ПРОГРАММА
Государственного экзамена
специальность 050502.65 Технология и предпринимательство
квалификация выпускника «учитель технологии и предпринимательства»
Архангельск
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования № 663 пед/сп от «31» января 2005 г. и учебным планом ПГУ им. М.В. Ломоносова от 30.04.2009 г.
Программу составили:
заведующий кафедрой педагогики, доцент, к.п.н, Щекина С.С.;
доцент кафедры педагогики, к.п.н. Суриков Ю.Н.;
доцент кафедры ТиБЖ, к.п.н. Прилуцкая Е.Н.;
доцент кафедры ТиБЖ, к.п.н. Михайлов Н.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи государственного экзамена …………………………………….4
2. Требования к профессиональной подготовке специалиста …………………4
3. Характер государственного экзамена..…………………………………………5
4. Обязательный минимум дисциплин…………………………………………… 5
5. Содержание дисциплин…………………………………………………………5
6. Список литературы……………………………………………………………17
7. Итоги государственного экзамена…… ……………………………………..25
Цели и задачи государственного экзамена
Целью государственного экзамена является выявление и объективная оценка уровня практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом соответствующего направления.
Требования к профессиональной подготовке специалиста
Выпускник должен знать:
— Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребёнка;
Областной центр мониторинга образования Сборник рекомендаций ...
... 01 «О распределении функций по организации проведения единого государственного экзамена в субъекте Российской Федерации», общеобразовательным учреждениям передан ряд функций: составление списков выпускников ... управления образованием, руководителей образовательных учреждений и школьных методических объединений (кафедр), психологов, обучающихся и их родителей. Содержание Введение ……………………………………………… 4 ...
— основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;
— государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.
Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.
Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя технологии и предпринимательства являются:
в области учебно-воспитательной деятельности:
осуществление процесса обучения технологии в соответствии с образовательной программой;
планирование и проведение учебных занятий по технологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения технологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
применение современных средств оценивания результатов обучения;
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;
в области социально-педагогической деятельности:
оказание помощи в социализации учащихся;
проведение профориентационной работы;
установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
в области культурно-просветительной деятельности:
формирование общей культуры учащихся;
в области научно-методической деятельности:
выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;
в области организационно-управленческой деятельности:
рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;
обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
организация контроля за результатами обучения и воспитания;
организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;
ведение школьной и классной документации;
Тема Психологические особенности развития и формирования личности ...
... метода наблюдения. Определите признаки, выражающие отношение ребенка к конструктивной деятельности. Тема: Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: ... много вопросов для коррекции своих действий. У какой группы учащихся выше готовность к школьному обучению? Во вторых классах школы проводился эксперимент. Ученики должны были ...
выполнение функций классного руководителя;
участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
Общеобразовательные учреждения инновационного типа
Инновации в образовании: понятия инновация, инновационный процесс, педагогическая инноватика; признаки, классификации, уровни инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, условия внедрения инноваций в образовательный процесс. Общеобразовательные учреждения инновационного типа как средство качественного изменения системы образования и удовлетворения образовательных потребностей общества.
Гимназии, лицеи, негосударственные общеобразовательные учреждения (частные школы): история и современность. Специфика целей, содержания образования, организации педагогического процесса.
Природные и социальные факторы развития личности.
Понятия развитие личности, формирование личности, их взаимосвязь. Движущие силы и закономерности развития личности. Роль наследственности и среды в формировании личности. Биогенетическая и социогенетическая концепция развития личности.
Воспитание – ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности, деятельности и общения в развитии и формирования личности.
Периодизация возрастного развития.
7. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
Краткая характеристика познавательных процессов в младшем школьном возрасте: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления. Основные виды деятельности младшего школьника. Формирование у учащихся компонентов учебной деятельности. Формирование личности в младшем школьном возрасте: становление характера, развитие самостоятельности и трудолюбия, усвоение правил и норм общения и т.п. Проблемы адаптационного периода и пути их преодоления.
Инновации в обучении младших школьников: развивающее обучение Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина; гуманное обучение Ш.А.Амонашвили; опережающее обучение С.Н.Лысенковой и т.п.
8. Психолого – педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста и особенности работы с ними.
