Обратная связь: проведение анкетирования
Е.А. Балабанова
педагог-психолог, эксперт журнала
Процесс анкетирования играет большую роль в организации профессиональной деятельности любого специалиста, работающего в образовательной организации. Анкета — один из необходимых инструментов для сбора и сортировки первичной психолого-педагогической информации.
Когда мы говорим об обратной связи, то подразумеваем под этим термином свободное получение от работников информации. Хорошая обратная связь вовремя сигналит о том, насколько верно мы продвигаемся к своей цели, нужно ли поправить курс или изменить скорость, она помогает понять, что исправить и улучшить в работе, дает возможность оценить лояльность педагогов, получить от них инициативы и идеи относительно развития образовательной организации, а также оценку конкретных мероприятий. Обратная связь показывает педагогам, что их мнение важно.
В профессиональной деятельности педагога-психолога обратную связь можно организовать через анкетирование. Использование этого универсального способа позволяет выявить:
· запрос на работу педагога-психолога;
· уровень психологического просвещения педагогов;
· эффективность проведенной работы;
· уровень подготовки мероприятия;
· пожелания работников образовательной организации;
· необходимость коррекции деятельности педагога-психолога.
Рассмотрим вариант организации обратной связи в течение учебного года.
В начале учебного года администрации и педагогам предлагается заполнить анкету 1 (приложение 1), которая позволит определить потребности педагогического коллектива и в дальнейшем оптимизировать взаимодействие с педагогом-психологом. По итогам анкетирования выделяются группы педагогов, готовых к сотрудничеству, взаимодействию и развитию, их потребности относительно пополнения знаний по тем или иным направлениям психологии.
Наследующем совещании педагогам предлагается раздаточный материал (таблица 1) — в таблице представлены темы, которые при анкетировании получили большее количество запросов. К моменту проведения совещания педагог-психолог размещает часть информации на своем сайте в Интернете или внутренней локальной сети образовательной организации, расположенной на собственном сервере (здесь, как правило, размещается материал не для широкого доступа — как в случае с личным сайтом в Интернете).
Основы деятельности образовательных учреждений. Организация образовательного ...
... -методической деятельности коллектива, отдельных педагогов; проектирование методической работы в МДОУ. . Организационные руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой МДОУ; повышение квалификации (педагогов и своей); организация нормированного ...
В третьем столбце таблицы дается путь, по которому педагоги могут получить интересующую их информацию. Далее в течение учебного года проводятся семинары, тренинги, педсоветы по запросам педагогов, согласованные с администрацией образовательной организации.
Таблица 1
Запрос педагогов на психологическое просвещение
По результатам анкетирования 20___ — 20___ уч. года
Тема | Сайт или локальная сеть | Как найти |
Взаимодействие детей и родителей. Работа с гиперактивными детьми | Основной | Педагогам → Психологическое просвещение → Материалы педсоветов и МО → Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми |
Психологические особенности старших дошкольников | Основной | Педагогам → Старшая группа → Психологические особенности старших дошкольников (презентация) |
Как развивать внимание? | Основной | Педагогам → Материал по запросам педагогов → 2 пункт таблицы «Игры для развития внимания» (В сводной таблице игр можно выбрать те игры, которые вам понравились, — запросить у педагога-психолога описание и получить его в течение 2–3 дней.) |
Особенности поведения дошкольников (для родителей) | Локальная сеть | Психолог → РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ → для собраний 16 и 17 мая 2016 г. → для подготовительной группы → Кризис 7 лет: я и мир (презентация и файл с комментариями к собранию) |
Психолог → РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ → для собраний 16 и 17 мая 2016 г. → для младшей группы → Кризис 3 лет (презентация) |
В конце учебного года проводится анонимное анкетирование педагогов о работе педагога-психолога (приложение 2), итоги которого озвучиваются на августовском педсовете.
Подсчет результатов производится по 2 параметрам: средняя оценка (по 5-балльной шкале) и абсолютное одобрение (ответ в колонке 5).
Средняя оценка вычисляется по формуле:
Количество 1×1 Количество 2×2 Количество 3×3 Количество 4×4 Количество 5×5 Количество анкет |
Процент абсолютного одобрения подсчитываем обычной пропорцией:
341 — 100%
292 — х%
х = 29 × 100 : 34.
Результат округляется до целых чисел.
Итоги анкетирования для удобства представляются в виде таблицы, в которую добавляются результаты предыдущего года, — это позволяет педагогу-психологу увидеть, стала ли его деятельность эффективней с точки зрения администрации и педагогов (таблица 2).
Таблица 2
Учебный год | Работа с… | Средний балл | Количество мнений | Оценка за работу | |||||
2014–2015 | Педагогами | 4,4 | |||||||
Детьми | 4,8 | ||||||||
Родителями | 4,3 | ||||||||
2015–2016 | Педагогами | ||||||||
Детьми | |||||||||
Родителями |
Анкеты можно использовать также для получения обратной связи по какому-либо конкретному направлению деятельности педагога-психолога. Например, в рамках просветительской работы в течение года проводятся разные мероприятия: педсоветы, семинары, тренинги, мастер-классы, психологические занятия и т. п. По итогам педсовета можно использовать анкету 3(приложение 3).
