Задачами педагогической психологии являются:

1. Предмет, функции, цель и задачи учебной дисциплины «Психология и педагогика».

Психология – это наука о закономерностями развития и формирования психики

Цели психологии – способность раскрыть познавательные способности человека, ее рефлекторную теорию, моделирующую систему мозга, психологические процессы поведения, психологические процессы памяти и внимания, свойства ощущений и восприятий, восприятия и ощущения пространства и времени, процессы, происходящие в памяти человека, аспекты развития познавательных процессов, особенности и сущность ощущений психологии человека, характеристика перцептивных сенсорных процессов, эмоциональные процессы в образовании, работе, в быту, в общении, развитие образного схематического мышления, цветовые и тоновые эквиваленты эмоций, процессы в психологии личности.

Предмет — механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе..

Задачами педагогической психологии являются:

1)Изучение законов в психологической деятельности человека.

2)Раскрытие процесса , отражение реального мира в коре головного мозга.

3)Изучение , формирование психологических свойств личности.

Функции :

познавательная(умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег)

исследовательская(умения определять проблему для обсуждения и исследования)

информационная(умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания)

побудительная(умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности)

3. Психические явления, их сущность и классификация.

Психические явления — факты внутреннего, субъективного опыта. Разнообразные психические явления, формируют психику человека.

Психика-это отражение мозгом реальной действительности.

Классификация :

1) Психический процесс — быстро протекающие психические явления (память)

Волевые процессы. Эмоциональные процессы.

2) Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.(усталость,стресс,настроение человека)

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

... трактате О душе . Теперь полагаю мы разобрались о том, чтоименно изучается психологией в человеке. Но психология до известного времени невыделялась в самостоятельную науку, а проблему души ... разумеющееся понятие, что природа ничего напрасно не делает . В процессе своего эволюционного развития человек приобр лсовершенно необходимые способности, делающие его социальным субъектом. Этовозможность вести ...

3)Психологические свойства – это устойчивые качества личности (черты характера – решительность,общительность,доброжилательность)

4)Психологические образования(знания,навыки,умения,убеждения) Сознание-высший уровень психической деятельности человека(умения анализировать) Рефлекс – раздражение органов чувств, передача информации в мозг, обработка информации, передача импульса органу .

4. Историческое развитие взглядов на предмет психологии.

Основные проблемы философии и психологии души. Необходимость введения понятия души для объяснения жизненных явлений. Различные варианты понимания души в античной психологии. Толкование души Демокритом, Платоном, Аристотелем.

Психология как наука имеет очень длинную предысторию и очень короткую историю своего развития в качестве самостоятельной области научного знания. Если проблема психического более двух тысячелетий приковывала к себе внимание философов, то история психологии как позитивной науки не насчитывает и полтораста лет.

Философская мысль сформулировала несколько важнейших проблем, относящихся к природе душевных явлений. Так, в античной философии зарождаются два противоположных подхода к пониманию природы психического: идеализм и материализм.

Материализм: Философы исходили из предположения о существовании объективного мира. Психические явления зависят от материальных явлений. Т.е., материя первична, а психика вторична. В античной философии это Демокрит.

Идеализм: Первичность духовного мира, материальные явления это порождения особого духовного мира, то есть, психика первична, а материя вторична. В античной философии это Платон.

Борьба двух тенденций выступает в истории не как внешнее столкновение двух различных систем, а как внутренняя противоречивость философских воззрений.

Свое классическое выражение эта борьба имеет в системе взглядов Аристотеля. Аристотель, в определенном смысле, развивал линию Демокрита. Именно ему принадлежит тезис: «Если бы не было ощущаемого, то не было бы и ощущений». Следовательно, в системе воззрений Аристотеля признавалось существование объективного мира как источника ощущений. Тезис о том, что ощущение не может возникнуть без наличия ощущаемого, является материалистическим тезисом.

Но решая вопрос о том, в каких формах существует материя, в каких формах она выступает перед воспринимающим субъектом, Аристотель пришел к выводу, что эти формы имеют внеземное, то есть духовное, происхождение. Это линия Платона, т.е., идеализм.

5. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии

1) Бихевиоризм— (Джон Бродес Уотсон).

Открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... психология, психосоматика, психология аномального развития и тд. 4.Психика: сущность, содержание, структура Психика ( «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине. Психика ... информации Свойства ... психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы ... окружающего мира Ощущение— ...

2) Гештальтпсихология —ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.( Вольфганг Келер) «Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого» .

3) Психоанализ-учения З.Фрейда. В его работах был поставлен вопрос жизни человека .Фрейд предложил новую модель учения о личности , в которой утверждается , что личность строится их трёх компонентов : оно , я и сверх я .

4)Когнитивная психология –учения Найссера и Павийо .Главная роль в поведении субъекта – знания. Основаное понятие данного вида психологии –«схема».Представляет собой план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях.

5)Гуманистическая психология –Основатели хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать более жизненую психологию. Целью личности стало –самоосуществление , самоактуализация..

6. Принципы и методы исследования в психологии.

Методы психологии – это способы изучения психических особенностей людей , а также анализ результатов.

Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению.

Принципы : а)Причинности б)Системности(психика людей устойчивая систему психич. Элементов. В)Развития или Признания(развивается под влиянием условий жизни/деятел.

а)Эмпирическисе методы –сбор информации о психологических особенностях людей(наблюдение,опрос,интервью,анкета)

б)Методы обработким полученной информации с использованием математической статистики , с ЭВМ.

В)Теоретические методы Г)Методы практического характера(оказание психологической помощи ).

7. Понятие «психика», различные теоретические воззрения на природу психики.

Психика-это свойства живой,высоко организованой материи.Заключающейся в способности отражать своим состояние окружающий объективный мир. Анимизм Гилозоизм Гераклит: душа как «искорка Логоса» Демокрит: душа – поток огненных атомов Гиппократ: учение о темпераментах Алкмеон: мозг – орган души Анаксагор: «ум» как начало вещей Софисты: учителя мудрости Сократ: познай самого себя Платон: душа и царство идей Аристотель: душа – способ организации тела Психологические воззрения в эпоху эллинизма Стоики Эпикурейцы Проблемы нравственного поведения и воспитания Александрийская наука Гален Филон: пневма как дыхание Плотин: понятие о рефлексии Августин: понятие о внутреннем опыте.

8. Развитие психики в филогенезе, её функции.

10 стр., 4609 слов

Юнита Психология как наука. Природа и качественные особенности психики человека

... метроном. Ощущение - это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар ментронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания - ... отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология). В ...

Развитие психики в филогенезе:

1 подход – Антропсихизм ,высказал Декарт (психика присуща только человеку

2 подход – Панпсихизм ,высказали Французские материалисты (всему миру присуща психики и камню тоже)

3 подход- Биопсихизм , (психика-это свойсто живо Материи ,природы)

4 подоход- Нейропсихизм, высказал Чарльз Дарвин(психика свойственна только организмама,которыеимеют нервнуб систему)

5 подход- Мозгопсихизм,высказал Платонов(Психика только у организмов с Трубчатой нервоной системой)

Функции: а)Отражение окружающего мира. Б)Регулирование,поведение и деятельности живого сущ-ва, в целях обеспечения,его выживания.

9. Психика и мозг.

Психика тесно связано с деятельностью головного мозга . Мозг- состоит из головного,промежуточного,спинного мозга.

Головной мозг-из переднего,среднего и заднего мозга, его функция в управлении и обработки информации. Состоит из двух полушарий , кора мозга и серое вещество и подкорка. Головной мозг ассиметричен. Две сигнальные системы Павлова:

1)Она свойственна и человеку и животному(зрение,обоняние)

2)Вторая система только для человека и связанна с развитием мозга и речи )

3 типа людей : а)художественный тип-доминирует правое полушариемзга. Б)Доминирует левое полушарие , руководит преоблодающая вторая сигнальная система. В) средний тип.

10. Ощущение как первичная форма отражения действительности. Анализатор, его строение и виды.

Ощущение – это психический позновательный процесс заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений,действующих в данный момент на органы чувств. Его физиологической основой ощущений ,выспутает нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах.

Анализатор- это нервно-физиологический аппарат , инструмент ощущений , с помощью которго человек отражает ту или инуюсторону действительности . восемь анализаторов — двигательный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный, вестибулярный и висцеральный.

Виды анализатора:

А)Перифирический-рецептор , воспринимает действующий на него раздражитель.

Б) Центростремительные, проводящие воздуждение с пирифирии в нервные центры в головной мозг.

В) Соотвуствующие участники головного мозга , где происходит переработка информации.

11. Общие психофизиологические закономерности ощущений.

Закономерности :

Сущесвтует минимальный порого ощущений , максимальный порог , порог различия ощущений , адаптация Ю явление контраста :последовательные образы, сенсибилизация.

А) Последовательные образцы-это после прекращения раздражителя , возбуждение в рецепторах, того иои иного органа , ещёпродолжает действовать.

Б) Минимальная сила –при которой человек начинает его ощущать , называется минимальным порогом ощущения.

6 стр., 2908 слов

Память. Виды памяти и их особенности

... памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, ... П.П. были выделены: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память. Он считал эти виды памяти представляющими ступени единого генетического ряда. В частности, ...

В) Максимальная сила – за которое прекращается наростания раздражителя.

Г) Чувствительность – это граница диапазон ,между низшим и верхними порогами ощущения. Порок различия – разница между раздражителями одного ряда

Д) Адаптация – это способность анализатора приспосабливаться к действия раздрожителя и изъменять свою чувствительность.

Е)Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

12. Восприятие, его виды и типы.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений Ю непосредственно воздействующих на ограны чувств.

Виды восприятия :

А) Простое – которое вызникает на основе одного анализатора.

Б) Сложное – идёт воздействие нескольких анализаторов.

Типы восприятия :

А) Синтетический – он присущ людям , которые воспринимая окружающий мир не замечают деталей .

Б) Аналитические – это восприятие деталей , чем целого предмета.

В) Аналико-синтетический – одинаково воспринимают всё ,как надо.

13. Особенности восприятия.

Особенности восприятия :

А ) Осмысленность и обобщенность. Б) Предметность. В)Целостность. Г) Структурность.

Д) Константность.-постоянство Е) Избирательность. !апперцепция – прошлый опыт человека при воспр.

14. Внимание как ограничение поля восприятия, его функции и виды.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности.

Функции внимания :

1)обнаружение сигнала 2) бдительность 3) поиск 4) избирательное внимание 5) распределенное внимание.

Виды внимания :

1) Непроизвольное внимание (пассивное)- Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

2) Произвольное внимание —Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

10 стр., 4742 слов

Понятие о воображении. Виды воображения, его значение,физиологические основы

... памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком ... степени повышается значение нашего воображения. Виды воображения. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные: Пассивное ... внутреннего плана действий. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в ...

3) Послепроизвольное внимание -Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

15. Отличие природного от социально обусловленного внимания. Свойства внимания.

Свойства внимания – это направленность , объём , распределённость , сосредоточенность – они связаны со структурой деятельности человека.

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта

Объём — Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью.

Устойчивость — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

Переключаемость — Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Различают полное и неполное переключение внимания.

Распределение — Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. Теории исходящие из разделения ресурсов внимания между объектами допускают специфичность некоторых ресурсов внимания модальности стимула (вербальный, зрительный, слуховой и т.п.) Осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать музыку).

16. Воображение, его функции и виды.

Воображе́ние способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память

Функции :

целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...

... деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 2.1 Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения ... их в памяти. Воображение в собственном ... деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения ...

познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего.

психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития

Виды :

Активное — воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её.

Пассивное – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса.

Продуктивным называют воображение — в образах которого имеются много нового (элементов фантазии).

Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

 Репродуктивное это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам.

17. Воображение и деятельность.

Воображение — создание новых образов на основе ранее сформированных представлений. Память помогает человеку составить представление об образах прошлого, восприятие — об образах настоящего, воображение — об образах будущего. С помощью воображения человек компенсирует недостающую информацию, что позволяет ему принять решение.

Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмоциями, восприятием, памятью и другими познавательными процессами.

Виды воображения

Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Пользуясь активным воображением, человек может вызвать у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно. В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется, а не копируется или воссоздается. Репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, в каком она есть; хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение скорее напоминает восприятие или память, чем творчество.

18. Память, основные процессы памяти.

Память – психический познавательный процесс запечатления , сохранения и воспроизведения , прошлого опыта человека .Прежний опыт сохраняется виде представления.

Основные процессы :

А) Запоминание – это закрепление нового материала , путём связывания с приобрётённой раннее . Два вида запоминания : произвольная — когда становится цель что-либо запомнить , непроизвольная –когда не ставиться цель запомнить, механическая –в основе лежит повторение материала .

18 стр., 8870 слов

Личность и характер человека 2

... а общий, непреходящий характер». Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером ... отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. (А.В. Петровский) Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов). Чтобы избежать ...

Б) Забывание – это забывание не нужной информации.

В) Сохранение г) Воспроизведение : Произвольное — вызывается задачей воспроизведения чего-либо, хранящегося в памяти долговременной, коя ставится либо самому себе, либо другими людьми. Непроизвольное- — наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности; когда нет специально поставленной задачи воспроизведения и оно возникает под влиянием представлений. Формы: припоминание (усиленное) и узнавание(само по себе)

19. Виды памяти.

1) Образная память – она бывает зрительная , слуховая , обонятельная ) это память на цвет , форму и запах .

2) Двигательная – моторная память, это память из , которых складываеются различные действия. аэробика

3) Эмоциональная память – это память на чувства побуждающее человека повторять те действия , которые вызвали положительные действия , и избегать действия с неприятными эмоциями.

4) Словесно-логическая память – это память на мысли , ход рассуждений . Краткосрочная и долгосрочная. оперативная

20. Мышление, его виды и формы.

Мышление — это познавательный процесс опосредованного и обобщенного познания действительности.

Формы мышления :

А) Понятие – это отражение общих и существенный признаков предметов и явлений.

Б) Суждение –это установление связи , между предметами и явлениями , они могут быть истинными и ложными, единичными , общие и частные(земля крутится вокруг солнца –общее)

В) Умозаключение – это форма мышления в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Дедуктивное(рассуждение от общего к частному ) Индуктивное(из ряда частного к общему вывод)

Виды мышления :

1) Конкретно-действенное — мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей.

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

2) Конкретно-образное мышление- характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

3) Абстрактное мышление — направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

21. Общая характеристика мыслительных операций.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... появляется необходимость изучения деструктивного влияния педагогической деятельности на личность учителя, проявляющегося в стагнации, профессиональных кризисах ... есть в первую очередь особенность отношения человека к своей деятельности, а не количество работы, например. ... 2. Демонстративность – качество личности, проявляющееся в стремлении быть на виду, проявить себя. 3. Дидактичность выражается ...

Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важное место среди них отводится анализу, синтезу, сравнению, обобщению и классификации.

Операции мышления – отдельные, законченные, устойчивые и повторяющиеся мыслительные действия, посредством которых мышление приобретает исходную информацию. Операции представляют собой отдельные единицы в целостном процессе мышления. Все мыслительные операции тесно связаны друг с другом и не могут быть использованы в «чистом» (изолированном) виде. Так сравнения нельзя осуществлять без анализа, обобщение – без абстрагирования, классификация – без сравнения и т. д. Усвоение любой мыслительной операции проходит несколько стадий. Условно их можно назвать стихийной, полустихийной и сознательной. На стихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, но не осознаёт, как он это делает. На полустихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, осознаёт, как он это делает, но не понимает существа этой операции, считая, что её применение происходит само собой, без каких-либо правил. На сознательной стадии ученик сознательно использует знание правил осуществления мысленной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы учёными.

22. Мышление и речь, требования к содержанию и форме речи юриста.

РЕЧЬ — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Речь как речевуая деятельность, выступающая или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным(например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания).

Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях.

РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

24. Воля, ее характеристика. Структура и этапы волевого действия.

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

Характеристика воли : Волевое поведение, таким образом, существует при наличии двух главных факторов: 1) цели, за которой, конечно, стоят различные побуждения, и 2) препятствия {преграды, барьера).

Главное в волевом акте — осознания ценности цели.

Psikhologia_i_pedagogika_1 — Стр 2

Проявление воли отражается в : а)Сила воли б) Настойчивость в) Выдержка Г)Смелость.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Этапы волевого действия :

Простые ( Мотив,исполнение действия , оценка результата)

В сложных сопровождается столкновением противоречивых побуждений борьбой –борьбой мотивов.( осознание цели и стремление достичь ее, осознание ряда возможностей достижения цели,борьба мотивов и выбор)

25. Волевые качества личности.

Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли : 1) Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. 2)Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. 3) Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. 4) Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. 5) Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. 6) Смелость — это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности. 7) Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности. 8) Дисциплинированность это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера.

28. Характер как система отношений личности. Классификация черт характера

Хара́ктер— структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера.

Черты характера :

В отношении к другим людям (общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость -расточительность. аккуратность — неряшливость и т.д.).

29. Способности: виды и характеристика. Талант и одаренность.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Виды способностей :

учебные и творческие

умственные и специальные

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные

физические способности

Характеристика способностей :

1)Общий интеллект (способность к познанию и решению проблем)

2) Креативность (способность к творчеству, в том числе и к усмотрению проблем)

3)Обучаемость (способность к усвоению знаний и умений в условиях обучения)

Соотносится представление о специальных, частных способностях как совокупности свойств, обеспечивающих успех в одном, определенном виде деятельности.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. (слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); пространственный (присущ дизайнерам и художникам); физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике); предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами); цифровой (характерен для математиков, программистов))

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

30. Категория деятельности в психологии, её структура и виды.

Деятельность – это внутреняя пчихическая и внешняя физическая активность человека ,регулируемая сознательной целью, деятельность всегда целенапревленна.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности:

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

виды деятельности :

Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества.

Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности.

Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности.

31. Общение — основа межличностных отношений. Цели, средства, структура и виды общения.

Общение – это процесс обмена информацией и оказание различных воздействий людей друг на друга . Это сложная форма социальной активности содержания.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Средства общения :

А) Вербальные(голос,язык) Б)Невербальные(жесты,мимика,пантомимика)

Цели общения — классификация функций общения в зависимости от его цели:

1- контактная функция; 2- побудительная функция; 3- функция понимания; 4-функция установления отношений; 5- функция оказания влияния. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Структура общения :

По Андреевой-3структуры общения:

1)Комуникативная состовляющее(обмен информацией между людьми )

2)интегративная(включает в себя взаимодействие людей )

3)Социально-перцетивная(предпологает восприятие и познание людьми друг друга)

По Ласуэлбю :

1)Комуникатор-ччеловек передаёт сообщение. 2)Содержание сообщение. 3)Канал сообщения 4)Агрегат комуникации. 5)результат комуникации.

Виды общения :

1) По содержанию оно может быть:а) Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) б) Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) в) Когнитивное (обмен знаниями) г) Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2)Поцелям общения делятся на : а)Биологическое(поддерживаетразвитие,функционирование организма) б)Социальное(предпологает установление контактов,с целью личностного роста человека)

3) По средствам общение может быть: а)Вербально общение(язык,жесты) б)Проксимальное(мимика,пантомимика) и 4 его зоны-Публичная(750-400см) Социальная(140-120см) Личная(120-45СМ) иИнтимная(45-осм)

32. Конфликты, их виды.

Конфликт – это столкновение , противоречивых , противоположных взглядов , точек зрения , интересов людей .

Группы источников : 1)Ущемление личных интересов субъекта. 2)Ощибочное преписыввание коу либо , позиций направленных против субъекта.3)Психологическое непереносимость , основаная на предвзятом отношении и свойствам.

Виды конфликтов :

А)Внутриличностный-это состояние, неудовлетворённостей человека , какими либо сторонам его жизни.

Б) Межличнгостный-относится к взаимотношениям двух или нескольких людей и выражается в несовместимости их позиций.

В) Групповой и внутригрупповой-между группами ,внутри коллектива межличностный конфликт в зависимости от активности или пасивности сучъекта и аппанента

Виды межличнгстного конфликта : а) мнимый -один участник (заговор за глаза ) б) однородный – 2 участника , субъект и апанент в) Недоразумение – при обоюдной ошибке субъекта и объекта .

33. Способы развития, профилактики и разрешения конфликтов.

Способы развития конфликта :

А)поступательное (игровое)-развитие конфликта.Противники поочерёдно делают ходы , и только за тем конфликт достигает наивысшей точки)

Б) Бурная-лавинообразная(Действие участников конфликта стремительные,прямолинейные, быстро достигает своего максимального уровня и происходит резкий спад)

В) Взрывное(когда есть скрытый период нагнетения раздражения у одного из участников конфликта . и конфликт быстро достигает своего максимума)

Есть действительно неизбежные конфликты, связанные с процессом развития, и есть конфликты необязательные, которые порождаются неточностями в действиях руководителя, ошибками в формировании организационной структуры, неадекватным распределением полномочий и ответственности.

Исходы конфликта :

А) полное разрешение угасания конфликта.

Б) спад , переход в храническое состояние.

В)Возврат ,Стостояние готовности к конфликту.

Г) мнимый выход из конфликта, это отвлечение от проблему , без её преодоления.

34. Малая группа, её виды.

Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся

35. Стадии формирования коллектива. Виды лидеров

Стадии коллектива :

Стадия первичного синтеза(присматриваются к руководителю , а он знакоммит их с целями и задачами )

Стадия дифференциации (когда происходит образование микрогрупп,среднего звена )

Стадия синтеза (на который образуется общность установок , интересов,целей)

Командный, Административный,Авторитарный,Демократический.Либеральный,Анархический типы лидера.

Авторитарный тип лидера –это преобразование личной активнсти , энергии лидера , подовление инициативных участников малой группы.

