Выбор приоритетных направлений его работы

Содержание деятельности педагога-психолога.

 

Объектом деятельности педагога-психолога являются участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети, их родители.

Предметом деятельности — взаимодействие субъектов образовательного процесса в системах: взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид-группа.

Педагог-психолог несет ответственность за психологическое здоровье ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса, его полноценное личностное и интеллектуальное развитие на каждом возрастном этапе, формирует способности к саморазвитию, профессиональному самоопределению.

Педагог-психолог содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей, занимается профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Основной вид деятельности педагога-психолога — консультационная работа. Она может осуществляться как психопрофилактическая работа в соответствии с целями и задачами психологической службы системы образования Самарской области, а также по запросу, который может инициироваться администрацией учреждения образования, педагогами, детьми, их родителями.

В рамках консультационной работы по направлениям психопрофилактика, диагностика, развитие и коррекция решаются следующие задачи:

Психопрофилактическая работа:

— обеспечение психологизации образовательного процесса, повышение психологической культуры, формирование у педагогов, детей, их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе, или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;

— обеспечение социопсихологического мониторинга с целью углубленного психолого-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства. Знание об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает возможность оказать помощь педагогам по реализации в учебно-воспитательном процессе потенциальных возможностей ребенка, самого педагога, родителя, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка на соответствующих возрастных этапах рекомендуется проводить по пакету психодиагностических методик, сконструированных специалистами регионального центра социопсихологических исследований и диагностики в соответствии с психометрическими требованиями, предъявляемыми к диагностическому инструментарию (см. приложение 12).

14 стр., 6503 слов

Раскройте закономерности психологического развития личности ребенка.

... положение дел.   Билет 5 Раскройте закономерности психологического развития личности ребенка. Общие закономерности психического развития.Развитие каждой психической функции, ... деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества - это длительный процесс ...

Психодиагностическая работа — углубленное психолого-педагогическое изучение основных причин появления проблем, постановка психологического диагноза. В процессе диагностико-консультативной работы рекомендуется, в качестве основных, использовать методики, отобранные по психометрическим критериям и апробированные в условиях практической работы педагогов-психологов учреждений образования Самарской области специалистами регионального центра социопсихологических исследований и диагностики (см. приложение 13).

Развивающая и коррекционная работа — разработка и реализация развивающих и коррекционных программ, составленных на основе результатов психологической диагностики, активное воздействие педагога-психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка, на взаимодействие в системах: взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид-группа.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.

 

Организация и планирование рабочего

Времени педагога — психолога

 

Руководители муниципальных органов управления образования, образовательных учреждений при организации и планировании деятельности педагога-психолога должны учитывать, что его рабочая неделя составляет 36 педагогических часов (письмо Министерства Образования Российской Федерации №10/32-Т от 12.01.93), из которых рекомендуется 24 часа отводить под диагностико-консультативную работу в индивидуальном или групповом режиме (администрация, педагоги, родители, учащиеся), 12 часов — обработка и интерпретация результатов, полученных в процессе консультирования, заполнение необходимой документации (см. приложение 14).

Формы учета текущей деятельности и отчетность

Педагогов — психологов.

 

Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении, центрах психологической службы образования ведут учет проводимой работы по формам, разработанным региональным Центром социопсихологических исследований и диагностики в системе образования:

1. План работы педагога — психолога учреждения образования. (Приложение № 1.)Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования. (Приложение № 2.)

2. Журнал консультаций психолога. (Приложение № 3.)

3. Журнал учета групповых форм работы. (Приложение № 4.)

4. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку. (Приложение № 5.)

5. Документация психолого-педагогического консилиума. (Приложение № 6.)

а) журнал психолого — педагогического консилиума;

б) представление педагога — психолога на ребенка;

в) представление учителя (кл. руководителя) на ребенка.

7. Программа работы психолога в классе или группе. (Приложение № 7.)

8. Программа коррекционно-развивающих занятий. (Приложение № 8.)

9. Авторские программы педагога-психолога учреждения образования. (Приложение № 9)

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Приложение №10) руководителю учреждения образования и руководителю муниципальной психологической службы. Данный отчет включается в отчетную документацию учреждения образования. Руководитель муниципального центра психологической службы представляет по итогам года аналитический отчет (Приложение №11) руководителю муниципального органа управления образования и руководителю регионального центра социопсихологических исследований и диагностики в системе образования.

 

Рабочее место педагога — психолога.

 

Организацию и оборудование рабочего места педагога-психолога осуществляет руководитель учреждения образования за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.

Информационно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога выполняет методический центр психологической службы муниципального органа управления образованием.

Для работы психолога в образовательном учреждении выделяются соответствующие помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения индивидуальной и групповой консультативной, развивающей и коррекционной работы. Для проведения индивидуальных консультаций должно быть выделено помещение не менее 6 кв. м. Для проведения групповых форм работы с группой до 15 человек должно быть выделено помещение не менее 24 кв.м.

Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

 

 

Начальник Главного

управления образования Е.Я.Коган

 

Т.Н. Клюева: 32-66-40

Приложение №1

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

 

Требования к плану работы педагога-психолога

Учреждения образования.

1. При составлении плана необходимо учитывать:

· цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

· приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Закон РФ «Об образовании «, «Конвенцией о правах ребенка» 44/25 — от 20.11.89, нормативными документами Главного управления образования Администрации Самарской области;

· нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства общего и профессионального образования от 29-30 марта 1995г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации»).

 

2. План работы должен включать следующие графы:

 

№ п/п Название работы Условия Проведения Ответст-венный Срок проведения Предполагаемый результат
             

 

· Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок…), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.).

Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.

· Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.

· В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими людьми, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).

 

3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.

 

 

Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

Приложение №2

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

Образец

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам проведенного психодиагностического исследования

(структура и основы содержания).

 

 

1. Причина исследования: в изложении обратившегося.

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики: описать по следующей схеме:

 

Название шкалы Автор теста Или его название Исследуемая функция Фактор, влияющий на результат

 

7. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании.

Например: вербальный интеллект,

осведомленность,

понятливость,

речевое развитие,

общая оценка.

8. Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);

б) обобщенная интерпретация данных:

аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

 

 

Схема учетов результатов тестирования

Ф.И.О. Тестируемого Результаты выполнения диагностического задания Заключе-ние
    *** N  
             

 

 

Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись

Приложение № 3

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

Образец

 

 

ЖУРНАЛ

Консультаций психолога

Полное наименование учреждения образования

 

 

Да-та Время прове-дения Консультируемый Повод обраще-ния Про-блема Результат консульти-рования Консуль-тант
    воз-раст пол Имя        

· Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.

· Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.

· Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год, и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

 

Приложение №4

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

Образец

 

 

ЖУРНАЛ

Учета групповых форм работы.

 

Список участников п/п №, Ф.И.О. Тема или название тренинга   Даты встреч Отметки о посещениях Ведущий Примечание

 

 

К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:

– тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями)

– коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе

– семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

 

 

Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.

Приложение №5

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

Образец

 

КАРТА

Психолого-медико-социальной помощи ребенку

Карта №Обследование проводит

____________________

Дата _______________

Фамилия_______________________Имя__________________________________

Дата рождения __________________Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)_______________________________________Класс (группа)_____________

Адрес___________________________ Телефон ____________________________

Фамилия, имя, отчество родителей ______________________________________

____

Кем направлен________________________________________________________

Причина обращения___________________________________________________

Анамнестические сведения___________________________________

____

Семья_______________________________________________________________

Условия проживания__________________________________________________

Биологические факторы________________________________________________

_______________________________леворукость___________________________

Особенности раннего развития__________________________________________

Воспитание до учреждения образования__________________________________

Наблюдение специалистов______________________________________________

Жалобы в настоящий момент____________________________________________

Проблемы, связанные с учреждением образования__________________

_____

 

Перемена учреждения образования Повторение класса Сфера нарушения школьной адаптации
    Сложности в обучении, воспитании___________ Итоговые оценки по основным предметам_____ _________________________________________ трудности в освоении норм поведения________ _________________________________________ особенности социальных контактов__________  

 

Заключение_____________________________________________________

_______________________________________________________________

Рекомендации__________________________________________________

_______________________________________________________________

 

  Психосоциальная ситуация  
  актуальный конфликт, время его возникновения   оценка социальной ситуации в учреждении образования   оценка семейной ситуации   психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты)     самооценка  
  Ситуация в семье  
  совместные занятия дома с ребенком     взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками     взаимоотношения родителей с учреждением образования     отношения в семье     тип семейного воспитания    

 

  Психологические данные  
  Интеллектуальные Особенности  
 
  Личностные Характеристики  
 
  Мотивация   Интересы, представление о будущем    
  Медицинские данные  
    Рекомендовано  

 

Психологическое заключение

 

Посещение коррекционных занятий. Специалист________________________________________

 

 

За прошедший период произошли следующие изменения:

 

Рекомендации педагогу:

 

С рекомендациями ознакомлен____________________________________

Педагог_____________________________________________________

 

Рекомендации родителям:

 

 

С рекомендациями ознакомлены__________________________________

 

мать________________________________________________________

 

отец________________________________________________________

Приложение №6

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

Образец

 

 

ЖУРНАЛ

Психолого-педагогического

Консилиума

Журнал консилиума заполняется ведущим его психологом и содержит следующие примерные графы:

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом).

