Для обоснования он приводит исторические этапы развития общества.
1. Теологический. Для него характерно стремление к абсолютному знанию и неразрешимым вопросам. Так как этот этап очень длителен, он делит его на три периода.
А) Фетишизм. Когда происходит предписание признака одушевлённости всем окружающим предметам.
Б) Политеизм. Здесь начинается умозрительное постижение всего многообразия как одушевлённого.
В) Монотеизм. Здесь происходит развитие представления о подчинении всего многообразия некому духовному единству.
2. Метафизический или философский. Здесь на место сверхъестественных факторов ставятся абстракции, называемые законами. На этом этапе преувеличена умозрительная сторона познания. Идеалом познания является его движение от познания конкретной сущности до познания сущности всех сущностей, или субстанции. Это понятие тождественно понятию духовного единства на теологическом этапе.
3. Положительная, или реальная философия. В этой философии происходит замена воображения и фантазии наблюдением. Основное правило этой философии в том, что любое предложение, которое нельзя превратить в простое описание фактов, лишено, реального смысла. В этой философии происходит распространение здравого смысла на всё умозрение, и тем самым происходит систематизация логических неувязок самого здравого смысла. Основание новой философии- позитивный метод, который состоит в том, что точная и строгая регистрация фактов в любом случае предпочтительней умозрительной спекуляции.
Во второй половине 19 века идеи позитивизма получили широкое развитие. Этот позитивизм называется классическим и кроме Конта его основными представителями были Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер. На рубеже 19-20 веков возникает вторая разновидность позитивизма, эмпириокритицизм. (анализ ощущений).
Его представителями были физики Э. Мах и Р. Авенариус. Возникновение этой разновидности было связано с кризисом классической физики и механистической картины мира, основанной на ней. Этот кризис был связан с открытием радиоактивности и девальвации основного понятия классической физики – атома. Особенностью данного позитивизма является абсолютизация относительного характера знаний. Основной тезис этой философии «наука не даёт и не может дать знание реальности, так как мир — ни что иное, как наш опыт, а любой предмет этого опыта не более чем комплекс наших ощущений». Отсюда задача философии сводится к разработке методологии анализа наших ощущений. Развитие неоклассической физики в начале 20 века показало, что субатомная физическая реальность столь же объективна, как и атомная, и несводима лишь к комплексу наших ощущений. В двадцатых годах 20 века появляется третья разновидность – неопозитивизм. Представители: Л. Витгенштейн, Р. Карнап и Б. Рассел. Появление этой разновидности было связано с выходом физики на уровень сверхчувственных сущностей и потерей наглядности в науке. Отсюда задача философии сводится к разработке логикометодологического аппарата, выяснению роли знаковосимволических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса, природа и функции матиматизации знания и.т.д. Эта философия существует до сих пор в виде методологии научного познания. В 70-е годы возникает новая разновидность позитивизма – постпозитивизм. Представители: Т. Кун, П.Фейерабенд, И. Локатос. Основная особенность этой философии состоит в переходе от анализа языка науки к анализу тенденций исторического развития науки. Родоначальником этого направления является Т. Кун, который в совей книге «Структура научной эволюции» раскрывает механизм развития науки, как смену научных парадигм.
Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...
... Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Содержание Введение 1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды и значение в жизни ... человека 2. Пороги чувствительности, закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, контрастность. ...
Учение марксизма о природе.
Основателями марксизма были К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895).
Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Универсальные гегелевские принципы движения и развития, реализующие себя через внутренние противоречия, были применены Марксом к материальным системам. Перестает быть косной природа, она освобождается от повторяющихся круговоротов (сохраняя вместе с тем способность к цикличности в развитии), исчезают общественные организации как “венец и цель прогресса” (Гегель), процесс познания уже не характеризуется бесспорными эталонными истинами, независимыми от человека. Изменяется бесконечно мир и существующие в нем разумные существа, изменяется и сам процесс познания и его результаты, которые проверяются практически в ходе преобразования мира человеком.
Основанием бытия выступает материя, которая определяется через её противопоставление сознанию. Материя определяется как философская категория, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях. Основным атрибутом материи является движение. Движение определяется как способ существования материи. Движение иерархично и находится в постоянном процессе развития. Это развитие проходит ряд этапов, называемых формами движения. В марксизме выделяют 5 основных форм движения:
Механическая.
Физическая.
Химическая.
Биологическая.
Социальная.
Каждая предыдущая форма не уничтожается, а сохраняется и существует внутри последующей формы. Другим важным атрибутом материи является пространство и время. Они представляют собой форму бытия материи и неразрывно связаны как между собой, так и с движущейся материей. Пространство определяется как порядок сосуществования объектов. А время, как смена состояний этих объектов.
Марксизм рассматривал историю в связи с подчинением природы, больше того — развитие самого человека. «Разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» — заявлял Энгельс. Так ли это? Возможно, хотя тут трудно сказать, что являлось причиной, а что-следствием.
«Пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и нашего сознания, — мы господа природы. Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы.» Ленин В.И.
Понимание природы конфликтности личности студентов как следствие ...
... предполагает взаимодействие между людьми, которое может сопровождаться многочисленными конфликтами. Особенно остро в понимании природы конфликта встает вопрос о свойствах личности, определяющих частоту вступления ... Полученные результаты корреляционного анализа позволяют немного ближе подойти к пониманию природы выбора личностью того или иного стиля поведения в конфликте. И рассмотреть стили ...
Общество как таковое, по Марксу, — продукт взаимодействия людей. Это во многом определило дальнейшее развитие социальной мысли.
6. Философия психоанализа и её разновидности.
Психоанализ был основан на рубеже 19-20 веков австрийским психиатром З. Фрейдом. В общем плане психика человека – это две противоположные друг другу сферы сознательного и бессознательного. Последнюю он считает центральным компонентом, составляющим суть психики. Сознательное – это надстройка над бессознательным. Фрейд создаёт модель психики личности, состоящую из 3 основных элементов:
Оно
Я
Сверх-Я
Оно – это глубинный слой бессознательных влечений, основа деятельности индивида. Этот слой руководствуется принципом удовольствия безотносительной социальной реальности, а зачастую и вопреки ей.
Я – это сфера сознательного, посредник между НОН и внешним миром, соизмеряющий деятельность Оно с принципом реальности, целесообразности и необходимости.
Сверх-Я – это внутриличностная совесть своего рода критическая инстанция, которая возникает как посредник между Оно и Я в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности Я обуздать бессознательные порывы и подчинить требования принципом реальности.
Раскрывая механизм психики, он показал, что её глубинный слой действует по произвольной программе получения наибольшего удовлетворения.
Так как при удовлетворении страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, то в нём возникает Я, стремящееся обуздать бессознательное влечение и направить их в русло социально-одобряемого поведения.
Так как это часто не удаётся, то возникает чувство вины. В нём выражены разного рода социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека, Сверх-Я призвано осуществить сублимацию бессознательных влечений. То есть направление бессознательной энергии в социально-одобряемое русло. Проблема первичных влечений стала камнем преткновения всего психоанализа, так как в качестве движущей сил бессознательного Фрейд принял сексуальное влечение. За подтверждением своей гипотезы он обратился к древнегреческому мифу о царе Эдипе и разработал Эдипов комплекс в качестве универсальной схемы психической жизни человека.
Критический пересмотр учения Фрейда первым предпринял его швейцарский ученик К. Юнг, который считал, что Фрейд неправомерно свёл всю человеческую деятельность к биологическому сексуальному инстинкту, и указал, что у человека инстинкты имеют не столько биологическую, сколько символическую природу. Подобно инстинкту животных, у человека есть архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Это скрытые следы памяти человеческого прошлого, общечеловеческий опыт, характерный для всех людей. Он выделяет несколько наиболее значимых архетипов: персона, анима-анимус, тень и самость.
21 стр., 10354 слов
Связь функциональных состояний и образа жизни личности
... состояний и образа жизни личности. Гипотеза - функциональные состояния личности не будут зависеть от образа жизни человека (здорового образа жизни). Методы исследования: теоретический анализ понятий: образ жизни, здоровый образ жизни и функциональные состояния ...
Персона – это социальная маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения, то есть это роль, навязываемая человеку обществом. Анима-анимус – абстрактные образы, представляющие женское начало в мужчине, и мужчкое начало в женщине. Посредствам этих архетипов обеспечивается взаимопонимание полов. Тень – это архетип, состоящий из животных инстинктов, и являющийся средоточием самых тёмных, низменных сторон личности. Самость – это центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека, делающие его уникальной индивидуальностью. Юнг разработал типологию психологических характеров, разделив людей на экстравертов и интравертов.
Ещё один последователь Фрейда – Э. Фромм. Критиковал классический психоанализ за принижение роли социально-экономического фактора. Она разработал версию, получившую название «Фрейдомарксизм». Фромм рассматривает побудительные мотивы деятельности человека как результат социальных процессов и пытается раскрыть специфические особенности характера личности, функционирующей в заданной социальной системе. Выделившись из животного царства, человек становится рабом дихотомии существования. Во-первых, человек всегда балансирует между жизнью и смертью.
Он заброшен в этом мире в случайном месте и времени и осознаёт ограниченность своего существования. Во-вторых, существует дихотомия между тем, что каждый человек является носителем огромного числа заложенных в нём потенций, которые не может реализовать из-за кратковременности своего существования. Это противоречие человек не может устранить и реагирует различными способами, в соответствии со своим характером и культурой. Фромм показывает, что в первобытном обществе человека спасала идентификация с родом или кланом. В средневековье каждый знал своё место в социальной структуре, и поэтому не испытывал чувство оторванности от других. Возрождение разрушает социальную стабильность средневековья. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Появляются психологические механизмы бегства от свободы.4 основных типа:
Садизм.
Мазахизм.
Деструктивизм.
Комформизм.
Садизм проявляется в стремлении иметь неограниченную власть над другими. Мазахизм проявляется в стремлении подчинять себя другим. Деструктивизм проявляется в стремлении разрушить мир прежде, чем он разрушит меня. Комформизм проявляется в стремлении быть в таком согласии с социальными нормами, которые отрицают всё оригинальное. По Фромму в личности нет ничего врождённого. Все психические проявления – эффект погружённости человека в ту или иную социальную среду.
Волюнтаризм Шопенгауэра.
Шопенгауэр – немецкий философ первой половины 19 века. Он разработал учение, получившее название волюнтаризм, так как в нём в качестве высшего принципа бытия берётся воля. Его основная книга « Мир, как воля и представление». Отсюда его философия основывается на двух положениях:
Мир, как воля в себе.
Мир, как представления для меня.
Всё, что существует для познания – есть мир моих представления. Однако из наличия в нас свободной воли можно сделать вывод, что именно воля является внутренней сущностью всех природных сил. Эта изначальная воля, как вещь в себе, лежит вне времени и пространства и всякой причинности. Она не имеет основания и цели. Она беспричинна и непознаваема. Её основное предназначение – объективация в виде многообразия предметов окружающего мира. Эти объекты, определённые благодаря пространству и времени, могут рассматриваться рационально в рамках причинных связей. Волю, как идею, можно познавать лишь чистым созерцанием в сочетании с чистой фантазией. Поэтому воля может быть в поэзии, архитектуре и особенно в музыке, так как она не только отображает идеи, но является объективацией в нас мировой воли.
Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
... Вторую группу составят те характеристики, которые формируются в процессе жизни человека. И вот здесь возникает проблема: что оказывает влияние на ... отчетливо проявляется деятельность, нацеленная на изменение своих психических свойств (воли, характера, внимательности и т. д.). Наиболее сложной является сознательная ... "другом" как о субъекте, как о конкретном бытии – значит признавать, что я не могу ни о
Воля всегда находится в стремлении. Это является её сущностной основой и стремлению не ставится никакой цели. Поэтому мировая воля но способствует никакому конечному удовлетворению. В силу этого жизнь сплошная череда страданий, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни. Что в конце концов означает переход в небытие или состояние нирваны. Это уничтожение происходит из понимания конечности пространственно временных определённостей, из осознания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Они в свою очередь являются основанием морали. Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало,корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом,волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философиимыслителя. 8. Философия жизни Ницше.Философия жизни – это широкое течение западно-европейской философии второй половины 19-20 веков. Это течение наиболее широко было представлено в Германии и Франции. Ницше начинает с выявления основного противоречия у Шопенгауэра, у которого воля к жизни противоречат эстетическому принципу, который требует отказа от самоутверждения. Ницше устраняет это противоречии, провозглашая суверенность жизни и чисто служебную функцию морили.
