курса «Дошкольная педагогика с психолого-педагогическим практикумом»
в форме ПОРТФОЛИО
Модуль 1. Теоретические основы дошкольной педагогики(2 курс)
Тема 1. Дошкольная педагогика как наука и учебная дисциплина
Тема 1.1. Характеристика дошкольной педагогики как науки
Задания для самостоятельной работы
- Составить словарь основных понятий по дошкольной педагогике:педагогика, дошкольная педагогика, воспитание, обучение, развитие, образование, объект и предмет дошкольной педагогики, педагогический процесс.
- Подготовить реферативный обзорна тему «Сравнительный анализ развития теории и практики зарубежной и отечественной дошкольной педагогики».
Литература
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 55-65.
Тема 1.3. Методы педагогического исследования в дошкольной педагогике
Основные понятия:методология, гуманитарный подход, педагогическое исследование, метод исследования, тестирование, ранжирование, шкалирование, контекст.
Дидактические единицы по теме: методология современных педагогических исследований дошкольного детства; ребенок дошкольного возраста как субъект воспитания и объект педагогического исследования.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовьтесь к участию в работе семинара-практикума«Проблемы и методы современных исследований в дошкольной педагогике».
- Определите приоритетные направления современных психолого-педагогических исследованийна основе анализа рубрик и содержания тематических номеровпрофессиональных журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Детский сад: теория и практика» и др.
- Сформулируйте и обоснуйте выводы о перспективах развития научного поиска в контексте стандартизации дошкольного образованияв современной России.
- Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
Литература
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. – с. 6.
- Доронов С. Игра как ведущая деятельность дошкольников в Примерной основной общеобразовательной программе «Успех» // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 5. – с. 12.
- Доронов С. ФГТ к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сюжетная игра и игра с правилами // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 12. – с. 88.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 68-73.
- Праздникова Г.З. Подходы к изучению и трансляции лучших педагогических практик // Практика управления ДОУ. – 2012. — № 04 (8).
- Слободчиков В.И. Дошкольное образование – полигон для культурных проб ребенка // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 4 (36).
6 стр., 2718 слов
Семинар Теория и практика образования как источник проблем научного исследования
... - 207 с. - 20 экз. 9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике : теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академ. проект ; М. : Трикста, 2008. ... быть использован в педагогических исследованиях? 3. Составьте кластер практических проблем в современном образовании, которые нуждаются в исследовании. 4. Составьте микротезаурус двух ведущих понятий вашего исследования. ...
– С. 12-15.
- Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…» // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. – с. 50.
Тема 2. Дошкольное образование как система
Тема 2.1. Теоретические и программно-методические основы дошкольного образования
Основные понятия: амплификация детского развития; детство, самоценность детства, бихевиоризм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм; гуманистическое личностно-ориентированное воспитание; развивающее обучение; развивающее образование; субъектность ребенка.
Задания для самостоятельной работы
- Составить словарьосновных понятий по данной теме.
- Оформите сравнительную таблицу«Общие концепции дошкольного воспитания в России».
- Подготовьте реферативный обзор, посвященный одной из авторских концепций дошкольного воспитания.
- Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
Литература
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики / / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005. .
- Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление ДОУ.- № 6. – Москва: Сфера, 2006.
- Григорьева Г.Г. Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях. http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/14209.html
- Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с. (Серия: Бакалавр. Углубленный курс).
15 стр., 7231 слов
Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
... моментах развития детей дошкольного возраста. Также в этой курсовой рассматривается дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и основные методики дошкольного образования. Анализируются проблемы дошкольного образования. 1. Определение понятия "дошкольное образование" ...
– С. 276-288.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: Сб. нормативно-правовых документов. – Сост. Р.Б. Стеркина. – М.: 1996 (2001) – Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.
- Крулехт М.В. Педагогическая концепция целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности / Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 160 с.: ил. (Библиотека программы «Детство»).
