Задания для самостоятельного изучения содержания

курса «Дошкольная педагогика с психолого-педагогическим практикумом»

в форме ПОРТФОЛИО

Модуль 1. Теоретические основы дошкольной педагогики(2 курс)

Тема 1. Дошкольная педагогика как наука и учебная дисциплина

Тема 1.1. Характеристика дошкольной педагогики как науки

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить словарь основных понятий по дошкольной педагогике:педагогика, дошкольная педагогика, воспитание, обучение, развитие, образование, объект и предмет дошкольной педагогики, педагогический процесс.
  2. Подготовить реферативный обзорна тему «Сравнительный анализ развития теории и практики зарубежной и отечественной дошкольной педагогики».

Литература

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 55-65.

Тема 1.3. Методы педагогического исследования в дошкольной педагогике

Основные понятия:методология, гуманитарный подход, педагогическое исследование, метод исследования, тестирование, ранжирование, шкалирование, контекст.

Дидактические единицы по теме: методология современных педагогических исследований дошкольного детства; ребенок дошкольного возраста как субъект воспитания и объект педагогического исследования.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовьтесь к участию в работе семинара-практикума«Проблемы и методы современных исследований в дошкольной педагогике».

  1. Определите приоритетные направления современных психолого-педагогических исследованийна основе анализа рубрик и содержания тематических номеровпрофессиональных журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Детский сад: теория и практика» и др.
  2. Сформулируйте и обоснуйте выводы о перспективах развития научного поиска в контексте стандартизации дошкольного образованияв современной России.
  3. Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.

Литература

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. – с. 6.
  2. Доронов С. Игра как ведущая деятельность дошкольников в Примерной основной общеобразовательной программе «Успех» // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 5. – с. 12.
  3. Доронов С. ФГТ к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сюжетная игра и игра с правилами // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 12. – с. 88.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 68-73.
  5. Праздникова Г.З. Подходы к изучению и трансляции лучших педагогических практик // Практика управления ДОУ. – 2012. — № 04 (8).
  6. Слободчиков В.И. Дошкольное образование – полигон для культурных проб ребенка // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 4 (36).

    6 стр., 2718 слов

    Семинар Теория и практика образования как источник проблем научного исследования

    ... - 207 с. - 20 экз. 9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике : теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академ. проект ; М. : Трикста, 2008. ... быть использован в педагогических исследованиях? 3. Составьте кластер практических проблем в современном образовании, которые нуждаются в исследовании. 4. Составьте микротезаурус двух ведущих понятий вашего исследования. ...

    – С. 12-15.

  7. Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…» // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. – с. 50.

Тема 2. Дошкольное образование как система

Тема 2.1. Теоретические и программно-методические основы дошкольного образования

Основные понятия: амплификация детского развития; детство, самоценность детства, бихевиоризм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм; гуманистическое личностно-ориентированное воспитание; развивающее обучение; развивающее образование; субъектность ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • Составить словарьосновных понятий по данной теме.
  • Оформите сравнительную таблицу«Общие концепции дошкольного воспитания в России».
  • Подготовьте реферативный обзор, посвященный одной из авторских концепций дошкольного воспитания.
  • Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики / / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005. .
  3. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление ДОУ.- № 6. – Москва: Сфера, 2006.
  4. Григорьева Г.Г. Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях. http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/14209.html
  5. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с. (Серия: Бакалавр. Углубленный курс).

    15 стр., 7231 слов

    Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности

    ... моментах развития детей дошкольного возраста. Также в этой курсовой рассматривается дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и основные методики дошкольного образования. Анализируются проблемы дошкольного образования. 1. Определение понятия "дошкольное образование" ...

    – С. 276-288.

  6. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: Сб. нормативно-правовых документов. – Сост. Р.Б. Стеркина. – М.: 1996 (2001) – Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.
  7. Крулехт М.В. Педагогическая концепция целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности / Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 160 с.: ил. (Библиотека программы «Детство»).
  8. Кудрявцев В. От педагогики повседневности – к педагогике развития // Дошкольное воспитание. – 2005. — №3. – С. 70; № 6. – С. 95; № 11. – С. 53.
  9. Кудрявцев В.Т. Концепция проекта развивающего дошкольного образования / «Тропинки». http://www.tovievich.ru/book/22/283/1.htm
  10. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. М.В. Крулехт. – СПб.: Акцидент, 1998. – 48 с.
  11. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов Л.Г. Дошкольное образование как ступень системы общего образования / Научная концепция под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Институт развития образования РАО, 2005.

Тема 2.1. Теоретические и программно-методические основы дошкольного образования (Практикум)

Круглый стол. Мировой опыт развития дошкольного образования: сравнительный анализ. (Международные конференции детей младшего возраста, 2010-2013 гг.)

Цель: обеспечить становление опыта учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе подготовки и проведения практических занятий, имеющих теоретико-исследовательскую направленность.

План

  1. Ценностное содержание понятия «дети младшего возраста», принятого в международном профессионально-педагогическом сообществе.
  2. Сравнительный анализ общего и отличного в системах дошкольного образования в моделях – скандинавской, американской, азиатской. Критерии анализа: концептуальные идеи, «жесткий» или «рамочный» характер содержания деятельности педагогов и детей, требования к образовательным программам и развивающей среде, результатам обучения и воспитания детей.

Литература

  1. Веракса А.Н. Дошкольное образование в трех культурах (США, Китай, Япония) // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).

    – С. 58-63.

  2. Дамовска Л. Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).

    – С. 76-78.

  3. Денисенкова Н.С. Западные и отечественные образовательные программы для дошкольников: преимущества и подводные камни // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. — № 4.
  4. Писарева Л. Современные дошкольные учреждения Германии// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 10. – с. 116.
  5. Писарева Л. Подготовка дошкольника к достижению школьной зрелости в Германии// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 11. – с. 126.
  6. Реснянская Н.Л. Больше свободы воспитателю, или перенимая зарубежный опыт // Практика управления ДОУ. – 2013. — № 2.
  7. Савина А. Польша: когда особые дети идут в обычный детский сад // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 5. – с. 114.
  8. Степанова С. Особенности системы образования в детских садах Англии// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 12. – с. 113.
  9. Стандарт дошкольного образования в Швеции // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).

    12 стр., 5889 слов

    Игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    ... средства и возможности педагогической работы с детьми в ДОУ. Объект исследования: нравственное воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: игра как средство нравственного воспитания дошкольника. Цель исследования: изучить игру как ...

    – С. 64-75.

  10. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 5 (37).

    – С. 68-78.

  11. Яценко И. Становление систем экспертного измерения и развития качества деятельности дошкольных учреждений в ФРГ// Дошкольное воспитание. – 2012. — № 9. – с. 108.

Тема 2.2. Проблема стандартизации дошкольного образования (Практикум)

Семинар.Проблемы внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

План

  1. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы ФГОС дошкольного образования в РФ: принципы и подходы.
  2. Психологические основы стандарта дошкольного образования.
  3. Проблема преемственности дошкольного и начального уровней общего образования в РФ.

Литература

  1. Волосовец Т.В. Вариативность дошкольного образования: основные направления http://doy.direktor.ru/data/upload/praktika_upravlenia_DOU_0_2011.pdf
  2. Григорьева Г.Г. Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях // Современное дошкольное образование: теория и практика http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/14209.html
  3. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. -1997. — № 1.
  4. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования http://vtk.interro.ru/book/24/478/1.htm
  5. Кудрявцев В.Т. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства – к принципам самодетерминации и амплификации детского развития http://www.tovievich.ru/book/2/207/1.htm
  6. Кудрявцев В.Т. Концепция проекта развивающего дошкольного образования / «Тропинки». http://www.tovievich.ru/book/22/283/1.htm
  7. Слободчиков В.И. Дошкольное образование – полигон для культурных проб ребенка // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 4 (36).

    – С. 12-15.