Анатомо-физиологические особенности подростков. Специфика социально-психологической ситуации развития подростков: перестройка памяти, мышления, развитие общих и специальных способностей, изменение мотивации основных видов деятельности, волевые, деловые, моральные качества личности подростков. Опережающее формирование интеллекта по сравнению с личностью. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях.
Особенности воспитания подростков: вовлечение в социально-полезную деятельность, формирование нравственных взглядов и убеждений, использование клубных форм воспитания. Значение общественного мнения в воспитании подростков. Самовоспитание подростков.
Классификация методов обучения по способам деятельности учащихся
... обучения Важнейшее требование к школе всех уровней и непременное условие научно-технического и социального прогресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности ... и содержанию ... образование, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. ...
9. Психолого – педагогическая характеристика юношеского возраста. Проблема социализации личности старшеклассников.
Юношеский возраст – период стабилизации в физическом, психическом и эмоционально-волевом развитии. Особенности познавательной деятельности: теоретичность и абстрактность мышления, преобладание аналитико-синтетических процессов, устойчивость и направленность познавательных процессов.
Половое образование и нравственное воспитание старшеклассников. Подготовка к семейной жизни. Жизненное самоопределение и выбор профессии. Роль личности педагога в воспитании и обучении старшеклассников.
Специфика социализации старшеклассников: агенты и механизмы социализации в ранней юности. Трудности социализации старшеклассников в условиях социально-экономической нестабильности и многообразия морально-этических ценностей.
Психолого-педагогические основы работы с девиантными детьми
Понятия девиация и трудновоспитуемость. Признаки трудновоспитуемости. Причины образования отрицательных качеств личности. Специфика трудновоспитуемости мальчиков и девочек. Диагностика трудновоспитуемости.
Понятие перевоспитание. Функции и направления перевоспитания. Методы перевоспитания: переубеждение, переучивание, реконструкция характера, переключение и т.д. Превентивная педагогика и профилактика трудновоспитуемости.
19. Воспитательная система школы: понятие, элементы, этапы развития. Авторские воспитательные системы.
Системный подход к воспитанию. Понятие воспитательная система школы, ее структура. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Этапы развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательных систем: критерии факта и критерии качества.
Авторские воспитательные системы С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.С.Библера, В.Н.Тубельского и др. (по выбору студента).
Понятие о дидактике, ее основные категории и задачи. Сущность процесса обучения.
Дидактика – теория образования и обучения. Функции, объект, предмет и задачи дидактики. Понятийно-категориальный аппарат дидактики: понятия общей педагогики, специфические понятия дидактики, понятия, заимствованные из смежных наук.
Цели, функции и движущие силы обучения. Двусторонний характер обучения. Взаимосвязь преподавания и обучения. Структура и логика процесса обучения.
Проблема формирования познавательной активности учащихся.
Познавательная активность как деятельность и как качество личности. Социальное значение познавательной активности. Признаки познавательной активности. Уровни познавательной активности: репродуктивный и продуктивный. Критерии сформированности познавательной активности. Активизация познавательной деятельности учащихся: использование активных форм и методов обучения, проблемных вопросов и задач, изменение мотивов учения и т.д.
Обучение учащихся умениям и навыкам
... а, напротив, повышают сознательность действий в целом. При образовании навыка выполнение действия как системы операций становится ... своего осуществления специфических умений и навыков. Решение проблемы обучения умениям и навыкам связано со знанием психологической ... называют навыком. В настоящее время нет однозначного определения понятий «умения» и «навыки». Наиболее принятой является характеристика ...
Творчество учителя в решении проблемы формирования познавательной активности учащихся.
Проблема принципов обучения в истории педагогической науки. Реализация принципов обучения в практике современной школы.
Принципы обучения как категории дидактики, отражающие ее нормативную функцию. Возникновение эмпирических представлений о принципах обучения. Научное обоснование принципов связи обучения с воспитанием и развитием, природосообразности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности и др. в трудах Я.А.Коменского. Развитие взглядов на принципы обучения в работах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, И.Гербарта.
М.В.Ломоносов о принципах доступности, логичности, прочности («основательности»), наглядности, активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Антропологический подход К.Д.Ушинского к определению содержания принципов обучения.
Современные инновации в проблеме принципов обучения. Влияние идей развивающего обучения на изменение содержания принципов доступности, научности, наглядности и развития теоретического мышления. Роль теории оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский), теории проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.) на изменение номенклатуры и содержания принципов обучения. Значение идей гуманизации и демократизации школы.
Реализация принципов обучения в практике деятельности школы. Творчество учителя в определении форм и средств реализации принципов обучения.
Содержание образования, его концепции и особенности. Национально-региональный компонент в современном образовании.
Актуальность проблемы содержания образования. Понятие содержание образования. Развитие научных представлений о содержании образования в педагогике: теории формального и материального образования, изменение содержания образования в отечественной школе в 20-е, 50-е, 70-е годы XX века. Культурологический подход к определению содержания образования: культура мировой цивилизации – источник определения содержания образования. Характеристика элементов содержания образования: знаний, опыта репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений.
Национально-региональный компонент в содержании образования: понятие, принципы, направления и средства воплощения. Учебный план с национально-региональным компонентом.
Роль системы дополнительного образования в технологической подготовке школьников
Виды учреждений дополнительного образования. Задачи и формы детских образовательных учреждений: кружок, клуб, студия, школа, мастерская. Их характеристика.
Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения ...
... является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет. Предметом данной курсовой работы являются ... детей, как правило, имеют среднее профессиональное, высшее образование. Это качественно изменило социальную среду, в которой ... и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике, труду, музыке, ...
19. Методическая работа в школе.
Понятие методической работы, ее задачи, функции, направления. Система организации методической работы в школе. Массовые, групповые и индивидуальные формы, их характеристика.
20. Предмет «Методика обучения черчению (графике)». История возникновения методики обучения черчению (графике).
Основные задачи, стоящие перед методикой обучения черчению как отраслью педагогической науки. О сущности понятия «Методика обучения черчению». Вопросы, рассматриваемые общей и частной методикой черчения. О зарождении методики черчения как самостоятельной области педагогической науки. Начало систематического обучения черчению в эпоху Петра I в горнозаводских школах; об особенностях обучения черчению в России в последующие годы.
Этапы и методы научных исследований, применяемые в методике обучения черчению.
О 4-х основных этапах научного исследования – выявлении проблемы исследования; построении гипотезы; проверки гипотезы и построении теории; об оформлении и внедрении результатов исследования. О сущности общенаучных и специальных методах исследования. Наблюдение. Беседы. Анкетный опрос. Эксперимент. Сравнение результатов. Циклография. Тензометрия, пьезометрия. Окулография. Хронометраж. Мультиплицирование.
Структура и содержание курса черчения. 1. Программа по черчению В.А. Гервера и др. под ред. В.И. Якунина для одногодичного обучения учащихся 2. Программа по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под ред. В.А. Гервера для двухгодичной графической подготовки школьников. Учебник черчения А.Д. Ботвинникова и его соавторов. Сходства и различия между этими пособиями.
О темах, изучаемых школьниками в определенной последовательности по одногодичной и двухгодичной программам и традиционному учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. Об их сходствах и различиях. Об особенностях составления программ и учебника черчения упомянутых авторов.
Развитие пространственных представлений у учащихся.
Сущность понятия «Пространственные представления». О количестве и содержании обязательных графических и практических работ на первом и втором году обучения. Разновидности заданий, направленных на развитие пространственных представлений школьников. О методических и дидактических требованиях, предъявляемым к графическим задачам, способствующим развитию пространственных представлений.
Основные дидактические принципы и методы обучения черчению. Типы и структура уроков черчения. Требования к уроку.
Принципы политехнической направленности; научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; наглядности; прочности усвоения знаний; связи теории с практикой; единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.
Методы: рассказ; объяснение; беседа; лекции; наблюдение; моделирование и конструирование; выполнение графических работ; работа с учебником и справочным материалом.
О сущности таких типов уроков черчения, как: 1) изучения нового материала, 2) повторения и закрепления знаний умений и навыков учащихся, 3) контрольного урока, 4) урока общего или смешанного (комбинированного) типа. О структурах перечисленных типов уроков. О сущности проблемного и нетрадиционного уроков.
Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся
... на обучение учащихся в разные возрастные периоды. Основной целью данной работы является проследить корреляции самооценки и уровня притязаний учащихся, и влияние их на обучение учащихся в ... выявить оптимальные положительные сочетания самооценки и уровня притязаний для успешного обучения. Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции общей и ...
Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, гигиенические.
Планирование учебной работы по черчению и подготовка учителя к уроку.
Об особенностях составления календарно-тематического планирования и планов-конспектов уроков.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по черчению
Об учете успеваемости школьников. Устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Методы устного опроса: индивидуальный, фронтальный и уплотненный (комбинированный) опрос. Проверка и оценка устных ответов, графических и практических работ учащихся по черчению по 5-ти бальной системе.
Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами.
Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Текстовые и графические условия заданий и варианты их решений. Критерии оценки олимпиадных работ. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами.
Обучение учащихся способам проецирования и выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций. Формирование у школьников понятий о сечениях и разрезах.
Методика ознакомления школьников с общими сведениями о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Последовательность обучения учащихся проецированию предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Последовательность построения изображения предмета в 3-х видах: спереди, сверху и слева.
Ознакомление учащихся с общими сведениями о сечениях и разрезах; о сходствах и разницах между этими изображениями. Формирование у них понятия «Сечение». Обучение учащихся выполнять и обозначать сечения. Классификация сечений и графические обозначения материалов на сечениях.
Формирование понятия о разрезе как изображении. Простые разрезы (фронтальный, профильный, горизонтальный).
Обозначение разрезов. Местный разрез. Соединение половины (части) разреза с половиной (частью) разреза. Особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе).
Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза.
Роль учителя экономики и предпринимательства на современном этапе образования.
Понятие открытого общества. Признаки открытого общества: свобода мысли, свобода слова, свобода убеждений, свобода поиска собственного понимания мира. Трансформация мотивации учащихся: от внешней мотивации к внутренней мотивации. Понятие критического мышления и методы обучения, способствующие развитию критического мышления учащихся. Учебное занятие как форма моделирования взаимоотношений человека в обществе.
Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях 2
... люди. В этом смысле воспитание - вечная категория. В истории педагогики особый интерес представляет изучение возникновения и развития воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности ... по организации семейного воспитания. 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях 1.1 Понятия "воспитание", "семья", "семейное воспитание" Важнейшей стороной и ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики и предпринимательства.
Сущность понятия «активизация познавательной деятельности». Психологические основы и способы активизация познавательной деятельности (метод проблемного обучения, организация самостоятельной и творческой работы учащихся, ученические дискуссии и т.п.).
Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся (включение аналитических заданий, проблемных задач, ролевых ситуаций).
ПК как средство реализации проблемного обучения, исследовательского метода.
Список литературы
По педагогике
1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников //Сов. педагогика.-1989.- №7.
2. Акимова Н.П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.,1992.
3. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. – 2000. – № 7.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.,1990.
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
6. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983.
7. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика, 2001-№1.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985.
9. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2-х книгах. – М., 2000.
10. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. — М., 1989.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994
12. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. — М., 1970.
13. Бирюкова Л.М. Основы управления педагогическими системами: Учебно-методические материалы. – Архангельск, 2002.
14. Богданова Л. Педагогика сотрудничества //Культура и жизнь. — 1989.- №5.
15. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. – 2001. — №1.
16. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000.
17. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. — Архангельск, 1994.
18. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2000.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций Учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 439 с.
20. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В.Е.Гмурмана. – М.,1981.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003
... внутренних дел. Однако его основу составляют определенные педагогикой цели и задачи воспитания, разработанные и научно ... 895 с. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для студ. ... результатом воспитания. 6. От активности участников воспитательного процесса, их взаимодействия, эффективности развития и обучения. ...
21. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М.,1990.
22. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М.,1989.
23. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы /Сост. Л.К. Балясная. – М., 1995
24. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся /Под ред. В.В.Мерцалова. – М.,1978.
- Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика работы социального педагога. — М.: Академия, 2007. — 192 с.
- Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. М. : ВЛАДОС, 2003.
27. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2001.- №4.
28. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.
29. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие. – СПб., 2004.
30. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002
31. Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания //Сов. педагогика. — 1991.- №8.
32. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. – М., 1984.
33. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971.
34. Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания //Сов. педагогика. — 1986.- №11.
