Требования к содержанию практики

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по учебной работе

 

_______________________ /В. В. Шлыков

 

«__»_____________ _____ г.

Регистрационный № ______________

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

для специальности:

1–01 02 01 Начальное образование (II курс)

 

2014 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Игнатович В.Г., заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

Баранова Л.И., доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

Сорока О.Г., доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

Забавская И.И., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

 

Цыркун И.И., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой педагогики и психологии начального образования

(протокол № 1 от 28.08.2014 г.)

Заведующий кафедрой

___________ В.Г. Игнатович

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета начального образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 1 от 10 сентября 2014 г.)

 

Председатель Совета факультета

____________ Н.В. Жданович

 

 

Пояснительная записка

Педагогическая практика на II курсе предоставляет возможность студентам на основе наблюдений за деятельностью учителя по организации образовательного процесса углубить знания о классно-урочной системе обучения, типах и структуре урока, современных методах и приемах обучения; познакомиться с элементами образовательных технологий, применяемых на уроках в начальных классах и во внеклассной деятельности.

6 стр., 2998 слов

Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века

... поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Потребность обновления образования и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в важную национальную проблему ведущих стран ...

Цели и задачи практики

Цель практики: углубление знаний студентов по теории обучения и воспитания, психологии; развитие и совершенствование аналитических, организаторских и коммуникативных умений и навыков.

Задачи практики:

1. Углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам «Педагогика: дидактика начальной школы», «Психология: социальная психология», «Психология: возрастная и педагогическая психология».

2. Ознакомление с содержанием обучения в начальной школе (учебный план, программы, учебники).

3. Совершенствование навыков наблюдения и педагогического анализа различных типов уроков.

4. Формирование навыков организации внеклассной деятельности младших школьников.

5. Развитие умений выделять психологические аспекты воспитания и обучения, применять диагностические методики в педагогическом процессе.

Продолжительность практики

Учебная ознакомительная практика на II курсе проводится в III семестре в течение одной недели (6 учебных дней).

Требования к содержанию практики

Содержание практики определено на основе образовательного стандарта ОСВО 1-01 02 01-2013 специальности 1-01 02 01 Начальное образование, учебного плана и программ дисциплин «Педагогика: дидактика», «Психология: социальная», «Психология: возрастная и педагогическая» и включает ознакомление с содержанием обучения в начальной школе, формирование навыков организации внеклассной деятельности младших школьников и подготовку студентов к изучению методик преподавания и воспитательной работы в начальных классах.

Компетенции студентов, формируемые в результате прохождения учебной ознакомительной практики:

Академические компетенции

­ уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач (АК-1);

­ владеть методами научно-педагогического исследования (АК-2);

­ владеть исследовательскими навыками (АК-3).

Социально-личностные компетенции специалиста

­ быть способным к социальному взаимодействию (СЛК-2);

­ обладать способностью к межличностным коммуникациям (СЛК-3);

­ быть способным осуществлять самообразование и совершенствовать профессиональную деятельность (СЛК-7).

Профессиональные компетенции специалиста

­ развивать учебные возможности и способности обучающихся на основе системной педагогической диагностики (ПК-11);

­ формулировать образовательные цели (ПК-15);

­ анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного научного знания (ПК-19).

В результате прохождения учебной ознакомительной практики студент должен знать:

­ особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования;

­ требования к урокам различных типов.

В результате прохождения учебной ознакомительной практики студент должен уметь:

­ наблюдать и педагогически анализировать различные типы уроков;

­ осуществлять протокольную запись уроков;

­ осуществлять анализ урока;

­ формулировать задачу и самостоятельно определять ситуацию наблюдения и фиксировать его результаты;

­ организовывать подвижные игры и внеклассное мероприятие совместно с учителем;

­ анализировать учебные программы и учебники на соответствие педагогическим требованиям;

27 стр., 13109 слов

Формы организации уроков оригами как средство развития творческих ...

... способностей младших школьников. 3. Раскрыть формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами. 4. ... творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы. Младший школьный ... рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания ...

­ определять характерные особенности различных типов уроков и оценивать эффективность организации деятельности учащихся на каждом из этапов урока;

­ анализировать целесообразность реализации дидактических принципов на уроке и способы активизации познавательной деятельности учащихся;

­ применять психологические, диагностические и экспериментальные методы в педагогическом процессе.

В результате прохождения учебной ознакомительной практики студент должен владеть:

­ навыками анализа образовательного процесса на I ступени общего среднего образования;

­ навыками анализа учебно-программной документации;

­ навыками исследовательской деятельности.

Требования к организации практики

Порядок организации, проведения и подведения итогов практики определяется Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860, и Инструкцией о порядке и особенностях прохождения практики студентами, которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 марта 2012 г. № 24.

Основанием для прохождения учебной практики является приказ ректора БГПУ. Ответственность за организацию практики несут факультетский руководитель практики и заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования, контроль осуществляет декан факультета начального образования.

Научно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра педагогики и психологии начального образования.

Учебная ознакомительная практика проходит на базе 1 – 4 классов учреждений образования г. Минска разных видов (средних школ, начальных школ, гимназий).

Для непосредственного руководства практикой от организации привлекаются педагоги, имеющие первую и высшую квалификационные категории. Для прохождения практики на базе учреждения образования студенты распределяются по подгруппам (до 7 человек в один класс).

Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики (приложение 1).

В первый день практики студенты составляют индивидуальные планы прохождения практики (приложение 2); во время практики студенты посещают все уроки учителя, фиксируют его деятельность в дневнике прохождения практики; собирают материал для педагогической копилки (образцы наглядности, раздаточный материал, физкультминутки, разработки внеклассных мероприятий и уроков по предметам начальной школы (в том числе открытых уроков типа «Мастер-класс» и т.д.)); осуществляют сбор методического материала для курсовой работы; выполняют задания по педагогике и психологии; разрабатывают в составе подгруппы сценарий праздника или другого воспитательного мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы учителя).

Во время перемен студенты проводят с учащимися подвижные игры, на уроках – физкультминутки.

Время работы студента-практиканта в школе составляет 6 ч в день.

Форма контроля – дифференцированный зачет. В течение первых двух недель после окончания практики студент сдает дифференцированный зачет руководителю практики от кафедры.

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... студента-практиканта, оценка практику по воспитательной работе с детьми. Приложения Приложение 1 Форма представления расписания зачетных уроков ... интересов и потребностей учащихся; работа с документацией ... урока Каб. Расписание внеклассных мероприятий Дата День недели Время Тема зачетного мероприятия Каб. Приложение 1 Оформление титульного листа плана-конспекта Федеральное агентство по образованию ...