Ницше показал, что воля к жизни слишком абстрактна и конкретизирует её в виде воли к власти. Он считает, что жизненная сила культуры иссекает с каждым часом и становится очевидна альтернатива: либо вырождение человека, либо радикальная переоценка всех ценностей. Эта переоценка требует покончить с гегемонией морального сознания, встать на сторону добра и зла и выйти за его пределы, то есть встать по ту сторону добра и зла. . В человеке он подчеркивал принциптелесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же естьлишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, впервую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизируетмир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление —метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждыйчеловек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальныхособенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условияхего стадного бытия.Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого вниманиямыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнутысубъективизмом и агностицизмом.Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: онпротивопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства исправедливости как разлагающие цельность человеческой природы.По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формычеловеческого поведения маскируют волю к власти.
Глава I. Смысл жизни в философии Вл.С. Соловьева,
... списка используемых источников и литературы. Глава I. Смысл жизни в философии вл.С. Соловьева, а.И. Введенского, н.Я. Грота, л.М. Лопатина ... души или продолжения личного существования за пределами земного бытия. Полнота смысла достигается только соотнесением с безусловным трансцендентным ... долг, а в его основе "Лежит «общая мировая воля к жизни — „всеобщая душа", как говорили древние». Грот весьма ...
У людей слабых онапроявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей властиили, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самыхсильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлениючужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в немзакономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше какфилософа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степеньавтоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостныйпоток бытия.Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступковчеловека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю«ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления инапряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как кдереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфическую волюк аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится к максимуму чувства власти.
Немецкий экзистенциализм.
Мартин Хайдеггер — немецкий философ-экзистенциалист. Наиболее крупныепредставители экзистенциализма в Германии были М. Хайдеггер, К. Ясперс.Экзистенциализм — это философия существования, одно из самых модныхфилософских течений в середине XX в., явившее собой самое непосредственноевыражение современности, ее затерянности, ее безысходности…Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка,бессмысленности и безысходности всего происходящего… Экзистенциальнаяфилософия — это философия радикальной конечности.Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками вих классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубоиндивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этотмир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всехсторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? Вчем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своегожизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут неволновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческогосуществования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций —озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.
Прирассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализмавысказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация набудущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничениенастоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет отличности ее конечность. Такие идеи, как «забота», «страх», вина» и т.п.,выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе стем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном началев бытии человека — на личностном выборе, ответственности, поискахсобственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.В своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, товпоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. Вболее поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм ипсихологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. Карл Ясперс — выдающийся немецкий, философ, психолог и психиатр, один изоснователей экзистенциализма.Философствованию свойственна жизненность экзистенциального высветленияпроблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-тоосмыслить наполненное бедственностью и неизбывной заботой наше существование.Экзистенция составляет бытийное ядро личности.
Проблема человека в философии XX века
... условия способствуют более полной реализации личности, её способностей. Все ли люди – люди? У Б.Ф. Поршнева и Б. Диденко своя точка зрения по этому вопросу. ... учётом единства противоположностей. Человек Природа (био) Общество (социо) Природа внутренняя Природа внешняя Материальное Духовное Наследственность (Питание, Общ. Бытие Общ. сознание экология, космос) Самосознание ...
Экзистенция с особой силойоткрывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания,смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остроиспытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своего существования.Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция существенным образом ограничена, причем эта ееограниченность не только не негативна, но и содержательно-позитивна и потомуне может быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуальногоабстрагирования, а принадлежит самому ее бытию.Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: какспасти человечество от тоталитаризма — этой главной опасности XX в.,ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны.