Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени м.В. Ломоносова»
|
||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
(наименование кафедры) |
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
Москвичева Александра Васильевна |
|
||||||||||||||||
|
(фамилия, имя, отчество студента) |
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
Институт |
ИПП |
курс |
3 |
группа |
333103 |
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
|
По дисциплине |
Теория и методика воспитания |
|
|||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
На тему |
|
|
|||||||||||||||
|
(наименование темы) |
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Отметка о зачёте |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
(дата) |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Руководитель |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(инициалы, фамилия) |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
(дата) |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
Архангельск 2013 |
|
1.Из брошюры «Воспитательная система школы: проблемы и поиски» из серии «Педагогика и психология» (1989,№10) выписать признаки (характерные черты), критерии факта воспитательной системы
1. Упорядоченная жизнедеятельность школы: соответствие содержание, объема и характера в работе возможностями и условиями школы; 2. Наличие сложившегося единого коллектива, коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, традициями, привычками; 3. Синтегрированность воспитательных действий в комплексы, дискретность воспитательного процесса: чередование периодов относительно покоя, повседневной работы с периодами коллективного напряжения, яркими событиями.
2. Провести аналитический обзор концепции общечеловеческих ценностей В.А.Караковского. Караковский В.А. «Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса». – М., 1993. Не переписывать содержание концепции, а дать общую аналитическую её характеристику.
Концепция В. А. Караковского — целостная концепция под названием «Мы – школа», в основе которой лежит творчество и взаимодействие с наукой.
В данной системе выделяют следующие обще человеческие ценности школы:человек, отечество, знания,мир, семья, труд, культура, земля.
Основная деятельность школы Караковского – это коммунарская методика, которая осуществляется через систему коллективно-творческого дела.
Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений (от всех к каждому), гуманные отношения — это основа воспитания личности. Большую роль здесь играют: ситуация выбора,достаточная степень свободы, многовариативность различных видов деятельности,
В методах воспитания школы Караковского преобладает опосредованные подходы:
1. Диалог.
2. Групповая дискуссия,
3. Метод педагогической ситуации,
4. Создание условий для самореализации личности.
В данной школе выделяют новые ключевые дела: экономическая игра, свободная трибуна, интеллектуальный марафон, введение новых информационных технологий.
Вывод: у школы тесные связи с малым социумом, а так же крепнут международные связи, т.к она участвует в международных программах, идёт процесс формирования культуры школы.
3. Представить основные идеи двух авторских воспитательных систем (И.П. Волкова, И.П. Иванова, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга и др.) из книги Е.Н.Степанова, Л.М.Лузина «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М, ТЦ Сфера,2003.
Критерии |
Адаптивная школа Е.А. Ямбурга |
Системное построение процесса воспитания Караковский В.А. |
Ведущая педагогическая идея (идеи) системы; |
Главная идея — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под его возможности, потребности и способности. |
В концепции воспитания — целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. |
Цель и содержание воспитания в системе; |
1. Формировать положительную «Я-концепцию» учащихся. 2. Создавать системы адаптированной педагогики. 3. Создавать системы разноуровневого, дифференцированного обучения Обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадоптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. |
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности. Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. |
Основные принципы и приоритетные направления воспитательной деятельности; |
1.Принцип гуманизма.Гуманизация образования означает, что в центре образовательного пространства находится ребенок, его здоровье, свободное развитие личности, уважение личности ребенка, достоинства; доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов; воспитание гражданственности и любви к Родине. В основу образовательного процесса положен приоритет общечеловеческих ценностей. Основным критерием деятельности педагогического коллектива новой модели образовательного учреждения является критерий развития личности детей, подростков. Гуманизация образования направлена на поворот образования к целостной картине мира: мира культуры, мира человека; на очеловечивание знания; на формирование гуманитарного и системного мышления. Гуманизация образования — одно из главных средств восполнения духовного вакуума. 2.Принцип единства культурного и образовательного пространства,основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений). 3.Принцип индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства.В основу принципа положен общедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями ребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневой образовательной подготовкой учащегося. 4.Принцип развивающего, деятельностного образования.Развитие личности ребенка, происходит в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности. В процессе этой деятельности ребенок осваивает не только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного добывания и применения как основного принципа жизнедеятельности. Знания, умения и навыки становятся средством развития личности каждого учащегося. 5.Принцип непрерывности и преемственности образования в системе «Школа-детсикй сад» означает такое построение социоэкологического пространства, когда ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования. 6.Принцип демократизации образованияпредполагает формирование иной, отличной от авторитарной культуры педагогических взаимоотношений, в основу которых положена система сотрудничества взрослого и ребенка, воспитателя, учителя и администрации образовательного учреждения. |
