1. Упражнение «Мимические маски»

3 день. Развитие невербального общения

Разминка:упражнение «молекулы».

Цель упражнения: раскрепощение участников.

Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать).

Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.

По завершению упражнения можно задать вопросы: — Как вы себя чувствуете? — Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Продолжительность: 5 мин.

Цель: направлено на распознание эмоциональных состояний.

Каждый из участников получает записку с заданием мимически представить определенное эмоциональное состояние из 10 основных: счастье, удивление, страх, злость, печаль, отвращение, презрение, интерес, смущение, решительность. Не следует подменять живую мимику гримасничаньем. Через 1-2 мин. все участники представляют «маски». Всем участникам надо постараться найти оптимальную и понятную форму выражения, пробудить свою фантазию.

Это упражнение помогает отрефлексировать особенности восприятия и понимания самим участником и другим членами группы лицевой экспрессии, а также дает возможность в полной мере осознать значение мимики в общении.

— Обсуждение.

Продолжительность: 15-20 мин.

2. Упражнение «Визуальное взаимодействие».

Цель упражнения: умение с помощью глаз донести информацию.

Работа проходит в парах. Это упражнение помогает участникам понять и осознать мощь такого на первый взгляд незаметного средства общения, каковым является взгляд.

Задание – попробовать только взглядом передать разные эмоциональные состояния (кокетство, растерянность, печаль, радость, злость).

Использовать визуальный контакт, меняя продолжительности и динамику взгляда.

— обсуждение.

Продолжительность: 15-20 минут

3. Упражнение «Говорящее тело».

Цель: развитие пантомимики.

Участникам тренинга предстоит с помощью позы, движений тела продемонстрировать то или иное отношение к партнеру или ситуации. Задания (выполняются по часовой стрелке):

20 стр., 9989 слов

ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

На VIII Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» Номинация: «Развивающие психолого-педагогические программы» Название программы: «Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях введения ФГОС ООО «Школа общения»» Автор: Запорожская Дарья Евгеньевна, руководитель социально-психологической службы ГБОУ Школа №904, педагог-психолог, ...

Человек читает (любовную записку, учебник, неприятное сообщение);

Человек пишет письмо (любимой, другу, врагу);

На скамейке сидят двое людей. Следует выявить их отношения (в ссоре, не знакомы, но хотят познакомиться, один хочет познакомиться, а другой нет).

Работа в парах.

Следует выразить позой их отношение к процессу общения и партнеру:

Если оба заинтересованы разговором.

Если один из партнеров реагирует негативно.

Если разговор идет через силу.

Если один из партнеров хочет закончить разговор.

— анализ ситуаций, обсуждение.

Продолжительность: 20-25 мин.

Заключение:

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Продолжительность: 5 минут.

В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.

4 день. Развитие вербального общения.

Разминка. Процедура «Всеобщее внимание»

Цель упражнения: развитие вербальные и невербальных средств общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

7 стр., 3415 слов

Средства развития силовых способностей.

Введение Физические качества – это те качества человека, которые развиваются благодаря интенсивным и регулярным нагрузкам. Причем такие нагрузки способны оказывать двойное действие, а именно: повышать устойчивость к кислородному голоданию; увеличивать мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В процессе воспитания какого-либо физического качества человек обязательно влияет и на все ...

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.

Продолжительность: 15 минут.

1. Рекламный ролик

Цель: развитие вербальных средств общения, уверенности в презентации.

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все — потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все — как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс — объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и — истинные — достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика — не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Продолжительность: 30-35 минут.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

2. Эмоциональная сказка.

Цель: умение передать и распознать эмоции в речи.

Участники делятся на пары. По очереди читают друг другу рассказ в соответствии с эмоциями, приготовленными тренером заранее. Например, 1)гнев – текст читается гневно до тех пор пока партнёр не угадает эмоцию, далее чтец переходит к другой эмоции по списку. Всего 10 эмоций.

После следует обсуждение: что было труднее всего распознать, удалось ли рассказчику передать все эмоции правильно.

Продолжительность: 15 — 25 мин.

3. Упражнение «Как сказать нет»

Цель: обучение навыку отказа.

Ход упражнения: Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если этот человек настойчив. Подросткам часто бывает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.

«Бывают ситуации, в которых сказать «да» значит сделать хуже себе, а сказать «нет» – сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыва отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело».

Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».

Труднее всего отказывать близким людям, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять».

Шаги упражнения:

Выслушай просьбу спокойно, доброжелательно.

Если что-то неясно, попроси разъяснения – так же, как и в случае критического замечания.

Оставайся спокойным и скажи «нет». Коротко объясни, почему ты отказываешь.

24 стр., 11648 слов

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

Введение В условиях современной российской действительности, все большее внимание уделяется проблеме эффективности человеческой деятельности. Особенно остро данный вопрос стоит в рамках организационного аспекта. Эффективная деятельность работников организации является залогом успешности организации на рынке. В связи с этим перед психологией стоит задача изучение детерминант эффективного поведения ...

Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений. «Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Лучший способ отказать настойчивому собеседнику — повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор».

Примеры ситуаций: друг просит тебя подежурить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную вещь.

Далее приводится основное содержание упражнений для отработки наиболее значимых для подростков навыков (шаги, комментарии, примеры моделируемых ситуаций).

Продолжительность: 15 — 20 минут

4. Групповая дискуссия «Индеец Джо»

Цель: отработка навыков ведения дискуссии, развитие умения высказывать и защищать свою точку зрения.

Участникам тренинга зачитывается следующая задачка: «Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов. Затем продал ее за 7, занял у соседа один доллар и купил другую лошадь за 8 долларов. Потом продал ее за 9 долларов. Какова прибыль индейца Джо?»

Ребята должны посчитать прибыль и доказать, что их ответ правилен. Упражнение помогает научиться убеждать другого человека, отстаивать свою точку зрения.

Заключение:

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.

6 день. Барьеры в общении.

Разминка:

Ведущий обозначает поставленную тему и просит каждого высказаться:

· Что значит эффективно общаться?

· Привести примеры, когда общение можно было бы назвать эффективным.

Далее участники тренинга вместе с психологом формулируют критерии:

· «Эффективного общения»

· «Активного слушания»

1. Упражнение «Говорящий и слушающий»

Цель: формирование навыков активного слушания.

13 стр., 6040 слов

Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию в УМК в 5-6 классах средней общеобразовательной школы

... о несформированности умения слушать, то упражнения, с помощью которых ... общения, когда между участниками коммуникативного акта происходит ... навык или речевой навык, а отрабатываются лексические, грамматические, фонетические навыки. ... явлений и др.Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:прогностических умений;объема ... (160 слогов в минуту), что объясняется, очевидно, строгим ...

Все участники разбиваются на пары. Выбирают себе в пару того из членов группы, с кем вы пока меньше всего общаетесь, но хотели бы узнать ближе.

Ведущий ждет, пока все участники группы сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет «говорящим», а другой – «слушающим». Задание будет состоять из следующих этапов (шагов).

Каждый шаг будет рассчитан на определенное время. Сначала правилами «активного слушания» руководствуется «слушающий». «Говорящий» в течение пяти минут рассказывает о своих интересах, увлечениях. «Слушающий» активно и заинтересованно поддерживает, используя полученные навыки.

Через 5 минут ведущий останавливает беседу.

Затем участники меняются ролями. Работа продолжается в течение 5 минут. После этого за 5 минут «слушающий» должен повторить «говорящему», что он понял из двух рассказов. На протяжении этого времени «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено и что искажено.

В следующей части упражнения пары меняются ролями.

После выполнения упражнения происходит обсуждение в кругу. Психолог уточняет, получилось ли справиться с этим упражнением, какие были затруднения.

Продолжительность: 15 минут

2. Упражнение «Экстрасенс»

Цель: формирование навыков считывания информации по собеседнику.

Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности умеете читать мысли и чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, т.е. как он сидит и т.п. Теперь среди учащихся найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п.

Затем все участники садятся в большой круг и, обращаясь к человеку, которого вы описали, расскажите ему о нем (о его состоянии и мыслях).

Тот, чье состояние вы описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение – подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если высказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть, но только в тактичной форме.

15 стр., 7087 слов

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе" ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ К ЗАНЯТИЮ № 1. Упражнение "Рукопожатие или поклон" (толерантность, уважительное отношение друг к другу) Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее ...

После выполнения упражнения всем участникам группы предоставляется возможность высказаться в кругу.

Продолжительность: 10 — 15 минут

3. «Мои сильные стороны»

Цель: самораскрытие, снятие барьеров общения.

Все садятся в круг. Каждый член группы в течение двух минут должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях.

Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить дока­зательств или разъяснений. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчавшего:

«А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты мог бы назвать?». По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы.

4. Беседа.

Цель: формирование навыков снятия барьеров общения

Участники делятся на пары. Каждый по очереди в течении 5 минут пытается выведать хобби, увлечения, интересы у собеседника и поддержать беседу, следуя этим интересам . Потом каждый расскажет, что он узнал, что было трудно и получилась ли беседа.

Продолжительность: 20 – 25 минут

Заключение: Упражнение «Свечка»

Все участники становятся в круг. Выбирается первый участник, он становится в центр круга, закрывает глаза и падает. Задача остальных поймать его, что бы ни случилось. Затем выбирается другой участник. Предложенное упражнение выполняется только с добровольного участия.

После выполнения упражнения происходит его обсуждение в кругу. Дается возможность высказаться каждому участнику, что понравилось, что не понравилось, чувствовалась ли поддержка группы.

Продолжительность: 10 минут