Кафедра социальной работы Психокоррекционная программа по преодолению нарушений в детско-родительских отношениях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный

национальный исследовательский университет»

Юридический факультет

Работу выполнила

студентка IV курса 11 группы

очного отделения

направления «Социальная работа»

Дворникова Полина

Пермь 2014

Пояснительная записка

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Стоит отметить, что современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психосоциальное благополучие. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению повышенной тревожности, агрессивности и подавленности, заниженной самооценки и отсутствием самостоятельности ребёнка.

Родители часто сталкиваются с трудностями, испытываемыми в воспитании детей. Поэтому так важна работа не только сдетьми, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является организация взаимодействия с семьей посредством проведения психокоррекционных занятий, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей.

Стоит сказать о том, что сама психокоррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия (А.А.Осипова).

18 стр., 8823 слов

Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье

... обоснование проблемы исследования 1.1 Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в ...

Д. Б. Эльконин отмечает особую значимость сюжетно-ролевых игр на формирование социально-значимых качеств детей периода «дошкольного детства». Психолог отмечает, что в этом возрасте у ребенка стремление к самостоятельности выводит его на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. Данным фактом обуславливается широкое использование игровых методов работы в программе.

Цель программы: устранение нарушений в детско-родительских отношениях, возникающих в семьях воспитывающих старших дошкольников (6-7 лет).

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями поведения (эмоциональная нестабильность, повышенная впечатлительность, агрессивность, повышенная тревожность, подавленность, заниженная самооценка, отсутствие самостоятельности ребёнка, страхи и т.д.) и их родители, испытывающие трудности в воспитании детей.

Форма работы: групповая по 10-12 участников: 5-6 детей, 5-6 родителей (группу могут посещать один или сразу двое родителей, они могут меняться).

Задачи программы:

  1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка (формирование адекватной самооценки, приобретение уверенности в себе, обучение приемам саморегуляции).
  2. Ориентация родителей на изменение стиля взаимоотношений в семье: выработка навыков адекватного и равноправного сотрудничества, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
  3. Устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.
  4. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком: достижение способности к сопереживанию, пониманию интересов друг друга.

Принципы коррекционной программы:

  1. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких родственников (родителей, опекунов, бабушек и т.д.).
  2. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.
  3. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: подвижные игры, техннологии арт-терапии и сказко-терапии, элементы дискуссии, коммуникативные технологии (эмпатическое слушание), телесно-ориентированные технологии, дидактические игры.

Сроки выполнения программы: Программа включает в себя 11 занятий. Продолжительность занятия 1,5 часа. Занятие проводится один раз в неделю. Таким образом, весь курс занятий реализуется за 2,5 месяца.

21 стр., 10075 слов

Речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста

... др.) и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка. Актуальность данной работы заключается в важности изучения периода раннего ... исследования с применением информационных технологий для выявления детей с отклонениями в овладении речью. 5.Сформулировать рекомендации для родителей и специалистов. Для решения поставленных задач ...

Структура программы

Общая структура занятий включает в себя следующие элементы:

— приветствие;

— разминка или «разогрев» (упражнения, способствующие эмоциональной настройке);

— проверка домашнего задания;

— основное содержание занятия по заявленной теме;

— рефлексия прошедшего занятия;

— ритуал прощания.

  1. Приветствие — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия, а также настроиться на групповую работу.
  2. Разминка — используются как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, упражнения на развитие внимания, снятие напряжения, сокращения эмоциональной дистанции.
  3. Домашнее задание — на него возложено создание мотивации умения работать самостоятельно, поддерживать себя в активной форме. В нем участвуют родители и ребенок. Задание помогает осмыслить то, что происходило на занятиях, и так как последние проходят мобильно, эмоционально, то при выполнении задания дома участники имеют возможность более осознано его прочувствовать.
  4. Основное содержание занятия. В основной части занятия приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, развитие эмоций, установление взаимоотношений между родителями и ребенком, динамическое развитие группы.
  5. Рефлексия занятия. Рефлексия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоционально-смысловом (было хорошо – было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным), эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния «здесь и сейчас»).
  6. Ритуал прощания. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе и используется в нашей программе как единое упражнение для всех занятий.

Практические занятия.

Занятие № 1 «Остров знакомств»

Цель: знакомство, сплочение коллектива, представление занятий.

В этом занятии ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Также группой обговариваются условия и режим работы, вводятся принципы и правила работы в этой группе. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и по каким темам.

7 стр., 3226 слов

Практические занятия и задания на срс

... сферы диагностируемого студента Результаты работы оформить и показать преподавателю. Для практического занятия № 2 Изучить предложенные вам диагностические методики (вопросы 4,5,6). Продиагностировать выбранного ... мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной Тест «Смысложизненных ориентаций» Тест «Осознанность жизненных целей» Тест «Самореализация» + Тест «Что люди хотят получить от своей работы» ...

1. Приветствие.

Цель: установка на занятие.

2. Упражнение «Знакомство — имя».

Цель: представиться, пробудить интерес к себе.

Представиться группе сначала от своего имени, а потом от имени своего ребенка.

3. Упражнение «Снежный ком».

Цель: запомнить участников группы по именам.

При выполнении можно использовать мягкую игрушку

4. Упражнение « Самый…»

Цель: сближение участников.

Участники, бросая мяч другому, называют его по имени, продолжая фразу: «Дима, ты самый… (умный, смелый, добрый, весёлый, приветливый и т.д.)».

5. Упражнение «Совместное рисование».

Цель: ориентировать участников на взаимодействие в диаде «ребёнок – родитель», провести диагностику.

Родитель и ребенок получают чистый лист бумаги и по одному карандашу разного цвета, Им дается задание нарисовать что либо, выполняя по очереди один штрих (линию, кружок).

Если взаимопонимание нарушено, то каждый член семьи создаст на листке свой самостоятельный образ, при том, что начало рисунка может быть общим. Создание же единого образа указывает на позитивный характер отношений.

6. Упражнение «Погрузим на корабль».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют всё, что может чувствовать и переживать человек, например, радость, грусть, злость, счастье… Команда решает, что необходимо «погрузить» на корабль, а что нет.

8. Рефлексия занятия.

Ведущий задает вопросы о том, что запомнилось, какое настроение у участников, есть ли то, что человек хочет всем сказать.

9. Домашнее задание: «Инвентаризация проблем»

Нужно написать как минимум по 10 любых проблем, которые возникают у вас с детьми в процессе общения. Проблемы распределяются в трех столбиках: проблемы ребенка, мои проблемы, наши общие проблемы.

* Ведущий говорит о важности понимания самого себя и своего ребёнка и предлагает выполнить домашнее задание. Следует обратить внимание на важность выполнения заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Родители отвечают на вопросы за себя и за ребёнка, дети также отвечают за себя и за родителя.

10. Ритуал прощания

Упражнение «Колокол».

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задаёт ритм. Упражнение повторяется несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого (из родителей) и маленького (из детей).

10 стр., 4543 слов

Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи ... Л.Г. Зверков, Е.В. Эйдман) Задачи: Задача 1 «Средства специальной психологической подготовки». Цель: научить студентов правильно использовать средства психологической подготовки спортсменов. Методические ... Около минуты он меня дожимал, потом чуть перехватил руки, в это мгновение я мог перекатиться на живот, ...

Маленький внутри большого, либо два рядом.

* Ритуал прощания един для всех последующих занятий.

Занятие № 2 «Остров общения»

Цель: расширение запаса средств общения, развитие навыков социального взаимодействия.

1. Приветствие.

Цель: эмоциональный настрой на обучение вербальным и невербальным способам приветствия.

Ведущий предлагает научиться здороваться. Сначала показывает, как 2-3 негативных примера и положительный (за руку, зрительный контакт).

Затем участники выбирают наиболее положительный пример и предлагают собственные.

2. Обсуждение домашнего задания.

Участники отвечают на вопросы «Какую колонку было труднее заполнять?» «Какую легче?» «Какие эмоции и мысли возникали при заполнении колонок?». При ответах на вопросы между участниками обсуждение часто принимает вид дискуссии, которую ведущему стоит поощрять.

3. Задание «Мимическая гимнастика».

Цель: знакомство с мимикой как одним из способов невербального общения.

Ведущий: Сегодня наше путешествие продолжается и мы попадаем в чужую страну. Мы не знаем языка, но нам как-то надо понять иностранцев. Посмотрите на выражение лица на рисунках (весёлое, грустное, злое, удивлённое и т. д.).

Делаем мимическую гимнастику:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление).

Расслабиться.

2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь).

Расслабиться.

3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас).

Расслабиться.

4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень).

Расслабиться.

5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость).

Расслабиться.

6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение).

Расслабиться.

7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас покажем мимикой что-то, другие отгадывают.

* Следует привлекать застенчивых детей и взрослых, оказывать поддержку (аплодисменты, показать в паре и т.д.)

4. Миниатюра «Жесты».

Цель: знакомство с жестами как одним из способов невербального общения.

Ведущий: Покажите жесты, которые вы уже используете. Как можно поздороваться, попрощаться, позвать, попросить денег, выразить удивление и т.д. Покажите, как любящие мамы или папы прижимают к себе детей, как обидевшиеся мамы отталкивают? Что приятнее? Жестами и мимикой можно показать свои чувства и понять другого человека.

5. Задание «Разные слова».

Цель: знакомство со словами как одним из способов общения.

Ведущий: Словом можно многое сделать. Что? (Сначала отвечают дети, после дополняют родители).

7 стр., 3315 слов

Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...

... осознание незаслуженной награды; б) неразвитость абстрактного мыщления; в) соподчиненность мотивов. Задание 4. 16. Инструкция: Установите соответствие.Изменение видов деятельности с возрастом: Возраст Виды деятельности 1 ... 2. Основным условием сенсорного развития ребенка явля­ется: а) специальные тренировочные упражнения; б) показ взрослыми способов действий; в) активная деятельность ребенка; г) ...

Назовите слова, которыми можно пригласить, прогнать, огорчить, согреть, обидеть, похвалить.

Рефлексия: какие слова приятно слышать, а какие нет?

6. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

* Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

7. Задание «Птица счастья».

Цель: формировать способность к сотрудничеству, провести диагностику стиля взаимодействия взрослого и ребёнка.

Ведущий: Сегодня вам предстоит создать птицу счастья. В сказке М. Метерлинка птица счастья была синей. Но можно представить свою собственную птицу самой необычной раскраски. Каждая семейная пара должна создать одну птицу их нескольких элементов – туловища, головы, крыльев и хвоста. Участники придумывают историю о своей птице, объяснение окраски ее «оперения».

Ведущий: Пусть эта птица радует вас и вселяет уверенность, что счастью обязательно будет жить в ваших семьях.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание.

При помощи мимики и жестов показать каждое слово в известном стихотворении.

Занятие № 3 «Загадочный лес».

Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

1. Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: надо поздороваться по ходу часовой стрелки. Не спешить, установить контакт глазами с тем, кого приветствуете.

Ведущий: Сегодня мы приплыли на волшебную землю чудес, в Загадочный лес, где нас ждут необычные приключения, где мы сможем читать мысли на расстоянии и выучить много разных игр.

2. Разминка «Молекулы».

Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ведущий: Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнём быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

23 стр., 11341 слов

Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка

... новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Таким образом, рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со ...

3. Упражнение «Цепочка».

Цель: установление контакта между участниками группы.

Инструкция: Выходим на берег. Нужно пройти в центр материка в загадочный лес, где происходят чудеса. Но для этого надо крепко взяться за руки, выстроиться в цепочку, идти тихо, слушая ведущего и повторяя все его действия. Иначе вы можете утонуть в болоте или попасть в лапы хищника (ведущий «прокладывает» путь через разные препятствия).

Садимся.

* Препятствиями могут быть разнообразные предметы: игрушки, стулья, скамейки, подушки.

4. Упражнение «Пантомима».

Цель: закрепление невербальных способов общения.

Ведущий: Покажите, что еще вы встретили на своем пути?

Психолог шепчет на ушко, а ребёнок показывает (самолёт, телефон, цветок, мяч, колокольчик, утюг, шлагбаум, стиральная машина).

Остальные отгадывают.

5. Проверка домашнего занятия.

Упражнение «Немой театр»

Цель: создание условий для проявления волевых качеств, самоконтроля; обработка невербальных способов общения, проверка домашнего задания

Ведущий: Покажите выученное стихотворение без слов.

Рефлексия.

6. Упражнение «Оркестр».

Цель: эмоциональное и телесное сближение родителей и детей.

Ведущий: Вы видите необычный оркестр. Родитель «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента. Остальные отгадывают. Работает занавес.

* Можно «обменяться» детьми.

7. Рефлексия занятия.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание: нарисовать очень страшную маску, принести фотографии детей.

Занятие № 4-5 «Пещера страхов».

Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

1. Приветствие.

Ведущий: Мы уже здоровались руками, устанавливали контакт глазами, а сегодня поздороваемся необычным способом: спинами, плечами, коленями.

Упражнение привносит в начало занятия веселье и раскрепощает участников.

Ведущий: Сегодня с нашим кораблём случилось страшное – наш корабль сбился с курса и нам предстоят тяжелые испытания.

2. Разминка «Маленькое приведение».

Ведущий: Представьте себе, что вы маленькие и большие приведения. Вам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками такое движение (поднять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.

3. Упражнение «Маски» (домашнее задание).

Ведущий: Мы видим страшных чудовищ (нарисованные дома маски).

Они пугают родителей и детей. Что сделаем мы?

1. Мы пугаем маску.

2. Мы смеёмся над ней.

3. Мы ее жалеем.

4. Мы посоветуем ей стать другой.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... примеров Подборка видеоматериалов Памятка субъектам образовательного процесса Эссе - рефлексия личного опыта Коллаж Драматический этюд Пояснения к видам заданий: Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на компьютере ...

5. Мы похвалим ее.

Страшных чудовищ мы победили. Ура!

4. Рассказывание сказки.

Сказка Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Про Чебурашку» (страх темноты).

Цель: расширение представлений ребёнка о героях сказки, связать новый опыт с реальной жизнью.

* После рассказывания сказки ведущий спрашивает, хотят ли они этому научиться? Помочь герою сказки. Как?

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

5. Игра «Кораблик».

Цель: снятие страхов, повышение уверенности в себе.

Инструкция: необходимо небольшое одеяло – это корабль. Участники группы – матросы. Один ребёнок- капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана – быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду : «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» — качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается, капитану все жмут руки и хвалят его.

* В роли капитана должны побывать все дети.

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания.

8. Домашнее задание: нарисовать свои страхи («боюськи»).

Занятие № 5.

Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

1. Приветствие.

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплочённости группы.

Инструкция: участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передаёт клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передаёт его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Ведущий натягивает нить и говорит: «Почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире».

2. Упражнение «Горы и пропасть».

Инструкция: мы продолжаем наше необычное путешествие и дальше преодолеваем тяжёлые испытания. И вот перед нами горы и пропасти. Стулья – это горы, по которым нужно пройти с закрытыми глазами. Родители подстраховывают.

* Предварительно можно попробовать пройти с открытыми глазами. После прохождения все хлопают в ладоши.

3. Задание «Трудные испытания».

Инструкция: испытание № 1 «Петушки»: на одной ноге вытеснить из круга соперника. Испытание № 2 «Кто кого переборет» (армрестлинг).

Испытание № 3 «Моды» (показ моделей).

* В роли моделей выступают застенчивые.

4. Игра без правил «Хочу тебя предупредить…».

(Не разговаривай с незнакомыми, не садись к ним в машину, мой руки перед едой и т.д.).

Играют в парах «ребёнок – родитель».

Ребёнок получает возможность с позиции взрослого, знающего человека чему-то научить родителей, от чего-то предостеречь. Он пробует себя в этой роли, а родитель – в роли опекаемого. Из этого может проистечь открытие: мама (папа) тоже живое существо, его (её) надо жалеть…

13 стр., 6061 слов

Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте

... на уроках специальных упражнений, которые учат ребенка анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности, способствует развитию рефлексии. Практическое значение заключается ... процесс интеллектуального и личностного развития младших школьников. Предмет - процесс развития рефлексии у младших школьников. Цель исследования - изучить развитие рефлексии у детей младшего школьного ...