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  9. Юдина Е.Г. Основные тенденции в развитии системы дошкольного образования http://doy.direktor.ru/data/upload/praktika_upravlenia_DOU_0_2011.pdf

Вариант 2. Ролевая игра. «Можно ли стандартизировать нестандартизируемое?» Мнения психологов, педагогов, социологов, школьных учителей

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной игре взрослого с ре­бенком (детьми), ... Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... должен учиты­вать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском ...

План

  1. Просмотр презентации «ФГОС дошкольного образования глазами социолога, психолога, педагога».
  2. Дискуссия с учетом позиций различных участников образовательных отношений.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Стандарт — это норма необходимого разнообразия // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. – № 5 (37).

    – С. 14-19.

  2. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. – 2012. — № 4. http://www.pmedu.ru
  3. Волосовец Т.В. Стандарт дошкольного образования: главный принцип – не навреди // Практика управления ДОУ. – 2013. — № 05 (16).

    – С. 3-7.

  4. Кудрявцев В.Т. Образование до школы: какой ценой? Дискуссия «Проблемы «стандартизации» дошкольного образования http://vtk.interro.ru/book/24/479/1.htm
  5. Нестандартный стандарт дошкольного образования (Обсуждение ФГОС дошкольного образования в Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ) // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2013. — № 6 (38).

    – С. 6-18.

  6. Юдина Е.Г. Детей до семи лет не стоит заставлять учиться http://www.tovievich.ru/news/27.03.2013/2336.htm

Тема 2.3. Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (доо)

Основные понятия: целостность образовательного процесса; методы воспитания; методы обучения; формы организации обучения детей дошкольного возраста; метод проектов; готовность к школьному обучению.

Задания для самостоятельной работы

  • Составить словарьосновных понятий по данной теме.
  • Подготовьтесь к участию в педагогическом практикуме на тему «Формы и виды совместной деятельности педагога с детьми».
  • Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.

Литература

  1. Ельцова О. Организация педагогического процесса в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 10. – С. 7.
  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
  3. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Культурно-досуговые праздничные традиции в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 8.
  4. Кузнецова Н. Литературно-речевые досуги, праздники, игры // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 91.

Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста

23 стр., 11288 слов

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего ...

... у детей дошкольного возраста как социально-нравственная проблема. Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза исследования: воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста ...

(Зимняя сессия – 3 курс)

Тема 3. Характеристика образовательных областей дошкольного образования

Тема 3.2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Основные понятия: культура поведения дошкольника; этикет; игра; труд.

Дидактические единицы по теме: задачи, содержание и педагогические условия воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста; современные технологии развития, воспитания и обучения ребенка в игре; основы методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Задания для самостоятельной работы

  • Составить словарьосновных понятий по данной теме.
  • Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.

Литература

  1. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными // Дошкольное воспитание. – 2007. — №12. – С. 101.
  2. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 5. – С. 106.
  3. Иваненко М. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 4. – С. 97.
  4. Иванова Н., Калинина А., Бардинова Е. Дошкольники в детской субкультуре // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 9; 10.
  5. Кадушкина Е. Дети и средства массовой информации // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 4. – С. 116.
  6. Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 4. – С. 66.
  7. Клепцова Е. Детская нетерпимость // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 78.
  8. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 11. – С. 51.
  9. Русина Е. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: есть ли оно в наших детских садах? // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 10.
  10. Слепцова И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 3. – С. 74.
  11. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 8. – С. 73; Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //№ 9 – С 68.
  12. Ушакова О.А., Емельяненко Е.М., Конина И.И. Среда как средство социализации личности дошкольника // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. — № 1.
  13. Широких О., Космачева Н. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 4. – С. 42.
  14. Юркова С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. — № 1.

Тема 3.2. Семинар-практикум «Взрослые и дети в мире игры»

Цели: 1) содействовать постановке профессиональных задач сопровождения игровой деятельности дошкольников с учетом современных тенденций в сфере дошкольного образования: примитивизация и обеднение содержания детской игры в условиях информатизации среды; недооценка взрослыми развивающей функции игровой деятельности как одного из механизмов социализации ребенка-дошкольника;

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука рассматривает процесс обучения как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка. Образование, воспитание и развитие ...

