Роберто Ассаджиоли ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ ВОЛИ

Роберто Ассаджиоли

ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ ВОЛИ*

*Assagioli R. Psychosynthesis. A Manual of Principles and Techniques. Penguin Books, 1976. (Перевод М.Бэдхрн).

Современная психология, психотерапия и образование мало занимаются и заинтересованы таким качеством как воля. Поэтому, прежде чем говорить о технике, направленной на ее развитие, необходимо сделать кое-какие предварительные замечания по поводу этого, исследованного менее других качества.

В нашу задачу не входит анализ причин такого стран­ного положения вещей – реакции на существовавшее не­когда преувеличенное внимание к воле как подавляющему фактору, и сильного сопротивления, с которым прихо­дится сталкиваться при тренировке воли. Хотелось бы лишь обратить внимание на парадокс, при котором само цент­ральное положение воли, его непосредственное отноше­ние к человеческому Я, стало причиной, по которой волей пренебрегали. По справедливому замечанию Ранка, «че­ловек переживает свою индивидуальность в терминах воли, а это означает, что существование его личности тожде­ственно его способности выражать в этом мире свою волю» (цит. по: Progoff I. Death and Rebirth of Psychology, p. 210).

Кроме того, как мы уже указывали при описании других техник, человек чаще всего не осознает своего Я и, сле­довательно, точно так же не осознает непосредственную функцию этого Я, т. е. волю.

В мире преобладают два очень односторонних представ­ления о воле. Первое видит в ней механизм подавления и обуздания, целью которого является нечто, подобное укро­щению диких зверей. Второе связывает волю с насильст­венным продвижением вперед, сравнимым с тем, что происходит, когда человек толкает сзади застрявший ав­томобиль. Нам кажется это сравнение настолько удачным, что и дальше при объяснении некоторых положений, ка­пающихся воли, мы будем к нему обращаться.

Анализ воли показывает, что она имеет несколько фаз или стадий, о которых пойдет речь ниже. Однако, имея в виду практические цели развития и воспитания воли, мы будем в основном рассматривать завершенный, эффектив­ный и успешный акт воли и ее использование, т. е., волю в действии.

Поэтому для того, чтобы тренировать волю, нет необ­ходимости иметь о ней законченную теорию или пред­ставление либо решать, какая из ее стадий наиболее важна и присуща воле как таковой. Цель воспитания воли очевид­на: без нее нельзя ни принять решений, ни добиться их выполнения. Без нее невозможно выделить время и усилия для использования любой другой техники, а следователь­но, невозможна и сама работа по психосинтезу. Но есть у воспитания воли и еще одна более важная и неотложная задача — это развитие воли для развития воли. Те из наших пациентов, которые говорят, что у них нет воли, на са­мом деле обладают какой-то волей, поскольку воля — есть прямая функция Я, правда, пребывающая в латентном состоянии. Таким людям необходимо научиться использовать хотя бы свой маленький «капитал», свой малюсень­кий запас воли, вырастить и усилить его в такой степени, чтобы он превратился в важный и значительный фактор, которого было бы достаточно хоть на каком-то отдельном этапе психосинтеза, не говоря уже о той безграничной пользе, которую может вообще принести постоянно креп­нущая воля.

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

... выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. Репродуктивная функция (от лат. — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена ... ребенка и т. д. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к ...

ФАЗЫ ВОЛИ

Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.

1. Первая фаза применения воли включает в себя:

а. задачу — цель — намерение;

б. оценку;

в. мотивацию.

Поскольку мы рассматриваем сознательную волю, здесь прежде всего приходится говорить о задаче или цели, ибо без сознательной задачи не может идти речь о чистой воле. После того, как принято решение относительно цели, появляется намерение ее достичь, и возникает мотивация.

Стремясь избежать ошибочных представлений, которые могли бы отбросить психосинтез на уровень психологии XIXвека, исключавшей из рассмотрения воли важнейшие бессознательные факторы, мы сразу хотели бы оговориться: психосинтез возник из психоанализа, и по этому должно быть совершенно очевидно, что ни о каких исключениях такого рода не может быть и речи. Автор ни в коей мере не закрывает глаза на существование очень сложных бессознательных мотивов, действующих за пределами уровня осознавания. Поэтому развитию воли должно пред­шествовать исследование бессознательного, одним из важ­нейших и самых полезных моментов которого является вскрытие бессознательных мотивов и их рационализации, чтобы они стали доступны сознательному Я человека. В процессе психосинтеза мы полностью учитываем этот важ­нейший аспект психоанализа.

Вследствие этого, рассмотрение мотивации в основ­ном сводится к обнаружению бессознательных влечений, но после того, как они оказываются вскрыты, важно не впасть в ошибки психологии XVIIIвека, осуждавшей и подавлявшей эти влечения. Функцией воли является их ис­пользование и обеспечение их взаимодействия в процессе достижения выбранной цели.

Мотивация обязательно предполагает оценку. Как мы уже указывали, оценка неизбежна и в определенном смысле просто необходима. Истинная оценка может осуществляться только при наличии шкалы ценностей, которая в свою очередь выражает философскую концепцию жизни и мира данного человека (Weltanschaunung).

Такая концепция или философия есть у каждого, но обычно она не существует в каком-то определенном виде. Часто она достаточно при­зрачна и содержит много противоречий. Кстати, с точки зрения автора, разъяснение и осознание позиции Я и его отношения с миром является наиболее продуктивной стороной экзистенциального анализа. Понятно, что задача или цель, на выполнение которой будет направлена воля, должна обладать очевидной положительной ценно­стью или, в терминологии Левина, “положительной валентностью”.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... приступа депрессии приводит к возобновлению интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - лень и безынициативность - нормальная потребность в ... подавляются как недопустимые. Отказ от удов­летворения влечения рождает сильные переживания; помимо воли, в голове постоянно сохраняются мысли о неуто­ленной потребности. Если она не ...

2. За фазой оценки следует фазарассмотрения, обдумывания, взвешивания. В каждой отдельной ситуации мо­жет создаться впечатление, что обдумывать нечего и предпочтение следует отдавать наиболее высокой из воз­можных целей или задач. Однако на самом деле все об­стоит несколько сложнее. Цель или задача не только должны обладать высокой ценностью, но и быть дости­жимы. Можно представлять себе высокие цели, но одновременно понимать, что их достижение нереально, по крайней мере – в существующих психологических и фи­зических условиях. Поэтому, прежде чем перейти к сле­дующему этапу (решения и выбора), в процессе обдумывания и рассмотрения нельзя автоматически ос­танавливаться на самой высокой задаче; необходимо учи­тывать разнообразные условия и обстоятельства. Даже если альтернативная цель не будет столь высока, она в данной ситуации может оказаться гораздо более важной. Здесь при обдумывании и взвешивании многочисленных обстоя­тельств от человека потребуется мудрость, ибо каждый случай отличается уникальностью.

3. На третьем этапе волевого действияпринимается решение. Это очень трудный этап, ибо здесь происходит выбор, противоречащий свойственному человеку стрем­лению «съесть пирог и одновременно сохранить его». С точки зрения психоанализа это можно назвать следованием принципу удовольствия, который по своей природе ирра­ционален. Вместо этого, принимая обдуманное решение, человек использует принцип реальности, который по своей природе относителен и основан на том, что нельзя иметь все одновременно и всегда приходится выбирать из несколь­ких возможностей одну. Раньше психологические работы, посвященные воле, рассматривая этот момент, подчерки­вали его негативную сторону и использовали термин «отре­чение». Однако нам кажется, что в теоретических и особенно практических целях гораздо лучше использовать положительно окрашенный термин«предпочтение». Выбирая и принимая решение, мы отдаем предпочтение тому, что на наш взгляд является более привлекательным и достижимым по сравнению с другими вариантами, от которых мы отказываемся. Трудность волевого решения состоит в том, что человек прямо или косвенно понимает: решение предполагает ответственность, решение есть свободный акт, влекущий за собой ответственность. Не так давно некоторым исследователям, и в их числе Э. Фромму, удалось очень наглядно показать как отдельные личности и целые сообщества совершенно удивительным образом бегут от свободы. За это бегство от ответственности им приходится заплатить отказом от од­ной из величайших человеческих ценностей — свободной воли.

Здесь же хотелось бы упомянуть широко известный факт, что нерешительность является одним из самых яр­ких симптомов депрессий. Впрочем, об этом мы еще бу­дем говорить в связи с ограничениями при тренировке воли.

4. Четвертая фаза акта воли, непосредственно следую­щая за принятием решения –утверждение в этом реше­нии. Эффективное утверждение в решении нуждается в нескольких факторах. Первым из них является вера. И это не просто «доверие», это –живая, динамичная вера, более того, твердая уверенность. Если ее нет, основой для утверждения может стать готовность или решение «по­пытаться», рискнуть, стремление к приключению.

8 стр., 3639 слов

Воля и волевые качества личности 2

... психологии исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ... предпринимать необходимые действия; реши­тельность—умение принимать обдуманные решения и последова­тельно проводить их в жизнь; настойчивость ... затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; организо­ванность—умение планировать свои действия и ...

Утверждение в решении состоит из заявления или при­каза, который человек дает сам себе. Оно предполагает использование повелительного наклонения и таких слов, как латинское «Fait» или «да будет так». Интенсивность или «психологический накал» утверждения определяет степень его эффективности.

Часто человеку бывает необходимо время от времени повторять или, скорее, вновь подтверждать свое решение. Это придает ему большую силу и помогает преодолевать встающие на пути преграды. Важно понимать, что иногда утверждение решения может вызвать обратные реакции. И это необходимо объяснять пациентам. Тогда они не окажутся застигнуты врасплох, и вместо того, чтобы опустить руки, смогут спокойно эти реакции перенести и научатся их преодолевать. Повторное подтверждение решения и является одним из способов такого преодоления.

5. Пятая фаза волевого акта состоит в планировании, организации деятельности в соответствии с четко намеченной программой. Для этого необходимо заранее представлять себе различные шаги или этапы, которые необходимо пройти от начальной точки до конечной цели полного претворения задачи. Естественно, что в некото­рых случаях конечная цель будет достаточно далека, но тогда можно иметь в виду несколько промежуточных це­лей, постепенно подводящих к полной реализации плана. Поэтому необходимо иметь ясную, мудрую, хорошо орга­низованную программу последовательных шагов или про­межуточных задач.

Здесь есть опасность впасть в две противоположные ошибки. Одна из них состоит в том, что человек настолько поглощен основным направлением и конечной целью во­левого акта, что теряет ощущение реальности. Во втором случае, наоборот, промежуточные задачи и способы их достижения становятся настолько важны и значимы, что человек теряет из виду конечную цель или начинает уде­лять слишком большое внимание способам ее достижения.

6. Шестая фаза волевого акта состоит в том, чтобы на­правлять выполнение решения. Здесь возникает потребность в двух удивительных свойствах воли в целом. Это, во-первых, динамическая сила воли, ее направленная движущая энергия, а во-вторых – настойчивость или выносливость. Конечно, в идеале воля должна сочетать максимальную движущую силу и максимальную выносливость и настой­чивость, но чаще мы сталкиваемся с тем, что у одних людей преобладает одно свойство, а у других – другое. Кроме того, для некоторых задач необходим в основном динами­ческий аспект воли, а для других – менее напряженных, но более продолжительных — терпение и настойчивость. Поэтому вопрос о том, какой из этих двух аспектов воли превалирует в конкретном человеке, и какое из них боль­ше требуется для выполнения данной задачи, носит дос­таточно субъективный характер. Очевидно, что при развитии воли больше внимания должно уделяться тому ее аспекту, который сравнительно менее развит у данного человека.

11 стр., 5357 слов

Психофизическая характеристика основных групп видов спорта и ...

... определяют и силовая подготовленность, и рациональность (техника) двигательного упражнения. Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что если ... умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, добиваться согласованной работы различных групп мышц на фоне максимальных мышечных и ... есть задатки того, чтобы стать самым сильным. Но воля определяет силу". Между тем в различных видах ...

Динамическая воля проявляется в основном через утверждение и приказ «да будет так», в то время как настойчивая воля необходима для одной из наиболее эффективных техник, использующих волю для того, чтобы постоянно удерживать в центре внимания чёткую мыслительную картину или образ. Такие удерживаемые образы обладают невероятной силой, но об этом мы будем говорить ниже, рассматривая работу с воображением и визуализацией.

Еще одно свойство, необходимое для конечного этапа выполнения решения, состоит в удерживании направле­ния, т.е. в однонаправленности. Кроме того, требуется еще и способность «подавлять», в смысле — исключать и унич­тожать, все препятствия, которые могли бы помешать ис­пользованию воли на этапе выполнения решения.

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВКИ ВОЛИ

Как уже было указано, первая задача при развитии воли заключается в том, чтобы увеличить индивидуальный «ка­питал» пациента, активное участие самой его воли. Други­ми словами, это воспитание воли для того, чтобы сама воля стала более эффективной. Для этого первым делом необходимо мобилизовать у пациента всю энергию его влечений и направить ее на развитие воли.

1. Мобилизация энергии

Первым обязательным условием воспитания воли яв­ляется серьезное решение посвятить этому все необходи­мое время, энергию и средства. Когда мы сообщаем об этом пациенту, он может начать возражать, что для этого ему нужна твердая и решительная воля, а как раз ее-то ему и не хватает. Это возражение не выдерживает критики, поскольку у каждого есть по крайней мере какая-то воля, и даже если она существует лишь в зачаточном состоянии, для начала ее должно быть достаточно.

Для того чтобы добиться успеха, совершенно необхо­димо провести определенную подготовительную работу и создать первоначальный стимул и стремление. Подобная работа должна возбудить в пациенте сильное эмоциональ­ное желание развить в себе волю, которое бы затем пере­росло в твердое решение сделать все необходимое, чтобы этого добиться. Ниже приводится упражнение, которое по­может пациенту достичь такого состояния. Форма упражне­ния позволит терапевту непосредственно использовать его в работе с пациентом или же попробовать на себе.

Упражнение I. Часть А

Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.

1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого про­изойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения и настойчивое желание изменить существующее положение дел.

2.Как можно живее представьте себе все преимуще­ства, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого по­лучат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вы­зовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.

11 стр., 5008 слов

Упражнение “Слон, кенгуру, пальма, обезьяна”

... Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта. Игры: Упражнение “Слон, кенгуру, пальма, обезьяна” Цель: развитие внимание, снятие эмоционального напряжения, сплочение ... чувствовали себя во время игры? Как ощущения тех, кто стоял в кругу? Упражнение “Негативные образы” Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций ...

3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представь­те, как вы твердо и решительно шагаете, как решитель­но ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все своиусилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.

Упражнение I. Часть Б

Подберите литературу для чтения, которая бы развивала и поддерживала в вас чувства и решимость, вызван­ные первой частью этого упражнения. Это должна быть ободряющая, оптимистическая и динамическая литерату­ра, стимулирующая веру в собственные силы и побужда­ющая к действию. Однако для того, чтобы это чтение принесло действительную пользу, необходимо, чтобы оно проходило определенным образом: читайте медленно, пол­ностью сосредотачиваясь на том, о чем идет речь, отмечая отрывки, которые производят на вас особое впечатление, и переписывая то, что покажется особенно поразительным и соответствующим вашему случаю. Хорошо несколько раз перечитать эти отрывки, как следует ими проникнуться. Для этой цели лучше всего подойдут биографии выдаю­щихся людей, обладавших сильной и конструктивной во­лей, или же другие книги, непосредственно направленные на пробуждение желаемой внутренней энергии. Посвятив некоторое время подобному чтению, вы почувствуете в себе растущее, даже острое желание немедленно присту­пить к работе. Это будет как раз подходящий момент, что­бы со всей доступной вам твердостью решиться посвятить свое время, энергию и все возможные средства на разви­тие в себе воли.

Однако хочу вас предупредить: ни в коем случае нико­му не рассказывайте о своем решении, даже если из самых лучших побуждений вам захочется уговорить кого-то последовать вашему примеру: Разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия. Крометого, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Во всяком случае, вреда от этого не будет.

Две части приведенного выше упражнения представляют собой одну из техник, или, скорее, один из методов, направленных на мобилизацию других влечений, чтобы вызвать усиление той энергии воли, которая в вас уже существует.

Упражнение II. Выполнение бесполезных упражнений

Эта техника состоит в выполнении действий, не имею­щих никакого иного смысла, кроме тренировки воли. Их можно сравнить с гимнастическими упражнениями, кото­рые имеют значение лишь для развития мышц и улучшения нейромышечной координации и физического состояния че­ловека в целом. Эта техника была впервые предложена Виль­ямом Джеймсом в его книге «Беседы с учителями»: «Поддерживайте в себе способность дерзать с помощью ежед­невного короткого, вполне бессмысленного упражнения. Систематически проявляйте героизм в каких-то ненужных мелочах: каждый день или через день совершайте что-то, что не имеет никакого иного смысла, как просто преодоление препятствия, и когда наступит час действительного испыта­ния, вы сможете встретить его во всеоружии. Аскетизм по­добного рода сродни страховке, которую мы выплачиваем за дом и прочую собственность. Отдавая эти деньги, мы не по­лучаем взамен ничего, и весьма маловероятно, что они ког­да-нибудь к нам вернутся. Но, случись в доме пожар, страховка спасет нас от разорения. Так же и с человеком, который ежедневно в мелочах вырабатывал в себе сосредо­точенность, энергичную волю и способность к самоотрече­нию. Когда все вокруг него зашатается, и окружающие его более изнеженные смертные будут сметены стихией, он останется стоять неколебим, как скала» (James W. Talks to Teachers. New York: Henry Holt, 1912, p. 75-76).

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

... процессы торможения, а быстрый темп усиливает возбудительные процессы. 2.ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной активности ... и не занимается физической культурой). Физическими упражнениями, укрепляющими мускулатуру (особенно мышцы туловища), можно исправить осанку. С этой целью полезно делать гимнастику и плавать – ...

К аналогичной практике прибегал и И.Бойд Барретт. Она описана в его книге «Сила воли» (Barrett E. Boyd. Strength of Will. New York: Harper,1931).

III. Упражнение на воспитание воли в обыденной жизни

Следующая группа упражнений на развитие воли основана на использовании бесчисленного числа возможностей, которые таят в себе каждодневные заботы и обязанности. Для этого может подойти большинство занятий: наши жизненные устремления, внутренние установки и то, как мы выполняем эти занятия, легко могут превратить их в прекрасные упражнения для тренировки воли. Таким упражнением, например, может быть, утренний подъем, если вставать за десять-пятнадцать минут до обычного времени. То же самое можно сказать и об утреннем одевании, если поставить перед собой задачу производить каждое движение сосредоточенно, быстро и точно однако не торопясь. При этом можно в себе развить очень важное в быту свойство — научиться «торопиться не спе­ша». Современная напряженная жизнь со всеми ее стресса­ми заставляет нас спешить даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости, просто в силу привычки.

Торопиться без суеты не просто, но вполне возможно. Если этому научиться, вы сможете действовать эффектив­но и добиваться хороших результатов без напряжения и чрезмерной усталости. Такое умение дается нелегко. Оно требует почти расщепления личности — на того, кто дей­ствует, и того, кто в то же время наблюдает за этими дей­ствиями. Но даже если вы просто постараетесь сделать это, такая попытка станет хорошим способом развития воли.

Точно так же и в течение всего остального дня – будь это на службе, на производстве или дома — можно выпол­нять многочисленные упражнения для развития воли, ко­торые одновременно помогут вам выработать определенные необходимые качества. Научиться, например, сохранять в себе душевный покой и «осознавать себя» во время рутин­ной работы, вне зависимости от того, насколько она скучна и утомительна. Или управлять своими чувствами и контролировать выражение нетерпения, сталкиваясь с не­большими неприятностями и раздражающими факторами, как, например, когда вы едете в набитом транспорте, жде­те, когда откроется дверь, или видите ошибки подчинен­ных или несправедливость со стороны начальства.

И уже позже, в конце дня, дома, нам представляетсямасса возможностей для подобных упражнений: можно стараться контролировать себя, когда у вас возникает желание дать волю плохому настроению, которым вы обязаны какому-то раздражению, заботам или неприятностям на работе. Попытайтесь спокойно воспринимать происходящее и улаживать все домашние неурядицы. Bo время еды можно выполнять упражнение, полезное не только для воспитания воли, но и для здоровья: контролируйте желание или импульсы быстро есть, когда думаете o работе, и т.д. Необходимо заставить себя хорошо пережевывать пищу и есть в спокойном, расслабленном состоянии. Вечером нам открываются новые возможности для тренировки воли, например, не поддаваться соблазнам, которые отвлекли бы нас от выполнения задуманного.

7 стр., 3221 слов

Понятие, признаки и проявления воли у человека

... Назовем эти качества вторичными. Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, ... ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения. Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические ...

И на работе, и дома мы должны, если это возможно решительно прекращать работу, почувствовав, что уста­ли, и останавливать в себе стремление ускорить темп, чтобы быстрее ее закончить. Вместо этого лучше дать себе воз­можность по-умному отдохнуть. Гораздо полезнее сделать короткий перерыв, только почувствовав усталость, чем потом, переутомившись, отдыхать долго. Когда в промыш­ленности были введены короткие и частые перерывы для отдыха, это заметно повысило производительность труда.

Во время такого отдыха достаточно сделать несколько физических упражнений или расслабиться, прикрыв на несколько минут глаза. Усталость, вызванная умственной работой, обычно лучше всего снимается физическими уп­ражнениями, хотя каждый сам на опыте должен выяснить, что ему больше подходит. Одним из достоинств таких час­тых и коротких перерывов является то, что человек не те­ряет интереса и стремления к совершаемой работе и одновременно преодолевает усталость и нервное напряжение. Упорядоченный ритм деятельности обеспечивает гармонию нашего существования, а гармония является универсальным законом жизни.

Для тренировки воли полезно стараться ложиться в определенное время, решительно прекращая увлекательное чтение или интересную беседу. Трудно, особенно в начале, добиться успеха во всех этих упражнениях, и, если взяться сразу за все одновременно, это легко приведёт к тому, что у вас опустятся руки. Потому лучше начать с нескольких упражнений, которые бы равномерно охватывали весь день. Когда вы добьётесь успеха в них, добавьте новые, что-то замените, что-то измените. Выполняйте упражнения заинтересованно и с удовольствием, отмечая удачи и неудачи, записывая все свои

достижения и поражения и стараясь относиться к ним со спортивным задором. Так вам удастся избежать слишком жесткой и заорганизованной жизни; вы можете сделать интересным и ярким то, что иначе превратилось бы утомительные обязанности. Кроме того, сами того не подозревая, вашими союзниками станут все, с кем вам при­ходится сталкиваться. Например, строгий начальник или занудный партнер станут чем-то вроде параллельных бру­сьев, на которых будет развивать свои способности и силу ваша воля к улучшению человеческих отношений. Если слишком долго не подают еду, это прекрасный шанс потренировать в себе терпение и душевный покой, а кроме того – возможность почитать интересную книгу. Слиш­ком разговорчивые друзья и любители поболтать помогут научиться сдерживать себя во время беседы: благодаря им вы сможете овладеть умением отказаться от участия в ненужном разговоре. Искусство сказать «нет» является очень трудным, но очень полезным делом.

Упражнение IV. Физические упражнения для воспита­ния воли

Физические упражнения могут быть весьма эффектив­ны, если их использовать специально для развития воли. Как сказал французский писатель Жиле (Gillet), «гимнас­тика является начальной школой для воспитания воли… и служит образцом воспитания ума». На самом деле, любое физическое движение есть акт воли, приказ, данный телу; и настойчивое повторение этих актов, производимое со­средоточенно, старательно и терпеливо, тренирует и за­каляет волю. При этом возникает ощущение физической

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... значение имеет комплекс вопро­сов, который относится к механизмам принятия решения в дея­тельности человека и в биологических системах. Данные, накопленные нейрофизиологией (и биологией ... в разработке проблемы принятия решения. Столь же существенная роль принадлежит исследова­ниям коллективных решений, процессов и механизмов принятия решений группами людей, объединенных совместимой деятель­ностью. ...

энергии, усиливается кровообращение — конечности становятся теплыми, подвижными и послушными. Все это создает ощущение моральной силы, решительности и совершенства, которые повышают тонус воли и способствует увеличению ее энергии. Однако следует ещё раз подчеркнуть, что наибольшую пользу эти упражнения принесут только в том случае, если мы будем их делать единственной или, по крайней мере, главной целью – воспитания воли.

Упражнения нужно выполнять с большой точностью и вниманием. Нельзя, чтобы они были чересчур энергичны­ми или слишком расслабленными. Каждое движение или серия движений должна выполняться с живостью и реши­тельностью. Наиболее подходящие для этих целей спортив­ные упражнения не должны иметь силовой или слишком возбуждающий характер, здесь скорее подходят упражне­ния, требующие от человека терпения, спокойствия, лов­кости и мужества. Они должны допускать возможность прерваться и предполагать разнообразие движений.

Для тренировки воли подходит большинство спортив­ных занятий на открытом воздухе. Особенно для этого хоро­ши гольф, теннис, катание на коньках, ходьба и альпинизм. Но даже если у вас нет возможности заниматься одним из этих видов, всегда можно подобрать физические упражне­ния, которые годятся для уединенных занятий дома.

2. Комментарии к упражнениям

Наиболее часто встречающаяся трудность состоит в том, что обладающие небольшим изначальным запасом воли люди могут сделать упражнение один-два раза — и все. Очень сложно мотивировать пациентов к тому, чтобы они выполняли что-то постоянно, ибо здесь мы сталкиваемся с замкнутым кругом: для того, чтобы эффективно выпол­нять упражнения на развитие воли, изначально необхо­дим какой-то запас воли.

В этом случае хорошо прибегнуть к техникам, предлага­емым Бодуэном (Baudoin).

В них используется поддержка других побуждений человека, способных служить лучшим стимулом, чем чистая воля. Эти побуждения совсем не обязательно должны относиться к высшему уровню. Это как раз один из примеров того, как использовать так называемые «низшие» или «примитивные» влечения и побуждения для достижения высших целей. Здесь могут оказаться полезными гордость, тщеславие, в случае положительного переноса – стремление доставить удовольствие терапевту, самоутверждение и т.д. Хорошую службу мот сослужить даже более примитивные стимулы вроде похвал или объективных наград. Мы обратили внимание на то, что лучше всего действуют стимулы, использующие «азартные» инстинкты человека, его влечение к игре стремление потягаться с самим собой. Для этого необхо­димо определенное умение дезидентифицироваться, по­скольку Я человека «соревнуется» с его субличностями и влечениями, стремясь рассматривать это как игру, не принимая все слишком близко к сердцу, и, как настоя­щий спортсмен, просто стараясь победить. Сама заинте­ресованность в игре уже является стимулом, обладающим привлекательностью и не вызывающим сопротивления или активного противодействия, которое бы могло возник­нуть при более насильственном использовании воли.

Применяя все техники вообще, а техники по разви­тию воли — в особенности, необходимо внимательно следить за тем, чтобы не вызвать сопротивления бессоз­нательного, не восстановить его против этих техник. Один из способов, позволяющих не допустить такого сопро­тивления, — посоветовать пациенту не слишком серьезно относиться к этим техникам, не впасть в педантизм и не вызвать досаду бессознательного. Наоборот, задача состоит в том, чтобы завоевать расположение бессозна­тельного, сделав эти упражнения интересными и при­влекательными для него, а это как раз и свойственно игре. Кстати говоря, на это следует еще больше обратить внимание учителей, применяющих психосинтез в обра­зовании.

Игровое отношение ни в коем случае не мешает эф­фективности техники, но уменьшает противодействие со­противления и возможность бессознательного бунта.

3. Соображения по практическому применению

Главная проблема практического применения этих упражнений и использования воли состоит в том, как сохра­нить равновесие между различными сторонами или фазами воли, которые были описаны выше.

Здесь прежде всего надо стремиться к тому, чтобы па­циент увидел или осознал существующее положение дел. Затем можно предложить приемлемый для него план дос­тижения желаемого равновесия или гармонизации, и уже после этого обучить конкретным техникам, которые вво­дятся в правильной последовательности, чтобы пациент смог добиться желаемого результата. План действий и кон­кретные техники зависят от того, какая именно из фаз воли должна быть развита, и поэтому иногда эти техники могут быть абсолютно противоположными.

Первая фаза – определение цели – является слабым местом у многих пациентов. Кроме того, часто случается, что сильная воля человека полностью поставлена на служ­бу очень сильного, всепокоряющего влечения. Это встреча­ется настолько часто, что объясняет и в какой-то степени оправдывает удивительное нежелание человека признать, что личная воля вообще существует — ведь очень часто она скрыта, замаскирована под всепоглощающее влечение. В современной психологии вообще есть тенденция ис­ключить необходимость самого понятия воли и рассмат­ривать момент принятия решения как результат борьбы противоположных сил, имеющих по большей части эмо­циональный характер. Это обычное детерминистическое представление о, так сказать, параллелограмме сил, кото­рое, полностью отвечая теории Фрейда, не совсем соответ­ствует человеческому опыту. Воспитание воли доказывает, что воля может быть выделена как самостоятельное поня­тие, отделена от влечений и даже противопоставлена им. Модель или аналогия с параллелограммом сил слиш­ком груба. На самом деле, воля или изъявляющее волю Я человека – это не только истинная, независимая энергия соперничающая с влечениями. Она является или может являться организатором и координатором этих влечений, используя их в каком-то смысле на другом уровне, в другом измерении. Поэтому, если воле удаётся удержаться и не опуститься до одного уровня с соперничающими влечениями, высвобождаясь, она способна стать сверх-силой.

Техника, применяемая в тех случаях, когда самым слабым местом пациента является осознавание цели и тщательное обдумывание, состоит в том, чтобы, во-первых, он осознал в себе этот недостаток и то, к чему он ведет. Затем следует помочь ему сознательно оценить эту ситуа­цию, выработать ясное представление о жизни и о её цен­ностях, и уже на этой основе помочь ему найти или выбрать цель и обдумать пути ее достижения.

Что касается третьей фазы принятия решения, то, если, несмотря на благополучное развитие первого этапа, паци­ент все-таки сталкивается с трудностями выбора, следует проанализировать причины этих трудностей. Они могут про­исходить из-за нежелания видеть альтернативные варианты решений или нежелания отдать чему-то предпочтение, по­скольку это, конечно же, означало бы необходимость от­вергнуть или отказаться от других возможностей. Последнее может быть трудно пациентам с сильной волей, которые вообще не приемлют отказа от чего бы то ни было и хотят осуществления всех возможностей сразу. Это свойственно сильной воле эгоистических личностей, и в этом случае мы имеем дело с чрезмерным развитием того аспекта воли, который характеризуется силой, и недостаточным развити­ем стадии обдумывания и принятия решения, влекущего за собой такой отказ.

Пятая фаза планирования и организации также может оказаться сложной или недостаточно развитой у людей, способных принимать быстрые решения и обладающих ди­намической волей. Иногда они чересчур уверены в ceбe, а иногда слишком нетерпеливы, столкнувшись с необхо­димостью медленного, тщательного планирования, требующего от человека внимания ко всем ситуации, а также мудрости и чувства меры. Они норовят сразу же броситься выполнять план, не дожидаясь, пока он будет продуман во всех деталях, или, более того, сломя голову стремятся к заветной цели не думая ни о возможных препятствиях, ни об уместности своих действий — без учета реальной ситуации, реакций окружающих и т.д. Такие люди часто терпят неудачи в связи с реакциями, которые они необдуманно вызывают у окружающих. Нет сомнения, что таким пациентам необходима активная терапевта. Он должен научить их признавать значение и необходимость этой фазы.

Другими словами, во время сеанса мы начинаем с цели, которую поставил перед собой сам пациент и помогаем ему подробно обдумать все необходимые для ее достижения шаги. Приведем довольно частый пример: молодая незамужняя девушка приходит на консультацию к терапевту и сообщает: «Я хочу быть киноартисткой. Хочу уйти из дома и уехать в Голливуд». Само собой разумеется, что мы не отвергаем ее цель, а говорим: «Хорошо. Давайте решим, как это сделать. Подумаем, что предполагает ваша цель. Вы ведь хотите достичь, значит, надо составить план, как это сде­лать». Если мы покажем, что принимаем ее цель и выразим готовность помочь, она скоро поймет, что именно предпо­лагает ее цель и ее влечение и какое количество трудностей ей придется преодолеть. Это очень простой пример. На прак­тике приходится сталкиваться с гораздо более тонкими и менее очевидными случаями.

Рассматривая шестую фазу — направление выполнения решения, мы видели, что она требует от воли очень важных качеств — четкого и твердого представления цели, однонап равленности, динамической энергии, настойчивости и самоограничения. Для того, чтобы добиться успеха, присутствия только одного из этих свойств может быть не­достаточно. Под «самоограничением» мы понимаем готов­ность и способность хотя бы на некоторое, а иногда и на достаточно длительное, время отказаться от других целей и планов, не дать себе слишком увлечься средствами достижения цели– как в смысле того, чтобы средства не стали самоцелью; так и в смысле исключительной приверженности каким-то определенным средствам в ущерб другим.

Таким образом, динамическая воля может использоваться для воспитания настойчивости, если той мало или не хватает, и наоборот, настойчивость способствует применению техник, которые в свою воспитают силу воли. Выше мы уже приводили пример последнего. В нем за основу берется четкое понимание человеком преимуществ сильной воли и недостатков слабой. Если вы упорно и настойчиво будете к этому возвращаться, динамический аспект воли вырастет.

Здесь следует повторить, что пациенты, находящиеся в депрессивном состоянии, требуют особой осторожности со стороны терапевта, но к этому мы еще вернемся более подробно в разделе, посвященном ограничениям и про­тивопоказаниям.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

То, что техники по развитию воли необходимо приме­нять во всех тех случаях, когда воля слишком слаба и не­эффективна, очевидно и не требует объяснений. А вот то, что эти техники обычно не применяются, действительно требует внимания!

В основе их использования лежит анализ воли, кото­рый показывает, что воля как таковая изначально суще­ствует и функционирует во всех пациентах или испытуемых. Поскольку, как мы видели, воля имеет несколько фаз, можно предположить (а на практике так чаще всего и бы­вает), что одна из фаз оказывается развита или даже слиш­ком развита, а другая слишком слаба, почти незаметна. Поэтому прежде всего необходимо установить, какая из пяти фаз воли требует особого развития! Некоторые люди обладают быстрой и решительной волей, но лишены на­стойчивости или способности добиваться чего-то во что бы то ни стало. Для других наиболее сложной является фаза принятия решения, хотя после того, как оно принято, остальные аспекты воли оказываются вполне адекватны­ми и достаточно развитыми. Именно поэтому воспитание воли требует дифференцированного подхода и понима­ния того, какой из ее компонентов нуждается в специ­альном развитии.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Этот момент очень важен и требует особого внимания. Есть много людей с чрезмерно развитой личной волей – обычно она направлена на самоутверждение и подавление других людей. Мы называем эти случаи “адлеровскими”, поскольку именно Адлер замечательно описал подобный тип, хотя с нашей точки зрения, он сильно преувеличивал его значение и уделял ему слишком большое внимание, в каком-то смысле распространив свою интерпретацию и объяснение на все случаи вообще. Тем не менее типичные адлеровские типы встречаются достаточно часто, и в подобных случаях дальнейшее разви­тие личной воли явно противопоказано.

