Вопрос 2. Этапы развития психологии

Вопрос 1. Общее представление о психологии

Представление о психологии на протяжении веков менялись неоднократно. Что она изучает? Душу человека? Его сознание? Его поведение? Какие процессы протекают внутри нас, что один человек при виде опасности испытывает страх, а другой – азарт?

Термин «психология» (от греч. «psyche» – душа, «logos» – учение, наука) впервые появился в научном обиходе в XVIII веке в книгах немецкого философа Христиана фон Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).

Христиану фон Вольфу (1679–1754) принадлежит одна из первых попыток выделить психологию в качестве самостоятельной философской дисциплины. По классификации Вольфа, все философское знание делится на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология, рациональная психология, естественная теология), «науки рациональные практические» (этика, политика, экономика), «науки эмпирические теоретические» (эмпирическая психология, телеология, догматическая физика) и «науки эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).

Психология – это наука, изучающая факты, механизмы и закономерности психики и психических явлений (процессов, состояний и свойств).

Законы психологии показывают:

– как человек познает окружающий его объективный мир, как он отражается в мозге человека;

– как развивается психическая деятельность человека;

– как формируются психические свойства личности.

Основные понятия психологии

Главный объект исследованияв психологии – это человек в аспекте психических процессов, состояний и свойств.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни, психические явления, характеризуемые качественно и количественно (психика и психические явления).

Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика присуща человеку и животным, поэтому в психологии всегда учитывается общность их психики.

Структура психики

· Согласно Зигмунду Фрейду, структура психики человека состоит из трех частей: сознательной, бессознательной и сверхсознательной (по З. Фрейду).

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические ... для организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие ...

1. Сознательная часть психики или «Я» – это принцип реальности.

2. Бессознательная часть психики или «Оно» – это инстинкты, неосознанные мотивы (основные инстинкты: Эрос – стремление к жизни, Танатос – страх к смерти).

3. Сверхсознательная часть психики или «Сверх-Я» – это традиции, обычаи, законы того общества, в котором живет человек.

· В отечественной психологии сложилось другое понимание структуры психики. Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь, закрепляется в ней в виде психических процессов, состояний, образований и свойств.

1. Психические процессы – это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представление, память, мышление, речь, воображение), эмоциональные (эмоции и чувства) и волевые.

2. Психические состояния могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель. К ним относят, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3. Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним относят: знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

4. Психические свойства человека включают: направленность (что хочет человек?); характер и темперамент (как проявляется человек?) и способности (что может человек?).

Они присущи человеку достаточно длительный период его жизни.

Функции психики

Ведущая функция психики – отражение воздействия окружающей действительности.

Она осуществляется через ряд базовых функций:

регуляторная (обеспечивает возможность произвольно, т.е. волевым образом реагировать в ответ на раздражители из внешней среды, помогает человеку принимать решения, достигать заданных целей);

коммуникативная (общение позволяет людям взаимодействовать, осуществлять сложную совместную деятельность, передавать опыт и знания из поколения в поколение, общение делает возможным формирование межличностных отношений);

познавательная (выполняет осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром);

когнитивная (способность человека оперировать полученными знаниями во внутреннем плане своего индивидуального сознания);

конативная (задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности человека: «Разделяй и властвуй», «Отбирай и распределяй», «Я начальник − ты дурак», «Что твое, то мое», «Мне − вершки, тебе − корешки»);

эмотивная (любой объект внешнего мира, с которым мы соприкасаемся, вызывает положительную или отрицательную эмоцию в зависимости от состояния нашего организма);

креативная (психические новообразования личности, осуществляемые по законам подражания, психического заражения, внушения, убеждения, принуждения, побуждения).

 

 

Вопрос 2. Этапы развития психологии

Психология как наука возникла примерно полтора века назад. Однако ее предыстория насчитывает несколько тысячелетий.

13 стр., 6079 слов

Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева

... современников. Целью данной работы является анализ духовного одиночества человека в современном мире по рассказу В. Астафьева «Людочка». Задачи работы ... половины XX века к понятию духовного одиночества современного человека. В работе учтены взгляды и подходы к явлениям ... астафьевских персонажей так объясняет человеческую неприкаянность: «Время стронуло людей с отстоя. Плывут они по волне жизни, и кого ...