2) формировать навыки: группового взаимодействия, активного слушания, выбора субъектной позиции (педагога, родителя, эксперта, наблюдателя, ребенка-дошкольника).

План

  1. Групповая дискуссия«Во что играют наши дети?» по материалам статьи В.В. Абраменковой.
  2. Ролевая игра«Взрослые и дети в мире игры».
  3. Самооценкаучастия в групповой дискуссии и ролевой игре.

Задание к вопросу1. Формулировка проблемы статьи и обоснование причин ее возникновения. Выводы, к которым приходит автор статьи. Подготовка докладов в двух микрогруппах.

Задание к вопросу2. Защита предложений по решению проблемы развития игровой деятельности дошкольников в современных социокультурных условиях (тезисы к публикациям Н.А. Коротковой и О.В. Солнцевой).Роли: взрослые (педагоги и родители), дети (мальчики и девочки) дошкольного возраста.

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 1998. — № 4.- С. 33-34.
  2. Абраменкова В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и ответственность взрослых // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. — с. 28-36.
  3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. — с. 74-85.
  4. Бурлакова И., Клопотова Е., Коптева Т. Дворовые игры как элемент детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 12. – с. 7.
  5. Доронов С. ФГТ к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сюжетная игра и игра с правилами // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 12. – с. 88.
  6. Короткова Н. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду. – 2010. – 3 4. – С. 2-8.
  7. Маралова Е.А. Развитие способностей к социализации у детей в условиях детского сада // Дошкольная педагогика. – 2013. — № 9 (94) ноябрь. – С. 17-21. http://www.doshped.ru/files/9-ДошПед-Маралова.pdf
  8. Солнцева О.В. Как изменился мир игры современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 1. — с. 86-95.
  9. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.

Тема 3.4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Основные понятия: эстетическое воспитание, художественно-эстетическое развитие; синтез искусств, литературное развитие.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чем своеобразие методов и приемов художественно-эстетического развития дошкольников? Приведите примеры и охарактеризуйте позиции различных исследователей (Е.А. Флерина, Т.Г. Казакова, Н.А. Курочкина, Г.Г. Григорьева и др.).
  2. Раскройте сущность термина «художественное экспериментирование» как исследовательского метода в создании изображения (Т.С. Комарова, И.А. Лыкова).
  3. Какие средства эстетического развития и воспитания, а также элементы предметно-развивающей среды следует использовать в работе с детьми дошкольного возраста?
  4. В чем специфика задач и содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста? Как задачи музыкального воспитания решаются в контексте концепции целостного развития ребенка как субъекта поведения и деятельности?
  5. Раскройте содержание и структуру понятия «литературное развитие» (О.В. Акулова, О.Н. Сомкова).

    23 стр., 11205 слов

    Педагогические условия формирования гуманистической направленности ...

    ... направленности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс гуманистической направленности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста ...

    Охарактеризуйте задачи литературного развития детей разных возрастных групп.

Задания для самостоятельной работы

  • Составить словарьосновных понятий по данной теме.
  • Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.

Литература

  1. Асланова Ю., Попова О., Гамбарян З. Приобщаем к чтению книг // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 4. – с. 55.
  2. Гриценко Ч. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 8.
  3. Кузнецова Н. Литературно-речевые досуги, праздники, игры // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 91.
  4. Лисицына И.А., Молева И.Б. Оформление выставки совместного творчества родителей и детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 8.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
  6. Миронова Н. Формирование речевой культуры дошкольников в системе непрерывного литературного образования. Спецкурс для магистрантов // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 10. – с. 101.
  7. Миронова Н. Что такое литературное слушание? // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 7. – с. 65.
  8. Погодина С. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 5.
  9. Погодина С. Художественные техники. Уголь, сангина соус // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 1. – с. 41; Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // № 3. – С. 53; Художественные техники. Рисование с помощью пищевой пленки и салфеток // № 7. – С. 56. Художественные техники. Рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши // № 8. – С. 57. Художественные эталоны: как под их влиянием развивается детское изобразительное творчество // № 9. – С. 52.
  10. Тимофеева Л.Л. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса // Дошкольная педагогика. – 2013. – 3 10 (октябрь).

    4 стр., 1956 слов

    Одаренные дети: специфика процесса обучения и воспитания.

    ... отличаются. Цель работы: проанализировать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в образовательном учреждении, а так же их профессионального самоопределение в ...

    – С. 7-12. http://www.doshped.ru/files/8-ДошПед-ТИМОФЕЕВА.pdf

Тема 3.4. Педагогический практикум. Современные технологии литературного развития дошкольников

Цель: содействовать формированию практической готовности студентов к проектированию процесса литературного развития дошкольников в совместных видах деятельности — развивающих, проблемно-игровых и творческо-игровых ситуациях; в составе микрогрупп разработать различные проекты (детские и детско-родительские проекты — театрально-игровые, художественно-речевые, музыкально-литературные).

План

  1. Проект «Детское книгоиздательство». Изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий, книжек-загадок и пр.
  2. Проект «Игра в библиотеку». Организация сюжетно-ролевой игры в библиотеку или книжный магазин с использованием книжек-самоделок и каталогов.
  3. Проект «Литературные праздники». Тематические недели по ознакомлению детей с творчеством детских писателей в различных формах: литературные викторины, театрализованная деятельность.
  4. Проект «Дом книги». Организация книжного уголка и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Использовать Приложение 5. Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса.

Литература

  1. Асланова Ю., Попова О., Гамбарян З. Приобщаем к чтению книг // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 4. – с. 55.
  2. Гриценко Ч. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 8.
  3. Груздова И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования. Статья первая // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 2. – с. 79.
  4. Груздова И. Формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста в игре: условия организации и педагогического руководства. Статья вторая // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 3. – с. 81.
  5. Кузнецова Н. Литературно-речевые досуги, праздники, игры // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 91.
  6. Лисицына И.А., Молева И.Б. Оформление выставки совместного творчества родителей и детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 8.
  7. Миронова Н. Формирование речевой культуры дошкольников в системе непрерывного литературного образования. Спецкурс для магистрантов // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 10. – с. 101.
  8. Миронова Н. Что такое литературное слушание? // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 7. – с. 65.
  9. Ступикова Л.Г., Толкачева Ю.В., Кордович С.А. Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2013. — № 10 (октябрь).

    С. 16-19. http://www.doshped.ru/files/8-ДошПед-СТУПИКОВА.pdf

Приложение 5

Алгоритм проектирования предметно-развивающей среды

Компоненты предметно-пространственной развивающей среды:

1. Предметное содержание: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, оборудование для видов деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной, двигательной и др.

2. Пространственная организация: внесение, размещение, трансформация и т.д.

3. Изменения во времени: обновление, замена, функциональность, вариативность с учетом сезонных и социокультурных, региональных традиций.

Основы проектирования предметно-развивающей среды

Характеристика природно-климатических и социокультурных условий. Примерная основная образовательная программа, дополнительные программы, составляющие вариативную часть. Особенности состава возрастной группы: склонности и интересы детей, соотношение мальчиков и девочек. Личностные особенности и профессиональные интересы, увлечения педагогов. Материальные и архитектурно-пространственные условия (площадь помещений, открытость, информационно-коммуникационные средства и др.), общие принципы построения предметной среды.

Технологические шаги

1 шаг: анализ содержания образовательной программы группы детского сада; формулировка целей и задач проекта.

2 шаг: ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы, составить перечни оборудования для совместной и самостоятельной деятельности детей, учебно-методических пособий и игровых материалов.

3 шаг: составить перечень дополнительного оборудования (столы, стеллажи, контейнеры для игрового и другого материала, ширмы и др.)

4 шаг: схематично представить пространственное размещение оборудования в разных помещениях – групповой, спальне, раздевальной, умывальной и др.

5 шаг: реализовать размещение оборудования по схеме на ближайшие 2-3 месяца.

6 шаг: внесение изменений в предметно-развивающую среду с учетом дополнительной информации и имеющихся возможностей (беседы с детьми и родителями, анкетирование).

7 шаг: обосновать необходимость приобретения новых игровых и других материалов в течение года с учетом содержания образовательной программы, запросов детей и родителей.

Тема 4. Проектирование образовательного процесса дошкольной образовательной организации

Тема 4.1. Педагогическая диагностика образовательного процесса в детском саду

Основные понятия: педагогическая диагностика; критерий, показатель; интерпретация; мониторинг образовательного процесса; качество дошкольного образования; измерение.

Вопросы и задания для самопроверки

Используя материал учебного пособия «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» (с. 376-389), подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие функции педагогической диагностики можно выделить исходя из ее целей?
  2. Почему одной из важнейших профессиональных задач современного педагога является диагностическая задача как показатель его компетентности (способность видеть каждого отдельно взятого ребенка в образовательном процессе)?
  3. Какие функции педагогической диагностики позволяют выявить сильные стороны в развитии ребенка, трудности и причины поведенческих проявлений?
  4. Какие правила детализируют принципы целостного изучения образовательного процесса, процессуальности и компетентности?
  5. Дайте характеристику этапов проектирования педагогической диагностики как деятельности педагога дошкольного образования.

Задания для самостоятельной работы

  • Составить словарьосновных понятий по данной теме.
  • Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.

Литература

  1. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 1.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. — № 1. http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13890.html
  3. Диагностика развития ребенка: проблемы инструмента измерения. Из опыта дошкольных образовательных учреждений штата Арканзас (США) // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2008. — № 4 http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13798.html
  4. Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — -№ 2. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=7514&catalogid=27
  5. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». — Выпуск 2006. — www.omsk.edu.
  6. Репина Т.А. Необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2008. — № 1. http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13891.html
  7. Рофаль Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 9.

Тема 4.2. Планирование образовательного процесса в детском саду

Основные понятия: планирование, принцип социокультурной соотнесенности и учета субкультуры детей.

Вопросы и задания

  1. На каких принципах основано планирование современного образовательного процесса?
  2. Как реализуются принципы парциальности, социокультурной соотнесенности при конструировании образовательных ситуаций на примере выбора форм организации детской деятельности? Приведите примеры.
  3. В какой последовательности осуществляется планирование образовательного процесса?
  4. По каким линиям осуществляется усложнение планирования образовательного процесса? Выделите этапы освоения ребенком содержания программы в соответствии с квартальным планированием: в начале, середине и в конце учебного года.
  5. Дайте характеристику сущности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы

  • Составить словарьосновных понятий по данной теме.
  • Составить 3-4 аннотациииз списка литературы.
  • Используя материал учебного пособия «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» (с. 389-401), а также рекомендованный список литературы, подготовьтесь к проектированию перспективного планаработы с детьми одной из возрастной групп. В составе микрогруппы обсудите выбор тематического содержания по примерной образовательной программе (с. 396-397).

    Используйте технологию проектирования образовательного процесса, описанную в литературе. См.Приложение6. Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса

Литература

  1. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад: теория и практика. – 2012. — № 9. – С. 6-19.
  2. Тихомирова О.В., Соколова Л.А. Механизм реализации ФГТ: проектирование образовательного процесса // Практика управления ДОУ. – 2011. — № 03 (4).
  3. Тихомирова О.В. Подготовка педагогов детского сада к проектированию образовательного процесса // Практика управления ДОУ. — -2012. — № 01 (5).
  4. Тихомирова О.В. Проектирование образовательного процесса: методическое сопровождение деятельности педагога // Практика управления ДОУ. – 2012. — № 02 (6).
  5. Тихомирова О.В. Моделирование образовательного процесса // Практика управления ДОУ. — -2012. — № 02 (7).

Приложение 6

Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса

Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, обобщенности и содержательности, привлекательности и личной значимости темы для детей с учетом их возраста. Проекты могут быть интегрированными (включают задачи из разных образовательных областей) и монопроектами (преобладают задачи одной из образовательных областей).

Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения. Формы участия родителей: помощь ребенку в поиске информации в энциклопедии или Интернете, посещении музея, сочинении сказки или загадки, создании совместного макета, коллажа; участие в организации целевой прогулки, похода, спортивном празднике, театрализованном представлении; демонстрация своих любительских или профессиональных умений (кулинарных, литературных, художественных) по теме проекта, презентация результатов проекта.

Примерная схема алгоритма проектного планирования

  1. Тема проекта.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Предварительная работа.
  4. Содержание (по этапам проекта): виды совместной и самостоятельной деятельности детей в разных образовательных областях, в условиях развивающей среды, во взаимодействии с родителями.

Таблица

Мотивационный этап(содержание и формы работы).

Проблемно-деятельностный этап(содержание и формы работы).

Творческий этап(содержание и формы работы).

Литература. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил. – С. 398-401.

Тема 4.1. Педагогическая диагностика образовательного процесса в детском саду (Практикум).

Проектирование программы психолого-педагогического исследования.

План

  1. Проектирование карт индивидуального развития детей; карты мониторинга.
  2. Составление вопросов к стандартизированной беседе.
  3. Разработка анкет для педагогов и родителей.
  4. Реализация программы мини-исследования.

Задания для самостоятельной работы в ДОУ (2 ч.) Реализация программы психолого-педагогического исследования в самостоятельной диагностической работе в ДОУ (один из вариантов контрольной работы).

Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.

Теоретическая подготовка студентов: составить тезисы к статье (по выбору).

  1. Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 2.
  2. Клепцова Е. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 4. – С. 92.
  3. Клепцова Е. Детская нетерпимость // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С. 78.
  4. Русина Е. Личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: есть ли оно в наших детских садах? // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 2. – С. 10.
  5. Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. – 2007. — №3. – С. 74.

Практикум проводится в базовом ДОУ. Метод – структурированное педагогическое наблюдение в естественной для детей обстановке. Рекомендуемые для наблюдений ситуации: игровая деятельность на физкультурных занятиях, во время прогулки, игра-драматизация, конструктивная или художественно-речевая деятельность.

Задание. Описать ситуации стимулирования или порицания педагогом действий, поведения и деятельности детей: 1) зафиксировать дословно высказывание педагога, невербальные средства общения (мимика, интонации и сила голоса, поза, жесты и др.); 2) описать реакцию ребенка: речь, невербальные характеристики, 3) описать эмоциональное состояние ребенка и педагога (до и после).

Для фиксации данных подготовьте бланк протокола наблюдения.

Обработка полученных данных (количественный и качественный анализ). Какие высказывания в адрес детей преобладали – позитивные или негативные, нейтральные или оценочные? Какие приемы общения педагога с детьми были наиболее эффективны – прямые или косвенные, оценочные или нейтральные? Носило ли взаимодействие педагога с детьми конструктивный характер? Удалось ли педагогу верно определить мотивы поведения детей? Установите связь эмоциональных реакций детей с высказываниями педагога.

Тема 4.5. Проектирование взаимодействия доо с семьей (Практикум) Детский сад и семья как социальные партнеры

Цель: развивать способности определять достоинства и недостатки разных форм взаимодействия семьи и детского сада, обсуждать и находить способы разрешения конфликтов в процессе решения учебно-профессиональных задач.

План

Анализ публикаций по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в нетрадиционных формах.

  1. Технология составления портфолио дошкольника совместно с семьей.
  2. Составление анкет, опросников в целях изучения опыта семейного воспитания детей.

Защита педагогического проекта на основе применения технологии проектирования взаимодействиядошкольного учреждения с семьей на одну из предложенных тем: «Как организовать семейный досуг», «Как научить ребенка играть», «Ребенок на пороге школы» и др. См.Приложение 5. Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса

  1. Задания и задачидля самопроверки: варианты 1-6 (с. 60-63).

Литература

1.Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 1.

2.Белая К.Ю., Горелова О.П., Синицина Т.В. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 4.

3.Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. — № 2.

4.Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5.Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Культурно-досуговые праздничные традиции в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 8.

Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Тематический вечер как форма взаимодействия педагогов с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 5.