Кроме этих «адлеровских случаев», у некоторых па­циентов встречается чрезмерное развитие какой-то од­ной фазы воли. Особенно опасной является гипертрофия динамического аспекта воли, которая может приводить к болезненным и даже разрушительным последствиям в осо­бенности у окружающих. Поэтому необходимо продумать, как устранить или свести до минимума этот опасный не­достаток. Для этого существует три способа:

Первый — состоит в том, чтобы стараться поддержать равновесие, т.е., как уже было показано выше, чтобы все фазы воли были одинаково и гармонически развиты.

Второй — и более важный — предполагает развитие в человеке других функций, которые бы ограничивали и уравновешивали функцию воли. Здесь мы в основном име­ем в виду высшие аспекты чувств: развитие любви к лю­дям, сострадания, любящего понимания окружающих, этического чувства, ответственности за свое воздействие на других. Наивысшим выражением этого является не­возможность нанесения вреда другим.

Третий и самый высший способ частично включает в себя и второй. Это пробуждение к действиюдуховной воли, связанное с постижением духовного (высшего) Я. Духовная воля ограничивает и использует личную волю человека не только самым безвредным, но и самым конструктивным способом, освобождая ее от эксплуатации господствую­щих влечений, во власти которых она часто находится. Обычно воля является рабом одного или нескольких влечений человека. И здесь необходимо прежде всего добиться того, чтобы личное Я дезидентифицировалось от этих влечении, а затем, чтобы личная воля встала на службу духовной воле, или, другими словами, духовная воля, духовное Я подчинило себе и начало использовать личную волю.

Существует некоторая разница – которую, кстати, не всегда понимают– между полностью пробудившейся духовной волей, с одной стороны, и подчинением личной воли высшим чувствам – с другой. Для многих паци­ентов на определенном этапе лечения последнее может стать линией наименьшего сопротивления, иными сло­вами, эмоциональная энергия, мотивирующая волю пе­реходит с низшего уровня на высший, продолжая оставаться эмоциональной мотивирующей силой хотя и ставящей перед собой более конструктивные цели. Но задачей психосинтеза, конечно же, является первое, т. е. установление прямого отношения с духовной волей, с Высшим Я. А это означает воспитание конструктивной, сильной, настойчивой и мудрой воли — одним словом, слияние того, что мы считаем одними из основных энер­гий человека, — энергии воли и энергии любви; таким образом, в результате у нас в распоряжении оказывается «любящая воля».

Использованное выше слово «слияние» можно заме­нить сочетанием «органическое функционирование», ибо речь идет о функциональном слиянии, а не о настоящем слиянии в прямом смысле этого слова. Здесь подойдет аналогия из биологии: в организме человека нет матери­ального слияния органов и частей тела, мы можем их анато­мически и физиологически вычленить. Их слияние представляет собой функциональное единство, управляе­мое тем, что можно было бы назвать включенным в эту систему очень эффективным аппаратом, главное звено которого находится в центральной нервной системе и ко­торый действует через другие нервные центры и эндок­ринные железы.

При тренировке и использовании воли существует одно очень четкое ограничение, касающееся третьей фазы принятия решения. Как известно, нерешительность является одним из наиболее распространенных симптомов у людей находящихся в депрессивном состоянии или, как говорил Жане, «переживающих отлив психического на­пряжения». Во всех этих случаях с терапевтической точки зрения было бы ошибкой заставлять таких людей принимать решения: это вызвало бы у них сильную тревогу, посколь­ку они и в самом деле в настоящий момент неспособны на это. Если их подталкивать к принятию решения, это вызо­вет у них ощущение поражения и фрустрации, что еще больше усилит депрессивное состояние и обычное для подобных случаев чувство неполноценности. Наша задача при работе с такими пациентами состоит в том, чтобы избавить их, насколько это возможно, от необходимости принимать решения, пока длится их депрессивное состоя­ние. Лучше всего объяснить им, что это состояние времен­но, и что им лучше отложить все важные решения до той поры, когда их депрессия закончится. Это очень важно, поскольку в подобном состоянии люди часто принимают решения, о которых впоследствии сожалеют, например, поддавшись панике или пессимизму, продают по очень низкой цене свою собственность или ценные бумаги.

Другим способом может стать принятие решения вмес­те с ними (только не за них), когда терапевт возмещает то, чего им в данный момент не хватает. Можно вместе с пациентами пройти и все остальные фазы, особенно ста­дию обдумывания, предоставляя им недостающие элементы для принятия решения. Это очень важно для терапии.

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ ТЕХНИКАМИ

Воля не только может сочетаться, но и обязательно сочетается с активным выполнением всех других техник психосинтеза, и наоборот, выполнение любой техники косвенным образом содействует развитию воли.

В связи с этим встает важный практический вопрос: когда в ходе терапии вводить прямую тренировку воли? У людей с очень слабо развитой волей во избежание фруст­рации лучше всего это делать в самом начале Однако лучше не упоминать волю впрямую, а просто использовать различные активные техники, соответствующие их симптомам и запросам. Когда с помощью этих техник они, сами этого не подозревая, разовьют волю до необходимого уровня, терапевт может вводить прямую тренировку воли как таковой. Таким образом, у нас возникает парадоксальная ситуация, при которой чем слабее воля, тем позже вводится ее прямой тренинг.

 

12