1 этап – психология как наука о душе.

Такое понимание психологии было дано в античности более 2 тысяч лет назад в донаучный период, т.е. до начала объективных исследований психики.

Наличием души («психе») пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представления о душе основывались на мифах, легендах и религиозных верованиях.

В античности душа понималась как первооснова тела, а главной функцией души считалось придание телу активности. Тело понималось инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.

Возникновение понятия «душа» связано с анимистическими взглядами, известными с первобытных времен.

Анимизм (от лат. anima − душа) − первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизни. Смерть воспринималась как разновидность сна. Души умерших составляют такие же сообщества, как и живые люди, с тем же социальным укладом.

Например, в учении знаменитого математика и философа Пифагора (570 – 490 гг. до н.э.) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

Позднее возникли идеи о внематериальной природе души. Анимистические представления уступают место истолкованию души с точки зрения натурфилософов. Натурфилософы трактовали душу как оживотворяющую людей и животных форму элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь).

Одним из наиболее крупных является диалектическое учение Гераклита Эфесского (544 – 483 гг. до н.э.), изложенное в книге «О природе». Основными свойствами мира, его закономерностями названы всеобщая связь и изменение. Выражение «Всё течет, всё изменяется» стало классическим. А управляет миром Логос.

Под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира.Термин ввёл Гераклит, называя логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. Всё сущее философ мыслит как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия – самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Огонь души соотносим с огнём мира. Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются, влага, полностью абсорбируемая душой, ведет её к смерти. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: «Познай самого себя». Философ учил: «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок её Логос».

Атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций понимали душу как материальный орган, который управляется материальным началом – духом, а сама она управляет телом.

12 стр., 5802 слов

Башляр научное призвание и душа человека

... говоря о духовных реальностях, выделяет четыре мира, среди которых человек рассматривается как четвер­тый мир, помимо трех остальных: ... обстоятельство. Пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы ... показать, что их восприятие предполагает, несомнен­но, расширение человеческой души. Говоря о недоверии к науке и обесценении научно­ ...

Основоположник объективного идеализмаПлатон (427 – 347 гг. до н.э.).

Наибольшее место психологическим проблемам он отводит в диалогах «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб». Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Низшая душа представлена ещё двумя уровнями: А) Низшая благородная часть души. Благородная, или пылкая, душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны: воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т. п. Она всецело действует по велению разумной части души. Б) Низшая вожделеющая душа. Образно это трехчленное разделение души называют «колесницей души».

Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у людей, предающихся телесным излишествам, ведущей является вожделеющая часть души. Подобным образом различались и отдельные народы. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души – народам севера, а вожделеющей души – народам Востока.

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала.

Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Он различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку: философу принадлежит высшая душа, далее – правитель, государственный деятель, врач, пророк, ремесленник, софист, тиран.

Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона, – автор крупнейшего в античности трактата «О душе», который считается первым научным исследованием по психологии. Аристотель, как и Платон, усматривает у человека три ипостаси души: растительную, животную и разумную. За исключением ума все остальные (низшие), т. е. «растительная» и «животная», части души подлежат разрушению так же, как и тело.

Душа обладает двумя способностями:

1) Пространственным движением и мышлением. В пространственное движение приводят две способности — стремление и ум. Движет предмет стремления и через него движет размышление, т.к. предмет стремления есть начало для него. Т.о. движущее одно — стремление. С точки зрения Аристотеля, познание проходит путь от восприятия человеком внешних предметов к знанию.

2) Способностью различения и ощущения. Аристотель писал: «Ощущение есть восприятие чувственных форм материи, оно запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество». Кроме ощущений, душа включает память, воображение и мышление.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в деятельности.

Свой вклад в представления о психологии внесли многие другие авторы Античности и Средневековья.

Демокрит (460 – 371 гг. до н.э.) исходил из идеи умирания (расщепления) души после смерти. Мозг — место высших душевных функций. Сердце — орган благородных страстей, печень — орган чувственных желаний и вожделений. Выделялось два вида познания — ощущение и мышление. Первое дает единичное представление, оно не может проникнуть глубоко, до уровня атомов.

Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) создал учение о темпераментах.

Эпикур (IV – III вв. до н.э.) считал, что каждый человек находится не только под воздействием внешних сил, но и наделен элементом свободы воли; провозгласил целью жизни удовольствие, понимаемое как свобода от телесных страданий и душевных тревог.

Свой вклад в представления о психологии внесли многие другие авторы Античности и Средневековья. В эту эпоху получил тотальное господство идеализм, связанный с абсолютизацией религиозных представлений.

Плотин (204 – 270 гг.) разработал учение о спасении души. Знание души о себе самой есть внутренний опыт, отличный от опыта, который дают внешние органы чувств. Мир преображается и возвращается к Божественному сознательными усилиями ума и души. Это происходит эстетически (когда душа приобщается к подлинной Красоте), этически (в молитвенном труде, аскетическом подвиге).

Истинное блаженство заключается в том, чтобы в состоянии экстаза прийти к полному единению с Божеством.

Аврелий Августин(354 – 430 гг.) в своей «Исповеди» указывает на богатство внутреннего мира человека. В то же время главная цель человека – спасение перед Страшным судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

 

2 этап – психология как наука о сознании.

Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать чувствовать, желать и назвали сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (эмпиризм).

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему, т.е. абсолютизация опыта.

Фрэнсис Бэкон(1561 − 1626) наметил новую линию исследования души (переход от науки о душе к науке о сознании).

Он призвал перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Бэкон исходил из двойственного учения о душе:

1) Рациональная божественная душа (дух), обладающая памятью, разумом, рассудком, воображением, желаниями (влечением), волей.

2) Чувствующая нерациональная душа, общая человеку и животным, обладающая способностью ощущения, восприятия и выбора.

Бэкон разрабатывал проблемы методологии эмпирического познания. Он выдвинул учение об «идолах познания», т.е. о заблуждениях человеческого разума, вызванных следованием общепринятому, привычками, догматичностью. Для этого предлагалось 1) обратиться к опыту и эксперименту, 2) применить орудия и средства индуктивной логики.

Главный труд – «Новый Органон» (1620).

Новый, т.е. идущий на смену аристотелевскому, признававшему путь установления истины из априорных предположений.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым на множество отдельных психологии для специфических условий жизнедеятельности человека. Например, инженерная психология исследует психические особенности взаимодействия ...

Рене Декарт (1596 – 1650) противопоставлял психику и телесность как разные проявления бытия. Тело он отождествил с материей, а сознание – с духом. Телу Декарт также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним.

Психику понимал как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля.

Декарт ввел понятие рефлекса и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части действий человеческих. Тело описывал в терминах физики. Он сформулировал отражательную (рефлекторную) природу поведения, где рефлекс понимался как ответ организма на внешнее воздействия.

Английский материалист Томас Гоббс (1588 − 1679) объявил единственной реальностью механическое движение, законы которого и являются законами психологии. Тем самым психология стала учением о душевных явлениях, возникающих как тени, которые сопровождают телесные процессы.

Нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 − 1677) основным принципом психологии провозгласил детерминизм, согласно которому все явления порождаются действием материальных причин и законов. Законы правящие чувствами, мыслями и поступками подобны геометрическим.

Готфрид Лейбниц (1646 − 1716) психическую жизнь представлял в виде интеграла. Лейбниц разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, которое включает внимание и память).

Он выдвинул понятие о бессознательной психике.

Джон Локк(1632 − 1704)− английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Считается одним из выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Он способствовал распространению сенсуализма. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa).

Поэтому на ней можно написать всё, что угодно. Откуда же всё берётся? Идеи появляются через жизненный опыт, т.е. обучение и воспитание.

Сенсуализм − это теория познания, противостоящая рационализму и заключающаяся в опоре на чувственные ощущения и восприятие ( от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение).

Новый импульс развитию психологии придали идеи эпохи Просвещения в XVIII веке.

