Психосинтез р. Ассаджиоли

Итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли (I N88-1974) был последовательным учеником Фрейда и не подвергал критике его классический психоанализ. Однако он справедливо считал, что если есть анализ — должен быть и синтез. Ассаджиоли принимает классический психоанализ Фрейда и дополняет его терапевтическим подходом Юнга, который предусматривает две стадии: аналитическую и синтетическую.

Там, где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), начинается ПС: складывание разложенных частей лично­сти в более совершенную комбинацию. Сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.

Ассаджиоли создает свою теорию структуры личности (внеся в нее идею Адлера о врожден­ном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), вводит целый ряд новых понятий и разрабатывает четкую практику терапевтических упражнений. В настоящее время ПС широко применяется в психотерапии для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, неврозов и других личностных проблем.

Структура личности по Ассаджиоли

1. Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» Оно: наиболее простые животные инстинкты, сильные энер­гетические ресурсы, эмоциональная заряженность, неконтроли­руемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.

2. Среднее бессознательное (предсознание) — здесь бессознательные ощущения, вос­приятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в раз­личной степени) психические состояния и навыки. Здесь «зреют плоды нашего ума» путем более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.

3. Высшее бессознательное (супербессознательное) влияет на сознательное Я сверху: врожденные (а не навязанные Сверх-Я) ценно­сти — альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм, высшие парапсихические процессы и т.п. По Ассад­жиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей.

24 стр., 11631 слов

5. Классический психоанализ как система

... с позиции классического психоанализа Предметом психологии в ПА, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики (влечения). Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами, влечениями, инстинктами, желаниями, ...

4. Поле сознания — осознаваемая, анализи­руемая индивидом часть личности, ощущений и восприятий.

5. Сознательное Я / Эго — в центре сознания. Это рефлексивное, целостное Я, «видящее себя со стороны». Поле сознания — освещенный экран, а сознательное Я — проецируемое на этот экран изображение.

6. Высшее Я — истинная сущность человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.).

Именно осознание своего личного высшего Я — условие психического здоровья.

7. Коллективное бессознательное (Юнг) — в про­странстве (бессознательная связь с психикой современников), во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).

Решающее условие обретения психиче­ского здоровья — постижение своего высшего, истинного Я. На базе этого постижения и только после него человек с помощью терапевта налаживает наиболее гармо­ничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, окру­жающим миром. Это и есть сущность практики ПС.

Этапы психосинтеза

1. Глубинное постижение личности начинается с анализа проявлений низшего бессознательного. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами различных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания. Они сохраняются в виде фантазий, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы. После анализа низшего бессознательного терапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессознательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие способности.

В психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготав­ливая клиента к основной терапевтической 2ааботе — синтезу.

2. Выявление основных элементов личности и контроль над ними. Эти этапы могут проходить в строгой последовательности или одновременно, так как процесс глубинного познания лично­сти, а затем истинного Я — бесконечны.

Нa данном этапе применяются два основных метода:

Разотождествление — процесс отделения себя от того элемента личности, кото­рый клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и кото­рый, по мнению терапевта, является причиной невроза или усу­губляет его: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществ­лять контроль над тем, с чем себя отождествляем» (А.).

Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но не­которые под их воздействием начинают считать себя неудачника­ми и перестают предпринимать даже вполне доступные им уси­лия, чтобы исправить положение.

Другой, на длительное время страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.

9 стр., 4014 слов

Природа и сущность человека

... и социальное в человеке; Дать описание антропогенеза и социогенеза; Описать возникновение сознания и языка. Объектом исследования является человек. Предметом – его природа и сущность. Человек как субъект ... вещей", начиная с каменного наконечника стрелы и кончая компьютером. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надежнейшим свидетельством присутствия ...

Терапевт помогает клиенту понять, что неудачи или бо­лезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.

Некоторые отождествления себя с элементами личности мо­гут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причиной неврозов.

Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится своим возрастным изменениям. Если же она начинает воспринимать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, возрастные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.

Поэтому важно научиться отождествлять себя с положительными для психического здоровья элементами личности, а с таящими в себе опасность невроза — стараться разотождествляться как с элементом личности, к тому же далеко не главным. Этот процесс требует терпения и квалифицированного руководства.

Работа с субличностями. Если элементы — это определенные качества, то субличности — более целостные образы самовосприятия, обладающие относительной самостоятельностью: сын своих родителей и отец своих детей, начальник и подчиненный и т.д. Чем больше субличностей у психически здорового чело­века, тем духовно богаче сама личность.

Субличности могут жить дружно, даже помогая друг другу, а могут конфликтовать. Их взаимоотноше­ния — реальная причина неврозов.

Задача терапевта — работа именно с конфликтующими субличностями, рождающими психологические проблемы клиента.

Если субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья человека, начина­ет властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации — отстранению от мешающей субличности.

Это аналогично процессу разотождествления с элементами личности: клиент с помощью терапевтадолжен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена.

3. Психосинтез:

— выявляется или формируется объеди­няющий центр Я. Истинное Я отличается от элементов и субличностей своей неизменной сущностью. Это и по­зволяет ему выполнять роль объединяющего центра;

— формируется или переформируется личность вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я.

4 стр., 1644 слов

Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. ...

... провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первым приступивший к ... более значительную роль в жизни человека).     Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Самосознание — форма психического ...

Не каждому клиенту даже под руководством терапевта удается эту задачу решить полностью.

Задача терапевта — выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными субличностями — отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие психофизическо­го самоощущения, отделяя или хотя бы дистанцируя себя от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

Если поиск и дистанцирование истинного Я не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой сущности своего истинного Я.

Это может быть иденти­фикация с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, с каким-то моральным идеалом (героизмом, достижением успеха и т.д.).

Нередко идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.

Придуманный идеальный образ высшего Я — внешний объединяющий центр, вокруг него тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции — имаготерапию.

Имаготерапия (от англ. image — образ) — прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью терапевта идеальный образ.

Терапевт помогает в выборе идеального Я, исходя из личностных резервов клиента. Он не должен стремиться стать своей противоположностью: выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима. Синтез (новая конструкция личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты.

Основные ступени имаготерапии

1. Выбор идеальной модели своего желаемого я.

Для этого подбирается образ, дос­тижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Ассаджиоли делит выбираемые идеальные Я-образы на два ос­новных типа:

  1. характерные для интровертов образы внутреннего, духовно­го совершенствования, достижения внутренней гармонии;
  2. характерные для экстравертов образы лиц, достигающих об­щественно признанного успеха в различных сферах деятельности.

Важно, чтобы выбранный образ соответствовал типу личности клиента — выраженного интроверта или экстраверта. При этом следует помнить: у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являютсяамбавертами. Таким людям Я-образы подбираются, исходя из других на­клонностей, способностей и интересов.

24 стр., 11979 слов

Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

... работы - психологические особенности взрослых мужчин и женщин. Цель работы - изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин. Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические ... вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается ...

2. Конструктивное использование всех энергетических ресурсов. Имеется два основных энергетических ис­точника:

— Энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов. Ее нужно направить в конструктивное, созидательное русло — трансмутировать (перевести в иное качество).

Это целенаправленный (с помощью те­рапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.

— Энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я, высвобождающаяся на разных уровнях личности.

3. Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности. Они выявляются в анализ модельных компонентов идеального Я. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Некото­рые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации лич­ности на пути к идеальному Я, одновременно по внутреннему и внеш­нему путям:

А) Внутренний путь — самовнушение, что необходимые эле­менты идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужно­го уровня.

Б) Внешний путь — действенное формирование и совершенство­вание необходимых качеств (уверенности, выдержки, самоконтроля …) и психических функций (внимания, памяти, воображения …) путем систематической тренировки.

Здесь используются бихевиористские методы: тре­нинг умений (и качеств), систематическая десенси­билизация или негативное подкрепление мешающих элементов.

4. Гармонизация структуры личности. Осуществляется четкое распределение и закре­пление иерархической зависимости различных имевшихся в наличии, скорректиро­ванных и вновь сформированных элементов личности в соответ­ствии с выбранной идеальной моделью.

Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психо­синтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармонич­ного соединения отдельных нот, которые существовали и до это­го, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

5