35. Горшкова Е. А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика – история и современность. – Архангельск, 1992.
36. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.,1991.
37. Гребенников И.В. Школа и семья. – М.,1985.
38. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под. ред. Е.И.Соколова.- М., 1998.
39. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения //Сов.педагогика. — 1992.- №7/8.
40. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
41. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984
42. Деятельность, обучение, игра в развитии коллектива и формировании личности. – М.,1983.
43. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Избранные педагогические сочинения. – М.,1956.
44. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М., 1999
45. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
46. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. – М., 1949.
47. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
48. Дьяченко В.К. Общие формы организации обучения. – Красноярск, 1984.
49. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. – М., 1991.
50. Ермоленко Г., Решетников О. Скаутизм как движение // Народное образование. – 1999. – № 5.
51. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1984.
52. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
53. Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания //Сов.педагогика. – 1985.- №6.
54. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971.
55. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1966.
56. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999
57. Зорина Л.Я. Дидактические основы системности знания. – М., 1978.
58. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
59. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.
60. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.
61. Ильин Е.Н. Рождение урока. – Калининград, 1989.
62. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма //Педагогика. – 2000. — №2.
63. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. – Л., 1983.
64. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. – Л., 1989.
65. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
66. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1986.
67. Караковский В.А. Любимые мои ученики. – М., 1987.
68. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание! Воспитание … Воспитание? Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
69. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен, — М., 1994.
70. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991.
71. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
72. Коменский Я.А. Великая дидактика /Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.- т.1.
73. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993.
74. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982.
75. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя //Вестник образования. – 1991.- № 8.
76. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Тематический выпуск //Вестник образования. – 2001, декабрь.
77. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. – М., 1980.
78. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1966.
79. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М., 1986.
80. Кочетов А.И. Педагогические технологии. – Славянск – на – Кубани, 2000.
81. Кочетов В.И. Мастерство перевоспитания. – М., 1981.
82. Кочетов В.И. Работа с трудными детьми. – М., 1986.
83. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М., 1977.
84. Красовицкий М. Конечный результат в планировании воспитательной работы
85. Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков Н.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. – М., 1989.
86. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967.
87. Кумарин В.В. Теория коллектива в трудах А.С.Макаренко. – Киев, 1979.
88. Кутьев В.О. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2000. — №5.
89. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990
90. Легенький В.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.
91. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
92. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
93. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
94. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
95. Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации ребенка // Социальная педагогика – 2003 — № 1.
96. Локк Дж. Мысли о воспитании /Пед.сочинения. – М., 1939.
97. Луговская И.Р. Школьное обязательное образование Северных стран. – Архангельск, 2001.
98. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1988.
99. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Там же.
100. Макаренко А.С. Цель воспитания /Сочинения. – М., 1957.- т.4
101. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 1994.
102. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975.
103. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. – М., 1985.
104. Методика воспитательной работы /Под ред. В.И.Коротова. – М.,1990.
105. Методика воспитательной работы /Под ред. Л.И.Рувинского. – М.,1989.
- Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие М. : Академия, 2004.
107. Методология педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.,1980.
108. Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990.
109. Мирочник Б. Эксперимент: введена должность освобожденного классного руководителя //Восп.школьников. – 1990.-№ 5.
110. Митюров Б.М. Проблема формирования личности в трудах отечественных просветителей 16 – 17 вв. // Сов.педагогика. – 1983.-№ 9.
111. Михайловская И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.
112. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
113. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1987.
114. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007. — 198 с.
- Мустаева Ф. А.Основы социальной педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. , обуч. по спец. «Соц. педагогика» М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002.
117. Национально-региональный компонент в образовании /Под ред.Т.С.Буториной. – Архангельск, 1994.
118. Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. – М., 1995.
119. Немов Р.С., Кирпичный А.Г. Путь к коллективу. – М., 1983.
120. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., 1992.
- Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Владос, 2007. — 400 с. (Серия: Для средних специальных учебных заведений).
- Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. — Москва: Высш. образование, 2007. — 254 с.
123. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Сов.педагогика. – 1991. — № 11.
124. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.
125. Новое в воспитательной работе школы /Сост. Н.Е.Щуркова, В.И.Шнырева. – М.,1991.
126. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.
127. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития /Под ред. М.И.Кондакова. – М., 1986.
128. Образцова О.Ю. Философия и история образования: Методические рекомендациии для студентов-заочников. – Архангельск, 1999.
129. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей /Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994
130. Огородников И.Т. К вопросу о классификации методов воспитания // Сов.педагогика. – 1972. — № 4.
131. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.Я.Зязюна. – М., 1989.
132. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М., 1980.
133. Педагогическая культура Европейского Севера /Отв.ред. Н.В.Чернова. – Архангельск, 1998.
134. Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование /Отв. ред. И.Р. Луговская. – Архангельск, 2000.
135. Педагогическая культура Европейского Севера: эксперимент в сфере образования /Отв. ред. О.Ю. Образцова. – Архангельск, 2002.
136. Педагогические теории, системы, технологии: Учебно — методические материалы для студентов-заочников /Отв. ред. О.Ю. Образцова. – Архангельск, 1998.
137. Педагогические термины /Отв. ред. Ф.Б. Барашкова. – Архангельск, 2001.
138. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избранные пед.сочинения. – М., 1981. – т.1.
139. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр.пед.сочинения. – М., 1985.
140. Портнов И.Л. Азбука школьного управления. – М.,1991.
141. Проблемы методологии педагогики и методики исследований /Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. – М., 1971.
142. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.
143. Психология: Словарь /Под ред. А.В.Петровского. – М.,1990ю
144. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
145. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
146. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании //Пед.сочинения. – М., 1981. – т.1.
147. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
148. Селевко Г.К., Тихомирова И.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, 1990.
149. Сидоркин А.М. Процесс развития воспитательной системы школы //Сов.педагогика. – 1990. — № 1.
150. Симонов В.П. Педагогический менеджмент.- М., 1995.
151. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000.
152. Сковородкина И.З. Моделирование педагогического процесса. – Архангельск, 1998.
153. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере. – Архангельск, 1999.
154. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере (1917 – 1999 годы).
– Архангельск, 2001.
155. Сковородкина И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественно-научных дисциплин. – Архангельск, 1995.
156. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М.,1992.
157. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М.,1989.
158. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. – Л.,1989.
- Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / ред. В.А. Никитин. М. : ВЛАДОС ; М. : МГСУ, 2002
160. Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. – Вологда,1988.
161. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.
162. Степанов П. Воспитание детей в духе толерантности //Классный руководитель. — 2002. — №2.
163. Суходолова Г. Без классных руководителей //Восп.школьников. – 1990. — № 5.
164. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.,1975.
165. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.,1971.
166. Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания: В 2-х ч. – Казань, 1990.
167. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. – М., 1991.
168. Теоретические основы процесса обучения в современной школе /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1989.
169. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред.В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1983.
170. Тетерский С. Детские организации – опыт, проблемы, поиски // Воспитание школьников. – 1999. – № 6.
171. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед.сочинения. – М.,1953.
172. Тупоногов А.С. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития //Дефектология. – 1994. — №4
173. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
174. Управление развитием школы /Под.ред. М.М.Поташника. – М., 1995.
175. Учитель. Школа. Общество /Под ред. Е.Э.Смирновой. – СПб, 1995.
176. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр.сочинений. – М.,1950. т.8.
177. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдовой. – М., 1982.
178. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,1991.
179. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.,1988.
180. Хозяинов Г.И. Средства обучения. – М.,1987.
181. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М., 1994.
182. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.,1991.
183. Чубинидзе М.И. Диагностика трудновоспитуемости подростков //Сов.педагогика. – 1989. — № 6.
184. Шамова Т.И. и др. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы.– Архангельск, 1995.
185. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – Архангельск, 1990.
186. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания //Сов.педагогика. – 1991. — № 7.
187. Шепель В.М. Социально-психологические резервы воспитания //Сов.педагогика. – 1988. — № 12.
188. Школьное образование в Северных странах /Сост. И.Р. Луговская. – Архангельск, 2002.
189. Шубинский В.С. Человек как цель воспитания //Педагогика. – 1992. — № 3/4.
190. Щекина С.С. Семьеведение. – Архангельск, 2002.
191. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.,1979.
192. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. – М.,2000.
193. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.
194. Яковлев Н.И., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.,1985.