Демократический тип лидера – этот тип не очень замечен , по своими действиями , он способствует росту активности каждого члена малой группы, и единства группы на основе взаимопонимания уважения.

Харизматическое лидерство – связано с верой в сверхъестественные,

выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда

традиционное лидерство – основано на вере в святость традиций,

передаваемых по наследству

Рационально-легальное лидерство – устанавливается через всеобщие

свободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера.

36. Предмет и объект педагогики.

Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека.

Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести, что на русский язык переводится как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником. Педагогом стали называть человека, который на основе этой науки вводит ребенка в жизнь таким образом, чтобы дальше он шел сам.

Под предметом той или иной науки понимается некоторая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности. Эти размышления никогда полностью не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и поэтому всегда лишь в той или иной степени соответствуют объекту.

Предмет педагогики, это образование как реальный целостный педагогический процесс, который организуется в специальныйх социальных институтах.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь с практикой, поскольку ее задачей является не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

37. Функции и задачи педагогики.

Функции педагогики :

1)Теоретическая(описательный,объяснительный) – это изучение передового педагогического опыта:

А)Диагностический-это выявление состояние педагогических явлений. Б) Прогностический-это эксперементальные исследования по развитию педагогического процесса.

2)Технологическая: а) уровень проектирования,создания учебных планов,программ,учебных пособий. Б) преобразовательный- направленный на внедрение педагогической науки на практике. В) Рефлексивный-(Коректировочный).

Задачи педагогики :

получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;

анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;

раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;

установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).

39. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика(пайдогогос).

Педагогика-это наука , изучающия закономерности передачи старшим поколениям и усвоения младшим поколениям социального опыта необходимого для жизни и труда.

Педагогика-самостоятельная теория , имеющая предмет и объект педагогики.

Структурно педагогика включает общую педагогику напавленную на изучение общих , основыных закономерностей образования , воспитания и обучения человека. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влия-ние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованьями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания.

Возростная педагогика –изучает особенности воспитания человека в зависимости от возрастного переода его разватия.

Дефектология-относится к отрасли специальной технологии ,в которой разрабатывается теория , методы и формы.

Лечебная-развивается в тесном контакте с медециной

Производстенная – она занимается закономерностями обучения работающих людей , вышениях их квалификации.

Педагогика третьего возраста— воспитание и обучения в военных и учебных. Военная-изучает закономерности и обучения в военных и учебных заведениях.

40. История зарождения и развития педагогического знания.

Любой развивающейся науке, в том числе и истории педагигики , свойственна постоянная саморефлексия, служающая надёжным инстументом обеспечения её непрерывного, восходящего генезиса.

Педагогика накопила огромное количество фактов , описаний, научных обобщений.История педагогики часто воспринимается всего лишь как элемент , часть педагогики,вместилище всего того,что уже было.Специфок истории является то что она не сможет быть вырвана их контекста становления и развития общесоциального знания, поскольку «изучает коллективную работу поколений-практическую и теоретическую»

Педагогика , как наука представляет собой совокупность знаний , которые лежат в основе описания, анализа , организация, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Историческое развитие падагогического знания проходит несколько этапов :1)зарождение педагогических идей в русле философских учений. 2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогичесих произведений. 3) переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям.

Основано на саморазвитии научной отрасли , сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками-философией,психологией,социологией,математикой,политологией.

41. Методы педагогического исследования.

К методам относятся – наблюдение.

Наблюдение- это целенаправленное восприятие , какого либо явления. В результате наблюдения ведутся записи , и создаётся план.

Этапы наблюдения:

А)Определение задач и цели наблюдения.

Б) Выбор объекта. В) Выбор способа наблюдения Г)выбор варианта записи наблюдения.

Д) Обработка полученной информации.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю.

  Эксперимент — это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.

 Тестирование-использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

42. Структура педагогики.

История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).

Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).

Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.

Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).

Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.

Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).

Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.

Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Psikhologia_i_pedagogika_1 — Стр 3

43. Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс.

Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

Образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры.

Функции образования :

— Среда общения. — Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры. — Средство развития и становления человека, как личности и профессионала. — Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.

Виды образования :

— тип научных знаний — биологическое, математическое, физическое, экономическое. — тип доминирующего содержания образования — теоретическое и прикладное, гуманитарное. — тип освоения культурных ценностей человеческого общества -классическое, художественно-эстетическое, религиозное — тип образовательной системы — университетское, академическо-гимназическое — уровень образования — начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.

Результат образования. В процессе обучения человек достигает определенного уровня образования: начальное, базовое и среднее школьное, неполное высшее и высшее. Каждый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством о базовом школьном образовании, аттестатом об окончании средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

44. Социокультурные функции образования.

Что же касается социокультурной функции, то вплоть до середины XYIII века образование само по себе еще не являлось ценностью, т.е. не было особой потребности в просвещении, приобретении навыков и знаний, характерных, скажем, для европейского образованного, просвещенного человека. Как известно, именно Екатерина II поставила перед образованием новую задачу: школа должна была не только учить, но и воспитывать. Воспитательные задачи Екатерина видела в том, чтобы вкоренить в сердца народа добронравие. С этого момента школе вменялись в обязанности задачи воспитания, т.е. чисто педагогические, которые до сих пор были возложены на семью. Так, одной из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения.

В результате Великих реформ XIX века народное образование становится объектом заботы органов местного самоуправления – земств. С этого момента усиливается конфликт между государством и обществом, касающийся политики образования. Суть конфликта заключалась в том, что потребность в образовании усиливается в обществе, в то время как правительство начинает “сдавать позиции”, испугавшись плодов собственных усилий в развитии образования.

Отсюда усиление государственного контроля над школьными учреждениями, в частности, над земскими школами, регулирование состава учащихся по национальному признаку (введение в 1887 г. процентной нормы для евреев при поступлении в учебные заведения), а также по сословному (введение в том же 1887 г. “циркуляра о кухаркиных детях”) в целях недопущения в гимназии детей из низших сословий.

Более того, правительство все четче обозначает социализирующую функцию, возложенную на систему образования. А по сути навязывает образованию идеологическую функцию, принося в жертву политическим соображениям и потребность в действительно образованных людях, и возросшее стремление населения к получению качественного образования. Преподавание в те времена в классической гимназии представляло собой безотрадную картину, в них царила обыкновенная зубрежка вместо развития ума. Уровень знаний гимназистов непрерывно падал. От 63 до 79 гимназистов из каждой сотни выбрасывались из школы, как непригодные для нее. Вместо скромных и благонравных юношей, какие были нужны правительству, выходили забитые (те, которые окончили обучение) и озлобленные (которые были выброшены за борт).

Политическая роль, навязанная школе, роковым образом сказалась на ней самой. “Из боязни передовых идей и сильных характеров, школа систематически занималась искоренением всяких идей и обезличением индивидуальности”.

45. Модели образования в современном обществе

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Образовательная политика — важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства

46. Общемировые тенденции развития образования

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции. Стремление к демократической системе образования. Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования. Разрастание рынка образовательных услуг. Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий. Расширение сети высшего образования. В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией. Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран. Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ. Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования. Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов. Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.

48. Образовательная система России.

Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения системы образования в России следующие;

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вносятся коррективы в содержание образования, организаци­онно-управленческую структуру всей системы образова­ния, условия ее финансирования, права и гарантии граждан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государстве.

50. Педагогические образовательные технологии

В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos – учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». Учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорей всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Поэтому к трем составляющим педагогической технологии – дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую – педагогическое мастерство учителя.

Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс.

52. Непрерывное образование

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:

обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;

учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.

Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

54. Организация и управление педагогическим процессом

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

55. Сущность, содержание и цели обучения

Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а также личностные качества.

В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:

он нацелен прежде всего на овладение знаниями;

подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;

процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а есть отношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества

56. Принципы обучения

Причем под принципами обучения понимаются основные требования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории общих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей, определяющих развитие процесса обучения. Среди таких закономерностей процесса обучения обычно выделяют следующие:

зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;

зависимость каждого последующего этапа обучения от качества предыдущего, от объема и характера уже изученного учебного материала;

взаимосвязь эффективности обучения с характером его мотивации у участников процесса;

активное влияние управления учебным процессом, его планирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.

Важнейшими же принципами обучения, его исходными установками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:

объективность предлагаемого к изучению материала, его соответствие реальной действительности, его научность;

последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;

доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;

наглядность обучения, многообразие его методов;

поддержание активности учащихся при их обучении;

обеспечение прочного усвоения знаний;

поддержание тесной связи теории с практикой.

57. Методы, средства и формы процесса обучения.

Метды:

Лекция как важнейший общедидактический метод обучения используется прежде всего в высшей школе, но с некоторыми коррективами применяется и в старших классах учебных Условием эффективности лекции являются:

Учебная дискуссия — еще один из методов обучения, который постепенно входит в практику- нашей школы, хотя давно и успешно применяется на Западе. Суть метода дискуссии состоит в организации в рамках учебной группы обмена взглядами по конкретной проблеме. Преимущества дискуссии — в стимулировании познавательного интереса обучаемых.

Работа с книгой, прежде всего с учебником, стала важнейшим методом обучения с тех пор как появились книги. Вместе с ними у ученика появилась возможность получать информацию не только непосредственно от преподавателя, но и опосредованно, из книг в удобное время и в удобном месте — дома или в библиотеке. С появлением электронных учебников их роль в процессе обучения еще более повысилась.

Видеометод, который сформировался в связи с массовым проникновением в практику работы учебных заведений многообразных аудиовизуальных технических средств, в том числе компьютеров, а также в связи с возможностью выхода в Интернет с его неограниченными информационными возможностями. Эти средства могут выполнять весь комплекс дидактических функций: сообщения знаний, повторения, контроля. Речь, по сути дела, идет о новой комплексной дидактической технологии.

Форма обучения (или педагогическая форма) — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:

простые;

составные;

комплексные.

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию).

К ним относятся:

беседа;

зачет;

экзамен;

лекция;

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:

урок;

праздничный вечер;

конференция;

КВН.

Средства обучения — совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Наиболее сложную группу технических средств в современном учебном заведении составляют ЭВМ. Это также натуральные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учебники, другие дидактические материалы), многообразные традиционные технические средства обучения.

58. Контроль качества результатов обучения

Любая человеческая деятельность предполагает наряду с планированием, организацией также и контроль качества исполнения, проверку результатов. Сущность контроля состоит в сопоставлении целей с полученным результатом, которое осуществляется с помощью системы измерений, единиц измерения, нормативов. В качестве основы контрольно-измерительных мероприятий во всех сферах человеческой деятельности выступают сегодня государственные стандарты.

Измерения и контроль в сфере образования призваны выяснить, на каком уровне сформированы знания, умения, навыки, способности к творческой деятельности, эмоционально-ценностные ориентации. Контроль здесь призван, таким образом, установить степень достижения не только целей обучения, но и целей воспитания, т.е. развития заданных личностных качеств. Однако выполнение этой последней задачи оказывается делом весьма трудным. Поэтому педагогические измерения сводятся, как правило, к оценке уровни знаний.

63. Принципы воспитания

1. Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств. 2. Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них. 3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»).

4. Принцип гуманности воспитания рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Гуманизм изначально представлен как «человеколюбие». В качестве главной цели гуманистический подход рассматривает создание предпосылок для самореализации личности. 5. Личностный подход как принцип воспитания требует учета в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п. 6. Принцип единства воспитательных воздействий призван узаконить необходимость реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.

64. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

Воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;

осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;

совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное.

65. Семейное воспитание. Типичные стили взаимоотношений в семье

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Стили: Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы,принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Попустительский стиль предполагает всепрощенчество и терпимость в отношениях с детьми. Источником является — чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными.

Попустительский стиль отношений иначе называют «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не сумеют, замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

67. Неблагополучные семьи: характеристика, предпосылки возникновения. Помощь неблагополучным семьям

Конфликтная семья — наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. Аморальная семья — семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

Асоциальная семья — семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.

Psikhologia_i_pedagogika_1 — Стр 4

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин:

Причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).

Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, мной рассматриваться не будет в силу своей особой специфики.

68. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет — это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства — это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.

69. Самосовершенствование личности в системе современного образования

Самосовершенствование — целесообразная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и ограничению или устранению отрицательных.

Логически родовым понятием для самосовершенствования является категория самоорганизации — центральная категория теории самоорганизации, или синергетики — одной из новейших комплексных общенаучных дисциплин.

Синергетика — новое междисциплинарное направление современной науки, исследующее процессы самоорганизации различных систем (физических, биологических, социальных).

Эффективность самопознания и самосовершенствования во многом зависит от степени его включенности в процесс человеческого общения.

Самопознание, оценка и регулирование самого себя проходят ряд этапов в процессе индивидуального развития. На доречевой стадии самопознание ограничивается лишь осознанием своего физического бытия. Затем наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осмысление своих психических свойств. Позднее формируется социально-личностная самооценка-оценка своих нравственных качеств.

70. Социализация личности

Социализация личности Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации: 1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых; 2) игровую — детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.