Заместитель директора по учебной работе или лицо, осуществляющее руководство практикой от организации:решает организационные вопросы по данному виду практики (прием студентов, распределение их по классам к опытным учителям, которые назначаются приказом руководителя организации); осуществляет контроль за работой студентов и учителей (вместе с руководителем практики от кафедры), оказывает помощь в проведении уроков и внеклассных занятий; дает разрешение на проведение фрагментов пробных уроков, зачетных игр, физкультминуток, воспитательных дел, тестирования и психолого-педагогического исследования учащихся; организует и участвует в проведении итогового совещания.

Руководитель практики от кафедры педагогики и психологии начального образования (по педагогике): участвует в курсовом собрании по организационно-методическим вопросам; распределяет студентов по классам; утверждает индивидуальные планы прохождения практики студентов, контролирует их выполнение; присутствует на уроках; обучает студентов умениям наблюдать и фиксировать различные аспекты педагогической деятельности учителя; проводит лабораторные занятия; организует наблюдение студентами всех типов уроков; осуществляет методическое руководство деятельностью студентов: консультирует и контролирует по ведению дневника прохождения практики, организации и проведению подвижных игр с учащимися на переменах, выполнению заданий по педагогике; по окончании практики проверяет дневники прохождения практики; оказывает помощь студентам в подготовке докладов; проверяет и оценивает отчетную документацию студентов и принимает дифференцированный зачет; сдает итоговую ведомость руководителю практики от факультета; участвует в итоговом курсовом собрании.

Непосредственный руководитель практики от организации: принимает участие в инструктивном совещании по практике в учреждении образования; привлекает студентов-практикантов к изготовлению наглядных пособий, проведению фрагментов уроков; проводит внеклассное воспитательное мероприятие; принимает участие в итоговом совещании по практике в учреждении образования; содействует в проведении психолого-педагогического исследования учащихся; помогает подобрать методический и другой практический материал в педагогическую копилку студента; содействует в сборе психолого-педагогического экспериментального материала по курсовой работе; совместно с руководителем практики от кафедры организует устный анализ студентами на выбор 7 уроков («Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Человек и мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье») (приложения 6 – 8) и оценивает по 10-балльной шкале с комментированием (отметка с подписью ставится в дневник прохождения практики после записи данного урока); оценивает деятельность студентов-практикантов.

Руководитель практики от кафедры педагогики и психологии начального образования (по психологии): принимает участие в курсовых собраниях; консультирует студентов по вопросам общей, возрастной и педагогической психологии, психологической диагностики; оказывает методическую помощь студентам по выполнению заданий, определенных программой практики; присутствует на уроках, обучает студентов умениям наблюдать и фиксировать различные аспекты психологической деятельности учителя; проводит лабораторные занятия по психологии; оказывает помощь студентам в подготовке докладов к итоговому курсовому собранию; проверяет и оценивает отчетную документацию студентов по психологии, представляет ее руководителю практики от факультета.

7 стр., 3047 слов

Ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя ...

... год по ознакомительной практике (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) 1. Новизна и практическая направленность содержания дисциплины заключается в актуальности овладения студентами знаниями, умениями и навыками организации ознакомительного психолого ...

 

Содержание практики

Содержание заданий по педагогике

Задание 1. Осуществить протокольную запись уроков

Каждый студент должен посетить все уроки учителя определенного класса и осуществить их протокольную запись в дневнике прохождения практики (приложение 3).

При этом необходимо соблюдать следующие требования:

1. Фиксировать общие сведения: дата наблюдения, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.

2. Записывать тему и цели урока, выяснять тип урока (урок объяснения нового материала; урок повторения, комбинированный урок и др.).

3. Отмечать готовность к уроку:

­ санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты;

­ подготовка классной доски и наглядных пособий, ТСО;

­ состояние рабочих мест учащихся;

­ психологическая готовность учащихся к уроку.

4. Выделять этапы урока, виды деятельности учащихся, методы и приемы, используемые педагогом.

Задание 2. Проанализировать организационные условия обучения и воспитания младших школьников

План анализа организационных условий обучения и воспитания младших школьников:

­ расписание занятий;

­ рассадка учащихся в классе;

­ организация перемен;

­ организация питания учащихся в буфете, столовой;

­ контроль учителя за состоянием здоровья учащихся, их самочувствием;

­ проведение физкультминуток на уроках;

­ использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время;

­ наличие графика проведения контрольных работ в классе.

Задание 3. Проанализировать учебно-программную документацию и учебные издания для I ступени общего среднего образования

Проанализировать, как отражены в учебно-программной документации (учебном плане и учебных программах) особенности и тенденции развития современной школы, насколько соответствуют учебные программы и учебники педагогическим требованиям: целям и задачам образования, принципам научности, систематичности, доступности, наглядности, преемственности обучения (на примере одного учебного предмета).

Задание 4. Проанализировать, как реализовал учитель принципы обучения в своей практической деятельности

Подробно проанализировать, как реализовал учитель принципы обучения (на примере двух принципов, выбранных студентом):

– сознательности и активности;

– доступности;

– научности;

– воспитывающего обучения;

– индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;

– наглядности;

– развивающего обучения;

– систематичности и последовательности;

– связи теории с практикой.

При выполнении данного задания осуществляется протокольная запись нескольких уроков по схеме (приложение 3).

Задание 5. Проанализировать методы обучения

На основании анализа протокольной записи наблюдаемых уроков выделить 3 – 4 метода обучения: беседа, объяснение, упражнение, рассказ, игра, наблюдение и др. (приложение 4).

2 стр., 967 слов

Система внутрифирменного обучения как инновационный ресурс организации

... носитель экспертного знания, которое может быть применено к конкретной ситуации, сложившейся в организации. Программа обучения должна снабдить участников знаниями о типичных проблемах, с которыми они могут ... пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 1999. 152 с. 2. Маншукова Н.Д. Организация внутрифирменного обучения персонала. Ярославль: ГОУДПО ЯрИПК, 2002. 78 с.: 13 табл. 3. Методы ...

Проанализировать их с точки зрения целесообразности использования на определенном этапе урока, реализации дидактических принципов, развития познавательной активности учащихся.

Задание 6. Осуществить дидактический анализ урока

Осуществить дидактический анализ одного урока по определенному плану (приложения 6 – 8).

Задание 7. Определить структуру и характерные особенности уроков различных типов

Выделить разнообразные типы уроков (урок объяснения нового материала; урок повторения, закрепления знаний; комбинированный урок; контрольный урок; интегрированный урок; нестандартный урок); определить их структуру и характерные особенности. Оценить эффективность организации деятельности учащихся на каждом из этапов урока (на примере 4 – 5 уроков) (приложение 5).

