Семинар Теория и практика образования как источник проблем научного исследования

Вопросы для обсуждения:

1. Виды источников и принципы работы с научной информацией. Основные приемы работы с текстовым источником.

2. Научно-педагогические журналы и монографические исследования как источник современных проблем образования человека.

3. Образовательная практика как источник проблематики научного исследования.

4. Назначение и правила составления аннотации, рецензии, оформления библиографического списка.

Задание:

1. Составьте аннотированный список научных журналов, которые могут вами использоваться для определения темы и в работе над диссертацией.

2. Прочитайте раздел монографии У. Эко о выборе темы дипломных работ и выпишите четыре правила выбора темы. Необходимо ли им следовать при выборе темы диссертации? Какой тип темы исследования (по классификации Эко) может быть использован в педагогических исследованиях?

3. Составьте кластер практических проблем в современном образовании, которые нуждаются в исследовании.

4. Составьте микротезаурус двух ведущих понятий вашего исследования. Он может быть представлен в виде таблицы:

Автор и название источника Содержание понятия

5. Составьте аннотацию и рецензию одной статьи, близкой теме вашего исследования.

6. Охарактеризуйте пять сайтов, которые вы сможете использовать для работы по теме вашего исследования.

Литература:

1. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 287 с. — 10 экз.

2. Аристер, Н. И. Управление диссертационным советом [Текст]: практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник; ред. Ф. И. Шамхалов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 464 с. 5экз.

3. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — М.: AcademiA, 2008. — 320 с.- 15 экз.

4. Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2009. — 320 с. — 10 экз.

5. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета [Текст]: науч.-метод. материалы / Ю. Б. Дроботенко [и др.]; ред. Н. В. Чекалева; Омск. гос. пед. ун-т. — СПб.: Книжный дом, 2009. — 247 с. — 70 экз.

6. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований []: Учеб. пособие / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск: ОмГПУ, 2007. — 203 с. — 30 экз.

7. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 394 с. — 20 экз.

8. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 5-е изд., испр. — М.: AcademiA, 2008. — 207 с. — 20 экз.

9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. —: Академ. проект; М.: Трикста, 2008. — 287 с. — 10 экз.

10. Михайлычев Е. А. Математические методы в педагогическом исследовании: учеб. пособие / Е. А. Михайлычев, Б. Е. Механцев. — М.: Высш. шк., 2008. — 196 с. — Библиогр.: с.194- 10 экз.

1) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Виртуальный педагогический институт // [Электронный ресурс] - // Режим доступа: edu.emissia.org, свободный

2. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — URL: www.emissia.org/offline/2009/1367.htm. — Гос.рег. 420 900 031. ISSN 1997−8588.

3. Эйдос. Интернет журнал // [Электронный ресурс] - // Режим доступа: www.eidos.ru/journal/, свободный

2) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Федеральный портал Российское образование. [Электронный ресурс] Режим доступа:

  1. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: lib.herzen.spb.ru
  2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Режим доступа: elibrary.ru/defaultx.asp
  3. //kafedra-forum.narod2.ru/ -форум конференции кафедры педагогики

2 семинар Методы исследования

1. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики

2. Специфика и классификация методов эмпирического исследования

3. Специфика и основные методы теоретиче­ского познания, его ключевые категории и понятия.

4. Использование методов смежных дисциплин в научных исследования.

Задание

1. Используя один из вариантов методики контент-анализа (Рабочая тетрадь) проведите анализ 1 понятия вашего исследования.

2. Используя план анализа статьи (Рабочая тетрадь) проведите анализ одной из статей по теме вашего исследования.

3. Выполните задания кейса — методы исследования.

4. Заполните диаграмму «Методы исследования»:

включают

пре

1. 2. 3.
1. 2. 3.
1. 2. 3.
1. 2. 3.

Литература:

1. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 287 с. — 10 экз.

2. Аристер Н. И. Управление диссертационным советом [Текст]: практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник; ред. Ф. И. Шамхалов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 464 с. 5экз.

3. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — М.: AcademiA, 2008. — 320 с.- 15 экз.

4. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2009. — 320 с. — 10 экз.

5. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета [Текст]: науч.-метод. материалы / Ю. Б. Дроботенко [и др.]; ред. Н. В. Чекалева; Омск. гос. пед. ун-т. — СПб.: Книжный дом, 2009. — 247 с. — 70 экз.

6. Шипилина Людмила Андреевна. Методология психолого-педагогических исследований []: Учеб. пособие / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск: ОмГПУ, 2007. — 203 с. — 30 экз.

7. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 394 с. — 20 экз.

8. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 5-е изд., испр. — М.: AcademiA, 2008. — 207 с. — 20 экз.

9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. —: Академ. проект; М.: Трикста, 2008. — 287 с. — 10 экз.

10. Михайлычев Е. А. Математические методы в педагогическом исследовании: учеб. пособие / Е. А. Михайлычев, Б. Е. Механцев. — М.: Высш. шк., 2008. — 196 с. — Библиогр.: с.194- 10 экз.

11. www.kraevskyvv.narod.ru

12. www.vovr.ru/

13. akmeo.ru/

14. www.emissia.org/

15.

3 семинар Научный аппарат исследования

1. Актуальные направления научных исследований и современные требования к актуальности диссертации

2. Противоречие исследования

2. Правила формулировки проблемы исследования

3. Определения объекта и предмета исследования

4. Формулировка цели и задач исследования

5. Обоснование практической значимости исследования

6. Формулировка положений, выносимых на защиту.

Задание:

1. Разработайте проспект оглавления диссертации по теме: «Развитие познавательной самостоятельности школьников во внеурочной деятельности».

