Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях 2

Содержание

  • Введение
  • 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях
  • 1.1 Понятия «воспитание», «семья», «семейное воспитание»
  • 1.2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях
  • 2. Опытно-педагогическая работа по взаимодействию педагога с семьей
  • 2.1 Особенности семейного воспитания в современных условиях
  • 2.2 Взаимодействие преподавателя с семьей ученика
  • 2.3 Разработка методических рекомендаций по семейному воспитанию
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Тема данной курсовой работы актуальна в наше время. Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие. В последние столетия эта проблема привлекла внимание известных философов, психологов, литераторов, общественных деятелей. И на пороге третьего тысячелетия она остается актуальной. Воспитание в нашем обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества. Эти изменения отрицательно сказались на жизни нынешнего поколения.

Воспитание — часть социализирующего образования. Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

В современном мире стало слишком много технологий, новейших разработок, интернета и тому подобных вещей. Дети перестали общаться «вживую», перестали посещать театры, выставки, галереи и культурно-массовые мероприятия. Как в веке привить ребенку любовь к культуре, духовности?!

4 стр., 1689 слов

Воспитание в семье

... статусом, материальными условиями и пр.),ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными),стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Семья является ячейкой первичной социализации, в процессе которой новое ... на выбор методов, средств, форм воспитания. Воспитание в семье - Стр 3 Цели и задачи в семейном воспитании Цели воспитания в семье могут быть весьма различ­ными ...

Сильно ошибаются те родители, которые думают, что настоящее культурное воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этой области ничего сделать не может. Приходится иногда наблюдать такие семьи, которые большое внимание уделяют питанию ребенка, его одежде, играм и, в то же время уверены, что до школы ребенок должен нагуляться, набрать сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре.

На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности, которые и обязана использовать как можно лучше.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.

Культурное воспитание в семье дело очень нетрудное, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка, что воспитание культурных навыков составляет только педагогическую их обязанность. В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребенка. В этом случае как бы родители ни старались, в их стараниях будет много неискреннего и искусственного, ребенок сразу это увидит и сразу поймет, что это не такое уж важное дело.

5 стр., 2024 слов

Негативные особенности отношений родителей к детям

... семейного воспитания родители навязывают детям роли, которые Э.Г. Эйдемиллер назвал патологизирующими детскими ролями. Это система ролей, возникающая в связи с влиянием членов семьи ...

И наоборот, в той семье, в которой сами родители живут активной культурной жизнью, где газета и книга составляют необходимую принадлежность быта, где вопросы театра и кино задевают всех за живое, там культурное воспитание будет иметь место даже тогда, когда родители как будто и не думают о нем. Отсюда, конечно, не нужно делать вывода, что воспитание культурных привычек может итти самотеком, что это — самая лучшая форма работы. Самотек и в этом деле, как и во всяком другом, может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: откуда это взялось? Откуда у мальчика или у девочки такие мысли, такие привычки?

Культурное воспитание будет только в том случае полезно, когда оно организовано сознательно, сопровождается некоторым планом, правильным методом и контролем.

Главной целью данной курсовой работы является показать значение семьи в воспитании детей.

Объектом исследования является семейное воспитание в современных условиях. А предметом в свою очередь — представления о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.

В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в курсовой работе я поставила следующие задачи:

1. раскрытие содержания семейного воспитания в современных условиях;

2. разработать методические рекомендации по организации семейного воспитания.

1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях

1.1 Понятия «воспитание», «семья», «семейное воспитание»

Важнейшей стороной и условием прогресса общества и человечества является историческая преемственность поколений с древнейших времен до наших дней. В свою очередь развитие поколений немыслимо без воспитания, этого как социального, так и педагогического явления. Воспитание так же древне, как и само человечество и оно будет существовать до тех пор, пока есть люди. В этом смысле воспитание — вечная категория. В истории педагогики особый интерес представляет изучение возникновения и развития воспитания.

22 стр., 10767 слов

Воспитание ребёнка в неполной семье

... частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые ... частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые ...

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Ему присущи такие функции:

диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

организация учебно-воспитательной деятельности детей;

использование положительных факторов в развитии качеств личности;

содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т. д.

Семьям — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу, которая выпадет ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, — ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, — разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут, и если расцветут, то как именно, — определяется в раннем детстве.

Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка. Образование, воспитание и развитие личности - основные функции обучения, тесно ... принципиальность в отношении к детям - главные условия организации всего учебно-воспитательного процесса в дошкольном ... различные формы организации двигательной активности в повседневной жизни (занятия физическими упражнениями на прогулках, физкультурные праздники ...

Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Не прав ли Макс Мюллер, когда он пишет: «Я думаю, что там, где дело идет о воспитании детей, к жизни надо подходить как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и высокому»; и не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир управляется из детской.» Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели.

И если мы подумаем, что «следующее поколение» все время вновь нарождается и воспитывается, и что все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение — уже теперь, все время, слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас. Все это означает, что семья как бы живая «лаборатория» человеческих судеб, личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща; с тем отличием, однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют как придется. Ибо семейная «лаборатория» возникает от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции и нужды; здесь люди не задаются никакой определенной, творческой целью, а просто живут, удовлетворяют собственные потребности, изживают свои склонности и страсти и то удачно, то беспомощно несут последствия всего этого.

3 стр., 1237 слов

Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности

... выявление педагогических условий нравственного воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности. Цель исследования - изучение педагогических условий формирования нравственных ... нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ... освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. ...

Семейное воспитание, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка, взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

1.2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях

В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических систем. Техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной такой дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций. Чужая культура преподносится как догма, что жить надо только так, и в результате духовная потребность превращается в вечную гонку за «ней», как у них, совершенно не соизмеряя, что это не заложено генетически в наших потребностях. Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания молодежи с духовным видением мира. Речь идет о разработке национального компонента, этнодуховного просвещения в концепции образования русского народа.

К.Д. Ушинский говорил, что только национальное воспитание дает должные результаты. «Каждый европейский народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Воспитание, построенное на иностранных началах, будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система созданная самим народом», — писал он «Национальность — не гордость. Национальность — это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов».

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... ). Она может применяться как для оценки уровня владения учителем педагогическими компетентностями на момент обследования, ... процентного выражения педагогических компетентностей и процедура оценки работы учителя с помощью данной методики: а) ... Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в ...

Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей — главная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений и изменений его качества.

Вместе с тем, предъявляются новые требования к содержанию образования и качеству образовательных услуг.

Ключевой фигурой, формирующей новое содержание и качество, безусловно, является учитель. Поэтому вопрос о профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений и требований выдвигается на первый план. В современных условиях развития образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Сущность и структура педагогической деятельности — один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики.

Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач. Однако в условиях модернизации образования перед учителем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи.

Одним из приоритетов системы образования должно стать достижения нового образовательного результата — формирование ключевых компетентностей учителей. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

готовность делать осознанный и ответственный выбор,

технологическая компетентность,

готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),

информационная компетентность,

социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),

коммуникативная компетентность.

Анализируя стратегические задачи обновления системы образования, можно выделить пять основных групп задач, которые отражают базовую компетентность современного учителя:

1. Видеть ученика в образовательном процессе. Данная задача особенно ярко возникает, при переходе на профильное образование. Учитель должен помочь ученику выстроить его индивидуальный образовательный маршрут с учетом его способностей, желаний и устремлений.

2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования. Коренное повышение качества образования непосредственно связано с содержанием. Но с появлением вариативности среднего образования учителю необходимо ставить перед собой и учащимися цели, характерные именно для определенного уровня образования (базовая программа, углубленное изучение, профильная подготовка).

3. Устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Современные требования к специалистам в различных областях говорят о необходимости интегрирования знаний из различных областей и об умении проектировать ситуацию и решения. Т.о., учителю школы необходимо в процессе обучения учащихся использовать все эти технологии (интеграцию, проектирование, моделирование и т. д.).

4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду. В современных условиях построение образовательного процесса в традиционных кабинетах выглядит нерентабельно. Необходимо использовать коммуникационные и информационные технологии образовательной среды.

5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Теоретический анализ педагогической литературы показал, что на современном этапе развития среднего образования к деятельности учителя предъявляются новые требования. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь.

Процесс обучения это не только процесс передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальном, мотивационно-потребностной и эмоционально — личностной сферах. Как показывает практика, одним из эффективных путей, способствующих такому развитию личности, является организация оценочной деятельности в образовательном процессе. Проблема оценки в рамках профессиональной деятельности учителя возникала постоянно. На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. Однако, характер связи оценочной деятельности учителя и его профессионально — педагогической деятельности понимался по-разному.

Проблема определения роли оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности существенно актуализировалась в условиях модернизации образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от учителя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся. Однако как показывают исследования, учитель в своей профессиональной деятельности чаще всего использует подходы и формы выявления, анализа и оценки результатов деятельности школьников, адекватные традиционным подходам, сложившимся в образовании. Но в связи с изменениями в подходах к качеству образования, к требованиям, предъявляемых учителю к его профессионально — педагогической деятельности нужны новые подходы к оценке.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросам оценивания позволил выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы.

Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся. Другое направление в исследовании проблемы связано с изучением воспитательных функций оценки, с анализом психологических условий воздействия оценки учителя на ученика, с изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и отношение школьников к предмету. По мнению большинства исследователей, важным для понимания путей формирования и функционирования оценки, является разделение оценки на процесс оценивания и результат. При этом во всех исследованиях по проблеме оценивания можно встретить разные подходы к пониманию терминов «оценка», «оценивание», «оценочная деятельность».

К первой группе можно отнести В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.М. Фридмана, Ю.Б. Зотова. Они полагают, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен учебно-воспитательного процесса школы, а в рамках изучения других проблем: гностической деятельности педагога, управленческой деятельности педагога и т. п. Также отмечают, что контрольно-оценочная деятельность педагога — это один из этапов обучающей деятельности учителя. Ученые подчеркивают, что контрольно-оценочный этап является заключительным в обучающей деятельности учителя после мотивационного и операционно-познавательного и призван, обобщить изученный материал и подвести итоги работы учащихся по данной теме. При этом исследователи отмечают взаимосвязь всех этапов обучающей деятельности учащихся.

Ряд других ученых, таких как Ш. А. Амонашвили, Е.Д. Божович, Л.И. Божович, Г. Ю. Ксензова, В.М. Полонский, Н.В. Селезнев отмечают, что процесс оценки знаний, оценивание — самостоятельная деятельность, сопровождающая профессиональную деятельность учителя. При этом данный вид деятельности эти ученые называют по-разному. Так Ш. А. Амонашвили считает, что оценка является деятельностью оценивания, осуществляемая человеком. Педагог-новатор понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном». При этом под конечным результатом педагогической оценки Ш. А. Амонашвили понимает отметку как основу социального контроля.В.М. Полонский определяет оценочно-контрольный вид деятельности учителя как процесс оценки знаний, который в свою очередь является систематическим и состоит в определении соответствия имеющихся знаний, учений, навыков предварительно планируемым.

Понятие оценочной деятельности учителя появилось сравнительно недавно в исследованиях С.Л. Копотева, Г. Ю. Ксензовой, А.В. Куликовского, Н.В. Селезнева и др.

Накопленный теоретический материал, а также новые исследования в области психологии и педагогики указывают на необходимость организации обучения и оценочной деятельности учащихся как равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Характерной чертой оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе является её двусторонний характер: с одной стороны, имеет место оценочная деятельность педагога, с другой — учащихся. Н.В. Селезнев указывает на многосторонний характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, выделяя такие аспекты, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта Н.В. Селезнев видит в развитии таких показателей оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее полное соответствие затрагиваемой ценности.

В своем исследовании Г. Ю. Ксензова обращает внимание на тесную связь оценочной деятельности учителя и используемой им технологии обучения. Соответственно первое и основное отличие в содержании оценочных актов, осуществляемых на основе разных педагогических технологий, отмечает автор, заключается в ориентации на применение индивидуальных или общепринятых эталонов.

Во всех представленных исследованиях выделяются необходимые компоненты процесса оценки или оценочной деятельности, это:

Определение целей обучения.

Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.

Отметку или иной способ выражения результатов проверки.

Все эти компоненты связаны и каждый влияет на предыдущий и последующий.

При этом оценивание как подсистема педагогической деятельности будет рассматриваться как структура. В нашем исследовании мы остановимся на мнении, что оценочная деятельность учителя — это атрибут, неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный анализ показал, что на сегодняшний день существуют различные точки зрения на то, что такое оценочная деятельность учителя. Ученые используют разные понятия для характеристики деятельности учителя, связанной с выявлением, анализом, описанием и объяснением результатов деятельности учащихся: оценка, оценочная деятельность, самооценка и др. Отводят разное место этой деятельности в структуре профессиональной деятельности учителя — этап деятельности, атрибут деятельности, самостоятельная деятельность, профессиональная задача деятельности и др. По-разному в работах представлены цели этой деятельности, ее функции, способы и формы, объекты оценивания, результаты. Однако при всем многообразии взглядов можно увидеть сущностные черты этой деятельности: целенаправленность; двусторонность; единство внутреннего и внешнего, объективного и субъективного; взаимосвязь оценки и самооценки, регулирования и саморегулирования.

Теоретический анализ позволил утверждать, что смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников. Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности учителя при таком подходе становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др. В свою очередь, как показало исследование, развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения учителей к самой проблеме оценочной деятельности в современных условиях.

Таким образом, в рамках компетентностного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу учителя, овладение которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим можно утверждать, что оценочная деятельность учителя на современном этапе является неотъемлемой частью его профессионально-педагогической деятельности.

2. Опытно-педагогическая работа по взаимодействию педагога с семьей

2.1 Особенности семейного воспитания в современных условиях

Главные линии семейного воспитания: постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем — участия в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в семейном воспитании, а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Главное направление семейного воспитания в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущего поколения. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

Система воспитательной работы современной школы чрезвычайно многогранна. Она призвана решать как общую задачу воспитания всесторонне развитой личности, так и частные задачи воспитания отдельных сторон и качеств личности учащихся. В этом смысле говорят о нравственном, трудовом, физическом и других сторонах воспитания и организуют специальную работу, направленную на формирование конкретных сторон личности. Больше того, каждая сторона личности является сложной совокупностью нравственных и волевых качеств ее. Поэтому в школе решаются задачи воспитания определенных качеств личности патриотизма и интернационализма, коллективизма и гуманизма, правдивости и честности, политической активности и общественного долга, дисциплинированности и деловитости, воли и мужества, смелости и выносливости и т. д.

Конечно, каждая сторона личности и любое ее качество не могут воспитываться изолированно и каким-то одним воспитательным средством. Воспитание личности осуществляется всей системой средств. Воспитывая ту или иную сторону личности, то или иное ее качество, неизбежно воспитывают и другие стороны и качества, личность в целом.

Например, патриотизм воспитывается и в процессе обучения, и в общественно полезном труде, в ученических организациях, в игровой, художественной, спортивной и всякой другой деятельности, в семье, в общении с другими людьми. Решение задачи воспитания патриотизма неизбежно связано с воспитанием Других качеств личности: общественного долга, коллективизма и гуманизма, отношения к труду, учению, к любому делу, готовности преодолевать трудности. Совершенно очевидно, что эти качества выступают как необходимые составные элементы патриотизма.

В психологическом плане каждое качество личности является сложной совокупностью нравственных убеждений, чувств и привычек, т. е. является элементом его сознания и поведения. Конечно, в педагогически правильно организованной жизни и деятельности учащихся в школе и вне ее у них накапливается и закрепляется не только опыт определенного поведения, но и формируется нравственное сознание — вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства.

Однако для формирования нравственного сознания нужна еще и специальная работа с учащимися.

В процессе воспитания учащиеся должны овладеть системой научных нравственных убеждений, которые не могут складываться стихийно, только на основе личного опыта. Кроме того, и свой личный опыт нравственного поведения учащиеся не всегда могут без помощи педагога правильно осмыслить, поэтому нужно руководить формированием их убеждений.

Руководить формированием нравственного сознания необходимо еще и потому, что сложные нравственные убеждения не могут выводиться лишь из личного опыта учащихся в силу его ограниченности.

Сложные нравственные понятия и категории могут выводиться из переработки и осознания всего общественно-исторического опыта и являются результатом, как личного опыта, так и овладения наукой о морали. Поэтому руководить формированием нравственного сознания — значит и вооружать учащихся знаниями этики.

Это является и необходимым условием борьбы с предрассудками, обывательскими нравами, пережитками прошлого в сознании и привычках людей.

Овладение теорией морали может проходить в самых различных формах. Это и специальные беседы, лекции, диспуты, обсуждения книг, встречи с передовыми людьми и многое другое.

Уровни развития понятий у учащихся одного класса колеблются от самого примитивного (школьник даже не может вычленить понятия) до высокого, теоретического (школьник знает основные признаки понятия, их соподчинение, связь с другими понятиями и как оно видоизменяется в конкретных жизненных условиях).

