствования.
СЛК-5. Уметь поддерживать и развивать благоприятную социально-психологическую обстановку в трудовом коллективе.
ПК-1. Владеть системой знаний о сфере образования и современных направлениях развития психолого-педагогических наук и их методах.
ПК-2. Знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;
ПК-3. Использовать различные методы, средства, формы обучения, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей, применять современные технические средства обучения;
ПК-4. Уметь проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, разрабатывать учебно-программную документацию;
ПК-5. Планировать, организовывать и вести воспитательную работу;
ПК-6. Использовать различные методы, средства и формы воспитания, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей;
ПК-7. Владеть эффективными способами коммуникаций с воспитанниками, родителями, представителями общественных организаций;
ПК-8. Основами разработки учебно-программной документации и использования содержания обучения и воспитания;
Для подтверждения приобретённых компетенций в ходе экзамена студент должен:
знать:
- особенности ребёнка раннего и дошкольного возраста;
- цель, задачи, содержание и формы воспитательно-образовательной работы в современном учреждении дошкольного образования;
- принципы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, условия оптимизации сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи;
- основные движущие силы, принципы и факторы психического развития;
- общие закономерности и механизмы развития психики ребенка;
- методы исследования, применяемые в детской психологии;
- методы актуализации и развития познавательной деятельности;
- основные возрастные закономерности и новообразования, возникающие на том или ином возрастном этапе.
уметь:
- творчески применять воспитательные и образовательные технологии в процессе педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в разных типах дошкольных учреждений;
- составлять перспективный и календарный планы воспитательно-образовательной работы с детьми на основе действующей образовательной программы;
- изучать возрастные особенности развития психики;
- применять методы психологического анализа различных форм поведения и деятельности детей;
- учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности развития личности в работе с детьми,
- учитывать знание особенностей взаимодействия с целью оптимизации отношений в сфере «ребёнок—взрослый», «ребёнок—педагог»;
- адекватно оценивать и проектировать педагогическую деятельность.
2 Содержание учебного материала
Часть 1 дошкольная педагогика
Раздел 1 Основы дошкольной педагогики
Тема 1.1 Педагогика личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Социальная значимость профессии воспитателя
Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность. Специфика предмета, объекта труда. Способы осуществления педагогической деятельности, её мотивы и результат. Модели педагогической деятельности.
Общие и специальные профессионально значимые личностные качества педагога.
Функции педагога. Профессиональные умения.
Система профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.
Использование инноваций и современных технологий в профессиональной деятельности воспитателя.
Тема 1.2 Дошкольная педагогика как наука
Дошкольная педагогика — наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу. Предмет дошкольной педагогики, его своеобразие. Понятийный аппарат дошкольной педагогики. Задачи дошкольной педагогики.
Становление дошкольной педагогики, использование дошкольной педагогикой прогрессивных педагогических идей прошлого.
Источники развития дошкольной педагогики как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками, её место в системе педагогических наук.
Актуальные тенденции и инновационные процессы в дошкольной педагогике. Возрастающая роль дошкольной педагогики в современной педагогической теории и практике.
Тема 1.3 Методы научно-педагогического исследования
Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
Теоретические методы педагогического исследования.
Эмпирические методы педагогического исследования.
Использование математических и статистических методов в педагогическом исследовании.
Тема 1.4 Белорусская народная педагогика
Народная педагогика как первоисточник развития дошкольной педагогики.
Исторические традиции белорусской народной педагогики.
Основные принципы воспитания детей в этнопедагогике белорусского народа. Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике.
Тема 1.5 Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Факторы целостного развития ребёнка как субъекта детской деятельности. Необходимость учета возрастных особенностей в развитии личности. Возрастные периодизации в истории развития педагогической мысли. Современная педагогическая возрастная периодизация. Своеобразие периода раннего и дошкольного детства.
Учёт половых различий и индивидуальных особенностей в воспитании детей.
Тема 1.6 Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста
Понятие о цели воспитания. Идеальная и реальная цели воспитания. Объективный и субъективный характер цели воспитания. Концепции воспитания дошкольников.
Задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Тема 1.7 Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка
Понятие и сущность социально-правовой защиты детей.
Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.
Структура и содержание Конвенции о правах ребёнка, принятой и утвержденной Генеральной ассамблеей ООН (1989 г.).
Общее положение детей в Республике Беларусь.
Основные положения Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993 г.).
Законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь по вопросам прав детей.
Социальная защита детей-инвалидов, охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 1.8 Роль семьи в формировании ребёнка-дошкольника
Характеристика семьи как социального воспитательного института. Типы семей. Функции семьи. Воспитательный потенциал семьи, факторы, его определяющие. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания.
Типичные трудности и ошибки родителей.
Условия успешного семейного воспитания.
Структура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребёнка.
Различные стили семейного воспитания.
Современные исследования по проблемам семейного воспитания детей.
Тема 1.9 Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси
Зарождение общественного дошкольного воспитания в Беларуси в начале XIX века.
Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в советский период.
Функции общественного дошкольного воспитания. Основные направления реформирования системы общественного дошкольного воспитания в 90-е годы. Концепции развития общественного дошкольного воспитания.
Тема 1.10 Система дошкольного образования в Республике Беларусь
Дошкольное образование как педагогическая система, направленная на целостное, полноценное развитие и воспитание дошкольника, его подготовку к школе. «Закон об образовании в Республике Беларусь» о целях и задачах дошкольного образования. Гуманизация, демократизация и личностная направленность современного дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования в Республике Беларусь.
Общая характеристика содержания дошкольного образования, его вариативность.
Учреждения дошкольного образования разных типов и профилей. Психологическая, социальная, управленческая службы в системе дошкольного образования, их роль и функции.
Концепции построения предметно-развивающей образовательной среды в учреждении дошкольного образования. Помощь семье в выборе индивидуального образовательного маршрута для ребёнка.
Тема 1.11 Современное программное обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования
Программы воспитания и обучения в детском саду как документы, определяющие содержание образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Краткая история создания программных документов по дошкольному воспитанию, их значение для педагогической теории и практики.
Научные основы создания современных программных документов для дошкольных учреждений.
Национальная программа дошкольного образования «Пралеска», её отличительные особенности от других программ. Принципы построения и структура программы, характеристика её основных компонентов. Методическое обеспечение программы.
Характеристика вариативных белорусских образовательных программ.
Российские образовательные программы, их особенности.
Раздел 2 Педагогика детей раннего возраста
Тема 2.1 Становление и развитие педагогики раннего детства
Народная педагогика об особенностях воспитания детей в раннем детстве.
Особенности развития отечественной педагогики раннего детства в советский период. Педагогика раннего детства на современном этапе развития образования.
Цели, принципы и задачи образования детей в раннем детстве.
Педагогические методы.
Современные организационные формы образования в раннем детстве.
Тема 2.2 Особенности периода раннего детства и его значение
Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве. Взаимодействие педагога с детьми.
Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
Организация развивающей предметной среды.
Планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей.
Диагностика развития детей в образовательном процессе.
Организация совместной работы педагогов и семьи.
Современные программы воспитания детей раннего детства.
Тема 2.3 Воспитание и развитие ребёнка младенческого возраста
Задачи воспитания детей первого года жизни.
Общение со взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте.
Физическое воспитание и развитие ребёнка младенческого возраста.
Социальное воспитание и развитие.
Познавательное воспитание и развитие.
Эстетическое воспитание и развитие.
Общие показатели развития ребёнка к концу младенческого возраста.
Тема 2.4. Воспитание и развитие детей раннего возраста
Задачи воспитания детей раннего возраста. Физическое воспитание и развитие.
Развитие предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте.
Социально-личностное воспитание и развитие ребёнка. Познавательно-речевое воспитание и развитие. Развитие процессуальной игры. Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребёнка. Общие показатели развития ребёнка к концу раннего возраста.
Раздел 3 Воспитание здорового ребёнка-дошкольника
Тема 3.1 Теоретические основы физического воспитания дошкольников
Физическое воспитание как базис целостного развития детей дошкольного возраста. Основные понятия.
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание физического воспитания детей дошкольного возраста: воспитание гигиенической культуры и основ здорового образа жизни, валеологическое просвещение дошкольников, овладение двигательной культурой.
Основные средства физического воспитания дошкольников.
Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в Республике Беларусь.
Инновационные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Тема 3.2 Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
Значение формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание.
Условия формирования здорового образа жизни у детей: создание здоровьесберегающей физкультурно-оздоровительной среды, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, коррекционная работа с детьми, сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Раздел 4 Воспитание личности дошкольника в деятельности
Тема 4.1 Теоретические основы игры
Игра в истории человечества. Характеристика игровой деятельности. Структура игры как деятельности. Педагогическая характеристика игры. Игра как средство воспитания и как форма организации жизни и деятельности детей. Разнообразие детских игр. Разные подходы к их классификации: по педагогическому значению, в зависимости от отражаемых сфер человеческой деятельности, по степени проявления самостоятельности и творчества детьми.
Современные классификации детских игр. Своеобразие каждого вида игр, их сходство и различие.
Тема 4.2 Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая, творческая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Закономерности возникновения сюжетно-ролевой игры, основные этапы её развития (Д. Б. Эльконин).
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль.
Современные научные подходы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми.
Тема 4.3 Режиссёрская игра
Сущность режиссерской игры, её значение для социального развития дошкольника, для удовлетворения потребностей и интересов каждого ребёнка.
Возникновение и развитие режиссёрской игры, её особенности. Взаимосвязь режиссёрской и сюжетно-ролевой игры.
Педагогические условия развития режиссёрских игр.
Тема 4.4 Конструктивно-строительная игра
Особенности конструктивно-строительных игр, связь их с трудом, сюжетно-ролевыми играми. Влияние конструктивно-строительных игр на развитие личности ребёнка-дошкольника.
Педагогическое наследие Е. А. Флёриной, З. В. Лиштван по проблеме конструктивно-строительных игр дошкольников. Условия развития конструктивно-строительных игр.
Методика руководства конструктивно-строительными играми в разных возрастных группах детского сада.
Тема 4.5 Театрализованные игры
Характеристика театрализованных игр, их значение для развития индивидуальности, творческих способностей детей и их положительных взаимоотношений.
Виды театрализованных игр, их характеристика.
Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников.
Тема 4.6 Дидактическая игра
Значение дидактической игры для развития дошкольника.
Структура и характеристика компонентов дидактической игры. Виды дидактических игр, их характеристика и значение.
Особенности руководства дидактическими играми в разных возрастных группах.
Тема 4.7 Игрушка
Характеристика игрушки, её значение для развития ребёнка. Образовательная и воспитательная ценность игрушки.
История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушке.
Основные виды игрушек, их значение.
Методика внесения игрушек и игры с ними в разных возрастных группах детского сада.
Тема 4.8 Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности
Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, психологические предпосылки её освоения и развития.
Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Тема 4.9 Организация труда детей в дошкольном учреждении
Виды труда детей. Содержание и воспитательное значение каждого вида труда.
Формы организации трудовой деятельности детей.
Условия организации труда дошкольников.
Тема 4.10 Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения
Общение как деятельность. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Средства общения.
Общение со взрослыми и сверстниками. Критерии общения.
Роль педагогического общения в создании оптимальных условий для развития личности ребенка. Функции педагогического общения. Стили общения педагога с детьми. Технология педагогического общения.
Раздел 5
Интеллектуально-познавательное воспитание и развитие дошкольников
Тема 5.1 Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания
Роль интеллектуально-познавательного воспитания в системе целостного развития дошкольника.
Основные понятия. Задачи интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников.
Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
Основные виды деятельности детей как средства интеллектуально-познавательного воспитания и развития.
Тема 5.2 Сенсорное воспитание
Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников.
Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ.
Задачи сенсорного воспитания.
Содержание сенсорного воспитания.
Этапы и методика сенсорного воспитания дошкольников.
Тема 5.3 Дошкольная дидактика
Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития, его сущность.
Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста.
Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
Модели обучения, особенности их реализации и эффективность.
Типы обучения дошкольников, технология их осуществления.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста. Разные подходы к классификации методов.
Формы организации обучения дошкольников.
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Новые подходы к организации обучения детей в условиях дошкольного учреждения.
Раздел 6
Социально-нравственное воспитание и развитие дошкольников
Тема 6.1 Теоретические основы социально-нравственного воспитания
Основные понятия. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников.
Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания.
Задачи социально-нравственного воспитания и развития дошкольников.
Средства социально-нравственного воспитания дошкольников.
Классификация и характеристика методов социально-нравственного воспитания дошкольников.
Тема 6.2 Воспитание гуманности
Основные понятия. Сущность формирования у дошкольников гуманного отношения к людям: воспитание сопереживания, сочувствия, эмпатии, отзывчивости, доброты. Роль различных видов деятельности в формировании гуманности у детей. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп дошкольного учреждения.
Тема 6.3 Воспитание нравственно-волевых качеств характера
Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста.
Значение воли для воспитания нравственных качеств личности ребенка.
Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления.
Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры её предупреждения.
Воспитание скромности у детей.
Капризы и упрямство детей, их причины. Педагогические условия предотвращения капризов и упрямства. Методы перевоспитания капризных и упрямых детей.
Тема 6.4 Воспитание коллективизма
Основные понятия. Воспитание коллективизма как условие успешной социализации ребёнка.
Своеобразие коллектива дошкольников, этапы его развития. Средства сплочения детского коллектива. Руководство коллективными взаимоотношениями детей. Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста. Конфликты между детьми, их причины.
Сущность индивидуального подхода к ребёнку. Условия и этапы его осуществления.
Тема 6.5 Воспитание культуры поведения
Понятие «культуры поведения дошкольников». Содержание культуры поведения детей. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием.
Условия воспитания культуры поведения у дошкольников.
Методика воспитания культуры поведения у детей разных возрастных групп.
Современные исследования и программы по проблемам воспитания культуры поведения и по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Тема 6.6 Формирование качеств мужественности и женственности
Актуальность проблемы формирования у дошкольников качеств мужественности и женственности. Физические и психологические отличия детей разного пола. Задачи и содержание работы педагога по формированию у детей качеств мужественности и женственности.
Роль семьи в воспитании детей разного пола.
Психолого-педагогические исследования проблемы формирования у детей разного пола качеств мужественности и женственности.
Тема 6.7 Воспитание начал патриотизма и гражданственности
Актуальность данной проблемы на современном этапе, сложность её решения. Основные понятия. Своеобразие проявления начал патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников. Пути, средства и методы патриотического воспитания.
Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
Задачи и содержание работы по воспитанию у детей уважения к людям других национальностей. Пути, средства и методы воспитания детей.
Тема 6.8 Основы экономического воспитания дошкольников
Актуальность проблемы экономического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Нравственно-трудовое воспитание как фундамент экономического воспитания дошкольников.
Цель экономического воспитания детей. Задачи экономического воспитания дошкольников. Структура и содержание программы «Дошкольник и …экономика» (А. Д. Шатова).
Современные исследования и парциальные программы экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Раздел 7 Эстетическое и художественное воспитание дошкольников
Тема 7.1 Теоретические основы эстетического воспитания
Эстетическое воспитание в системе целостного развития дошкольника. Основные понятия. Своеобразие эстетического восприятия и эстетических переживаний дошкольников.
Основные принципы эстетического воспитания.
Задачи эстетического воспитания дошкольников.
Средства эстетического воспитания дошкольников.
Методы эстетического воспитания дошкольников. Формы организации эстетического воспитания детей в дошкольном учреждении.
Тема 7.2 Формирование художественно-творческих способностей
Проблема детского творчества. Своеобразие детского художественного творчества, основные пути его развития. Диагностика уровня развития умений и творческих способностей детей.
Влияние различных видов детской художественной деятельности на разностороннее развитие ребёнка. Индивидуальная работа с детьми разного уровня развития творческих способностей.
Вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников (кружки, художественные студии, эстетические центры и др.).
Инновационные программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Раздел 8 Учреждение дошкольного образования, семья, школа
Тема 8.1 Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования
Определение понятия «образовательный процесс». Характеристика и этапы образовательного процесса.
Проблема построения образовательного процесса в истории дошкольной педагогики.
Принципы построения образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования.
Зависимость характера организации образовательного процесса от типа учреждении дошкольного образования.
Модели построения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Роль взрослого в образовательном процессе учреждении дошкольного образования (партнёр, организатор).
Приобщение родителей к организации жизни и воспитанию детей в учреждении дошкольного образования.
Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования в первой и второй половине дня.
Организация образовательного процесса в разновозрастной группе.
Разновозрастное комплектование групп в учреждении дошкольного образования, его преимущества.
Воспитание культуры поведения, создание необходимых условий. Особенности руководства играми детей в разновозрастных группах. Своеобразие трудового воспитания. Организация физического воспитания. Художественная деятельность в разновозрастной группе.
Обучение детей в разновозрастной группе.
Тема 8.2 Планирование образовательного процесса
Значение планирования образовательного процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей. Содержание планирования. Планирование образовательной работы в учреждении дошкольного образования на основе программы «Пралеска». Возможность использования вариативных программ.
Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду.
Планирование образовательной работы в группах разновозрастного состава, его специфика.
Анализ воспитателем образовательной работы и его значение для успешного решения задач воспитания и обучения дошкольников.
Тема 8.3 Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в воспитании детей
Задачи сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьёй.
Изучение семьи — предпосылка сотрудничества с семьёй. Методы изучения семьи.
Причины, препятствующие взаимодействию педагога с родителями.
Принципы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй. Условия оптимизации сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьёй.
Формы взаимодействия с родителями.
Современные научные исследования по проблемам взаимодействия детского сада и семьи.
Тема 8.4 Готовность детей к школьному обучению
Актуальность проблемы готовности детей к обучению в школе. Определение понятий «готовность детей к школе» и «подготовка детей к школе». Структура готовности к школе, взаимосвязь различных аспектов готовности к школе.
Государственный стандарт дошкольного образования в Республике Беларусь. Показатели готовности детей к школе.
Оптимизация воспитания и развития детей в разных возрастных группах как общее условие совершенствования готовности к школе. Специфическая роль группы «Фантазёры» в подготовке детей к школе.
Тема 8.5 Преемственность между дошкольным и начальным образованием
Актуальность проблемы преемственности в работе учреждения дошкольного образования и школы. Сущность преемственности между дошкольным и начальным образованием. Особенности социально-психологической позиции школьника. Неподготовленность к школе как фактор, препятствующий успешной адаптации ребёнка к школе.
Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования.
Преемственность в содержании, формах и методах образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы.
Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы.
Часть 2 детская психология
Раздел 1 Общие вопросы теории психического развития
Тема 1.1 Предмет и задачи детской психологии
Генетическая, возрастная и детская психология как отрасли психологической науки, изучающие особенности и закономерности психического развития в онтогенезе.
Детская психология как наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребёнка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства. Продолжительность современного человеческого детства. Проблема границ детства. Парадоксы детства.
Детская психология как раздел возрастной психологии. Взаимосвязь детской психологии с другими науками: биологией, генетикой и физиологией развития; этологией; культурной антропологией и этнологией; педагогикой и частными методиками; социологией и социальная психологией; общей и педагогической психологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.
Тема 1.2 История становления детской психологии
Внутренние задачи науки и основные периоды истории детской психологии. Донаучный этап в становлении детской психологии. Проблема воспитания ребёнка в психологических учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения.
Исследование психического развития детей в Новое время. Выделение возрастной и детской психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Предпосылки становления возрастной и детской психологии. Работа В. Прейера «Душа ребёнка».
Развитие детской психологии в первые десятилетия XX века: идеи С. Холла и его концепция педологии, основные теории детского развития первой трети XX века.
Развитие возрастной и детской психологии в России: становление возрастной и детской психологии в начале XX века в России, формирование и развитие советской возрастной психологии, развитие возрастной и детской психологии в 50—60-е годы.
Основные направления изучения развития человека в Беларуси.
Тема 1.3 Методология и методы детской психологии
Методологические принципы изучения психологии ребёнка: единство сознания и деятельности, генетического подхода, детерминизма и др.
Основные стратегии построения исследования в детской психологии: исследование путем «поперечных срезов», «продольное изучение» и изучение развития отдельных сторон психики в процессе их формирования.
Методы изучения психики ребенка. Метод наблюдения. Общие положения. Планирование и проведение наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения. Опросные методы. Беседа: особенности ведения клинической беседы. Проективные беседы. Письменный опрос. Стандартизированные тесты. Общая характеристика метода тестов. Тестирование в детской психологии. Метод эксперимента. Общая характеристика психологического эксперимента. Эксперимент в детской психологии. Специфика использования лабораторного, естественного и формирующего эксперимента. Построение формирующего эксперимента. Проективные методы. Общая характеристика проективных методов. Проективные методы в детской психологии. Изучение продуктов деятельности личности. Общая характеристика метода и применение его в детской психологии. Близнецовый метод исследования фактов, влияющих на вариативность индивидуальных различий. Изучение пренатального и постнатального развития близнецов. Социометрические методы. Общая характеристика социометрических методов. Социометрические методы в детской психологии.
Практические трудности проведения эмпирических исследований в детской психологии. Этические проблемы исследования детей.
Тема 1.4 Факторы и закономерности психического развития ребёнка
Предпосылки и условия психического развития. Наследственные особенности, природные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития.
Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребёнка. Л. С. Выготский о влиянии среды через переживания ребёнка. Психическое развитие как процесс приобщения ребёнка к миру человеческой культуры.
Психическая активность ребёнка, взаимодействие ребёнка со средой — важнейшие условия его развития, формирования у него специфически человеческих свойств.
Неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность-конвергентность как основные закономерности развития.
Тема 1.5 Анализ теорий психического развития
Общая характеристика биологизаторских концепций развития психики. Ранние теории созревания. Теория трёх ступеней развития К. Бюлера. Ортогенетическая концепция Х. Вернера. Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции).
Нормативный подход к исследованию развития (теории А. Гезелла, Л. Термена).
Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна.
Общая характеристика социологизаторских концепций развития психики. Ранние бихевиористические трактовки (Э. Дюркгейм, П. Жане и др.).
Теории научения (И. П. Павлов, Э. Торндайк, К. Халл).
Взгляды Б. Скиннера. Теория развития С. Бижу и Д. Баера. Отход от классического бихевиоризма (теория Р. Сирса).
А. Бандура и теория социального научения.
Классический психоанализ З. Фрейда и его трактовка стадий развития. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона. Формирование детского психоанализа. Развитие концепций З. Фрейда в работах А. Фрейд, М. Клейн.
Экспериментальные исследования детского мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже. Взгляды на развитие интеллекта Дж. Брунера. Теория морального развития Л. Колберга.
Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Основные понятия теории. Механизм интериоризации психической функции. Деление возрастной шкалы на периоды через кризисы. Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности. Понятие ведущего вида деятельности. Основные виды деятельности, периодизация развития психики Д. Б. Эльконина. Циклический принцип построения системы возрастов. Модель развития М. И. Лисиной. Потребность общения — ведущий вид потребностей. Мотивы, цели и средства деятельности общения. Характеристика форм общения. Формы общения у детей от рождения до семи лет. Модель развития личности Л. И. Божович. Внешние и внутренние условия в понятии социальной ситуации развития. Центральное новообразование и потребности в понятии личностного новообразования. Периодизация Л. И. Божович.
Тема 1.6 Возрастные кризисы психического развития
Общая характеристика возраста, физическое и психическое Развитие. Календарный возраст и уровень психического развития. Понятие о кризисах психического развития (Э. Эриксон, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.).
Л. С. Выготский о периодах развития. Сензитивный, литический и критический периоды. Возрастные кризисы психического развития в детстве. Кризис новорожденности: внутренний и внешний факторы. Кризис одного года: причины и симптомы. Кризис трёх лет: причины и симптомы. Кризис семи лет. Обобщение переживаний как основа симптомов. Кризис 13-ти лет как кризис завершения эпохи детства.
Раздел 2 Психологические особенности развития ребёнка в младенчестве и раннем детстве Тема 2.1 Пренатальный период и рождение
Морфологические предпосылки возникновения эмоционально-чувственной сферы ребёнка. Гомеостатический механизм как материальная основа физиологии эмоций. Физиологическое развитие плода с момента зачатия до четырёх месяцев внутриутробного периода. Эмоциональная реакция как основа переживания в последующих возрастах психического развития. Оценочная природа аффективной сферы человека.
Развитие нервной системы в период внутриутробного развития. Рецепторы к моменту рождения. Влияние среды на пренатальное развитие. Психологическая связь плода с матерью. Влияние образа жизни матери на психическое развитие плода. Проблемы перенатальной психологии и педагогики.
Психологический аспект рождения. Проблема психологической родовой травмы и базового доверия ребёнка к миру.
Тема 2.2 Новорожденность
Общепсихологическая характеристика новорожденности. Новорожденность как критический период. Границы возраста. Психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение. Центральное новообразование возраста. Другие новообразования новорожденности. Особенности психической жизни новорожденного. Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребёнком.
Тема 2.3 Период младенчества
Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества. Границы возраста. Кризис первого года жизни. Социальная ситуация развития. «Комплекс оживления» и его значение.
Дознаковый характер психического развития в младенческом возрасте. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития внимания, памяти, мышления. Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца. Развитие зрительной, слуховой и кожной чувствительности. Избирательность восприятия. Узнавание близких, как предпосылка развития социальной перцепции.
Развитие движений рук: хватательные движения, неспецифическое и специфическое предметное манипулирование. Переход от внешних ориентировочных действий руки к более сложным и точным движениям рук и пальцев. Роль зрительного контроля за движением руки в развитии зрительно-двигательной координации. Влияние манипулирования на формирование двигательных навыков и развитие интеллекта ребёнка.
Овладение передвижением в пространстве. Овладение прямохождением и его значение для психического развития ребёнка.
Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца в контексте онтогенеза общения (М. И. Лисина, Н. Н. Авдеева).
Госпитализм как следствие депривации общения.
Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. Формирование предпосылок развития речи. Подготовительные этапы в развитии речи: гукание, гуление, лепет, понимание речи взрослых, появление первых слов младенца. Особенности эмоциональной жизни младенца.
Тема 2.4 Психическое развитие в раннем возрасте
Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Понятие «знака» — центральное понятие раннего возраста. Использование пары «действие—жест» для понимания развития знаковой системы. Становление речи — основное новообразование раннего возраста.
Социальная ситуация развития и общие условия психического развития ребенка в период раннего детства. Ведущий вид деятельности в раннем детстве. Основные линии психического развития. Основные новообразования раннего детства. Кризис трёх лет.
Развитие моторной сферы ребёнка. Формирование предметной деятельности. Развитие речи и активного говорения.
Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения ребёнка в раннем детстве. Умственное развитие в раннем возрасте.
Становление элементов самосознания. Развитие эмоциональной сферы ребенка в раннем возрасте. Формирование элементов нравственного поведения.
Развитие общения с детьми и взрослыми. Роль делового общения с взрослыми в овладении ребёнком предметно-практической деятельностью.
Раздел 3 Особенности психического развития детей в дошкольном детстве
Тема 3.1 Общая характеристика развития ребёнка в дошкольном детстве
Традиционные взгляды на дошкольный возраст. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному возрасту: переход от рядоположенности к иерархическому построению двух видов замещения в функциональной системе. Социальная ситуация и общие условия психического развития дошкольников. Характеристика психических новообразований дошкольного возраста.
Тема 3.2 Сенсорное развитие дошкольников.
Развитие отдельных видов ощущений и восприятия у детей дошкольного возраста: развитие дифференцированной чувствительности, освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий, развитие восприятия пространства, времени и движения; восприятие картинки, рисунка, художественных произведений; восприятие музыки, литературных произведений различных жанров. Восприятие ребёнком человека, развитие социальной перцепции как способности воспринимать и оценивать отношения со сверстниками и другими людьми.
Тема 3.3 Развитие внимания в дошкольном возрасте.
Возрастные особенности внимания детей. Развитие свойств внимания у детей. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности.
Формирование устойчивости и сосредоточенности внимания. Пути и средства организации и поддержания внимания детей разного возраста. Взаимосвязь внимания и других психических процессов у детей.
Тема 3.4 Развитие памяти в дошкольном возрасте.
Особенности мнемической деятельности детей дошкольного возраста. Развитие представлений как основы образной памяти. Переход от непроизвольной памяти к произвольной, выделение цели запомнить.
Воспитание произвольной логической памяти у дошкольников, целенаправленное формирование приёмов логического запоминания.
Тема 3.5 Развитие мышления в дошкольном возрасте.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Психологическая характеристика наглядно-образного и наглядно-схематического мышления у детей. Детское экспериментирование как особый тип мышления, развивающийся в дошкольный период. Логическое мышление как основная форма интеллектуальной деятельности к концу дошкольного возраста.
Формы обобщения опыта у дошкольников. Формирование простейших форм рассуждений. Освоение приёмов опосредования, схематизации, наглядного моделирования.
Тема 3.6 Развитие воображения в дошкольном детстве.
Зависимость воображения от опыта ребёнка. Особенности воображения дошкольников: наглядность, подвижность, изменчивость фантастических образов, яркая эмоциональная окраска. Познавательная и аффективная функции воображения дошкольников и их характеристика.
Освоение приемов создания образов воображения, приемов преобразования действительности: комбинирования, смещения признаков, преувеличения, преуменьшения, приписывания несвойственных качеств, превращения.
Пути развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Тема 3.7 Развитие речи у детей дошкольного возраста.
Становление речи в дошкольном возрасте. Освоение речи как основного механизма социализации. Развитие фонематического слуха. Развитие пассивного и активного словаря. Освоение словарного состава и грамматического строя языка. Осознание звукового состава слова. Словотворчество и формирование чувства языка.
Развитие форм и функций речи у дошкольников. Развитие обобщающей и планирующей функции речи. Роль речи в развитии познавательных процессов.
Тема 3.8 Развитие личности дошкольника
Развитие самосознания, самооценки и уровня притязаний дошкольников.
Особенности эмоционального облика дошкольника. Возрастные особенности возникновения и протекания чувств. Условия развития высших чувств у детей. Социально-психологические условия развития эмоциональной сферы дошкольников.
Особенности развития волевого поведения. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста. Формирование произвольности поведения дошкольников. Подчинение волевого поведения нравственным установкам и этическим нормам.
Изменение иерархии мотивов, соподчинение мотивов.