2. Сформулируйте несколько противоречий, которые существуют в науке и практике, в связи с предстоящим введением профессионального стандарта педагога. Для этого посмотрите в авторефератах, как формулируются противоречия.

3. Выпишите из авторефератов по теме, близкой вашему исследованию, разные виды гипотез.

Литература:

1. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 287 с. — 10 экз.

2. Аристер, Н. И. Управление диссертационным советом [Текст]: практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник; ред. Ф. И. Шамхалов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 464 с. 5экз.

3. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — М.: AcademiA, 2008. — 320 с.- 15 экз.

4. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2009. — 320 с. — 10 экз.

5. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета [Текст]: науч.-метод. материалы / Ю. Б. Дроботенко [и др.]; ред. Н. В. Чекалева; Омск. гос. пед. ун-т. — СПб.: Книжный дом, 2009. — 247 с. — 70 экз.

6. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований []: Учеб. пособие / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск: ОмГПУ, 2007. — 203 с. — 30 экз.

7. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 394 с. — 20 экз.

8. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 5-е изд., испр. — М.: AcademiA, 2008. — 207 с. — 20 экз.

9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. —: Академ. проект; М.: Трикста, 2008. — 287 с. — 10 экз.

10. Михайлычев Е. А. Математические методы в педагогическом исследовании: учеб. пособие / Е. А. Михайлычев, Б. Е. Механцев. — М.: Высш. шк., 2008. — 196 с. — Библиогр.: с.194- 10 экз.

//www.kraevskyvv.narod.ru

//www.vovr.ru/

//akmeo.ru/

//www.emissia.org/

4 семинар Организация экспериментальной работы

1. Значение и виды экспериментов в научном исследовании

2. Этапы подготовки и проведения опытного исследования

5. Методика построения логики экспериментального исследования

6. Особенности этапа преобразования педагогической действительности в психолого-педагогическом исследовании.

Задание

1. Проанализируйте варианты проведения эксперимента, обоснуйте преимущества одного из них для вашего исследования. (Рабочая тетрадь)

2. Составьте план экспериментальной части своего исследования.

Литература:

1. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 287 с. — 10 экз.

2. Аристер, Н. И. Управление диссертационным советом [Текст]: практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник; ред. Ф. И. Шамхалов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 464 с. 5экз.

3. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — М.: AcademiA, 2008. — 320 с.- 15 экз.

4. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2009. — 320 с. — 10 экз.

5. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета [Текст]: науч.-метод. материалы / Ю. Б. Дроботенко [и др.]; ред. Н. В. Чекалева; Омск. гос. пед. ун-т. — СПб.: Книжный дом, 2009. — 247 с. — 70 экз.

6. Шипилина Людмила Андреевна. Методология психолого-педагогических исследований []: Учеб. пособие / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск: ОмГПУ, 2007. — 203 с. — 30 экз.

7. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 394 с. — 20 экз.

8. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 5-е изд., испр. — М.: AcademiA, 2008. — 207 с. — 20 экз.

9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. —: Академ. проект; М.: Трикста, 2008. — 287 с. — 10 экз.

10. Михайлычев Е. А. Математические методы в педагогическом исследовании: учеб. пособие / Е. А. Михайлычев, Б. Е. Механцев. — М.: Высш. шк., 2008. — 196 с. — Библиогр.: с.194- 10 экз.

11. Моисеев В.И. Философия и методология науки Учебное пособие. — Воронеж: Центрально Черноземное книжное издательство, 2003. — 236 с. /

12. www.kraevskyvv.narod.ru

13. www.vovr.ru/

14. akmeo.ru/

15. www.emissia.org/

16.

5 семинар Оценка качества научного исследования

1.Оценка актуальности научного исследования

2. Оценка значимости результатов научного исследования.

3. Оценка экспериментальной части исследования.

4. Подготовка выступления и презентации для защиты результатов исследования.

Задание:

1.Выберите автореферат на сайте ВАК РФ. Оцените актуальность одной из диссертаций по предложенной схеме (Рабочая тетрадь), насколько полно раскрыты все параметры актуальности темы. Актуальность диссертации раскрывается во введении (первые полторы страницы автореферата).

2. Проанализируйте практическую значимость результатов этого же диссертационного исследования по таблице Полонского (Рабочая тетрадь).

3. Составьте рекомендации для подготовки выступления и презентации на защиту.

Литература:

1. Аристер, Н. И. Управление диссертационным советом [Текст]: практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник; ред. Ф. И. Шамхалов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 464 с. 5экз.

2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — М.: AcademiA, 2008. — 320 с.- 15 экз.

3. Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2009. — 320 с. — 10 экз.

4. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета [Текст]: науч.-метод. материалы / Ю. Б. Дроботенко [и др.]; ред. Н. В. Чекалева; Омск. гос. пед. ун-т. — СПб.: Книжный дом, 2009. — 247 с. — 70 экз.

5. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 287 с. — 10 экз.

6. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований []: Учеб. пособие / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск: ОмГПУ, 2007. — 203 с. — 30 экз.

7. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 394 с. — 20 экз.

8. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 5-е изд., испр. — М.: AcademiA, 2008. — 207 с. — 20 экз.

9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. —: Академ. проект; М.: Трикста, 2008. — 287 с. — 10 экз.

10. Михайлычев Е. А. Математические методы в педагогическом исследовании: учеб. пособие / Е. А. Михайлычев, Б. Е. Механцев. — М.: Высш. шк., 2008. — 196 с. — Библиогр.: с.194- 10 экз.

1. www.kraevskyvv.narod.ru

2. www.vovr.ru/

3. akmeo.ru/

4. www.emissia.org/

5.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector