Содержание
Введение
.Характеристика учреждения
2.Анализ специфики деятельности психолога дошкольного учреждения
.Описание проделанной работы
.Индивидуальное задание
Заключение
Библиографический список
Приложение
А. Анкета «Определение стиля педагогического руководства учителя»
Б. Методика «Определение стиля педагогического руководства учителя»
Введение
С 01 июля по 14 июля 2013 года я проходил учебно-ознакомительную практику в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», по адресу: г. Нижнеудинск ул. Индустриальная 3
Цель: закрепление полученных теоретических знаний в практической деятельности, формирование умении и навыков профессиональной психологической сферы.
Задачи:
) Обобщить знания, полученные в процессе профессионального обучения;
) Получение навыков в подборе оформляемого материала для осуществления профессиональной деятельности;
) Ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
) Получение навыков обработки и интерпретация данных полученных в ходе психологического обследования
.Характеристика учреждения
Полное наименование: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», МОУ
Юридический адрес: 665106 г. Нижнеудинск ул. Индустриальная 3
Учредитель: администрация города Нижнеудинска
Режим работы учреждения: 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00.
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера
... различных образовательных учреждений. Цель исследования - изучение особенностей педагогической работы с подростками ... педагогических условий воспитания в семье и школе. Основными методами психолого-педагогической работы ... 1994. 31. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. ... изучения особенностей развития и педагогической коррекции личности ребенка в ...
Основными задачами коррекционно-педагогической работы являются:
) Последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений
) Коррекция высших корковых функций
) Воспитание устойчивых форм поведения и деятельности
) Профилактика личностных нарушений
) Профессиональная ориентация
) Развитие игровой деятельности
) Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми)
) Увеличение пассивного и активного словарного запаса
) Формирование связной речи.
) Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи
) Расширение запаса знаний и представлений об окружающем
развитие сенсорных функций
) Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений
) Развитие кинестетического восприятия и стереогноза
) Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного элементов абстрактно-логического)
) Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, Речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося Развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить этиологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедичсской работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ...
... -дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениями в развитии и его родителями. Как показал ... психологии и педагогике. При этом необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога). Остановимся ...
Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.
Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми’ с тяжелыми и сочетанными нарушениями.
При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффекта внести коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).
Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...
... средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком ... по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай ...
В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухолить в себя, ограничивать социальные контакты.
2.Анализ специфики деятельности психолога коррекционного учреждения
психолог дошкольный педагог обследование
Руководителем практики был назначен Борзов Владимир Григорьевич, занимающий должность педагог-психолог. Стаж педагогической деятельности 25 лет.
Психолог в коррекционном учреждении — это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.
В его обязанности входит заботиться о психическом здоровье личности, участвовать в создании для нее развивающей психологически комфортной среды. Проводить регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определять лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль. Проводить необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.
Владимир Григорьевич ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов.
Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений.
Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной ...
... психологии на основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов. Глава II рассматривает различные стили педагогической деятельности. Глава III отслеживает связь стиля педагогической деятельности с дездаптацией школьников. Глава IV представляет собой практическую ...
Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах Ии коллективах.
Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.
Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики. Разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.
Взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.
Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.
3.Описание проделанной работы
Во время прохождения учебно-ознакомительной практики, нами была проделана следующая работа.
В первый день прохождения практики я ознакомился с работой данного учреждения, провел инструктаж по техники безопасности, познакомился с руководителем практики. Руководитель практики показал мне помещение центра и территорию для прогулок детей. В каждой группе разная обстановка, среднее количество детей в группе 10-15 человек. Мебель и игрушки подобраны соответственно возрасту детей. Кабинет психолога разбит на зоны и оборудован как для индивидуальных занятий, так и для групповых занятий с детьми. Имеется большое количество специальной методической литературы по психологии детей дошкольного возраста, а так же большая подборка методик и тестов, имеется музыкальный центр, в кабинете есть особое освещение под тематику музыки.
Несколько дней мы изучали основные документы регламентирующие деятельность данного учреждения и работы психолога. В этот перечень документов входит: устав центра, годовой план, журнал учета консультаций психолога, анализ специфики деятельности психолога-педагога, этический кодекс психолога и другая различная документация.
Чтобы более подробно ознакомиться с работой психолога, нам было предложено посетить консультацию психолога с родителями на тему: «Как помочь детям учиться?».
Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом
... работа представляет собой выявление социально-психологических проблем руководства педагогическим коллективом, а также попытку выделить типичные ошибки ... стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности. Вместе с тем везде подчёркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы, роль педагогического ...
Также руководитель давал задания, в которые входило изготовление раздаточного материала для занятий психолога с детьми.
4.Индивидуальное задание
Моим индивидуальным заданием на время прохождения практики было «Исследовать индивидуальный стиль работы сотрудников»
Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
1.Авторитарный (тактика диктата и опеки).
2.Демократический (тактика сотрудничества).
.Попустительский (тактика невмешательства).
При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
Индивидуальный стиль деятельности педагога
... является индивидуальный стиль деятельности. Предмет: индивидуальный стиль педагогической деятельности. Цель данной работы - всестороннее изучение особенностей формирования индивидуального стиля деятельности. Задачами курсовой работы являются: - рассмотрение теоретических аспектов индивидуального стиля деятельности; - изучение особенностей индивидуального стиля деятельности педагога; ...
При попустительском (либеральном) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Учитель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь преподаванием. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
Нетрудно заметить, что такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.
Для выполнения своего индивидуального задания, мною был использован метод анкетирования.
Анкетный опрос — один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений оценок поведения. Анкетный опрос широко используется в социологии, психологии, педагогике, других областях науки и практики.
Анкетный опрос — это метод социально-психологического исследования с помощью анкет.
Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой список вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Так же для выполнения индивидуального задания, мною был использован метод тестирования.
Психологическое тестирование проводится для исследования определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.
Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Для проведения исследования мною были проведены методики:
Методика «Определение собственного стиля педагогического руководства»,
опросник «Определение стиля педагогического руководства учителя».
Методика №1, «Определение собственного стиля педагогического руководства» (См. приложение А).
Анкета была разработана на основе методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова. Опросник содержал 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия учителя и учащихся. Каждая группа состояла из трех утверждений, обозначенных буквами a, b, c, которые соответствовали авторитарному, демократическому и попустительскому стилю педагогического руководства (см. Приложение А, Б).
VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения ...
... влияние педагогического стиля на характер межличностных отношений в классе, нами было проведено изучение структуры формальных и неформальных отношений классных коллективов, которыми руководят учителя с разным педагогическим стилем. Были выделены следующие педагогические стили: ...
Анкетируемым предлагалось внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует их мнению о преподавателе и отметить выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.
Методика № 2, «Определение стиля педагогического руководства учителя» (См. приложение Б).
Учителю предлагалось представить себя в воспитательной или учебной ситуации и оценить, насколько часто, или, наоборот, редко он поступает так, как указано в высказываниях. При ответе необходимо было обвести цифру от 1 до 5, соответствующую частоте указанных действий.
В ходе исследования индивидуального стиля работы сотрудников, было выявлено, что 19% использует авторитарный стиль управления. Данный стиль руководства, отличает непонимание детей, неадекватность оценок, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарные педагоги акцентируют внимание на негативных поступках учащихся, не принимая во внимание их мотивы. Такие внешние показатели успешности их педагогической деятельности как успеваемость и дисциплина чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в коллективе, как правило, неблагополучна. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков. Противодействие воспитанников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Попустительский стиль управления использует 31% сотрудников. Такой стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства нет целенаправленного взаимодействия «учитель-ученик». Следствием этого является отсутствие контроля деятельности учащихся и динамики развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Преобладающим стилем управления для данной организации оказался демократический стиль — 50%. Для педагогов, придерживающихся данного стиля руководства, характерны активно-положительное отношение к школьникам, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений. При демократическом стиле педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. По внешним показателям своей деятельности педагоги этого стиля руководства уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим.
Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся
... вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению. Выбор темы исследовательской работы «Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся» неслучаен. ... классах начинается развитие и совершенствование человека, как общающейся личности. Этим процессом руководит учитель. Особенно плохо, когда руководитель лишен способности к нормальному общению. Ведь «руководство ...
Для повышения эффективности педагогического процесса преподавателю можно воспользоваться системой формирования индивидуального стиля общения, предложенной В. А. Кан-Каликом и состоящей из следующих этапов:
) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;
) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении; работа по преодолению застенчивости, скованности;
) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;
) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанников);
) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.
Исследование стилей педагогического руководства учителей, выявления причин предпочтения того или иного из них, а так же разработка мер по повышению эффективности образовательного процесса является актуальным направлением исследования в наши дни в связи с резким падением учебной мотивации и познавательного интереса среди школьников.
Заключение
Прохождение учебно-ознакомительной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.
В это время будущий психолог применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.
Во время прохождения учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало, руководитель практики Владимир Григорьевич всегда был готов ответить на любой интересующий меня вопрос, дать рекомендацию.
За время прохождения учебно-ознакомительной практики мною были получены следующие знания и умения:
·узнал о специфике работы данного учреждения;
·приобретение опыта проведения тестов с персоналом учреждения, как то: организация места обследования, инструктирование обследуемых, контроль за выполнением теста;
·получение навыка анализа результатов и их обработки;
·повышение опыта в наборе текста и обработке изображений;
Также теперь имеем представление о том, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.
Проходя учебно-ознакомительную практику, мы смогли закрепить полученные теоретических знаний в практической деятельности, получили представление о роли психолога в коррекционном учреждении.
Таким образом, цель учебно-ознакомительной практики, достигнута, поставленные задачи решены.
Библиографический список
1) Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
) Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — Спб.: Питер, 2004. — 701с.: ил. — (Серия «Мастера Психологии»).
) Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /под ред. А. С.Роботовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
) Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. Сластёнина В.А. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 576 с.
) Юлия Корчагина. Навстречу подростку. Конфликт учителя и ученика//Здоровье детей. — 2009. — №19. Режим доступа: #»justify»>Приложение А
Опросник «Определение стиля педагогического руководства учителя»
1)
1.Учитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
2.Старается все решать вместе с учениками, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
.Некоторые важные дела решаются фактически без участия учителя, его функции выполняет актив класса.
)
1.Всегда что-нибудь требует, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
2.Требует так, что хочется выполнить.
.Требовать не умеет.
)
1.Старается подбирать способных, ответственных учеников в актив класса.
2.Учителю безразлично, кто состоит в активе класса.
.Он добивается безотказного исполнения и подчинения актива класса.
)
1.Его интересует только выполнение учебного плана, а не отношение учеников друг к другу.
2.В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
)
1.Наверно, он консервативен, так как боится нового.
2.Инициатива актива класса учителем не принимается.
.Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6)
1.На критику учитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
2.Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
.Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
)
1.Складывается впечатление, что учитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
2.Ответственность распределяет между собой и учениками.
.Учитель единолично принимает решения или отменяет их.
)
1.Регулярно советуется с классом.
2.Ученики не только советуют, но и навязывают своё мнение учителю.
.Не допускает, чтобы ученики ему советовали, а тем более возражали.
)
1.Обычно советуется с активом класса, а не со всем учениками.
2.Регулярно общается с активом класса, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
.Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать учеников.
)
1.Всегда обращается к ученикам вежливо, доброжелательно.
2.В обращении с учениками часто проявляет равнодушие.
.По отношению к ученикам бывает нетактичным и даже грубым.
)
1.В критических ситуациях учитель плохо справляется со своими обязанностями.
2.В критических ситуациях учитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
.Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
)
1.Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
2.Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
.Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
)
1.Пожалуй, он не очень требовательный человек.
2.Он требователен, но одновременно и справедлив.
.О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
)
1.Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит учеников.
2.Всегда очень строго контролирует работу отдельных учеников и класса в целом.
.Контролирует работу от случая к случаю.
)
1.Учитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
2.Часто делает ученикам замечания.
.Не может влиять на дисциплину.
)
1.В присутствии учителя ученикам все время приходится работать в напряжении.
2.С учителем работать интересно.
.Ученики предоставлены самим себе.
№ вопросаВарианты ответоваbc1АДП2АДП3ДПА4АПД5ПАДбДАП7ПДА8ДПА9АДП10ДПА11ПАД12АДП13ПДА14ДАП15ДАП16АДП
А — Авторитарный стиль педагогического руководства
Д — Демократический стиль педагогического руководства
П — Попустительский стиль педагогического руководства
Приложение Б
Методика «Определение собственного стиля педагогического руководства»
№ВысказываниеРедко Часто1Принимаю решения, не советуясь с воспитанниками/учениками; сам их поощряю и наказываю.123452Для принятия решений обращаюсь за советом к другим людям (директору, завучу, коллегам…).123453Стараюсь все вопросы решать вместе с воспитанниками/учениками.123454Стремлюсь к тому, чтобы все вопросы в классе/группе решались только вместе со мной.123455Для выполнения поручений приходится уговаривать воспитанников/учеников.123456Четко разделяю функции, права и обязанности — свои и учеников.123457Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю.123458Случается так, что передаю часть своих полномочий кому-либо из воспитанников/учеников.123459Обращаюсь к воспитанникам/ученикам с просьбами, советами, поручениями.1234510Меня упрекают в чрезмерной мягкости к ученикам.1234511Меня раздражает, когда ученики проявляют слишком много инициативы.1234512Я стараюсь развивать в классе сотрудничество и взаимопомощь.12345