Раздел 4
Развитие личностной индивидуальности в дошкольном детстве
Тема 4.1 Проявление темперамента и его развитие у детей
Развертывание темперамента в дошкольном возрасте. Возрастные закономерности созревания свойств нервной системы и формирования симптомокомплексов темперамента детей. Психологическая характеристика детей разных типов темперамента. Учёт типологических особенностей детей в учебно-воспитательной работе.
Становление черт характера в дошкольном возрасте.
Тема 4.2 Развитие способностей в дошкольном детстве.
Природа способностей и одарённости. Развитие у дошкольников практических и познавательных способностей. Развитие специальных способностей в дошкольном детстве. Проблема одарённости в детском возрасте в современных психологических исследованиях.
Тема 4.3 Межличностные отношения и общение в дошкольном возрасте
Развитие психики ребёнка в условиях совместной деятельности общения. Специфика межличностных отношений у дошкольников.
Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Характеристики общения дошкольника со взрослым. Стили общения взрослого с ребёнком. Общение дошкольника со сверстниками. Становление детской субкультуры.
Раздел 5
Психологическая характеристика видов деятельности дошкольника
Тема 5.1 Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Анализ теорий детской игры. Социокультурные аспекты развития игры.
Структура детской игры: сюжет, содержание, роли, правила, игровые действия, игровой материал. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Современная классификация детских игр.
Влияние игры как ведущего вида деятельности на психическое развитие ребёнка.
Тема 5.2 Психологические особенности изобразительной деятельности дошкольников
Природа детского рисунка. Формирование предпосылок изобразительной деятельности.
Этапы развития изодеятельности. Каракули как средство развития штриховой деятельности. От каракулей к графическому образу.
Возникновение изобразительной функции рисования. Создание графического образа. Содержание детского рисунка. Функции детского рисунка. Специфические особенности рисунка детей дошкольного возраста.
Диагностические возможности детского рисунка.
Тема 5.3 Психологическая характеристика элементарной трудовой деятельности в период дошкольного детства
Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности. Становление собственно трудовой деятельности детей. Возникновение общественно значимых мотивов трудовой деятельности.
Представления о труде взрослых в структуре психологической подготовки детей к труду. Интерес к профессиональной деятельности взрослых.
Влияние трудовой деятельности детей на развитие их личности, эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Тема 5.4 Особенности начальных форм учебной деятельности в дошкольном возрасте
Общая характеристика учебной деятельности в детском возрасте. Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников.
Специфика учебной деятельности дошкольников. Условия развития учебной деятельности в детском возрасте. Освоение общих способов и умений, учебных действий. Связь учебной деятельности с игрой.
Основные уровни развития учебной деятельности детей.
Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства. Влияние игровой и учебной мотивации на успешность формирования элементов учебной деятельности дошкольников.
Раздел 6
Психологическая готовность детей к обучению в школе
Тема 6.1 Психологическая характеристика детей 6—7 лет
Социальная ситуация развития детей на седьмом году жизни. Психофизиологические особенности шестилеток. Психологическая характеристика переходного периода в развитии детей 6–7 лет. Ведущие новообразования личностного и психического развития шестилеток. Смена ведущего вида деятельности. Требования к детям, поступающим в школу.
Тема 6.2 Структура психологической готовности детей к обучению в школе
Кризис шести—семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение.
Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Психофизиологические параметры готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению: готовность познавательной сферы, личностная готовность, социально-психологическая готовность, готовность эмоционально-волевой сферы.
Раздел 7
Психология младшего школьника
Тема 7.1 Психологические проблемы адаптации детей к школе
Социально-психологические аспекты адаптации, уровни адаптации детей к школьному обучению. Причины дезадаптации. Психологическая характеристика неготовых к школе детей.
Проявление новых социальных потребностей ребёнка. Изменение системы интересов и мотивации поведения. Типы поведения первоклассников в новых условиях деятельности и общения.
Тема 7.2 Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Традиционные взгляды на младший школьный возраст. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Общие условия развития в младшем школьном возрасте.
Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте. Конкретное мышление как характеристика первой половины младшего школьного возраста. Появление абстрактного мышления во второй половине этого возраста.
Развитие личности младшего школьника. Формирование рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Становление характера младших школьников. Начальные формы рефлексии. Формирование самооценки. Особенности нравственного развития. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Формирование мотивационно-потребностной сферы.
Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.
Тема 7.3 Психологическая характеристика учебной деятельности как ведущего вида деятельности младшего школьника
Смена ведущего вида деятельности. Отношение младших школьников к игре. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности в целом как ведущей и основных её компонентов: учебной задачи, учебных действий, действия контроля (самоконтроля), действия оценки (самооценки учебных достижений).
3 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Список источников
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Основной
- Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Т. М. Бабунова. — Москва : ТЦ Сфера, 2007. — 204 с.
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. / Л. Р. Болотина [и др.] — М. : Академия, 1999. — 226 с.
- Брызгалова, А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А. Н. Брызгалова, М. А. Калиновская, Р. А. Туфкрео. — Минск : Юнипресс, 2006. — 175 с.
- Воспитать гражданина : учебное издание / сост. : Т. Е. Заводова, Ю. А. Лежнёва. — Минск : Красико-Принт, 2006. — 172 с.
- Дошкольная педагогика : Учебн. пособие для студентов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М. : Университетское. — 1988. — Ч. 1. — 245 с.
- Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М: Университетское. — 1988. — Ч. 2. — 254 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ сред. пед. учеб. заведений. — 2-е., перераб. и доп . / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М. : Академия. — 2000. — 414 с.
- Педагогика раннего детства / Г. Г. Григорьева [и др.] ; под ред. Г. Г. Григорьевой. — М. : Академия. — 2000. — 387 с.
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии : учебник / под ред. С. А. Смирнова. — Москва : Академия, 1999. — 510 с.
- Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М. Университетское. — 1989. — 255 с.
- Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении : Базисная программа и метод. реком. / А. И. Васильева [и др.]; под ред. Е. А. Панько. — 3-е изд. — Минск : НМЦентр, 2000. — 472 с.
Дополнительный
-
Буре, Р. С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников / Р. С. Буре // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. — 2006. — № 7. — С. 61—69.
- Буткевич, В. В. История педагогики / В. В. Буткевич. — Мозырь : «Белый Ветер», 2000. — 119 с.
- Варивода, В. С. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста / В. С. Варивода. — Мозырь : «Белый ветер», 2004. — 40 с.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер [и др.]; — М., 1988.
