Упражнения для нормализации тонуса

Нейропсихологический подход к коррекции

Нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

   

За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи вызваны неврологическими проблемами. Речевые нарушения сопровождаются снижением работоспособности, когнитивных процессов, общеучебных и коммуникативных навыков, поэтому традиционный логопедический подход не всегда отвечает потребностям современных детей.

Нейропсихологии – наука, которая изучает мозговую организацию психических функций (чтение, письмо, запоминание и т.д.).

Известными учеными в этой области являются А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Н.М. Пылаева и др.

Согласно работам А.Р. Лурия [1], все отделы головного мозга условно делятся на три блока: блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок), блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок), блок программирования, регуляции и контроля.

Таким образом, детей, имеющих трудности в обучении, можно разделить на три группы: дети с нарушением нейродинамики, дети с нарушением когнитивной сферы и дети с нарушением регуляции и контроля.

Для детей первой группы характерны следующие признаки: повышенная истощаемость, колебание активности во время занятия, гиперактивность, наличие синкинезий, нарушение непроизвольного компонента внимания. В письменных работах у данной категории детей наблюдается микрография, колебание нажима, высоты и наклона букв, медленное письмо, колебание темпа и успешности письма во время урока, нарастание ошибок к концу работы.

Дети второй группы отличаются нарушениями зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. В письме наблюдаются оптические замены, трудности в запоминании букв, цифр, в ориентировке на листе, замены букв, обозначающих сходные по артикуляции звуки (л-м-д-н), замены согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, пропуск слов, непонимание смысла прочитанного.

У детей третьей группы страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают трудности планирования и планомерного выполнения действия. У них нарушена самоорганизация, произвольный компонент внимания. Характерные ошибки на письме – многочисленные пропуски, повторения букв, орфографические и пунктуационные ошибки.

Комплексную методику нейропсихологической коррекции и абилитиции процессов развития в детском возрасте разработала А.В. Семенович. Данная методика включает упражнения для всех групп детей. Базовой технологией является метод замещающего онтогенеза, «заключающийся в соотнесении (диагностика, коррекция, абилитация, профилактика, прогноз) актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем и иным причинам не были полностью освоены»[3,16].

Из упражнений, входящих в методику А.В.Семенович отобраны те, которые наиболее удобны в использовании в условиях логопункта.

Упражнения для повышения нейродинамики (1 функциональный блок мозга)

Дыхательные упражнения

Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом. Эти упражнения самые сложные, в идеале должны выполняться лежа. Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе — руки вверх, на выдохе — вниз.

Упражнения для нормализации тонуса

Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т.к гипо- или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.

Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на парту. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 4-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.

«Силачи» — наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

«Огонь и лед» — по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

Как вариант можно предложить упражнения «Камень – вата», «Тряпичная кукла – оловянный солдатик», «Море волнуется».

Упражнения на стимуляцию. Необходимо обучить ребенка самомассажу. Сначала педагог (родитель) массирует тело ребенка сам, затем руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, после ребенку предлагается выполнить массаж самостоятельно.. Полезно просить ребенка описать свои ощущения после массажа – части тела стали горячими, теплыми, легкими, тяжелыми, покрылись мурашками и т.д.

В каждой группе есть дети, у которых наблюдаются синкинезии — это «непроизвольное оживление двигательной активности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему»[4,53]. Каждый педагог знаком с детьми, у которых при письме двигается язык и/или ноги, поднимаются и напрягаются плечи, одновременно с движениями рук двигается язык, оживляется мимика. Разнообразные синкинезии энергетически обкрадывают ребенка, приводят к быстрому истощению, снижению работоспособности.

Для устранения синкинезий необходимо установить пару, которую нужно «развязать», например язык и глаза. Далее соблюдаем этапы:

1) отрабатываем движения на одном уровне, при этом фиксируем другой. Просим смотреть в одну точку (картинку), выполняя движения языком (артикуляционная гимнастика).

Или просим зажать язык зубами, а глазами следить за картинкой. (3-4 занятия);

2) отрабатываем совместные движения на обоих уровнях. Задаем одинаковое направление – глаза и язык одновременно следят за картинкой. (3-4 занятия).

;

3) задаем противоположные направления – глаза следят за одной картинкой, язык за другой. В этот момент наступает эффект развязки. (3-4 занятия).

Когнитивные упражнения (2 функциональный блок мозга)

В этот блок входят упражнения для развития зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, фонематических процессов, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, речи.

В различной литературе предлагается множество упражнений, которые можно использовать для развития вышеперечисленных процессов. Однако нужно помнить, что «для того чтобы обострить работу одного анализатора, необходимо отключить другой, комплементарный ему». Например, играя с детьми в «Волшебный мешочек», мы развиваем тактильное восприятие без опоры на зрительный анализатор. Для развития слухового восприятия также выключаем зрительный анализатор – дети распознают неречевые и речевые звуки с закрытыми глазами. Развивая зрительную память нужно убрать смысловую опору – дети запоминают не картинки, а геометрические фигуры, отдельные буквы, цифры. Для развития слухоречевой памяти лучше предлагать отдельные слова, не связанные по смыслу.