ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ И В ЦЕЛОМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Планирование исследования необходимо для определения его организационных характеристик, расчета необходимых средств, распределения ресурсов и установления методов контроля. Сам план представляет собой не что иное, как последовательность мероприятий, которые решают поставленную перед исследователями цель. Вместе с тем, не каждая проблема решается путем последовательного выполнения каждого из этапов. Поэтому план исследования должен предусматривать также методы решения возникающих проблем.
Инструкция
Составление плана исследования начинается с выбора методики сбора исходных данных. Выбор методики зависит от того, какое исследование планируется к проведению. Если это социологическое или психологическое исследование, тоинформация получается методом опроса. При этом планирование исследования будет, прежде всего, подразумевать метод интервьюирования, а также составление опросников и анкет.
Исследования в области фундаментальных и прикладных наук обычно проводятся по отработанным шаблонам, найти которые можно в методических указаниях исследовательских институтов. Любое конкретное исследование в этих областях сильно зависит от поставленных целей и используемого оборудования, а также от особенностей методологии каждой из наук.
После выбора метода сбора данных приступают к разработке вопросов для анкет. Это не касается планирования научных исследований, где исследуются несоциальные процессы, а в гуманитарных дисциплинах большинство опытов проводятся именно так. Алгоритм составления вопросов для такого исследования выглядит так:
1. Определение целей проводимого опроса.
2. Разработка вопросов, ответы на которые способны стать объектом анализа.
3. Контроль подобранных вопросов, их оценка, тестирование на репрезентативных фокус-группах и согласование с заказчиком исследования.
Затем отобранные вопросы вносятся в анкету, причем вопросник обычно состоит из трех частей:
1. Введение – вопросы, связанные с привлечением и удержанием внимания, созданием заинтересованности у респондентов в опросе.
2. Реквизитная часть – дата проведения опроса, его время, информация о респонденте.
3. Основная часть, при планировании которой следует обратить внимание на количество вопросов, их последовательность. Кроме того, должно быть предусмотрено наличие контрольных вопросов.
Для ответа на вопрос, как правильно составить план исследования, следует исходить из утверждения, что главной его целью является решение поставленных перед организаторами задач. В этом следует убедиться еще при планировании, а именно – на этапе анализа полученных данных.
2.Общие вопросы теории социального конфликта План
Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции. Проблема социального конфликта также получила обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По ...
Полученные в результате опросов данные являются сырыми и необработанными, поэтому они нуждаются в анализе. В связи с этим, их необходимо представить в матричной форме – занести в специальные таблицы с указанием видов ответов и частоты каждого из них. Затем проводят статистический анализ – определяют средние величины, соотношения корелляции и регрессии, а также отмечают наметившиеся тренды. Организация мероприятий по анализу данных должна быть полностью прописана в плане.
Последним этапом планирования и организации исследования является оформление выводов и рекомендаций. Еще на этапе планирования следует определить, в каком виде будут представлены результаты. Выводы пишутся только на основании результатов исследования, а при подготовке рекомендаций могут использоваться знания, находящиеся за рамками проведенного исследования.
Планирование исследования
Основные этапы
Каковы обычные шаги научного подхода к любой проблеме. Во-первых, проблема должна быть определена. В этом аспекте проблемы различаются весьма сильно. Существуют очень трудные для определения проблемы. Например, в течение уже нескольких столетий невелик прогресс в понимании человеческого познания, в котором центральным вопросом было: «Какова природа сознания?» Определить проблему означает охарактеризовать ее таким образом, чтобы она стала доступна тщательному исследованию. Во-вторых, проблема должна быть изложена таким образом, чтобы ее можно было связать с существующей теорией и известными эмпирическими фактами. Без этой стадии результат исследования не будет представлять никакой ценности; наука — это намного больше, чем собрание «сырых» фактов, она состоит из фактов, которые могут быть объединены и проинтерпретированы в свете теории и накопленного знания. В-третьих, должна быть сформулирована гипотеза, подлежащая проверке. В свете вышесказанного гипотеза должна быть выражена так, чтобы это увязывалось с принятыми исследователем принципами, а также она должна быть выражена недвусмысленно, так, чтобы результат исследования можно было интерпретировать. В-четвертых, должны быть определены процедуры исследования. В-пятых, данные собираются и анализируются. В-шестых, согласно результатам, гипотезы или отклоняются или подтверждаются. В-седьмых, существующие основы научного знания изменяются с тем, чтобы привести их в соответствие с новыми результатами.
Определение переменных
Поскольку написание выпускной работы, и магистерской или кандидатской диссертации практически всегда предполагает сбор эмпирических данных, то обратимся к этому аспекту планирования исследования. Важно учитывать, что с увеличением объема и сложности эксперимента далеко не всегда увеличивается объем информации, которую можно будет получить. Поэтому необходимо выбрать оптимальный набор регистрируемых переменных, продумать меры, которые помогут уменьшить влияние неконтролируемых переменных.
Начать можно с составления перечня переменных, которые вас интересуют, которые важны для вас. Затем проанализировать этот перечень и выделить в нем зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые, которые вы сможете измерить, обнаружить и не сможете. В ряде случаев могут оказаться полезными или незаменимыми математические методы планирования эксперимента. В других — они не смогут вам помочь в решении основных вопросов.
Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент
... как метод исследования. Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется ...
Уточним основные термины, которые будут употребляться далее. Каждое изучаемое явление имеет множество признаков, по которым мы можем узнать его, отличить от других явлений. Психические явления, хотя непосредственно и не наблюдаемы, также имеют признаки и поддаются объективным и/или субъективным оценкам. Психологическое исследование непременно связано с выделением признаков (существенных для предмета исследования), регистрацией их наличия или отсутствия, определенной степени выраженности. Чтобы зафиксировать проявления признака исследователь использует те или иные показатели выраженности признака. Показатель — то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В качестве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «параметр», параметр — величина, характеризующая какое-либо свойство системы, устройства.
К числу основных понятий планирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная». В математике под переменной называют величину, которая может по условиям задачи принимать разные значения. В общем случае, переменная — это то, что изменяется, то, что подвержено увеличению и/или уменьшению с течением времени. Хотя большинство переменных рассматривается как некоторые «предметы», которые претерпевают изменения, это, строго говоря, абстракция. Примеры переменных: одной из переменных звукового тона является его интенсивность, одной из переменных теста является его трудность.
Независимая переменная — любая переменная, значения которой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. В эксперименте — любая переменная, которая специально изменяется так, чтобы можно было наблюдать ее влияние на зависимую переменную (переменные).
Зависимая переменная — любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или более независимых переменных. В математике это понятие «зависимости» хорошо представлено выражением типа у = f (x), где значения у зависят от значений х.
Полномочная (проксимальная) переменная — это переменная, используемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вторую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать. Например, частоту злоупотребления уличными наркотиками трудно измерить, но она может быть охарактеризована через полномочную переменную — число госпитализаций по поводу передозировки наркотиков.
Промежуточная переменная — внутренняя переменная, которая не оценивается непосредственно, но свойства которой могут быть выведены и проинтерпретированы на основании систематических изменений независимой переменной и наблюдения сопутствующих изменений в зависимой переменной. Гипотетические компоненты во многих теориях являются по сути промежуточными переменными, например, психодинамическое понятие «сила эго» или бихевиористское понятие «связь между стимулом и реакцией». В таких случаях невозможны никакие прямые измерения этих внутренних переменных; скорее, они интерпретируются как скрытые факторы, которые «вмешиваются» в отношения между определенными стимульными условиями (независимыми переменными) и определенными моделями поведения (зависимыми переменными).
Интеллект: новый взгляд
... интеллекте. Иногда в литературе (например, [54]) биологический интеллект обозначается как интеллект А, а социальный — как интеллект Б; при этом ясно, что интеллект ... а 30% — перечисленными переменными среды. Таким образом, можно сказать, что психометрический интеллект на 70% зависит от ... сплошными линиями, образуют характерные для факторного анализа группы, а заглавные буквы отмечают кластеры [95]. ...
В ходе опыта, эксперимента, измеряя тот или иной показатель или фиксируя в наблюдении проявление некоторого признака, психолог получает конкретное значение показателя у отдельного испытуемого. Совокупность значений всей показателей заносится в протокол данного испытуемого. Совокупность всех собранных в ходе эмпирического исследования данных образует массив данных.
Например, в ходе изучения коммуникативной компетентности начинающих менеджеров нами было задумано сопоставить показатели компетентности с уровнями развития вербального и невербального интеллекта. В этом случае уровни развития вербального и невербального интеллекта, как и характеристики коммуникативной компетентности, выступают для нас признаками, которые, предположительно, имеют существенные связи между собой. Измерив у наших испытуемых уровни вербального и невербального интеллекта, — например, по методике Д.Векслера — мы получим показатели интеллекта для каждого испытуемого. По завершении обработки результатов тестирования по методике Векслера мы для каждого испытуемого получим значение показателя уровня развития вербального и невербального интеллекта. Каждое подсчитанное число является значением соответствующего показателя (уровня развития вербального и невербального интеллекта).
Планирование сравнительного анализа
Необходимо уже на начальном этапе планирования принять решение — какие виды обработки полученных данных вы будете использовать. Если вы целенаправленно изучаете проявление некоторого психического качества в других психических явлениях, и это качество можно измерять, фиксировать, или оно относится к достаточно явным характеристикам человека (полу, возрасту и т.д.), то у вас есть возможность провести сравнительный анализ. Сравнение часто проводят следующими способами:
1) Берут для сопоставления две или более возрастные группы, социальные групп и т.п. Две сравниваемые группы могут быть рассмотрены как полярные, если вы выделите их в вашей выборке по некоторому признаку, взятому в качестве основания для деления, таким образом, что выраженность этого признака будет разнонаправленной у сравниваемых групп. Например, люди с более высокой и более низкой тревожностью, интравертные и экстравертные.
2) Для деления могут быть использованы существующие нормы, установленные по более широкой выборке. Но чаще полярные группы выделяют относительно средней величины данного признака у своей выборки. Обычно более определенные выводы получаются, когда всю группу (выборку) делят не на две части, а на три — выделяют подгруппу со средней выраженностью качества (по которому делят группу на подгруппы).
Понятно, что при этом многие различия между полярными (крайними) группами становятся более яркими. Двум полярным группам уделяют основное внимание.
3) Исходя из гипотетических предположений или опираясь на имеющиеся данные, берут одну часть выборки в качестве экспериментальной группы (например, группу лиц с высоким уровнем самореализации или групп лиц, обладающих выраженными экстрасенсорными способностями), а другую — в качестве контрольной. При этом контрольную группу образуют представители той части популяции, у которой рассматриваемое качество выражено на среднем уровне, т.е. как у большинства людей (например, средний уровень самореализации), или изучаемое качество отсутствует (например, экстрасенсорные способности).
Экспериментальная псих
... и методы психологического исследования;уметь пользоваться основными методами экспериментального исследования (владеть психологическим инструментарием). владеть: навыками самообразования ... и итоговым тестированием на различных выборках. План с контрольными выборками для предварительного и итогового ... тема должна быть законспектирована из учебника. Объем конспекта не менее 3 листов (тетрадного ...
Если оценивается влияние какого-либо воздействия (обучающего, коррекционного…), то экспериментальную группу образуют те, кто был объектом этого воздействия; в контрольной группе — те, кто не находился под данным воздействием. Экспериментальная и контрольная группа должны быть уравнены по всем значимым параметрам (по возрасту, уровню образования, уровню здоровья, социальной принадлежности или другим) параметрам, могущим оказать влияние на изучаемое явление.
Наличие экспериментальной и контрольной групп в выборке открывает богатые возможности для сравнения. Сравнение — универсальный метод, краеугольный камень научного анализа. Определив, какой вид сравнения может привести к наибольшему эффекту, продумайте, какие математические методы и процедуры вы сможете применить для всей выборки и для подгрупп.
Что касается типологии, то для ее поиска вряд ли целесообразно включать в выборку лиц, весьма схожих по целевому признаку или представляющих полярные степени его выраженности. Например, если вы зададитесь целью обнаружить типы коммуникаторов в определенной сфере практики, то не стоит составлять выборку из только умелых или только неумелых, или из весьма умелых и весьма неумелых коммуникаторов, т.е. лиц с полярной выраженностью качества. В вашей выборке должны быть представлены различные слои и категории генеральной совокупности. Это может быть достигнуто при случайном отборе; тогда принцип случайного отбора должен быть продуман, иначе в вашей выборке может оказаться значимо больше одних или других. Например, особенность экспериментальной ситуации может быть такова, что желание принять участие в эксперименте чаще будут выражать умелые коммуникаторы (возможно, им будет приятно продемонстрировать свои качества) или неумелые (потому что будут надеяться получить по ходу эксперимента некоторую психологическую помощь).
Выборка для эмпирического исследования
Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность. Репрезентативность — представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.
Объем выборки
Желательно рассчитывать объем необходимой выборки, используя методы математического планирования эксперимента. Но на практике это происходит редко, так как для большинства случаев требуются предварительные эксперименты с целью получения хотя бы примерных параметров изучаемых явлений, и, кроме того, изучение методов, процедур планирования требует немалого времени. Даже если предполагается использование для этих целей прикладных компьютерных программ, психолог должен достаточно ясно представлять концепцию планирования.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 4
... Использовать историко-философский и системно-аналитический методы при исследовании общих законов функционирования природы, общества и человека. Использовать ... Знать Основы техники перевода научного текста по специальности, основы аннотирования и ... продолжения обучения; На научной основе организовывать свою работу, определять и формулировать цели и задачи, связанные ...
Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Например, в перечень поставленных задач входит исследование некоторого психического феномена, и вами принято решение о том, чтобы влияние этого феномена (психического качества) на другие психические феномены (качества) рассматривать, сопоставляя экспериментальную и контрольную группы. Вами обосновывается существование или отсутствие изучаемого феномена в экспериментальной группе и то же самое — в контрольной группе. Затем формируются группы, которые должны быть одинаковы или схожи по всем релевантным для вашего эксперимента параметрам, но различаться по тому параметру, который выступает основанием для выделения экспериментальной и контрольной групп. Под релевантными имеются в виду параметры, которые по вашим предположениям могут оказывать влияние, или вы знаете, что они оказывают влияние, на изучаемый феномен.
Практически всегда психологи стараются достичь сходства между экспериментальной и контрольной группой по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Нередко сформировать экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.
Объем при планируемом корреляционном анализе
Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется проводить корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек. По-моему опыту, коэффициенты корреляции менее 0,35 не заслуживают большого внимания. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции 0,35 и выше, то мы должны вспомнить о том, что значимыми на уровне 5% коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, но, тем не менее, хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучше брать выборку 40-50 человек.
В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например Р=10%) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости 1%, например, в случае необходимости доказать ретестовую надежность методики.
Объем при планируемом факторном анализе
Если вы в обработке данных планируете использовать факторный или компонентный анализ, хотите выявить факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.
Обычно в процессе факторной обработки выявляются следующие тенденции.
1) Чем меньше признаков, в совокупности которых выявляют факторы, тем больше будет обнаружено признаков, которые ни в одном факторе не имеют выраженной нагрузки. Обычно такие признаки удаляют из последующих шагов факторного анализа. (Если только для факторного анализа не оставлены признаки, образующие относительно гомогенную группу, т.е. тесно связанные с одним психическим феноменом).
2) Чем больше признаков, тем больше выявляется факторов и тем более неустойчива факторная структура. Прежде всего, она сильно может измениться, если будут взяты данные, полученные на другой выборке, даже сходной с первой по многим параметрам. Неустойчивость факторной структуры не позволяет делать надежные выводы, принимать обоснованные решения при содержательной обработке, если они строятся только на результатах факторного анализа.
Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...
... студентами корпоративной культуры РГСУ. 43 2.1. Методика и описание хода исследования. 43 2.2. Анализ результатов исследования. 48 Выводы. 59 Заключение. 61 Список литературы. 63 Приложение 66 ... действия и взаимодействия людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и характер жизнедеятельности организации. Структура (уровни) корпоративной культуры. Организационная культура, будучи ...
Количество испытуемых, признаков (измеряемых параметров) и факторов — величины взаимосвязанные при математико-статистическом анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых в выборке не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ (т.е. параметров, которые вы считаете релевантными и место которых в факторной структуре вам как исследователю интересно выяснить).
Наконец, следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может быть взято в обработку. Частые причины такой отбраковки: нет ответов на все вопросы, задания и т.п.; в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией; по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию; есть «выскакивающие варианты» и др.
Конечно, забракованных протоколов может и не оказаться, но если вы запланировали набрать минимально необходимое количество, то могут возникнуть трудности — может оказаться, что расширить объем при необходимости сложно или невозможно. Поэтому лучше сразу обследовать испытуемых примерно на 10% больше требуемого объема, т.е. с запасом. На практике, случаи, когда студент с тем же набором методик продолжает увеличение выборки, встречаются реже, чем противоположные. Наращивание выборки является обычным явлением в штатных исследовательских группах, для которых обследования являются профессиональной деятельностью. Но в инициативных исследованиях, проводимых единолично, дело обстоит иначе. В них почти всегда что-то мешает «добрать» объем.
Выбор направления научного исследования
Цель научного исследования — всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения и внедрение в производство полезных для человека результатов [4].
Любое научное исследование имеет свой объект и предмет.
Научные исследования являются основой для быстрого развития техники, открывают перед ней новые возможности и потенциальные источники для коренного преобразования производства. В свою очередь, техника, развиваясь под влиянием производства и удовлетворяя его потребности, способствует развитию научных исследований. Наука, техника и производство находятся в постоянной связи и взаимодействии. К научно-исследовательским работам относятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования.
Фундаментальными называются исследования, которые изучают объективные явления и закономерности, открывают принципиально новые пути преобразования природы и общества, производительных сил, создания техники и технологии будущего, использования новых источников энергии. Они часто выполняются без учета возможных областей применения полученных результатов, хотя в процессе фундаментальных исследований можно получить и побочные результаты прикладного характера. На основе результатов фундаментальных исследований формируется комплекс научно-технических проблем прикладного характера применительно к потребностям конкретных областей науки, техники и производства. Фундаментальные исследования выполняются в основном в академических институтах, вузах, а в объединениях и на предприятиях не проводятся.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа ...
... магистранта как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, так и к проведению научных исследований в составе творческого ... Научно-исследовательская работа студентов по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерская программа «Дополнительное образование детей средствами ...
Поисковыми называются исследования, направленные на создание научного задела с целью его дальнейшего использования в прикладных исследованиях. Они выполняются в том случае, если отсутствуют готовые научные и технические решения, и направлены на поиск оптимальных решений возникшей научной проблемы. Поисковые исследования предназначены для изучения возможности создания новой техники, новых форм и методов организации производства на основе ранее выполненных исследований фундаментального характера, вновь открытых закономерностей, принципов и явлений. В них исследуются принципиально новые направления конструирования, технологии изготовления специального оборудования и материалов, прогнозируются и определяются пути развития технического прогресса в отрасли. Поисковые исследования выполняются главным образом в отраслевых научно-исследовательских институтах, но нередко ведутся академическими институтами и вузами. Предприятия поисковых исследований не проводят.
Прикладными называются исследования, направленные на решение научно-технических и организационно-экономических задач с целью получения конкретного результата для непосредственного использования в проектных разработках. Прикладные НИР предназначены для определения наиболее совершенных методов создания новых изделий, новых технологических процессов, коренного улучшения уже выпускаемой продукции, материалов и способов их обработки. В ходе прикладных исследований изучается состояние, определяются пути и методы совершенствования организации и управления производством. Они ведутся в основном крупными объединениями, предприятиями, а также отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами, которые заключают хозяйственные договоры с предприятиями на выполнение конкретных научных работ для непосредственного внедрения результатов в производство.
К научно-исследовательским работам, выполняемым на предприятиях, условно относятся разработки по созданию нормативно-технических, проектных и информационных документов, подлежащих непосредственному внедрению в производство. К ним относятся стандартные и руководящие материалы, проекты, справочники, научно-информационные материалы. Кроме того, ведутся организационно-методические и плановые работы исследовательского характера, вытекающие из общих задач НИИ, предприятий; разработка перспективных планов развития отрасли, подотрасли, объединения; разработка планов по стандартизации, надежности, технико-экономическим исследованиям; работы по анализу деятельности предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций; составление экспертных заключений; подготовительные работы к составлению тематических планов.
Содержание и этапы научно-исследовательских работ
Последовательность выполнения научно-исследовательской работы, количество этапов и их содержание зависят от направленности исследований, характера и сложности НИР, степени разработанности темы [5].
Программа научно-исследовательской практики
... к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5); - способностью и готовностью к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения ... утвержден 22.12.2009, номер государственной регистрации 797 составлена на основании учебного плана: направление 030300_68 Психология магистерская программа 030300_68-02 "Психология здоровья" утвержденного уч ...
Для поисковых НИР характерны следующие этапы:
— разработка технического задания;
— выбор направления исследования;
— теоретические и экспериментальные исследования;
— обобщение и оценка результатов исследований, приемка НИР.
При выполнении прикладных НИР выбор направления исследования в самостоятельный этап не выделяется. При разработке технического задания допускаются исключение и дополнение отдельных этапов, разделение или совмещение этапов, а также уточнение их содержания. Конкретные этапы для выполнения НИР устанавливаются в техническом задании, указываются сроки их выполнения, исполнители и конечный результат.
Каждый этап НИР должен решать конкретные задачи, необходимые для успешного проведения последующего этапа и уточнения содержания и направления НИР в целом.
Техническое задание является важным исходным документом, в котором указываются цель, содержание и порядок работ, намечается способ реализации результатов исследования. При разработке технического задания необходимо использовать методы научного прогнозирования и анализа передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, результаты патентных исследований, учитывать требования заказчика. На этом этапе выполняется технико-экономическое обоснование работы, приводятся ожидаемые результаты, отмечаются преимущества новой техники перед существующими отечественными и зарубежными аналогами, рассчитывается ориентировочная экономическая эффективность работы. Разрабатываемая новая техника должна соответствовать по своим технико-экономическим параметрам мировому уровню на период ее производства. Техническое задание разрабатывает исполнитель НИР и согласовывает с заказчиком, а в необходимых случаях — с ведущей организацией по данной продукции и с разработчиком программы по решению этой научно-технической проблемы.
Выбор направления исследования выполняется с целью определения направления исследования и способов решения поставленных задач. На этом этапе проводятся сбор и изучение научно-технической литературы, нормативно-технической документации. информации об аналогах и других материалов по теме. Выполняются работы по патентным исследованиям. Составляется отчет о патентных исследованиях.
На этапе выбора направления исследования формируются возможные направления решения задач, поставленных в техническом задании; уточняется экономическая эффективность от внедрения новой продукции; определяются сроки освоения развернутого производства и морального старения продукции; разрабатывается общая методика проведения исследований; составляются программа работ, планы-графики и т.п.
Теоретические и экспериментальные исследования проводятся с целью получения необходимых теоретических обоснований предлагаемых решений. При выполнении поисковых НИР на этом этапе выявляют необходимость проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений необходимых параметров; разрабатываются методики экспериментальных исследований, подготавливаются макеты и испытательное оборудование, проводятся эксперименты, результаты экспериментов сопоставляются с теоретическими исследованиями. При выполнении прикладных НИР в связи с отсутствием этапа «выбор направления исследования» некоторые его работы проводятся вместе с теоретическими и экспериментальными исследованиями.
Прикладные НИР часто включают этап разработки, изготовления и испытания макета оборудования. Его проводят в тех случаях, когда необходимо создать макет оборудования с целью исследования отдельных характеристик и режимов работы нового изделия. Для изготовления макета разрабатывают эскизную конструкторскую документацию. После изготовления и испытания макета проводят экспериментальные работы. Завершается этап разработкой предложений по технологии изготовления новой техники и оформлением протокола испытаний.
Обобщение и оценка результатов исследований предполагает составление и оформление отчета, который должен содержат обобщение результатов работ, проведенных на всех этапах НИР, и рекомендации по разработке новой техники. В этот период оценивается полнота решения поставленных задач. При необходимости приводятся дополнительные исследования. Если установлена целесообразность выполнения проектных работ, то разрабатываются проект технического задания на проведение ОКР и предложения по стандартизации новой техники. Результаты научно-исследовательской работы рассматриваются на научно-техническом совете или его секции.
Завершающим этапом является «Приемка НИР». На этом этапе НИР готовятся к рассмотрению приемочной комиссией, которая назначается организацией-разработчиком или организацией-заказчиком (для подготовительных работ).
Вид приемки НИР устанавливается в техническом задании и зависит от важности исследования и его стоимости. Комиссия принимает НИР в соответствии с подписанной ею программой. Работы оцениваются путем сопоставления результатов с требованиями, установленными в техническом задании. По результатам приемки приемочная комиссия составляет акт, который утверждается специальным решением комиссии. НИР считается выполненной и принятой после утверждения решения по акту приемки организацией, назначившей комиссию, при наличии документа о положительном результате рассмотрения работы на научно-техническом совете или его секции и утвержденного отчета о НИР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены дисперсионный анализ, а именно однофакторный дисперсионный анализ, разбиение суммы квадратов, проверка значимости. основная логика дисперсионного анализа, зависимые и независимые переменные, двухфакторный дисперсионный анализ, трехфакторный дисперсионный анализ. Также раскрыт вопрос планирования и организации отдельных этапов и в целом научных исследований, выбор направления научных исследований, содержание и этапы научно-исследовательских работ.