Описание работы с программой-ключом

3

Волочков А.А.volochkov@dom.raid.ru

Краткое руководство к компьютерной программе обработки результатов диагностики с использованием Вопросника учебной активности школьника (по А.А.Волочкову)

Авторские права

«Вопросник учебной активности школьника» 1, во всех его версиях (указаны соответствующими числами в аббревиатурах) является интеллектуальной собственностью разработчика, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой практической психологии, заместителя директора Института психологии Пермского государственного педагогического университета© Волочкова Андрея Александровича.

Программа обработки данных «Вопросника учебной активности школьника» представляет собой макрос к электронным таблицам Excelи является собственностью разработчиков –© Алифанова А. (программирование) и© Волочкова А.А. (техническое задание и отладка).

Лицензионные документы

К сожалению, в Российской Федерации на 2007 год нет экспертного совета, который бы лицензировал психодиагностический инструментарий. Однако данный вопросник в 2002 г. был отмечен Первой премией Всероссийского конкурса на лучший пакет психодиагностических методик в сфере образования. Соответствующий диплом прилагается. Кроме того, автор является членом бюро секции психодиагностики Федерации психологов образования РФ.

Концептуальные основы «Вопросника учебной активности школьника» ВУАШ-07

Данный вопросник является седьмой версией Вопросника учебной активности школьника. Разрабатывался и совершенствовался на протяжение 1997 – 2005 г. В основе вопросника – оригинальная концептуальная модель целостной активности субъекта конкретной сферы жизнедеятельности, сферы бытия. Автором концепции является © А.А.Волочков. В соответствии с этой концепцией активность субъекта является динамической системой, в которой взаимодействуют по динамическому принципу временного развертывания четыре подсистемы со следующими компонентами:

Потенциал активности (или потенциальная активность)– латентная готовность к взаимодействию в конкретной сфере бытия, накопление или выделение потенциала возможностей для взаимодействия в данной сфере).

11 стр., 5230 слов

Игра как средство развития творческой активности младших школьников 2

... основы развития творческой активности младших школьников 1.1 Исторический аспект проблемы развития творческой активности в науке Проблеме формирования творческой активности школьников посвящено много исследований ... эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, следовательно, от стремления ...

В рамках этой подсистемы в противоречивом единстве действуют 2 компонента:

Мотивационный компонент(например, применительно к учебным взаимодействиям это – учебная мотивация).

Понятно, что отношение к определенной сфере бытия во многом диктует реальную динамику соответствующих взаимодействий, как качественных (принимаю – избегаю), так и количественных (темповая и иные меры реализации).

Компонент способностей к взаимодействию в этой сфере (например, обучаемость как способность к усвоению социокультурного опыта).

Таким образом, потенциал активности является противоречивым взаимодействием потребностей к самореализации в этой сфере и к возможностям для нее, сочетанием «хочу» — «могу».

Регуляция активности (регулятивная активность)– по функциям включает, ускоряет, замедляет, распределяет, регулирует и контролирует реализацию взаимодействия в конкретной сфере бытия. Располагается в континууме: импульсивная, эмоциональная, неосознанная саморегуляция (эмоциональная активность) – осознанный, произвольный самоконтроль (волевая активность).

Возможно проявление в трех сферах (с соответствующими компонентами):

Контроль взаимодействий в ситуации неудач, (фрустраций). Здесь наиболее четко проявляется выбор спонтанной, импульсивной саморегуляции или волевого, произвольного самоконтроля поведения. Наиболее информативный и самостоятельный компонент в структуре регулятивной активности в данной сфере.

Контроль при реализации взаимодействийв данной сфере бытия. Характеризует стремление доводить начатое до конца, целеустремленность субъекта, его настойчивость. Все это – важнейшие характеристики волевой активности и в целом контроля поведения.

Контроль планирования взаимодействий. По Ю.Кулю (ФРГ, 2000) данный аспект регуляции связан с легкостью инициирования, включения в данную сферу взаимодействий. По нашим исследованиям данный аспект менее информативен и самостоятелен по отношению к двум предыдущим, поэтому присутствует не во всех версиях наших вопросников.

Активность реализации взаимодействий. Динамический компонент активности.Наблюдаемая динамика реализации потенциала активности (переход активности из потенциального состояния в актуальное) и его регуляции, контроля. Является противоречием: исполнительская динамика – творческая динамика в конкретной сфере бытия. Компоненты — соответствующие:

Исполнительская динамикавзаимодействий в данной сфере бытия. Характеризует количественную меру взаимодействия – типичные скорость, темп, интенсивность. Могут фиксировать отношение типичного, обычного темпа взаимодействия к максимальному (впервые предложено А.Ф.Лазурским (1916), в дальнейшем использовано как основной принцип построения диагностического инструментария А.И.Крупновым (1984)).

Творческая динамика взаимодействий.Динамика видоизменения взаимодействий в этой сфере по отношению к тому, что принято в обществе или к тому, что на данный момент освоено самим субъектом на уровне овладения или на уровне стилевых особенностей).

7 стр., 3311 слов

Понятие бытия в философии Э.Фромма.

... нескольких направлениях и подчеркивает многоуровневый характер бытия в таких сферах как бытие органической и неорганической природы, бытие общества и бытие личности. При этом подчеркивается несводимость ... норму. Они различали субъективные, ощущаемые потребности и объективные, действительные потребности, реализация которых ведет к развитию человека. Возрождение философии гедонизма у философов ...

Воплощенная активность.Результативный компонент активности в данной сфере бытия. Также является противоречием, которое отражают следующие 2 компонента этой подсистемы целостной активности:

Объективная результативность.Точнее – самооценка тех результатов, которые претендуют на объективность – отметки, оценки экспертов, награды и т.п.

Степень удовлетворенности достигнутыми результатами.Эти компоненты могут находиться и в оппозиции. Например, неудовлетворенность отличника монотонностью жизни, которая приводит к высоким результатам, но не отражает реального потенциала возможностей (могу-то еще больше, просто способности позволяют легко учиться).

Или – неудовлетворенность художника, ученого результатами, которые он оценивает намного более жестко, чем его окружение.

Таким образом, в концепции А.А.Волочкова целостная активность субъекта конкретной сферы жизнедеятельности (бытия):

1) интегрирует различные проявления активности, наиболее существенные для данной деятельности или сферы взаимодействий;

2) характеризует, прежде всего, процессуальную сторону определенных видов деятельности как совокупность обусловленных субъектом моментов ее движения.

Поэтому структура целостной активности субъекта конкретной сферы взаимодействия в концепции А.А. Волочкова построена по динамическому принципу. Движение, развитие деятельности, которую активность субъекта и обеспечивает, понимается автором диалектически – как самодвижение от скрытого потенциала к его реализации и, тем самым, к созданию нового потенциала, вызревающего в результатах осуществленной активности. На каждой из этих трех ступеней этой типичной гегелевской триады развития – свое внутреннее противоречие, обеспечивающее самодвижение. Например, для потенциала активности конкретной сферы жизнедеятельности это – противоречие мотивации и способностей в рамках этой сферы. Для регулятивного компонента – противоречие эмоциональной, спонтанной, импульсивной и волевой, рефлексивной, произвольной регуляции в различных ее аспектах (планирование, реализация, устойчивость к фрустрациям).

Для динамического компонента реализации деятельности – противоречие между простым воспроизводством действий и их видоизменением. Для результативного компонента – противоречие объективной результативности (соответствие социальным ожиданиям) и результативности субъективной (удовлетворенность самого субъекта достигнутыми результатами).

В этом случае активность рассматривается также в континууме «индуцированная активность – субъектная активность». Имеются в виду индивидуальные особенности детерминации активности: задана ли она преимущественно внешними стимулами (задания учителя, директора предприятия, требованиями друзей, окружения и т.п.) или по внутренней инициативе самого субъекта. А.А.Волочков полагает, что чисто субъектной активности не существует. Это всегда определенное индивидуальное и ситуативное сочетание реактивности и активности в обычной категориальной терминологии или – сочетание индуцированной и субъектной активности.

9 стр., 4459 слов

Активность субъекта хозяйственной деятельности, необходимая для ...

...   19. В прикладной области экономической психологии существует направление: - потребительский рынок; - сфера бизнеса; - сфера отношений «граждан- общество». 20. В своем классическом варианте метод, который предусматривает анонимный ... интерпретации трудовой мотивации изучают мотивы с позиции восприятия человеком окружающей его трудовой сферы:     64. Какие теории в теорети

При более высоких значениях показателей респондентов в целом по активности в данной сфере это означает более высокий уровень проявлений субъектной активности, активности по внутреннему побуждению самого субъекта, по его самостоятельному выбору, порой в противоречии со средовым давлением. В данном случае мы близки к определению активности, которое в свое время предложил А.Ф.Лазурский: «Активность – мера устойчивости поведения по отношению а внешним воздействиям» (1916).

1Кодировочные аббревиатуры:

Российская – ВУАШ-07 (т.е. седьмая версия Вопросника учебной активности школьников).

Английская — EAQ-07 (Educational activity the questionnaire).