1. Личностный подход в воспитании:признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса; 2. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; 3. Средовой подход в воспитательной деятельности,т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 4. Дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса; 5. Природосообразность воспитания,которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как: определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника; изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений; построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов; обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; 6.Культуросообразность воспитания, т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки; 7.Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка |
Особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач; |
К компенсирующим средствам реабилитирующего пространства относится: 1.Педагогическая любовь к ребёнку. 2. Понимание детских трудностей и проблем. 3. Принятие ребёнка таким, какой он есть. 4.Сострадание, сочувствие и необходимая помощь детям. 5.Обучение элементарной саморегуляции В этой авторской школе выделяют виды индивидуальной помощи: 1.Опоры различного типа (плакаты, конспекты, таблицы, схемы). 2.Алгоритмы решения задач или выполнения заданий. 3.Разделение сложных задач на составляющие. 4. Предупреждение о возможной ошибке. В процессе воспитания и обучения школьников реализуется ГОСТ, используются как традиционные так и не традиционные программы. |
Содержания, форм и методов воспитательной работы, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, согласно ведущим функциям институтов воспитания, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса; В методах воспитания школы Караковского преобладает опосредованные подходы: 1. Диалог 2. Групповая дискуссия 3. Метод педагогической ситуации 4. Создание условий для самореализации личности. В данной школе выделяют новые ключевые дела:экономическая игра, свободная трибуна, интеллектуальный марафон, введение новых информационных технологий. |
Специфика взаимоотношений ученического и педагогического коллективов; |
Учитель — личностью, и школа помогает ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения. |
Педагог даетвозможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой. |
Характер взаимодействия воспитательной системы с социумом; |
Связи с социумом используются в целях сохранения и укрепления психологического и физического здоровья учащихся профильных классов. |
У школы тесные связи с малым социумом, а так же крепнут международные связи, т.к она участвует в международных программах, идёт процесс формирования культуры школы. |
Оригинальность |
Школа с набором классов различной направленности (конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.) |
Управление не личностью, а процессом ее развития. |
4. Написать мини – сочинение (одна страница) на тему «Мои впечатления от книги……» Рекомендуемая литература: В.А.Сухомлинский «Родительская педагогика», Добсон Дж. «Непослушный ребенок»; Макаренко А.С. «Книга для родителей»; Никотин Б., Никитина Л. «Мы, наши дети и внуки»; Кемпбелл Р. «Как на самом деле любить детей»
Для подготовки данного задания я выбрала книгу американского психолога Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей». В книге известного американского психиатра Росса Кэмпбелла рассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Она поможет родителям, педагогам, врачам, психологам, социальным работникам, воспитателям детских учреждений и всем, кто работает с детьми, научиться передавать свою любовь к детям простыми и эффективными способами: через контакт глаза в глаза, физический контакт, пристальное внимание и умение слушать. Росс Кемпбелл рассказывает о простых, легкодоступных методах, которыми родители должны пользоваться, чтобы ребенок осознал и почувствовал их доброжелательность, заботу, любовь и надежду на то, что он вырастет здоровым и деятельным членом общества. Это книга попалась мне в руки, когда моему первому ребенку был 1 месяц. Росс Кэмпбелл помогла мне разобраться в том, как я хочу и должна общаться, воспитывать, учить своего ребенка. Эта книга дала мне толчок к тому, какая мама я сейчас. Даже, наверно, и желание «пойти» в педагогику, тоже началось с этой книги. Автор дала переосмыслить некоторые мои принципы воспитания детей, увидеть психологию ребенка с другой стороны, оценить свои и отца моих детей возможности правильного воспитания.
Большинство родителей формирует основу своих взглядов на воспитание детей под воздействием воспитания собственного, под воздействием той манеры, которой придерживались их родители. Тем удивительнее для меня, что и среди тех, кому родительский контроль докучал, и среди тех, кто считает себя им обделенным, есть люди, чье мнение о воспитании сходится в одном принципиальном моменте: безоговорочном принятии аксиомы «я лучше знаю, что нужно моему ребенку» и умелом ее эксплуатировании в любых спорных вопросах. А ведь на самом деле, ребенок сам знает, что ему нужно, а что нет и именно слишком сильная гипер опека и слова «это можно, а это нельзя» приводит к тому, что дети не чувствуют, что его любят, как описано в книге про героя Тома.
В ней справедливо предполагается, что почти все родители любят своих детей, но мало кто знает, как выразить эту любовь так, чтобы дети чувствовали и понимали ее. Доктор Кэмпбелл подробно описывает три практические способа, благодаря которым дети смогут почувствовать нашу любовь и обрести эмоциональную целостность: необходимость физического прикосновения, положительного контакта «глаза в глаза», и как необходимо обеспечить ребенку пристальное внимание.Исключительно важная книга, которая окажет серьезную помощь родителям в воспитании своих детей – в ней множество свежих идей и проницательных инструкций, которые каждый думающий родитель тут же сможет взять на вооружение.
5. Провести обзор статей журналов «Классный руководитель», «Воспитательная работа в школе», «Воспитание школьников» за 2011- 2013 годы, составить картотеку статей по различным проблемам воспитания. Особо выделить статьи по проблемам национального своеобразия воспитания, воспитания культуры межнационального общения.
|
Название статьи, автор
|
Журнал |
Проблема патриотического воспитания детей |
Шишкина Л. В. Формы и способы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. |
«Классный руководитель» 2013 № 4 |
Циулина М. Использование возможностей социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников |
«Воспитательная работа в школе» 2013 №1 |
|
Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях |
«Воспитание школьников» 2013 №6 |
|
Горфина М.Н. О гражданском и патриотическом воспитании школьников во внеурочной деятельности. Связанной с изучением учебного предмета «История» |
«Воспитание школьников» 2013 №9 |
|
Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе |
«Воспитание школьников» 2012 № 2 |
|
Жученко И.И.Правовое воспитание детей и родителей |
«Воспитание школьников» 2013 №8 |
|
Потапова О.А.Защитим права детей вместе |
«Воспитание школьников» 2013 №8 |
|
Шарова С.С.Воспитывать патриотов |
«Воспитание школьников» 2013 №8 |
|
Думаревская А.В.Мысли вслух… |
«Воспитание школьников» 2013 №8 |
|
Сутугина Г.Н.Классное руководство — это образ жизни |
«Воспитание школьников» 2013 №8 |
|
Соколова И.В.Гражданско-патриотическое воспитание школьников |
«Воспитание школьников» 2013 №8 |
|
Карамышева И.А.Возможности икт в гражданском становлении личности (Мастер-класс) |
«Воспитание школьников» 2013 №8 |
|
Метлик И.В, Ценностное ядро гражданского воспитания школьников |
«Воспитание школьников» 2011 №8 |
|
|
Семыкина Е.Н. Гражданско-нравственное становление шк-в в процессе воспитания |
«Воспитание школьников» 2011 №5 |
Опыт воспитания в зарубежных странах |
Данилова М.В. Организация включения детей иммигрантов в образовательный процесс (из зарубежного опыта) |
«Воспитание школьников» 2013 № 10 |
|
Цырлина-Спэйди Т. Воспитание в культуре современной Америки: контуры проблемы, мифы и реальность |
«Воспитание школьников» 2013 №1 |
|
Клепиков В.Н. Современное воспитание в европейской школе |
«Воспитание школьников» 2013 № 6 |
Проблема воспитания по формированию здорового образа жизни |
Канайчук Л.В. Воспитательная программа здоровье |
«Воспитание школьников» 2012 № 6 |
|
Программа профилактики вредных зависимостей Наш выбор – здоровый образ жизни |
«Воспитание школьников» 2012 № 6 |
|
Стоит ли бояться стресса. |
«Воспитание школьников» 2012 № 6 |
|
Программа мероприятий анти наркотической направленности Анти наркотическая неделя. |
«Воспитание школьников» 2012 № 6 |
|
Сборник методических материалов по профилактической работе в школе. |
«Воспитание школьников» 2012 № 6 |
|
Кумарина Г. Здоровье школьников — категория педагогическая |
«Воспитательная работа в школе» 2013 №4 |
|
Котова С. Дифференцированный подход — на службу здоровью детей |
«Воспитательная работа в школе», 2013 № 4 |
|
Болелова А.Г. Технология формирования у учащихся ценностно – смыслового отношения к здоровью |
«Воспитание школьников» 2011 № 7 |
|
Лузик Т.П.Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие |
«Классный руководитель» 2011, № 6 |
|
Гаркуша.Н.С. Система работы классного руководителя по воспитанию у шк-в культуры здоровья |
«Классный руководитель» 2011 № 1 |
|
Комольцева Н. «Мы разные, но мы дружим» — со всеми ли? Материалы для дискуссии в старших классах. (О терпимости — толерантности) |
«Воспитательная работа в школе» 2012 №5 |
Воспитание культуры межнационального общения. |
Бирюкова С.В. Классный час «Воспитание толерантности» |
«Воспитательная работа в школе» 2013 №3 |
|
Букатов В. «Урок толерантности» по-настоящему. |
«Воспитательная работа в школе» 2012 №3 |
|
Остапенко А. Прощай, толерантность! |
«Воспитательная работа в школе» 2011 №2 |
|
Чебыкина О.А.Воспитание толерантности |
«Воспитание школьников» 2013 № 1 |
|
Дерягина Л. Проектирование воспитательной системы школы с этнокультурным компонентом |
«Воспитательная работа в школе» 2013 № 1 |
|
Чебыкина О.А. Беседы с родителями о проблемах формирования толерантной личности |
«Воспитание школьников» 2012 № 1 |
|
Тремаскина Т.И. Толерантность сегодня – мир навсегда |
«Воспитание школьников» 2011 № 9 |
Проблемы воспитания «особых» детей |
Проблемы развития инклюзивного образования в столице |
«Воспитание школьников» 2013 № 4 |
|
Чебоксарова О.А. Равный среди равных |
«Воспитание школьников» 2013 № 1 |
|
Орлова Е.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в социум через творчество |
«Воспитание школьников» 2013 № 7 |
Проблема воспитания общения в школьном возрасте |
Щуркова Н.Е. Исскуство общения как проблема нового воспитания |
«Воспитание школьников» 2013 № 10 |
|
Иванченко В.А. Развитие коммуникативных навыков шк- из неполных семей и воспитанников детского дома через совместный досуг |
«Воспитание школьников» 2011 № 8 |
|
Слуцкий В. Конфликт класса с учителем — предметником. |
«Воспитательная работа в школе» 2012 №4 |
|
Кучерявенко В.И. Особенности понимания соврменными подростками ситуаций взаимодействия и общения |
«Воспитание школьников» 2011 № 4 |
6. Изучить педагогические условия эффективного использования методов воспитания. Представить в виде таблицы:
Название метода |
Назначение метода |
Виды (типы) методов |
Условия выбора и применения методов |
Методы формирования сознания личности
|
Используются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов (представлений, понятий), убеждений. Это методы воздействия прежде всего на интел.сферу личности. |
Рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; |
Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Этическая беседа может быть заранее запланирована или возникнуть стихийно, в результате какого либо события, происшествия. В обоих случаях этическая беседа проводится по определенным правилам: беседа строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками, выслушиваются, обсуждаются и принимаются к сведению любые мнения и высказывания, беседа должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости. Участники диспута заранее оповещаются о содержании темы и имеют возможность продумать и логически выстроить свою речь, придать ей наибольшую убедительность. Задачей педагога, как руководителя диспута, является умелое руководство, особое участие, заключающееся не в наставлении, а в направлении мыслей с помощью аргументов, фактов и логики. Для успешного проведения диспутов, воспитанников заранее учат правильно строить свою речь, уметь доказывать свою правоту и убеждать собеседника и аудиторию. |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения |
Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. |
Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации; |
Упражнения крайне необходимы при обучении любому учебному предмету. Использование упражнений должно предусматривать прохождение трех взаимосвязанных этапов. Первый этап — воспроизведение действий по образцу в целях их закрепления. Второй — применение усвоенных действий в новых условиях. Третий — выполнение упражнений творческого характера. Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в коллективе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся |
Методы стимулирования поведения и деятельности |
Для побуждения к социально одобряемому поведению |
Соревнование, поощрение, наказание, принуждение, критика. |
Эти методы, используемые в воспитательных технологиях, реализуются во всех формах воспитания, создавая условиях для наиболее полного решения его задач. Однако при их выборе, усвоении и реализации необходимо учитывать многие факторы, в том числе и разработку данной проблемы в зарубежной педагогике. Взрыв» — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику. Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.). Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. |
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании |
Данная группа методов направлена на оценку эффективности воспитательного процесса, т. е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля). |
Педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. |
Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.). Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Требования к таким опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона по определению. |
7. Представить краткий анализ работы в.А.Сухомлинского «Мудрая власть коллектива»
В данном вопросе я представлю краткий анализ работы известного советского педагога, члена-корреспондента АПН СССР В.А.Сухомлинского «Мудрая власть коллектива».В этой книге автор примыкает и как бы развивает идеи и положения, разработанные в книге «Рождение гражданина». Автор раскрывает педагогические «секреты» воспитания юношества, огромную роль коллектива в формировании духовного и нравственного облика подростка.Для В.А. Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность. Работы В.А. Сухомлинского по изучению коллектива не потеряли актуальности и по сегодняшний день, так как он рассматривал наиболее распространённые коллективы в наше время: школы и класса. Такой подход В.А. Сухомлинского обусловливался его работой в школе.
И поэтому интересно его отношение не только к общешкольному коллективу, но и к первичному – классу. Под коллективом класса он понимал «сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, взаимную «заразительность», обмен духовными приобретениями и знаниями то есть всё то что и создаёт «интеллектуальный фон» повышает общий уровень развития детей, вызывает общее стремление больше узнать, лучше учиться и тем помогает детям в их главном труде». Что же касается самого общешкольного коллектива, то его существование, В.А. Сухомлинский в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной школы считал «…большой натяжкой».
Коллектив, по мнению, В.А. Сухомлинского должен являться авторитетом для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым. Будучи, как пишет С.Соловейчик, приемником А.С Макаренко, он также рассматривает коллектив, как воспитывающую силу. Но, при этом, он отмечает: «Коллектив становится воспитывающей силой лишь в том случае, если он одухотворен моральным богатством, интеллектуальной многогранностью, житейской мудростью, коммунистической убеждённостью руководителя школы-директора». При этом, он подчёркивает, «чтобы руководить коллективом и давать правильное направление его деятельности, руководитель школы и все воспитатели обязаны хорошо знать психические, духовные, интеллектуальные особенности каждого ребёнка»., Поддерживая А.С.Макаренко в том, что «коллектив — опора воспитателя», В.А. Сухомлинский отражает мнение тех, кто применял на практике опыт великого педагога: «каким бы сильным инструментом ни было воздействие его на личность, он не всемогущ. Более того, именно потому, что этот инструмент сильный, зачастую он оказывается опасным в руках не только не вежды, но и мастера». Вышеизложенное мнение В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что некоторые положения А.С.Макаренко для него не являлись «…столь безупречными». Сухомлинский большое значение уделял духовному обогащению ребёнка. Поэтому он писал: «Воспитание — это постоянное духовное обогащение ребёнка». И имея такие взгляды на воспитание он предлагал строить всю «всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так что бы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, о всех тех кто нуждается в помощи и поддержке». «Нравственный опыт — он говорил – приобретаемый в таких взаимоотношениях является неисчерпаемым источником – бескорыстной доброты, сердечной искренней чуткости и отзывчивости».
Признавая необходимость заботы коллектива о личности, он выступал за правильное духовное взаимодействие коллектива и личности, что предполагает чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению ко всему сугубо интимному. И в этих отношениях должен играть определённую роль и сам воспитатель: осторожно подходить к решению, о том можно ли посвящать коллектив в то, что воспитанник считает глубоко личным и неприкосновенным. Действительно, обнажая сугубо личное, он не только унижает человеческое достоинство воспитанника, но и воспитывает ту толстокожесть, которая, в конечном счете, ведёт к эмоциональному невежеству.
Также как и Макаренко, он считал, что свобода личности выражается не в независимости человека от общества, а в гармоничном сочетании личных интересов и интересов общественных. Свобода личности подразумевает ответственность перед коллективом, которая воспитывается не словами, а делами: «Чем больше сделает коллектив для ученика, тем глубже он ощутит свою ответственность перед товарищами». Но в отличие от А.С.Макаренко в отношении применения наказаний с участием коллектива Сухомлинский относился осторожно «Ребёнок, допустивший ошибку, замыкается в себе чуждается товарищей, и – что особенно не желательно – притупляются его порывы и стремления к хорошим делам, заглушаются его желания быть честным, высоконравственным». В итоге «непродуманное применение наказаний ослабляет ученический коллектив и часто приводит к круговой поруке».
Сухомлинский рассматривал коллектив с различных сторон, поэтому он не мог не затронуть вопросы интереса личности к коллективу: «жизнь и деятельность и деятельность коллектива удовлетворяет подростка лишь при том условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних интересов». А коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка теряет всякий авторитет. И для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для его активной деятельности в коллективе, он предлагал ему участвовать в нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы что-то своё. Но, предлагая ребёнку активно участвовать в коллективной деятельности, он признавал и необходимость длительного отдыха от коллектива после каждой учебной четверти.
Литература
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М., 1986.
- Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. — М.,1981.
- Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. — М., 1992.
- Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образования. – 1991. — № 8.
- Степанов Е.Н., Л.М.Лузина «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М, ТЦ Сфера,2003.
Журналы «Классный руководитель», «Воспитательная работа в школе», «Воспитание школьников» за 2011- 2013 годы
\
16