Термин «психология» (от греч. «psyche» – душа, «logos» – учение, наука) впервые появился в научном обиходе в XVIII веке в книгах философа Христиана фон Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).

В XVIII веке появилась психология способностей (Х. Вольф – в Германии, Т. Рид – в Англии).

Представители этого направления в психологии считали, что душе изначально присущи внутренние силы.

В трудах французских материалистов созревает учение о психике как функции мозга. Они считали, что начальным моментом мышления являются поступающие извне впечатления, конечным – выражение мысли в слове или жесте, а между этими моментами совершаются нервные процессы в мозге.

4 стр., 1593 слов

Семинарское занятие № 1. Введение в психологию профессиональной деятельности

... человека проектирование. М.. 1995 Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988 Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993. Маркова А.К. Психология ... Профилактика, диагностика и коррекция профессионального стресса. Причины, основные симптомы и методы коррекции синдрома эмоционального выгорания. Контрольные вопросы и задания для ...

 

Этап – психология как наука о поведении

Возникает в середине XIX века благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей.

Психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М. Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Задачей психологии провозглашались эксперименты и наблюдение за поведением, поступками и реакциями человека.

Данный шаг в развитии психологии связан с деятельностью философа и физиолога Вильгельма Вундта(1832 – 1920), сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.

Открытая им в Лейпциге экспериментальная лаборатория (1879) стала первым специальным психологическим институтом, через который прошло около 200 учеников. Лаборатория стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов.

Подход Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущения объединяются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувства, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры соответствии с этим, эмоции – это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она сопровождается мыслями.

Вундт разрабатывал периодическую систему мышления.

Иван Михайлович Сеченов(1829 – 1905) считается основоположником научной психологии в России.

Во второй половине XIX века он выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования. И.М. Сеченов указывал, что, рождаясь в целостном рефлекторном акте, будучи его продуктом, психическое явление вместе с тем выступает в качестве фактора, который представляет собой исполнительный результат (действие, движение).

Психические явления по Сеченову – это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражение, которое действует сейчас (ощущение и восприятие) или было когда-то, т.е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия, обеспечивающие предвидение результатов, к которым они приведут (мышление и воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влияние других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей.

Иван Петрович Павлов (1849 − 1936) развил учение о двух сигнальных системах.

Образ предмета служит для животного сигналом какого-либо безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса.

Сигналы первой сигнальной системы играют важную роль, регулируя и направляя поведение. Поведением человека управляют образы-сигналы в мозге, сигнализируя о предметах и, тем самым, регулируя поведение человека.

Однако у человека наряду с первой имеется вторая сигнальная система. Сигналы второй сигнальной системы − это слова, произносимые, услышанные и прочитанные. Слово замещает образы-сигналы, обобщает их и может вызвать все те действия, которые вызывают первые сигналы.

7 стр., 3322 слов

Постнеклассическая психология человека

... Слободчикова и Е.И. Исаева осуществлено принципиальное различение классической «психологии психики» и постнекласси- ческой «психологии человека»: первая — изучает закономерности функционирования, развития и изменения ... рождением ребенок поляризует культурно-историческое поле наличной социальности, наличных форм деятельности и наличных форм сознания, преобразует жизнедеятельность взрослых в способ (« ...

Первые школы, зародившиеся на рубеже XIX – XX веков (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, который получил название периода методологического кризиса.

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже 1910 – 1930-х годах психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так появляются:

глубинная психология,

бихевиоризм,

гештальтпсихология,

марксистская психология и др.

 

Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии

Возможность использования психологических данных в других науках, зависит от места отводимого психологии.

Общепринятой считается точка зрения академика Б.М. Кедрова. Предложенная им схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Психология интегрирует большинство научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Современная психология – это разветвленная система научных дисциплин.

· Обычно в качестве классификации отраслей психологии выделяют принцип развития психики в деятельности. Поэтому в основу классификации отраслей психологии кладут различные виды человеческой деятельности. Выделяют следующие отрасли психологии:

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей формирования в человеке человеческого образа. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Психология пожарного исследует психологические вопросы, связанные с поведением человека в экстремальной ситуации, например, на пожаре (причем как самих пожарных, так и пострадавших).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального ...

