Беседа как метод изучения учащегося

Методические указания по практике для студентов 4 курса (Психологический аспект)

Документы, необходимые для предоставления по окончанию практики (Дневник психологической практики)

Дневник включает в себя следующие разделы:

  1. Результаты наблюдений на уроках и во внеурочное время (минимум 4 наблюдения) (Приложение 2).
  2. Результаты бесед с исследуемым учеником, классным руководителем, учителем-предметником и товарищами учащегося (минимум 4 протокола беседы).
  3. Анализ результатов тестовых методик (Приложение 3).
  4. Психолого-педагогическая характеристика учащегося (Приложение 4).
  5. Отчет по психологической практике (Приложение 5).

Материалы оформляются в соответствии с образцами оформления отчета, имеющимися на кафедре технологии и методики преподавания. Все вышеупомянутые материалы, аккуратно и грамотно оформленные, сдаются в папке с титульным листом, который оформляется в соответствии с Приложением 1. В папке обязательно должны находится бланки ответов учащегося.

1. Наблюдение как метод изучения учащегося. Целесообразно проводить наблюдение за учеником на уроке и во внеурочное время, используя предложенные схемы наблюдений.

Выраженность показателя оценивается в соответствии с принципом «присутствие (+) / отсутствие (-)».

После каждого проведенного наблюдения формулируются выводы, в которых обобщаются полученные данные (См Приложение 2).

В ходе педагогической практики необходимо провести беседу со следующими лицами:

1. исследуемым учащимся,

2. классным руководителем,

3. товарищем (одноклассником исследуемого учащегося),

4. учителем-предметником, работающим с данным классом.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

... ______________________________     Подведение итогов Педагогической практики Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме. 1. С ... _______________________________________________ ________________________ _______________________________________________ ____________   ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Учебная работа по предмету Дата   Класс Тема ...

Материалы и анализ бесед могут быть представлены в виде следующей таблицы

Дата проведения беседы

С кем была проведена беседа

Цель беседы (для чего была проведена)

Краткое содержание беседы (о чем беседовали): вопросы и краткие ответы

Анализ содержания беседы (какие можно сделать выводы)

Материалы и анализ беседы могут быть оформлены также в свободном виде, при условии сохранения позиций, представленных в таблице.

3.Тестовые методики для изучения личности учащегося

Для написания психолого-педагогической характеристики учащегося могут быть использованы данные следующих методик:

1.Исследование познавательной сферы (Методики по изучению зрительной памяти, мышления).

2.Для изучения особенностей личности учащегося (изучение темперамента, мотивации и т.д.)

3. Для изучения эмоционально-волевой сферы учащегося (методика изучения самооценки).

1.1. Методики по изучению познавательной сферы учащегося

Методика по изучению мышления

Цель: определение способности выделять существенное.

Порядок проведения: Студент предлагает учащемуся ряд слов, в каждом из которых пять даются в скобках, а одно — перед ними. Ученик должен быстро исключить из скобок (т.е. выделить) два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.

  • Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

    Ответ: растения, земля.

  • Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

    Ответ: берег, вода.

  • Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

    Ответ: углы, сторона.

  • Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

    Ответ: глаза, печать.

  • Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание).

    Ответ: игроки, правила.

Обработка полученных данных. Ученик, который правильно выполнил задание, обладает умением выделять существенное, т.е. способен к абстрагированию. Если ученик допустил ошибки (или не выполнил задание), следовательно, он не умеет отличать существенные и несущественные признаки, т.е. такая способность у него не развита.

Исследование зрительной памяти

Цель: исследование зрительной памяти.

Порядок проведения: Студент предлагает учащемуся 25 слов для запоминания. Затем текст закрывается, и учащийся воспроизводит эти слова в любой последовательности. Набор слов может быть другим, при условии, что обозначаемое ими в данный момент не находится непосредственно рядом. Учтите возраст детей при подборе слов.