2. Психологическая атмосфера семьи.

3. Тип семейного воспитания.

4. Особенности учебной деятельности.

5. Особенности взаимоотношений со взрослыми.

6. Особенности отношений со сверстниками.

7. Самооценка.

8. Особенности поведения.

9. Проблема, обсуждаемая на консилиуме.

10. Заключение консилиума.

 

 

Дата___________________ Подписи членов психолого-

педагогического консилиума:

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

НА РЕБЕНКА.

Фамилия, имя___________________________________________________

Учреждение образования (ДОУ, школа и т.д.)________________________

_______________________ класс (группа)___________________________

Число, месяц, год рождения ______________________________________

Дата_________________________

 

— общая оценка ребенка __________________________________________

— учебная мотивация_____________________________________________

— работоспособность_____________________________________________

— сформированность учебных навыков______________________________

— характерные ошибки при письме, чтении, счете_____________________

_______________________________________________________________

— латеральный фенотип: ведущая рука, нога, глаз_____________________

_______________________________________________________________

— особенности развития психических функций:

· внимание__________________________________________________

· память____________________________________________________

· мышление_________________________________________________

· речь______________________________________________________

— эмоциональная сфера___________________________________________

_______________________________________________________________

— моторное функционирование_____________________________________

_______________________________________________________________

— общение:______________________________________________________

· сверстники________________________________________________

· взрослые__________________________________________________

— особенности поведения__________________________________________

_______________________________________________________________

— личностные характеристики_____________________________________

_______________________________________________________________

— семья_________________________________________________________

— интересы, представление о будущем, профессиональная ориентация___

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГА__________________________________________

_________________________
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПЕДАГОГА НА РЕБЕНКА

Учреждение образования________________________________________

Фамилия, имя__________________________________________________

Число, месяц, год рождения______________________________________

Ф. И. О. родителей_____________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

В этом представлении Вы найдете перечень утверждений, характеризующих различные стороны жизни Вашего ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками. Прочитайте каждое из них и подчеркните то, что, по Вашему мнению, относится к этому ребенку.

1. ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:

– познавательная (учебная) активность на занятиях (уроках) носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;

– пассивен на занятиях (уроках) быстро устает, истощается, дает неправильные ответы;

– не включается в образовательный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;

– с трудом овладевает навыками чтения, письма, счета;

– плохо запоминает даже небольшое стихотворение, правила, таблицу умножения;

– имеет ограниченный (бедный) словарный запас;

– другие особенности __________________________________________

– итоговый уровень освоения образовательного стандарта программы учреждения образования (ДОУ, школа, ПУ и т.д.) по:

чтение (литература)_______________________ русский язык ________

счет (в прямом и обратном порядке) _______________________ математика_______________

 

2. ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ:

– очень вспыльчив, часто непослушен , спорит с педагогом;

– мешает другим детям на уроке и на перемене, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;

– подозревается в пропаже денег, ценных предметов;

– безынициативен, замкнут погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружающей обстановке;

– другие трудности___________________________________________

 

3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ:

1) нарушены взаимоотношения с одноклассниками:

– мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними;

– обижает более слабых;

– выставляет себя, паясничает, играет «роль клоуна»;

– часто ссорится с одноклассниками, пристает ко всем, находится в плохих отношениях с некоторыми из них;

– нелюбим другими детьми, над ним часто подсмеиваются;

– дерется, кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудия драки;

– замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;

– другие нарушения__________________________________________

2) нарушены взаимоотношения с педагогом:

– при общении с педагогом теряется, смущается, плачет без всяких на то причин, при ответах говорит тихим голосом, запинается;

– избегает контакта с педагогом, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным (часто сниженный фон настроения);

– проявляется негативизм по отношению к педагогу, не выполняет его требований, отвечает дерзко, порой грубо;

– другие нарушения __________________________________________

4. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УЧРЕЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ:

1) переход в новое учреждение образование, новую группу (класс), второй год обучения, переезд в другой город, прибытие из сельской местности.

