Классическая наука
Научная картина мира | Характеризуется детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях. Источники детерминистической картины мира: · идея Бога (божественный источник жизни природы) · природа (естественный источник жизни природы) |
Идеалы и нормы научного познания | Заложены в философии Декарта, развитиы в позитивизме и сформулированы в неопозитивизме. Для классической психологии идеал научности — физиология |
Философские основания науки | дуализм Декарта |
Неклассическая наука
Научная картина мира | Лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену детерминизму приходит представление о вероятностном характере причинно-следственных связей. Характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей |
Идеалы и нормы научного познания | Идеал научности задан принципом дополнительности Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. |
Философские основания науки | Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя.
Методологическая рефлексия, в том числе и в психологии, направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов |
Постнеклассическая наука
Научная картина мира | Произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучно — методологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (пример — концепция И.Пригожина) |
Идеалы и нормы научного познания | Принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания, когда современные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древней философии, и подчеркивается преемственность идей. В постнеклассической науке преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. |
Философские основания науки | Философские идеи, высказанные мыслителями прошлого |
Структура теоретического знания
Теория (в методологии) – высшая форма научного знания
Структурные компоненты теории (В. Н. Дружинин)
Основные компоненты теории | Происхождение |
исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности) | Эмпирические основания полученыпри обработке результатов экспериментов и наблюдения, |
базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории | являются результатом обобщений, не основаны на эмпирике |
логика теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории | Правила логического вывода являются производными метатеории. Для психологии метатеорией становится философская или общенаучная методология. |
множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание | Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории |
ü Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем (напр.: трехуровневая структура деятельности, по А. Н. Леонтьеву, является фундаментальной схемой в созданной им теории деятельности)
Виды психологических теорий
Виды теорий, на основании того, каким образом они были построены
Виды теорий по использованию формальных средств
Виды теорий
Исследование в психологии
Структура психологического исследования:
1. выдвижение гипотез;
2. планирование исследования;
3. проведение исследования;
4. интерпретация данных;
5. опровержение или подтверждение гипотезы (гипотез);
6. формулирование новой гипотезы с последующей ее проверкой в случае опровержения старой.
Исследования по содержательным характеристикам могут быть поделены (Дружинин)
Фундаментальные (направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний) | Прикладные (прово дятся в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи) |
Монодисциплинарные проводятся в рамках отдельной науки (Например, психологии). | Междисциплинарные требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин (Напр.: генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии) |
Комплексные проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. | Аналитические направлен на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. |
Этапы исследования
Постановка проблемы: что неизвестно? | 1) выявление неполноты нашего знания об изучаемом предмете; 2) описание проблемы на уровне обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. | ||||
Анализ доступной информации по проблеме | Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. | ||||
формулировка гипотез |
|
||||
Построение плана научного исследования для проверки гипотезы | ü Выбор группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент ü Уточнение объекта исследования, той части реальности, которая будет изучаться ü Выбор места и времени исследования ü Определение порядка экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента | ||||
Выбор подхода | Номотетический подход — исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографический подход — ориентирующий исследователя на описание уникальных, единичных объектов, явлений и событий. | ||||
План эмпирических исследований | Доэкспериментальныепланы — проводятся по схемам, не учитывают требований к плану классического экспериментального исследования Квазиэкспериментальныепланы — с сознательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-либо причинам План ex-post-facto применяется в том случае, если изучаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Корреляционныйплан — проверяется предположение о связи между несколькими переменными | ||||
Проведение исследований по намеченному плану | Всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта | ||||
Первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение | Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность Источники достоверности: ü выбор адекватной методологической основы ü применение разнообразных методик исследования, их соответствие целям и задачам работы ü достаточный объем выборки ü использование различных видов анализа с применением математической статистики |
Фундаментальные методологические проблемы психологии
Проблема объективного метода в психологии | · Попытки создания объективного метода психологии. · Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. |
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии | · Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы — параллелизм, взаимодействие, идентичность. |
Проблема единиц анализа психики | · Методологические требования к единице анализа. · Анализ по единицам и анализ по элементам (Л. С. Выготский) |
Проблема биологического и социального | · Междисциплинарная проблема, поэтому она конкретизируется по-разному в зависимости от того, в какой области психологии она ставится |
Проблема объективного метода в психологии
Достижения на пути поиска объективного метода психологии: | · метод естественного эксперимента (А. Ф. Лазурский) · реактология К. Н. Корнилова и рефлексология В.М.Бехтерева · метод рефлексологического исследования, проанализированный Л. С. Выготским · метода формирующего эксперимента, или инструментальный метод Л. С. Выготского |
Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. | · неразложимость явлений психологической реальности на элементы; · необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеального, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного; · внесение внутренней (психологической) реальности в объект изучения; · рассмотрение сознания как психологической реальности, находящейся в зазоре длящегося опыта, позволяющей отсрочивать действие; · рассмотрение психической реальности как особого, неевклидового по своим пространственным характеристикам поля, в котором представлены одновременно и предметное содержание внешних объектов, и сам субъект познания, общения и действия. |
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
Психофизическая проблема — соотношение между телом и душой.
Психофизиологическая проблема — соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме.
Варианты решения проблемы | Характеристика |
Психофизиологический параллелизм – один из | ü Суть — противопоставление независимо существующих психики и мозга (души и тела).
Например: В. Вундт: физиологические методы играли вспомогательную роль в исследовании психического, а главная роль отводилась интроспекции. ü Целью психофизиологического исследования, должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов (Марютина, 1997). ü Психофизиологический параллелизм обходит стороной очевидные факты влияния психического состояния человека на физическое (например, возникновение психосоматических заболеваний) и игнорирует влияние физического состояния человека на психическое. |
Психофизиологическая идентичность (психофизиологическое соответствие) | ü Представляет собой крайнюю форму физиологического редукционизма. Представители Г. Фейгль, Г. Барлоу, М. Бунге ü Возражение — сознание человека как форма отражения окружающей реальности оказывается ненужным, если в центральной нервной системе все равно происходит обнаружение всех параметров окружения. |
Всихофизиологическое взаимодействие | ü Допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния. Представляет собой вариант паллиативного, т. е. частичного решения проблемы, поскольку лишь отодвигает неизбежное возникновение вопроса о соотношении психических и физиологических процессов. |
Физиология помогает психологам сформулировать точку зрения
ü на сущность физиологических процессов (напр.: представление А. А. Ухтомского о функциональном органе как любом временном сочетании сил),
ü на место психологической реальности в построении живого движения (Н. А. Бернштейн),
ü на гибкость функционирования нервной системы и участие психических инстанций — «акцепторов действия», «образов потребного будущего» и т. д. — в регуляции жизнедеятельности (П. К. Анохин).
Проблема единиц анализа психики
Представления о единицах анализа психики в разных научных школах психологии:
ü ощущения, представления, идеи (ассоцианизм);
ü структурные отношения между фигурой и фоном (гештальтпсихология);
ü реакция или рефлекс (соответственно реактология и рефлексология);
ü поведенческий акт (бихевиоризм)
Л. С. Выготский различал анализ по единицам и анализ по элементам.
Анализ по элементам — попытка разделить изучаемое целое на составные части, которые сами по себе не дают представления ни о целом, ни о его функционировании.
Анализ по единицам — выделение в изучаемом объекте некоторых содержательных единиц, которые содержат в себе значимые свойства целого объекта. Изучение единиц анализа дает представление о свойствах изучаемого объекта.
Н. Д. Гордеева и В. П. Зинченко: ряд требований к единице анализа психики:
1. Единица анализа должна быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из элементов, т. е. путем соединения всего со всем, а структурным образованием, внутренне связанной психологической структурой.
