Учреждение образования 30

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Факультет непрерывного и дистанционного обучения

Специальность: программное обеспечение

информационных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«оСНОВЫ психологии и педагогики»

Коноплёва Андрея Петровича

Группа 801 021

Зачётная книжка 801 021−14

Электронный адрес: kanapan@gmail.com

Минск 2012

Вариант 4

Номера СЛС

Номера тестов

2, 3−1, 3−4, 4−2, 7−2, 9

1, 3−3, 4−3, 5, 7−3, 8

СЛС 2

Отражение — это общее свойство любых материальных объектов, которое характеризует их способность в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них объектов или явлений.

Физическое отражение — это самый распространённый и самый простой вид отражения. Оно свойственно всем материальным объектам, живым и неживым.

Биологическое отражение — это реакция живого организма физиологическими процессами, происходящими в нём на жизненно значимое воздействие Оно свойственно живым объектам: растениям, животным, человеку.

Психическое отражение — это способность организма реагировать не на непосредственно жизненно значимый раздражитель, а на другой, который сам по себе нейтрален, но несёт в себе информацию о присутствии жизненно значимого воздействия. Оно свойственно только человеку и животным.

Этапы эволюции психического отражения:

1. Элементарная чувствительность.

2. Предметное восприятие.

3. Отражение межпредметных связей.

Особенности психического отражения:

1. это самый сложный и наиболее развитый вид отражения.

2. оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что потом подтверждается практикой.

3. оно имеет активный характер, т. е. связано с поиском и отбором способов действий, адекватных условиям среды.

4. оно постоянно углубляется, совершенствуется и развивается в процессе деятельности.

5. оно субъективно, поскольку каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное, т. е. через человеческую индивидуальность.

6. оно носит опережающий характер, так как обеспечивает предвосхищение в деятельности и поведении человека.

Сознание- это высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции психики (сознания):

  1. формирование целей деятельности.
  2. предварительное мысленное построение действий.
  3. предвидение их результатов.

Уровни психики:

  1. сознательное.
  2. Бессознательное.

Психические явления- это постоянные регуляторы деятельности и поведения, возникающие в ответ на воздействия (раздражители), которые имеют место сейчас (ощущения, восприятия) или когда-то были в прошлом опыте (память, представления), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие деятельность (чувства, воля), обнаруживающие различия в поведении людей (темперамент, характер, направленность личности, способности, знания, умения).

Виды психических явлений:

  1. Психические процессы — это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют чёткое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
  2. Психические состояния — это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач.
  3. Психические свойства- это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
  4. Психические образования- это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта: знания, умения, навыки, а также различные психологические качества (интересы, стремления, установки, жизненные позиции и т. п.).

Слс 3−1

Личность — это социальное существо, включенное в систему общественных отношений и являющееся субъектом познания и активного преобразования действительности.

По А.В.Петровскому, личность — это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Особенности личности:

1. индивидуальность

2. психический склад

Свойства личности (её структура):

  1. Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в различном возрасте.
  2. Характер — это общее качество личности в целом, совокупность таких ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие.
  3. Направленность — это система устойчиво характеризующих человека побуждений: что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться.
  4. Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1. среда

2. наследственность

Потребность — это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования.

Потребности- это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Общие свойства потребностей:

1. конкретный содержательный характер потребности: конкретный предмет, деятельность, приносящая удовольствие и т. д.

2. более или менее ясное осознание данной потребности.

3. наличие хотя часто и слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск путей возможного удовлетворения потребности.

4. ослабление, а иногда и полное исчезновение вышеназванных состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее испытываемой потребности.

5. повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать.

Самосознание личности — это психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Функции самосознания:

1. самопознание

2. самоотношение

3. саморегуляция

Структура самосознания:

  1. Образ «я» — это относительно устойчивое, не всегда осознаваемое, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими
  2. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, когда у него нет для этого реальных оснований. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию.

Заниженная самооценка приводит к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказу от инициативы, безразличию, самобичеванию и тревожности.

  1. Уровень притязаний — это степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность.

Уровень притязаний формируется под влиянием:

1. стандарты успеха, существующие в социальных группах, к которым относится данная личность.

2. уровень самоуважения личности, включая самооценку.

3. прошлый опыт личности.

4. степень осознания соответствующей социальной роли.

5. успехи и неудачи в процессе движения к цели.