Результаты подсчитываются аналогично анкете 2. По итогам анализа анкетдиректору образовательной организации предоставляется справка (приложение 4).
Также можно использовать анкетирование для получения обратной связи по проведению мастер-класса (приложение 5).
Приложение 1
Анкета для выявления потребностей педагогического коллектива
Уважаемые коллеги!
Для оптимизации вашего взаимодействия с педагогом-психологом заполните, пожалуйста, анкету.
Ф. И. О. _______________________________
1. Помощь педагога-психолога требуется:
а) Да; б) Нет
2. Готов(а) участвовать в рамках психологического просвещения в:
1) тренинге эффективного взаимодействия
а) Да; б) Нет
2) тренинге «Как защититься в ситуации конфликта?»
а) Да; б) Нет
3) семинаре «Методы снятия нервного напряжения»
а) Да; б) Нет
4) семинаре «Язык внешности»
а) Да; б) Нет
5) семинаре «Познай себя»
а) Да; б) Нет
6) семинаре «Минимальные мозговые дисфункции (ММД)»
а) Да; б) Нет
7) семинаре «Мотивы неправильного поведения детей»
а) Да; б) Нет
8) семинаре «Возрастные особенности дошкольников»
а) Да; б) Нет
9) семинаре «Дети с ОВЗ»
а) Да; б) Нет
10) семинаре «Синдром дефицита внимания и гиперактивность: мифы и реальность»
а) Да; б) Нет
11) Ваша тема _________________________
3. Вы бы хотели, чтобы педагог-психолог выложил на сайте материал:
1) Возрастные особенности дошкольников
а) Да; б) Нет
2) Игры, которые можно использовать на занятиях и вне их, для:
· сплочения коллектива
а) Да; б) Нет
· развития мышления
а) Да; б) Нет
· развития внимания
а) Да; б) Нет
· развития памяти
а) Да; б) Нет
3) Методы и приемы снятия нервного напряжения
а) Да; б) Нет
4) Типы конфликтных личностей
а) Да; б) Нет
5) Капризы детей
а) Да; б) Нет
6) Ваш вариант __________________________
Спасибо за участие!
Приложение 2
Анкета «Работа педагога-психолога в детском саду»
Уважаемые коллеги!
Оцените по 5-балльной шкале эффективность работы педагога-психолога с участниками образовательных отношений.
Целевая аудитория | Баллы | |||||
Педагоги | ||||||
Родители | ||||||
Воспитанники |
Ваши ожидания и предложения по работе _______________________________________________________________
Спасибо за участие!
Приложение 3
Анкета по результатам педсовета
Уважаемые коллеги!
Оцените по 5-балльной шкале уровень организации и проведения педсовета.
Критерий оценки | Баллы | |||||
1. Педсовет актуален | ||||||
2. В теоретической части было много интересной и полезной информации | ||||||
3. Считаю, что работа в группах была эффективна | ||||||
4. Игровой компонент педсовета актуален и полезен в работе | ||||||
5. Педсовет в таком формате мне в целом понравился | ||||||
6. Хотелось бы, чтобы большинство педсоветов по форме были похожи на этот |
Спасибо за участие!
Приложение 4
Анализ результатов анкетирования
Общее количество сданных анкет ______.
Критерий оценки | Средняя оценка | Абсолютное одобрение |
1. Педсовет актуален | 4,8 | 85% |
2. В теоретической части было много интересной и полезной информации | 4,5 | 62% |
3. Считаю, что работа в группах была эффективна | 4,7 | 85% |
4. Игровой компонент педсовета актуален и полезен в работе | 4,6 | 82% |
5. Педсовет в таком формате мне в целом понравился | 4,7 | 82% |
6. Хотелось бы, чтобы большинство педсоветов по форме были похожи на этот | 4,4 | 59% |
Вывод: Организаторы педсовета выбрали актуальную тему для работы. В теоретической части было недостаточно интересной и полезной информации или около 40% педагогов были хорошо знакомы с представленной темой. На следующем педсовете стоит активнее привлекать педагогов на этапе подготовки. Идея включать в педсовет активные формы работы, в т. ч. игры, доказала свою эффективность. Один из двух следующих педсоветов следует проводить в аналогичном формате (59% респондентов).
Приложение 5
Анкета по итогам мастер-класса
Уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас на мастер-классе и просим заполнить данную анкету.
Ф. И. О. _____________________________
Вопрос | Ваш ответ |
1. Считаете ли Вы, что была правильно выбрана стратегия подачи материала (минимум информации — самое основное)? | |
2. Хотелось бы Вам получить более полную информацию? Если да, то в какой форме? | |
3. Понравился ли Вам мастер-класс? | |
4. Воспользуетесь ли Вы предложенным материалом в своей практической деятельности? | |
5. Оцените эффективность мастер-класса по 5-балльной шкале |
Ваши пожелания и предложения. ______
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Спасибо за участие!
1 Общее количество заполненных анкет.>>вернуться в текст
2 Количество ответов в столбце «5».>>вернуться в текст