2. Единица должна содержать в виде противоположностей свойства целого. Другими словами, единица должна в целом вычленять главные его внутренние противоположности и фиксировать их в себе.
3. Единицы жизнедеятельности,сохраняющие структурные свойства целого, должны быть способны к развитию, в том числе и к саморазвитию, т. е. они должны обладать порождающими свойствами и возможностями трансформации в нечто иное по сравнению со своими исходными формами.
4. Единица должна быть живой частью целого.Такая единица сама должна быть единым далее неразложимым целым, своего рода системой.
5. Необходимо исходить из таксономического подхода к единицам психологического анализа.
6. Единицы анализа психики,которые выполняют функции генетически исходных, должны иметь реальную чувственно созерцаемую форму.
7. Анализ, расчленяющий сложное целое на единицы, должен создавать возможность синтетического изучения свойств,присущих какому-либо сложному единству (целому) как таковому.
Проблема биологического и социального
Проблема биологического и социального — междисциплинарная, поэтому она конкретизируется по-разному в зависимости от того, в какой области психологии она ставится:
Общая психология | ü как проблема соотношения между природными задатками и прижизненно формирующимися способностями (на пересечении общей и дифференциальной психологии.); ü как проблема соотношения между биологическим и социальным в природе человека. |
Психология интеллекта | ü представления о том, что интеллект никак не обусловлен природными задатками ü представления о том, что интеллект наследуется и его величина полностью определяется величиной IQ родителей (Напр.: Г. Айзенк: интеллект на 80% обусловлен природными задатками) |
Психология личности | Содержание человеческой мотивации: ü не существует специфически человеческих мотивов (психоанализ З. Фрейда) ü биологических потребностей как таковых у человека вообще нет. Можно говорить лишь о том, что человек испытывает некоторые потребности, как и любой живой организм, но его потребности отделены как от способа их удовлетворения, так и от объектов, при помощи которых они удовлетворяются (Напр.: А. Н. Леонтьев: в человеческом обществе предметы потребностей производятся, а благодаря этому производятся и сами потребности) Механизмы мотивации человека: ü представляют собой отчасти развитие тех механизмов, что встречаются у животных (Напр.: мотивационные явления, аналогичные импринтингу) ü наряду с такими у человека имеются и другие механизмы мотивации, не имеющие аналогов в природе (Напр.: «сдвиг мотива на цель», смыслообразование ). |
Категории психологии
Категория деятельности | Функции, в которых используется категория деятельности (Э. Г. Юдин) Основные содержательные характеристики деятельности |
Категория общения | Многообразие трактовок общения Аспекты изучения общения (Л. П. Буева) Структурные компоненты общения как деятельности (Е. В. Руденский) |
Личность, как системообразующая категория в психологии | Методологические принципы определения личности Проблема единиц анализа личности |
Категория деятельности
Э. Г. Юдин: пять функций, в которых используется категория деятельности:
— как объяснительный принцип наиболее значимы
— как предмет объективного научного изучения; для психологии
— как предмет управления;
— как предмет проектирования;
— как ценность в системах культуры
Категория деятельности как предмет объективного научного изучения
Для психологического изучения деятельности становятся необходимы теоретические схемы, прежде всего представления о структуре деятельности. | |
А Н. Леонтьев: · Мотив — деятельность.
|
В.П. Зинченко: модифицированный вариант для изучения исполнительской деятельности: ·Мотив — деятельность. ·Цель — действие. ·Функциональное свойство — операция. · Предметное свойство — функциональный блок. Существенное отличие: условия выполнения действия разделены на функциональные и предметные. |
Основные содержательные характеристики деятельности:
Предметность | ü Проанализирована А. Н. Леонтьевым: в самом понятии деятельности имплицитно содержится понятие ее предмета, а научное исследование деятельности требует открытия ее предмета. ü Мотив понимается как предмет,на который направлена потребность, т. е. как предмет деятельности главное, что отличает одну деятельность от другой, — ее предмет. ü Предметность деятельности порождает предметность не только образов, но и потребностей, эмоций, чувств. |
Субъектность | ü Под субъектом понимается человек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. ü Субъектность — осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, а также как носителя сознания и самосознания. |
Осознанность | ü В деятельности человек осознает не все ее уровни (напр.: операции), по мнению А. Н. Леонтьева, в сознании отражается только целевой уровень деятельности. ü Методологический принцип, который стоит за этим утверждением, получил название принципа единства сознания и деятельности. |
Целенаправленность | Целенаправленностьдеятельности рассматривается на нескольких уровнях анализа: мотивационный, целевой и операциональный уровни. · мотивационный: осознанность мотивов деятельности. o А. Н. Леонтьев: мотивы-цели (осознаются в ходе самой деятельности) и мотивы-смыслы (могут быть осознаны, но в особых условиях, прежде всего при рефлексивной активности самого субъекта).
o В практической психологии (консультирование и психотерапия) анализируются условия для осознания человеком своих мотивов (Напр.: способы психологической защиты, к которым человек прибегает, особенности представлений о себе — ригидность или гибкость «Я-концепции» и др.) · целевой: соответствует действиям в структуре деятельности. o А. Н. Леонтьев: побудитель действий — цели. |
Социальность | ü Понимание любой деятельности человека как социальной было впервые в отечественной психологии сформулировано Л. С. Выготским в 1930 г. ü Социальность деятельности проявляется в том, что она является опосредованной культурно-историческими формами и возникает дважды — сперва как совместная и лишь затем как индивидуальная. |
Категория общения
Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики.
В философии | Общение — как актуализация реально существующих общественных отношений; именно общественные отношения обусловливают форму общения. |
В социологии | Общение — как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. ü Изучение общения направлено на понимание места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности. |
В психологии | Общение — как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Общение — как освоение личностью социокультурных ценностей (Л. С. Выготский) Общение — как самореализацию личнсоти в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Е. В. Руденский) ü Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. ü Потребность в общении рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. |
Л. П. Буева: аспекты изучения общения:
А. Г. Асмолов: ряд параметров единиц анализа личности
(методологические требования к единице анализа):
Динамическаяприрода единиц структуры личности. | «Влечение», «мотив», «потребность», «диспозиция», «установка» по своей природе являются динамическими образованиями, тенденциями, актуально побуждающими личность к активности. |
Интенциональная содержательнаяхарактеристика единиц структуры личности. | Только выявив, на что направлена та или иная динамическая тенденция, ее интенциональный аспект, можно раскрыть собственно предметное содержание единиц структуры личности. (Напр.:в психоанализе «влечение» получает свое содержание только после фиксации на объекте) |
Уровень отражения того содержания, которое имеется в единицах структуры личности | То или иное содержание единиц структуры личности может быть представлено как в осознаваемой, так и неосознаваемой форме (Напр.: мотивы-цели и мотивы-смыслы у А. Н. Леонтьева). |
Генезис единиц структуры личности | .Если при разработке представлений о единицах анализа личности отвлечься от выявления их генезиса, то не будет раскрыт путь возникновения этих единиц, их социальная детерминация, а тем самым их связь с онтогенезом личности, историей развития общества и филогенезом человеческого вида. (Напр.: аналитическая психология К. Г. Юнга, выявившего в структуре личности такие образования, как «эго», комплексы индивидуального бессознательного и архетипы коллективного бессознательного) |
Тип структурных связей между единицами анализа личности | В разных подходах к исследованию структуры личности выступила идея о существовании иерархической уровневой взаимосвязи между ними. (Напр.: представление о трех иерархических уровнях организации личности в психоанализе — «Оно», «Я», и «сверх-Я»; иерархия потребностей в гуманистической психологии) |
Саморазвитие динамической организации личности | Выделение механизма, обусловливающего собственную динамику этой организации. |
Взаимосвязь мотивационной и познавательной сфер в единицах анализа личности | В «единицах» анализа личности должно быть преодолено традиционное расщепление личности на мотивационную, волевую, и познавательную сферы (А. Г. Асмолов) Варианты таких единиц анализа: ü значащие переживания (Л. С. Выготский), ü личностный смысл (А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов), ü конфликтный личностный смысл (В. В. Сталин), ü поступок (С. Л. Рубинштейн), ü направленность (Л. И. Божович) |
Операционализация единиц анализа личности | «Если единица анализа личности не фантом, то должны существовать процедуры, позволяющие выявить феноменологические проявления этой единицы, и тем самым в конкретном экспериментальном и клиническом исследовании раскрыть представление об ее природе» А.Г.Асмолов |
Целостность | Продукт анализа личности должен нести в себе все свойства, присущие целому. Единицы анализа личности должны вмещать в себя все свойства целого. |
Методологические принципы психологии
Принцип развития | Человек постоянно изменяется, необходимо менять подход к нему в зависимости от его развития. |
Принцип единства сознания и деятельности | Формируясь в деятельности, сознание в деятельности проявляется. |
Принцип детерминизма | Причинная обусловленность и причинно-следственные связи психических явлений |
Принцип активности | Личность не только объект, но и активный распорядитель. Активность детерминирована взаимодействием (воспитанием) |
Принцип системности | Изучение психических явлений, при котором они рассматриваются как система |
Принцип детерминизма в психологии
Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Значение для психологии – причинная обусловленность и причинно-следственные связи психических явлений очень сложны.
Пример: волевое поведение детерминируется смыслом; смысл детерминируется личн. ценностями
Виды детерминизма (по М.Г. Ярошевскому)
Предмеханистический детерминизм | Эмпедокл, Демокрит, Гиппократ | Достижения: · Представления об ощущениях как результата прямого контакта органов чувств с внешними объектами · Учение о темпераменте как результате преобладания в организме одной из четырех жидкостей |
Механистический детерминизм | П. Лаплас | свойства души выводятся из свойств материальной системы |
Биологический детерминизм | Ч. Дарвин, К. Бернар, У. Кеннон, | Принципы: · гомеостаз или саморегулирующийся характер жизнедеятельности живых организмов К. Бернар, У. Кеннон – теория интеллекта Ж. Пиаже, психотерапевтическая концепция Ф. Перлза · эволюционный принцип Ч. Дарвина (изучение интеллекта) |
Биопсихологический детерминизм | И.М.Сеченов | Психоанализ Гештальтпсихология Бихевиоризм |
Социопсихический детерминизм | Э.Дюркгейм, П. Жане, Дж. Г. Мид | 3 варианта: 1) учения о «коллективных представлениях» (Э.Дюркгейм); 2) учения о порождении актов сознания в социальном процессе, понятом как взаимодействие индивидов (П.Жане, Дж.Г.Мид); 3) учения об общественно-исторической природе психики, формирующейся в предметной деятельности (культурно — историческая школа и деятельностный подход в отечественной психологии). |
Принцип системности в психологии
Принцип системности в психологии | заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией. |
Истоки: | · представление о структурной организации восприятия, сформулированное в гештальтпсихологии. · представления о структурной организации интеллекта были положены в основу теорий интеллекта Ж. Пиаже. В отечественной психологии: · Л. С. Выготский — положения о системном строении ВПФ. · А. Р. Лурия — представления о системно-динамической организации психических процессов |
Реализация системного подхода в современной психологии | · иерархические теории психических процессов (напр.: иерархическая концепция интеллекта Р. Стернберга) · семейная психотерапия (М. Боуэн, С. Минухин, А. Я. Варга, А.С.Спиваковская, А. В. Черников и др.). |
Соотношение системного и деятельностного подходов в психологии | · невозможно построить полноценную общепсихологическую теорию, положив в ее основу лишь одну категорию. · предпринимаются попытки создания теорий, совмещающих в себе достоинства деятельностного и системного подходов (напр.: системно-деятельностный историко-эволюционный подход к изучению личности, сформулированный А. Г. Асмоловым) |
Принцип развития в психологии
Развитие — количественные и качественные изменения в жизни человека.
Прежде всего характеризуется качественными преобразованиями (напр.: мышление-нагл.-действ., нагл.-образн., абстр.-логич.)
Парметры развития | |
Форма развития | — общее представление о сущности процесса развития; приспособление к условиям или присвоение – перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств |
Ход развития | — обобщенные представления о векторе процесса развития – от индивидуального к социальному (напр.: психоанализ: развитие – процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума) и наоборот (напр.: културно-историческая теория Л.С, Выготского) |
Специфика развития | — представления о том, действию каких законов подчинено развитие – биологических или общественно-исторических |
Условия развития | — непременные атрибуты, без которых развитие невозможно (морфофизиологические особенности субстрата п/п – мозг и общение) |
Источники развития | — условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют играют наиболее важную роль (напр.: в психоанализе – первичные инстинкты) |
Движущая сила развития | — процессы, в ходе которых проявляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе (напр.: Л.С. Выготский – обучение, А.Н. Леонтьев – активность человека) |
Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В,П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития (процесс развития – «развязывание узлов» — разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к возникновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного развития)
Узел развития (В,П. Зинченко)
Вертикаль духовного развития (В,П. Зинченко)
Методология психологии, ее цели и задачи.
Цель психологической науки, определяющая ее сущность | — это познание психического во всех его проявлениях — от элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения. Процесс достижения этой цели предполагает: ü с одной стороны, выяснение места человека в мире, ü с другой — использование полученных психологических знаний в повседневной практике. Главная цель определяется двумя более частными: ü глобально-теоретической ü практической. И этот процесс дробления целей можно продолжить. Следствием такого дробления является дифференциация науки (и, в частности, психологии) на систему отраслевых дисциплин со своими более конкретными и частными предметом, целями и задачами. |
Все множество проблем, разрабатываемых психологией, можно компактно представить в виде совокупности «проблемных осей» — двухполюсных осей, олицетворяющих собой ряд вопросов по какому-либо аспекту психологического изучения человека. | |
Биологическое — социальное | Определяющий момент— биосоциальная сущность человека. Проблема заключается в выяснении соотношения (пропорций) этих двух начал в природе человека и их вкладе в детерминацию его сознания и поведения. |
Филогенез — онтогенез | Изменения психики во времени: ü с точки зрения эволюции психики как свойства живой материи в процессе развития жизни на Земле (филогенетический аспект: «Зоопсихология», «Сравнительная психология», «Антропология», «Психогенетика») ü с точки зрения изменения психики в течение индивидуальной жизни человека (онтогенетический аспект: «Возрастная психология») |
Время — пространство | Временной аспект увязывается с проблемами фило- и онтогенеза.. Временной аспект психологической проблематики относится к сфере интересов «Психологии развития». Развитие психики человека на историческом этапе его эволюции изучается в рамках «Исторической психологии» и «Этнической психологии», теснейшим образом связанных между собой. В пространственном аспекте рассматриваются различия психики и ее проявления в зависимости от особенностей условий жизни и деятельности современного человека («Инженерная психология», «Спортивная психология», «Медицинская психология», «Военная психология») |
Индивидуальное — общественное | Проблема заключается в выяснении психологических механизмов реализации общественного сознания через действие совокупности индивидуальных сознаний и в представлении специфики процессов формирования каждой из этих форм сознания и их структурной организации. Проблема состоит в выяснении сущности общественной обусловленности индивидуального поведения людей, в определении отношений личности и общества, в раскрытии феноменов человеческого общения и человеческой деятельности. («Общая психология»: сосредоточена преимущественно на индивидуальном аспекте психики, «Социальная психология» — на общественном) |
Сознательное — бессознательное | Проблема соотношения сознательного и бессознательного уровней психики и проявления их в поведении человека. (в теоретическом плане эта проблематика наиболее характерна для «Общей психологии», а в практико-прикладном — для консультативной и психокоррекционной работы) |
Типическое (общее) — специфическое (особенное и единичное) | Эта ось обусловлена тем, что человек, с одной стороны, есть представитель некоторых общностей (как биологических, так и социальных), а с другой — выделяется из них, противостоит им. Поэтому для объяснения и прогнозирования поведения отдельных людей и отдельных социальных групп следует знать общие закономерности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания и, соответственно, их проявления в индивидуальном, групповом и общечеловеческом поведении («Общая психология» и «Дифференциальная психология») |
Норма — патология | В патологии различают две области подобных отклонений: медицинскую и юридическую (рассматриваются отклонения от «нормального» поведения, как нарушения правовых норм и как нарушения моральных норм) («Медицинская психология» и «Юридическая психология») |
Парадигма. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии
Парадигма (некая модель, система идей) – совокупность научных установок, представлений, терминов, которые принимаются научным сообществом и определяют основные направления научных исследований
Парадигмы | |
Естественнонаучная | Гуманитарная |
Предмет | |
Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности | Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений. |
Задача | |
Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость | Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности |
Человек | |
Как объект, лишенный активности и ценности. | Как субъект, за которым признается активность, ценность |
Школы | |
Бихевиоризм | Гуманистическая психология |
Житейская и научная психология, их взаимоотношения.
Житейская психология — это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие бытовой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека.
Научная и житейская психология дополняют друг друга. Это выражается в том, что:
• житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком,
• житейские знания нередко служат исходным пунктом, основой для формирования научных понятий и представлений,
• и, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.
Отличия житейской и научной психологии
Параметры | Житейская y | Научная y |
Путь получения знаний | Знания получены из опыта обыденной жизни | Получены теоретическим и экспериментальным путем |
По степени обобщенности | Знания конкретны и привязаны к ситуациям | Знания обобщенны, исп-ся научные понятия |
Степень осознанности знаний | Знания нтуитивны, неосознанны | Знания рациональны и максимально осознанны |
Возможность передачи знаний | Ограничены пределами семьи и не м.б. переданы большому числу людей | Могут исп-ся многими, т.к. фиксируются в научной литературе |
По методам получения знаний | Наблюдения | Эксперимент и др. научные методы |
Содержание теории Л.С. Выготского о ВПФ
ВПФ: произвольное внимание, произв. память, произв. логическое мышление, речь и др. произв. психические функции. ВПФ = сознание.
ü Человек овладевает природой с помощью орудий труда — человек овладевает психикой с помощью y-их орудий – знаков.
Знаки – это дополнительные искусственные стимулы – средства, с помощью которых человек овладевал поведением. Постепенно появляется способность управления собой.
ü Появляются слова – приказы другому для организации совместных действий
приказы самому себе; появляется способность к самоуправлению.
То, что вначале существовало между людьми в процессе общения, — интерпсихическое, постепенно переходило в интрапсихическое, т.е. во внутренние отношения с собой.
Этот процесс перехода интерпсихического в интрапсихическое называется интериоризация – переход внешнего во внутренний план. Идея интериоризации объясняет путь возникновения сознания.
ü В онтогенезе взрослый воздействует словом на ребенка, побуждая его к какому-то действию. Затем, подражая взрослому, ребенок начинает воздействовать на взрослого. И, наконец, сам, отдавая внутренние приказы себе, управляет своим поведением.
Главным средством управления поведением является речь. Сначала психическиие функции возникают во внешней форме (м/у людьми) – в общении, потом обращаются на себя, переходя во внутреннюю форму, и становятся умственными средствами.
Вывод: ВПФ: 1. социальны (возникают в обществе и без него невозможны)
2. опосредованы (существуют с помощью средств – знаков)
3. произвольны (управляемы)