Виды тренировочных занятий.

Занятие 31.

 

Тема: Тренировочное занятие как относительно самостоятельное звено тренировочного процесса.

Учебные вопросы:

1. Виды тренировочных занятий

2. Структура тренировочного занятия.

3.План-конспект тренировочного занятия

Виды тренировочных занятий.

Классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: организацию, задачи и уровень нагрузки.

Классификация тренировок по форме организации

Тип тренировки Форма организации   Возможные преимущества  
Групповая   Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства
Индивидуальная   Запрограммированная, выполняется под руководством тренера Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники
Запрограммированная выполняется спортсменами самостоятельно Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте
Свободная свободная без строгого плана Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки
Смешанная   Комбинация двух предыдущих организационных форм (свободная и запрограммированная) Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

 

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

 

Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

 

Тип тренировки Задачи тренировки   Примечания  
Кондиционная Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач
Техническая   Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества
Тактическая или технико-тактическая Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий
Контрольная   Оценка возможностей спортсмена   Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия
Комбинированная   Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач   Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное решение различных задач в определенных упражнениях

 

Кондиционные тренировки, посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, — использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физических и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая — кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной.

скоростной выносливости.

 

Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия.

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки

 

Цель тренировки Уровень тренировочной нагрузки   Время восстановления, ч   Оценка нагрузки, ранг  
Развитие   Предельный   >72      
Большой   48-72    
Существенный   24-48    
Поддержание   Средний 12-24    
Восстановление Небольшой   <12    

Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями.

Структура тренировочного занятия.

Основными организационными формами спортивной тренировки являются тренировочный урок (тренировочное занятие) и соревнование.

Тренировочное занятие проводится либо в группе (групповое занятие), либо индивидуально. Его продолжительность представлена на рис. 1.

В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий с высококвалифицированными спортсменами достигает 3,5—4,5 часа.

Существенной характеристикой занятия является не только его продолжительность, но и плотность, то есть отношение времени, использованного для непосредственного решения задач тренировки, ко всей продолжительности занятия (рис. 1).

 

  При одноразовой тренировке в день При двухразовой тренировке в день
Для новичков 45—60 мин
Для спортсменов III—II разряда 60—90 мин
Для спортсменов II — I разряда 90—120 мин 2 х (80—100) мин.
Для кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта 120—180 мин 2 х (90—120) мин

Рис. 1. Продолжительность тренировочного занятия

 

Вводная часть продолжается приблизительно 3 мин. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач, объявлений. В тренировке спортсменов высших разрядов и при индивидуальных занятиях этой части урока может не быть.

Подготовительная часть (разминка) продолжается 10—15 мин в тренировке новичков, 30—35 мин — в тренировке подготовленных спортсменов.

Эта часть урока направлена на функциональное врабатывание организма, на предварительное усиление вегетативных функций, что позволяет спортсмену быстро включиться в работу, а также на разогревание и растягивание мышц, увеличение их эластичности, что дает возможность избежать травм. В предсоревновательную разминку и разминку перед тренировкой специализированного характера включается специальная часть, назначение которой — более целенаправленно настроить функции организма на те упражнения, которые предстоит выполнять на соревнованиях или в основной части занятия. Содержание специальной части разминки обычно составляют малоинтенсивные упражнения, представляющие собой целостное выполнение всего специализируемого упражнения (бег на коньках и лыжах, бой с тенью в боксе и т. п.) или отдельных его элементов.

Однако было бы неверным считать, что значение разминки ограничивается физиологической настройкой организма. Не меньшую роль она играет в решении задач психологической подготовки. У отдельных спортсменов разминка снимает чрезмерное возбуждение (часто в сочетании с легким, успокаивающим массажем), у других — слишком спокойных или пассивных — вызывает необходимое возбуждение.

Признаком правильно выполненной разминки является хорошее настроение (чувство уверенности), желание поскорее начать выполнение основного упражнения, хорошее разогревание организма (до легкого потоотделения).

Особым случаем разминки на соревнованиях является дополнительное выполнение упражнений разминочного характера между соревновательными упражнениями. Оно практикуется в случаях: а) когда паузы между упражнениями (подходами), например в гимнастике, тяжелой атлетике, фехтовании, легкоатлетических и других многоборьях, продолжаются более 40—50 мин; б) когда спортсмен в силу различных причин, чаще всего психологического характера, неожиданно плохо выполняет подряд одно-два упражнения.

Основная часть продолжается от 20—30 мин до 1,5—2 часов. В ней может решаться одна задача (например, воспитание выносливости) или, что встречается гораздо чаще, несколько взаимосвязанных задач (например, совершенствование техники одного или нескольких упражнений, развитие одного или нескольких физических качеств, решение задач воспитательного характера и пр.).

В построении основной части урока можно отметить несколько закономерностей:

1. Задачи технической подготовки всегда решаются в первой трети основной части урока: когда организм спортсмена находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых координационных соотношений.

2. При решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость, другие виды выносливости, волевые качества.

3. В видах спорта с преимущественным проявлением выносливости в начале основной части целесообразно применять прерывистые методы воспитания выносливости, а затем непрерывные.

4. Наивысшая нагрузка в уроке должна приходиться приблизительно на вторую треть основной части с постепенным снижением в последней.

5. Заключительная часть продолжается 3—5 мин. Она предназначена для постепенного снижения двигательной активности спортсмена.

 

План-конспект тренировочного занятия

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План тренировочного занятия по легкой атлетике

Группа начальной подготовки второго года обучения ДЮСШ

Период:подготовительный

Тема занятия: Обучение технике низкого старта

Задачи занятия:

Совершенствование техники выполнения специально-беговых упражнений.

Совершенствование техники низкого старта.

— Развитие скоростных качеств..

Спортивный инвентарь:свисток, секундомер, резина, волейбольный мяч.

Место проведения:спортивный зал.

I. Разминка.

Содержание Дозиров-ка (мин) Организационно-методические указания
1. Построение, приветствие. Сообщение задач занятия      
2. Медленный бег Бег равномерный, без рывков
3. Общеразвивающие упражнения (в т.ч. игрового характера)   (4)    
4.Специальные беговые упражнения – бег с высоким подниманием бедра – бег с захлестыванием голени назад -«ножницы» – многоскоки – бег с ускорением   Корпус наклонен слегка, поднимая бедро-носок вниз Приземление на носок, стопы держать мягко Руки согнуты в локтях, кулак слегка сжат

 

II.Основная часть.

Содержание Дозиров-ка (мин) Организационно-методические указания
1.Бег с высокого старта  
2. Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта -сгибание и разгибание рук в различных упорах — ходьба на руках «крокодил» -прыжки «лягушка» из упора присев   Организация внимания, четкое выполнение
3.Старты из положения «упор присев»    
4.Старты из выпада на одну ногу Корпус горизонтально.
5. Низкий старт с выходом на прыжок в длину   По команде «на старт» выполняют наклон туловища вперед, установив в первую очередь руки, затем, отступив стопу от линии, устанавливают ноги. Обратить внимание на положение ног. Стопа находится на одном уровне с коленным суставом (согнутым), голова опущена. По команде «Внимание» выпрямляются коленные суставы, отделяют колено сзади стоящей ноги от дорожки. Голову поднять. По команде «Марш» выход на прыжок в длину.
6. Низкий старт с отягощением с пробеганием до 15м Выполняется в паре. Первый находится на стартовой линии впереди, на талии у которого находится натянутая резина, концы которой закреплены в кистях рук второго. Он располагается на 3 м сзади от него. По команде «Марш» выбегает первый, второй идет спортивной ходьбой, создавая сопротивление первому.
7.Бег с низкого старта (в т.ч. в форме игры) (10)  
8.Игра «Хвостики» Дать рекомендации по исправлению характерных ошибок.
9.Игра с мячом «Зайцы белые и серые» Отметить лучших учеников. Дать рекомендации по исправлению характерных ошибок.

III. Заключительная часть.

Содержание Дозиров-ка (мин) Организационно-методические указания
1.Медленный бег 2.Упражнения на расслабление.. 3.Подведение итогов занятия.       Назвать характерные ошибки. Отметить лучших учеников. Задать домашнее задание.

 

 

План-конспект

открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

тренера-преподавателя

Учебная группа – УТГ-3,4 года обучения

Место проведения — спортивный комплекс ДЮСШ №2

Дата проведения — 12 ноября 2008г.

Время проведения — 16.15-18.30

Цели занятия: Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.

Задачи занятия:

1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.

2. Совершенствование броска подворотом захватом плеча (руки).

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
1. Подготовительная часть (45 мин.)
Построение, расчет, проверка присутствующих, сообщение задач урока 5 мин. Проверка состояния спортивной формы у занимающихся, самочувствие занимающихся.
Разминка: Ходьба: — спортивная ходьба; Бег: — легкий бег; — попеременные прыжки на левой, правой, на двух ногах; — приставными шагами левым, правым боком, спиной вперед с поворотами влево, вправо на 360°; — прямыми ногами вперед, назад; — с высоким подниманием бедра; — с захлестыванием голени; — скрестным шагом левым, правым боком; — прыжками вверх прогнувшись; — прыжками с поворотом на 360°; — кувырок с дальнейшим ускорением по прямой; — легкий бег с переходом на ходьбу.   10 мин. Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулак.     Из строя не выбегать. Не наступать на другую ногу, прыгать как можно выше. Держать строй, смотреть через правое плечо.   Ноги выше, ноги прямые, тянуть носки. Выше колени, шаг короче. Касаться пятками ягодиц. Имитировать подход к броску подворотом. Выше прыжок, руки вверх, прогнуться в пояснице.   Ускорение с низкого старта.   Восстановить дыхание.  
Общеразвивающие упражнения в движении: — для мышц верхнего плечевого пояса; — для корпуса; — для ног; Акробатические упражнения: — кувырки; — падения; — колесо; — кувырок с разгибом; Общеразвивающие упражнения на месте: -переступание — наклоны — выпады — шпагаты. 15 мин. Наибольшая амплитуда движения; наклоны глубокие, ноги в коленях не сгибать. Выпады глубже. Смотреть на сзади стоящую ногу. Махи выполнять с большей амплитудой.   Стараться четко выполнять упражнения, с группировкой.   При имитации «подсечка» скручивающие движения. Ноги прямые. Глубже выпады, наклоны.  
Специальные упражнения борца: — имитация подворота для броска — имитация «нырка» под руку — движение в захвате «рука-туловище» — движение в захвате «крест» — упражнение в положении упор головой в ковер — упражнение в положении борцовского моста — забегания, перевороты. 15 мин. Ноги согнуты. Подворот на носках. Во время выполнения упражнения Подворот руку затягивать на себя на грудь. Спина прямая. Выпрямить ноги и повернуть голову в сторону броска. Во время «нырка» ноги пружинят. Стараться «утопить» плечи ниже. При забегании доходить приставными шагами до предела по кругу. Накатываться на подбородок.
2. Основная часть (80 мин.)
Совершенствование приема сваливание сбиванием захватом разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку. Захватить плечо. Плотно прижать свой локоть к груди, другая рука держит за пояс. Двигаться вперед-влево, вперед-назад. Голова плотно прижата к руке партнера. Делать шаг назад. Опора на впереди стоящую ногу.
Тактика подготовки приема. Не стоять долго в захвате. Стараться вывести партнера из равновесия. Свое плечо ниже плеча партнера и упор в грудь партнера.
Защита и контрприем. Попытаться освободить руку, разворачиваясь грудью к партнеру. «Разорвать» плотный захват и увеличить дистанцию с атакующим.
Совершенствование броска подворотом захватом плеча (руки).

  Тактика подготовки приема.     Защита и контрприем.

      Захватить разноименную руку выше локтя. Выполняя подворот на согнутых ногах потянуть руку на себя, на грудь. Партнера бросать в сторону от центра.   Захватить руку и заставить партнера выпрямиться. Обозначить «нырок» под руку (другую).

Во время контрприема присесть и отклониться назад, упираясь рукой в спину атакующего. Зашагнуть за атакующего. Захватить за корпус и прогибаясь свалить (бросить) партнера на спину.

3. Заключительная часть (10 мин.)
Ходьба: — встряхивать руками, ногами. 2 мин. Восстановить дыхание. Расслабить мышцы. Следить за ЧСС.
Упражнение на растяжение связок и подвижность в суставах. 5 мин. Выполнять в парах.
Построение, подведение итогов занятия. 3 мин. Отметить активных учащихся. Отметить недостатки в тренировках.