- Кудрявцев В. От педагогики повседневности – к педагогике развития // Дошкольное воспитание. – 2005. — №3. – С. 70; № 6. – С. 95; № 11. – С. 53.
- Кудрявцев В.Т. Концепция проекта развивающего дошкольного образования / «Тропинки». http://www.tovievich.ru/book/22/283/1.htm
- Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. М.В. Крулехт. – СПб.: Акцидент, 1998. – 48 с.
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов Л.Г. Дошкольное образование как ступень системы общего образования / Научная концепция под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Институт развития образования РАО, 2005.
Тема 2.1. Теоретические и программно-методические основы дошкольного образования (Практикум)
Круглый стол. Мировой опыт развития дошкольного образования: сравнительный анализ. (Международные конференции детей младшего возраста, 2010-2013 гг.)
Цель: обеспечить становление опыта учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе подготовки и проведения практических занятий, имеющих теоретико-исследовательскую направленность.
План
- Ценностное содержание понятия «дети младшего возраста», принятого в международном профессионально-педагогическом сообществе.
- Сравнительный анализ общего и отличного в системах дошкольного образования в моделях – скандинавской, американской, азиатской. Критерии анализа: концептуальные идеи, «жесткий» или «рамочный» характер содержания деятельности педагогов и детей, требования к образовательным программам и развивающей среде, результатам обучения и воспитания детей.
Литература
- Веракса А.Н. Дошкольное образование в трех культурах (США, Китай, Япония) // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).
– С. 58-63.
- Дамовска Л. Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).
– С. 76-78.
- Денисенкова Н.С. Западные и отечественные образовательные программы для дошкольников: преимущества и подводные камни // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. — № 4.
- Писарева Л. Современные дошкольные учреждения Германии// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 10. – с. 116.
- Писарева Л. Подготовка дошкольника к достижению школьной зрелости в Германии// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 11. – с. 126.
- Реснянская Н.Л. Больше свободы воспитателю, или перенимая зарубежный опыт // Практика управления ДОУ. – 2013. — № 2.
- Савина А. Польша: когда особые дети идут в обычный детский сад // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 5. – с. 114.
- Степанова С. Особенности системы образования в детских садах Англии// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 12. – с. 113.
- Стандарт дошкольного образования в Швеции // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).
12 стр., 5889 слов
Игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
... средства и возможности педагогической работы с детьми в ДОУ. Объект исследования: нравственное воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: игра как средство нравственного воспитания дошкольника. Цель исследования: изучить игру как ...
– С. 64-75.
- Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 5 (37).
– С. 68-78.
- Яценко И. Становление систем экспертного измерения и развития качества деятельности дошкольных учреждений в ФРГ// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 9. – с. 108.
Тема 2.2. Проблема стандартизации дошкольного образования (Практикум)
Семинар.Проблемы внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
План
- Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы ФГОС дошкольного образования в РФ: принципы и подходы.
- Психологические основы стандарта дошкольного образования.
- Проблема преемственности дошкольного и начального уровней общего образования в РФ.
Литература
- Волосовец Т.В. Вариативность дошкольного образования: основные направления http://doy.direktor.ru/data/upload/praktika_upravlenia_DOU_0_2011.pdf
- Григорьева Г.Г. Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях // Современное дошкольное образование: теория и практика http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/14209.html
- Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. -1997. — № 1.
- Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования http://vtk.interro.ru/book/24/478/1.htm
- Кудрявцев В.Т. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства – к принципам самодетерминации и амплификации детского развития http://www.tovievich.ru/book/2/207/1.htm
- Кудрявцев В.Т. Концепция проекта развивающего дошкольного образования / «Тропинки». http://www.tovievich.ru/book/22/283/1.htm
- Слободчиков В.И. Дошкольное образование – полигон для культурных проб ребенка // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 4 (36).