Задание 8. Проанализировать фрагмент плана воспитательной работы

Внести в дневник прохождения практики фрагмент плана воспитательной работы учителя начальных классов. Проанализировать его, используя схему анализа плана воспитательной работы учителя начальных классов (приложение 9).

Посетить и сделать протокольную запись одного факультативного занятия и воспитательного мероприятия.

Задание 9. Разработать и провести воспитательное мероприятие

Принять участие в разработке подгруппой и организации совместно с учителем воспитательного мероприятия.

 

 

Содержание заданий по психологии

Задание 1. Изучить структуру межличностных взаимоотношений младших школьников

Изучить структуру межличностных взаимоотношений младших школьников в исследуемом классе с помощью социометрического эксперимента:

­ определить критерий выбора партнера и число выборов;

­ на основании полученных данных составить социоматрицу;

­ установить статус учащегося начальных классов, его положение в системе межличностных отношений как меру его психологического влияния на других членов учебной группы. Показатель статуса более 0,55 следует считать хорошим. Статус вычисляется по формуле St=∑m / 2(n-1), где ∑m – сумма оценок, полученных одним членом группы; n – число членов группы;

­ определить групповой коэффициент взаимности (Кв), который свидетельствует о контактной сплоченности учащихся: чем больше взаимных выборов, тем больше сплоченность учебной группы (вычисляется по формуле Кв=B / 3n, где В – число взаимных выборов в группе);

­ установить групповой коэффициент коммуникативности (Кк), который используется для характеристики межличностных связей, чем ближе он к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа, и если он меньше или равен 0,2, то можно предполагать возможность коммуникативного барьера по причине ненормального отношения между членами группы (вычисляется по формуле Кк=Пк / n, где Пк – число членов группы, вошедших в микрогруппы);

­ выявить удельный вес изолированных членов учебной группы (вычисляется по формуле Ки=Пи / n, где Пи – число изолированных членов группы, которые не получили ни одного выбора);

­ определить коэффициент самооценки учебной группы (вычисляется по формуле Кс= С / П, где С – сумма оценок удовлетворенности учебной группой всех ее членов);

­ изучить психологический климат как относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в учебном коллективе. Если Кбпк ≥ 0,65, то можно предположить благоприятный микроклимат в учебной группе. Суммарный коэффициент благоприятности психологического климата определяется по формуле Кбпк= (Кв + Кк) / 2;

­ провести анализ и дать интерпретацию полученных результатов.

Параллельно с социометрией проводим проективную методику «Рисунок класса».

Задание 2. Проанализировать положение учащихся в системе межличностных отношений

Произвольно выбрать 2-х учеников исследуемого класса. Проанализировать их положение в системе межличностных отношений в группе сверстников на основании результатов, полученных в задании 1. Дать содержательную интерпретацию полученных данных.

Задание 3. Изучить стилевые особенности поведения учителя начальных классов в ситуации «Общение на уроке»

План изучения стилевых особенностей поведения учителя начальных классов в ситуации «Общение на уроке»:

­ оценить его поведенческие черты;

­ установить особенности его индивидуальной активности в педагогическом общении;

­ осуществить наблюдение, фиксируя его невербальное поведение, способы и приёмы воздействия.

Методы исследования указаны в методическом пособии [21, с. 11–14].

Задание 4. Изучить психологические особенности оценочной деятельности учителя

План характеристики психологических особенностей оценочной деятельности учителя:

­ описать предпочитаемые им способы оценки ученика;

­ указать часто используемые учителем парциальные оценки;

­ отметить специфичность оценки учителя, выраженную в балльном эквиваленте;

­ выявить предпочтения в оценке отдельных учеников и охарактеризовать их;

­ установить, выполняет ли педагогическая оценка у данного учителя ориентирующую функцию.

В процессе выполнения задания необходимо фиксировать формы и виды оценочных воздействий в ходе урока.

Шкала наблюдения за оценочной деятельностью предлагается в методическом пособии [21, с. 14].

Изучить гностический, эмоциональный и поведенческий компонент особенностей оценивания учеников учителем начальных классов [1, с. 70–71].

Задание 5. Осуществить психологический анализ урока

Психологический анализ одного урока проводится по плану, приведенному в приложении 10 [1, с. 46–48].

 

Информационно-методическая часть

Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики.

Форма дневника прохождения практики приведена в приложении 1.

По окончании учебной ознакомительной практики каждый студент сдает руководителю практики от кафедры следующую отчетную документацию:

­ дневник прохождения практики (приложение 1);

­ индивидуальный план прохождения практики, подписанный руководителем практики от кафедры и непосредственным руководителем практики от организации (приложение 2);

­ задания по педагогике (в дневнике прохождения практики);

­ задания по психологии (в отдельной тетради);

­ отчет о выполнении программы практики, подписанный студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утвержденный руководителем (заместителем руководителя) организации, подтвержденный печатью организации (приложение 11);

­ отзыв непосредственного руководителя практики от организации о прохождении практики студентом (приложение 12);

­ педагогическую копилку (игры, занимательный материал, физкультминутки, образцы универсальной наглядности по предметам, методические материалы по организации образовательного процесса в начальной школе и т. д.).

Вся отчетная документация предоставляется на кафедру педагогики и психологии начального образования в течение 2-х дней после завершения учебной ознакомительной практики.

В академических группах проводятся конференции, где студенты выступают с докладами по актуальным проблемам обучения младших школьников.

На итоговом курсовом собрании заслушиваются лучшие доклады (по 1–2 доклада от каждой группы); организуются встречи с учителями, уроки-панорамы, просмотры видеоматериалов, проводится конкурс творческих заданий под девизом «Его величество урок!», конкурс наглядности по предметам.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв непосредственного руководителя практики от организации, неудовлетворительную отметку при сдаче дифференцированного зачета, повторно направляется на прохождение практики в свободное от обучения время.

Примерные темы для выступлений на итоговом курсовом собрании

1. Содержание начального образования на современном этапе.

2. Сущность современных образовательных технологий.

3. Использование технических средств обучения в образовательном процессе.

4. Элементы программированного и проблемного обучения в начальных классах.

5. Классно-урочная система обучения: история и современность.

6. Нестандартные уроки в начальных классах.

7. Парная, групповая, коллективная формы организации учебного процесса.

8. Основные принципы развивающего, личностно ориентированного обучения.

9. Применение элементов образовательных технологий в начальных классах (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Н.А. Зайцев, Г.С. Альтшуллер и др.)

10. Роль игры и занимательного материала в развитии познавательной активности учащихся.

11. Применение наглядности при обучении младших школьников.

12. Стиль руководства деятельностью учащихся на уроке.

13. Интегрированные уроки в начальной школе.

14. Опыт передовых учителей начальных классов школ Беларуси.

15. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников.

16. Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках в начальных классах.

17. Использование приемов развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др.) в начальных классах.

Примечание для студентов заочной формы получения образования:

Студенты заочной формы получения образования заключают договор о прохождении практики и за 1,5 месяца до начала практики высылают 2 экземпляра договора администрации факультета.

Для прохождения итоговой аттестации студенты заочной формы получения образования представляют, кроме отчетной документации, справку с места прохождения практики с указанием непосредственного руководителя практики от организации (Ф.И.О., должность, класс, квалификационная категория, стаж) подписанную руководителем учреждения образования, заверенную гербовой печатью (приложение 13).

Отчетная документация по практике предоставляется на кафедру педагогики и психологии начального образования в течение первых двух дней сессии.

 

Методические указания для руководителей практики

В конце рабочего дня непосредственный руководитель практики от организации анализирует и оценивает деятельность студентов-практикантов. Результативность деятельности фиксируется в индивидуальном плане прохождения практики. Практическая деятельность студентов по проведению физкультминуток, подвижных игр и гимнастики для глаз оценивается по 10-бальной системе.

По окончании практики непосредственный руководитель практики от организации оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом (форма отзыва приведена в приложении 12).

По итогам учебной ознакомительной практики студентам выставляется дифференцированный зачет с учетом следующих критериев:

­ отношение к практике (самостоятельность, добросовестность, ответственность, своевременность выполнения программы практики);

­ качество выполнения программы практики;

­ проявление педагогической этики (характер взаимоотношений с детьми и учителем);

­ умение анализировать учебно-воспитательную деятельность (в баллах);

­ качество оформления отчетной документации (в баллах).

Общая отметка по учебной ознакомительной практике на II курсе выставляется согласно критериям оценки знаний, приведенным в приложении 14.

Обязанности студента во время прохождения практики

Во время прохождения практики студент обязан:

­ участвовать в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам учебной ознакомительной практики;

­ вести дневник прохождения практики;

­ своевременно и качественно выполнять все виды деятельности, предусмотренные программой практики;

­ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования, на базе которого проходит практика;

­ посещать уроки и внеклассные мероприятия, проводимые учителем;

­ выполнять распоряжения администрации учреждения образования, на базе которого проходит практика, и непосредственного руководителя практики;

­ своевременно оформить и представить отчетную документацию по практике руководителю от кафедры.

Литература

1. Авраменко, В.В. Педагогическая психология: учеб.-метод. пособие / В.В. Авраменко. – Могилев: МГУ, 2004. – 77 с.

2. Актуальные проблемы научно-методической подготовки будущих педагогов в системе дошкольного и начального образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19–20 апр. 2001 г.: В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2001. – 220 с.

3. Бесова, М.А. Педагогические технологии в начальной школе: пособие / М.А. Бесова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 180 с.

4. Буткевич, В.В. Мое Отечество. Мы – граждане Республики Беларусь: факульт. занятия в 4 классе: пособие для учит. общеобразоват. учреждений с русским и белорус. языком обучения / В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Толкачева. – 2-е изд, пересмотр. – Минск: Пачатковая школа, 2009. – 80 с.

5. Валуйская, Т.Л. Самостоятельная работа по педагогической психологии : учеб.-метод. пособие для студ. заоч. формы обучения / Т.Л. Валуйская; Т.В. Валуйская. – Минск: БГПУ, 2009. – 88 с.

6. Воспитание. Второй класс: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня / М.П.Осипова [и др.]; под общ. ред. М.П.Осиповой. – Минск: Книжный дом, 2004. – 413 с.

7. Воспитание. Первый класс: пособие для педагогов / М.П. Осипова [и др.]; под общ. ред. М.П. Осиповой.– 2-е изд., доп. – Минск: Книжный дом, 2004. – 431 с.

8. Воспитание. Третий класс: Пособие для учителей / М.П.Осипова [и др.]; под общ. ред. М.П. Осиповой.– Минск: Книжный дом, 2004. – 491 с.

9. Воспитание: Подготовительный класс: учеб.-метод. пособие для учителей и воспитателей / М.П. Осипова [и др.]; под ред. М.П. Осиповой. – 2-е изд., доп. – Минск: Книжный дом, 2004 – 336 с.

10. Воспитательная работа в школе и в лагере: игры, конкурсы, викторины: пособие для студ. высш. учебн. заведений, обучающихся по пед. специальностям: в 2 ч. / П.М. Бычковский [и др.]. – Минск: БГУ, 2009.

11. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сер-Вит, 2010. – 256 с.

12. Образовательная модель «Шаг за шагом» в практике работы учителей Минской области: сб. ст. (из опыта работы).

В 2 ч / Авт-сост. Е.Л. Загурская, Е.В. Радевич, Е.С. Василевская. – Ч.1 – 81 с.; Минск, Ч. 2 – 58 с.

13. Общая психодиагностика: практикум. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. И.Н. Калашникова [и др.]. – Минск: БГПУ, 2006. – 68 c.

14. Организация педагогической практики студентов в вузе: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. М.И. Демидович [и др.]; по общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: БГПУ, 2007. 114 с.

15. Основы психологического исследования: метод. рек. / А.М. Гадилия [и др.] ; А.М. Гадилия, Н.В. Киселева, С.А. Месникович [и др.]; под ред. Ю.А. Коломейцева, Н.В. Киселевой. – Минск: БГПУ, 2009. – 88 с.

16. Педагогическая практика: метод. рек. / сост. Л.И. Баранова [и др.] – Минск: БГПУ, 2005. – 40 с.

17. Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: педагогическая диагностика: метод. указания / Г.С. Поддубская. – Могилев: МГУ, 2010. – 47 с.

18. Смагина, Л.И. Сорок занятий по правам ребенка с детьми 6–10 лет / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская, И.И. Андрончик; под ред. Л.И. Смагиной. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – 196 с.

19. Старовойтова, Т.А. Технологии обучения в начальной школе: метод. пособие / Т.А. Старовойтова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. – 54 с.

20. Старовойтова, Т.А. Формирование учебной деятельности младших школьников: метод. рек. для студ. педагог. фак-та / Т.А. Старовойтова. – Могилев: Изд. центр МгГУ, 2001. – 30 с.

21. Учебная психологическая практика в школе: метод. рек. / сост. С.И. Чиникайло. – Минск: БГПУ, 2004. – 16 с.

22. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения I–IV классы. – Минск: НМУ «Национальный институт образования», 2009. – 288 с.

23. Финькевич, Л.В. Психодиагностика межличностного взаимодействия: практикум сост. Л.В. Финькевич. – Минск: БГПУ, 2007. – 90 с.

24. Чепиков, В.Т. Педагогическая практика: учеб.-практ. пособие / В.Т. Чепиков. – Минск: Новое знание, 2004. – 204 с.

25. Чечет В.В. О научном аппарате психолого-педагогических исследований: метод.рек. – Минск: БГПУ, 2003. – 37 с.

 

Нормативные правовые акты

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.

2. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» // утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206.

Интернет-ресурсы

1. Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://edu.gov.by. – Дата доступа: 26.04.2013.

2. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. ин-т образования. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://adu.by. – Дата доступа: 26.04.2013.

3. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Библиотека Гумер, 2009 – 2013. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php. – Дата доступа: 26.04.2013.

4. Электронная педагогическая библиотека [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека. – Педагогическая библиотека, 2013. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/. – Дата доступа: 26.04.2013.

 

 

Приложение 1

Рекомендации
по ведению дневника прохождения практики

Рабочей документацией студента-практиканта является дневник прохождения практики, в котором отражается работа студента во время практики.

Для дневника прохождения практики используется полуобщая тетрадь.

Структура дневника включает:

­ титульный лист,

­ характеристику учреждения образования, на базе которого проходила практика,

­ цели и задачи прохождения практики,

­ индивидуальный план прохождения практики,

­ расписание уроков и звонков,

­ конспекты выполненных заданий по практике.

Требования к оформлению дневника:

Титульный лист, первая страница

Дневник прохождения практики

студента-практиканта __ группы ___ курса

_________ формы получения образования

факультета начального образования БГПУ

________________________________(Ф.И.О.)

 

Характеристика учреждения образования, на базе которого проходила практика, вторая страница

База прохождения практики

Школа (тип школы) № _________ г. Минска

Адрес школы _________________________

Класс, кабинет ________________________

Учитель ______________________________

Зам. директора ________________________

Директор _____________________________

 

Руководитель практики от факультета ______________________

Руководитель практики от кафедры педагогики и психологии начального образования _____________________________________________

 

Цели и задачи прохождения практики, третья страница

Общие цели и задачи практики следует конкретизировать относительно класса, в котором проходит практика.

Основная цель практики – углубление знаний студентов по теории обучения и воспитания, психологии; развитие и совершенствование аналитических, организаторских и коммуникативных умений и навыков.

Задачи ознакомительной практики:

1) углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам «Педагогика: дидактика начальной школы», «Психология: социальная психология», «Психология: возрастная и педагогическая психология»;

2) совершенствование навыков наблюдения и педагогического анализа различных типов уроков;

3) ознакомление с содержанием обучения в начальной школе (учебный план, программы, учебники);

4) формирование навыков организации внеклассной деятельности младших школьников;

5) развитие умений выделять психологические аспекты воспитания и обучения, применять диагностические методики в педагогическом процессе.

Четвертая и следующие страницы дневника включают информацию:

— индивидуальный план прохождения практики (может быть оформлен на отдельных листах, см. приложение 2);

— список учащихся;

— недельное расписание уроков в классе;

— расписание звонков;

— протокольная запись уроков (приложение 3);

— выполненные задания по педагогике (задания по психологии помещаются в отдельную тетрадь).


Приложение 2

Индивидуальный план прохождения учебной ознакомительной
практики на II курсе

Индивидуальный план прохождения практики составляется в виде таблицы. Он составляется в первый рабочий день практики. План утверждается руководителем практики от кафедры и непосредственным руководителем практики от организации.

В конце каждого рабочего дня студент обращается к плану и проводит рефлексивный анализ проделанной работы. В плане отражается работа студента с момента участия в курсовом собрании и до подготовки отчетной документации. В плане отражается объем работы в течение 6 дней прохождения практики (с понедельника по субботу включительно).

В день фиксируется 6 часов рабочего времени, для каждого вида деятельности указывается временной интервал выполнения.

Форма индивидуального плана

УТВЕРЖДАЮ Непосредственный руководитель практики от организации _______________ / ____________ «___» _________________ 20__ г.   УТВЕРЖДАЮ Руководитель практики от кафедры педагогики и психологии начального образования _______________ / ____________ «___» _________________ 20__ г.

Индивидуальный план
прохождения учебной ознакомительной практики

Студента-практиканта дневной (заочной) формы получения образования

Курса ______ группы факультета начального образования БГПУ

 

Дата, время Содержание деятельности студента-практиканта Форма отчетности Отметка о выполнении Самоанализ
Что удалось (что этому способствовало) Что не удалось (почему не удалось)
           
           
           

Примечания:

В графе «Содержание деятельности студента-практиканта» могут быть отражены:

— участие в курсовом собрании по организационно-методическим вопросам;

— знакомство с программой практики, руководителями практики;

— знакомство с классом, организацией образовательного процесса;

— составление индивидуального плана прохождения практики;

— знакомство с учреждением: общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о проблемах учреждения; экскурсия по учреждению, беседа с администрацией;

— изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и функциональные обязанности специалистов;

— наблюдение за деятельностью педагога и обучающихся на учебном занятии;

— разработка сценария проведения физкультминуток (подвижных игр, комплексов гимнастики для глаз);

— проведение физкультминуток (подвижных игр, комплексов гимнастики для глаз);

— выполнение заданий непосредственного руководителя практики от организации;

— выполнение индивидуальных заданий по практике;

— обобщение результатов своей практической деятельности; написание отчета о прохождении практики;

— подготовка и оформление отчетной документации.

В графе «Формы отчетности» указываются конкретные разделы дневника прохождения практики, которые были оформлены, номера выполненных заданий, полученные результаты практической деятельности.

Графа «Отметка о выполнении» заполняется непосредственным руководителем практики от организации или руководителем практики от кафедры педагогики и психологии начального образования. В этой графе делает соответствующая запись «Выполнено» и ставится подпись. Проведение физкультминуток, подвижных игр и гимнастики для глаз должно быть оценено по 10-бальной системе.

 


 

Приложение 3

Образец протокольной записи уроков

20.04.2014 Понедельник 1 урок Русский язык Тема урока: «Слог. Роль гласных в образовании слога». Цели урока: образовательная: формировать понятие «слог»; познакомить учащихся со слогообразующей ролью гласных в слове; формировать умение делить слова на слоги. развивающая: развивать речь учащихся. воспитывающая: воспитывать аккуратность в выполнении письменных заданий. Оборудование:тетрадь на печатной основе. Тип урока:комбинированный Ход урока:
Ι. Организационный этап Проверка готовности к уроку. ΙΙ. Проверка домашнего задания Беседа –Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? –Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? ΙΙΙ. Чистописание. Словарная работа Яя Ее Ягода, я-го-да, ягодка, ягодный. IV. Объяснение нового материала Беседа –Как разделить слова на слоги? –Как определить, сколько слогов в слове? Работа с правилом –Чтение правила (анализ, осмысление).

V. Физкультминутка VI. Закрепление. Отработка способа действия Определить, сколько слогов в словах: рыбак, уха, карп, карась; куст, смородина, ягода. Упражнение 34. –Прочитайте рассказ. –Что случилось с мамой? VII. Подведение итогов урока. — Что нового узнали? Чему мы научились? — Оценка результатов учебной деятельности. VIII. Домашнее задание

Примечания: Продолжительность по времени используемых видов деятельности на уроке (ПВИВД) Были ли достигнуты цели урока? Определить методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся. Общая оценка урока и пожелания учителю
Выводы:


 

Приложение 4

Таблица 1– Схема протокольной записи посещенных уроков при анализе методов обучения

Ход урока Формы организации (фронтальная, групповая, парная) Методы и приемы Занимательный игровой материал (+, -) Замечания и оценки студента
           

 

 

Приложение 5

Таблица 2 Схема протокольной записи посещенных уроков при анализе организации деятельности учащихся

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечания
         

 

 

Приложение 6

Схема дидактического анализа урока в начальной школе

1. Общие сведения об уроке:

класс, количество учащихся, учебный предает, тема урока, цель урока.

2. Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению и учащимся:

― чистота помещения;

― проветриваемость помещения, освещение;

― соответствие парт росту учащихся;

― чистота и аккуратность одежды, обуви;

― посадка учащихся.

Вывод.

3. Тип и структура урока:

― тип урока;

― структура урока;

― распределение времени по этапам урока.

Вывод: Соответствие структуры типу урока, последовательность, стройность урока, взаимосвязь этапов.

4. Организационный этап урока:

― своевременность явки учителя на урок;

― своевременность явки учащихся на урок;

― готовность класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.);

― приемы включения учащихся в работу: подготовка учебного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т. д.;

― длительность организационного момента урока.

Вывод: о дисциплине учащихся, их организованности, умению учителя включить в работу, о влиянии организационной части на весь ход урока.

5. Формы организации проверки домашнего задания:

― какими методами проверялось домашнее задание (устный, письменный, практический);

― форма организации проверки (фронтальная, парная, групповая);

― виды письменной проверки (тесты, выполнение аналогичных задач и упражнений).

Выводы:

― дидактическая ценность используемых методов и видов проверки;

― качество знаний (на основании ответов), осознанные или формальные знания;

― владение учителем методами проверки;

― какие оценки были выставлены и мотивировка их.

6. Объяснение нового материала или закрепление предыдущей темы:

― использование методов (словесные, наглядные, практические) и их соответствие задачам и этапу урока;

― используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. д.) при усвоении знаний, выработке умений и навыков;

― как было проверено качество понимания нового материала;

― соблюдение педагогических требований к используемым методам обучения:

а) к словесным (научность, идейность отобранного материала, логичность, доказательность, ясность, доходчивость, четкость, эмоциональность, правильность речи, интерес, внимание, учет возрастных особенностей);

б) к наглядным (выбор объектов, цель наблюдения, самостоятельность, план действий, формулировка выводов);

в) к практическим (сочетание индивидуальной с фронтальной работой, игровые приемы, четкость, наличие правил выполнения, контроля и т. д.).

Выводы: сделать вывод о методической подготовке учителя в ведении данного урока и, если нужно, сформулировать рекомендации.

7. Анализ заключительного этапа:

― подведение итогов (делает это сам или ученики, с помощью вопроса, использование приемов рефлексии и т. д.);

― методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли перегрузка, делал ли инструктаж, разбор и т. д.);

― своевременность окончания урока (со звонком или после).

8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики:

а) принципов наглядности:

― указать виды используемой наглядности (натуральная, объемная, изобразительная, символическая, зрительно-слуховая);

― правильность ее использования на разных уроках и ступенях процесса обучения;

― формы сочетания слова и наглядных средств;

― способствовали ли они развитию мыслительной деятельности (привести примеры) или наоборот тормозили развитие мышления;

б) реализация принципа систематичности и последовательности:

― логическая последовательность этапов урока;

― привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от частного к общему);

― как реализован данный принцип в различных звеньях процесса обучения;

в) реализация принципа сознательности и активности в обучении:

― как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие использовал для этой цели задачи, вопросы, факты, примеры, задания;

― проанализировать знания учащихся с точки зрения черт, характеризующих сознательность усвоения;

― знание конкретных фактов;

― умение анализировать эти факты и делать выводы;

― умение выражать их в правильной речи;

― умение пользоваться знаниями на практике;

г) принцип научности:

― содержание материала (достоверность, научность);

― методы и приемы познания (организация наблюдений и т. д.);

― связь с практикой (где она проявилась);

д) доступности:

― опора на имеющийся опыт учащихся;

― соответствие знаний уровню развития учащихся;

― учет индивидуальных особенностей;

е) прочности:

― выделение главного в изучаемом материале;

― связь главного в уроке и имеющихся у ребенка знаний;

― использование практических работ;

ж) индивидуального подхода в обучении:

― дифференциация заданий (на уроке, домашнее задание);

― оценка знаний;

― опрос на уроке.

9. Поведение учащихся на уроке:

― дисциплинированность;

― активность;

― внимательность;

― работоспособность;

― заинтересованность;

― прилежание.

10. Поведение учителя на уроке:

― внешний облик, движения, манеры;

― владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, выразительность);

― организованность;

― находчивость;

― умение наблюдать класс и отдельных учащихся;

― умение работать с отдельными учащимися и всем классом одновременно;

― внимательность к психическому состоянию школьника, последовательность и педагогическая целесообразность требований; проявление педагогического такта.

В конце анализа сделать выводы и предложения.

Приложение 7

Схема анализа уроков физической культуры и здоровья

При составлении плана-конспекта и его реализации необходимо придерживаться следующих требований:

1. Соответствие урока программе, сезонности, месту проведения, возрасту, полу, физическому развитию учащихся и их физической подготовленности.

2. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию правильной осанки.

3. Оборудование мест занятий, инвентарь должны отвечать задачам урока и быть в хорошем техническом и гигиеническом состоянии, а форма одежды соответствовать климатическим условиям, виду и роду занятий как учащихся, так и учителя.

4. Правильный выбор места учителем при показе и выполнении физических упражнений (видеть всех вместе и каждого ученика в отдельности).

5. Организация самообслуживания детей на занятиях, управление их активностью, обеспечение помощи, страховки и взаимопомощи на уроках.

6. Обеспечение оптимальной физической нагрузки (количество упражнений, их повторяемость, продолжительность и т.д.).

7. Обеспечение правильности выполнения физических упражнений в течение всего урока.

8. Осуществление индивидуального подхода к учащимся, которые не справляются с физическими нагрузками и способами выполнения, а именно:

а) ограничение количества упражнений;

б) ограничение количества повторений выполняемых упражнений;

в) ограничение напряжения путем снижения высоты, упрощение упражнений, применение облегченных снарядов;

г) работа над техникой исполнения упражнений.

9. Решение воспитательных задач (воспитание коллективизма, взаимопомощи, честности, товарищества, смелости, выдержки, решительности и т.д.).

10. Умение учителя предупреждать ошибки учащихся на уроке, своевременно их исправлять.

11. Общие выводы, объективная оценка результатов.

12. Соответствие взаимоотношений учителя и учащихся требованиям и духу педагогики сотрудничества. Развитие инициативы учащихся, самостоятельности и творческих способностей на уроках.

Приложение 8

Психолого-педагогический анализ урока изобразительного искусства

1. Место данного урока в системе занятий по изобразительному искусству.

2. Соответствие учебно-воспитательных задач основным целям программы, межпредметность, связь с внеклассной и внешкольной работой учащихся.

3. Организация рабочего места учителя и учащихся, оборудование и художественные материалы. Оборудование и оформление кабинета.

4. Технология урока: структура, последовательность, взаимосвязь и соотношение его частей.

5. Содержание учебного материала: соответствие программе и уровню знаний учащихся, научность, воспитательное значение, связь с жизнью и практикой.

6. Оптимальное сочетание различных методов обучения в ходе урока.

Педагогическая особенность выбора методов, приемов, средств:

― активизация восприятия, мышления, воображения учащихся на уроке;

― использование наглядных пособий и ТСО, целесообразность их применения;

― дифференциация и индивидуализация обучения, учет индивидуальных особенностей, творческих возможностей и интересов учащихся;

― формирование новых знаний, повторение и закрепление учебного материала, проверки и оценки знаний, умений и навыков;

― организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

7. Активность учащихся на уроке, их поведение и дисциплина.

8. Особенности педагогического мастерства, преобладающий стиль учителя, речь.

9. Выполнение задач урока, подведение итогов.

10. Общий вывод, рекомендации и предложения по совершению данного урока.

Приложение 9

Схема анализа плана воспитательной работы учителя начальных классов

1. Наличие общей характеристики класса, детального анализа уровня его воспитанности, выделение положительных сторон и недостатков в поведении и деятельности учащихся.

2. Характеристика педагогических особенностей планируемого периода.

3. Краткая характеристика целей и задач воспитания (стратегических, тактических и оперативных), конкретность и выполнимость задач, их соответствие возрасту воспитанников, потребностям и интересам школьников.

4. Наличие основных стержневых направлений воспитательной работы.

5. Характеристика форм организации воспитательной работы (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные); наличие их системы, взаимосвязь с задачами воспитания, реализация принципа связи жизни.

6. Наличие организационной деятельности по сплочению коллектива, развитию в нем ученического самоуправления, самостоятельности, инициативы.

7. Взаимодействие с родителями в организации воспитательного процесса.

8. Сбалансированность плана, разумная насыщенность, целесообразное распределение дел во времени.

9. Обоснование ожидаемых результатов, оценки результативности воспитательного взаимодействия, методов контроля и учета работы.

10. Оценка формы плана.

11. Выводы о возможности достижения поставленных воспитательных задач в процессе работы по данному плану.

 

Приложение 10

План психологического анализа урока

Дата _______________________

Урок _______________________

Класс _____ Учреждение образования _____

Учитель _______________________________

Тема __________________________________

 

Время.Фиксируется начало каждого нового вида деятельности, логического этапа урока.

Основные этапы урока. Отмечаются основные этапы урока, определяемые дидактическими и организационными задачами (организационный момент, целеполагание, повторение, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, первичная проверка усвоения нового материала, применение, закрепление, обобщение, контроль, подведение итогов урока, информация о домашнем задании).

Действие учителя по организации деятельности. Записываются предлагаемые задания («напишите…, скажите…, посмотрите…, найдите…, решите…, сделайте вывод…, наблюдайте за…»); организующие фразы («тише…, внимание…, приготовьтесь…, заканчивайте…, переходим к новому заданию…» и т. д.); обращения к ученикам.

Стиль урока.

а) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

б) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждение (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

в) педагогический такт учителя;

г) умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения; стили педагогического взаимодействия (Я.Л. Коломинский);

д) стиль педагогического общения.

Содержание учебного материала. Комментируется характер материала: новизна, связь с потребностями и интересами, эмоциональность, жизненность конкретных примеров, опора на разные модальности, структурная организация и группировка, объем материала (норма – шесть-семь смысловых единиц, доступность и достаточная сложность. Отмечается, на какие мыслительные операции ориентировано содержание (анализ упражнений).

Организация познавательной деятельности учащихся

Можно ориентироваться на следующие вопросы

1. Внимание:

― Какие виды внимания были использованы на уроке?

― На какой вид внимания опирался учитель на уроке?

― Насколько внимательны были ученики на уроке, в чем это проявлялось?

― Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал учитель?

2. Восприятие:

― Какие приемы использовал учитель для лучшей организации восприятия на уроке?

3. Память:

― Какие виды памяти использовались на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая).

4. Мышление:

― Как учитель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлении)?

― Какие виды умозаключений использовал учитель (индуктивные, дедуктивные)?

― Какие мыслительные операции использовались на уроке: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Абстрагирование. Конкретизация? (Описать на основе заданий, предлагаемых ученикам).

― Использовал ли учитель элементы проблемного обучения?

― Каким конкретным приемам мыслительной деятельности научились ученики?

― Какие приемы организации мыслительной деятельности учеников чаще всего использовались учителем? Насколько эффективно использовал учитель эти приемы?

Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании времени на уроке.

 

Приложение 11

Форма отчета о выполнении программы практики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель (заместитель руководителя)
организации

 

_______________ / ____________

М.П.

______________________ 20___ г.

 

ОТЧЕТ

о выполнении программы__________________________________________ практики

(название практики)

в ___________________________________________________________________

(полное название учреждения образования, адрес)

____

(района, области)

в период с __________________ по __________________ 20__ г.

Студента-практиканта дневной (заочной) формы получения образования

___ курса ______ группы факультета начального образования БГПУ

 

____

(фамилия, имя, отчество студента-практиканта)

 

____

____

____

____

____

____

____

 

_____________________ 20___ г.

 

Отчет составил: ____________________ / ___________________
  подпись Ф.И.О.
Непосредственный руководитель практики от организации ____________________ / ___________________
  подпись Ф.И.О.

 

 


Приложение 12

Форма отзыва о прохождении практики

ОТЗЫВ

О прохождении учебной ознакомительной практики

в период с _________ по __________

студентом 2 курса_______ группы

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

1. Во время прохождения педагогической практики студент проявил (оцените):

 
самостоятельность                    
добросовестность                    
ответственность                    
своевременность при выполнении заданий                    
инициативность                    
творческий подход                    

 

2. Воспитательное мероприятие разработано и проведено (необходимо отметить):

― на высоком уровне

― на достаточном уровне

― на низком уровне

3. Фрагменты уроков проведены (необходимо отметить):

― на высоком уровне

― на достаточном уровне

― на низком уровне

4. Индивидуальный план и программа практики выполнены (необходимо отметить):

― полностью

― частично

― не выполнены

5. Замечания и рекомендации

Рекомендуемая отметка за практику _____________________________.

(указать в баллах прописью)

_____________________ 20___ г.

 

Непосредственный руководитель практики от организации ___________________ /____________________
подпись Ф.И.О.

Приложение 13

Справка

дана ____________________________, студенту (ке) __ курса ___ группы

Ф.И.О. студента

заочной формы получения образования факультета начального образования БГПУ им. М. Танка в том, что он (а) действительно проходила учебную ознакомительную практику в период с _________ по _________ в ___ классе ГУО ________________________________________________________________

(название учреждения образования)

Непосредственным руководителем практики от организации являлся (лась) ___________________________________, учитель начальных классов

Ф.И.О. учителя

____________________ категории, педагогический стаж ___ лет.

Программа практики выполнена в полном объеме.

Справка выдана по месту требования.

 

Директор ГУО

 

 


Приложение 14

Критерии оценки знаний студентов-практикантов

По УЧЕБНОЙ ознакомительной практике на II курсе

 

Балл Критерии отметки
― высокий уровень теоретических знаний по педагогике (содержание курса «Теория обучения») и психологии; ― своевременное выполнение заданий по практике с элементами творчества; ― умение выделять и анализировать различные типы уроков в начальных классах; ― анализ реализации педагогом дидактических принципов; ― качественный анализ методов обучения, применяемых учителем; ― ведение дневника прохождения практики с элементами рефлексии, анализа и обобщения; ― умение и навык диагностирования структуры межличностных взаимоотношений учащихся класса; ― умение анализировать учебные программы и учебники начальной школы; ― владение методами выявления стилевых особенностей поведения учителя на уроке, особенностей его оценочной деятельности; ― умение анализировать план воспитательной работы; ― умение грамотно подобрать практический материал для «педагогической копилки»; ― оказание помощи учителю в подготовке учебных занятий (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и др.); ― умение осуществлять полный, глубокий дидактический анализ урока.
― высокий уровень теоретических знаний по педагогике (содержание курса «Теория обучения») и психологии; ― точное и своевременное выполнение заданий по практике с элементами творчества; ― умение анализировать педагогическую деятельность на основе выполненных заданий практики; ― владение методами выявления стилевых особенностей поведения учителя на уроке, особенностей его оценочной деятельности; ― ведение дневника прохождения практики с элементами рефлексии, анализа и обобщения; ― умение и навык диагностирования структуры межличностных взаимоотношений учащихся класса; ― умение грамотно подобрать практический материал для «педагогической копилки»; ― оказание помощи учителю в подготовке учебных занятий (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и др.).
― сформированность теоретических знаний по педагогике (содержание курса «Теория обучения») и психологии; ― точное и своевременное выполнение заданий по практике с элементами творчества; ― умение выделять и анализировать различные типы уроков в начальных классах; ― умение анализировать учебные программы и учебники начальной школы; ― умение анализировать план воспитательной работы; ― недостаточное владение методами выявления стилевых особенностей поведения учителя на уроке, особенностей его оценочной деятельности; ― владение основными умениями ведения дневника прохождения практики с элементами рефлексии, анализа и обобщения; ― анализ педагогической деятельности на основе выполненных заданий практики; ― умение диагностировать характер межличностных взаимоотношений в классе, статус ребенка в классе; ― владение умениями анализа методов обучения; ― оказание помощи учителю в подготовке к учебному занятию (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и др.); ― достаточно глубокий дидактический анализ урока
― сформированность теоретических знаний по педагогике (содержание курса «Теория обучения») и психологии; ― анализ педагогической деятельности на основе выполненных заданий практики; ― ведение дневника прохождения практики с элементами обобщения; ― умение осуществлять диагностику структуры взаимоотношений учащихся класса, но затруднения в интерпретации результатов исследования; ― умение грамотно подобрать практический материал для «педагогической копилки»; ― отдельные недостатки в дидактическом анализе урока
― недостаточно высокий уровень теоретических знаний по педагогике и психологии; ― владение общими умениями ведения дневника прохождения практики; ― умение грамотно подобрать практический материал для педагогической копилки; ― оказание помощи учителю в подготовке к учебному занятию (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и др.); ― недостаточно глубокий дидактический анализ урока; ― затруднения в анализе принципов обучения; ― недостаточное владение умениями выполнять дидактический анализ урока; ― умение анализировать планы воспитательной работы; ― затруднения в выявлении психологических особенностей оценочной деятельности учителя на уроке; ― несвоевременное выполнение заданий по практике
― недостаточно высокий уровень знаний по педагогике и психологии; ― общее умение анализа педагогической деятельности на основе выполненных заданий практики; ― ведение дневника прохождения практики; ― серьезные недостатки в выполнении заданий по психологии; ― недостаточное владение умением делать дидактический анализ урока; ― несвоевременное выполнение заданий по практике; ― неполное выполнение педагогических заданий
― низкий уровень знаний по педагогике и психологии; ― нерегулярное посещение занятий; ― записи в дневнике прохождения практики фрагментарны; ― частичное выполнение заданий по педагогике; ― ошибки в выполнении заданий по психологии; ― несформированность умений анализировать и обобщать результаты наблюдений
― низкий уровень знаний по педагогике и психологии, неумение применять их на практике при выполнении заданий; ― частичное выполнение единичных педагогических заданий; ― записи в дневнике прохождения практики фрагментарны; ― отсутствие активности и самостоятельности.
― небрежное и фрагментарное ведение дневника прохождения практики; ― невыполнение заданий практики; ― нарушение дисциплины, неумение устанавливать контакт с учителем и детьми
― отсутствие студента во время проведения учебной ознакомительной практики