Вопрос Классификации эмоций

1. По знаку эмоции можно разделить на:— положительные (исполнения функции поддержания контакта с позитивными событиями. Им характерна реакция приближения к полезному, необходимому для них стимулу.) — отрицательные (реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стимулом.) — амбивалентные (противоречивые эмоциональные переживания, которые связаны с двойственным отношением к чему-либо или кому-то).

3. Влияние на поведение и деятельность:Выделяют стенические (активизирующие жизнедеятельность, побуждают к действиям- гнев, удивление) и астенические (угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме- стыд, печаль и т.д.).

6. Степень произвольности (возможность произвольной регуляции и контроля поведения).

Выделяют произвольные и непроизвольные. 7. Происхождение.Эмоции делятся на врожденные (они связаны с реализацией инстинктивных программ реагирования) и приобретенные (формируются под влиянием индивидуального и социального опыта).

8. Уровень развития.Выделяют низшие (связанны в основном с биологическими процессами) и высшие (связаны с удовлетворением социальных, духовных потребностей).

9. Длительность–Кратковременные –Длительные. 10. Интенсивность: -слабые –сильные.

11. Субъективная ценность для человека:-Альтруистические – на основе потребности в содействии, помощи другим людям (преданность, жалость, сочувствие).-Коммуникативные – на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность).-Глорические – связаны с потребностью в самоутверждении, славе, признании (гордость, превосходство).-Праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью(увлеченность).-Пугнические – связаны с потребностью преодолевать опасности (азарт, соперничество).-Романтические – связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда:Отдельно необходимо рассмотреть теорию дифференциальных эмоций, которую разработал К. Изард. Эта теория сфокусирована на отдельных модальностях. Изард выделял десять эмоций: 1. Интерес- это интеллектуальная эмоция., чувство вовлеченности, повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. 2. Радость- характеризует переживания психологического комфорта и благополучия. 3. Удивление- вызывается резкими изменениями стимуляции, подготавливает человека к эффективному взаимодействию с новыми и внезапными событиями. 4. Печаль- переживание утраты объекта, который удовлетворял потребность, вызывает замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни. 5. Гнев- вызывается состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации. Характеризуется высоким уровнем мышечного напряжения, порождает готовность к нападению или другим формам активности. 6. Отвращение- эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически и психологически вредных объектов. 7. Презрение- чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека. 8. Страх- характеризует чувства незащищенности, неуверенности в собственной безопасности. 9. Стыд-переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации. 10. Вина- переживания, возникающие в ситуациях нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождается осуждением себя и раскаянием.

5 стр., 2070 слов

Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!

... с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах. Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному ... определяет особенности поведения человека, а не эмоции!   Впервые слово ХАРАКТЕР применил ТЕОФАСТ в 3 веке. Тогда под характером понимали нравственный кодекс человека, то что мы ...

И. Додонов: 1. Альтруистич. Эмоции возникают на основе потреб-ти в содействии, помощи, в желании приносить людям радость и счастье; проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи, в чув-х нежности, преданности, участия, жалости.2. Коммуникат. эмоции. Возникают на основе потреб-ти в общении. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чув-во симпатии, расположения, чув-во уважения к кому-либо, чув-во признат-ти, благодарности, чув-во обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей. 3. Глорические эмоции от лат.слава-связаны с потреб-тью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание. Они возникают когда чел-к становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отриц. эмоции чув-во уязвленного самолюбия. 4.Праксические эмоции — возникающие в связи с деят-тью, ее успешностью или неуспеш-тью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с рефлексом цели, по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости.

5. Пугнические эмоции от лат.борьба связаны с потреб-тью в преодолении опасности, на основе кот. возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спорт.азарта, предельная мобилизация своих возможностей. 6. Романтические эмоции.- связанны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании светлого чуда, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве. 7. Гностические эмоции от греч.знание, обычно наз. интеллект-ми чувствами. Они связаны не просто с потреб-тью в получении любой новой инфор, а с потреб-тью в когнитивной гармонии, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, т.о, всю наличную инфо к общему знаменателю (побуждается проблемной ситуацией).

