Виды и особенности человеческой памяти

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ 4

1.1 ПАМЯТЬ — СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 4

1.2. ВИДЫ ПАМЯТИ 6

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 10

2.1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 10

2.2. УПРАВЛЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Введение

Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее настоящие – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестает существовать. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти – это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на основе элементарной способности к запечатлению и – при соответствующих условиях – восстановлению данных чувствительности, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые существенно включаются мышление в сложном и противоречивом единстве с речью, внимание, интересы, эмоции и т.д.

В период обучения решающим фактором является способность памяти человека быстро усваивать и воспроизводить большие объемы информации и помочь в этом могут специальные приемы и методики.

Объект исследования: память.

Предмет исследования: виды и особенности, пути и средства улучшения памяти в период обучения.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... труда. Принципы научного управления: научный обор рабочего, обучение и изучение рабочего, специализация работы, важность ... управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может ... подход – предполагает, что руководитель рассматривает организацию в виде совокупности взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технологии, ...

Цель исследования: определить виды и особенности, а также основные методики улучшения памяти в период обучения.

Задачи исследования:

1.Определить сущность памяти и механизмы запоминания.

2.Рассмотреть механизмы развития памяти.

3.Определить основные способы улучшения памяти.

Глава 1. Виды и особенности памяти

1.1 Память — психический познавательный процесс 3">сложный психический процесс

Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) извлечение информации. Потому как последний компонент очень часть является критерием памяти, то к рассматриваемой совокупности стоит добавить и забывание, под которым понимается либо безвозвратная утрата информации, либо невозможность ее извлечения при обычных условиях.[3,45]

Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя:

1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.;

2) сохранение в памяти того, что было запомнено;

3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного.

Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.

Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово, рассказ, описание и т.д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.

Память относится к одному из самых индивидуализированных явлений психики и зависит от множества факторов: особенностей мозга и всей центральной нервной системы, среды, характера деятельности, типа личности и т.п. Поэтому трудно определить общие закономерности запоминания и еще труднее научиться эффективна им управлять, хотя и существует множество рекомендаций на сей счет, разрабатываются целые методики совершенствования памяти.

Немецкий психолог Г. Эббингауз предложил единую систему из 14 закономерностей механического запоминания нейтрального в смысловом и эмоциональном отношениях материала. Можно привести некоторые из них……………………………

Заключение

Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного.

Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Физической же основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.

5 стр., 2422 слов

Память как психологический процесс,круг явления памяти

... задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и ... сложившихся между людьми взаимоотношений; • оперативность, т.е. умение быстро мобилизовывать имеющуюся информацию, использовать ее в нужное время и в нужном месте; • ...

Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т.д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.

Память развивается как количественно, так и качественно, и совершенствуется в течение всей жизни. На нее влияют развитие нервной системы, условия воспитания и обучения, практическая деятельность. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.

Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процесса (как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение), а с другой — в особенностях содержания памяти (что запоминается).

Эти две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности.

Для улучшения памяти:

1) Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить

2) То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

3) Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации

4) Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации

5) Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну

6) О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют

7) Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память

8) Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени

9) Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

10) С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено и т.д.

Список использованной литературы

1. Вартанян Г.А., Лохов М.И. Механизмы регуляции памяти // Механизмы памяти. — Л., 1986.

2. Греченко Т.Н., Соколов Е.Н, Нейрофизиология памяти и обучения // Механизмы памяти. — Л., 1987.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. — М.: Изд-во «Учебная литература», 1997.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... объяснения механизмов памяти. Виды памяти Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и ... и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на ...

4. Кругликов Р.И. Системная организация памяти // Механизмы памяти. — М., 1987.

5. Психология: Учебник / Под ред. Проф. А.А.Крылова. — М.: Издат. группа «ПРОСПЕКТ», 1998.

6. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию. — М.: Мир, 1995.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

8. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. — М., 1981.

?

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3