Жанровые разновидности проповеди. Тема моей работы это изучить особенности проповеди и характер ее построения

Введение

Тема моей работы это изучить особенности проповеди и характер ее построения. Материалом для моего исследования служит текст современной проповеди протоирея Артемия Владимирова «Память преподобного Сергия Радонежского об очищении сердца» Моя цель — выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди и их соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка. Задачи, которые возникнут передо мной после завершения данной цели предполагают выявление специфических жанровых особенностей православной проповеди на лексическом, синтаксическом, языковых уровнях, а так же рассмотрение особенностей функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий. Для достижения наибольших результатов нужно сопоставить существующие в лингвистическом и конфессиональном стиле литературы определения проповеди и сформулировать определение его жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка. Одним из важных моментов в моем анализе это охарактеризование содержательно-композиционной специфики данного жанра. Актуальность моей работы обусловлена необходимостью: осмысления содержания и формы этого традиционного церковного типа языка с учетом лингвистических критериев, выявление языковых ресурсов и определение индивидуальных типов речевой проповеднической культуры начала 21 века.

Глава 1. Проповедь как современный жанр церковно-религиозного стиля

Церковно-религиозный стиль – стиль церковных книг, проповедей священников; в частности стиль русского перевода библейских книг: не следует смешивать церковно-религиозный стиль русского языка и церковнославянский язык — культовый язык всех православных народов, на котором ведется богослужение в храмах и составлены молитвы. Церковно-богословская речь на русскую нейтральную стилистическую основу (межстилевые слова и др.) накладывает большое количество церковнославянских языковых элементов, которые и придают неповторимый стилистический колорит. Это и уже давно усвоенные русским языком церковнославянизмы возвышенного характера, и те, которые не употребительны в других стилях, а берутся из сугубо церковнославянской речи, из книг, написанных на церковнославянском языке. Это слова из другого языка. В церковных речах нет и не должно быть французских, немецких и английских слов, столь распространенных в других стилях. Их намеренно избегают. Охотно используют греческие слова: ангел, икона, ипостась, апостол, миро, ересь; в меньшей степени — латинские слова. Наблюдается полнота синтаксических конструкций, свойственная высокому стилю. Фигуры речи употребляются умеренно и далеко не все — лишь те, которые способствуют созданию духовной приподнятости, помогают пояснить духовную мысль. Среди них символический параллелизм (например, описание явления природы и затем соотносимого с ним духовного явления), анафора, аллюзия (частые цитаты из Библии или ссылки на нее).

23 стр., 11032 слов

1. Аспекты изучения языка (социологический, психологический, ...

... языковые процессы, приводящие к удовлетворению потребностей общества. 3. Суть социологического изучения языка. Основные принципы социологического изучения. Основные вопросы, находящиеся в компетенции социолингвистики ( ... объективная точка зрения. Она прямо противоположна житейско-школьной, где мы сразу признаем слово правильным или неправильным, думаем что все подчинено правилам. Это нормативная ...

Жанровые разновидности проповеди

Чтобы выделить проповедь как жанр, нужно определить само понятие «проповедь» с точки зрения разных источников, объяснить ее естественное, культурное и общерелигизное значение. В наше время религия не утеряла своего значения для общества, религиозная коммуникация распространена и в наши дни, например, среди такого жанра как проповедь. В словаре «Христианство» проповедь определяется как «жанр религиозной пропаганды, христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить учение Иисуса Христа, содержащее комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям».

М.Фасмер полагает старославянское слово проповѣдати калькой лат. praedicāre — «оповещать», «возвещать»; но неверность такого утверждения очевидна. Более вероятным представляется, что греч. προανακηρύσσειν — «Провозглашать», «провозвещать»; причём следует иметь ввиду, что в старославянских (церковнославянских) памятниках проповѣдати реализуется в 3-х значениях: 1) «проповедать»; 2) «предвещать», «провозвещать»; 3) «ходатайствовать». Слова с этим корнем в русском языке обычно имеют отношение к внутренней жизни человека: заповедь, совесть, исповедь, ведун, вещий и др. Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы. Самый распространенный вид проповеди в истории – это устная речь.

Слово «проповедь» было определено как религиозная речь или как религиозная беседа, состоящая их различных частей. Словарь Вебстера определяет ее как «беседу, обращенную к публике, проводимую обычно священником, преследующую цель религиозного наставления и основанную на каком-нибудь отрывке из Писания». Верно, можно прибавить к этому и другие умозрительные определения. Но гораздо более глубокое понимание возникает в процессе работы над проповедью.

В широком смысле проповедь — это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение. Как и всякую речь, устную проповедь можно рассматривать с разных сторон. Главная функция речи — общение. Но при общении человек может ставить разные цели, и достигает он их разными способами. Здесь выделены три категории, по которым ведется классификация речевой проповеди. Это — зачем, кому и как говорит проповедник свою речь.

Проповедь первоначально была вызвана к жизни становлением мировых религий в XI—V веках до нашей эры. Христианство заимствовало технику проповеди у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской).

9 стр., 4359 слов

2.Религиозная вера как основной феномен религиозного сознания

... действию и фигурирует лишь в проповедях, которые не претворяются на практике. Многогранность религиозной идеологию позволяет ей играть в ... всех этапах его развития. Речь идет как о религиозной идеологии, так и религиозных институтах Религиозная идеология– совокупность идей о ... в разные исторические периоды.  7. Религиозная литература Включает в себя различные жанры и направления. Прежде всего это ...

В IV веке созрел жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией. Наиболее известные церковные ораторы античного склада — это Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Сейчас существуют такие понятия, как политическая проповедь, философская проповедь, проповедь нравственных и этических идеалов и другие. Все они имеют в своей основе ту или иную форму религиозной проповеди. По степени воздействия на слушателя можно выделить три основных вида речей: информация, агитация и манипуляция. Среди проповеднических речей, носящих информационный характер, выделяются три типа: сообщение, пророчество и поучение. Так как проповедь — это жанр религиозного учения, то следует ее первоначально рассматривать именно с аспекта религии. Итак, проповедь есть речь к народу и перед народом. Проповедник «презентует» объекты, принадлежащие духовной культуре. Данный вид речи имеет религиозное, нравственное, философское или морально-этическое наполнение. Первый и самый древний вид проповеди — это изъяснительная беседа. Она возникла в иудаизме в период второго храма из обычая публично читать Тору на иврите, и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа. Проповедник комментировал один или несколько стихов из Священного Писания. В зависимости от аудитории он мог добавить и нравоучительные наставления. Существо проповеди заключается в распространении благой вести о спасении и наступлении Царствия Божия. Нынешняя проповедь — это продолжение дела, начатого Христом, и раскрытие евангельского учения. Христианская проповедь, является выполнением религиозного служения, возложенного Христом непосредственно на апостолов и, через них, на последующих преемников — пастырей. Наиболее распространенная форма христианской проповеди — это возвещение учения о спасении в живой речи перед народом. В разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, в православии и католицизме такая речь обычно является дополнением к богослужению, в протестантизме проповедь занимает центральное место в богослужении.

Проповедь — жанр религиозной пропаганды, христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить учение Иисуса Христа, содержащее комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Проповедь включает в себя и пение, и молитву, и символические жесты, и похвальные и хулительные слова. Жанр проповеди был «трансплантирован» на русскую литературную почву из литератур Болгарии и Византии. С этого момента берут начало два пути эволюции жанра: 1) письменная проповедь (ориентированная на читателя); 2) устная проповедь (ориентированная на слушателя).

Она рассчитана на произнесение вслух.

Прежде всего, следует отметить изменения исследуемого жанра. Средневековая проповедь определялась как «слово». Начиная с XIX века, используются два варианта номинации жанра: «слово» и «проповедь». В современный период более учитывают второй вариант. Средневековая проповедь была ориентирована не на одного слушателя, а на целый коллектив, который соприкасался в той или иной сфере религиозной коммуникации. Проповедник сосредоточивался только на библейской тематике, на толковании Священного Писания, от которого отталкивался при построении собственного текста. Проповедь являлась в чистом виде «доктринальным жанром», имеющим своим жанрообразующим фактором библейский текст. Современная храмовая проповедь, в отличие от средневековой, значительно упрощена. Эволюция вызвана переменами в социокультурной ситуации последних десятилетий. В дореволюционной России нормы религиозного поведения усваивались с детства. Православный храм являлся неотъемлемой частью культурной жизни общества. В XX веке происходило длительное отторжение от Церкви, которое способствовало отдалению слушателя от религиозно-культовой сферы человеческой деятельности.

6 стр., 2993 слов

Социология духовной жизни

... духовной жизни, материальная жизнь, духовная жизнь как система. Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте объект и предмет социологии духовной жизни. Каково содержание духовной жизни. В чем специфика материальной и духовной жизни. Что составляет ядро духовной жизни. Какие аналитические единицы духовной жизни ...

Современная проповедь становится оригинальным авторским текстом. Чтобы убедить слушателя, проповедник приводит примеры, как из Священного Писания, так и из современной жизни. При этом часто земное поведение людей противопоставляется должному, указанному в Библии. Проповедник стремится к максимальной доступности излагаемого материала, а, следовательно, и к упрощению канонического текста. Сокращается объём библейских цитат (раньше текст Священного Писания составлял около 80% от объёма всей проповеди), отменяется строгая определённость занимаемого ими места в тексте проповеди. Проповедник затрагивает проблемы экологии, военного производства, наркомании, алкоголизма и роста преступности. Священник в качестве весомых доказательств отбирает факты из самых разных сфер человеческой деятельности, таких как искусство, наука, образование, коммерция и т. д. Вечные истины теперь излагаются в наиболее доступной современному слушателю форме. Проповедник стремится найти подход к каждому слушателю, учитывает его возраст, социальное положение, мировоззренческую позицию.

 

 

Сведения об авторе проповеди

Артемий Владимирович Владимиров (фамилия при рождении — Гайдук, 21 февраля 1961, Москва, СССР) — протоиерей Русской Православной Церкви, писатель и проповедник, педагог. Настоятель церкви Всех Святых в Красном Селе. Член Союза писателей России. Заведующий кафедрой гомилетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Педагог высшей категории. Известен своими телевизионными проповедями. Родился 21 февраля 1961 года в Москве. Дед — Барто Павел Николаевич. Учился в английской спецшколе № 29 в Чертольском переулке. В 1978 году поступил на романо-германское отделение филологического факультета МГУ, однако вскоре перевелся на русское отделение, которое закончил в 1983 году. Во время учёбы в университете сблизился с Никитой Ильичом Толстым, под влиянием которого пришёл к христианству. По окончании университетского курса непродолжительное время преподавал русский язык и литературу в 59-й школе, однако был уволен за проповедь православия. В 1988 году принимает священный сан, одновременно преподаёт в Московской духовной семинарии. Числясь клириком Московской духовной академии, служит в Москве в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, затем в течение нескольких месяцев в 1990 — 1991 годах — в храме святителя Митрофана Воронежского. Весной 1991 года назначен настоятелем храма. Всех Святых в Красном Селе бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря. В 2010 году соборовал Валентину Толкунову перед ее кончиной. 27 декабря 2011 года включён в состав новообразованного Патриаршего совета.
Артемий Владимиров является автором многих книг и проповедей на духовную тематику.

Глава 2. Филологический анализ проповеди протоиерея Артемия Владимирова «Память преподобного Сергия Радонежского. Об очищении сердца»

Я считаю, что проповедь протоиерея Артемия Владимирова на примере жития Сергия Радонежского, в той или иной степени, имеет обличительный, наставительный и поучительный характер. В ней можно встретить такие поучительные высказывания о том, как «новичку в духовной жизни кажется, когда он сердечно помолился, что все его сердце просвещенно благодатью Духа Святого. Однако это совсем не так. Напротив, лишь только малая часть области сердечной поначалу просвещается благодатью Божией». Церковь свидетельствует и поучает нас о том, что «Стяжание и обретение чистоты сердечной есть цель христианской жизни. Достигший чистоты сердца, умными очами созерцает невидимого Бога, чему свидетели преподобные отцы, среди которых сияет своим благочестием праведный Сергий». По словам протоиерея, святая Церковь учит, что «Благодать Божия, пришедшая к нам в таинстве крещения, возобновившая в нас свое действие через таинство исповеди, прежде всего, просвещает ум человека», из этого получается вывод о том, что «очищение ума есть усвоение православной веры во всей ее полноте и целостности, как она запечатлена в Священном Писании».

Артемий Владимиров в своей проповеди наставляет людей от ошибочного понимания себя в вере: «Только поверхностные христиане думают, что они изведали все тайны собственной природы». Дальше он предлагает нам правильный путь: «И чем тщательнее мы стремимся исполнять Божии заповеди, чем более внимательнее молимся, тем более нам открывается сокровенная нечистота нашей души . Зрелость христианина , заключается в том, чтобы видеть ,чувствовать и самому себе исповедоваться в крайнем растлении своего сердца». Артемий Владимиров в своей проповеди неустанно обличает « истинных христиан» и их собственный взгляд на веру . По его словам избавить ум от греховных помыслов это всего лишь часть и она не достаточна для человека. Важно ,чтобы ум и сердце были очищены .Так он говорил«По учению святых отцов сердце наше, зараженное грехом, хотя должно быть простым и искренним ,на самом деле в не возрожденном и неочищенном состоянии весьма многосложно» Самым главным для себя наставлением из проповеди я выделю слова : «Успех в духовной жизни по существу и сводится к тому, чтобы увидеть сокровенную проказу, почувствовать тайные страсти, смердящие в глубинах совести и соответственно возмолиться, восплакать, восстенать к Богу ,чтобы Он Сам присущей Ему Божественной силой совершил исцеление, войдя в наше сердце, осветил его сокровенную глубину, указал нам страсти, еще нами не опознанные ,не вскрытые, как может человек иметь внешние язвы ,а может иметь внутреннее загноение».

Вид проповеди

Выделяются три вида, которые присутствуют в данной проповеди

1) Омилия

2)Дидаскалия

3)Панегирическая

Основополагающим является — дидаскалия.

Тема текста: Цель христианской жизни, к которой должен стремиться каждый верующий.

Идея: На примере духовной жизни преподобного Сергия Радонежского показать, как человек может достичь совершенного самопознания и приблизиться к Богу.

Каноническая композиция проповеди соблюдена в классическом варианте.

1)Мы с вами сегодня, как могли, молились, в душе прославляя преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского инока, который для России то, что праотец Авраам для древнего Израиля. От преподобного Сергия, как вы знаете, ведут свое родословие многие иноки, просветители нашей земли, покорившие благовестию Евангельскому народы Отечества нашего.

В акафисте и молитве преподобному Сергию мы слышали свидетельства о чистоте сердечной этого подвижника, чистоте, ради которой. Сам Бог соделал душу его обителью святой Живоначальной Троицы.

Стяжание и обретение чистоты сердечной есть цель христианской жизни. И каждый из нас должен всегда содержать в памяти слова Господа нашего: блаженны чистии сердцем, ибо они Бога узрят. Слова эти должно понимать не иносказательно и не аллегорически. Святая Церковь свидетельствует, что достигший чистоты сердца, умными очами созерцает невидимого Бога, чему свидетели преподобные отцы, среди которых сияет своим благочестием праведный Сергий.

2)Но кто похвалится чисто имети сердце, — вопрошает премудрый Соломон, царь Израилев. Действительно, начало пути к сердечной чистоте заключается в том, чтобы исповедать, уверовать, уразуметь, восчувствовать крайнюю нечистоту собственного сердца. Этим видением, этим исповеданием собственной греховности отличаются истинные христиане от христиан ложных и от тех, кто вовсе не считает себя христианами.

Действительно, по действию духа обольщения, люди, не обращающиеся сердечно ко Христу, отказываются признавать нечистоту души своей. Они зачастую и самую душу свою отрицают, не верят в ее бытие. Напротив, мера преуспеяния духовной зрелости христианина, заключается в том, чтобы видеть, чувствовать и самому себе исповедоваться в крайнем растлении своего сердца.


Приступит человек и сердце глубоко
, — по свидетельству Священного Писания. Только поверхностные христиане думают, что они познали себя самих, только таким легкомысленным людям кажется, что они изведали все тайны собственной природы. Воистину приступит человек и сердце глубоко. И чем тщательнее мы стремимся исполнять Божие заповеди, чем более внимательно молимся, тем более нам открывается сокровенная нечистота нашей души.

3) По учению святой Церкви благодать Божия, пришедшая к нам в таинстве крещения, возобновившая в нас свое действие через таинство исповеди, прежде всего, просвещает ум человека, который называют владычествующей главной силой души. Ум — то же самое, что сторож в отношении сада. Сад — это наше сердце, но сердце живет своей сокровенной жизнью, иное дело очистить ум, иное дело очистить сердце, ум очищается быстрее, чем сердце с Божией помощью. Очищение ума есть принесение Богу покаяния в прежде содеянных грехах. Очищение ума есть усвоение православной веры во всей ее полноте и целостности, как она запечатлена в Священном Писании, Предании Матери-Церкви.

Человек, умом согласившийся с учением Церкви, молящийся Богу, старающийся не допускать безобразных мечтаний, образов, чист умом своим, но может быть вовсе еще не очищен сердцем. Сердце имеет свою сокровенную, повторяем, глубокую, таинственную жизнь. Одно дело ствол и крона дерева, другое дело — корни, уходящие в глубину почвы.

По учению святых отцов, сердце наше, зараженное грехом, хотя должно быть простым и искренним, на самом деле в не возрожденном, в неочищенном состоянии весьма многосложно.

Новичку в духовной жизни кажется, когда он сердечно помолился, что все его сердце просвещено благодатью Духа Святого. Однако, это совсем не так. Напротив, лишь только малая часть области сердечной поначалу просвещается благодатью Божией. Но наше сердце подобно айсбергу, нижняя часть которого находится во тьме. Сердце подобно вулкану, извержения которого мы наблюдаем, но сокровенные глубины которого подчас сокрываются от нашего взора. И никто пусть не думает, что он, принеся сердечное покаяние, воспомянув грехи юности своей, помолившись от души, приобрел свое сердце для Бога. Нет, но необходим постоянный молитвенный подвиг, постоянное внимание к своей душе, постоянное взывание: Господи, дай мне зрети моя прегрешения. От чуждых мне помыслов и страстей очисти меня, Господи. Пощади душу мою. И мало-помалу по благодати Божией мы обретем возможность познать нечто из сокровенной жизни сердца. Поэтому из нас никто, даже и причастившись Святых Тайн Христовых, не может и не должен почитать себя очищенным, освященным, святым человеком, который мог бы почить на лаврах. Но для того мы и причащались, чтоб Сам Христос, войдя в наше сердце, осветил его сокровенную глубину, указал нам страсти, еще нами не опознанные, не вскрытые, как может человек иметь внешние язвы, а может иметь внутреннее загноение.

4)Так вот успех в духовной жизни по существу и сводится к тому, чтобы увидеть сокровенную проказу, почувствовать тайные страсти, смердящие в глубинах совести, и соответственно возмолиться, восплакать, восстенать к Богу, чтобы Он сам присущей Ему Божественной силой совершил врачевание и исцеление нашей падшей природы.

Этим-то и занимались и занимаются иноки. Успеха в этом делании достиг преподобный Сергий, который, многие годы проведя в уединении, достиг совершенного самопознания. Благодать Божия высветлила самые сокровенные, отдаленные уголки его сердца. Ему удалось, в силу крайнего смирения и молитвы, изгнать из души страсти и духов нечистых, которые пребывают, даже укрываясь от нашего наблюдения, в разветвлениях падшей нашей души.

Посему, видя в нем, в преподобном Сергии, действительно чистого сердцем человека, того, кто узрел при жизни своей Бога, будем молиться ему, идти стопами его, дабы всегда оплакивая свою нечистоту и немощь, всегда взывать вместе с Церковью: Сердце чисто созижди во мне Боже, дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от меня. Воздаждь мне радость спасения моего и духом владычним утверди мя.

Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас, яко мы усердно к тебе прибегаем скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Еще раз поздравляю вас с праздником этого величайшего Российского угодника Божия.

 

Лингвистический анализ проповеди. 1)Благовестие — Удары в один колокол перед началом богослужения

1-Лексический уровень

Непонятные слова

1)Благовестие — Удары в один колокол перед началом богослужения. https://how-to-all.com/значение: благовестие

2)Стяжание- грех накопительства, собирания богатства.

https://how-to-all.com/значение: стяжание

3)Благодать-Свыше ниспосланная сила, помощь.

https://how-to-all.com/значение: благодать

4)Немощь-крайний упадок сил.

https://how-to-all.com/значение: немощь

5)Проказа – кожная болезнь.

https://how-to-all.com/значение:проказа

6)Покаяние – добровольное признание в совершенном поступке в своей ошибке.

http://tolkslovar.ru/p12186.html

7)Растление-беспринципность, упадок нравов.

http://что-означает.рф/растлить

 