- Деркунская, В. А. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. А. Деркунская // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 4. — С 2—7.
- Дошкольная педагогика: самостоятельная работа студентов заочного отделения в межсессионный период : пособие для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» / Министерство образования Республики Беларусь (Минск), Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова (Могилев); сост.: О. О. Прокофьева, Н. Ю. Ясева. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 93 с.
- Дошкольное образование Готовность к школе. Образовательный стандарт. — Минск : 2001.
- Жолнерович, Н. Игрушка: её место и роль в воспитании ребёнка / Н. Жолнерович, М. Калиновская // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2007. — № 12. — С. 6—9.
- Кабина, И. В. Экономика для дошкольников / И. В. Кабина // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2008. — № 5. — С. 69—71.
- Короткова, Н. Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду / Н. Короткова // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2008. — № 5. — С. 2—5.
- Крюкова, В. В. Комплексно-тематическое планирование в ДОУ / В. В. Крюкова // Управление дошкольным образовательным учреждением : научно-практический журнал. — 2008. — № 8. — С. 8—23.
- Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Н. Курочкина. — М. : 2001.
- Наугольных, И. Р. Развивающие технологии в детском саду, или как вырастить почемучек / И. Р. Наугольных // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 8. — С. 18—19.
- Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. — Минск, 1991.
- Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие / О. В. Пастюк. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. — 198 с.
- Роль эстетического воспитания в формировании и развитии личности : Сб. науч. ст. / Редколл. : О. П. Котикова (отв. ред.), В. Я. Баклагина, М. А. Станчиц, Н. Н. Яковлева. — Минск : НИО, 2001.
- Сергиенко, Т. Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / Т. Е. Сергиенко // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 1. — С.59—62.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М. : Академия, 1999.
- Степанова, О. И. Гендерное воспитание дошкольников / О. И. Степанова, К. В. Токмакова // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 5. — С.75—79.
- Ходонович, Л. С. Ребенок. Игра. Творчество : Теоретические основы / Л. С. Ходонович // Акад. последиплом. образования. — 2-е изд. В 2 ч. Ч. 1. — Минск, 2004.
- Чмелева, Е. В. Дошкольная педагогика России конца XIX — начала XX в. / Е. В. Чмелева // Педагогика : Научно-педагогический журнал. — М., 2006. — № 10. — С. 74—83.
- Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — Москва, 1989.
- Ярмолинская, М. М. Теоретико-методические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи / М. М. Ярмолинская // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2008. — № 2. — С. 13—15.
Детская психология Основной
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М.,1997. — 704 с.
- Басов, М. Я. Иллюстрированная схема конкретных проявлений качественных особенностей психических функций в поведении ребёнка дошкольного возраста // Хрестоматия по возр. и пед. психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., 1980. — Ч. 1. — С. 18—23.
- Би, Х. Развитие ребенка / Х. Би. — СПб, 2004. — 768 с.
- Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // собр. соч. : в 6 т. Т. 4 : Детская психология. — М., 1984. — С. 376—385.
- Выготский, Л. С. Раннее детство / Л.С. Выготский // собр. соч. : в 6 т. Т. 4 : Детская психология. — М.,1984. — С. 340—367.
- Выготский, Л. С. Кризис первого года жизни / Л. С. Выготский // собр. соч. : в 6 т. Т. 4 : Детская психология. — М.,1984. — С. 318—339.
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций // Хрестоматия по психологии / под ред. А. В. Петровского. — М., 1977. — С. 361—365.
- Выготский, Л. С. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте/ Л. С. Выготский // собр. соч. : в 6 т. Т. 4 : Детская психология. — М.,1984. — С. 280—282.
- Выготский, Л. С. Кризис трех лет / Л. С. Выготский // собр. соч. : в 6 т. Т. 4 : Детская психология. — М.,1984. — С. 368—375.
- Выготский, Л. С. Период новорожденности / Л.С. Выготский // собр. соч.: в 6 т. Т. 4 : Детская психология. — М.,1984. — С. 269—280.
- Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.,1996. – 348 с.
- Карандашев, Ю.Н. Психология развития : учебное пособие. Ч. 1 : Введение / Ю. Н. Карандашев. — Минск,1997. — 240 с.
- Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. — Минск : Университетское, 1999.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб, 2005. — 940 с.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учебное пособие / И. Ю. Кулагина. — М. : Из-во УРАО, 1997. — 176 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М. : Педагогика, 1986. — 144 с.
- Маерс, Д. Внутриутробное развитие / Д. Майерс // Психология. — Минск, 1997.
- Марцинковская, Т. Д. История детской психологии : учебник для студ. пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. — М., 1998. — 272 с.
- Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. — М. : Просвещение, 1985. — 272 с.
- Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. — СПб. : Питер, 2003. — 640 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. — М., 1996. — 374 с.
- Пиаже, Ж. Как дети образуют математические понятия // Хрестоматия по психологии / под ред. А. В. Петровского. — М., 1977. — С. 379—385.
- Пиаже, Ж. Психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. — СПб. : Питер, 2003. — 160 с.
- Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
- Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учебное пособие / Е. Е. Сапогова. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
- Эльконин, Д. Б. Проблемы психологии игры / Д. Б. Эльконин // Избранные психол. труды. — М.,1989. — С. 326—351.
Дополнительный
- Авдеева, Н. Н. Вы и младенец / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. — М., 1991.
- Батуев, А. С. Возникновение психики в дородовый период : краткий обзор современных исследований / А. С. Батуев // Психологический журнал. — 2000. — № 6. — С. 51—56.
- Бондаренко, Е. А. О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст) / Е. А. Бондаренко. — Минск : Нар. асвета, 1974. — 128 с.
- Валитова, И. Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста : задачи и упражнения / И. Е. Валитова. — Минск, 1997. — 160 с.
- Возрастные особенности психического развития детей / под ред. М. И. Лисиной. — М., 1982.
- Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. — М.,1978. — 118 с.
- Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1992. — № 1–2.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии / под. ред. М. В. Гамезо. — М.,1982. — С. 44—58.
- Менчинская, Н. А. Развитие ребёнка от рождения до года (дневник бабушки) / Н. А. Менчинская // Вопросы психологии. — 1996. — № 3.
- Орлов, А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. — 1981. — № 1. — С. 147—155.
- Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже. — СПб., 1997.
- Поддьяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возр. и пед. психологии /под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.,1981. — Ч. 2. — С. 207—211.
- Смирнова, Е. О. Психология ребенка : От рождения до семи лет / Е. О. Смирнова. — М. : Школа-Пресс, 1997.
- Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития : пер. с англ. / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. — Екатеринбург : Деловая книга, 1998. — 528 с.
- Толстых, А. Возрасты жизни / А. Толстых. — М., 1988. — С. 165—221.
- Финькевич, Л. В. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов: республ. межведомств. научн. сборник / под ред. Б. А. Бенедиктова, Р. И. Водейко, Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского [и др.]. — Минск : Народная асвета, 1987. — Вып. 8. — С. 25—31.
3.2 Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов по дисциплинам государственного экзамена «Дошкольная педагогика и детская психология»
Оценка по 10-ти балльной шкале |
Критерии оценивания |
Основные критерии оценки по предмету |
|
10 |
Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы. Грамотное, логически правильное изложение ответа. Умение свободно ориентироваться в вопросах по изучаемой дисциплине, использовать научные достижения других теоретических дисциплин специального цикла. Полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине. |
9 |
Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы. Грамотное, логически правильное изложение ответа. Достаточно хорошая ориентация по всему курсу дисциплины (дополнительные вопросы). Полное усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине. |
8 |
Высокий уровень владения материалом: хорошие знания по всем поставленным вопросам в объёме учебной программы. Грамотное, логически правильное изложение ответа. Умение ориентироваться в принципиально важных теориях и концепциях по изучаемой дисциплине. |
7 |
Достаточно высокий уровень владения материалом: хорошие знания по всем поставленным вопросам в объёме учебной программы. Логически правильное изложение ответа. Умение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы. Усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине. |
6 |
Достаточный уровень владения материалом: хорошие знания по поставленным вопросам в объёме учебной программы. Логически правильное изложение ответа. Умение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы. Усвоение основной литературы по изучаемой дисциплине. |
5 |
Достаточные знания по поставленным вопросам в объёме учебной программы. Изложение ответа без ошибок (возможно, неполное). Умение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы (под руководством преподавателя). Усвоение основной литературы по изучаемой дисциплине. |
4 |
Достаточный объём знаний по поставленным вопросам в рамках образовательного стандарта специальности. Изложение ответа без существенных ошибок. Умение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы под руководством преподавателя. Фрагментарное усвоение основной литературы по изучаемой дисциплине. |
Продолжение табл.
Оценка по 10-ти балльной шкале |
Критерии оценивания |
Основные критерии оценки по предмету |
|
3 |
Фрагментарные знания по поставленным вопросам в рамках образовательного стандарта специальности. Изложение ответа с существенными ошибками (логическими и языковыми). Неумение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы. Знание части основной литературы по изучаемой дисциплине. |
2 |
Неудовлетворительные знания по поставленным вопросам в рамках образовательного стандарта специальности. Изложение ответа с существенными ошибками (логическими и языковыми). Неумение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы. Знание отдельных литературных источников, рекомендованных Программой по изучаемой дисциплине |
1 |
Отсутствие знаний или отказ от ответа |
3.3 Примерный перечень вопросов по дисциплинам государственного экзамена «дошкольная педагогика и детская психология» Дошкольная педагогика
-
Педагогика личности и деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования.
- Дошкольная педагогика — наука о воспитании детей от рождения до школы.
- Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Воспитание и развитие детей третьего года жизни.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Общая характеристика игровой деятельности дошкольников.
- Сюжетно-ролевая игра дошкольников.
- Конструктивно-строительная игра дошкольников.
- Театрализованные игры дошкольников.
- Дидактическая игра дошкольников.
- Педагогическое значение игрушки. Классификация игрушек.
- Воспитание и развитие дошкольников в труде.
- Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников.
- Сенсорное воспитание дошкольников.
- Дошкольная дидактика.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания.
- Воспитание культуры поведения дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у дошкольников.
- Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников.
- Организация и планирование педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Сотрудничество детского сада и семьи.
- Преемственность между дошкольным и начальным образованием.
- Методы обучения, их характеристика.
- Воспитание коллективизма.
Детская психология
- Предмет и задачи детской психологии.
- Краткая характеристика основных исторических периодов становления детской психологии.
- Методологические принципы и методы детской психологии.
- Факторы и закономерности психического развития ребёнка.
- Анализ теорий психического развития.
- Понятие о кризисе психического развития. Возрастные кризисы психического развития в детстве.
- Пренатальный период и рождение ребёнка. Развитие ребёнка в период новорожденности.
- Развитие ребёнка в младенчестве.
- Психическое развитие ребёнка в раннем детстве.
- Сенсорное развитие дошкольников.
- Развитие памяти в дошкольном возрасте.
- Развитие мышления в дошкольном возрасте.
- Развитие внимания в дошкольном возрасте.
- Развитие воображения в дошкольном возрасте.
- Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Развитие личности дошкольника.
- Становление темперамента и черт характера как индивидуально-психологических свойств личности дошкольника.
- Развитие способностей в дошкольном возрасте.
- Межличностные отношения и общение в дошкольном возрасте.
- Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Психологические особенности изобразительной деятельности дошкольников.
- Психологическая характеристика элементарной трудовой деятельности в период дошкольного детства.
- Особенности начальных форм учебной деятельности в дошкольном возрасте.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе. Проблема обучения детей с 6 лет.
- Психологические проблемы адаптации детей к школе.
Учебно-программная документация
Дошкольная педагогика и детская психология
Программа государственного экзамена для студентов специальностей:
1-01 01 02 Дошкольное образование.
Дополнительная специальность:
1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология;
1-01 01 02 Дошкольное образование.
Дополнительная специальность:
1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)
Составители:
С. В. Кондратюк, Н. Г. Кузьменкова, В. А. Кулинкович
Ответственный за выпуск Е. Г. Хохол
Подписано в печать
Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .
Заказ . Тираж 10 экз.
ЛИ 02330/0133468 от 09.02.2005
Издатель и полиграфическое исполнение:
учреждение образования
«Барановичский государственный университет»
225404, г. Барановичи, ул. Войкова, 21.
41