2) соматическая ослабленность:

– частые простуды;

– жалобы на боли в желудке и тошноту;

– головные боли

– наличие хронических заболеваний (холецистит, пиелонефрит, астма, нейродермит, туберкулез);

3) органические нарушения и физические дефекты:

– плохое зрение;

– слабый слух;

– недостатки в произношении отдельных звуков;

– плохая координация движений, неловкий;

– слишком маленький рост;

– чрезмерная полнота;

4) педагогическая некомпетентность родителей:

– безнадзорность — родители игнорируют не только духовный мир ребенка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (ребенок часто неряшливо одет, выглядит так, как будто очень плохо питается);

– жестокое обращение с ребенком;

– повышенная опека — постоянный контроль за поведением ребенка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;

– преувеличенное представление родителей о хрупкости ребенка , его болезненности;

– противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребенку свои требования).

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).

2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.

4. Анализ результатов мониторинга ведения курса “Основы жизненного самоопределения” в рамках регионального компонента, “Здоровый образ жизни”, “Основы самопознания”, “Половое просвещение” и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.

5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагается обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.

7. План работы на следующий учебный год.

8. Перспективы развития службы.

 


 

Приложение №12

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению при проведении психологического мониторинга образовательного процесса учреждения образования

2-3 года Наблюдение, естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик).
6/7 лет Наблюдение. Естеств. эксперимент. WISG (адаптация Ю.А. Панасюка).

Тест творческого мышления П. Торренса. Гештальт-тест Бендер. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Самооценка (Дембо-Рубинштейн).

Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан)

10-11 лет Наблюд. Естеств. эксперим. Групповой интеллект. тест (ГИТ).

(адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П.Логиновой).

Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина).

Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан).

Тест творческого мышления П. Торренса. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой)

14-15 лет   Наблюдение. Естественный эксперимент. Школьный тест умств. Развития (ШТУР) ( М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова и др.).

Методика изучения личностной саморегуляции. ( Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой).

Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина).

Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан).

Тест творческого мышления П. Торренса.

16-17 лет Наблюдение. Естественный эксперимент. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой и др.) Методика изучения личностной саморегуляции. (Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой).

Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина).

Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан).

Измерение мотивационной сферы личности (В.Э. Мильман).

Тест творческого мышления П. Торренса.

Педагоги Опросники: “Уровень субъективного контроля личности”, “Профессионально-педагогический потенциал учителя” (разраб. Лабораторией социологических исследований СГУ)

 

 


 

Приложение №13

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”

Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению в диагностико-консультативной работе на каждом возрастном этапе

2-3 года Наблюдение, естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик).
4-5 лет Наблюдение. Естеств. эксперимент, свободная игра. Комплекс методик, направленный на выявление умственного развития, ребенка разработанный в лаб. Л.А. Венгера. Тест тревожности. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Проективные методы: дом-дерево-человек, CAT, рисунок семьи и др. Самооценка и уровень притязаний (“Лесенка” С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

6/7 -8/9 лет Наблюдение. Естеств. эксперимент. Свободная игра. WISC (адаптация Ю.А. Панасюка).

Тест творческого мышления П. Торренса GAT. Гештальт-тест Бендер. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Самооценка (Дембо-Рубинштейн).

GAT. Дом-дерево-человек. Рисунок семьи. Пиктограмма. Стандартные прогрессивные матрицы Равена. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан), методика мотивационных предпочтений (“Три желания”, “Цветик-трехцветик”, “Волшебная палочка”) (Л.И. Божович, Й. Шванцара).

Самооценка и уровень притязаний (“Лесенка” С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).

Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца.

9-10 лет Наблюд. Естеств. эксперим. Изучение учебной деят-ти. Групповой интеллект. тест (ГИТ).

(адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой).

Несуществ. Животное. Пиктограмма. Самооценка. Тест Рене-Жиля. 16-и факторный опросник Р. Кеттела. Методика изучения личностной саморегуляции. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан).

Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой).

Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца.

12-13 лет Наблюдение. Естественный эксперимент. Групповой интеллект. тест (ГИТ) (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой).

Несуществ. животное. 16-ти факторный опросник Р. Кеттела. Пиктограмма. Тест “Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга”. Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой).

Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой).

Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан).

Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца. Шкала классичекого социально-ситуативного страха, сомнения (О. Кондаш)

14 лет и старше     Наблюдение. Естественный эксперимент. Школьный тест умств. Развития (ШТУР).

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко. Тест “Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга”. Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой).

Рисунок несуществующего животного. Диалогические техники. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан).

Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой).

“Мечты, надежды, страхи, опасения” модифиц. методика А.М. Прихожан. Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца.

Педагоги, родители Диалогические техники, проективные и другие методы


 

Приложение №14

к письму Главного управления образования

“О содержании и организации деятельности

педагога-психолога в образовательном учреждении”