Во имя ребенка, во имя будущего природы

Критерии оценки выполненного задания

Проведите самооценку своей работы, обоснуйте

 

0,5 балла – продемонстрированы глубина, мотивированность, тщательность анализа и сравнения, в том числе умение различать собственно педагогические, психологические и этические аспекты требований;

0,5 балла – продемонстрировано понимание ценностей и значимости педагогической профессии, видна ориентация на профессию и нацеленность на успешный результат профессиональной деятельности;

0,5 балла – продемонстрировано творчество, открытое высказывание своей позиции;

0,5 балла – продемонстрированы умение согласовывать свое мнение с партнерами по общению и взаимодействию, способность к диалогу и сотрудничеству с коллегами.

 

За выполнение этого задания студенты могут получить до 2 баллов

 

 

Работа в группах

Методическая подсказка:

1. Прочитайте тексты различных этических кодексов педагогов. Назовите педагогические ценности, которые стоят за каждым положением текста.

 

2. Сравните, какие ценности совпадают в обоих текстах. Перечислите их. Хотели бы вы что-то добавить? Почему? Какие ценности не учтены в одном из вариантов? Считаете ли вы важным добавить их?

 

3.  Какая формулировка удачнее: понятнее, четче, какая более эмоциональная и поэтому лучше воспринимается, какая носит более обобщенный характер. Считаете ли вы, что этический кодекс должен носить эмоционально-художественный характер или должен быть выдержан в деловом стиле? Обоснуйте свою позицию.

 

4. Какие положения больше направлены на психологическую сторону взаимоотношений, какие носят собственно педагогический характер и коррелируют с принципами педагогического процесса, какие носят чисто этический характер и относятся к широкому кругу социальных взаимодействий? Какие из представленных положений носят узкий характер, касающийся какой-то отдельной стороны педагогической деятельности? Что из этого должно присутствовать в кодексе педагога?

 

5. Разработайте свой вариант Кодекса этики педагога (для конкретного образовательного учреждения, для учителей определенной специальности или обобщенный вариант).

Какие идеи современной педагогики нашли отражение в вашем кодексе (успех, поддержка и т.д.)?

 

Раздаточный материал

 

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... отрицательном отношении ученика к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности ... и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, - 15-30, она свидетельствует об ...

Приложение 1

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ

(Проект, рекомендованный Педагогической ассамблеей к обсуждению

в образовательных учреждениях)

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения

Раздел 1

1.1. Источники этики учителя

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя

При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.

Раздел 2

Личность учителя

2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих Учеников.

2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.

2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками

3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.

15 стр., 7410 слов

Козырев Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, ...

... установление гармоничных взаимоотношений между учениками, учителями и родителями; детьми, родителями и прародителями; мальчиками и девочками, администрацией и учителями. Кроме того, основными направлениями ... технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учениками, учителями и родителями. С 1994 года программа психологического сопровождения школьников разрабатывается ...

3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

 

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения.

3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного учреждения. Личные заслуги Учителя не должны оставаться в стороне.

3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

 

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.

3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.

3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

 

 

Взаимоотношения учителя с обществом и государством

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.

3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

12 стр., 5930 слов

Сотворчество учителя и ученика в образовательном процессе

... обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе. Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности ( ... предполагает развитие личностной природы индивидуума, инсталляцию образовательного материала в соответствии с интересами и потребностями ученика, создание условий для самоопределения, самореализации личности ...

3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

 

Заключительные положения

4.1. При приеме на работу руководитель образовательного учреждения должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Профессионального кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.

4.2. Нарушение положений Профессионального кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией.

 

 

Приложение 2

Вариант 1

 

Клятва Сократа

(Сокра́т (Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н. э., Афины) — древнегреческий философ):

 

Во имя ребенка, во имя будущего природы

  • и культуры, во имя будущего человечества
  • как Учитель и Воспитатель клянусь:
  • уважать личность ребенка, как если бы он был уже
  • • взрослым;

 

  • отвечать за его физическую и духовную неприкосновенность;

 

  • развивать его врожденные способности во благо его, во благо окружающих его людей, во благо мира;
  • не сломать, но укрепить волю ребенка, охранять его там, где он слаб, направлять его там, где он силен;

 

  • открыть ему путь к познанию мира, каков он есть;

 

  • не оставлять его в познании без надежды;

 

  • показать ему, как обрести счастье в малом и постараться вложить в его душу стремление к лучшему;

 

  • учить его служению истине и терпимости к заблуждению.

Клянусь также:

  • заботиться о том, чтобы оставить грядущим поколениям мир, в котором стоило бы жить;
  • быть примером для ребенка и показать ему, как можно преодолевать собственные слабости, бороться с искушениями и трудностями;

 

  • противостоять обстоятельствам — давлению общественного мнения, корпоративным интересам, служебным инструкциям, — если они будут мешать мне претворять вжизнь объявленные здесь принципы.

 

 

Авторизированный перевод Л.Д. Фураевой / Материалы Международной конференции «Учитель ХХI века» — СПб, 1996.

 

Вариант 2