Понимание существа норм и принципов морали подводит учащихся к нравственным суждениям, в которых они оценивают поступки других и собственные. При этом отмечается, что вначале школьник учится оценивать поведение и поступки других, а не собственные (критикует на собрании товарищей, не видя за собой тех же недостатков).

Лишь в старших классах с развитием самосознания школьника развивается и правильная самооценка.

На основе понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения.

Нравственные убеждения — это глубокая твердая уверенность человека в объективной справедливости и истинности норм нравственности и признание необходимости их неуклонного соблюдения. Нравственные убеждения, в конечном счете определяют поведение и поступки человека. Больше того, убеждения лежат в основе проявления волевых качеств личности: смелости и решительности, мужества и выносливости, настойчивости и терпения и т. д.

Однако знание и понимание нравственных норм, еще раз подчеркнем, совсем не свидетельство сформировавшегося действенного убеждения.

Успех формирования нравственных убеждений зависит от личности учителя. Мировоззрение учителя, его нравственная убежденность и страстность, личный пример оказывают огромное влияние на утверждение нравственных убеждений учащихся. Достойный учитель часто становится идеалом своих учеников.

Если у учителя слово не расходится с делом и учащиеся видят в его деятельности и поведении практическое воплощение в жизнь высоких принципов нравственности, то эти принципы превращаются в твердые убеждения и самих учащихся.

Твердыми убеждениями становятся знания, самостоятельно глубоко продуманные, критически переработанные, знания, которые применяются в жизненном опыте ученика повседневно, всегда и везде (в учении, труде, развлечении, игре, спорте и др.).

Итак, критерием подлинной нравственной воспитанности является единство убеждения и поведения

Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Убежденность всегда имеет эмоциональную окраску. Моральные или нравственные чувства — это переживание человеком своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек начинает исходить в своих действиях не из побуждений «своей воли», а из общественных требований.

Побудительную силу нравственных чувств хорошо знали прогрессивные психологи и педагоги прошлого. И.М. Сеченов считал, что подлинный нравственный поступок «всегда есть результат морального чувства и моральной привычки».

Современные психологи и педагоги также придают большое значение моральным чувствам, определяя их как устойчивые отношения личности к окружающему.

Чувства побуждают человека к активной деятельности, они придают убеждениям силу страсти и устойчивости. Психология различает простые чувства как временные состояния человека и сложные гражданские, морально-политические чувства, объектом которых является общество, государство, коллектив. Это чувства патриотизма и интернационализма, гуманизма, товарищества и коллективизма, долга и ответственности.

Важное значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и др. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, радость от воплощения творческого созидательного замысла, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение — все эти переживания включаются в нравственный опыт школьника, обогащают его и должны быть предметом заботы учителя, воспитателя.

Так, у подростка сильно развито чувство стыда, Подросток стремится действовать самостоятельно, всячески показать независимость своих суждений, но в действительности он очень чуток к мнению окружающих его людей, особенно своих товарищей. Важно учитывать, чего он стыдится. Подросток, боясь осуждения товарищей, стыдится подчас хорошего: проявлений нежности к матери, доброты к окружающим, а плохого, например грубости к старшим, может не стыдиться, считая, что товарищи увидят в этом проявление взрослости.

Нравственная направленность этого чувства детей связана с воспитанием общественного мнения и традиций в детском коллективе, с влиянием личного примера родителей и воспитателей.

Нравственный поступок или действие, в котором проявляется отношение ребенка к окружающему миру, прежде всего надо вызвать. Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся.

Именно здесь и требуется самая трудоемкая воспитательная работа, направленная на создание соответствующих условий и организацию жизни и деятельности детей. Здесь особенно остро стоит проблема педагогического мастерства, способного использовать все богатство средств, вызывающих и стимулирующих такое повеление.

Однако сами по себе поступки еще не характеризуют нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть диаметрально противоположны по своему характеру, поступкам и действиям, хорошее учение может быть результатом карьеристских устремлений, полезные дела для коллектива могут совершаться ради удовлетворения тщеславия и даже личной выгоды, из расчета и т. п.

К простым нравственным привычкам относится потребность и способность к совершению несложных нравственных поступков, в основе которых лежат элементарные правила общежития, правила культуры поведения, нормы установленной дисциплины и навыки их выполнения.

К сложным нравственным привычкам относится потребность и постоянная готовность к выполнению определенной деятельности, занятие которой в силу ее общественной и личной значимости стало необходимостью для человека. Например, привычка заниматься любимым трудом, привычка беречь общественное и личное достояние и т. д. В основе сложных привычек лежит глубокое осознание общественного долга и личной ответственности перед народом, обществом.

Мы считаем главной задачей нравственного воспитания воспитание необходимых отношений и закрепление их в привычные формы поведения.

Если бы мы все делали только на основе постоянного продумывания, то это было бы слишком большой нагрузкой на сознание. Практика часто требует от человека быстрого совершения действия или поступка без предварительного раздумывания и взвешивания, как нужно поступить и почему так, а не иначе, и человек может быть способен все так делать, если все это уже закреплено в его привычках как особой форме его поведения.

Формирование убеждений, чувств и привычек является единым, целостным процессом воспитания нравственного сознания и поведения учащихся.

Воспитательная работа, как и образовательная, проводится на основе определенных принципов, вытекающих из ее сущности. Ими являются такие исходные положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и к методам воспитательной работы.

Эти принципы, как и дидактические, являются обобщением уже сложившихся и проверенных педагогической практикой требований к воспитанию, предъявляемых обществом. Они вытекают из самой сущности воспитания. Имея общую с дидактическими принципами методологическую основу и совпадая с ними в идейном содержании и конечном целевом назначении, принципы воспитательной работы в то же время отличаются от первых тем, что выражают своеобразие и специфику особой области педагогической работы.

Педагогу, прежде всего важно знать особенности формирования коллективных отношений, связей учащихся в младшем, среднем и старшем возрасте и рассматривать формирование этих отношений в единстве с развитием коллектива учащихся. Педагог никогда не должен рассматривать ученика как некую обособленную обучаемую им единицу, а всегда представлять его в единстве и во взаимодействии с коллективом, со средой. При этом и коллектив не должен рассматриваться педагогом как сумма обезличенных индивидуумов. Он призван видеть в коллективе живых, конкретных учеников с присущим каждому из них индивидуальным своеобразием, видеть в коллективе целеустремленную и организованную систему связей и отношений развивающихся личностей. Изучая развитие личности школьника в его связях и взаимоотношениях с обществом и коллективом, воспитатель использует в своей работе данные о формировании интересов и потребностей школьников разных возрастов, их возможностей и способностей, стремлений и идеалов, их нравственного опыта и нравственного облика в целом. Он опирается на данные о темпераменте школьника, об особенностях и типе его нервной деятельности, о типических и индивидуальных чертах характера, о развитии его самосознания. Учитывая все это, воспитатель строит индивидуальную работу и индивидуальный подход к учащимся.

Многие недостатки и ошибки в воспитательной работе проистекают от игнорирования возрастных и индивидуальных особенностей. Так, например, и сейчас мы сталкиваемся с фактами, когда в нравственном просвещении учащимся младших возрастов преподносится материал, недоступный для их восприятия как по содержанию, так и по форме.

Имеются также случаи, когда педагоги и родители обращаются с учащимися средних и даже старших классов так же, как, с младшими школьниками, совершенно игнорируя свойственные этому возрасту стремление к самостоятельности, развитие самосознания одним словом, те сдвиги и изменения, которые произошли в развитии личности ученика.

Пренебрежение к этим особенностям и отсутствие умелого и тактичного использования их нередко являются причиной многих конфликтов между взрослыми и учащимися.

2.2 Взаимодействие преподавателя с семьей ученика

Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» — исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Помещавшиеся по месту работы родителей «Экраны успеваемости», «Открытые журналы» не принесли необходимого результата. Беседы с отцами и матерями, попавшими в «черные списки», показывают, что пользы от вывешивания этих списков нет, у родителей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в школу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель — лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.

Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики, более 90% детей воспитывается сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение учителя может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться родственники, гости, нередко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила — посещение по приглашению — меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного.

К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом отношении для родителей, классных руководителей предоставляет периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию. Все это классный руководитель использует в своей работе. Но все-таки его собственное слово родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать добрые слова в свой адрес, о своем ребенке. Полезно узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспитания, почему возникают ошибки. Социальная психология показывает, что успех в любом виде деятельности всегда оценивается в сравнении с другими людьми и получает признание, прежде всего, тогда, когда об этом сказано открыто в присутствии других людей, в данном случае родителей.

Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения. Можно назвать несколько видов педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), — руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т. д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, — содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.

Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей. Можно обратиться к родителям с вопросом, чем бы они хотели заняться, предложить им заполнить анкету (лучше это сделать на классном собрании).

семейное воспитание учитель учащийся

2.3 Разработка методических рекомендаций по семейному воспитанию

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику:

влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;

выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.

2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет ни повода, ни возможности для общения.

3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от. элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов семейного воспитания не существует. Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

К полезным советам и рекомендациям можно смело отнести постулат о том, что родители не должны гнаться за получением ребенком такого количества энциклопедических знаний, подразумевая при этом, что растят вундеркинда. Не исключено, что такое насилие в детстве позже обернется бунтом, при чем в то время, когда эти знания как раз и понадобятся — в старших классах или даже в университете. Закладывая основы личности такого ребенка, родители, сами того не желая, растят либо бунтаря, либо человека без фантазии.

Предоставляйте ребенку широкие возможности для самостоятельного творчества, исследований, научите его делать выводы из увиденного и услышанного. Пусть их игры направлены на развитие, а не на автоматическое запоминание, ибо хорошая память еще не показатель уровня развития ребенка. Ребенок должен научиться распознавать объекты мира, уметь познавать, анализировать, приспосабливаться к окружающему.

Дети этого переходят от одной роли к другой, их фантазия практически безгранична, и все, что они делают и говорят, пронизано искренностью. Дети легко становятся на место других людей, пробуют себя в том или ином качестве. Во время игр ребенок учится принимать решения, высказывать свою точку зрения, уметь сохранять ее или же учится принимать сторону других участников игры. Игра важна для того, чтобы ребенок смог легче адаптироваться во взрослой жизни, научился общаться со взрослыми и сверстниками, принимать самостоятельные серьезные решения. В игре ребенок может принять любую сторону: быть сильным или слабым, стать красивым или почувствовать себя гадким, проявлять трусость или храбрость. При чем, если малыш играет один, то он может участвовать и в той и другой роли сам.

Для того, чтобы стать ребенку другом, научиться лучше понимать его, нужно найти время для общения с ним, для совместных игр, развлечений, бесед. Или же можно поспособствовать нахождению общего языка ребенка с другими ребятами. Если ребенок неохотно выполняет ваши просьбы, то лучше всего и просьбы превращать в игры-угадайки: например, попросить ребенка принести вещь, которая всегда прячется в ящике для обуви, но на улицу не ходит.

Благодаря играм ребята гораздо быстрее достигают результатов в области знаний, приобретают навыки общения, при этом и дети, и родители довольны, обходится без нервных расстройств, наказаний и утомления от взаимного общения. Сейчас много игр публикуется в журналах и специальных статьях, посвященных развитию ребенка. Они развивают память, логику, умение считать, элементы анализа.

Иногда говорят, что подростки живут в своем собственном мире, но такое ошибочное мнение может привести к недостаточному воспитанию. Правда заключается в том, что подростки живут в том же мире, что и взрослые, маленькие дети и все мы. У них те же страхи, надежды, опасности и мечты, что и у всех остальных. Единственная разница в том, что подростки проходят через этап развития к становлению взрослыми. Этот переход не только культурный, но и также физический — в организме подростка развиваются гормоны, влияя на их пристрастия, процессы принятия решений и, конечно же, их внешний вид.

Помня о том, что подростки, являются такими же, как кто бы то ни был, кто может столкнуться со сложным переходным периодом, может упростить воспитание. В конце концов, если вы предположите, что ваши подростки «из другого мира», то, скорее всего, вы столкнетесь с более сложным периодом общения с ними. Давайте же обсудим наиболее эффективные способы, как справиться с подростком, находящимся в переходном возрасте.

Первым и лучшим советом по воспитанию таких подростков является то, что вам нужно, как можно больше разговаривать с вашими детьми. Этот момент не может быть преувеличенным; вам нужно разговаривать с вашим подростком о чем угодно так часто, как только вы можете. Даже на такие спорные и щепетильные темы, как, например: сексуальность, политика, терпимость, наркотики и алкоголь.

Помните, что главное здесь — это просто разговаривать с вашим ребенком, а не «поучать» его относительно этих тем. Почему это так важно? На самом деле, это основы психологии; если вы будете поучать подростков, скорее всего они будут протестовать или будут спорить. Очень странно, что многие родители совершают эту ошибку, потому что они никогда не станут «поучать» таким образом своих друзей или других взрослых.