Выделяют психологию спорта, торговли, управления, научного и художественного творчества.

 

· Если в основу классификации отраслей психологии кладут психологические аспекты развития, то тогда отрасли психологии будут следующими:

Возрастная психология. Она изучает онтогенез (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) различных психических процессов и психологических качеств личности. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология;

Психология аномального развития или специальная психология;

Сравнительная психология – исследует филогенетические (филогенез – видовое развитие) формы психической жизни.

В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические аспекты отношений личности и общества, тогда выделится ряд отраслей социальной психологии. Она изучает взаимодействие людей в различных организованных и неорганизованных группах

Особое место среди отраслей психологии занимает общая психология, которая разрабатывает общую методологию и историю психологии, теории и методы исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Вопрос 4. Методы психологии

Знание психологических закономерностей работы с людьми позволит управленческому составу более успешно решать проблему, для изучения личности, отношений в коллективах следует применять различные методы исследования.

 

1. Методы организации исследования

Сравнительный метод – сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности, психофизиологическим особенностям и т.д.

Лонгитюдный метод – исследование психологических изменений одних и тех же лиц или социальных групп на протяжении длительного времени.

Комплексный метод – изучение объекта, явления как системы представителями различных наук.

2. Методы сбора данных

– биографические (психологическое изучение личности по ее биографии);

– обсервационные (наблюдения, опроса, анкетирования, беседы и др.);

– психодиагностические (функциональные тесты-пробы изучения внимания, памяти, мышления, восприятия и др.);

– проективные (тесты, ориентированные на косвенное выявление психологических особенностей человека);

– праксимические (изучения продуктов, способов, средств, организации, условий деятельности путем хронометража, видеосъемки и др.);

– самонаблюдение и наблюдение;

– экспериментальные (естественный, лабораторный, констатирующий и формирующий эксперименты)

3. Методы обработки данных

Эти методы бывают: количественными (статистическая обработка данных, ранжирование, шкалирование и др.) и качественными (систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения, структурного анализа, сравнения, графического изображения и др.)

4. Методы интерпретации и оценки данных

– теоретический (интерпретации и оценки собранного материала на основе существующей теории);

– сравнительный (то же, но в сравнении с материалами собранными ранее или полученными другими исследователями);

– экспертно-психологический;

– каузальный (констатации и объяснения причин);

– структурный (выявление организации элементов);

– системный (выявление целостностей, соподчинения элементов, системных свойств, функций);

– сетевой (выявление сетевых свойств, функций, взаимодействия и взаимовлияния периферии, где центральное звено играет роль только доставки информации);

– генетический (прослеживание становления и развития, этапов и тенденций);

– факторный (установление условий, присущих им факторов, их роли и влияний);

– апробационный (проверка правильности выводов и оценок на практике).

5. Методы коррекции

— аутогенная тренировка – достижение определенного психофизиологического состояния с помощью самовнушения;

— групповой тренинг – это своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции..

 

Характеристика основных методов сбора данных

Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение – это эмпирический метод изучения, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Требования к наблюдению:

1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные ранее.

Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель – выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, метода психологии.

Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований (продумать план, быть понятным собеседнику, продумывать как прямые, так и косвенные вопросы, сопоставлять сказанное и увиденное и др).

 

Интересный материал психологии дает биографический подход, т. е. анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

Кроме пассивных наблюдений в психологии используются специально организуемые опыты (или эксперименты).

Эксперимент– эмпирический метод исследования тех или иных явлений в управляемых наблюдателем условиях.

Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности.

Лабораторный экспериментизучает особенности искусственно сформированного вида деятельности.

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности.

В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования. Тестирование– экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических психологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Термин «тест» (по-английски – задача, проба) был введен в Англии. Основоположники тестирования – Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин «умственный тест» придумал Кеттел в 1890 г.

 

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – с. 5–28, с. 104–119, с. 290–309.

2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – с. 61–79, 80–101.