Преемственность обучения граммоте старших дошкольников и младших школьников

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Специфика подготовки к школе ребенка дошкольного возраста 8

1.1. Понятие преемственности в педагогической подготовке ребенка. 8

1.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе. 16

1.3. Познавательные процессы и преемственность в обучении грамоте старших дошкольников и младших школьников. 33

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение преемственности в обучении грамоте дошкольника и младшего школьника. 37

2.1. Организация исследования 37

2.2. Результаты исследования и их обсуждение 47

2.3. Выводы 56

Заключение 60

Список литературы 64

Приложения 67

Введение

Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства, кризисом непрерывного образования, потребностью рассмотреть образование как процесс формирования духовного мира ребенка. Непрерывное образование — один из объективных законов воспитания. Преемственность — составная его часть. Дошкольное и начальное образование — единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Проблемам преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах выдающихся зарубежных и отечественных педагогов: Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.П. Усовой и др.

Преемственность как педагогическая категория идейно-политического, трудового, физического, нравственного воспитания детей и подростков рассматривается в трудах Н.К. Шур, И.Н. Зеленова, О.С. Богдановой, Л.И. Катаевой и др. Идея гармоничного развития ребенка- дошкольника и младшего школьника в контексте преемственности исследуется в работах Л.П. Дашковой, О.В. Ткаченко, Л.И. Дагаевой, Я.Ф. Энци, Е.Е. Сапоговой и др.

Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований И.И. Гончаровой, Е.Б. Пискуновой, Н.Л. Гребенниковой, Е.Б. Степащенко и др.

4 стр., 1547 слов

Психодиагностика трудностей в обучении детей младших классов

... в обучении детей младших классов. Задачи: 1. Изучить сущность психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов 2. Провести психодиагностическое исследование трудностей в обучении чтению у младших школьников Методы исследования: ... время система народного образования столкнулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. ...

Многие работы по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по направлению гармонического развития школьников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах общеобразовательной школы (Е.А. Бугрименко, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман, О.Я. Боровая и др.).

Проблема преемственности между различными звеньями образования всегда была одной из актуальных задач отечественной педагогики (В.С. Кузин, В.А. Ситаров, И.В.Бестужев-Лада, Л.П. Буева и др.).

Философским аспектам преемственности в процессе передачи социального и педагогического опыта, её функциям, их составу и структуре; психологическим механизмам посвящены работы Л.М. Архангельского, Г.Н. Исаенко, Г.Л. Смирнова, А.Г. Харчева, В.А. Ядова и др.

Процесс творческой деятельности дошкольников и младших школьников, развитие их интеллектуальных способностей на раннем этапе рассматривали такие известные отечественные ученые, как Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, А.Н. Давидчук, Т.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, И.В. Смолярчук, С.М. Чурбанова, Т.Я. Шпикалова, С.Г. Якобсон и др.

Вопросы преемственности между дошкольным учреждением и школой рассматривались также в диссертационных работах Е.Э. Кочуровой (по математике, 1995), В.Л. Лысенко (по природоведению, 1975), Л.Н. Дашковской (по трудовому воспитанию, 1967), А. Рохатали (по ИЗО, 1987), А.И. Арониной (по эстетическому воспитанию, 1980), О.В. Ткаченко (по нравственному воспитанию, 1982), Л.Л. Калмыковой (по развитию речи, 1982), И.И. Гончарова (по формированию учебных умений и навыков, 1996), Е.А. Стрелковой (по использованию игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе, 1993)и др.

Необходимости всестороннего обеспечения требований принципа преемственности посвящены работы известных учителей-новаторов, врачей и физиологов — П.И. Айзмана, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Базарного, В.И. Горбунова, А.А. Дубровского и др.

В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране гуманистической концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В практику входят новые программы по дошкольному воспитанию и обучению детей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Развитие»; К.В. Тарасова- «Одаренный ребенок», Т.Н. Дронова «Радуга»; В.И. Логинова, Т.И. Бабаева «Детство» и др.).

Новые тенденции касаются также технологии обучения. Апробировано множество систем развития и наступило время слить их воедино в определенной последовательности: эмоциональность вальдорфской системы, развитие речи по Сухомлинскому и самарский вариант обучения пересказу, мышление по Занкову и методике педагогики сотрудничества по Эрдниеву.

Сегодня технология обучения достигла такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку, независимо от возраста. Поэтому сейчас практических работников ДОУ и начальной школы волнует не столько проблема целей и содержания (чему учить и зачем учить), сколько методов и средств (как учить).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... детей. Объясняя развитие, ... развития мышления; возмужалость — развитием ... дети ... идею развития, ... развитию, ... развития, ... детей ... развитие. ... развития. ... ход развития ... развитии, ... развитии ... развития ... ребенок ... развитием ... ребенка ... развития, ... развитии. ... развитии ... развитие. ... развитием орга­нов чувств; отрочество — развитием ... ребенка ... ребенка и его развитии. ... детей не любил и никогда не занимался воспитанием даже собственных детей, ...

Это породило противоречие между ведущими линиями воспитания и обучения детей указанных возрастов, определяющими успешность всего дальнейшего гармонического развития ребенка и фактической ориентации на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое проскакивание отдельных стадий детского развития (Н.Ф. Виноградова).

В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка. В частности, речь идет о проблеме преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования, что и определило выбор темы исследования

Объект исследования: методика по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: преемственность в работе по обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста.

Цель дипломной работы: исследовать преемственность в обучении грамоте дошкольника и младшего школьника.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи следующих задач:

1) изучить специфику подготовки к школе ребенка дошкольного возраста, а именно психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе и познавательные процессы, и преемственность в обучении грамоте дошкольника;

2) провести эмпирическое исследование, направленное на изучение преемственности в обучении грамоте дошкольника и младшего

школьника;

3) сделать выводы.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции о преемственности как объективной закономерности развития; данные психологии о роли преемственности в формировании личности ребенка; положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания, о связи развития речи с развитием высших психических функций; теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна; труды по лингвистике, раскрывающие особенности функционирования слов как единиц лексической системы.

Исследование опиралось на «Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова, 2000 г.).

В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ философской, психолингвистической, лингвистической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• анализ документации дошкольных образовательных учреждений и школ;

• опрос воспитателей и учителей начальных классов;

• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

• количественный и качественный анализ и обобщение полученных данных.

Теоретическая значимость исследования: дополнены имеющиеся научные представления об особенностях обучения дошкольников грамоте в условиях преемственного обучения; выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия реализации преемственности в обучении грамоте в дошкольном образовательном учреждении: построение обучения на основе единых методических принципов, тенденций и динамики развития речи детей; определение содержания работы с учетом перспективности и поступательности развития ребенка; развитие навыков на основе формирования обобщенных представлений.

14 стр., 6760 слов

Исторические аспекты развития методов обучения 4

... исследования: выявление особенностей развития методов обучения. Задачи исследования: изучение методов обучения выявление особенностей современных методов обучения проследить динамику развития методов обучения Объект исследования: методы обучения. Предмет исследования: методы обучения, ... историю педагогики можно ... школы", проводились и специальные исследования, раскрывающие специфику проблемного обучения ...

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют существенно улучшить процесс реализации преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по обучению грамоте, что способствует оптимальной адаптации детей к школе и успешности обучения.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов (дошкольное и начальное звено) в педагогических вузах и колледжах.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, увязанных с текстом работы. Названия глав отражают их содержание……..

Список литературы

1. Альтхауз Д. , Дум Э. «Цвет, форма, количество». — М.: Просвещение 1984 г. стр. 11 -16, 40.

2. Львов М. Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М.: АКАДЕМИЯ, 1999. — 240 с.

3. Фролова Л. А. Обучение русскому языку в начальной школе. –М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.

4. Асмолов А.Г. «Психология личности».- М.: Просвещение 1990г.

5. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Теоретико-методологический аспект.-СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.

6. Будницкая И. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. М.: 1995.

7. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». -М.: Просвещение 1989 г.

8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

9. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса. М, 1975.

10. Гальперин П.Я. » О методе формирования умственных действий». Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.

11. Гальперин П.Я. «Введение в психологию». — М.: 1976г.

12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

13. Джуринский А. Сравнительная педагогика. М, 1998.

14. Дошкольное воспитание, 1969г. № 9 стр. 57-65. 1972г.№ 12 стр.44-48. 1988 г. № 2 стр. 26-30. 1979г. .№ 10 стр.59-62. 1981г. № 3 стр. 55-56.

15. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. — М. : Изд.АСТ, 1997г., 8-45, 147, 155.

16. Дубровина И.В. Психология и педагогика: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. с. 75

17. Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. М.: ИНТ, 2004. – 48 с.

18. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.

19. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М, 1979.

20. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. -М. : Педагогика 1988г. стр. 170-194.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ... темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и ...

21. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1980.

22. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М, 1995.

23. Люблинская А.А. О преемственности учебной работы в школе. -ЛГПИ им. А.И. Герцена. Ученые записки, т. 372.-Л., 1969.

24. Мир детства. Дошкольник. М. 1987.

25. Моноезон Е.И. Методика и результаты изучения знаний учащихся // Советская педагогика, 1962, № 2.

26. Монтессори М. «Дом ребёнка». Изд. 4-е.-М. : Изд. «Задруга» 1920г. стр. 182-183.

27. Мухина В. Возрастная психология. М, 1998.

28. Непомнящая Н.Н. «Психологический анализ обучения детей 3-7 лет».-М. : Педагогика 1983г. стр.7-15.

29. Обухова Л.Ф. «Этапы развития детского мышления «- М. : МГУ, 1972г. стр.41-74.

30. Островская Л. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М, 1990.

31. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.

32. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. — М. 1969г.

33. Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры дошкольника» М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.

34. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976.

35. Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольника «.Под ред. Венгер Л.А. -Киев :1985г. стр. 39-42.

36. Психодиагностика в защиту прав ребёнка. // Психологическая газета, №09(24) 1997 г.

37. Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». — М. : Просвещение 1982г.

38. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.

39. Усова А. Обучение в детском саду. М, 1970.

40. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.

41. Фребель Ф. «Воспитание человека «.-М. Изд. К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.

42. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.

43. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии, №5, 1994.