7 стр., 3328 слов

I. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

... Основные эмоциональные состояния человека делятся на: 1. Собственно эмоции 2. Чувства 3. Аффекты. Эмоции -это непосредственная форма выражения чувств - особый класс субъективных психологичес­ких состояний, отражающих в ... большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции мо­гут появиться также и в ...

Проявляются в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. — сущ-ют 2 основные точки зрения:

1 эстетические эмоции в чистом виде не сущ-ют. Это пережив-ия, в кот.переплетаются различ. эмоции. 2 эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты. По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, возвышенного, величественного. Разновидностью эстетических чувств явл. лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, сладость воспоминаний о прошлом. 9. Гедонистические эмоции.- связанны с удовлетворением потреб-ти в телесном и душевном комфорте. Выражаются в наслаждении приятными физич. ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца, в чувстве беззаботности и безмятежности,, в легкой эйфории, в сладострастии. 10.Акизитивные эмоции от франц. приобретение- возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений. Эта классиф. представляется несколько надуманной.

 

· 2 вопрос . Общая характеристика феномена усвоения.

Усвоение‑ процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи.

Психологические компоненты усвоения (Левитов):

1)положительное отношение учащихся;2)процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;3)мышление как процесс активной переработки полученного материала;4)процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации в памяти.

Эффективность этих процессов зависит от: конкретности установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике и т.д.) и включенности обучающегося в активную собственную деятельность.

Этапы, стадии усвоения (Рубинштейн): 1.Первичное ознакомление материалом или его восприятие; 2. Осмысление материала, специальная работа по его закреплению; 3.Овладение материалом (запоминание) — в смысле возможности оперировать им в различных условиях; 4. Применение на практике — есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями. На эти стадии усвоения влияет характер взаимодействия преподавателя и учащегося, удовлетворённости учебной деятельностью и мотивированность учащихся. Характеристики усвоения:Прочность; Личностная обусловленность; Зависимость от возрастных особенностей; Полнота, системность и лёгкость актуализации знаний.

4 стр., 1945 слов

Развитие эмоций и чувств в животном мире и в обществе

... и зарубежных ученых относительно развития эмоций и чувств человека и животных. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Асмолов А. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Электронный ресурс]: ... освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия ее структуры, генезиса, функций. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в ...

Виды педагогических умений (по А. К. Марковой):

Связанные с педагогической ситуацией умения: o видеть проблему;o ставить педагогические задачи;o перестраивать цели.

Умения, связанные с организацией обучения: o «чему учить» – работа с содержанием учебного материала; o «кого учить» –– изучение учащихся и их деятельности; o «как учить» –– отбор приемов и форм обучения.

Умения использовать психолого-педагогические знания и достижения педагогической практики.Умения коммуникации – создание условий педагогической безопасности.Умения, способствующие достижению высоких уровней общения: o умение принять позицию другого; o встать на чужую точку зрения; o владеть средствами воздействия.

Умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии.Умения осознавать перспективу профессионального роста.Умения определять характеристики знаний учащихся, состояние их деятельности.Умения оценивать состояние воспитанности учеников, видеть личность в целом. Этапы формирования общеучебных умений: 1.Этап формирования действия как внешнеречевого. На этом этапе, где все элементы действия представлены в форме внешней речи, действие проходит дальнейшее обобщение, но остается еще неавтоматизированным и несокращенным. 2. Этап формирования действия во внешней речи про себя. Этот этап отличается от предыдущих тем, что действие выполняется беззвучно и без прописывания — как проговаривание про себя. 3. Этап формирования действия во внутренней речи. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению .Навык — это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Виды навыков: 1.двигательные (управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и так далее).

2. мыслительные (компоненты умственного труда: навыки заучивания, построения доказательств и тому подобные).

3. сенсорные (их основой является развитая чувствительность; с ее помощью развивается навык устной речи, слухового восприятия).

4. навыки поведения (знания о поведенческих нормах, общественной морали и процессов следования им).

Закономерности формирования навыков (2 вида зависимости):

А) кривые с отрицательным ускорением (сначала формирование навыка идет быстро, а затем все более замедляется, приближаясь к некоторому предельному уровню скорости, числа ошибок и т.д.наприм. заучивание материала).Б) кривые с положительным ускорением (сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее, напр. Обучение через понимание).Положительное влияние ранее выработанного навыка на последующий называется переносом (трансфером);

 

Вопрос . Психоаналитический подход в медицинской психологии.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

— человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; — эти влечения преимущественно бессознательны; — попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; — помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; — конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее; — освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание.

3 стр., 1405 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...

... 10) провести оценку результативности коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией. Объект исследования – дети старшего дошкольного ... Исманская, Т. Играем с детьми, развиваем речь /Т. Исманская // Дошкольное образование. - 2009. - № 1. 22. Ковшиков, В.А. Развитие связной речи у дошкольников /В.А. Ковшиков. - М. ...

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории.В данном подходе возникновение психологич расс-в связывается с динамикой бессознательн проц.

В классическом психоанализе психическая болезнь рассматривается как следствие проблем на одной из стадий развития ребенка – оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной. Основную часть этих проблем составляют конфликты между ребенком и матерью. Чем серьезнее эти проблемы, тем серьезнее будут психопатологические синдромы у взрослого.

К основным ответвлениям современного психоанализа относят: Психология самости была предложена Хайнцем Когутом.Вопросы самооценки и самолюбия (нарциссизма), ранние психические травмы, личность человека.

Эго-психология (А. Фрейд, Рапапорт)эго-вместилище страхов и конфликтов с внешним миром. Эго – это независимая активная сила. А.Фрейд также расширила представление о защитных механизмах.

Психология объектных отношений – это теория межличностн отн и их нарушений(Балинт, Спиц, Кляйн, Боулби).

Подчеркивается ключевая роль ранних отн реб и матери, потр-стей в выражении и получении любви, уважения для норм развития личн-и.

Ранний психоанализ в основном концентрировался на исследовании неврозов. Невроз — как психогенноерасстройство, символически выражающее бессознательный конфликт. В дальнейшем были разработаны психоаналитические концепции психозов и расстройств личности. Таким образом, в современном психоанализе принято выделять три уровня развития личности, каждый из кот опред тяжесть психической патологии, возникающей в результате декомпенсации: Невротический. Очень высокая способность к функционированию, несмотря на некот эмоц страдания.У невротика примитивные и зрелые защиты. Интегрированное чувство идентичности. Непрерываность Я во времени. В контакте с реальностью. Эго-дистонные (высокий уровень развития идентичности).

Не требуют подтверждения правильности своего восприятия (критичны к себе), не чрезмерный перенос. Пограничный. Использование примитивных защит. Может реагировать на интерпретации терапевта. Затруднения в сфере идентичности – сложности самоописания (стремится описать себя кратко и размыто, чтобы отвести интерес терапевта от собств сложной личности).

Менее вероятно проявл-е враждебности к вопросам об идентичности. Демонстрируют понимание реальности. Эго-синтонны. Когда чувствуют близость боятся поглощения, когда отдельность – боятся быть брошенными. Переносы сильны, неамбивалентны, не поддаются обычным интерпретациям. Контрпереносы – сильные, выводят из равновесия.

14 стр., 6583 слов

Проблема развития в возрастной психологии

... это скорее лирическое отступление, чем описание предмета возрастной психологии. Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о ... коллегами, даже со всем научным сообществом. Так, посвящая свою книгу “Становление личности ребенка 6-7 лет” светлой памяти Александра Меня, Нинель Непомнящая пишет: ...

Психотический. Опустошены и дезорганизованы внутренне. Примитивн защ (уход в фантазии, отрицание, тотальн контроль, примитивные – идеализация, обесценивание, проекция, интроекция; расщепление и диссоциация).

Защиты довербальны и дорациональны. Трудности с идентификац – не уверены в собств существовании. Нет связи с реальностью. Эго-синтонны. Энергия уходит на борьбу с экзистенц ужасом, и на оценку реальности нет сил. Контрперенос часто положителен: «материнские» чувства терапевта. Потребительскик черты психотиков.

Важные ПА-концепции:факторы уязвимости личности по отношению к расстройствам. На каждом этапе развития человеку необходимо пройти этап развития, и проблемы при прохождении формируют уязвимость (МакВильямс, Куттер).

Формируется фиксация – тенденция вовлекаться в характерные для более ранней стадии развития паттерны и компульсивно выбирать объекты.

Ключ. роль в развитии человека принадлежит семейн отн (формирование супер-эго и защитн мезанизмов).