Требования к профессиональной подготовке специалиста

ПРОГРАММА

Государственного экзамена

 

специальность 050502.65 Технология и предпринимательство

квалификация выпускника «учитель технологии и предпринимательства»

 

 

Архангельск

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования № 663 пед/сп от «31» января 2005 г. и учебным планом ПГУ им. М.В. Ломоносова от 30.04.2009 г.

 

 

Программу составили:

заведующий кафедрой педагогики, доцент, к.п.н, Щекина С.С.;

доцент кафедры педагогики, к.п.н. Суриков Ю.Н.;

доцент кафедры ТиБЖ, к.п.н. Прилуцкая Е.Н.;

доцент кафедры ТиБЖ, к.п.н. Михайлов Н.Г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи государственного экзамена …………………………………….4

2. Требования к профессиональной подготовке специалиста …………………4

3. Характер государственного экзамена..…………………………………………5

4. Обязательный минимум дисциплин…………………………………………… 5

5. Содержание дисциплин…………………………………………………………5

6. Список литературы……………………………………………………………17

7. Итоги государственного экзамена…… ……………………………………..25

 

Цели и задачи государственного экзамена

Целью государственного экзамена является выявление и объективная оценка уровня практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом соответствующего направления.

 

Требования к профессиональной подготовке специалиста

Выпускник должен знать:

— Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребёнка;

20 стр., 9586 слов

Областной центр мониторинга образования Сборник рекомендаций ...

... 01-119/08-01 «О распределении функций по организации проведения единого государственного экзамена в субъекте Российской Федерации», общеобразовательным учреждениям передан ряд функций: составление списков выпускников ... образованием, руководителей образовательных учреждений и школьных методических объединений (кафедр), психологов, обучающихся и их родителей. Содержание Введение ……………………………………………… 4 ...

— основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

— государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя технологии и предпринимательства являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения технологии в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по технологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения технологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

 

Общеобразовательные учреждения инновационного типа

Инновации в образовании: понятия инновация, инновационный процесс, педагогическая инноватика; признаки, классификации, уровни инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, условия внедрения инноваций в образовательный процесс. Общеобразовательные учреждения инновационного типа как средство качественного изменения системы образования и удовлетворения образовательных потребностей общества.

Гимназии, лицеи, негосударственные общеобразовательные учреждения (частные школы): история и современность. Специфика целей, содержания образования, организации педагогического процесса.

 

Природные и социальные факторы развития личности.

Понятия развитие личности, формирование личности, их взаимосвязь. Движущие силы и закономерности развития личности. Роль наследственности и среды в формировании личности. Биогенетическая и социогенетическая концепция развития личности.

Воспитание – ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности, деятельности и общения в развитии и формирования личности.

Периодизация возрастного развития.

 

7. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьного возраста.

Краткая характеристика познавательных процессов в младшем школьном возрасте: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления. Основные виды деятельности младшего школьника. Формирование у учащихся компонентов учебной деятельности. Формирование личности в младшем школьном возрасте: становление характера, развитие самостоятельности и трудолюбия, усвоение правил и норм общения и т.п. Проблемы адаптационного периода и пути их преодоления.

Инновации в обучении младших школьников: развивающее обучение Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина; гуманное обучение Ш.А.Амонашвили; опережающее обучение С.Н.Лысенковой и т.п.

 

8. Психолого – педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста и особенности работы с ними.

Анатомо-физиологические особенности подростков. Специфика социально-психологической ситуации развития подростков: перестройка памяти, мышления, развитие общих и специальных способностей, изменение мотивации основных видов деятельности, волевые, деловые, моральные качества личности подростков. Опережающее формирование интеллекта по сравнению с личностью. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях.

Особенности воспитания подростков: вовлечение в социально-полезную деятельность, формирование нравственных взглядов и убеждений, использование клубных форм воспитания. Значение общественного мнения в воспитании подростков. Самовоспитание подростков.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...

 

9. Психолого – педагогическая характеристика юношеского возраста. Проблема социализации личности старшеклассников.

Юношеский возраст – период стабилизации в физическом, психическом и эмоционально-волевом развитии. Особенности познавательной деятельности: теоретичность и абстрактность мышления, преобладание аналитико-синтетических процессов, устойчивость и направленность познавательных процессов.

Половое образование и нравственное воспитание старшеклассников. Подготовка к семейной жизни. Жизненное самоопределение и выбор профессии. Роль личности педагога в воспитании и обучении старшеклассников.

Специфика социализации старшеклассников: агенты и механизмы социализации в ранней юности. Трудности социализации старшеклассников в условиях социально-экономической нестабильности и многообразия морально-этических ценностей.

 

Психолого-педагогические основы работы с девиантными детьми

Понятия девиация и трудновоспитуемость. Признаки трудновоспитуемости. Причины образования отрицательных качеств личности. Специфика трудновоспитуемости мальчиков и девочек. Диагностика трудновоспитуемости.

Понятие перевоспитание. Функции и направления перевоспитания. Методы перевоспитания: переубеждение, переучивание, реконструкция характера, переключение и т.д. Превентивная педагогика и профилактика трудновоспитуемости.

 

19. Воспитательная система школы: понятие, элементы, этапы развития. Авторские воспитательные системы.

Системный подход к воспитанию. Понятие воспитательная система школы, ее структура. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Этапы развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательных систем: критерии факта и критерии качества.

Авторские воспитательные системы С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.С.Библера, В.Н.Тубельского и др. (по выбору студента).

 

Понятие о дидактике, ее основные категории и задачи. Сущность процесса обучения.

Дидактика – теория образования и обучения. Функции, объект, предмет и задачи дидактики. Понятийно-категориальный аппарат дидактики: понятия общей педагогики, специфические понятия дидактики, понятия, заимствованные из смежных наук.

Цели, функции и движущие силы обучения. Двусторонний характер обучения. Взаимосвязь преподавания и обучения. Структура и логика процесса обучения.

 

Проблема формирования познавательной активности учащихся.

Познавательная активность как деятельность и как качество личности. Социальное значение познавательной активности. Признаки познавательной активности. Уровни познавательной активности: репродуктивный и продуктивный. Критерии сформированности познавательной активности. Активизация познавательной деятельности учащихся: использование активных форм и методов обучения, проблемных вопросов и задач, изменение мотивов учения и т.д.

7 стр., 3429 слов

Обучение учащихся умениям и навыкам

... а, напротив, повышают сознательность действий в целом. При образовании навыка выполнение действия как системы операций становится ... зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом связи служат органы чувств, а ... своего осуществления специфических умений и навыков. Решение проблемы обучения умениям и навыкам связано со знанием психологической ...

Творчество учителя в решении проблемы формирования познавательной активности учащихся.

Проблема принципов обучения в истории педагогической науки. Реализация принципов обучения в практике современной школы.

Принципы обучения как категории дидактики, отражающие ее нормативную функцию. Возникновение эмпирических представлений о принципах обучения. Научное обоснование принципов связи обучения с воспитанием и развитием, природосообразности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности и др. в трудах Я.А.Коменского. Развитие взглядов на принципы обучения в работах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, И.Гербарта.

М.В.Ломоносов о принципах доступности, логичности, прочности («основательности»), наглядности, активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Антропологический подход К.Д.Ушинского к определению содержания принципов обучения.

Современные инновации в проблеме принципов обучения. Влияние идей развивающего обучения на изменение содержания принципов доступности, научности, наглядности и развития теоретического мышления. Роль теории оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский), теории проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.) на изменение номенклатуры и содержания принципов обучения. Значение идей гуманизации и демократизации школы.

Реализация принципов обучения в практике деятельности школы. Творчество учителя в определении форм и средств реализации принципов обучения.

 

Содержание образования, его концепции и особенности. Национально-региональный компонент в современном образовании.

Актуальность проблемы содержания образования. Понятие содержание образования. Развитие научных представлений о содержании образования в педагогике: теории формального и материального образования, изменение содержания образования в отечественной школе в 20-е, 50-е, 70-е годы XX века. Культурологический подход к определению содержания образования: культура мировой цивилизации – источник определения содержания образования. Характеристика элементов содержания образования: знаний, опыта репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений.