Сено, ключ, поезд, месяц, певец, самолет, картина, радио, трава, перевал, автомобиль, абстракция, вертолет, сердце, букет, женщина, тротуар, столетье, фильм, аромат, Карпаты, календарь, мужчина, Гималаи, неподвижность.

Обработка полученных данных. Подсчитайте количество правильно воспроизведенных слов и оцените каждое слово в один балл. По сумме баллов определите, к какой категории вы можете отнести испытуемого.

Уровни развития зрительной памяти:

  1. 6 баллов и менее. Низкий уровень развития памяти, прежде всего зрительной. Рекомендуются регулярные упражнения по тренировке памяти (например, чтением книг, запоминанием цитат, крылатых выражений, стихов, счет в уме);
  2. 7-12 баллов. Уровень развития памяти ниже среднего. Возможно, это связано с неумением сосредотачиваться на материале, подлежащем запоминанию;
  3. 13-17 баллов. Средний уровень;
  4. 18-21 балл. Уровень развития памяти выше среднего;
  5. свыше 22 баллов. Высокий уровень развития зрительной памяти.

Методики по изучению личности и эмоционально-волевой сферы учащегося Анкета самооценки учащихся

    Цель. Данная методика направлена на изучение самооценки учащегося и выявляет оценку испытуемым себя по пяти группам личностных качеств.

    Инструкция испытуемому. Прочитайте перечисленные ниже качества и оцените, в какой мере вы владеете каждым из них (степень его выраженности):

    «5» — качество выражено ярко, проявляется очень часто;

    «4» — качество проявляется в большинстве случаев;

    «3» — качество проявляется в той же мере, как и не проявляется;

    «2» — качество чаще не проявляется, чем проявляется;

    «1» — качество почти или совсем не выражено.

    Выбрав ответ, в колонке под соответствующей оценкой поставьте знак «+».

    Лист ответов представлен в Приложении 4.

    Обработка результатов. Подсчитайте сумму набранных баллов по группам вопросов:

    • первая группа (интеллектуальные качества) — с 1 -го по 8-й вопрос,
    • вторая группа (деловые качества) — с 9-го по 16-й,
    • третья группа (эмоционально-волевые качества) — с 17-го по 22-й,
    • четвертая (моральные качества) — с 23-го по 29-й вопрос,
    • пятая (психомоторные качества) — с 30-го по 34-й вопрос.

    Выведите по каждой группе качеств среднюю арифметическую оценку и полученные результаты проранжируйте, в выводах укажите, развитие каких качеств испытуемый оценивает у себя выше всего, далее описывайте по убыванию.

    Уважаемые студенты! Лучше, если вы продиктуете ребенку вопросы. Учитывайте возраст, если есть необходимость, задайте вопрос в более доступной форме. Поэтому сначала внимательно прочитайте сами. Где в вопросах встречается «работа», замените на «школа».

    Исследование типа темперамента

    Цель исследования:определить уровни экстраверсии эмоциональной устойчивости и тип темперамента.

    Материал и оборудование:тест-опросник Г.Айзенка состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

    Процедура исследования

    Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспечена строгая самостоятельность ответов участников тестирования.

    Количество текстов опросника и бланков должно соответствовать количеству опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов «Да» или «Нет».

    В задачи экспериментатора входит раздача опросников, бланков, ручек или карандашей и чтение инструкции.

    Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо «Да» либо «Нет». Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа».

    Опросник

    • Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
    • Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
    • Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
    • Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?
    • Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
    • Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
    • Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?
    • Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?
    • Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
    • Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?
    • Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен Вам?
    • Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
    • Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
    • Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?
    • Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?
    • Верно ли, что Вас легко обидеть?
    • Любите ли Вы часто бывать в компаниях?
    • Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми?
    • Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда совсем вялы?
    • Стараетесь ли Вы ограничить круг своих .знакомств небольшим числом самых близких друзей?
    • Вы много мечтаете?
    • Когда на Вас кричат. Вы отвечаете тем же?
    • Вас часто беспокоит чувство вины?
    • Все ли Ваши привычки хороши?
    • Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю-повеселиться в компании?
    • Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?
    • Считают ли Вас человеком живым и веселым?
    • После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
    • Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?
    • Бывает ли, что Вы передаете слухи?
    • Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
    • Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?
    • Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?
    • Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?
    • Бывают ли у Вас приступы дрожи?
    • Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
    • Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
    • Верно ли, что Вы раздражительны?
    • Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?
    • Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
    • Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?
    • Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
    • Вам часто снятся кошмары?
    • Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
    • Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
    • Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?
    • Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
    • Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
    • Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
    • Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы?
    • Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
    • Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
    • Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?
    • Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
    • Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
    • Вы любите подшучивать над другими?
    • Страдаете ли Вы от бессонницы?

