Цель исследовательской работы

Авторы:

Бенку З.А., 4МП10, zinaida.benku@gmail.com

Мешков И.А., 4МЭО8, vnjm@rambler.ru

КЛУБ МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Содержание

Титульный лист исследовательской работы

Оформляется титульный лист исследовательской работы на листе формата А4 и является первой страницей.

Поля:

  • левое поле листа — 30 мм
  • правое — 10 мм
  • верхнее и нижнее — по 30 мм

Междустрочный интервал – полтора.

Титульный лист не нумеруется.

В верхнем поле титульного листа исследовательской работы пишется полное название учебного заведения/организации (размер шрифта – 16 пт.).

Посередине листа пишется без кавычек «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.)

На следующей строке – заглавными буквами указывается название исследовательской работы без слова «тема», без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).

Название не должно быть длинным, «стандартным или избитым», а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой.

Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.

В правом нижнем углу титульного листа указываются сведенья об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, курс, факультет, группы), ниже — о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность. Если руководителей исследовательского проекта несколько, указываются все через запятую.

Если в вашей работе помогал консультант, то его инициалы и фамилия помещается ниже руководителя с указанием «Консультант».

В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы школьника: Москва, на следующей строчке – год выполнения работы – 2014 – без точки, кавычек, слова «год» или «г» (шрифт – 14 пт.).

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

... поднимая ее научный уровень до уровня дипломной работы. Целью курсовой работы является развитие студентом умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения ... защиты студент может использовать заранее заготовленные раздаточные материалы: распечатанные листы с краткой характеристикой работы, иллюстративные материалы (диаграммы, схемы, графики, таблицы, рисунки и ...

Итак, оформление титульного листа исследовательской работы практически стандартно:

  • полное наименование учебного заведения
  • название исследовательской работы
  • фамилия и имя студента, курс, факультет, группа
  • фамилия, инициалы, должность руководителя проекта
  • город или поселок
  • год выполнения работы

Оформление титульной страницы — это первый шаг.

Содержание исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта.

«Содержание» помещается на втором листе.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

В Содержании пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются.

Пример содержания исследовательской работы:

Содержание

Введение … 3

(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы (при наличии), теоретическую и практическую (при наличии) значимость работы)

1. Подготовка к исследованию(например) … 5

1.1 Исторические сведения … 5

1.2 Сбор информации … 7

1.3 Проведение анкетирования … 8

1.4 Техника безопасности … 9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)

2. Проведение исследования(например) … 10

2.1 Первый этап исследования … 10

2.2 Второй этап исследования … 11

2.3 Заключительный этап исследования … 12

Заключение … 13

(Итоги исследовательской работы)

Список литературы … 14

Приложения … 15

Введение исследовательской работы

Введение — первый раздел проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе.

19 стр., 9022 слов

Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы ...

... методов и методик психологического исследования». Цель: систематизация знаний в области исследовательских методов и методик. Задачи: ... 2004. 4. Дзуки Е. Введение в методологию социально-психологического исследования. Милан, Новосибирск, 1997 //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/methods_info.htm ... соотносятся с задачами наблюдения. В данной работе в качестве категорий наблюдения используются ...

Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования.

Формулируется Цель исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования.

Также важно указать конкретные задачи исследовательской работы, которые предстоит решить.

Во Введении можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.

Таким образом, во Введении отражается:

  • Актуальность темы исследования

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Актуальность проблемы исследования — это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования — это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
  • Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
  • Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования:

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения.

Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории — актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: «texting» и глагол: «to text». Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС — индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС — зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.

4. Это крик души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.

5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям.

Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

7. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

8. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования актуально.

  • Проблема, на решение которой направлено исследование

  • Объект и предмет исследования

После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования участников.

Объект исследования — это то, что будет взято участниками для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Примеры объекта и предмета исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

магнит

свойства магнитов

гора Чатырдаг

легенды и мифы о горе Чатырдаг

тригонометрические уравнения и их системы

способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах

учащиеся и преподаватели школы

зависимость от СМС

английские предложения

способы и причины расположения слов в английских предложениях

семейно-родовые обычаи

родинный ритуал

социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре

процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

глаз

свойства и структура глаза как оптического инструмента

микроклимат учебных помещений

условия микроклимата в учебных помещениях

магнитное поле

магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Описание объекта исследования:

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований» лучше подходит «Объекты наблюдений»:

Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

  • Цель исследовательской работы

Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.

Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

1. Выберите одно из слов типа:

изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Добавьте название объекта исследования

Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

  • Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.
  • Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.
  • Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
  • Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.
  • Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа
  • Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
  • Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
  • Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
  • Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
  • Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.
  • Изучить проблему появления социального сиротства.
  • Изучить влияние парной бани на оздоровление.
  • Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети — социальные сироты.
  • Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
  • Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
  • Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.
  • Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
  • Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.
  • Изучить особенности повести «Башкирская русалка», связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.
  • Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.
  • Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
  • Изучение рациона питания школьника.
  • Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в нашем лесничестве и оценка экологического состояния леса.
  • Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
  • Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
  • Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
  • Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.
  • Выявить закономерности явления …
  • Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
  • Определить фирму — производитель, выпускающую яблочные соки, соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.
  • Определить сходство людей и птиц.
  • Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.
  • Определить роль птиц в жизни людей.
  • Определение качества продуктов быстрого приготовления.
  • Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.
  • Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.
  • Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
  • Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.
  • Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
  • Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.
  • Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
  • Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
  • Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.
  • Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
  • Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
  • Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
  • Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
  • Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
  • Доказать, что среди растений встречаются хищники.
  • Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.
  • Проверить: мороженое — это польза или вред?
  • Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.
  • Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.
  • Обобщить материал по истории марок
  • Установить период распада …

  • Задачи исследовательской работы

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы участника с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

  • Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
  • Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
  • Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
  • Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
  • Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.
  • Изучить химические свойства пластиковых бутылок
  • Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей
  • Изучить историю родной деревни
  • Изучить историю создания мультипликации
  • Изучить процесс создания мультфильма
  • Изучить исторические сведения о соли
  • Изучить состав мороженого
  • Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
  • Изучить проблему появления социального сиротства
  • Изучить способы поедания корма
  • Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
  • Изучить требования к школьному рюкзаку
  • Изучить ассортимент школьных рюкзаков
  • Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
  • Изучить биографию моего прадедушки
  • Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников
  • Изучить последствия инфляции
  • Изучить литературные и научные издания
  • Изучить литературу о жизни пчёл
  • Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города
  • Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.
  • Провести анкетирование учащихся класса
  • Провести опыты с солью
  • Провести эксперимент «Шпионская записка»
  • Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей
  • Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках
  • Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы
  • Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления
  • Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей использующих СМС
  • Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.
  • Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
  • Узнать значение соли в жизни человека
  • Узнать сколько лет фантику, и кто его придумал
  • Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
  • Узнать историю мороженого
  • Узнать виды мороженого
  • Узнать какими свойствами обладают магниты.
  • Проанализировать полученные результаты
  • Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
  • Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
  • Проанализировать проблему экологической индикации почв
  • Проанализировать уровень инфляции в экономике Украины с 2005 года.
  • Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот
  • Исследовать вес рюкзаков школьников
  • Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
  • Исследовать плотность заселения леса муравьями
  • Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.
  • Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
  • Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья
  • Определить вес рюкзаков школьников
  • Определить художественную цель, которой руководствовался писатель
  • Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.
  • Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
  • Рассмотреть возможные дефекты зрения
  • Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения
  • Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.
  • Найти информацию о соли
  • Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
  • Найти черты физиологического очерка в тексте
  • Найти полезное применение исследуемому предмету
  • Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.
  • Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
  • Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления
  • Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке
  • Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.
  • Выявить учащихся с нарушениями осанки
  • Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека
  • Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашей школе
  • Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс
  • Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.
  • Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях
  • Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров
  • Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.
  • Сравнить данные анкетирования и медицинских карт
  • Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными
  • Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.
  • Показать роль деятелей, живших в нашем городе
  • Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.
  • Собрать материал о различных видах грибов
  • Собрать легенды и мифы о …
  • Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.
  • Сделать сравнительный анализ …
  • Сделать вывод по результатам работы.
  • Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
  • Составить методические рекомендации для решения уравнений.
  • Обобщить полученные результаты
  • Обобщить сведения об инфляции и дефляции.
  • Описать практический эксперимент
  • Описать аспекты влияния СМС на психику человека.
  • Установить основные причины ухудшения зрения.
  • Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.
  • Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.
  • Согласовать план с лесничеством.
  • Получить новую информацию о горах.
  • Познакомиться с легендами о деревне.
  • Рассчитать суточный рацион учащихся.
  • Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.

МЭП_оформление работ — Стр 2

  • Гипотеза (предположение)

  • Основные этапы работы, организация
  • Методы исследования

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:

— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;

— желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования

Пример 1.

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.

Методы исследования:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;

2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.

Методы исследования:

1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;

2. проведение замеров температуры;

3. системный анализ;

4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.

Методы исследования:

— изучение и анализ литературы;

— опрос школьников;

— проведение замеров массы рюкзака;

— анализ полученных данных.

Пример 6.

Методы исследования:

1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.

2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:

Пример 7.

Методы исследования:

1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.

2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.

3. Метод фотографирования.

4. Анализ полученных данных.

  • Научная новизна исследования

  • Теоретическая значимость работы

Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.

Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание теоретической значимости исследовательской работы можно начать так: «Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для…».

Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе.

Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.

Примеры описания теоретической значимости работы

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своей школе.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями. Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.

  • Практическая значимость работы

Описание практической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь полезное практическое применение.

Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: «Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для …».

Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе.

Возможно полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.

Примеры описания практической значимости работы

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.

Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в школьном курсе «Этика и психология семейном жизни».

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по биологии в 9-м классе.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителем биологии и физики для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны здоровья.

Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.

  • Характеристика основных источников получения информации

Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в исследовательскую работу описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.

Желательно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.

Раздел Введение оформляется согласно правил оформления исследовательской работы. Объем раздела Введение — обычно 1-1,5 страницы.

Историческая справка по проблеме исследовательской работы

Основная часть исследовательской работы

Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.

Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

Выбор материала, методов для проведения исследования.

Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).

Описание этапов проведения исследования.

Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

Заключение

(краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач)

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

Используемая литература

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

Список литературы или Список использованной литературы в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется.

Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе.

По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения.

В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой. Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.

Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.

Удобным является расположение литературы по алфавиту.

Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.

Оформление Списка использованной литературы

Использованная литература

  • Государственные стандарты и сборники документов
  1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
  2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 34. — Ст. 3158
  • Учебники и учебные пособия
  1. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова — Киев: НАУ, 2003. — 245 с.
  • Книги с одним автором
  1. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. — М.: РАГС, 2003. — 268 с.
  • Книги одного, двух, трех и более авторов
  1. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.
  • Статья из газеты или журнала
  1. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.
  • Статья из энциклопедии или словаря
  1. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.
  • Электронные ресурсы
  1. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013).

    План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan

  • Книги с одним автором
  1. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие/ В. Г. Игнатов. — Ростов-на-Дону: СЗАГС, 2000. — 319 с.

Приложения

(диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Завершают работу учащегося Приложения исследовательской работы.

В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.

Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы.

В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название.

При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1).

Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений.

В приложениях исследовательской работы размещают:

  • вопросы анкетирования;
  • вопросы и варианты ответов теста;
  • составленные рекомендации, памятки;
  • собственные стихотворения;
  • таблицы;
  • графики и диаграммы;
  • дополнительные расчеты;
  • рисунки и фотографии;
  • иллюстрации этапов опыта;
  • распечатки расчетов с ЭВМ.

Приложения исследовательской работы располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения и на листах формата А3; А2; А1.

УДАЧНОЙ РАБОТЫ!

18