Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма старших дошкольников

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1 Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..7

1.2 Чувство ритма как одна из музыкальных способностей………………………11

1.3 Определение музыкально — дидактических игр……………………………..15

Глава 2. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально-дидактических игр

2.1 Учёт актуального уровня развития чувства ритма у детей старшей группы………………………………………………………………………………20

2.2 Перспективное планирование работы в старшей группе по теме «Развитие чувства ритма у детей 5-7 лет»……………………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………………30

Библиографический список……………………………………………………….32

Приложения

Введение

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, как и настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось много внимания. Но существовали различные точки зрения. Большое внимание природе способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему.

Видный русский психолог, Б.М.Теплов, подчеркивал, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей, общих и специальных: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия степени развития других способностей» [23; 57].

Б.М. Теплов признавал: «….врожденными некоторые особенности, предрасположения человека — задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе музыкальной деятельности» [23; 121]. Б.М. Теплов выделяет в качестве основных музыкальных способностей — 3, которые составляют, по его мнению, ядро музыкальности:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... музыкальные способности ребенка. Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие. Способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной ... ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма. Для развития музыкальной памяти – упражнения в последовательном ...

? ладовое чувство;

? музыкально — слуховые представления;

? чувство ритма.

Н.А Ветлугина, доктор педагогических наук, называет только 2 музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух), по ее мнению, указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ [3; 30].

Н.А Ветлугина считает, что: « Развитие музыкальных способностей возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для определенных способностей. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их развивать, нужны специальные дидактические игры и игрушки» [4; 93].

О возможностях использования музыкально-дидактических игр и пособий в музыкальном воспитании детей и развитии их способностей писала в своих работах доктор педагогических наук Л.Н. Комиссарова.

Понимая огромную роль музыкальных игр в развитии музыкальных способностей дошкольников, воспитатели, тем не менее, очень редко включают эти игры в повседневную жизнь детского сада. В некоторых дошкольных учреждениях игры используются эпизодически, от случая к случаю. Есть и такие, в которых они совершенно не включаются воспитателями в быт детского сада.

Возникает противоречие между признанием педагогической и психологической науками необходимости развития музыкальных способностей дошкольников в музыкально игровой деятельности и недостатком использования музыкально — дидактических игр, хороводов, игр с пением в повседневной жизни детского сада.

Названное противоречие актуализирует проблему исследования.

Проблема: Какова эффективность использования музыкально — дидактических игр в развитии чувства ритма как одной из музыкальных способностей.

Объект: Процесс развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... плохой твой помощник».В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и ... вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают ...

Предмет: Музыкально — дидактические игры как средство развития чувства ритма у старших дошкольников.

Цель исследования: Теоретически обосновать и подтвердить эффективность использования музыкально — дидактических игр в развитии чувства ритма у дошкольников.

Гипотеза: Музыкально — дидактические игры будут являться эффективным средством развития музыкальных способностей детей если:

— работа проводится на диагностической основе;

— при организации музыкально — дидактических игр учитываются

индивидуальные особенности музыкального развития каждого ребенка;

— воспитатель постоянно, в системе, с постепенным усложнением задач,

будет организовывать музыкально — игровую деятельность и включать в нее всех детей, распределяя роли в соответствии с их интересами и индивидуальными возможностями.

Задачи исследования:

1. Изучить на основе анализа психолого — педагогической и методологической литературы проблему развития чувства ритма как одну из музыкальных способностей.

2. Раскрыть значение, понятие и классификацию музыкально — дидактических игр.

3. Выявить и проверить на практике эффективность использования музыкальных игр в развитие чувства ритма у дошкольников.

Методы исследования:

§ Теоретический (анализ литературных источников, реферирование).

§ Эмпирический (наблюдения за музыкально — игровой деятельностью

дошкольников).

База экспериментального исследования МАДОУ «Детский сад №2 «Зернышко» г.Соликамска.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1 Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Анализ литературы по проблеме особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности развития музыкальных способностей.

В возрасте от 3 до 7 лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления. В этом возрасте необходимы игры для ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

24 стр., 11920 слов

Пальчиковая игра как средство психического развития детей старшего дошкольного возраста

... В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а ... запоминанию и припоминанию. Причем, если у детей раннего дошкольного возраста доминирует зрительно эмоциональная память (у музыкально одаренных детей неплохо развита и слуховая память), то ...

Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что «к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе [17, 3].

В период от пяти до семи лет игра старших дошкольников вступает в пору своего расцвета. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателями.

Характерная черта ребенка этого возраста — стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания. Игровое взаимодействие детей в самодеятельной сюжетно-ролевой ……..

4 стр., 1905 слов

Адаптация ребенка в детском саду

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум» Контрольная работа Дисциплина: Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения Курс: ...

Библиографичекий список

1. Анисимов, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников [Текст]: методическое пособие / Г.И. Анисимов.- М.: Школьная Пресса, 2007.- 128 с.

2. Буренина, А.И. Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра [Текст]: тезисы докладов и практические материалы к научно — практической конференции./А.И. Буренина.-СПб, 1999.

3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учебное пособие / Н.А. Ветлугина.- М.: Просвещение, 1989.- 270с.

4. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.

5. Гавришева, Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры [Текст] /Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. — СПб: Детство -пресс, 2007.

6. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: современные педагогические технологии. /А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-346с.

7. Гусева, Л.Б. Пальчиковые игры [Текст] /Л.Б. Гусева // Журнал Колокольчик. — №9.

8. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М.А. Давыдова.- М.: ВАКО, 2006.

9. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина.- М.: Мозайка — Синтез, 2008.- 88с.

10. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 304с.

11. Каплунова, И. Праздник каждый день. Старшая группа [Текст] / И. Каплунова, И. Новоскольцева.-СПб: Композитор, 2001.

12. Каплунова, И. Этот удивительный ритм [Текст] / И. Каплунова, И. Новоскольцева.-СПб: Композитор, 2001.

13. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет [Текст] / М.Ю. Картушина.-М.: Творческий центр Сфера, 2008.

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду

... Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 78 с. 6.      ... возможностей и музыкальных способностей. В занятия театрального кружка включены дидактические игры на развитие ... эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; )        поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, ...

14. Кононова Н.Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. М.: Просвещение, 2003. — 96 с.

15. Комисарова, Л.Н. Ребенок в мире музыки [Текст]/ Л.Н. Комисарова.- М.: Школьная Пресса, 2006.- 128с.

16. Кукловская, В. Музыкально — ритмические движения в детском саду [Текст] / В. Кукловская.- Киев,: Музична, 1999.

17. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика и психология [Текст] : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / В.И. Логинова, П. Г. Саморукова. — М.: Просвещение, 1999. — 56 с.

18. Насауленко, С. Музыкальные игры и новые песни [Текст] / С. Насауленко // Журнал колокольчик. — №38, 2007.

19. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.-М.: Педагогика, 1998.-24 с.

20. Оуэн, М. Теория игр [Текст] / М. Оуэн.- М.: Просвещение, 2001.- 94 с.

21. Роот, З.Я. Музыкально — дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З.Я. Роот.- СПб.: Детство — пресс, 2000.

22. Спиваковская, А.С. Игра — это серьезно [Текст] / А.С. Спиваковская.- М.: Педагогика, 2000. — 34 с.

23. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов.- М.: Просвещение, 2005.- 334 с.

24. Фёдорова, Г.П. Танцы для детей [Текст] / Г.П. Фёдорова.- СПб.: Детство — пресс, 2000.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 2001.- 234 с.