По теории и методике обучения технологии и предпринимательству
- Аверичев Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50-80-х годах. // Школа и производство.-1996.- №1.
- Антонов А.Ф., Бобыкин В.Н. Критерии оценки знаний и умений в трудовом обучении // Школа и производство №6, 1995.
3. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.:Метод. пособие / А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2003.
- Бешенков А.К. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда / А.К.Бешенков, В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2002.
- Бородина В.А. История развития трудового обучения в России // Вопросы истории, теории и методики преподавания технологических и общетехнических дисциплин: Сб. науч. трудов / Отв. ред. и составитель Н.Н.Меньшуткин. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2000.
- Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7 – 8 классы» / А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 159, [1] с.: ил.
- Ботвинников, А.Д. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., дораб. — М.: АСТ: Астрель, 2011. – 221, [3] с.: ил.
- Быковская О.Н Пооперационный контроль практических работ по технологии обработки ткани // ШиП 2010, №7.
- Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.: ил.
- Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»
А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7 – 8 кл. / В.И. Вышнепольский. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 79, [1] с.: ил. - Гервер В.А.Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 144 с.: ил.
- Ермаков Д., Петрова Г. Элективные курсы для профильного обучения // Народное образование 2004г. №2
- Итоговый контроль учебных достижений учащихся основной школы по технологии (обслуживающий труд) / Школа и производство. – 2008. — №3.
- Карточки-задания по черчению для 8 класса: Пособие для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко; Под ред. Е.А. Василенко – М.: Просвещение, 1990 – 239 с.: ил.
- Кожина О.А. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. М.: Дрофа, 2007.
- Котряхов Н.В. Ручной труд в дореволюционной русской школе. // Школа и производство. — 1994.- №6.
- Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Кругликов Г.И. Формы организации занятий по технологии. // Школа и производство. — 1999. — №2.
- Курина В.А, Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению /графике/. Курс лекций и практические занятия. — Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. академика И.Г. Петровского, 1997. — 190 с.
- Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под ред. Е.А. Василенко. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Методика трудового обучения: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2008, Под ред. Д.А. Тхоржевского — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981.
- Методическая работа в школе: организация, планирование, анализ / авт.-сост. Л. В. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Мисаренко Г. На пути к стандартам нового поколения // Народное образование. – 2009. — №1
- Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. – 2004. — № 6. – С. 74 – 78.
- Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. – 2004. — № 1. – С. 73 – 78.
- Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос.ун-т им. М.В. Ломоносова.- 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 32 с.
- Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: Методическое пособие для учителей: К программе А.Д. Ботвинникова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, М.М. Селивёрстова под редакцией В.А. Гервера и учебнику «Черчение. 7 – 8 классы» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского. – М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2005. – 32 с.
- Михайлов Н.Г. Художественное конструирование в системе интегрированных уроков черчения, ИЗО и труда: Учебно-методические рекомендации. — Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1992. — 53 с.: рис.
- Михайлов Н.Г. Школьные олимпиады по черчению // Народное образование. — 2001. — №8. — С. 122-133.
- Могилев А.В. Такие нестандартные новые стандарты…// Народное образование. – 2010. – №5
- Моисеев А., Поташник М. О методической работе в школе. Народное образование. № 10, 1987.
- О государственных образовательных стандартах второго поколения рассказывают руководители Российской академии образования. // Школа и производство. – 2009. — №3
- Организация работы школьного методического объединения: нормативные и инструктивно-методические материалы / авт.-сост. О. И. Медведева, Т. А. Кобзарева. — Волгоград: Учитель, 2010.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вентана-Графф, 2003.- 296с.
- Поляков А.А. Контрольные работы по трудовому обучению. // Школа и производство. — 1996. — № 4.
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.:Просвещение, 2010. (Школа и производство. – 2010. — №1, 2, 3)
- Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: 5-8 классы: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Сборник материалов в помощь организаторам предпрофильной подготовки девятиклассников // Сост. Е.В.Молчанова, Л.Н.Нестерова. – Архангельск: АОИППК, 2004.
- Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
- Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 198 [10] с. – С. 20 – 21; 26 – 27; 75; 95 – 97; 101; 112; 135 – 137; 141 – 142.
- Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: Пособие для учителей (Из опыта работы).
– М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
- Серебренников Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования (по итогам работы XVI международной научно-практической конференции «Технологическое образование как фактор инновационного развития страны») // ШиП №2, 2011. С. 3-8
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Современные подходы к проблемам трудового воспитания.//Школа и производство.- 1999.- №2.
- Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.-сост. О.А.Нессонова и др. – Волгоград: учитель, 2009.
- Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты / авт.-сост. В.П.Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Технология. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / авт.-сост.: Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Черчение, 7 — 8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. – М.: Просвещение, 2000. – 76 с. – С. 51 – 60.
- Черчение: Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации / Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Отв. ред. В.А. Гервер. — М.: Просвещение, 1993. — 16 с.
Итоги государственного экзамена
Государственный экзамен проводится для студентов очной формы обучения в устной форме, для студентов заочной формы обучения в письменной форме. На подготовку ответа к устному экзамену отводиться 60 минут, на подготовку и оформление письменного ответа отводится не более четырех часов.
В своих ответах на экзамене студенты должны показать глубину и осознанность знаний в свете следующих требований.
1. Понимание задач развития образования, проблем воспитания и обучения.
2. Понимание целей, задач и содержания технологической подготовки учащихся.
3. Рассмотрение вопросов в теоретико-педагогическом, историко-педагогическом, сравнительно-педагогическом, психологическом аспектах.
4. Подтверждение теоретических положений, сформулированных в ответе, примерами из современной практики воспитания и обучения, из личного опыта педагогической практики.
5. Обоснование выбранных форм и методов обучения технологии с точки зрения их эффективности.
Ответы студентов должны свидетельствовать об осведомленности в важнейших вопросах педагогики и методики обучения технологии, об осознанности опыта современной школы, о готовности к учебно-воспитательной работе в учреждениях системы образования.
Результат государственного экзамена по специальности определяется дифференцированно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.
Результат государственного экзамена по специальности, кроме неудовлетворительной оценки вносится в зачетную книжку студента и заверяется подписями всех членов экзаменационной комиссии, присутствующих на заседании.
Критерии выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО).
Оценка «отлично» выставляется студенту, если даны полные и правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой; содержание ответа изложено логично и последовательно; существенные фактические ошибки отсутствуют; ответ соответствует нормам русского литературного языка. Студент дает исчерпывающие и правильные ответы на уточняющие и дополнительные вопросы членов комиссии по теме вопросов билета.
Оценка «хорошо»выставляется студенту в случае, когда содержание ответа, в основном, соответствует требованиям, предъявляемым к оценке «отлично», т. е. даны полные правильные ответы на вопросы экзаменационного билета с соблюдением логики изложения материала, но при ответе допущены небольшие ошибки и погрешности, не имеющие принципиального характера. Оценка «хорошо» выставляется студенту, недостаточно четко и полно ответившему на уточняющие и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.
Оценка «удовлетворительно»выставляется студенту, не показавшему знания в полном объеме, допустившему ошибки и неточности при ответе на вопросы экзаменационного билета, продемонстрировавшему неумение логически выстроить материал ответа и сформулировать свою позицию, не смог ответить более, чем на половину дополнительных и уточняющих вопросов членов экзаменационной комиссии.
Оценка «неудовлетворительно»выставляется студенту, если он не дал ответа хотя бы на один вопрос экзаменационного билета; дал неверные, содержащие фактические ошибки, ответы на все вопросы; не смог ответить на дополнительные и уточняющие вопросы членов экзаменационной комиссии. Неудовлетворительная оценка выставляется выпускнику, отказавшемуся отвечать на вопросы билета.
Программа обсуждена на заседании кафедры технологии и безопасности жизнедеятельности, протокол № ___ от «___» __________ 2013 г.
Заведующий кафедрой | к.т.н., доцент | Галашев А.Н. | |||
(степень, звание) | (подпись) | (Фамилия И.О.) |
Программа одобрена учебно-методической комиссией института комплексной безопасности, протокол № ___ от «___» _____________ 2013 г.
Председатель методической комиссии | к.т.н., доцент | Галашев А.Н. | |||
(степень, звание) | (подпись) | (Фамилия И.О.) |
Директор института | Бусин М.В. | ||||
(степень, звание) | (подпись) | (Фамилия И.О.) |