5. Подвижная игра «Пятнашки».

Цель: снятие страхов, избытка торможения, скованности, преодоление неуверенности в себе, застенчивости, аккумулирование положительной энергии, смещение ролей в семье.

Инструкция: заранее ограничивается игровая площадка (чаще это ковёр), на которой в беспорядке расставлены студия и кубики так, чтобы между ними остались проходы. Нельзя «пятнать» через стулья: они как бы «деревья». В игре есть водящий (Баба-Яга), задача которого запятнать кого-либо при помощи «ремня» (шарф), хлопнув по ягодицам. Причём нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Ай! А-а-а» — и становится водящим. Игрок, который, увлёкшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать».

Эмоциональный накал игры создают угрозы: «Только попадись!», «Ну погоди!», «Лови его!» «Поймаю и съем!», «А, попались!». Убегающие в ответ выкрикивают: «Не поймаешь!» «Не догонишь», дразнят: «Баба-Яга – костяная нога».

* Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «взрослый – ребёнок».

6. Упражнение «Торт».

Цель: эмоционально-телесное сближение.

Ведущий: Давайте испечем торт. Каждый из нас будет каким-то компонентом. Психолог предлагает роли (мука, сахар, молоко, орешки и т.д.), читает рецепт, а участники «перемешиваются».

* Родители активно участвуют.

7. Упражнение «Костёр».

Ведущий: Предлагаем вам одеться и выйти на улицу! Сейчас мы сожжем все наши «боюськи» (рисунки со страхами).

* Вокруг костра исполняется танец победителей.

8. Рефлексия занятия.

Ведущий: Мы выбрались из пещеры Страхов. Мы поняли что? (Дети отвечают).

Мы можем справиться. Мы сильные, храбрые, мы можем себя защитить!

* Психолог делает акцент на позитивных моментах для каждого участника.

9. Домашнее задание.

Рисунок семейного конфликта.

10. Ритуал прощания.

Занятие № 6-7 «Берег душевной непогоды».

Цель: обучение выражению негативных чувств социально- приемлемыми способами, выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

1. Приветствие (по выбору участников)

Ведущий: Сегодня мы вновь выбрали нелёгкий маршрут – мы находимся на берегу Душевной непогоды. Что же создаёт душевная непогода? Конечно, ссоры и конфликты, капризы и непослушание.

2. Домашнее задание «Семейный конфликт».

Цель: выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

Инструкция: по очереди показываются рисунки конфликтных ситуаций в семье. Разбираются причины, если возможно – проигрываются и находятся способы, которые удовлетворят обе стороны.

Рефлексия. Дети отвечают, что чувствуют родители, родители – что чувствуют дети.

3. Упражнение «Лягушки на кочках».

Цель: снятие эмоционально-мышечного напряжения; диагностика стереотипов поведения, связанных с конфликтной ситуацией.

Инструкция: Вы лягушки, а круги на полу – кочки. Вам нужно занять кочку. Условие: на одной кочке может находиться только одна лягушка. Кочек меньше, чем лягушек.

Рефлексия.

* Постепенно количество кочек уменьшается. В ходе рефлексии отметить социально приемлемые способы разрешения ситуаций.

4. Рассказывание сказки.

Сказка Анны Смирновой «Заяц с рюкзаком» (проблема драчливости).

Рефлексия: Как ты думаешь, что произошло с зайцем за ночь?

5. Игра «Зверь, птица, небылица».

Цель: Развитие внимания, гибкости и быстроты мышления, памяти, фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Участники становятся полукругом, ведущий с помощью перебрасывания мяча просит назвать зверя, птицу или какую-либо небылицу (например, зверь – медведь, птица – сорока, небылица – трямла, брыкса и т. д.) того, к кому попадает мяч. После чего мяч снова возвращается к ведущему.

6. Рефлексия занятия.

7. Ритуал прощания.

Занятие № 7.

Цель: обучение выражению негативных чувств социально- приемлемыми способами, выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

1. Приветствие «Свеча».

Участники усаживаются в круг и передают зажженную свечу друг другу, здороваясь и называя имя участника, говорят: «Я передаю тебе свечу и желаю тебе… (здоровья, успехов, удачи и т.д.)».

2. Игра «Толкалки».

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, отработка навыков самоконтроля, снятие напряженности, расширение контакта в группе.

Инструкция: упражнение выполняется в парах (родитель с родителем, ребенок с ребенком).

По знаку ведущего участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места.

* Следить за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

3. Игра «Упрямый».

Цель: повышение самооценки, развитие ощущения свободы при общении с родителями, развитие самоконтроля, внимания.

Инструкция: родители и дети в кругу. Выбирается «упрямый» ребенок, его мама – ведущая. Родитель дает команду, все выполняют ее, а ребенок –наоборот. Например, все поднимают руки вверх – ребенок опускает их вниз.

* Все дети пробуют роль упрямца.

4. Этюд «Семейный».

Цель: телесно-эмоциональное сближение и выражение позитивных чувств.

Инструкция: расскажите, как мамы вас успокаивают, покажите, как они вас любят.

Рефлексия.

5. Упражнение «Погрузка корабля».

Цель: развитие внимания, гибкости и быстроты мышления.

Инструкция: дети и родители называют все, что может объединять людей: например, семья, дружба, беда, чтение, праздник, поход и т.д.

7. Игра «Жмурки».

Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение группы.

Инструкция: все встают в круг, ведущему закрывают глаза. Участники меняются местами, а ведущий при помощи прикосновений к ним должен узнать, кто это.

8. Рефлексия занятия.

9. Ритуал прощания.

10. Домашнее задание: детям и взрослым нарисовать рисунок «Три в одном». Альбомный лист разделяется вертикальными линиями на три колонки, которые называются:

1. Каким я вижу себя.

2. Каким меня видят окружающие.

3. Каким я хочу стать.

Ребенок и взрослый рисуют в каждой колонке рисунок, образно раскрывающий содержание поставленного вопроса, и дают свое объяснение к нему.

Занятие № 8 «Море наших чувств».

Цель: тренировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

1. Приветствие «Волшебная палочка» (по аналогии со «Свечой»)

2. Упражнение «Я и мама (папа)».

Цель: эмоциональное сближение членов семьи.

Инструкция: родитель и ребенок садятся спиной друг к другу. Вам нужно ответить на вопросы.

Вопросы к маме: какого цвета глаза у вашего ребенка, во что он одет, как прошел сегодня день и т.д.?

Вопросы к ребенку: какого цвета глаза у мамы, какого они цвета, когда мама сердится (радуется), во что одета сегодня мама, какие украшения на ней сегодня и т.д.?

3. Упражнения «Машины».

Цель: установление телесного контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Инструкция: участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок).

Ребенок в роли «машины», родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты. В течение нескольких минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия. Следует использовать как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

Рефлексия.

4. Беседа «За что ценят людей».

Цель: знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

Инструкция: участники беседы должны будут ответить по очереди на вопросы: За что ценят людей? За что вы уважаете своих родителей, друзей? За что уважают вас? Что вам не нравится в людях? За что ценят мальчиков? За что ценят девочек? Почему с кем-то вы дружите, а с кем-то нет? Что нужно сделать, чтобы у вас были друзья?

5. Задание «Три в одном» (проверка домашнего задания).

Цель: диагностика уровня самооценки, развитие коммуникативных качеств.

Участники показывают по очереди рисунок и рассказывают о нем.

* Очень важно обратить внимание на участников с заниженной самооценкой, оказать им поддержку.

6. Упражнение «Путаница».

Цель: снятие напряжения, эмоционально-телесное сближение.

Инструкция: водящий выходит из комнаты, остальные встают в круг и «перепутываются», не разжимая рук. Задача водящего — распутать путаницу.

7. Рефлексия занятия.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание: родителям принести на следующее занятие свои детские фотографии.

Занятие № 9 – 10 «Поляна ощущений».

Цель: эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие эмпатии; развитие навыков социального взаимодействия.

1. Приветствие (по выбору участников).

2. Упражнение «Прогулка вслепую».

Цель: эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (3 минуты).

Оба должны сохранять молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т.д. Затем нужно поменяться ролями.

Рефлексия.

3. Упражнение «Напряжение и расслабление».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Инструкция: руки и все тело устремилось вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх все сильнее и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (реально пятки на полу) и поднимаемся еще выше. А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в спине, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно и удобно. Прислушайтесь к себе:

осталось ли где-то напряжение? Сбросили его!

4. Задание «я — взрослый, ты — ребенок»

Цель: эмоциональное сближение родителя и ребенка, улучшение самочувствия, развитие навыков в совместной деятельности.

Инструкция: сегодня всем присутствующим на нашей поляне предстоит как следует подумать друг о друге: взрослым — о детях, детям – о взрослых. Каждый участник получает трафарет человечка, взрослым предстоит превратить бумажного человечка в ребенка, а детям во – взрослого.

Рефлексия.

Авторы представляют своих человечков, рассказывая о характере и склонностях. Можно разыграть диалог и придумать о них коллективные истории.

5. Задание «Машина времени».

Цель: развитие взаимопонимания между родителями и детьми. Родителям предлагается выбрать свои детские фотографии (3-4).

Поделиться с ребенком воспоминаниями об этом периоде своей жизни и объединить выбранные фотографии в единой композиции, сделанной в технике коллажа.

Приветствуются любые сюжетные решения. «Я тоже был маленьким, — сообщает тем самым родитель ребенку. Я могу тебя понять, а ты попробуй понять меня».

6. Рассказывание сказки.

Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).

Цель: создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.

7. Рефлексия занятия.

9. Ритуал прощания.

Занятие № 10.

Цель: эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие эмпатии; развитие навыков социального взаимодействия.

1. Приветствие «Мяч по кругу».

Цель: участники, передавая мяч, говорят о том, что они хотят. Например: «Я хочу полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т.д.

2. Задание «Скульптура».

Цель: телесное сближение, развитие способности к самовыражению, диагностика эмоционального фона группы.

Инструкция: разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создать скульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной». Работать можно только молча.

Рефлексия:

— Что чувствовали?

— Понравилась ли форма, которую вам придали?

* Участники могут сами придумать название скульптуры или психолог предлагает варианты названий, например «Семья весельчаков», «Королевская семья», «Семья на отдыхе», «Семья в походе» и т.д.

3. Упражнение «Мы тебя любим».

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди входит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-нибудь ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко», «Котенок» и т.д.)

4. Задание «Комната для души».

Цель: сплочение членов семьи, развитие навыков взаимодействия родителя с ребенком.

Инструкция: каждому участнику выдается заготовка в виде плоского домика и листа бумаги, который будет служить полом и крышей в комнате. Комнату надо раскрасить так, чтобы в ее оформлении воплотились ваши мечты. Каждая пара «ребенок – взрослый» сидят рядом, они могут советоваться и помогать друг другу.

* Из двух заготовок (у ребенка и родителя) можно собрать один домик. Если эта идея никому не придет в голову – психолог подсказывает.

Готовые домики описывают, сочиняют про них и их обитателей истории.

5. Упражнение «я умею, я люблю»

Цель: снятие напряжения, диагностика уровня самооценки.

Инструкция: объединитесь в пары. Каждый по очереди должен, прыгая три раза на одной ноге, сказать: «Я умею…». Потом прыгать три раза на другой и сказать: «Я люблю…».

6. Упражнение «Тень».

Цель: тренировка социального взаимодействия, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

Инструкция: участники разбиваются на пары. Один будет «путником», другой его «тенью». «Путник» делает любые движения, «тень» повторяет.

* Особое внимание следует уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же темпе, что и «путник». Она должна догадаться о самочувствии, мыслях, настроении «путника».

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, посмотреть из-под руки и т.д.

Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

8. Домашнее задание.

Нужно придумать волшебную страну семьи, которая бы соответствовала представлениям взрослого и ребенка о счастливом месте (страна, климат, природа и т.д.), нарисовать ее или сделать в технике коллажа, придумать веселую историю.

Задание № 11 «Волшебная страна доверия».

Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.

1. Приветствие (по желанию участников).

Ведущий: Наш корабль причаливает к берегу и мы попадаем в Волшебную Страну Доверия. Здесь мы можем загадать желание, которое обязательно сбудется, услышать веселые истории и показать себя с наилучшей стороны.

2. Задание «Совместный рисунок группы».

Цель: эмоциональное сближение участников группы, групповая динамика.

Инструкция: используя краски, нарисовать всем вместе картину. Один участник начинает, второй продолжает и т.д., по окончании следует дать ей название.

3. Упражнение «Я сразу стану счастливее, если…».

Цель: вербализация значимых целей на будущее, диагностика активности участника в достижении цели.

Инструкция: продолжить фразу: «Я сразу стану счастливее, если…».

* Результат выполнения упражнения может стать одной из тем для последующей консультации.

4. Проверка домашнего задания «Волшебная страна семьи».

Цель: сплочение членов семьи, повышение самооценки, семейная диагностика.

Инструкция: покажите ваш семейный рисунок и покажите, что изображено на нем. Участники группы могут задавать вопросы.

* После представления семейного рисунка он вывешивается рядом с рисунком группы.

6. Рефлексия занятий.

Ведущий: Наши встречи завершаются. Как вам работалось в группе? С какими чувствами и мыслями вы уходите сегодня? Что вам запомнилось? Какой новый опыт вы приобрели на сегодняшнем занятии?

7. Чаепитие.

Предполагаемый результат

Предполагаемым результатом психокоррекционной программы является улучшение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников (6-7 лет) на основе развития у родителей навыков и умений эффективного взаимодействия с детьми (выработав навыки адекватного восприятия конфликтных ситуаций в семье и способов их разрешения, способности к их предотвращению, умению находить компромиссы).

Дети, прошедшую данную программу, сформируют адекватную самооценку, будут уверенными в себе, способными контролировать свои эмоции, будут более самостоятельными и готовыми нести ответственность за свои поступки.

Между родителями и детьми будет выработана способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. На совместных занятиях также будут преодолеваются страхи участников, сформируется культура общения и эмоциональной экспрессии в семье. Участники научаться помогать друг другу в решении тех семейных проблем, которые были обозначены на первом занятии (привели их в психокоррекционную группу), научаться делать совместные шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, замечать и преодолевать отклоняющееся поведение, обучатся адекватным способам реагирования на проблемы.

Список используемой литературы

  1. Архиреева Т. В.
  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996. – 290 с.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь, 2007. – 136 с.
  4. Синягина Н. Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях / Н. Ю. Синягина // Воспитание школьников. — 2010. — № 8. — С. 50-56.
  5. Электронный ресурс: www.newpsyholog.ru Коррекционная программа в системе детско-родительских отношений

Программа включает в себя 4 блока:

  1. диагностический;
  2. установочный;
  3. коррекционный;
  4. оценочный.

Детско-родительская коррекция в представленной программе выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников и партнеров, потому что играющий с ним родитель старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение усиливает доверительное отношение между членами семьи, помогает ребенку понять собственное «Я». Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Родители на занятиях проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. Подчинение и детей и взрослых единым правилам игры дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, способствуют укреплению волевых качеств.

В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений действий и поступков других, тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. Они помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в группу, делают совместные шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоления отклоняющегося поведения, обучаются адекватным способам реагирования на проблемы. На совместных занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются цивилизованные формы проявления агрессивности, формируется культура общения и эмоциональной экспрессии.

Диагностические методы и методики

Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям и возможностям, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов в процессе сотрудничества с родителями в своей диагностической работе мы предлагаем родителям опросник «Ваш стиль воспитания» (Н.В. Клюева) и тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Предполагается, что извлекаемая из теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей, замене стратегии родительского поведения.

В диагностической работе с детьми была использована методика исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка в семье, со взрослыми и сверстниками в детском саду.

С целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (враждебность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, благоприятная семейная ситуация) с детьми используется проективная методика «Моя семья».

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции нарушенных детско-родительских отношений.

На занятиях в качестве изучения взаимодействия может быть совместное рисование родителя и ребенка. В дальнейшем происходит представление рисунка и рассказ о том, как происходило взаимодействие в паре. Психологом отмечается характерный тип и особенности взаимодействия: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера.

21