– С. 12-15.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- Юдина Е.Г. Основные тенденции в развитии системы дошкольного образования http://doy.direktor.ru/data/upload/praktika_upravlenia_DOU_0_2011.pdf
Вариант 2. Ролевая игра. «Можно ли стандартизировать нестандартизируемое?» Мнения психологов, педагогов, социологов, школьных учителей
Дошкольное воспитание №5, 1989
... Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), ... Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском ...
План
- Просмотр презентации «ФГОС дошкольного образования глазами социолога, психолога, педагога».
- Дискуссия с учетом позиций различных участников образовательных отношений.
Литература
- Асмолов А.Г. Стандарт — это норма необходимого разнообразия // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 5 (37).
– С. 14-19.
- Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. – 2012. — № 4. http://www.pmedu.ru
- Волосовец Т.В. Стандарт дошкольного образования: главный принцип – не навреди // Практика управления ДОУ. – 2013. — № 05 (16).
– С. 3-7.
- Кудрявцев В.Т. Образование до школы: какой ценой? Дискуссия «Проблемы «стандартизации» дошкольного образования http://vtk.interro.ru/book/24/479/1.htm
- Нестандартный стандарт дошкольного образования (Обсуждение ФГОС дошкольного образования в Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ) // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).
– С. 6-18.
- Юдина Е.Г. Детей до семи лет не стоит заставлять учиться http://www.tovievich.ru/news/27.03.2013/2336.htm
Тема 2.3. Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (доо)
Основные понятия: целостность образовательного процесса; методы воспитания; методы обучения; формы организации обучения детей дошкольного возраста; метод проектов; готовность к школьному обучению.
Задания для самостоятельной работы
- Составить словарьосновных понятий по данной теме.
- Подготовьтесь к участию в педагогическом практикуме на тему «Формы и виды совместной деятельности педагога с детьми».
- Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
Литература
- Ельцова О. Организация педагогического процесса в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 10. – С. 7.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
- Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Культурно-досуговые праздничные традиции в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 8.
- Кузнецова Н. Литературно-речевые досуги, праздники, игры // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 91.
Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего ...
... у детей дошкольного возраста как социально-нравственная проблема. Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза исследования: воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста ...
(Зимняя сессия – 3 курс)
Тема 3. Характеристика образовательных областей дошкольного образования
Тема 3.2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Основные понятия: культура поведения дошкольника; этикет; игра; труд.
Дидактические единицы по теме: задачи, содержание и педагогические условия воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста; современные технологии развития, воспитания и обучения ребенка в игре; основы методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы
- Составить словарьосновных понятий по данной теме.
- Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
Литература
- Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными // Дошкольное воспитание. – 2007. — №12. – С. 101.
- Густомясова А. Воспитание социальной компетентности // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 5. – С. 106.
- Иваненко М. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 4. – С. 97.
- Иванова Н., Калинина А., Бардинова Е. Дошкольники в детской субкультуре // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 9; 10.
- Кадушкина Е. Дети и средства массовой информации // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 4. – С. 116.
- Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 4. – С. 66.
- Клепцова Е. Детская нетерпимость // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 78.
- Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 11. – С. 51.
- Русина Е. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: есть ли оно в наших детских садах? // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 10.
- Слепцова И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 3. – С. 74.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 8. – С. 73; Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //№ 9 – С 68.
- Ушакова О.А., Емельяненко Е.М., Конина И.И. Среда как средство социализации личности дошкольника // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. — № 1.
- Широких О., Космачева Н. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 4. – С. 42.
- Юркова С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. — № 1.
Тема 3.2. Семинар-практикум «Взрослые и дети в мире игры»
Цели: 1) содействовать постановке профессиональных задач сопровождения игровой деятельности дошкольников с учетом современных тенденций в сфере дошкольного образования: примитивизация и обеднение содержания детской игры в условиях информатизации среды; недооценка взрослыми развивающей функции игровой деятельности как одного из механизмов социализации ребенка-дошкольника;
Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
... И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука рассматривает процесс обучения как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка. Образование, воспитание и развитие ...
2) формировать навыки: группового взаимодействия, активного слушания, выбора субъектной позиции (педагога, родителя, эксперта, наблюдателя, ребенка-дошкольника).
План
- Групповая дискуссия«Во что играют наши дети?» по материалам статьи В.В. Абраменковой.
- Ролевая игра«Взрослые и дети в мире игры».
- Самооценкаучастия в групповой дискуссии и ролевой игре.
Задание к вопросу1. Формулировка проблемы статьи и обоснование причин ее возникновения. Выводы, к которым приходит автор статьи. Подготовка докладов в двух микрогруппах.
Задание к вопросу2. Защита предложений по решению проблемы развития игровой деятельности дошкольников в современных социокультурных условиях (тезисы к публикациям Н.А. Коротковой и О.В. Солнцевой).Роли: взрослые (педагоги и родители), дети (мальчики и девочки) дошкольного возраста.
Литература:
- Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 1998. — № 4.- С. 33-34.
- Абраменкова В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и ответственность взрослых // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. — с. 28-36.
- Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. — с. 74-85.
- Бурлакова И., Клопотова Е., Коптева Т. Дворовые игры как элемент детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 12. – с. 7.
- Доронов С. ФГТ к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сюжетная игра и игра с правилами // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 12. – с. 88.
- Короткова Н. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду. – 2010. – 3 4. – С. 2-8.
- Маралова Е.А. Развитие способностей к социализации у детей в условиях детского сада // Дошкольная педагогика. – 2013. — № 9 (94) ноябрь. – С. 17-21. http://www.doshped.ru/files/9-ДошПед-Маралова.pdf
- Солнцева О.В. Как изменился мир игры современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. — с. 86-95.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
Тема 3.4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Основные понятия: эстетическое воспитание, художественно-эстетическое развитие; синтез искусств, литературное развитие.
Вопросы и задания для самоконтроля
- В чем своеобразие методов и приемов художественно-эстетического развития дошкольников? Приведите примеры и охарактеризуйте позиции различных исследователей (Е.А. Флерина, Т.Г. Казакова, Н.А. Курочкина, Г.Г. Григорьева и др.).
- Раскройте сущность термина «художественное экспериментирование» как исследовательского метода в создании изображения (Т.С. Комарова, И.А. Лыкова).
- Какие средства эстетического развития и воспитания, а также элементы предметно-развивающей среды следует использовать в работе с детьми дошкольного возраста?
- В чем специфика задач и содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста? Как задачи музыкального воспитания решаются в контексте концепции целостного развития ребенка как субъекта поведения и деятельности?
- Раскройте содержание и структуру понятия «литературное развитие» (О.В. Акулова, О.Н. Сомкова).
23 стр., 11205 слов
Педагогические условия формирования гуманистической направленности ...
... направленности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс гуманистической направленности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста ...
Охарактеризуйте задачи литературного развития детей разных возрастных групп.
Задания для самостоятельной работы
- Составить словарьосновных понятий по данной теме.
- Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
Литература
- Асланова Ю., Попова О., Гамбарян З. Приобщаем к чтению книг // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 4. – с. 55.
- Гриценко Ч. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 8.
- Кузнецова Н. Литературно-речевые досуги, праздники, игры // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 91.
- Лисицына И.А., Молева И.Б. Оформление выставки совместного творчества родителей и детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 8.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
- Миронова Н. Формирование речевой культуры дошкольников в системе непрерывного литературного образования. Спецкурс для магистрантов // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 10. – с. 101.
- Миронова Н. Что такое литературное слушание? // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 7. – с. 65.
- Погодина С. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 5.
- Погодина С. Художественные техники. Уголь, сангина соус // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 1. – с. 41; Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // № 3. – С. 53; Художественные техники. Рисование с помощью пищевой пленки и салфеток // № 7. – С. 56. Художественные техники. Рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши // № 8. – С. 57. Художественные эталоны: как под их влиянием развивается детское изобразительное творчество // № 9. – С. 52.
- Тимофеева Л.Л. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса // Дошкольная педагогика. – 2013. – 3 10 (октябрь).
4 стр., 1956 слов
Одаренные дети: специфика процесса обучения и воспитания.
... отличаются. Цель работы: проанализировать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в образовательном учреждении, а так же их профессионального самоопределение в ...
– С. 7-12. http://www.doshped.ru/files/8-ДошПед-ТИМОФЕЕВА.pdf
Тема 3.4. Педагогический практикум. Современные технологии литературного развития дошкольников
Цель: содействовать формированию практической готовности студентов к проектированию процесса литературного развития дошкольников в совместных видах деятельности — развивающих, проблемно-игровых и творческо-игровых ситуациях; в составе микрогрупп разработать различные проекты (детские и детско-родительские проекты — театрально-игровые, художественно-речевые, музыкально-литературные).
План
- Проект «Детское книгоиздательство». Изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий, книжек-загадок и пр.
- Проект «Игра в библиотеку». Организация сюжетно-ролевой игры в библиотеку или книжный магазин с использованием книжек-самоделок и каталогов.
- Проект «Литературные праздники». Тематические недели по ознакомлению детей с творчеством детских писателей в различных формах: литературные викторины, театрализованная деятельность.
- Проект «Дом книги». Организация книжного уголка и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.
Использовать Приложение 5. Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса.
Литература
- Асланова Ю., Попова О., Гамбарян З. Приобщаем к чтению книг // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 4. – с. 55.
- Гриценко Ч. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 8.
- Груздова И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования. Статья первая // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 2. – с. 79.
- Груздова И. Формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста в игре: условия организации и педагогического руководства. Статья вторая // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 3. – с. 81.
- Кузнецова Н. Литературно-речевые досуги, праздники, игры // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 91.
- Лисицына И.А., Молева И.Б. Оформление выставки совместного творчества родителей и детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 8.
- Миронова Н. Формирование речевой культуры дошкольников в системе непрерывного литературного образования. Спецкурс для магистрантов // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 10. – с. 101.
- Миронова Н. Что такое литературное слушание? // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 7. – с. 65.
- Ступикова Л.Г., Толкачева Ю.В., Кордович С.А. Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2013. — № 10 (октябрь).
С. 16-19. http://www.doshped.ru/files/8-ДошПед-СТУПИКОВА.pdf
Приложение 5
Алгоритм проектирования предметно-развивающей среды
Компоненты предметно-пространственной развивающей среды:
1. Предметное содержание: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, оборудование для видов деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной, двигательной и др.
2. Пространственная организация: внесение, размещение, трансформация и т.д.
3. Изменения во времени: обновление, замена, функциональность, вариативность с учетом сезонных и социокультурных, региональных традиций.
Основы проектирования предметно-развивающей среды
Характеристика природно-климатических и социокультурных условий. Примерная основная образовательная программа, дополнительные программы, составляющие вариативную часть. Особенности состава возрастной группы: склонности и интересы детей, соотношение мальчиков и девочек. Личностные особенности и профессиональные интересы, увлечения педагогов. Материальные и архитектурно-пространственные условия (площадь помещений, открытость, информационно-коммуникационные средства и др.), общие принципы построения предметной среды.
Технологические шаги
1 шаг: анализ содержания образовательной программы группы детского сада; формулировка целей и задач проекта.
2 шаг: ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы, составить перечни оборудования для совместной и самостоятельной деятельности детей, учебно-методических пособий и игровых материалов.
3 шаг: составить перечень дополнительного оборудования (столы, стеллажи, контейнеры для игрового и другого материала, ширмы и др.)
4 шаг: схематично представить пространственное размещение оборудования в разных помещениях – групповой, спальне, раздевальной, умывальной и др.
5 шаг: реализовать размещение оборудования по схеме на ближайшие 2-3 месяца.
6 шаг: внесение изменений в предметно-развивающую среду с учетом дополнительной информации и имеющихся возможностей (беседы с детьми и родителями, анкетирование).
7 шаг: обосновать необходимость приобретения новых игровых и других материалов в течение года с учетом содержания образовательной программы, запросов детей и родителей.
Тема 4. Проектирование образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Тема 4.1. Педагогическая диагностика образовательного процесса в детском саду
Основные понятия: педагогическая диагностика; критерий, показатель; интерпретация; мониторинг образовательного процесса; качество дошкольного образования; измерение.
Вопросы и задания для самопроверки
Используя материал учебного пособия «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» (с. 376-389), подготовьте ответы на вопросы:
- Какие функции педагогической диагностики можно выделить исходя из ее целей?
- Почему одной из важнейших профессиональных задач современного педагога является диагностическая задача как показатель его компетентности (способность видеть каждого отдельно взятого ребенка в образовательном процессе)?
- Какие функции педагогической диагностики позволяют выявить сильные стороны в развитии ребенка, трудности и причины поведенческих проявлений?
- Какие правила детализируют принципы целостного изучения образовательного процесса, процессуальности и компетентности?
- Дайте характеристику этапов проектирования педагогической диагностики как деятельности педагога дошкольного образования.
Задания для самостоятельной работы
- Составить словарьосновных понятий по данной теме.
- Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
Литература
- Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 1.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. — № 1. http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13890.html
- Диагностика развития ребенка: проблемы инструмента измерения. Из опыта дошкольных образовательных учреждений штата Арканзас (США) // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2008. — № 4 http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13798.html
- Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — -№ 2. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=7514&catalogid=27
- Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». — Выпуск 2006. — www.omsk.edu.
- Репина Т.А. Необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2008. — № 1. http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13891.html
- Рофаль Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 9.
Тема 4.2. Планирование образовательного процесса в детском саду
Основные понятия: планирование, принцип социокультурной соотнесенности и учета субкультуры детей.
Вопросы и задания
- На каких принципах основано планирование современного образовательного процесса?
- Как реализуются принципы парциальности, социокультурной соотнесенности при конструировании образовательных ситуаций на примере выбора форм организации детской деятельности? Приведите примеры.
- В какой последовательности осуществляется планирование образовательного процесса?
- По каким линиям осуществляется усложнение планирования образовательного процесса? Выделите этапы освоения ребенком содержания программы в соответствии с квартальным планированием: в начале, середине и в конце учебного года.
- Дайте характеристику сущности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса.
Задания для самостоятельной работы
- Составить словарьосновных понятий по данной теме.
- Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
- Используя материал учебного пособия «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» (с. 389-401), а также рекомендованный список литературы, подготовьтесь к проектированию перспективного планаработы с детьми одной из возрастной групп. В составе микрогруппы обсудите выбор тематического содержания по примерной образовательной программе (с. 396-397).
Используйте технологию проектирования образовательного процесса, описанную в литературе. См.Приложение6. Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса
Литература
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад: теория и практика. – 2012. — № 9. – С. 6-19.
- Тихомирова О.В., Соколова Л.А. Механизм реализации ФГТ: проектирование образовательного процесса // Практика управления ДОУ. – 2011. — № 03 (4).
- Тихомирова О.В. Подготовка педагогов детского сада к проектированию образовательного процесса // Практика управления ДОУ. — -2012. — № 01 (5).
- Тихомирова О.В. Проектирование образовательного процесса: методическое сопровождение деятельности педагога // Практика управления ДОУ. – 2012. — № 02 (6).
- Тихомирова О.В. Моделирование образовательного процесса // Практика управления ДОУ. — -2012. — № 02 (7).
Приложение 6
Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса
Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, обобщенности и содержательности, привлекательности и личной значимости темы для детей с учетом их возраста. Проекты могут быть интегрированными (включают задачи из разных образовательных областей) и монопроектами (преобладают задачи одной из образовательных областей).
Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения. Формы участия родителей: помощь ребенку в поиске информации в энциклопедии или Интернете, посещении музея, сочинении сказки или загадки, создании совместного макета, коллажа; участие в организации целевой прогулки, похода, спортивном празднике, театрализованном представлении; демонстрация своих любительских или профессиональных умений (кулинарных, литературных, художественных) по теме проекта, презентация результатов проекта.
Примерная схема алгоритма проектного планирования
- Тема проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Предварительная работа.
- Содержание (по этапам проекта): виды совместной и самостоятельной деятельности детей в разных образовательных областях, в условиях развивающей среды, во взаимодействии с родителями.
Таблица
Мотивационный этап(содержание и формы работы).
Проблемно-деятельностный этап(содержание и формы работы).
Творческий этап(содержание и формы работы).
Литература. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил. – С. 398-401.
Тема 4.1. Педагогическая диагностика образовательного процесса в детском саду (Практикум).
Проектирование программы психолого-педагогического исследования.
План
- Проектирование карт индивидуального развития детей; карты мониторинга.
- Составление вопросов к стандартизированной беседе.
- Разработка анкет для педагогов и родителей.
- Реализация программы мини-исследования.
Задания для самостоятельной работы в ДОУ (2 ч.) Реализация программы психолого-педагогического исследования в самостоятельной диагностической работе в ДОУ (один из вариантов контрольной работы).
Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.
Теоретическая подготовка студентов: составить тезисы к статье (по выбору).
- Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 2.
- Клепцова Е. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 4. – С. 92.
- Клепцова Е. Детская нетерпимость // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 78.
- Русина Е. Личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: есть ли оно в наших детских садах? // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 2. – С. 10.
- Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. – 2007. — №3. – С. 74.
Практикум проводится в базовом ДОУ. Метод – структурированное педагогическое наблюдение в естественной для детей обстановке. Рекомендуемые для наблюдений ситуации: игровая деятельность на физкультурных занятиях, во время прогулки, игра-драматизация, конструктивная или художественно-речевая деятельность.
Задание. Описать ситуации стимулирования или порицания педагогом действий, поведения и деятельности детей: 1) зафиксировать дословно высказывание педагога, невербальные средства общения (мимика, интонации и сила голоса, поза, жесты и др.); 2) описать реакцию ребенка: речь, невербальные характеристики, 3) описать эмоциональное состояние ребенка и педагога (до и после).
Для фиксации данных подготовьте бланк протокола наблюдения.
Обработка полученных данных (количественный и качественный анализ). Какие высказывания в адрес детей преобладали – позитивные или негативные, нейтральные или оценочные? Какие приемы общения педагога с детьми были наиболее эффективны – прямые или косвенные, оценочные или нейтральные? Носило ли взаимодействие педагога с детьми конструктивный характер? Удалось ли педагогу верно определить мотивы поведения детей? Установите связь эмоциональных реакций детей с высказываниями педагога.
Тема 4.5. Проектирование взаимодействия доо с семьей (Практикум) Детский сад и семья как социальные партнеры
Цель: развивать способности определять достоинства и недостатки разных форм взаимодействия семьи и детского сада, обсуждать и находить способы разрешения конфликтов в процессе решения учебно-профессиональных задач.
План
Анализ публикаций по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в нетрадиционных формах.
- Технология составления портфолио дошкольника совместно с семьей.
- Составление анкет, опросников в целях изучения опыта семейного воспитания детей.
Защита педагогического проекта на основе применения технологии проектирования взаимодействиядошкольного учреждения с семьей на одну из предложенных тем: «Как организовать семейный досуг», «Как научить ребенка играть», «Ребенок на пороге школы» и др. См.Приложение 5. Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса
- Задания и задачидля самопроверки: варианты 1-6 (с. 60-63).
Литература
1.Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 1.
2.Белая К.Ю., Горелова О.П., Синицина Т.В. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 4.
3.Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. — № 2.
4.Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5.Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Культурно-досуговые праздничные традиции в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 8.
Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Тематический вечер как форма взаимодействия педагогов с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 5.