И это второй момент, о котором следует помнить. Вы должны разговаривать со своими детьми так, как вы бы стали разговаривать с другими. Это не означает, что вам нужно сюсюкаться с вашими детьми — в конце концов, вы ведь не станете сюсюкаться со своими друзьями или знакомыми. Это означает, что вам стоит быть вежливыми и уважать их различные точки зрения, так же, как вы бы поступили со своими коллегами, друзьями и с кем-то, с кем вы только что познакомились.

Лучший совет по воспитанию в разговоре с подростками сводится к тому, что вам необходимо разговаривать с подростками так, как вы бы разговаривали со всеми остальными. Если ваш сосед будет протестовать против личных вопросов, или вечного поучения морали, религии и этики, тогда вы можете быть уверены, что ваш ребенок будет также против, если с ним будут разговаривать в такой манере.

К тому же разговоры с подростками лучшим советом для налаживания отношений с ним является необходимость слушать его. Умение слушать довольно редкое явление в нашем обществе, и оно требует не только умения слышать слова, но также обработка мнения другого человека и попытки на самом деле понять его позицию.

Подумайте об этом следующим образом, вам бы наверняка понравилось разговаривать с друзьями или коллегами по работе, кто является хорошим слушателем, не правда ли? И знаете что? Также думает и ваш ребенок? Естественно ваш ребенок будет стремиться общаться с вами на различные темы, если вы покажите себя в качестве хорошего слушателя. К тому же, делая так, вы также сможете научить подростка вашему примеру, и, скорее всего, они тоже вырастут хорошими слушателями.

Лучший совет по воспитанию обычно сводится к основам здравого смысла, и общаясь с вашим ребенком-подростком, уважая его также, как вы бы уважали других, вы сможете добиться их доверия и понимания.

Заключение

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется учителями. Опытному педагогу достаточно посмотреть на ребенка, пообщаться с ним, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

В данной работе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определили теоретические основы семейного воспитания и охарактеризовать его формы по трудам А.С. Макаренко; смогли рассмотреть методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко; отметить специфику семейного воспитания и определить его значение и представить анализ современных проблем и нарушений семейного воспитания.

Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.

Список используемой литературы

1. Л.Н. Венгер, Психология, Москва, «Просвещение», 1988 г.

2. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов, Семейное воспитание, Москва, Просвещение, 1990 г.

С.Л. Соловейчик, Педагогика для всех, Москва, 1987 г.

Л.Д. Столяренко, Педагогика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

Книга для родителей, сост.В.З. Солоухин, Минск, «Вышейшая школа», 1992 г.

«Популярная психология для родителей», под редакцией А.А. Бодалева, Москва, Педагогика, 1988

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977

Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.

Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.

Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.

Лесгафт П. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. М.; Воронеж, 1998.

Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. — 296с.

Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. проф. Козырева В.А. и проф. Радионовой Н.Ф. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004

Селезнев В.Н. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Автореферат дисс… д-ра пед. наук, 13.00.01, Борисоглебск, 1997 г.

Методическое пособие по курсу «Введение в специальность и основы педагогического мастерства» — Малиновская В.Н., Смятский А.А. Москва, 1992 г.

Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане», 17−19 мая. — Алма-Ата, 1990

Актуальные проблемы истории педагогики, педагогики и психологии. — Алматы, 1997

Александров, Г. Н. Психолого-педагогическое обоснование возможностей альтернативного принципа построения ответов. — Куйбышев, 1966

Алексеев, В.Л. Воспитание общественной активности учащихся. — Улан-Удэ, 1971

Алтынсарин, И. Собрание сочинений. — Алма-Ата, 1975

Антология педагогической мысли Казахстана. — Алматы, 1995

Арискин, И.Т. Процесс обучения. — Ростов н/Д, 1966

Асанов, Н.А. Методическое обоснование организации управления учебным процессом. — Алматы, 2003

Ахметов, Н.К. Теория и технология игры. — Алматы, 1998

Бабанский, Юрий Константинович и др. Педагогика высшей школы. — Алма-Ата, 1989

Бальжиев, В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. — Улан-Удэ, 1971

. fa.ru/

http://www.elitarium.ru/

Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения — М., 1986.

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар. асвета, 1990

Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С.П. Баранова и др. — М.: Просвещение, 1976. — 352 с.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М.: Педагогика. 1979.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — М.: Педагогика. 1980.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика. 1987.

Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М.: Педагогика. 1989.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: Изд-во Университетское, 1990

Харламов и.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector