Г.В. Пинигина Научно-методические рекомендации магистрам направления 552900 по педготовке к педагогической практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кузбасский государственный технический университет Кафедра психологии и педагогики

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ

магистрам направления 552900 по подготовке к педагогической практике

Составители Г.В. Пинигина Ж.С. Сафронова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 10 от 15.05.01

Рекомендованы к печати методической комиссией направления

552900

Протокол № 314 от 19.06.01 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

1

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного выполнения любого вида деятельности или овладения им необходимо, чтобы у человека сформировалась готовность к этой деятельности. В последнее время большинство работ, посвященных теме профессиональной готовности, раскрывают ее сущность именно через призму психологической готовности к деятельности. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности происходит постепенно в результате овладения личностью определенными представлениями о будущей профессиональной деятельности, о наличии собственных личностных качеств и характеристик, пригодных и необходимых для данной профессии, а также в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, важными для успешного выполнения профессиональных требований.

Одним из возможных видов профессиональной деятельности выпускника магистратуры технического университета является педагогическая деятельность, поэтому содержание дисциплин психологопедагогического цикла и методы обучения были нацелены на формирование психологической готовности магистра к педагогической деятельности. Следует отметить, что специфика вуза позволяет говорить лишь о психологической готовности к педагогической деятельности в узком ее смысле, как о теоретической готовности.

Глубокий анализ и обобщение результатов исследований, посвященных психологической готовности к профессиональной деятельности, позволили определить показатели теоретической психологической готовности к педагогической деятельности:

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5]. Эффективность психолога и его работы ... Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние. Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую ...

положительное отношение к педагогической деятельности;

осознание пригодности к педагогической деятельности;

наличие психолого-педагогическихзнаний, необходимых для

формирования педагогических умений.

Основная ЦЕЛЬ педагогической практики магистра технического университета заключается в самооценке и оценке уровня сформированности у него психологической готовности к педагогической деятельности. Условия технического вуза позволяют провести лишь «пассивную» педагогическую практику, которая будет состоять большей частью своей в посещении занятий преподавателей вуза с последующим их анализом и в проведении магистром не менее двух занятий со студентами. В связи с этим ниже будут приведены соответствующие рекомендации.

2

Рекомендации по подготовке к анализу педагогической деятельности

При подготовке к педагогической практике вам целесообразно обратиться к прослушанным на первом году обучения в магистратуре курсам «Психология и педагогика высшей школы» и «Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы». Для анализа педагогической деятельности восстановите в памяти информацию о структуре педагогической деятельности; о педагогических умениях, реализуемых преподавателем в конкретном виде педагогической деятельности. Магистру, из-заотсутствия педагогического опыта не под силу дать полный анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза, поэтому поставим перед вами реальные задачи.

Вам при посещении лекций и практических занятий преподавателей необходимо проанализировать организационную деятельность педагога, а именно его умение:

управлять социально-психологическимсостоянием группы и отдельных студентов;

поставить себя в позицию (на место) студента;

ориентироваться в изменяющихся условиях и перестраивать свое поведение.

Оценить гностические и конструктивные умения педагога по нескольким посещениям его занятий невозможно, поэтому перед вами не ставится эта задача. Вам необходимо проанализировать коммуникативную деятельность педагога, а именно его умение:

построить взаимодействие со студентами в процессе обучения;

устанавливать со студентами социально-психологическийкоммуникативный контакт;

управлять дисциплиной студентов;

формировать доверительные и доброжелательные отношения со

19 стр., 9144 слов

1. Обзор литературы и конкретизация понятия «психологическая ...

... методы наиболее подходящие для их решения. Штейнмец А.Э. в монографии «Психологическая подготовка к педагогической деятельности»6определил психологическую готовность к профессиональной деятельности как процесс формирования совокупности ( системы) психических образований – представлений и понятий, ...

студентами в межличностном общении.

Вы должны оценить, насколько преподаватель владеет педагогической техникой, а именно:

излагает материал ясно, доступно;

разъясняет сложные места;

выделяет главные моменты;

соблюдает логическую последовательность в изложении;

излагает материал в нормальном темпе;

обладает четкой дикцией.

3

Умение преподавателя анализировать познавательную деятельность студентов вы оцените, отметив следующие показатели:

вызывает и поддерживает интерес студентов к предмету;

следит за реакцией студентов;

побуждает студентов к анализу излагаемого материала;

снимает напряжение и усталость студентов;

ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности.

Рекомендуется вам в период подготовки к педагогической практике освежить в памяти информацию, полученную в процессе изучения дисциплин «Методы интенсификации процесса обучения», «Современные технологии обучения» и «Педагогическая психология». Это поможет при анализе профессиональной деятельности педагога отметить применение соответствующих технологий обучения; выделить методы обучения; более объективно и грамотно оценить взаимодействие субъектов образовательного процесса и реализацию педагогом воспитательных возможностей процесса обучения.

Рекомендуется к началу педагогической практики подготовить оценочной лист (приложение 1).

Общие рекомендации по подготовке проведения занятий со студентами

За время обучения в университете вы получили хорошую теоретическую психолого-педагогическуюподготовку. У вас есть знания, необходимые для формирования педагогических умений, которые могут сформироваться только в педагогической деятельности. Вы имели возможность проверить уровень сформированности у себя педагогических способностей. Вы готовитесь к первой «педагогической пробе». Постарайтесь запомнить и реализовать некоторые рекомендации наук педагогики и психологии:

7 стр., 3364 слов

Гуманизация обучения как основа педагогического общения

... зави­сит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положи­тельных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и ... я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, под­черкивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У ...

отбирая материал и выбирая методы его преподнесения студен-

там, помните об огромных воспитательных возможностях учебного процесса;

учтите возрастные особенности студентов (освежите знания по психологическим аспектам личности);

4

не забывайте, что началом мыслительной деятельности являет-

ся мотив: несоответствие потребностей и возможностей человека, следовательно, обучение должно быть проблемным,так как мыслительная деятельность активизируется, когда возникает проблема;

подготовку к занятию начните с решения вопроса, на каком уровне студентами должен быть усвоен учебный материал,

который вы преподнесете:

на уровне знакомства;

на уровне понимания;

на уровне запоминания;

на уровне применения при решении задач этой же дисциплины;

на уровне творческого применения при изучении других дисциплин (студентам тоже сообщите, на каком уровне они должны усвоить получаемую информацию, это формирует установку на восприятие учебного материала);

подготовьте план проведения занятия и держите его перед собой, а более полное содержание занятия пусть будет рядом, как аварийный инструмент;

только совершеннейшая подготовкаи наличие резервного ма-

териала избавит вас от «страха»;

не заучивайте и не читайте по бумажке;

смотрите на студентов, учитесь с первого занятия видеть всех;

не нужно смотреть ни поверх студенческих голов, ни в стену, ни в пол;

говорите с аудиторией как с одним человеком, но громче;

не можете преодолеть волнение, найдите лицо одного студента, слушающего вас, и представьте, что вы беседуете с ним;

5

соберите студентов вместе, если их мало, и они сидят по всей аудитории (это облегчит вам контакт с ними);

не вставайте за кафедру, слушатель желает видеть вас во весь рост (кафедра отгородит вас от студентов);

улыбайтесь!, весь ваш вид должен выражать радость встречи;

никогда не забывайте, «нравиться студентам – профессиональная обязанность педагога»;

не огорчайтесь, если не получите удовлетворения от первых занятий; мастерство приходит с опытом, но не забывайте формулу успеха:

УПОРСТВО + ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ + + СОСРЕДОТОЧИЕ УСИЛИЙ = УСПЕХ.

Кажется, что это избитые слова, но они правильны. Именно благодаря упорству, определению цели и сосредоточению усилий люди становятся победителями в «схватке» с жизнью! Практика показывает, что людей, обладающих такими качествами, не более 10%. Присоединяйтесь к ним, для этого вам нужно просто поработать над собой. Вспомните курс «Психология и педагогика», который вы слушали в бакалавриате, и вы поймете, что это вам под силу.

Более конкретные рекомендации по подготовке к лекциям или практическим занятиям

со студентами

Остановимся на подготовке к лекции, поскольку лекция – это ведущая форма живого общения со студентами и передачи накопленных знаний в воспитательно-образовательномпроцессе вуза, которая:

определяет методику проведения других форм обучения;

является своеобразной школой научного мышления;

является экономной и гибкой формой передачи новейшей информации.

6

Любую лекцию целесообразно начинать с определения ее темы и цели. Чтобы сформировать у студентов установку на восприятие учебного материала, не забудьте сразу сказать им, на каком уровне должен быть усвоен материал, излагаемый вами на этой лекции (знакомства, понимания, применения и пр.).

Не желательно превращать лекцию в диктант. Скажите студентам, что основная установка – это слушать. Они должны знать, что слушать – это думать, пропускать через себя, соглашаться или не соглашаться. Слушать ислышать это не одно и то же. Слушать – это работа! Чтобы они не волновались, что у них в конспектах ничего не будет, скажите, что «самое главное» вы им повторите, и они смогут записать. Помните вы и напоминайте студентам почаще, что записать – это дать установку своему подсознанию, что записанное можно забыть. Поэтому слушать и еще раз слушать!

При изложении материала постарайтесь на доске оставить «схему» лекции. Вот она должна остаться и в конспектах у студентов. Студент, имея такую схему, всегда вспомнит содержание лекции. Помните, вы должны показать студентам безупречное знание своего предмета, ум, эрудицию, свою увлеченность материалом, который вы излагаете. Студенты должны видеть, что вы пропускаете информацию через свое сердце, только такое изложение материала активизирует их познавательную деятельность. От лектора требуется мобилизация всех его духовных сил, соединенная с любовью к педагогической деятельности и доброжелательным отношением к студентам.

Почаще задавайте вопросы студентам во время лекции, продумайте эти вопросы при подготовке. Тем самым вы будете стимулировать их мыслительную деятельность. Будьте готовы и к студенческим вопросам, не бойтесь их. Будьте искренни со студентами, затрудняетесь ответить, так и скажите. Они благодарны за искренность и помогут вам в трудную минуту. Высокомерие студенты не прощают, поскольку оно унижает их.

В конце лекции сделайте обобщение, еще раз выделите, что было главным в информации, выданной вами. Если знаете, скажите, где студентам понадобится эта информация. Обратите внимание студентов на воспитательный аспект материала данной лекции.

Самое важное в практических занятиях со студентами – это правильный выбор формы их проведения. Магистранты преподают спецдисциплины, а это значит, что большие возможности выбора активных форм проведения занятий: деловая игра; метод конкретных ситуаций и их анализ и т.д. Посмотрите конспекты лекций курсов «Методы интенсификации процесса обучения», которые вам читали в 11 семестре.

7

Общие рекомендации по общению со студентами заключаются в следующем. Хотите добиться успеха в педагогической деятельности, хотите найти взаимопонимание со студентами, хотите, чтобы вами гордились студенты?! Тогда:

НИКОГДА не делайте перекличек (не унижайте этим студентов, найдите другие формы контроля, читайте лекции так, чтобы к вам студенты «бежали»);

запускайте в аудиторию всех опоздавших (радуйтесь, что студент дошел до аудитории; работайте так, чтобы вы не сомневались, что отсутствуют только те студенты, которые действительно не смогли присутствовать, а «опоздавшие» очень спешили к вам);

обращайтесь к студентам по имени (они поймут, что вы цените их как личность);

разговаривайте со студентами только дружеским тоном (они поймут, что вы уважаете их);

вселяйте веру в студентов, что они умные и все могут понять, им нужно только захотеть (у студентов повысится самооценка, а им этого так не хватает!);

делайте эмоциональные разрядки на занятиях через каждые 20-30минут, чтобы снять напряжение и усталость;

помните, не студенты, а вы должны нравиться им (может тогда им понравится ваша дисциплина, и вуз, и выбранная профессия?).

Аттестация по итогам практики

Аттестация по итогам практики проводится на основании письменного отчета магистранта. В отчете приводится:

1.Анализ педагогической деятельности преподавателей, занятие которых посетил магистрант (с приложением оценочных листов);

2.Анализ собственной учебно-педагогическойдеятельности (что получилось, что не получилось и почему);

8

3.Самооценка сформированности психологической готовности к педагогической деятельности, которая отразится в ответах на следующие вопросы:

а) каково ваше отношение к педагогической деятельности после прохождения педагогической практики (1- положительное, 2-отрицательное,3-безразличное);

б) осознали ли вы профессиональную пригодность к педаго-

гической деятельности (1-да;2-скорееда, чем нет;

3-не

знаю;

4-скорее

нет,

чем

да;

5-нет);

в) ощутили ли вы необходимость психолого-педагогическихзнаний для формирования педагогических умений(1-да;2- скорее да, чем нет;3-незнаю;4-скореенет, чем да;5-нет).

Кафедра психологии и педагогики примет с благодарностью ваши замечания, предложения и пожелания как по психолого-педагогическойподготовке магистров, так и по организации педагогической практики магистров. Свои замечания и пожелания вы можете занести в отчет.

Литература, которую необходимо просмотреть в период подготовки к педагогической практике

1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.:

ЛГУ, 1998.

2.Долженко О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие / О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский. – М.: Высш. шк., 1990.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. — 2-еизд., доп., испр. и перераб. – М.: Изд. корпорация «Логос», 2000.

4.Мощевитина Л.Я. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Кузбас. гос. техн. ун-т.– Кемерово, 1998.

5.Пинигина Г.В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Г.В.Пинигина, Г.Г.Солодова / Кузбас. гос. техн. ун-т.– Кемеро-

во, 1995.

9

Приложение 1.Оценочный лист

 

 

 

Наименование

 

Форма оценки

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

3

4

5

6

7

 

 

 

управлять социально-психологическимсостоя-

 

 

 

 

 

умения

 

 

нием группы и отдельных студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

поставить себя в позицию (на место) студента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ориентироваться в изменяющихся условиях и

 

 

 

 

 

Педагогические

 

 

перестраивать свое поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

формировать доверительные и доброжелатель-

 

 

 

 

 

 

 

 

построить взаимодействие со студентами в про-

 

 

 

 

 

 

 

 

цессе обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устанавливать со студентами социально-

 

 

 

 

 

 

 

 

психологический коммуникативный контакт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

управлять дисциплиной студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные отношения со студентами в межличностном

 

 

 

 

 

 

 

 

общении

 

 

 

 

 

 

Педагогическая

 

 

излагает материал ясно, доступно

 

 

 

 

 

 

техника

 

разъясняет сложные места

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выделяет главные моменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соблюдает логическую последовательность

в

 

 

 

 

 

 

 

 

изложении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

излагает материал в нормальном темпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обладает четкой дикцией

 

 

 

 

 

 

познаАктивизациядеятельвательной-

 

 

вызывает и поддерживает интерес студентов к

 

 

 

 

 

студентовности

 

предмету

 

 

 

 

 

 

 

следит за реакцией студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

побуждает студентов к анализу излагаемого ма-

 

 

 

 

 

 

 

 

териала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

снимает напряжение и усталость студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ориентирует на использование изучаемого мате-

 

 

 

 

 

 

 

 

риала в будущей профессиональной деятельно-

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

 

 

 

 

 

 

Современные технологии обу-

чения; ме-тоды

 

Перечислить применяемые преподавателем технологии и методы

 

обучения

 

 

 

 

 

 

обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1- да; 2- скорее да, чем нет; 3- затрудняюсь ответить; 4- скорее нет, чем да; 5- нет

Г.В. Пинигина Научно-методические рекомендации магистрам направления 552900 по педготовке к педагогической практике — Стр 2

10

Составители Галина Вениаминовна Пинигина Жанна Сергеевна Сафронова

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ магистрам направления 552900 по подготовке к педагогической практике

Редактор З.М. Савина

ЛР № 020313 от 23.12.96

Подписано в печать 21.06.01. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе.

 

Уч.-изд.л. 0,50. Тираж 50 экз. Заказ

.

Кузбасский государственный технический университет.

650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.

Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.