  1. Ожидаемая оценка личности группой — это оценка, которую данная личность, по её же мнению, заслуживает в данной группе. Эта оценка является устойчивой по отношению к своему коллективу и колеблющейся, когда личность входит в новую группу.

Слс 3−4

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

Структура направленности:

1. отношение к другим людям как членам коллектива.

2. отношение к труду и результатам, продуктам труда.

3. отношение к самому себе, своей личности.

Виды направленности:

1. направленность на взаимодействие.

2. деловая направленность.

3. личная направленность.

Общие свойства направленности:

1. Это система устойчиво характеризующих человека побуждений.

2. Она определяет избирательность отношений и активности человека.

3. В основе направленности человека лежат потребности.

Качества направленности:

1. уровень направленности.

2. широта направленности.

3. интенсивность направленности.

4. устойчивость направленности.

5. действенность направленности.

Связь направленности с мотивационной сферой личности

Осознаваемые мотивы:

  1. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности.
  2. Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности.
  3. Намерение- это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, а также средства их достижения.
  4. Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
  5. Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности.

Неосознаваемые мотивы:

  1. Влечение — это недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет.
  2. Установка — это неосознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Связь направленности с мотивационной сферой личности.

Что такое мотивационная сфера, из чего она состоит? Из чего состоит (что включает) направленность? Что у них общее? Какое понятие шире?

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений: что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться.

Совокупность всех побудительных сил личности, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности, образуют особую, существенную область психической жизни человека, которую называют мотивационной сферой или направленностью личности.

Иерархические структуры мотивов:

  1. Структуры первого вида основаны на доминировании непосредственных побуждений, интересов и мотивов: пищевые, половые, двигательные, любовь к искусству, семье и т. д.
  2. Структуры второго вида имеют произвольный характер, и предполагают наличие у человека убеждений, т. е. идей, ставших мотивами поведения. Эта структура позволяет человеку произвольно подчинять свои побуждения сознательно поставленным целям.

Произвольная или непроизвольная иерархия мотивов создает направленность личности.

Направленность личности понимается как результат наличия устойчиво доминирующих мотивов поведения. Можно считать, что направленность личности есть одновременно и результат, и показатель наличия устойчивости иерархической структуры мотивов.

Профессиональная направленность — это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

Типы профессий:

1. Человек — природа

2. Человек — техника

3. Человек — человек

4. Человек — знаковые системы

5. Человек — художественный образ

Классы профессий:

1. гностические профессии: деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтроли­ровать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать.

2. преобразующие профессии: любые воздействия на предмет труда с целью изменения его свойств или положения в пространстве, а также с целью активного сохранения его свойств, состояний в определенных пределах.

3. изыскательские профессии: на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Индикатор профессиональной направленности — это четкость профессиональных представлений субъекта.

Индикатор профессиональной направленности

Как определить, какая сфера трудовой деятельности наиболее привлекательна для человека? На что надо обратить внимание? Что проанализировать?

Различают направленности личности:

— общую

— профессиональную.

Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Для определения оптимальной сферы трудовой деятельности необходимо обратиться к методологии психологии труда, которая изучает психологические особенности трудовой деятельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профессионального самоопределения, отбора и обучения.

В общем случае необходимо знать как специфику различных профессий, так и изучить темперамент, направленность, ценности, мотивы, и иные психологические особенности кандидата. И далее сопоставлять кандидата с различными профессиями.

Для изучения профессий можно использовать методологию профессиографирования:

— организационные методы,

— эмпирические методы,

— интерпретационные методы.

Для работы в группе школьников или для индивидуальной профконсультации можно использовать схему анализа профессии «Формула профессии», которая учитывает: предмет труда, цели труда, средства труда, характер подвижности и общения в труде, типичные трудности и неприятности и т. д.

Для примера также можно рассмотреть типологию Дж. Холланда, основанную на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

— реалистический тип (техника, мужские проф.) — Р;

— интеллектуальный тип — И;

— социальный — С;

— конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) — К;

— предпринимательский — П;

— артистический тип — А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде.

На таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды.

Плюсами и минусами отмечена степень соответствия:

«++» — сильно соответствует,

«+» — соответствует,

«-» — не соответствует,

«--» — сильно не соответствует).

Таблица

Тип личности

Тип профессиональной среды

Р

И

С

К

П

А

Р (реалистический)

++

+

--

+

-

-

И (интеллектуальный)

+

++

--

+

-

-

С (социальный)

--

-

++

-

+

+

К (конвенционный)

+

-

-

++

+

--

П (предпринимательский)

-

--

+

+

++

-

А (артистический)

-

+

+

--

-

++

Слс 4−2

Процессы чувственного познания.

Ощущение — это простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Классификация ощущений по разным основаниям:

А) по расположению рецепторов

1. экстероцептивное

2. интероцептивное

3. проприоцептивное

Б) по ведущему анализатору

1. зрительное

2. слуховое

3. осязательное

4. мышечно-суставное

5. обонятельное

6. вкусовое

7. температурное

8. болевое

9. органическое

10. статико-кинетическое

В) по взаимодействию рецепторов с раздражителем

1. дистантное

2. контактное

Свойства ощущений:

1. качество — основная характеристика ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

2. интенсивность — количественная характеристика ощущения, определяемая силой действующего раздражителя.

3. длительность — временная характеристика ощущения, определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств.

Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Виды адаптации:

1. адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжающемся действии раздражителя;

2. адаптация как притупление ощущения (то есть уменьшение чувствительности) под влиянием действия сильного раздражителя (например, световая адаптация зрения);

3. адаптация, как повышение чувствительности при воздействии слабого раздражителя (например, темновая адаптация зрения).

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одних анализаторов под влиянием раздражения других.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия:

  1. Предметность — соотнесение образов внешнего мира с его реалиями;
  2. Целостность — образы восприятия всегда целостны;
  3. Константность- создание относительно постоянных образов предметов при существенном изменении условий восприятия;
  4. Структурность — способность отражать характеристику целого — структуру;
  5. Избирательность- способность перестраивать субъективный образ внешнего мира в зависимости от цели восприятия;
  6. Осмысленность — все образы восприятия у человека являются осмысленными.

Факторы, влияющие на восприятие:

  1. особенности субъекта восприятия,
  2. особенности объекта восприятия,
  3. особенности контекста.

Критериальная основа восприятия — это система не всегда четко осознаваемых внутренних критериев, формируемых на основе прошлого опыта человека, оказывающая влияние на процесс и результат восприятия.

Её составляют расположения, потребности, мотивы, прошлый опыт, ожидания, цели и задачи деятельности субъекта и т. д.

Апперцепция — это одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.

Стереотипы восприятия при формировании первого впечатления о человеке:

  1. фактор превосходства — превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.
  2. фактором привлекательности — чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он кажется нам во всех отношениях, если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
  3. фактора отношения к нам — те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо

Слс 7−2

Психологические особенности работы руководителя.

Функции руководителя:

1. целеполагающая — определение целей коллектива и средств их достижения.

2. административно-организационная — формирование управляющих органов, распределение заданий между исполнителями, согласование и контроль их действий и принимаемых решений.

3.экспертная — консультация подчиненных.

4. дисциплинарно-стимулирующая — оценка качества работы исполнителей, определение поощрений и наказаний.

5. представительская — представление коллектива перед внешними организациями.

6. воспитательно-пропагандистская — создание благоприятного социально-психологического климата, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров и т. п.

Качества, необходимые руководителю:

  1. интеллект- должен быть выше среднего, способность к решению сложных и абстрактных задач.
  2. инициатива- самостоятельность и находчивость, способность осознавать потребность к действию и наличие соответствующего мотива.
  3. уверенность в себе- достаточно высокие самооценки компетентности и уровня притязаний.
  4. способность подниматься над частностями ситуации и воспринимать ее в связи со всей окружающей обстановкой.

Факторы, определяющие успешность работы руководителя:

  1. индивидуальные особенности руководителя: образование, возраст, пол, стаж работы, темперамент и характер.
  2. личностные характеристики: творческие способности, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, уровень самооценки и притязаний, экстраверсия—интроверсия, личностная направленность.
  3. состав и особенности социального окружения: личностные качества вышестоящих руководителей и особенности их поведения, неформальная структура коллектива, социально-психологический климат коллектива.

Стиль руководства — это совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления.

Стиль руководства конкретного руководителя зависит от:

  1. ситуация: стрессовая, спокойная, неопределенная.
  2. Задача. При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высшего профессионализма исполнения, наиболее приемлем коллегиальный стиль.
  3. группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностных характеристик).

    Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задач, адекватным будет демократический, а в творческих коллективах — даже либеральный стиль руководства.

Типичные стили руководства:

  1. Авторитарный стиль, при котором руководитель как можно больше централизует полномочия, регламентирует работу подчиненных и почти не предоставляет им свободы принятия решений.

Авторитарный стиль обеспечивает наибольшую производительность труда, поскольку подчиненные работают «не за совесть, а за страх»

Такой стиль предпочитают руководители коллективов неквалифицированных работников и вновь созданные коллективы.

  1. Коллегиальный стиль, при котором руководитель предпочитает механизмы влияния, которые воздействуют на потребности высокого уровня: потребности принадлежности к высокой цели, потребности автономии и самовыражения, руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным,.

Коллегиальный стиль обеспечивает достаточно высокую производительность труда и наибольшую удовлетворенность людей стилем руководства.

Такой стиль предпочитают опытные коллективы и коллективы квалифицированных работников.

  1. Либеральный стиль, при котором руководитель предоставляет подчиненным полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой.

Либеральный стиль обеспечивает уменьшение объёма работы и снижение качества

Такой стиль предпочитает руководитель, который не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует и регулирует действия подчиненных.

СЛС 9

Дидактика — это часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования, она раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Центральное явление, изучаемое дидактикой — это процесс обучения

Функции процесса обучения:

  1. Образовательная функция- вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков.
  2. Воспитательная функцияпредполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, принципов, взглядов.
  3. Развивающая функцияобеспечивает процесс совершенствования личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Структура процесса обучения

Принципы обучения — это руководящие исходные положения, имеющие нормативный характер, относящиеся по всему учебному процессу в целом и позволяющие обеспечить его эффективную организацию.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в процессе учебной работы.

Принцип систематичности, последовательности и комплексности предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в процессе учебной работы.

Принцип гуманистической направленности обучения требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий.

Другие принципы — это принципы:

  1. наглядности и доступности обучения.
  2. обучения на высоком уровне трудности.
  3. прочности овладения знаниями, умениями и навыками.
  4. группового и индивидуального подхода в обучении.
  5. научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся.
  6. преемственности и перспективности в обучении.

Метод обучения — это способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса.

В зависимости от стадий учебного процесса выделяют методы:

  1. изложения знаний учителем.
  2. методы стимулирования познавательной деятельности учащихся.
  3. методы закрепления материала.
  4. методы самостоятельной работы учащихся.
  5. методы формирования умений и навыков.
  6. методы контроля и самоконтроля.

Наиболее часто используются следующие методы обучения:

  1. рассказ.
  2. Беседа.
  3. Лекция.
  4. Объяснение.
  5. Инструктаж.
  6. Иллюстрация.
  7. Демонстрация.
  8. Игра.
  9. работа с учебником.
  10. лабораторная работа.
  11. Упражнения.
  12. Опрос.
  13. контрольная работа.

В процессе обучения используются следующие виды контроля:

1. устный опрос (индивидуальный, комбинированный и фронтальный).

2. проверка письменных, графических и практических работ.

3. программированный, стандартизированный (безмашинный, машинный) контроль.

4. тестовая проверка.

5. систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе.

Контроль в процессе обучения выполняет следующие функции:

  1. контролирующая- определение качества и объема знаний как у отдельных учащихся, так и у всей группы для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в тоже время служит средством контроля эффективности как преподавания, так и учения.
  2. обучающая- повторение и более глубокое усвоение знаний, развитие самоконтроля (слушая ответы своих товарищей, каждый может сопоставить свои знания со знаниями отвечающих, расширить, углубить и откорректировать их).
  3. воспитывающая- приучение обучающихся к систематической учебной работе, их дисциплинирование, выработка волевых качеств, формировании личностных качеств (самооценки, уровня притязаний и др.), воспитании ответственности и культуры труда.
  4. развивающая- при правильной организации и проведении контроля, он способствует развитию мышления, формированию волевых, нравственных и других качеств личности.

Тесты по теме 1

1. Психика — это …

а) свойство души;

б) свойство мозга;

в) отдел мозга;

г) проявление сознания.

2. Согласно материалистическим представлениям, психика — это …

а) неотъемлемое свойство материи;

б) свойство мозга, форма отражения объективной реальности;

в) образ души человека;

г) свойство сознания.

3. Психический образ …

а) субъективен по содержанию и механизму формирования;

б) объективен по содержанию и механизму формирования;

в) объективен по содержанию и субъективен по механизму формирования;

г) субъективен по содержанию и объективен по механизму формирования.

4. Неверно, что психическое отражение …

а) активно;

б) зеркально;

в) совершенствуется;

г) может носить опережающий характер.

5. К числу основных функций психики не относится …

а) регулятивная;

б) защитная;

в) коммуникативная;

г) познавательная.

6. Согласно материалистическим представлениям, психика — это …

а) неотъемлемое свойство материи;

б) свойство мозга, форма отражения объективной реальности;

в) образ души человека;

г) свойство сознания.

7. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все психические явления, называется …

а) волей;

б) сознанием;

в) самосознанием;

г) бессознательным.

8. Сознание человека не обеспечивает …

а) проявление определенных отношений;

б) различение субъекта и объекта деятельности;

в) знание об окружающем мире;

г) реакции на неосознаваемые стимулы.

9. Психическое отражение …

а) является точной копией, «фотографией» действительности;

б) носит избирательный характер;

в) не зависит от особенностей субъекта отражения;

г) не имеет физиологической основы.

10. Психическим явлением оказывается

а) нервный импульс;

б) возраст;

в) темперамент, как психическое свойство, которое обнаруживает различие в поведении людей;

г) учащенное сердцебиение

11. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «психика» и …

а) физиологическое;

б) реальное;

в) идеальное;

г) сознательное.

12. Соотношение понятий психика и сознание выглядит следующим образом: …

а) психика включает сознание;

б) психика и сознание тождественны;

в) психика и сознание не связаны;

г) сознание включает психику.

Тесты по теме 3−3

1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо — это …

а) мотив;

б) направленность;

в) потребность;

г) желание.

2. Основанием для классификации потребностей на естественные и культурные является …

а) источник их формирования;

б) предмет удовлетворения;

в) возможность удовлетворения;

г) форма осуществления.

3. Все потребности осознаются?

а) Да.

б) Нет, на первом этапе субъект может испытывать состояние напряжения,

неудовлетворённости, но не знать, чем это вызвано

в) Осознаются только высшие.

г) Осознаются только физиологические.

4. Высшим (и) регулятором (ами) поведения личности является (ются) …

а) требования общества;

б) мировоззрение;

в) потребности;

г) мотивы.

5. Основной источник активности личности — это …

а) желание;

б) установка;

в) нужда;

г) потребность.

6. Неудовлетворенная потребность — это …

а) интерес;

б) мотив, это побудители и мотивация активности

в) направленность;

г) намерение.

7. Неосознаваемыми могут быть …

а) потребности, мотивы, цели;

б) потребности и мотивы. Неосознаваемые мотивы: установка, влечение.

в) цели и мотивы;

г) только потребности;

8. В процессе жизни человека потребности …

а) изменяются;

б) остаются неизменными;

в) изменяются только социальные;

г) изменяются только духовные.

9. Недостаточно четко осознанная потребность — это …

а) влечение;

б) интерес;

в) желание;

г) склонность.

10. Автором иерархической модели потребностей личности является …

а) З. Фрейд;

б) И.П.Павлов;

в) А. Маслоу;

г) К.К. Платонов.

11. Неверно, что потребности человека …

а) имеют общественно-личный характер;

б) субъективны;

в) устойчивы;

г) имеют относительный характер.

12. Самой низшей потребностью является (ются) потребность (ти) …

а) в безопасности;

б) в принадлежности и любви;

в) физиологические;

г) в самореализации.

Тесты по теме 4−3

1. Генетически первичной является … память.

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) логическая.

2. Высшим видом памяти является … память.

а) непосредственная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) вербальная.

3. Прочность запоминания не зависит от …

а) наличия интереса;

б) значимости запоминаемого материала для достижения предстоящих целей;

в) эмоционального состояния субъекта;

г) объема кратковременной памяти.

4. Лучше всего материал запоминается в том случае, если он …

а) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели.

г) Нет правильного ответа.

5. На скорость забывания материала влияет …

а) степень осмысленности материала;

б) частота использования запоминаемого материала;

в) установка на запоминание.

г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

6. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, называется …

а) припоминанием;

б) узнаванием;

в) представлением;

г) реминисценцией.

7. К приемам осмысленного запоминания не относится …

а) составление плана;

б) группировка материала;

в) составление схем;

г) ритмизация материала.

8. Быстрое забывание учебного материала сразу после сдачи экзамена объясняется …

а) действием фактора времени;

б) наличием желания забыть;

в) заучиванием нового материала;

г) действием закона установки.

9. Закон края описывает тот факт, что лучше запоминается та информация, которая находится … запоминаемого ряда.

а) в середине;

б) только в конце;

в) только в начале;

г) в начале и конце.

10. Наиболее интенсивно забывание происходит … после заучивания.

а) в первые часы;

б) на следующий день;

в) через неделю;

г) через месяц.

11. Если вслед за заучиванием следует работа со сходным материалом, то забывание заученного …

а) увеличивается, происходит быстрее;

б) уменьшается;

в) уменьшается, если материал неинтересный.

г) Различий не существует.

12. Закон осмысления проявляется в том, что …

а) человек лучше понимает смысл того, что он дольше помнит;

б) тот материал, который осмыслен, запоминается лучше;

в) лучше запоминается тот материал, смысл которого важен для человека;

г) чем дольше материал хранится в памяти, тем лучше он осмысливается.

Тесты по теме 5

1. Психические явления, отражающие значимость действующих на человека стимулов для осуществления его деятельности — это …

а) интересы;

б) мотивы;

в) аффекты;

г) эмоции.

д) Нет правильного ответа.

2. Эмоциональные явления выполняют … функцию (и).

а) только сигнальную;

б) только регуляторную;

в) сигнальную и регуляторную.

д) Нет правильного ответа.

3. Для аффекта не характерно …

а) изменение сознания;

б) нарушение контроля за своими действиями;

в) сохранение критичности мышления;

г) сконцентрированность внимания на объекте — раздражителе.

д) Нет правильного ответа.

4. Стенические чувства и эмоции …

а) увеличивают активность человека;

б) снижают активность человека;

в) в зависимости от ситуации могут как снижать, так и повышать активность;

г) на активность не влияют.

5. Чувства и эмоции отличаются от других психических процессов …

а) устойчивостью;

б) изменчивостью;

в) полярностью;

г) способностью выполнять регулятивную функцию.

6. С удовлетворением или неудовлетворением потребностей связаны …

а) чувства;

б) эмоции;

в) все эмоциональные процессы и состояния;

г) стресс.

7. Последствия стресса …

а) исключительно положительные;

б) исключительно отрицательные;

в) положительные и отрицательные;

г) непредсказуемые.

8. Стрессорами могут быть …

а) только реально действующие факторы;

б) только вероятные, воображаемые факторы;

в) только физические раздражители;

г) только психологические раздражители;

д) реальные и воображаемые психические и физические стимулы;

9. К способам снятия эмоционального напряжения, вызванного стрессом, конфликтами, не относятся (ится) …

а) интенсивные физические упражнения;

б) переключение на другую деятельность;

в) написание писем, беседа — выражение эмоций в словах.

г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

10. Об эмоциональном состоянии человека можно судить по его …

а) мимике;

б) пантомимике;

в) поведению;

г) голосу.

д) Все ответы верны.

е) Нет правильного ответа.

11. Каким образом можно уменьшить интенсивность эмоциональных переживаний, вызванных горем или невосполнимой утратой?

а) Успокаивать словами.

б) Побуждать к любой активности.

в) Дать возможность выполнять стереотипные действия (традиции, обряды и т. п.).

г) Все ответы верны.

д) Нет правильного ответа.

12. Что наиболее важно для эффективного самоуправления эмоциями?

а) Владение методами аутогенной тренировки.

б) Знание приемов мышечной релаксации.

в) Знание техники самовнушения.

г) Осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных жизненных ценностей

Тесты по теме 7−3

1. Какие виды общения имеют место в трудовом взаимодействии?

а) Профессиональное и деловое.

б) Деловое и специальное.

в) Деловое и межличностное.

г) Профессиональное, деловое, специальное и межличностное.

2. Какие из названных факторов влияют на процесс общения?

а) Особенности личности коммуникатора.

б) Групповые характеристики участников.

в) Пространственно-временные характеристики ситуации

г) Все ответы верны.

3. К ошибкам, определяемым спецификой коллективного действия, возникающим в процессе коммуникации не относится …

а) отсутствие общей цели;

б) борьба за лидерство;

в) плохая формулировка сообщения;

г) чрезмерная авторитарность руководителя.

4. К ошибкам, связанным с организацией группы, возникающим в процессе коммуникации не относится …

а) отсутствие распределения функций между людьми;

б) отсутствие контроля;

в) невнимательность при отправке сообщения;

г) слишком жесткая структура коммуникации.

5. Психологические барьеры общения имеют место …

а) только на стороне коммуникатора;

б) только на стороне реципиента;

в) одновременно на обеих сторонах;

6. К барьеру отрицательных эмоций в общении не относится …

а) барьер, возникающий на почве страдания или горя;

6) барьер, вызванный раздражением;

в) барьер, вызванный страхом;

г) барьер первого впечатления;

д) барьер, возникающий на почве стыда или чувства вины.

7. К барьеру речи в общении не относится …

а) невнятность;

б) заикание;

в) излишнее использование междометий;

г) недостаточная громкость речи из-за страха;

д) чрезмерное употребление слов-паразитов.

8. К основным принципам взаимопонимания в общении не относится …

а) владение профессиональным языком;

б) связь уровня изложения с интеллектуальным уровнем слушателя;

в) полнота информации;

г) логичность информации;

д) четкость речи коммуникатора.

9. Коммуникатор — это…

а) тот, кто посылает сообщение;

б) тот, кто принимает сообщение;

в) тот, кто невнимательно слушает;

г) тот, кто задает тон в общении.

10. Барьер установки — это…

а) влияние на общение неосознаваемой готовности к какому-то действию;

б) влияние на общение страха;

в) влияние на общение пережитого горя;

г) влияние на общение стыда.

11. К функциям общения не относится…

а) коммуникативная функция;

б) информационная функция;

в) познавательная функция;

г) экспрессивная функция.

12. Барьер взаимопонимания — это…

а) нарушение принципов взаимопонимания в общении;

б) отсутствие взаимопонимания по причине страха;

в) отсутствие взаимопонимания по причине стыда;

г) отсутствие взаимопонимания по причине угрызений совести.

Тесты по теме 8

1. Педагогика изучает и решает проблемы …

а) воспитания;

б) обучения;

в) образования.

г) Все ответы верны.

2. Педагогическая отрасль знаний …

а) возникла в эпоху Возрождения;

б) возникла в античный период истории;

в) является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества;

г) появилась в начале XVII столетия.

3. Что из перечисленного не относится к основным задачам педагогики?

а) Изучение закономерностей обучения и воспитания личности.

б) Изучение причин индивидуальных различий между людьми.

в) Определение целей воспитания.

г) Исследование и разработка методов воспитания.

4. Что из перечисленного не является категорией педагогики?

а) Воспитание.

б) Развитие.

в) Обучение.

г) Метод.

д) Воспитательные отношения.

5. Целенаправленная организованная работа по формированию убеждений, норм поведения, черт характера и т. п. представляет собой …

а) воспитание;

б) развитие;

в) дидактическую деятельность;

г) социализацию.

6. Организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, формирования умений и навыков — это …

а) обучение;

б) воспитание;

в) развитие;

г) социализация.

7. Как связаны между собой понятия «воспитание» и «обучение»?

а) «Обучение» — это более широкое понятие.

б) «Воспитание» — более широкое понятие.

в) Объем понятий примерно одинаков.

г) Это совершенно не связанные между собой понятия.

8. Процесс развития личности определяется следующими факторами: …

а) биологическими и социальными;

б) только социальными;

в) биологическими и психологическими;

г) биологическими, социальными и психологическими.

9. Формирование определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира, а также мировоззрения и поведения — это …

а) воспитание;

б) обучение;

в) образование;

г) развитие.

10. Процесс и результат усвоения определенного уровня общечеловеческой культуры — это …

а) воспитание;

б) обучение;

в) образование;

г) развитие.

11. Общественные (социальные) факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя …

а) образование;

б) воспитание;

в) трудовую деятельности;

г) задатки;

д) общение.

12. Биологические (природные) факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя …

а) особенности физиологии высшей нервной деятельности;

б) анатомо-физиологические особенности;

в) задатки;

г) способности.

Список использованных источников

  1. Психология труда. Раздел III. Психология профессионального и личностного самоопределения. Тема 10. Основы профессионального самоопределения. [Электронный ресурс]:

29