    Обработка результатов

    Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.

    Индекс искренности («И») представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ «Да» по вопросам №6, 24, 36; Ответ «Нет» на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.

    Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ «Да» по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

    Ответ «Нет» на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

    Показатель невротизма – это величина совпадений ответов «Да» с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

    Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.

    Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей (рис. 3).

    Анализ результатов

    Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса «И» не превышает 4 балла.

    По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.

    Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.

    Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии «Э» 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.

    0_________6__________12__________18__________24

    интроверсия                                           экстраверсия

    Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.

    Индекс экстраверсии «Э»

    Уровень экстраверсии-интроверсии

    0-6 7-12 13-18 19-24

    высокая интроверсия средняя интроверсия средняя экстраверсия высокая экстраверсия

    Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии.

    В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

    Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

    Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

    Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

    На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

    Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.

    Вслед за характеристикой вышеприведенных пар свойств темперамента можно приступить к характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3).

    На рис. №3 тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм.

    Если точка пересечения перпендикуляров попала в площадь малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого слабо выражен, а если она находится в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен.

    Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны доводить начатое дело до конца. У холериков часты смены настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессивными и в большинстве своем оптимистичны. В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролюбивы, но отличаются пассивностью. Меланхолики – это очень чувствительные люди, обычно наблюдательны, но потому тревожны, малообщительны, быстро раздражаются и много переживают, пессимистичны.

    Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической деятельности и в сохранении жизненных констант организма, можно продумать рекомендации для развития ряда свойств темперамента испытуемого посредством коррекции некоторых черт характера.

    Например, в сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.

    Холерикам с их выраженными лидерскими качествами желательно следить за позитивностью отношений с окружающими, не «выяснять отношений» в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы позже в спокойной ситуации, контролировать стремление подчинять себе других людей, направить усилия на собственное эстетическое воспитание.

    Трудолюбивым флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.).

    В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.

    Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлексировать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сроки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактности и общительности желательно брать общественные нагрузки, позволяющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конференциях.

    4. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики учащегося

    Начиная с первой недели практики, студент по совету классного руководителя выбирает ученика, который по тем или иным причинам вызывает необходимость проведения индивидуальной работы. Изучение ученика студентом-практикантом осуществляется следующими путями:

    1. Наблюдения на уроках и во внеурочное время за деятельностью ученика и его поведением;
    2. Бесед с исследуемым учеником, классным руководителем, учителем-предметником и товарищами учащегося.
    3. Тестовые методики с целью изучения познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы учащегося.

    С характеристикой следует ознакомить классного руководителя, который должен подписать ее.

    Большую помощь в подготовке психолого-педагогической характеристики окажет примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося, которая приводится в Приложении 5.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Факультет спортивно- педагогический________________

    Кафедра __технологии и методики преподавания________________

    Дневник

    прохождения психологической практики

    в (название учебно-воспитательного учреждения) ___________

    в период с «__» по «__» __________201_г.

    Студента (ки) _______________________факультета

    Группа _________________ подпись ________ И.О. Фамилия

    Руководитель практики от кафедры __________ подпись _______И.О. Фамилия

    Новополоцк, 2013

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Наблюдение.

    Программа наблюдения за проявлением умственного развития учащегося

    п/п

    Показатели познавательного процесса

    Выраженность показателя

    1.

    Отличается интеллектуальной самостоятельностью

    2.