  Группы лексических единиц   Область терминологического применения
  Библеистика   Наименование Бога, святых: Иисус Христос, Сергий Радонежский
  Богословие   Догматические термины: Живоначальная Троица, Святая Церковь, Святой Дух.  
  Церковная история   События и даты:18 июля 1999 года день памяти Преподобного Сергия Радонежского.  
  Богослужение   Богослужебный язык: «блаженны чистии сердцем,  
  Аскетика     «Господи, дай мне зрети моя прегрешения»
  Обыденные выражения   Человек может иметь внешнии язвы, а может иметь внутреннее загноение

 

Устаревшие слова: Очи, бытие, преуспеяния, изведать, содеянных, взор, помысел, язва, врачевать, посему, дабы, утроба.

В русском языке немало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. Это достигается за счет использования слов с возвышенной или сниженной стилистической окраской. Из слов, близких по значению обычно выбирают наиболее выразительные, которые сильнее, убедительнее смогут передать смысл. Примерами слов с возвышенной стилистической окраской в проповеди являются: Прославляя; величайшего; созерцает; премудрый; владычествующий; возмолиться; восплакать; восстенать, падшая душа; нечистота; немощь; смердящие страсти; крайнее растление сердца.

В тексте также встречаются заимствованные слова, таким примером является слово аллегорически (греч) происхождения.

Священник в проповеди всегда опирается на устойчивые клише, церковную терминологию и высказывания из Священного Писания: «Блаженные чистии сердцем, ибо они Бога узрят, «приступит человек и сердце глубоко», «Сердце чисто созижди во мне Боже , дух прав обнови во утробе моей .Не отвержи мене от лица. Твоего Святого не отыми от меня. Воздаждь

Я провела анализ текста проповеди на соотношение различных частей речи ( существительные, глаголы, прилагательные, местоимения и пр.…) В результате получились следующие результаты ,приведенные в таблице

Морфологический уровень.

  Часть речи   Количество словоупотреблений в тексте в порядке убывания   Примеры из текста
Имя существительное   Акафист, молитва, народы
Глагол   Помолился, наблюдаем, сокрываются, приобрел
Местоимения   Он, его, наше, мы, своей, мою, меня, нами
Имя прилагательное   Духовной, сердечно, сокровенные, постоянные
Причастие и деепричастие   Зараженное, помолившись, принеся  

 

По полученным результатам можно сделать следующий вывод. В тексте проповеди преобладают существительные. Они придают информативность содержанию. Наличие большого количества глаголов придает тексту динамичность и призывает к действию. Прилагательные окрашивают текст эмоционально, делают его более красивым, художественным и образным. А местоимения, используемые в проповеди, делают ее более искренней и понятной людям.

Синтаксический уровень

В данном тексте проповеди протоиерея Артемия Владимирова преобладает тип повествовательных предложений. «Действительно, по содействию духа обольщения, люди ,не обращающиеся сердечно ко Христу, отказываются признавать нечистоту души своей .В тексте все предложения полные. Часто используются однородные члены. «Сердце имеет свою сокровенную, глубокую, таинственную жизнь», «Так вот успех в духовной жизни по существу и сводится к тому, чтобы увидеть сокровенную проказу, почувствовать тайные страсти, смердящие в глубинах совести, и соответственно возмолиться, восплакать, восстенать к Богу…»В тексте так же встречаются деепричастные обороты, причастные обороты, вводные слова и предложения. Предложение с деепричастным оборотом: «И никто пусть не думает, что он принеся сердечное покаяние, вспомянув грехи юности своей ,помолившись от души, приобрел свое сердце для Бога».Предложение с причастным оборотом «По учению святых отцов, сердце наше, зараженное грехом….» , «…Страсти еще нами не опознанные, не вскрытые, как может человек иметь внешние язвы».Примером употребления вводных слов и предложений служат: «Приступит человек и сердце глубоко,- по свидетельству Священного Писания.», «По учению святой Церкви благодать Божия ,пришедшая к нам…» Священник в своей проповеди использует прием замены прямой речи на косвенную , цитируя Священное Писание и пересказывая его смысл прихожанам ,а так же для привлечения внимания слушателей использует повторы слов и фраз усиливая эмоциональность речи ,чередует различные виды предложений. Например, вопросительное предложение использоваться в качестве риторического вопроса только для выражения чувств, а не для получения ответа.