ЗПР конституционального происхождения.
По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа наблюдается:
ü Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития.
ü Мотивы зависят от эмоций.
ü Повышенный фон настроения.
ü Непосредственность и яркость эмоций.
ü Легкая внушаемость.
ü Преобладание игровой мотивации.
Незрелость личности ребёнка.
Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения)
Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом.
Такие дети: маленькие, щупленькие.
Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.
ЗПР соматогенного происхождения.
ü Длительные хронические заболевания.
ü Физическая и психическая астения.
ü Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце).
ü Аллергические состояния.
ü Детские неврозы.
Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями.
У детей данного типа наблюдается:
Неуверенность в своих поступках
Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность)
Низкий уровень коммуникативной сферы.
Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.
ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитаниями рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трех основных случаях:
1. Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребенка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Наблюдается психическая неустойчивость, импульсивность, безынициативность, отставание в интеллектуальном развитии.
2. Гиперопека. Встречается у тревожных родителей. Они привязывают ребенка к себе и, потакая капризам ребенка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Ребенок становится не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.
Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии
... В.И.Слободчиков, В.А.Татенко, А.Ш.Тхостов, В.Д.Шадриков и др.); идеи о возможностях содействия развитию личности и ее субъектности в образовательном процессе вуза (Б.Г. Ананьев, ... процессе вузов значительное количество времени отводится на самостоятельную работу, наблюдается недооценка самостоятельной учебной деятельности и преобладание репродуктивной направленности, характеризующейся ...
3. Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с авторитарными родителями или там, где допускается постоянное физическое насилие, грубость, агрессия к ребенку. У ребенка могут возникнуть неврозы, неврозоподобные состояния, формируется эмоционально-незрелая личность, страдает интеллектуальная сфера. Этот тип нарушения может быть преодолен в условиях обычной школы.
ЗПР церебрально – органического происхождения.Это наиболее часто встречающийся вариант. Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка).
При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС. Данный тип очень сложно корректируемый. У детей данного типа наблюдается: инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкий уровень развития познавательной и эмоциональной сферы. Дети отстают в программе по обучению.
Ученые, которые внесли вклад в развитие знаний о ЗПР:
Сухарева Груня Ефимовна (1891 – 1981)
Научные труды Г.Е. Сухаревой свидетельствуют о широчайшем диапазоне ее научных интересов, глубине научных взглядов и тонком понимании психопатологии, что наиболее полно отражено в ее работах в области детской психиатрии. В них представлено все разнообразие детской клинической патологии, связанной с неврологическими, инфекционными, соматическими, наследственными и эндогенными психическими заболеваниями.
Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
В 1935 г. при активном участии Т.А. Власовой в Экспериментально-дефектологического институте Народного комиссариата просвещения Российской федерации были впервые в истории отечественной дефектологии созданы лаборатории по научному изучению психологических особенностей аномальных детей и их развития в условиях обучения, что привело к формированию таких отраслей психологической науки, как олигофренопсихология, сурдопсихология, а позднее и тифлопсихология.
Т.А. Власова была инициатором и руководителем многих новых научных направлений, таких как изучение влияния состояния слуха на развитие ребенка и на этой основе совершенствование всей коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха; ей принадлежат проблемные работы в области сурдопедагогики и олигофренопедагогики, она непосредственно участвовала в формировании нового направления – изучения особенностей развития и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и в создании сети соответствующих школ и коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях.
Певзнер Мария Семеновна (1901 – 1989)
На протяжении всей научной деятельности Мария Семеновна уделяла много внимания проблеме психического развития детей с незрелостью или поврежденностью лобных долей коры больших полушарий головного мозга и динамики развития лобных отделов и их роли в формировании личности ребенка.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках
... добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка. Опыт работы в психолого-медико-педагогических консультациях показывает, что часто даже самые заботливые ... И кому как не родителям, внимательно наблюдающим за ребенком, первыми не обратить внимание на тревожащие особенности в его развитии. Страусиная позиция здесь не только не продуктивна, ...
Под ее руководством проводится обширный комплекс исследований по изучению нейрофизиологических механизмов различных аномалий развития, начата разработка нового для дефектологии направления – генетического изучения аномальных детей, формулируются основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники, большое внимание уделяется изучению сложной структуры дефекта.
Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной науки – клиническая дефектология.
Лебединская Клара Самойловна(1925 – 1993)
Первый цикл ее работ и завершившая их кандидатская диссертация положили начало новому направлению в науке – детской психоэндокринологии. Эти исследования обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания», которая и сегодня относится к наиболее читаемой и цитируемой.
В конце 70-х — начале 80-х годов Клара Самойловна все более сосредотачивается на проблеме детского аутизма. В 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специалистов, осуществляющую комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом. Под ее руководством начинаются научные разработки проблемы, создается оригинальная концепция понимания закономерностей этой аномалии развития, подходы к ее коррекции.
Особенности когнитивных процессов у детей с ЗПР.
(познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь …)
Особенности внимания.
Снижение внимания и работоспособности характерно для всех детей с ЗПР, но снижение устойчивости внимания носит разный характер. Максимальное напряжение внимания у части детей проявляется в начале проделывания задания, а по мере выполнения работы оно постепенно снижается, у других детей лишь после выполнения некоторой деятельности наступает сосредоточение внимания. В другой группы детей проявляется периодичность в сосредоточении внимания.
Считается, что нарушение внимания связано с дисфункцией вегетососудистой регуляции и ведет к нарушению интеллектуальной работоспособности. В основе — синдром церебральной астении, он выражается в: повышенной утомляемости; по мере утомляемости – нарастанию психической либо импульсивности, либо медлительности; ухудшением концентрации внимания, проявляется в немотивированных расстройствах настроения, слезливости, капризности, вялости, сонливости или двигательной расторможенности и болтливости. Нарушение внимания ведет к ухудшению почерка; повышенной чувствительности к шуму, духоте, яркому свету, приводит к головным болям.
Особенности восприятия.
Не выявляется сформированность метрического восприятия и пространственных представлений, достаточных для успешного усвоения школьной программы.
Особенности памяти.
Среди всех психологических особенностей детей с ЗПР память занимает особое место. Многочисленные психолого-педагогические и клинические работы показали, что недостаточная сформированность процессов памяти зачастую является главной причиной трудностей в школьном обучении.
У детей с ЗПР выявлено некоторое снижение как долговременной, так и кратковременной памяти, как и произвольного, так и непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание у них оказалось менее продуктивным как по сравнению с младшими нормально развивающимися школьниками, так и с и дошкольниками из старшей группы детского сада. Также выявлены существенные дефекты и в развитии непроизвольной памяти и произвольной. Снижение показателей их произвольной памяти — главная причина неуспеваемости учащихся с ЗПР. Детям достаточно трудно держать в уме содержание текстов, таблиц и схем, заданий, им свойственно зависящее от некоторого количества разных причин колебание продуктивности памяти. Зрительная память у ЗПР чаще оказывается лучше, чем слуховая, поэтому иллюстрированный материал усваивается младшим школьником лучше, чем вербальный.
Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога
... работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации. Зависимость ... построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования. Коррекция развития, т.е. система компетентных профессиональных действий организационно-управленческого, психолого- ...
У детей с ЗПР кратковременная память одновременно имеет черты сходства как с памятью умственно отсталых детей, так и нормально развивающихся сверстников. К числу показателей, связанных с кратковременным запоминанием, по которым такие дети близки к учащимся с нормальным развитием, относятся характеристики непроизвольной памяти, скорости увеличения продуктивности при заучивании и темпа возрастного развития усвоения информации. Также имеется сходство по уровню избирательного запоминания, немного по характеру влияния различных помех и некоторым нейродинамическим характеристикам.
Особенности мышления.
Процесс мышления представляет собой деятельность, связанную с решением той или иной задачи или проблемы. Мышление у детей с ЗПР сохранно более, чем у детей с умственной отсталостью, у них лучше выражена способность абстрагировать, обобщать, принимать помощь, и осуществлять перенос умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания, уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире, уровень развития речи, уровень сформированности механизмов произвольности и др. Существует много отличительных характеристик деятельности мышления младших школьников с ЗПР. Среди таких: недостатки её мотивации, снижение познавательной активности, стремление избежать интеллектуального напряжения и даже отказаться от выполнения сложных умственных задач. У детей с задержкой отмечается замедленный темп речи ее развития и чаще встречаются нарушения речи.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР наблюдается эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, внушаемость, личностная незрелость в целом.
И.Ф. Марковская (1994) выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости (шумные и подвижные) и психической тормозимости (несамостоятельные, нерешительные, медлительные).
Особенности эмоциональной сферы.
Младшие школьники с ЗПР хуже нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональные состояния персонажей сюжетных картин.
Игровая деятельность.
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка.
Учебная деятельность.
Учебная деятельность-ведущая деятельность младшего школьного возраста. Н.И. Белопольская (доктор психологических наук) отмечает, что учебная деятельность детей с ЗПР выполняется лучше и быстрее при наличии игровых приёмов обучения, когда в процессе усвоения новых знаний сохраняется не учебная мотивация.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...
Система специальных учреждений
Для детей с ЗПР
• Интегрированное обучение детей с ЗПР — специальные классы, классы компенсирующего и коррекционного обучения при общеобразовательных учреждениях, специальные группы компенсирующего вида при дошкольных учреждениях.
• Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно- ориентированного подхода.
• Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ЗПР (VII вида) – школы, школы-интернаты.
По направленности и спектру решаемых задач:
q Диагностические – диагностические центры, ПМПК;
q Лечебно-профилактические – санаторные учреждения, школы санаторного типа, школы-профилактории;
q Реабилитационные (абилитационные) – реабилитационные (абилитационные) центры, центры раннего вмешательства, центры социально-трудовой реабилитации;
q Образовательные – учреждения основного и дополнительного образования;
q Комплексные – ПМП центры, медико-социальные центры.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР, в основном, представляет собой игровую деятельность.
Игры-занятия являются ведущими в образовании детей с ЗПР, так как они нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации.
Игровые занятия и образовательные ситуации с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей с ЗПР. Педагогический замысел каждого игрового занятия, образовательной ситуации направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ЗПР, используют в разных формах организации деятельности детей игровой метод как ведущий.
При работе со школьниками основными подходами к организации учебного процессаявляются:
ü Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
ü Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
ü Индивидуальный подход
ü Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
ü Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
ü Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
ü Использование многократных указаний, упражнений
ü Проявление большого такта со стороны учителя
ü Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
ü Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
ü Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Периоды развития теории управления
... в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Задержка психического развития у дошкольников — это временное несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту (негрубое нарушение познавательной сферы), личностной незрелости, преобладании игровых интересов. Это синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития – это нарушение, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.
Педагогическая помощь дошкольникам с ЗПР, должна определяться в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиям жизни и воспитания.
Организованная таким образом педагогическая коррекционно-развивающая работа позволит решить проблему задержки развития у детей дошкольного возраста, и повлиять на успешность дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.