    Проявляет стремление высказать свое соображение, поделиться своей информацией

    3.

    Стремится выполнить задания различными способами

    4.

    Участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов

    5.

    Дополняет и рецензирует ответы товарищей

    6.

    Владеет логическими приемами мышления

    7.

    Откровенно радуется своим успехам

    8.

    Эмоционально реагирует на неудачи

    9.

    Обходится без помощи учителя

    10.

    Работает сосредоточенно, не отвлекаясь

    11.

    Проявляет организованность в работе

    12.

    Доводит начатое задание до конца

    13.

    Не отказывается от сложных заданий

    14.

    Проявляет упорство при выполнении трудных заданий

    15.

    Быстро включается в работу на уроке

    16.

    Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос

    17.

    Оказывает помощь товарищам

    18.

    Проявляет недовольство, если вынужден прервать работу

    Вывод:

    Программа наблюдения за положением учащегося в системе межличностных отношений (наблюдение на перемене)

    п/п

    Показатели межличностных отношений

    Выраженность показателя

    1.

    Учащийся вступает во взаимодействие с одноклассниками по собственной инициативе

    2.

    Учащийся равнодушен к своим одноклассникам

    3.

    Учащийся конфликтует с одноклассниками

    4.

    Одноклассники вступают во взаимодействие с учащимся

    5.

    Одноклассники игнорируют обращения учащегося

    6.

    Учащийся взаимодействует с узким кругом одноклассников (1-2 ученика)

    7.

    Учащийся обращается за помощью к одноклассникам при различного рода затруднениях

    8.

    К учащемуся обращаются за помощью

    9.

    Преимущественно общается с лицами своего пола

    10.

    Преимущественно проводит время в одиночестве

    11.

    Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки

    12.

    Одноклассники относятся к учащемуся с симпатией

    13.

    Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников

    14.

    Пользуется авторитетом у отдельных учащихся

    Вывод:

    Программа наблюдения за уровнем общественной активности и отношением к труду (наблюдение во внеурочное время: дежурство, подготовка к внеклассным мероприятиям, уборка территории и т.Д.)

    п/п

    Показатели общественной активности и отношения к труду

    Выраженность показателя

    1.

    Учащийся заинтересован в общественной пользе своей работы

    2.

    Учащийся уважает вклад других в общее дело

    3.

    Учащийся относится к труду других пренебрежительно

    4.

    Учащийся любит трудиться

    5.

    У учащегося имеются хорошо выраженные трудовые навыки и умения

    6.

    Учащийся организован и дисциплинирован

    7.

    Наблюдается устойчивость к длительным трудовым усилиям

    8.

    Отсутствие интереса к трудовой деятельности при одновременном стремлении к развлечениям

    9.

    Нежелание преодолевать трудности в порученном деле

    10.

    Стремление переложить работу на других

    11.

    Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем

    12.

    Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое свободное время

    13.

    Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет

    14.

    Редко принимает участие в общественных делах

    15.

    Отказывается участвовать в общественных делах

    Вывод:

    Программа наблюдения за особенностями характера, темперамента и особенностями эмоционально-волевой сферы (на уроке и внеурочное время)

    п/п

    Показатели психических свойств и состояний учащегося

    Выраженность показателя

    1.

    Ведет себя спокойно, сдержанно

    2.

    Проявляет излишнюю подвижность, непоседливость

    3.

    Характерна целеустремленность и выдержка в поведении, учении, труде

    4.

    Не успевает уложиться в определенное время

    5.

    Выполняет требования взрослых охотно

    6.

    Выполняет требования взрослых по принуждению

    7.

    Отказывается выполнять требования взрослых

    8.

    Проявляет склонность к внушаемости

    9.

    Проявляет склонность к упрямству

    10.

    Проявляет эмоциональную возбудимость

    11.

    Проявляет эмоциональную устойчивость

    12.

    Преобладает веселое, приподнятое настроение

    13.

    Преобладает грустное, подавленное настроение

    14.

    Проявляется отзывчивость

    15.

    Ярко выражены положительные черты характера по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, скромность

    16.

    Ярко выражены отрицательные черты характера по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: эгоизм, черствость, зазнайство

    17.

    Характерна живая речь, мимика, общая подвижность

    18.

    Отличает быстрое усвоение нового материала и быстрое его забывание при отсутствии повторения

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Анкета самооценки учащегося

    Лист ответов

    Фамилия, имя___________________________________________________________

    Школа______________________________Класс_______________________________

    Дата________________________________

    Качества

    5

    4

    3

    2

    1

    1.

    Наблюдательный

    2.

    Любознательный

    3.

    Сообразительный

    4.

    Устойчивое внимание на уроках

    5.

    Внимание, распределенное на широкое поле деятельности

    6.

    Механическая память (дословное заучивание)

    7.

    Смысловая память (заучивание по смыслу)

    8.

    Хорошо развитая фантазия

    9.

    Организованный

    10.

    Аккуратный

    11.

    Ответственный

    12.

    Организаторские способности

    13.

    Требовательный к себе

    14.

    Требовательный по отношению к другим

    15.

    Самостоятельный

    16.

    Дисциплинированный

    17.

    Настойчивый

    18.

    Решительный

    19.

    Смелый

    20.

    Уверенный в своих силах

    21.

    Способный сдерживать раздражение, гнев

    22.

    Собранный, не теряющийся в сложных ситуациях

    23.

    Честный

    24.

    Трудолюбивый

    25.

    Справедливый

    26.

    Бескорыстный

    27.

    Тактичный

    28.

    Доброжелательный

    29.

    Чуткий

    30.

    Ловкий

    31.

    Выносливый

    32.

    Подвижный

    33.

    Спортивные успехи

    34.

    Успешное выполнение практических заданий на уроках труда

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Схема психолого-педагогической характеристики учащегося

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося

    Источники получения данных

    1.

    Общие сведения об учащемся:

    а) возраст;

    б) состояние здоровья (по данным школьного врача);

    в) условия жизни и быта в семье, взаимоотношения членов семьи, особенности семейного воспитания.

    Беседа с учеником и классным руководителем

    2.

    Отношение к учению (положительное, отрицательное, безразличное):

    а) преобладающие оценки и качество знаний по разным предметам;

    б) любимые и нелюбимые предметы;

    в) проявление увлеченности, заинтересованности, активности, сосредоточенности, рассеянности, дисциплинированности в учебной деятельности;

    г) мотивы учения (познавательные потребности и интересы, понимание значимости знаний, чувство долга и т. д.);

    д) старательность в учебной деятельности;

    е) умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал и пр.).

    Беседа с учеником и классным руководителем

    Беседа с учителями-предметниками

    Тестовые методики

    Наблюдение за учеником, беседа с учителями

    Наблюдение за учеником

    3.

    Особенности умственного развития:

    а) особенности мышления и речи (проявление самостоятельности в суждениях, выводах, умение самостоятельно анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы, умение самостоятельно увидеть вопрос: умение различать существенные и второстепенные признаю предметов и явлений: уровень усвоения общих и абстрактных понятий; умение быстро находить пути решения: умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме):

    б) особенности внимания (устойчивость, объем, распределение, переключение, отвлечение и его причины):

    в) особенности памяти: осмысленность и прочность запоминания, характер воспроизведения, приемы заучивания;

    г) наблюдательность;

    д) особенности воображения и творческой деятельности (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности);

    е) способности.

    Наблюдение за учеником

    Тестовые методики

    Наблюдение за учеником на уроке

    Наблюдение за учеником

    Тестовые методики

    Наблюдение за учеником

    Тестовые методики

    4.

    Положение учащегося в классе:

    а) общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

    Место школьника в учебном коллективе;

    б) отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит; дорожит ли мнением коллектива; с кем дружит и на чем основана дружба; бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина);

    в) отношение к жизни школы (дорожит ли ее честью, включен ли он в коллектив или оторван от него; отношение к общественному мнению, критике со стороны товарищей);

    г) отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их);

    д) оценка собственной личности (переоценивает или недооценивает себя; чувство собственного достоинства; скромность; как ученик реагирует на поощрения и взыскания; осознает ли свои недостатки и стремится ли бороться с ними).

    Наблюдение за учеником, социометрия

    Беседа с учеником

    Беседа с учеником

    Беседа с классным руководителем

    Беседа с учителями-предметниками

    Тестовые методики

    5.

    Уровень общественной активности:

    а) основные цели, стремления, идеалы и их влияние на учебную и общественную работу;

    б) интересы, склонности учащегося, их глубина и устойчивость, как проявляются и удовлетворяются интересы;

    в) отношение учащегося к коллективу и к самому себе.

    Беседа с учеником

    Тестовые методики

    Беседа с классным руководителем

    6.

    Отношение учащегося к труду (уроки труда, общественно-полезный труд в школе и дома):

    а) общее отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно; заинтересован ли в общественной пользе своей работы; любит ли трудиться, что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком);

    б) имеющиеся трудовые навыки и умения, легкость их приобретения;

    в) организованность и дисциплинированность в труде;

    г) устойчивость к длительным трудовым усилиям;

    д) роль семьи в трудовой подготовке ученика;

    е) предпочитаемые виды труда.

    Беседа с учеником

    Беседа с классным руководителем

    7.

    Особенности волевых качеств учащегося:

    а) общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость; целеустремленность и выдержка в поведении, учении, труде);

    б) выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в определенное время и пр.);

    в) выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно);

    г) склонность к внушаемости, упрямство (на какой почве и в какой форме оно проявляется).

    Наблюдение за учеником

    Беседа с учителями и одноклассниками

    Наблюдение за учеником

    Беседа с классным руководителем

    8.

    Эмоциональная сфера ученика:

    а) формы проявления нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств;

    б) степень эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости;

    в) преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость;

    г) отзывчивость, гуманизм (в чем проявляется) или эгоизм, жестокость, равнодушие и т. д.

    Наблюдение за учеником

    Беседа с классным руководителем

    Беседа с учеником

    Тестовые методики

    9.

    Особенности характера и темперамента:

    а) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.;

    б) выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).

    Наблюдение за учеником

    Беседа с классным руководителем

    Беседа с учеником

    10.

    Склонности и способности ученика:

    а) интересы и склонности (перечислить все, чем интересуется ученик: техника, спорт и т. д., отметить характер интересов с точки зрении их глубины и активности, если он не просто проявляет интерес к какой-либо области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается);

    б) интерес к чтению (любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу):

    в) склонности, способности, дарования ученика:

    г) характеристика общих и специальных способностей:

    д) формирование интереса к тем или иным профессиям.

    Беседа с классным руководителем

    Беседа с учеником

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Отчет по психологическому аспекту практики

    В отчете необходимо раскрыть следующие вопросы:

    Какая конкретная работа проводилась по психологическому изучению учащихся?

    Какие методы изучения учащихся использовались и какой фактический материал об особенностях класса и отдельных групп учащихся накоплен с помощью этих методов?

    Какие выводы и рекомендации даны Вами в психолого-педагогической характеристике?

    Какие конкретные недочеты в своих личностных качествах Вы ощущали в начале практики?

    Что делалось в ходе практики по выработке и совершенствованию профессионально-педагогических личностных качеств? Какие успехи достигнуты в этом отношении?

    Можете ли Вы отметить, что практика оказала положительное влияние на развитие у Вас профессионально-личностных свойств и качеств?

    Какие выводы о качестве и эффективности педпрактики, о степени овладения педагогической умелостью в целом и ее отдельными компонентами Вы можете сделать?

    Какие предложения по улучшению университетской подготовки к учительской деятельности, к педпрактике и по совершенствованию самой практики Вы можете внести?