Национально-региональный компонент в содержании образования: понятие, принципы, направления и средства воплощения. Учебный план с национально-региональным компонентом.

 

Роль системы дополнительного образования в технологической подготовке школьников

Виды учреждений дополнительного образования. Задачи и формы детских образовательных учреждений: кружок, клуб, студия, школа, мастерская. Их характеристика.

19. Методическая работа в школе.

Понятие методической работы, ее задачи, функции, направления. Система организации методической работы в школе. Массовые, групповые и индивидуальные формы, их характеристика.

21 стр., 10265 слов

Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения ...

... является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет. Предметом данной курсовой работы являются ... детей, как правило, имеют среднее профессиональное, высшее образование. Это качественно изменило социальную среду, в которой ... и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике, труду, музыке, ...

20. Предмет «Методика обучения черчению (графике)». История возникновения методики обучения черчению (графике).

Основные задачи, стоящие перед методикой обучения черчению как отраслью педагогической науки. О сущности понятия «Методика обучения черчению». Вопросы, рассматриваемые общей и частной методикой черчения. О зарождении методики черчения как самостоятельной области педагогической науки. Начало систематического обучения черчению в эпоху Петра I в горнозаводских школах; об особенностях обучения черчению в России в последующие годы.

Этапы и методы научных исследований, применяемые в методике обучения черчению.

О 4-х основных этапах научного исследования – выявлении проблемы исследования; построении гипотезы; проверки гипотезы и построении теории; об оформлении и внедрении результатов исследования. О сущности общенаучных и специальных методах исследования. Наблюдение. Беседы. Анкетный опрос. Эксперимент. Сравнение результатов. Циклография. Тензометрия, пьезометрия. Окулография. Хронометраж. Мультиплицирование.

Структура и содержание курса черчения. 1. Программа по черчению В.А. Гервера и др. под ред. В.И. Якунина для одногодичного обучения учащихся 2. Программа по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под ред. В.А. Гервера для двухгодичной графической подготовки школьников. Учебник черчения А.Д. Ботвинникова и его соавторов. Сходства и различия между этими пособиями.

О темах, изучаемых школьниками в определенной последовательности по одногодичной и двухгодичной программам и традиционному учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. Об их сходствах и различиях. Об особенностях составления программ и учебника черчения упомянутых авторов.

Развитие пространственных представлений у учащихся.

Сущность понятия «Пространственные представления». О количестве и содержании обязательных графических и практических работ на первом и втором году обучения. Разновидности заданий, направленных на развитие пространственных представлений школьников. О методических и дидактических требованиях, предъявляемым к графическим задачам, способствующим развитию пространственных представлений.

Основные дидактические принципы и методы обучения черчению. Типы и структура уроков черчения. Требования к уроку.

Принципы политехнической направленности; научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; наглядности; прочности усвоения знаний; связи теории с практикой; единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.

Методы: рассказ; объяснение; беседа; лекции; наблюдение; моделирование и конструирование; выполнение графических работ; работа с учебником и справочным материалом.

О сущности таких типов уроков черчения, как: 1) изучения нового материала, 2) повторения и закрепления знаний умений и навыков учащихся, 3) контрольного урока, 4) урока общего или смешанного (комбинированного) типа. О структурах перечисленных типов уроков. О сущности проблемного и нетрадиционного уроков.

15 стр., 7272 слов

Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...

... учащихся на основе дифференцированного обучения 2.1 Психолого-педагогическая диагностика интересов учащихся 2.2 Методика развития математического мышления учащихся на основе дифференцированного обучения Часть 3. Дифференцированный контроль знаний, умений и навыков учащихся при обучении ... УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Жизнь опровергла принятые советской педагогикой постулаты: "все дети по способностям равны" ...

Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, гигиенические.

Планирование учебной работы по черчению и подготовка учителя к уроку.

Об особенностях составления календарно-тематического планирования и планов-конспектов уроков.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по черчению

Об учете успеваемости школьников. Устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Методы устного опроса: индивидуальный, фронтальный и уплотненный (комбинированный) опрос. Проверка и оценка устных ответов, графических и практических работ учащихся по черчению по 5-ти бальной системе.

Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами.

Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Текстовые и графические условия заданий и варианты их решений. Критерии оценки олимпиадных работ. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами.

Обучение учащихся способам проецирования и выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций. Формирование у школьников понятий о сечениях и разрезах.

Методика ознакомления школьников с общими сведениями о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Последовательность обучения учащихся проецированию предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Последовательность построения изображения предмета в 3-х видах: спереди, сверху и слева.

Ознакомление учащихся с общими сведениями о сечениях и разрезах; о сходствах и разницах между этими изображениями. Формирование у них понятия «Сечение». Обучение учащихся выполнять и обозначать сечения. Классификация сечений и графические обозначения материалов на сечениях.

Формирование понятия о разрезе как изображении. Простые разрезы (фронтальный, профильный, горизонтальный).

Обозначение разрезов. Местный разрез. Соединение половины (части) разреза с половиной (частью) разреза. Особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе).

Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза.

Роль учителя экономики и предпринимательства на современном этапе образования.

Понятие открытого общества. Признаки открытого общества: свобода мысли, свобода слова, свобода убеждений, свобода поиска собственного понимания мира. Трансформация мотивации учащихся: от внешней мотивации к внутренней мотивации. Понятие критического мышления и методы обучения, способствующие развитию критического мышления учащихся. Учебное занятие как форма моделирования взаимоотношений человека в обществе.

17 стр., 8411 слов

Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях 2

... В этом смысле воспитание - вечная категория. В истории педагогики особый интерес представляет изучение возникновения и развития воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование ... рекомендации по организации семейного воспитания. 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях 1.1 Понятия "воспитание", "семья", "семейное воспитание" Важнейшей стороной и условием ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики и предпринимательства.

Сущность понятия «активизация познавательной деятельности». Психологические основы и способы активизация познавательной деятельности (метод проблемного обучения, организация самостоятельной и творческой работы учащихся, ученические дискуссии и т.п.).

Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся (включение аналитических заданий, проблемных задач, ролевых ситуаций).

ПК как средство реализации проблемного обучения, исследовательского метода.

 

 


Список литературы

По педагогике

1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников //Сов. педагогика.-1989.- №7.

2. Акимова Н.П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.,1992.

3. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. – 2000. – № 7.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.,1990.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

6. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983.

7. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика, 2001-№1.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985.

9. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2-х книгах. – М., 2000.

10. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. — М., 1989.

11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994

12. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. — М., 1970.

13. Бирюкова Л.М. Основы управления педагогическими системами: Учебно-методические материалы. – Архангельск, 2002.

14. Богданова Л. Педагогика сотрудничества //Культура и жизнь. — 1989.- №5.

15. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. – 2001. — №1.

16. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000.

17. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. — Архангельск, 1994.

18. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2000.

8 стр., 3631 слов

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003

... – 895 с. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для студ. высш. ... воспитательного процесса, их взаимодействия, эффективности развития и обучения. 7. От интенсивности воздействия на личностную ... органов внутренних дел. Однако его основу составляют определенные педагогикой цели и задачи воспитания, разработанные ...

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций Учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 439 с.

20. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В.Е.Гмурмана. – М.,1981.

21. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М.,1990.

22. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М.,1989.

23. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы /Сост. Л.К. Балясная. – М., 1995

24. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся /Под ред. В.В.Мерцалова. – М.,1978.

  1. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика работы социального педагога. — М.: Академия, 2007. — 192 с.
  2. Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. М. : ВЛАДОС, 2003.

27. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2001.- №4.

28. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.

29. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие. – СПб., 2004.

30. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002

31. Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания //Сов. педагогика. — 1991.- №8.

32. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. – М., 1984.

33. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971.

34. Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания //Сов. педагогика. — 1986.- №11.

35. Горшкова Е. А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика – история и современность. – Архангельск, 1992.

36. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.,1991.

37. Гребенников И.В. Школа и семья. – М.,1985.

38. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под. ред. Е.И.Соколова.- М., 1998.

39. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения //Сов.педагогика. — 1992.- №7/8.

40. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

41. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984

42. Деятельность, обучение, игра в развитии коллектива и формировании личности. – М.,1983.

43. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Избранные педагогические сочинения. – М.,1956.

44. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М., 1999

45. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

46. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. – М., 1949.

47. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

48. Дьяченко В.К. Общие формы организации обучения. – Красноярск, 1984.

49. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. – М., 1991.

50. Ермоленко Г., Решетников О. Скаутизм как движение // Народное образование. – 1999. – № 5.

51. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1984.

52. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

53. Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания //Сов.педагогика. – 1985.- №6.

54. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971.

55. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1966.

56. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999

57. Зорина Л.Я. Дидактические основы системности знания. – М., 1978.

58. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.

59. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.

60. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.

61. Ильин Е.Н. Рождение урока. – Калининград, 1989.

62. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма //Педагогика. – 2000. — №2.

63. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. – Л., 1983.

64. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. – Л., 1989.

65. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

66. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1986.

67. Караковский В.А. Любимые мои ученики. – М., 1987.

68. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание! Воспитание … Воспитание? Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.

69. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен, — М., 1994.

70. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991.

71. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.

72. Коменский Я.А. Великая дидактика /Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.- т.1.

73. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993.

74. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982.

75. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя //Вестник образования. – 1991.- № 8.

76. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Тематический выпуск //Вестник образования. – 2001, декабрь.

77. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. – М., 1980.

78. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1966.

79. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М., 1986.

80. Кочетов А.И. Педагогические технологии. – Славянск – на – Кубани, 2000.

81. Кочетов В.И. Мастерство перевоспитания. – М., 1981.

82. Кочетов В.И. Работа с трудными детьми. – М., 1986.

83. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М., 1977.

84. Красовицкий М. Конечный результат в планировании воспитательной работы

85. Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков Н.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. – М., 1989.

86. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967.

87. Кумарин В.В. Теория коллектива в трудах А.С.Макаренко. – Киев, 1979.

88. Кутьев В.О. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2000. — №5.

89. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990

90. Легенький В.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.

91. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

92. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.

93. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

94. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М., 1975.

95. Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации ребенка // Социальная педагогика – 2003 — № 1.

96. Локк Дж. Мысли о воспитании /Пед.сочинения. – М., 1939.

97. Луговская И.Р. Школьное обязательное образование Северных стран. – Архангельск, 2001.

98. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1988.

99. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Там же.

100. Макаренко А.С. Цель воспитания /Сочинения. – М., 1957.- т.4

101. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 1994.

102. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975.

103. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. – М., 1985.

104. Методика воспитательной работы /Под ред. В.И.Коротова. – М.,1990.

105. Методика воспитательной работы /Под ред. Л.И.Рувинского. – М.,1989.

  1. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие М. : Академия, 2004.

107. Методология педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.,1980.

108. Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990.

109. Мирочник Б. Эксперимент: введена должность освобожденного классного руководителя //Восп.школьников. – 1990.-№ 5.

110. Митюров Б.М. Проблема формирования личности в трудах отечественных просветителей 16 – 17 вв. // Сов.педагогика. – 1983.-№ 9.

111. Михайловская И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

112. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.

113. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1987.

114. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007. — 198 с.
  2. Мустаева Ф. А.Основы социальной педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. , обуч. по спец. «Соц. педагогика» М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002.

117. Национально-региональный компонент в образовании /Под ред.Т.С.Буториной. – Архангельск, 1994.

118. Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. – М., 1995.

119. Немов Р.С., Кирпичный А.Г. Путь к коллективу. – М., 1983.

120. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., 1992.

  1. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Владос, 2007. — 400 с. (Серия: Для средних специальных учебных заведений).
  2. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. — Москва: Высш. образование, 2007. — 254 с.

123. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Сов.педагогика. – 1991. — № 11.

124. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.

125. Новое в воспитательной работе школы /Сост. Н.Е.Щуркова, В.И.Шнырева. – М.,1991.

126. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.

127. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития /Под ред. М.И.Кондакова. – М., 1986.

128. Образцова О.Ю. Философия и история образования: Методические рекомендациии для студентов-заочников. – Архангельск, 1999.

129. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей /Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994

130. Огородников И.Т. К вопросу о классификации методов воспитания // Сов.педагогика. – 1972. — № 4.

131. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.Я.Зязюна. – М., 1989.

132. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М., 1980.

133. Педагогическая культура Европейского Севера /Отв.ред. Н.В.Чернова. – Архангельск, 1998.

134. Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование /Отв. ред. И.Р. Луговская. – Архангельск, 2000.

135. Педагогическая культура Европейского Севера: эксперимент в сфере образования /Отв. ред. О.Ю. Образцова. – Архангельск, 2002.

136. Педагогические теории, системы, технологии: Учебно — методические материалы для студентов-заочников /Отв. ред. О.Ю. Образцова. – Архангельск, 1998.

137. Педагогические термины /Отв. ред. Ф.Б. Барашкова. – Архангельск, 2001.

138. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избранные пед.сочинения. – М., 1981. – т.1.

139. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр.пед.сочинения. – М., 1985.

140. Портнов И.Л. Азбука школьного управления. – М.,1991.

141. Проблемы методологии педагогики и методики исследований /Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. – М., 1971.

142. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.

143. Психология: Словарь /Под ред. А.В.Петровского. – М.,1990ю

144. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

145. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.

146. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании //Пед.сочинения. – М., 1981. – т.1.

147. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

148. Селевко Г.К., Тихомирова И.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, 1990.

149. Сидоркин А.М. Процесс развития воспитательной системы школы //Сов.педагогика. – 1990. — № 1.

150. Симонов В.П. Педагогический менеджмент.- М., 1995.

151. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000.

152. Сковородкина И.З. Моделирование педагогического процесса. – Архангельск, 1998.

153. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере. – Архангельск, 1999.

154. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере (1917 – 1999 годы).

– Архангельск, 2001.

155. Сковородкина И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественно-научных дисциплин. – Архангельск, 1995.

156. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М.,1992.

157. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М.,1989.

158. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. – Л.,1989.

  1. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / ред. В.А. Никитин. М. : ВЛАДОС ; М. : МГСУ, 2002

160. Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. – Вологда,1988.

161. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.

162. Степанов П. Воспитание детей в духе толерантности //Классный руководитель. — 2002. — №2.

163. Суходолова Г. Без классных руководителей //Восп.школьников. – 1990. — № 5.

164. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.,1975.

165. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.,1971.

166. Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания: В 2-х ч. – Казань, 1990.

167. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. – М., 1991.

168. Теоретические основы процесса обучения в современной школе /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1989.

169. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред.В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1983.

170. Тетерский С. Детские организации – опыт, проблемы, поиски // Воспитание школьников. – 1999. – № 6.

171. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед.сочинения. – М.,1953.

172. Тупоногов А.С. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития //Дефектология. – 1994. — №4

173. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

174. Управление развитием школы /Под.ред. М.М.Поташника. – М., 1995.

175. Учитель. Школа. Общество /Под ред. Е.Э.Смирновой. – СПб, 1995.

176. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр.сочинений. – М.,1950. т.8.

177. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдовой. – М., 1982.

178. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,1991.

179. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.,1988.

180. Хозяинов Г.И. Средства обучения. – М.,1987.

181. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М., 1994.

182. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.,1991.

183. Чубинидзе М.И. Диагностика трудновоспитуемости подростков //Сов.педагогика. – 1989. — № 6.

184. Шамова Т.И. и др. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы.– Архангельск, 1995.

185. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – Архангельск, 1990.

186. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания //Сов.педагогика. – 1991. — № 7.

187. Шепель В.М. Социально-психологические резервы воспитания //Сов.педагогика. – 1988. — № 12.

188. Школьное образование в Северных странах /Сост. И.Р. Луговская. – Архангельск, 2002.

189. Шубинский В.С. Человек как цель воспитания //Педагогика. – 1992. — № 3/4.

190. Щекина С.С. Семьеведение. – Архангельск, 2002.

191. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.,1979.

192. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. – М.,2000.

193. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.

194. Яковлев Н.И., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.,1985.

По теории и методике обучения технологии и предпринимательству

  1. Аверичев Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50-80-х годах. // Школа и производство.-1996.- №1.
  2. Антонов А.Ф., Бобыкин В.Н. Критерии оценки знаний и умений в трудовом обучении // Школа и производство №6, 1995.

3. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.:Метод. пособие / А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Бешенков А.К. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда / А.К.Бешенков, В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Бородина В.А. История развития трудового обучения в России // Вопросы истории, теории и методики преподавания технологических и общетехнических дисциплин: Сб. науч. трудов / Отв. ред. и составитель Н.Н.Меньшуткин. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2000.
  3. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7 – 8 классы» / А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 159, [1] с.: ил.
  4. Ботвинников, А.Д. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., дораб. — М.: АСТ: Астрель, 2011. – 221, [3] с.: ил.
  5. Быковская О.Н Пооперационный контроль практических работ по технологии обработки ткани // ШиП 2010, №7.

 

  1. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.: ил.
  2. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»
    А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7 – 8 кл. / В.И. Вышнепольский. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 79, [1] с.: ил.
  3. Гервер В.А.Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 144 с.: ил.
  4. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные курсы для профильного обучения // Народное образование 2004г. №2
  5. Итоговый контроль учебных достижений учащихся основной школы по технологии (обслуживающий труд) / Школа и производство. – 2008. — №3.
  6. Карточки-задания по черчению для 8 класса: Пособие для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко; Под ред. Е.А. Василенко – М.: Просвещение, 1990 – 239 с.: ил.
  7. Кожина О.А. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. М.: Дрофа, 2007.
  8. Котряхов Н.В. Ручной труд в дореволюционной русской школе. // Школа и производство. — 1994.- №6.
  9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  10. Кругликов Г.И. Формы организации занятий по технологии. // Школа и производство. — 1999. — №2.
  11. Курина В.А, Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению /графике/. Курс лекций и практические занятия. — Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. академика И.Г. Петровского, 1997. — 190 с.
  12. Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под ред. Е.А. Василенко. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  13. Методика трудового обучения: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2008, Под ред. Д.А. Тхоржевского — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981.
  14. Методическая работа в школе: организация, планирование, анализ / авт.-сост. Л. В. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  15. Мисаренко Г. На пути к стандартам нового поколения // Народное образование. – 2009. — №1
  16. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. – 2004. — № 6. – С. 74 – 78.
  17. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. – 2004. — № 1. – С. 73 – 78.
  18. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос.ун-т им. М.В. Ломоносова.- 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 32 с.
  19. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: Методическое пособие для учителей: К программе А.Д. Ботвинникова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, М.М. Селивёрстова под редакцией В.А. Гервера и учебнику «Черчение. 7 – 8 классы» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского. – М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2005. – 32 с.
  20. Михайлов Н.Г. Художественное конструирование в системе интегрированных уроков черчения, ИЗО и труда: Учебно-методические рекомендации. — Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1992. — 53 с.: рис.
  21. Михайлов Н.Г. Школьные олимпиады по черчению // Народное образование. — 2001. — №8. — С. 122-133.
  22. Могилев А.В. Такие нестандартные новые стандарты…// Народное образование. – 2010. – №5
  23. Моисеев А., Поташник М. О методической работе в школе. Народное образование. № 10, 1987.
  24. О государственных образовательных стандартах второго поколения рассказывают руководители Российской академии образования. // Школа и производство. – 2009. — №3
  25. Организация работы школьного методического объединения: нормативные и инструктивно-методические материалы / авт.-сост. О. И. Медведева, Т. А. Кобзарева. — Волгоград: Учитель, 2010.
  26. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вентана-Графф, 2003.- 296с.
  27. Поляков А.А. Контрольные работы по трудовому обучению. // Школа и производство. — 1996. — № 4.
  28. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.:Просвещение, 2010. (Школа и производство. – 2010. — №1, 2, 3)
  29. Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: 5-8 классы: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  30. Сборник материалов в помощь организаторам предпрофильной подготовки девятиклассников // Сост. Е.В.Молчанова, Л.Н.Нестерова. – Архангельск: АОИППК, 2004.
  31. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  32. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
  33. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 198 [10] с. – С. 20 – 21; 26 – 27; 75; 95 – 97; 101; 112; 135 – 137; 141 – 142.
  34. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: Пособие для учителей (Из опыта работы).

    – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.

  35. Серебренников Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования (по итогам работы XVI международной научно-практической конференции «Технологическое образование как фактор инновационного развития страны») // ШиП №2, 2011. С. 3-8
  36. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  37. Современные подходы к проблемам трудового воспитания.//Школа и производство.- 1999.- №2.
  38. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  39. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.-сост. О.А.Нессонова и др. – Волгоград: учитель, 2009.
  40. Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты / авт.-сост. В.П.Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.
  41. Технология. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / авт.-сост.: Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  42. Черчение, 7 — 8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. – М.: Просвещение, 2000. – 76 с. – С. 51 – 60.
  43. Черчение: Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации / Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Отв. ред. В.А. Гервер. — М.: Просвещение, 1993. — 16 с.

Итоги государственного экзамена

Государственный экзамен проводится для студентов очной формы обучения в устной форме, для студентов заочной формы обучения в письменной форме. На подготовку ответа к устному экзамену отводиться 60 минут, на подготовку и оформление письменного ответа отводится не более четырех часов.

В своих ответах на экзамене студенты должны показать глубину и осознанность знаний в свете следующих требований.

1. Понимание задач развития образования, проблем воспитания и обучения.

2. Понимание целей, задач и содержания технологической подготовки учащихся.

3. Рассмотрение вопросов в теоретико-педагогическом, историко-педагогическом, сравнительно-педагогическом, психологическом аспектах.

4. Подтверждение теоретических положений, сформулированных в ответе, примерами из современной практики воспитания и обучения, из личного опыта педагогической практики.

5. Обоснование выбранных форм и методов обучения технологии с точки зрения их эффективности.

Ответы студентов должны свидетельствовать об осведомленности в важнейших вопросах педагогики и методики обучения технологии, об осознанности опыта современной школы, о готовности к учебно-воспитательной работе в учреждениях системы образования.

 

Результат государственного экзамена по специальности определяется дифференцированно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.

Результат государственного экзамена по специальности, кроме неудовлетворительной оценки вносится в зачетную книжку студента и заверяется подписями всех членов экзаменационной комиссии, присутствующих на заседании.

 

Критерии выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО).

Оценка «отлично» выставляется студенту, если даны полные и правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой; содержание ответа изложено логично и последовательно; существенные фактические ошибки отсутствуют; ответ соответствует нормам русского литературного языка. Студент дает исчерпывающие и правильные ответы на уточняющие и дополнительные вопросы членов комиссии по теме вопросов билета.

 

Оценка «хорошо»выставляется студенту в случае, когда содержание ответа, в основном, соответствует требованиям, предъявляемым к оценке «отлично», т. е. даны полные правильные ответы на вопросы экзаменационного билета с соблюдением логики изложения материала, но при ответе допущены небольшие ошибки и погрешности, не имеющие принципиального характера. Оценка «хорошо» выставляется студенту, недостаточно четко и полно ответившему на уточняющие и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

Оценка «удовлетворительно»выставляется студенту, не показавшему знания в полном объеме, допустившему ошибки и неточности при ответе на вопросы экзаменационного билета, продемонстрировавшему неумение логически выстроить материал ответа и сформулировать свою позицию, не смог ответить более, чем на половину дополнительных и уточняющих вопросов членов экзаменационной комиссии.

 

Оценка «неудовлетворительно»выставляется студенту, если он не дал ответа хотя бы на один вопрос экзаменационного билета; дал неверные, содержащие фактические ошибки, ответы на все вопросы; не смог ответить на дополнительные и уточняющие вопросы членов экзаменационной комиссии. Неудовлетворительная оценка выставляется выпускнику, отказавшемуся отвечать на вопросы билета.

 

Программа обсуждена на заседании кафедры технологии и безопасности жизнедеятельности, протокол № ___ от «___» __________ 2013 г.

 

Заведующий кафедрой к.т.н., доцент       Галашев А.Н.
  (степень, звание)   (подпись)   (Фамилия И.О.)

 

Программа одобрена учебно-методической комиссией института комплексной безопасности, протокол № ___ от «___» _____________ 2013 г.

 

Председатель методической комиссии к.т.н., доцент       Галашев А.Н.
  (степень, звание)   (подпись)   (Фамилия И.О.)

 

Директор института         Бусин М.В.
  (степень, звание)   (подпись)   (Фамилия И.О.)