Программа научно-исследовательской практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной работе

__________________ Г. В. Лаврентьев

«30» апреля 2011 г.

Направление подготовки

30 300 Психология

Специализированная программа подготовки

Психология здоровья

Квалификация (степень)

Магистр

Форма обучения

Очная

Барнаул 2011

Составители: Любимова О.М., к.псх.н., доцент _______________

Рецензент: Лужбина Н.А., к.псх.н., доцент _______________

Программа научно-исследовательской практики разработана в соответствии с ФГОС:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению 30 300 «ПСИХОЛОГИЯ». Квалификация магистр психологии, утвержден 22.12.2009, номер государственной регистрации 797

составлена на основании учебного плана:

направление 30 30068 Психология магистерская программа 30 30068−02 «Психология здоровья»

утвержденного учёным советом вуза от 26.01.2011 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от «25» апреля 2011 г. № 10

Срок действия программы: 2011−2013 уч.г.

Зав. кафедрой Дёмина Л.Д., д.с.н., профессор _________________

1. Цели научно-исследовательской практики

Целью научно-исследовательской практики является овладение магистрантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в области, соответствующей профилю избранной магистерской программы, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности магистранта, а так же формирование компетенций ФГОС.

2. Задачи научно-исследовательскойпрактики

Задачаминаучно-исследовательской практики являются:

— организация и проведение психологического исследования для проверки рабочей гипотезы, выполнения задач, апробации и проверки эффективности программы коррекционно-развивающей работы;

— ознакомление с организацией и содержанием, приобретение навыков работы научного сотрудника;

— формирование профессиональной направленности магистра.

3. Место научно-исследовательскойпрактики в структуре ооп магистерской программы

Научно-исследовательская практика является обязательным разделом основной образовательной программы (ООП) подготовки магистра по направлению 30 300.68 Психология.

Магистратура является логическим завершением основной конструкции многоуровнего университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу. Это проверка способности вести самостоятельный научный поиск, оценить свои возможности в определении пути своего профессионального и научного роста. Научно-исследовательская практика является неотъемлемой частью всей системы подготовки магистра. Практика, образуя диалектическое единство с теорией, является реальным основанием для приобретения профессиональных знаний, умений и черт личности.

Выполнение задач научно-исследовательской практики обеспечивается предшествующей профессиональной подготовкой и поддерживается теоретическими дисциплинами и практическими занятиями, входящими в профессиональный цикл ООП:

— для успешного прохождения практики, особенно на первом этапе, студент должен иметь подготовку бакалавра или специалиста ВПО либо в области психологических или биологических, социальных, гуманитарных, медицинских, культурологических наук.

— практика углубляет и расширяет компетентность магистра при изучении дисциплин: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Научные школы и теории в современной психологии», «Статистические методы в психологии», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «История и методология в психологии».

4. Формы проведения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика по форме проведения является полевой или лабораторной и может осуществляться как в коллективном, так и в индивидуальном порядке.

Магистрант во время научно-исследовательской практики работает в качестве исследователя, участвуя во всех исследовательских процедурах и мероприятиях на базе организации, учреждения или предприятия.

5. Место и время проведения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика проводится на договорной основе в следующих организациях и учреждениях:

— КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин».

— КГУСО «Краевой кризисный центр для женщин».

— КГУСО «Территориальный центр социально-психологической помощи семье и детям „Вдохновение“ Центрального района г. Барнаула».

— КГУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

— КГУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко».

— КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями».

— АКООО содействие укреплению здоровья в системе образования.

— КГБУ СО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями „Журавлики“».

— КГБУЗ «Алтайская краевая клиническая детская больница».

— МБОУ ДОД «ДООЦ «Альтернатива».

— АНО «Клиника НИИТО».

В соответствии с учебным планом 30 300.68 ООП магистратуры ««Психология здоровья» научно-исследовательская практика проводится в первом семестре (7 зачетных единиц, 252 часа) и в третьем семестре (5 зачетных единиц, 180 часов).

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики

В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции.

— способностьюи готовностью к самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своейпрофессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);

— способностью и готовностью к выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);

— способностью и готовностью к оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11);

— способностью и готовностью к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);

— способностью и готовностью к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

— способностью и готовностью к совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

— способностью и готовностью к созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

— способностью и готовностью к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

— способностью и готовностью к овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

— способностью и готовностью к подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

— способностью и готовностью к подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14).

— способностью и готовностью к подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности по руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30).

7. Структура и содержание научно-исследовательской практики

Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.

Период

Объем ЗЕТ/часов

Содержание работы (необходимые элементы отчета)

Форма отчета

Формы текущего контроля

1 семестр

1/36

Подготовка аналитического обзора по теме, соответствующей специализированной программа подготовки магистра, учебным циклам дисциплин

Письменный отчет 25−35 стр. страниц машинописного текста (не включая титульный лист и список литературы) через 2 интервала., Times new roman, кегль 14. на русском языке, список литературы на русском и иностранном языках, не менее 40 источников, включая монографии и периодические издания.

Зачет с оценкой

1 семестр

2/72

Предоставление перевода иноязычной научной статьи по выбранной теме/ направлению (не менее 15 тыс. знаков)

Прилагается оригинал статьи, перевод статьи, тезаурус основных понятий статьи (иностранный термин и его русский аналог).

Зачет с оценкой

1 семестр

3/108

Формулирование научных атрибутов работы (теоретической и практической актуальности исследования, объекта предмета, цели, задач, гипотез, теоретико-методологические основания)

Объект, предмет, цель, задачи, теоретико- методологические основания работы (только то, что вами будет действительно использоваться при интерпретации данных, подборе инструментария, те, что раскрывают базовые понятия работы), гипотезы исследования.

Методические рекомендации по формулированию научных атрибутов изложены в «Методических рекомендациях студенту по выполнении ВКР», разработанных факультетом, изданных в 2011 г.

Зачет с оценкой

1 семестр

1/36

Обоснование выбора методов исследования

Обоснование выбора методов исследования, рекомендуется сделать следующим образом:

Методика — автор, год, соответствие теоретико-методологическим основаниям, избранным магистром, базовые шкалы, обоснование их значимости для вашей работы. Ответьте себе на вопрос: Какую информацию получаете, в контексте вашего общего замысла? Ведь методика может диагностировать лишь часть явления, процесса, который вас интересует.

Зачет с оценкой

ИТОГО

7 зет / 252

3 семестр

1/36

Обосновать экспериментальный замысел исследования (включая подпор инструментария и характеристики выборки), а так же предоставить план анализа эмпирических данных в соответствии с формулированными гипотезами

Гипотеза и последовательность процедур статистического анализа данных для ее подтверждения, с указанием конкретных методов статистического анализа

Зачет с оценкой

3 семестр

1/36

выступление на факультетских, внутривузовских, региональных, конференциях, семинарах и пр.

Тезисы выступления, где оно проходило.

Зачет с оценкой

3 семестр

1/36

Организация и проведение научно-проблемного семинара для бакалавров/ магистров по теме согласованной с научным руководителем

Отчет о проведении мероприятия

Зачет с оценкой

3 семестр

2 /72

Подготовка статьи по результатам научного исследования, обзора

Предоставление макета статьи, за подписью руководителя

Зачет с оценкой

ИТОГО

5 зет/ 180

8. Образовательные технологии (научно-исследовательские, научно-производственные), используемые на научно-исследовательской практике

  • проблемное изложение материала;
  • использование видеоматериалов на лекциях и семинарах;
  • групповые дискуссии;
  • дискуссия с отстаиванием студентами разных позиций в изучаемом вопросе;
  • метод проектов — обсуждение конкретных исследовательских работ как классических, так и самостоятельно разрабатываемых студентом;
  • систематические консультации по специальному графику.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Основная литература: учебники и учебные пособия по дисциплинам образовательной программы, одобренные УМО по психологии, монографии и сборники работ по практической деятельности психолога и педагога.

Дополнительная литература: профессиональные журналы по психологии и педагогике образования, статистические сборники и отчеты, иной информационный материал.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: программы для статистической обработки и анализа математических данных, аудио- видео- и мультимедийные материалы по отдельным направлениям психологии, электронные базы данных по психологии, специализированные сайты сети Интернет.

Методические рекомендации по выполнению ВКР для студентов факультета психологии (2011 г.)

За время научно-исследовательской практики магистранты должны выполнить следующие виды работы:

  • выбор темы/направления магистерской диссертации;
  • подготовка аналитического обзора по выбранной теме/направлению по материалам отечественных и зарубежных исследований фундаментального и прикладного характера;
  • предоставление перевода иноязычной научной статьи по выбранной теме/направлению (не менее 15тыс. знаков);
  • формулирование научных атрибутов работы (теоретической и практической актуальности исследования, объекта предмета, цели, задач, гипотез);
  • обосновать экспериментальный замысел исследования (включая подпор инструментария и характеристики выборки), а так же предоставить план анализа эмпирических данных в соответствии с формулированными гипотезами;
  • планирование, подготовка, проведение научного эмпирического исследования или участие в конкретном научном (фундаментальном или прикладном) исследовательском проекте Университета, базовой организации или учреждения;
  • выступление на факультетских, внутривузовских, региональных и пр. конференциях;
  • организация и проведение научно-проблемного семинара для бакалавров;
  • подготовка статьи по результатам научного исследования.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).

10.1. Итоговой формой контроля по практике является «зачет с оценкой». Итоговая оценка выставляется преподавателем, осуществляющим общее руководство научно-исследовательской практикой, назначенным руководителем ООП магистранта на текущий учебный год. Оценка за результаты прохождения научно-исследовательской практики выставляется магистранту в 1,3 семестрах. Оценка за прохождение практики в 3 семестре является итоговой.

10.2. Текущий и промежуточный контроль:

10.2.1 Текущий контроль прохождения магистрантами научно-исследовательской практики заключается в первичной проверке научным руководителем планирования, подготовки, проведения научного исследования студента, ведения им отчетной документации и т. п. Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики. Результаты прохождения практики обсуждаются на расширенном заседании кафедры.

10.2.2. Формой промежуточного контроля может выступить итоговый отчет в виде тезисов на научно-практическую конференцию, а также предзащита выпускной квалификационной работы на заседании комиссии, состоящей из преподавателей выпускающей кафедры, с итоговым допуском на защиту магистерской диссертации.

10.3. Требования к отчету магистранта по научно-исследовательской практике.

10.3.1. Отчет по практике оформляется в печатном варианте и скрепляется в скоросшиватель. Для подготовки и написания отчета студенту выделяется в конце практики срок до трех дней. Содержание (элементы/формы работы) отчета по каждому этапу научно-исследовательской практики представлено в таблице.1

10.3.2.Оценка предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов студента. Отчет с учетом его содержания и защиты оценивается по пятибалльной шкале:

Оценка «отлично» выставляется за работы, которые выполнены на высоком научно-теоретическом, методологическом уровне и содержат результаты самостоятельной деятельности магистра. Присутствуют все элементы отчета, выполнены все требования и формы работы, заявленные в программе на каждом этапе практике. Темы рефератов научно обоснованы и отличаются актуальностью. Выводы сформулированы убедительно и аргументировано, темы раскрыты всесторонне, глубоко. Оформление, язык, стиль работы выполнены в строгом соответствии с предъявляемыми к ним требованиям. Структура работы, оцененной «отлично», стройна, логична, тема соответствует содержанию. В заключении содержатся чёткие, обоснованные выводы. Иллюстративный материал подготовлен на основе собственных исследований с использованием современных технологий.

Оценка «хорошо», если работа выполнена на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, задачи исследования решены, цель, в основном, достигнута, но анализ научных источников неполный. Выпускник недостаточно глубоко раскрыл, обосновал и аргументировал основные положения и выводы. Присутствуют все элементы отчета, выполнены все требования и формы работы, заявленные в программе для на каждого этапа практики. В структуре и содержании работы имеются допустимые отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера.

Оценка «удовлетворительно» выставляется магистру, если цели и задачи исследования достигнуты не полностью; тема в целом актуальна, но характер, структура и содержание исследования не всегда в полной мере соответствуют требованиям. Анализ научных источников проведен поверхностно; документальная основа работы представлена недостаточно полно, выводы сформулированы чаще всего в общей, форме и не всегда конкретны, В стиле и оформлении работы имеются погрешности, с ошибками дан справочный аппарат. Присутствуют все элементы отчета, но требования к исполнению форм работы выполнены не в полном объеме

Оценка «неудовлетворительно» ставится в следующих случаях: работа ни по содержанию, ни по оформлению не отвечает требованиям освоения компетенций. Автор не сумел раскрыть, убедительно доказать и четко сформулировать основные положения и выводы исследования. Цель работы не достигнута, задачи не решены, в содержании допущены серьезные ошибки; работа представляет собой реферативную работу и не является результатом самостоятельной исследовательской деятельности. Использованные в работе для анализа источники малочисленны и однообразны, допущены серьезные погрешности в оформлении, языке, стиле. Присутствуют не все элементы, формы работы.

10.3.3. Отчет по научно-исследовательской практике должен содержать отзыв научного руководителя (Приложение 1).

10.4. Подведение итогов научно-исследовательской практики:

10. 4.1. Подведение итогов научно-исследовательской практики осуществляется на итоговой конференции, которая проводится не позднее, чем 10 дней после окончания практики.

10.4.2. Итоги практики обсуждаются на научно-методических конференциях Университета и факультета, заседаниях выпускающих кафедр, а так же на производственных совещаниях базовых предприятий, организаций или учреждений.

10.4.3. Общие итоги практики подводятся на Ученом совете факультета.

10.4.4. Оценка результатов прохождения практики учитывается при рассмотрении вопроса о назначении стипендии. Если зачет по практике проводится после издания приказа о назначении магистранта на стипендию, то оценка за практику относится к результатам следующей сессии.

10.4.5. Итоговой качественной оценкой успешности прохождения студентом научно-исследовательской практики является рекомендация к защите магистерской диссертации.

10.4.6.Магистрант, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на повторное прохождение практики в период каникул или в свободное от учебы время.

10.4.7. В отдельных случаях грубого нарушения техники безопасности или правил внутреннего распорядка, по представлению декана факультета, ректоратом может быть рассмотрен вопрос о дальнейшем пребывании магистранта в Университете.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской практики

а) основная литература:

1. Эко, Умберто Как написать дипломную работу: гуманитарные науки: учеб. -метод. пособие. М.: Книжный дом Университет, 2003.

2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

б) дополнительная литература:

1. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию письменной речи. М.: Флинта, Наука, 2002.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://www.biblioclub.ru/
  2. http://www.annualreviews.org/journal/psych
  3. http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology
  4. http://elibrary.ru/titles.asp
  5. http://psylib.kiev.ua/
  6. http://azps.ru/
  7. http://e.lanbook.com/books/?p_f1_temp_id=18&p_f1_65=3146&p_f1_63=&p_f1_67=
  8. http://www.prlib.ru/Lib/pages/catalog.aspx?catid=1507

12. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской практики

  • компьютерные классы с подключением их к системе телекоммуникаций (электронная почта, Интернет);
  • аппаратурное и программное обеспечение для проведения научно-исследовательской работы студентов в рамках практики;
  • учебные помещения, оснащенные видеотехникой;
  • лаборатории;
  • помещения для проведения психологических тренингов, фокус-групп и групповых занятий.

Приложение 1.

(рекомендуемое)

Форма отзыва руководителя отзыв руководителя

о прохождении научно-исследовательской практики

магистром ФПП ___ курса __ группы

_____________________________________________________

(ФИО)

в ____________________________________________________

(название организации)

Во время прохождения научно-исследовательской практики студент ____________ ознакомился __________________________________ .

Углубленное внимание было уделено следующим вопросам:

Собранные и обработанные студентом материалы могут быть использованы для написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) на тему __________________________________________________________________________ .

Степень глубины и самостоятельности выводов и предложений студента.

Замечания.

Руководитель практики

Руководитель практики

от организации __________ _______________ __. __.20__

(Подпись) (Расшифровка подписи)

М.П.

Приложение 2

(обязательное)

Форма отчета студента о прохождении практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет психологии

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

ОТЧЕТ

по научно-исследовательской практике

Направление 30 300.68 ООП «Психология здоровья»

Студент

_________

(подпись)

___________________

(расшифровка подписи)

Руководитель от кафедры

_________

(подпись)

___________________

(расшифровка подписи)

Руководитель от организации

_________

(подпись)

М.П.

___________________

(расшифровка подписи)

Барнаул, 20__г

12

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector